Рабочая программа учебного курса «История» (10–11 класс)
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящая рабочая программа учебного предмета «История» для обучающихся 12 класса, изучающих предмет на базовом уровне, составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования; Авторской программы курса авторской программы курса «История России. XX - начало XXI века» Козленко С.И., Загладина Н.В., Загладиной Х.Т. (6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2010 года). Авторской программы курса «Всеобщая история» (10-11 класс). Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т. (4-е изд., перераб.-М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 года)ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Рабочая программа по истории (12 класс) состоит из двух курсов: история России и всеобщая история.
Изучение истории в полной средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, существующих в современном мире;
- расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и Роли России во всемирно-историческом развитии;
- формирования исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основными задачами являются:
- сформулировать у старшеклассников целостное представление о процессах и тенденциях мирового развития;
- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
-воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважение к историческому пути своего и других народов, что особенно важно в условиях многонациональной и поликонфессиональной России;
-развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается овладение конкретно-историческим к событиям и явлениям прошлого, а также умение аргументированно выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
-овладение учащимися умениями и навыками поисками и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Историческое образование на ступени среднего общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени полного среднего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени полного среднего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.
НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности – природе, обществе, человеке, его истории и культуре.
Передавая учащимся культуру региона, мы вносим большой вклад в общее образование, в формировании всесторонне развитой, гармоничной личности.
Интеграция национально-регионального компонента, осуществляться по двум направлениям:
Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных (предметных областей географии, литературы, искусства) в программу изучения истории. На уроках вводится фрагментарно интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, литературой, традициями и обычаями народов Республики Бурятия. Работа с краеведческим материалом требует тщательного подбора материалов, позволяющих учащимся познакомиться с историей родного края и страны изучаемого языка, культурными и научными достижениями народов Бурятии.
Второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития республики.
Формы организации изучения истории Республики Бурятия представлены урочными формами (лекции, семинарские занятия, беседы, составление опорных конспектов)
№ |
Название раздела, тема урока |
Кол – во часов |
19 рнк |
18. Бурятия в первой половине 20 века |
1 |
27 рнк |
7. Бурятия в годы войны |
1 |
67 рнк |
14. Бурятия во второй половине 20 века |
1 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«История» 12 класс
Всего часов в год – 70
Часов в первое полугодие - 17 недель х 2 час = 34
Часов во второе полугодие -18 недель х 2 час = 36
Часов в неделю - 2
Наименование разделов |
Количество часов |
Введение |
1 |
Раздел I. РОССИЯ И МИР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ. |
19 |
Раздел II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. |
8 |
Раздел III. МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ |
11 |
Раздел IV. РОССИЯ И МИР В 1960-1990-е гг. |
14 |
Раздел V. РОССИЯ И МИР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ |
16 |
Резерв |
1 |
Итого |
70 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
12 КЛАСС
Раздел программы |
Кол-во часов |
№ урока |
Тема урока |
Дата урока план |
Дата урока фактическая |
Введение |
1 |
1 |
Введение |
||
Раздел I. РОССИЯ И МИР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ. |
19 |
2 |
Февральская революция в России 1917 г. |
||
3 |
Переход власти к партии большевиков |
||||
4-5 |
Гражданская война и интервенция |
||||
6 |
Завершение Гражданской войны и образование СССР |
||||
7 |
От военного коммунизма к нэпу |
||||
8-9 |
Культура Страны Советов в 1917-1922 гг. |
||||
10 |
Советская модернизация экономики. Становление советской культуры |
||||
11 |
Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР |
||||
12-13 |
Культура и искусство СССР в межвоенные годы |
||||
14 |
Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны |
||||
15 |
Ослабление колониальных империй |
||||
16 |
Международные отношения между двумя мировыми войнами |
||||
17-18 |
Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в |
||||
19 |
Бурятия в первой половине 20 века |
||||
20 |
Обобщение «РОССИЯ И МИР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ» |
||||
Раздел II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. |
8 |
21 |
От европейской к мировой войне |
||
22 |
Начальный период Великой Отечественной войны |
||||
23 |
Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г. на Восточном фронте |
||||
24 |
Коренной перелом в Великой Отечественной войне |
||||
25 |
Наступление Красной армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны |
||||
26 |
Причины, цена и значение великой Победы |
||||
27 |
Бурятия в годы войны |
||||
28 |
Повторение «ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ» |
||||
Раздел III. МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ |
11 |
29 |
Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина |
||
30 |
Первые попытки реформ и XX съезд КПСС |
||||
31 |
Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. |
||||
32-33 |
Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг. |
||||
34 |
Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия |
||||
35 |
Падение мировой колониальной системы |
||||
36-37 |
«Холодная война» и международные конфликты 1940-1970-х гг |
||||
38 |
Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай |
||||
39 |
Повторение «МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ» |
||||
Раздел IV. РОССИЯ И МИР В 1960-1990-е гг. |
14 |
40 |
Технологии новой эпохи |
||
41 |
Становление информационного общества |
||||
42 |
Кризис «общества благосостояния» |
||||
43 |
Неоконсервативная революция 1980-х гг. |
||||
44 |
СССР: от реформ — к застою |
||||
45 |
Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки |
||||
46 |
Развитие гласности и демократии в СССР |
||||
47 |
Кризис и распад советского общества |
||||
48-49 |
Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг. |
||||
50 |
Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития |
||||
51 |
Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950-1980-е гг |
||||
52 |
Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны» |
||||
53 |
Повторение «РОССИЯ И МИР В 1960-1990-е гг.» |
||||
Раздел V. РОССИЯ И МИР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ |
16 |
54 |
Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия |
||
55 |
Интеграция развитых стран и её итоги |
||||
56 |
Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г |
||||
57 |
Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. |
||||
59 |
Россия на рубеже веков: по пути стабилизации |
||||
60 |
Российская Федерация в начале XXI в |
||||
61-62 |
Духовная жизнь России в современную эпоху |
||||
63 |
Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе |
||||
64 |
Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития |
||||
65 |
Россия и складывание новой системы международных отношений |
||||
66 |
Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине XX в |
||||
67 |
Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. |
||||
68 |
Бурятия во второй половине 20 века |
||||
69 |
15. повторение «РОССИЯ И МИР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ» |
||||
Резерв |
1 |
70 |
Резерв |
ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
12 КЛАССА
результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
-периодизацию всемирной и отечественной истории;
-современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
-историческую обусловленность современных общественных процессов;
-особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
уметь:
-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник: Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018.
Загладин Н.В., Петров Ю.А. История конец XIX – начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.
Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 14-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
Загладин Н.В, Козленко С.И., Загладина Х.Т. Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса. Профильное обучение. – 4-е изд., перераб. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. XX - начало XXI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
Готовимся к олимпиаде по истории. 8-11 классы/Э.В. Уткина.- М.: Издательство Оникс, 2011.
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ЕГЭ 2013: История: самое полное издание типовых вариантов заданий/ авт.-сост. Я.В.Соловьёв, Е.А. Гевуркова.
История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С) /Э.В.Уткина. - М.: Айрис-пресс, 2006.
Тестовые задания по истории России: В2 ч. Ч.2 17-19 века. 10 класс 2 -е изд./ О.В., Иоффе А.Н. - М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2010.
Новейшая история России, 1945-2006 гг. : кн. для учителя / А.В.Филиппов. – М. : Просвещение, 2007.