Рабочая программа учебного курса «История» (10–11 класс)

0
0
Материал опубликован 1 April 2019

Пояснительная записка

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи программы: показать основные линии исторического движения к современному миру, объяснить учащимся, как разные исторические эпохи связаны с современностью, как историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем. Актуализация исторического материала  предоставляет школьникам возможность не только рационально, но и эмоционально сделать исторический опыт частью личного опыта, почувствовать себя звеном в цепи поколений.

      Важнейшими задачами  исторического образования являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности. Обучающиеся должны также освоить периодизацию отечественной истории и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографию.

На первый план выдвигается компетентностный подход, общеучебные умения, навыки и способы деятельности. 

НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2004),

- Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) М., 2012 (http://window.edu.ru/resource/207/37207/files/10-1-s.pdf) ,

- Программы курса «История». Базовый уровень. 10-11 классы / авт.-сост. Л.А. Пашкина. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.

- Авторской программы «Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века». 11 кл. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. М., «Русское слово», 2009.

- Учебник: Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин. — М.: ООО «Русское слово», 2018

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru– сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru– газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru– компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

- http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

- www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»

Конвенция о правах ребенка;

Всеобщая декларация прав ребенка

Рабочая программа по истории для 10 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по предмету. Соответствует второму концентру исторического образования в средней школе. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Весь исторический материал изучается синхронно-параллельно.

.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕДМЕТА

Историческое образование на ступени среднего общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени полного среднего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени полного среднего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности – природе, обществе, человеке, его истории и культуре.

Передавая учащимся культуру региона, мы вносим большой вклад в общее образование, в формировании всесторонне развитой, гармоничной личности.

Интеграция национально-регионального компонента, осуществляться по двум направлениям:

Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных (предметных областей географии, литературы, искусства) в программу изучения истории. На уроках вводится фрагментарно интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, литературой, традициями и обычаями народов Республики Бурятия. Работа с краеведческим материалом требует тщательного подбора материалов, позволяющих учащимся познакомиться с историей родного края и страны изучаемого языка, культурными и научными достижениями народов Бурятии.

Второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития республики.

Формы организации изучения истории Республики Бурятия представлены урочными формами (лекции, семинарские занятия, беседы, составление опорных конспектов)
 

Название раздела, тема урока

Кол – во часов

38

Бурятия в древности и средневековья

1

68

Бурятия в новое время

1

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план

«История» 10 класс

Всего часов в год – 72

Часов в первое полугодие - 17 недель х 2 час = 34

Часов во второе полугодие -19 недель х 2 час = 38

Часов в неделю - 2

Наименование разделов

Количество часов

Раздел I. Пути и методы познания истории

4

Раздел II. От первобытной эпохи к цивилизации

7

Раздел III. Русь, Европа и Азия в средние века

28

Раздел IV. Россия и мир на рубеже нового времени (конец XVXVII в.)

17

Раздел V. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации.

13

Резерв

3

Итого

72

 

Календарно-тематический план по курсу «История» 10 класс: «История с древнейших времен до конца Х1Х века» (72ч)

Раздел программы

Кол-во часов

урока

Тема урока

Дата урока

планируемая

Дата урока фактическая

1. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ.

4

1

Этапы развития исторического знания

   

2

Основы исторической науки

   

3

Россия во всемирной истории

   

4

Обобщение темы № 1 « Пути и методы познания истории»

   

2. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ.

7

5

У истоков рода человеческого

   

6

Государства Древнего Востока 

   

7

 Культура Древнего Востока

   

8

Цивилизация Древней Греции 

   

9

Древнеримская цивилизация 

   

10

Культурно-религиозное наследие античной цивилизации 

   

11

Обобщение темы № 2 « От первобытности к цивилизации»

   

3. РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА. 

28

12

Европа в эпоху раннего Средневековья 

   

13

Рождение исламской цивилизации 

   

14-15

Славяне в раннем Средневековье 

   

16-17

Образование Древнерусского государства 

   

18 -19

Расцвет Древней Руси 

   

20

Социально-экономическое развитие Древней Руси 

   

21-22

Политическая раздробленность Руси 

   

23-24

Культура Руси X – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации 

   

25

Католический мир на подъеме 

   

26

 Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии 

   

27-28

Монгольское нашествие на Русь 

   

29

Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского 

   

30

Западная Европа в XIV – XV вв.

   

31

Европейская культура, наука и техника в Средние века 

   

32

Мир за пределами Европы в Средние века 

   

33-34

Возвышение новых русских центров и начало объединения русских земель вокруг Москвы.

   

35

Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского 

   

36-37

Междоусобная война на Руси 

   

38

Бурятия в древности и средневековья

   

39

Обобщение темы № 3 «Русь, Европа и Азия в средние века»

   

4. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV – НАЧАЛО XVII ВВ.)

17

40

На заре Новой эпохи. 

   

41

Западная Европа: новый этап развития. 

   

42

Тридцатилетняя война и буржуазные революции в Европе.

   

43

Образование Русского централизованного государства. 

   

44-46

Правление Ивана IV Грозного 

   

47-49

Культура и быт России в XIV – XVI вв. 

   

50

Смутное время на Руси 

   

51

Россия при первых Романовых 

   

52

Экономическое и общественное развитие России в XVII в.

   

53

Россия накануне преобразований 

   

54-55

Культура и быт России в XVII в. 

   

56

Обобщение темы № 4 « Россия и мир на рубеже нового времени»

   

5. РОССИЯ И МИР В ЭПОХУ ЗАРОЖДЕ-НИЯ ИНДУСТРИ-АЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗА-ЦИИ.

13

57

Промышленный переворот в Англии и его последствия 

   

58

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм 

   

59

Государства Азии в XVII—XVIII вв. 

   

60-61

Россия при Петре I 

   

62

Россия в период дворцовых переворотов 

   

63

Расцвет дворянской империи 

   

64

Могучая внешнеполитическая поступь империи 

   

65

Экономика и население России во второй половине XVIII в. 

   

66-67

Культура и быт России XVIII в. 

   

68

Бурятия в новое время

   

69

Обобщение темы № 5.« Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации»

   

Резерв

3

70-72

     

ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

10 КЛАССА

В результате изучения истории ученик должен

знать и понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;

периодизацию отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе. 

уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных событий и историческими терминами и понятиями;

анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы, исторические описания и объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

формулировать на основе приобретенных исторических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, готовить устное выступление, творческую работу по исторической тематике;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

совершенствования собственной познавательной деятельности;

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

-Учебник История с древнейших времен до конца 19 века10 класса, А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин Дополнительная литература для учителя:

- Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов, - М.: МИРОС, 2015;

- Вотромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх, - М.: Олма Пресс, 2009;

- История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова, -М.: Русское слово, 2010;

- Короткова, М. В. История России IX-XVШ в.: дидактические материалы / М. В. Короткова, - М: Дрофа, 2015;

- Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся,2009;

Буганов В.И., Назарец А. И. Исторические портреты прошлого, - М.: Просвещение, 2010;

- Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М: Просвещение, 1999;

- Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;

- Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: Мирос, 2004.

- Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В. Е. Степанова, I часть;

- Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1990;

- Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории России / О. В. Давыдов. - М.: Экзамен, 2015;.

- Поурочные разработки по истории России (с древнейших времён до конца XVI века), Б.Н. Серов, К.А. Соловьёв, - М., Русское слово, 2016.

- Вурста Н.И. Историческое сочинение: новое задание на ЕГЭ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.

- Вурста Н.И. История России. Даты, события, личности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

- Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2017.

- Маркин С.А. История: Картографический тренинг: Пособие для подготовки к ЕГЭ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

- Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России в схемах: учебное пособие. М.: Проспект, 2016.

 

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Задачники для подготовки к ЕГЭ по истории

Тесты по истории России:

«Древняя Русь»

«Удельная Русь»

«Батыево нашествие»

«Московская Русь»

«Россия в 16 веке»

«Бунташный век»

«Императорская Россия»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.