Рабочая программа учебного курса «История» (10–11 класс)
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящая рабочая программа по истории для 11 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по истории .
Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) М.,2012 (http://window.edu.ru/resource/207/37207/files/10-1-s.pdf) ,
Программы курса «История». Базовый уровень. 10-11 классы / авт.-сост. Л.А. Пашкина. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
Учебник: Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. Загладин Н.В., Петров Ю.А. История конец XIX – начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Историческое образование на ступени среднего общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени полного среднего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени полного среднего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.
НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности – природе, обществе, человеке, его истории и культуре.
Передавая учащимся культуру региона, мы вносим большой вклад в общее образование, в формировании всесторонне развитой, гармоничной личности.
Интеграция национально-регионального компонента, осуществляться по двум направлениям:
Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных (предметных областей географии, литературы, искусства) в программу изучения истории. На уроках вводится фрагментарно интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, литературой, традициями и обычаями народов Республики Бурятия. Работа с краеведческим материалом требует тщательного подбора материалов, позволяющих учащимся познакомиться с историей родного края и страны изучаемого языка, культурными и научными достижениями народов Бурятии.
Второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития республики.
Формы организации изучения истории Республики Бурятия представлены урочными формами (лекции, семинарские занятия, беседы, составление опорных конспектов)
№ | Название раздела, тема урока | Кол – во часов |
26 | Бурятия в первой половине XIX в. | 1 |
65 | Бурятия в начале XX в | 1 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ» 11 КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Всего часов в год – 72
Часов в первое полугодие - 17 недель х 2 час = 34
Часов во второе полугодие -19 недель х 2 час = 38
Часов в неделю - 2
Наименование разделов | Количество часов |
Раздел I. Пути и методы познания истории | 2 |
Раздел II. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVIII -XIX В. | 43 |
Раздел III.Россия и мир в начале XXв. | 21 |
Резерв | 6 |
Итого | 72 |
Календарно-тематический план по курсу «История» 11 класс: «История с древнейших времен до конца Х1Х века» (68ч)
Раздел программы | Кол-во часов | № урока | Тема урока | Дата урока план | Дата урока фактическая |
Раздел I. Пути и методы познания истории | 2 | 1 | Проблемы периодизации всемирной истории | ||
2 | Особенности истории России | ||||
Раздел II. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVIII -XIX В. | 43 | 3 | Война за независимость в Северной Америке | ||
4 | Великая французская революция и ее последствия для Европы | ||||
5 | Европа и наполеоновские войны | ||||
6 | Россия в начале XIX века. | ||||
7 | |||||
8 | Начало царствования Александра I | ||||
9-10 | Отечественная война 1812 г. | ||||
11 | Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Выступление декабристов. | ||||
12 | Россия и Священный союз. Тайные общества | ||||
13 | Реакция и революции в Европе 1820 – 1840-х гг. | ||||
14 | Европа: облик и противоречия промышленной эпохи | ||||
15 | Страны Западного полушария в XIX веке. Гражданская война в США | ||||
16 | Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока | ||||
17-18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22-23 | |||||
24 | |||||
25 | Воссоединение Италии и объединение Германии | ||||
26 | Бурятия в первой половине XIX в | ||||
27 | Александра II - освободитель | ||||
28 | |||||
29 | Отмена крепостного права в России. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. | ||||
30-31 | |||||
32 | |||||
33 | |||||
34 | Промышленность и транспорт в пореформенной России | ||||
35 | |||||
36 | Общественное движение в 60—70-е гг. XIX в. | ||||
37 | Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877—1878 гг. | ||||
38 | |||||
39 | |||||
40-41 | |||||
42-44 | |||||
45 | Обобщение темы РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVIII -XIX В. | ||||
Раздел III.Россия и мир в начале XXв. | 21 | 46 | Научно – технический прогресс и новый этап индустриального развития | ||
47 | Модернизация в странах Европы, США и Японии | ||||
48 | Россия на рубеже 19-20 в | ||||
49 | Кризис империи: русско – японская война | ||||
50 | Кризис империи: революция 1905-1907 гг. | ||||
51-52 | Политическая жизнь страны после манифеста 17 октября 1905 г | ||||
53-54 | Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина | ||||
55-56 | Культура России в к.19 – нач. 20 в. | ||||
57 | Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале 20 века | ||||
58 | Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки | ||||
59-60 | Первая мировая война | ||||
61 | Февральская революция 1917 г. | ||||
62 | Переход власти к партии большевиков | ||||
63-64 | Гражданская война | ||||
65 | Бурятия в начале 20 века | ||||
66 | Обобщение темы Россия и мир в начале XXв. | ||||
Резерв | 6 | 67-72 |
ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
11 КЛАССА
В результате изучения истории ученик должен
знать и понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;
периодизацию отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных событий и историческими терминами и понятиями;
анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы, исторические описания и объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
формулировать на основе приобретенных исторических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, готовить устное выступление, творческую работу по исторической тематике;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
совершенствования собственной познавательной деятельности;
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
-Учебник История с древнейших времен до конца 19 века10 класса, А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин
- учебник История конец XIX – начало XXI Загладин Н.В., Петров Ю.А.
Дополнительная литература для учителя:
- Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов, - М.: МИРОС, 2015;
- Вотромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх, - М.: Олма Пресс, 2009;
- История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова, -М.: Русское слово, 2010;
- Короткова, М. В. История России IX-XVШ в.: дидактические материалы / М. В. Короткова, - М: Дрофа, 2015;
- Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся,2009;
Буганов В.И., Назарец А. И. Исторические портреты прошлого, - М.: Просвещение, 2010;
- Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М: Просвещение, 1999;
- Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
- Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: Мирос, 2004.
- Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В. Е. Степанова, I часть;
- Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1990;
- Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории России / О. В. Давыдов. - М.: Экзамен, 2015;.
- Поурочные разработки по истории России (с древнейших времён до конца XVI века), Б.Н. Серов, К.А. Соловьёв, - М., Русское слово, 2016.
- Вурста Н.И. Историческое сочинение: новое задание на ЕГЭ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.
- Вурста Н.И. История России. Даты, события, личности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
- Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2017.
- Маркин С.А. История: Картографический тренинг: Пособие для подготовки к ЕГЭ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
- Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России в схемах: учебное пособие. М.: Проспект, 2016.
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Задачники для подготовки к ЕГЭ по истории
Тесты по истории России:
«Россия в 19 веке»