Рабочая программа учебного курса по математике для 1 класса по УМК «Перспектива»
Чёркинский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сокольниковской средней общеобразовательной школы
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
методическим объединением МБОУ Сокольниковской СОШ
учителей начальных классов от 30. 08. 2018 г. № 400
Протокол №1 от 27. 08. 2018
Рабочая программа учебного курса
по математике для 1 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Горбунова Н. А.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика».
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.
Овладение действием моделирования при решении текстовых
Содержание учебного предмета, курса
В данном курсе намечаются несколько содержательных линий, главной из которых является арифметика целых неотрицательных чисел и величин. Это центральная составляющая курса.
В курс арифметики для 1 класса включены вопросы, связанные с нумерацией целых неотрицательных чисел в пределах 20, а также действия сложения и вычитания и их свойства.
СРАВНЕНИЕ И СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ (12 ч)
Признаки отличия, сходства предметов. Сравнение предметов по форме, размерам и другим признакам: одинаковые — разные; большой — маленький, больше — меньше, одинакового размера; высокий — низкий, выше — ниже, одинаковой высоты; широкий — узкий, шире — уже, одинаковой ширины; толстый — тонкий, толще — тоньше, одинаковой толщины; длинный — короткий, длиннее — короче, одинаковой длины. Форма плоских геометрических фигур: треугольная, квадратная, прямоугольная, круглая. Распознавание фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
Выполнение упражнений на поиск закономерностей.
Расположение предметов в пространстве: вверху — внизу, выше — ниже, слева — справа, левее — правее, под, у, над, перед, за, между, близко — далеко, ближе — дальше, впереди — позади. Расположение предметов по величине в порядке увеличения (уменьшения).
Направление движения: вверх — вниз, вправо — влево. Упражнения на составление маршрутов движения и кодирование маршрутов по заданному описанию. Чтение маршрутов.
Как отвечать на вопрос «Сколько?». Счет предметов в пределах 10: прямой и обратный. Количественные числительные: один, два, три и т. д.
Распределение событий по времени: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Обучающиеся должны знать:
— названия и последовательность чисел от 1 до 10 и обратно.
— Расположение предметов в пространстве;
— Количественные числительные
— Формы плоских геометрических фигур.
Обучающиеся должны уметь:
— читать, сравнивать числа в пределах 10;
Выполнять упражнения на поиск закономерностей
Характеристика деятельности учащихся.
Умение различать предметы по форме; знать геометрические формы. Умение различать предметы по величине; пользоваться терминологией.
Умение устанавливать соответствия между порядковыми и количественными числительными. Умение сопоставлять предметы; объяснять; логически мыслить; доказывать.
МНОЖЕСТВА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ (10 ч)
Множество. Элемент множества. Части множества. Разбиение множества предметов на группы в соответствии с указанными признаками. Равные множества.
Сравнение численностей множеств. Сравнение численностей двух-трех множеств предметов: больше — меньше, столько же (поровну). Что значит столько же? Два способа уравнивания численностей множеств. Разностное сравнение численностей множеств: На сколько больше? На сколько меньше?
Точки и линии. Имя точки. Внутри. Вне. Между.
Подготовка к письму цифр.
Обучающиеся должны знать:
— Элементы множества.
— Части множества.
Обучающиеся должны уметь:
— Разбивать множества предметов на группы в соответствии с указанными признаками.
— Сравнивать численностей множеств.
— Сравнивать численность множеств.
Характеристика деятельности учащихся. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать по существенным признакам; знать понятия «множества» и «элемент множества», «равные множества». Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. Число 0 (84ч)
Нумерация (25 ч)
Название, образование, запись и последовательность чисел от 1 до 10. Отношения между числами (больше, меньше, равно). Знаки «>», «<», «=».
Число 0 как характеристика пустого множества.
Действия сложения и вычитания. Знаки «+» и «–». Сумма. Разность.
Стоимость. Денежные единицы. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., их набор и размен.
Прямая. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии. Треугольник, его вершины и стороны. Прямоугольник, квадрат.
Длина отрезка. Измерение длины отрезка различными мерками. Единица длины: сантиметр.
Обозначения геометрических фигур: прямой, отрезка, треугольника, четырехугольника.
Сложение и вычитание (59 ч)
Числовой отрезок. Решение примеров на сложение и вычитание с помощью числового отрезка. Примеры в несколько действий без скобок. Игры с использованием числового отрезка.
Способы прибавления (вычитания) чисел 1, 2, 3, 4 и 5.
Задача. Состав задачи. Решение текстовых задач в 1 действие на нахождение суммы, на нахождение остатка, на разностное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание отрезков.
Слагаемые и сумма. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. Прибавление 6, 7, 8 и 9.
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Нахождение неизвестного слагаемого. Вычитание 6, 7, 8 и 9.
Таблица сложения в пределах 10.
Задачи в 2 действия.
Масса. Измерение массы предметов с помощью весов. Единица массы: килограмм.
Вместимость. Единица вместимости: литр.
Обучающиеся должны знать:
— Действия сложения и вычитания.
— Денежные единицы.
— Замкнутые и незамкнутые линии.
Обучающиеся должны уметь:
— Решать текстовые задачи в 1 действие на нахождение суммы, на нахождение остатка, на разностное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
— Измерять длины отрезка различными мерками
Характеристика деятельности учащихся.
Знать о способах образования натуральных чисел; число и цифру; умение писать цифры; логически мыслить. Знание общего принципа к определению результата действия; умение выбирать наиболее удобный способ вычисления; умение рассуждать; логически мыслить. Знание понятий «столько же и ещё..», «столько же, но без…»; умение выбирать наиболее удобный способ вычисления; умение рассуждать; логически мыслить. Знание терминов, связанных с понятием «задача»; умение выбирать действие при решении задачи; умение логически мыслить; рассуждать; доказывать; обосновывать ответ; умение решать задачи. Знание переместительного свойства сложения; умение применять переместительное свойство сложения; умение логически мыслить; рассуждать; доказывать; обосновывать ответ.
ЧИСЛА ОТ 11 ДО 20 (26ч)
Нумерация (6 ч)
Числа от 11 до 20. Название, образование и запись чисел от 11 до 20.
Десятичный состав чисел от 11 до 20. Отношение порядка между числами второго десятка.
Сложение и вычитание (20 ч)
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Правила нахождения неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Таблица сложения до 20.
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Вычитание с переходом через десяток. Вычитание двузначных чисел.
Решение составных задач в 2 действия.
Единица длины: дециметр.
Сложение и вычитание величин.
Обучающиеся должны знать:
— названия и последовательность чисел от 11 до 20 и обратно;
— названия и обозначение действий сложения и вычитания;
— наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
— названия единиц величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.
Обучающиеся должны уметь:
— читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20;
— складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
— складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;
— находить значение числового выражения в 1, 2 действия на сложение и вычитание (без скобок);
— решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
— практически измерять величины: длину, массу, вместимость;
— чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка.
Характеристика деятельности учащихся. Знание общего принципа к определению результата действия; умение выбирать наиболее удобный способ вычисления; умение рассуждать; логически мыслить; умение решать задачи; умение пользоваться таблицей. Знать способы образования чисел второго десятка; умение рассуждать; логически мыслить; умение решать задачи; умение пользоваться таблицей.
Тематическое планирование
п\н |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Форма контроля |
1. |
Сравнение и счёт предметов |
12 |
. Умение различать предметы по форме; знать геометрические формы. Умение различать предметы по величине; пользоваться терминологией. Умение устанавливать соответствия между порядковыми и количественными числительными. Умение сопоставлять предметы; объяснять; логически мыслить; доказывать. |
Математический диктант, тестовые задания. Текущий, индивидуальный. |
2. |
Множества и действия над ними |
10 |
Умение анализировать, сравнивать, классифицировать по существенным признакам; знать понятия «множества» и «элемент множества», «равные множества».Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. |
Математический диктант, тестовые задания, самостоятельная работа. Текущий, индивидуальный. |
3. |
Числа от 1 до 10. Число 0 |
84 |
Знать о способах образования натуральных чисел; число и цифру; умение писать цифры; логически мыслить. Знание общего принципа к определению результата действия; умение выбирать наиболее удобный способ вычисления; умение рассуждать; логически мыслить. Знание понятий «столько же и ещё..», «столько же, но без…»; умение выбирать наиболее удобный способ вычисления; умение рассуждать; логически мыслить. Знание терминов, связанных с понятием «задача»; умение выбирать действие при решении задачи; умение логически мыслить; рассуждать; доказывать; обосновывать ответ; умение решать задачи. Знание переместительного свойства сложения; умение применять переместительное свойство сложения; умение логически мыслить; рассуждать; доказывать; обосновывать ответ |
Математический диктант, тестовые задания. Контрольные, самостоятельные работы. Текущий, индивидуальный, итоговый. |
4. |
Числа от 11 до 20 |
26 |
Знание общего принципа к определению результата действия; умение выбирать наиболее удобный способ вычисления; умение рассуждать; логически мыслить; умение решать задачи; умение пользоваться таблицей. Знать способы образования чисел второго десятка; умение рассуждать; логически мыслить; умение решать задачи; умение пользоваться таблицей |
Математический диктант, тестовые задания. Контрольные, самостоятельные работы. Текущий, индивидуальный, итоговый. |
Итого |
132 |
Утверждено приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
от 30.08. 2018 г. № 400
Календарно-тематическое планирование по математике
№ урока |
Тема раздела, урока |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Какая бывает форма. |
1 |
||
2 |
Разговор о величине. |
1 |
||
3 |
Расположение предметов. |
1 |
||
4 |
Количественный счёт предметов. |
1 |
||
5 |
Порядковый счёт предметов. |
1 |
||
6 |
Чем похожи? Чем различаются? |
1 |
||
7 |
Расположение предметов по размеру. |
1 |
||
8 |
Столько же. Больше. Меньше. |
1 |
||
9 |
Расположение по времени. Что сначала? Что потом? |
1 |
||
10-11 |
Сравнение предметов. На сколько больше? На сколько меньше? |
2 |
||
12 |
Повторение по теме «Сравнение предметов». |
1 |
||
13 |
Множество. Элемент множества. |
1 |
||
14-15 |
Части множества. |
2 |
||
16-18 |
Равные множества. |
3 |
||
19 |
Точки и линии. |
1 |
||
20-21 |
Расположение множеств внутри, вне, между. |
2 |
||
22 |
Повторение по теме «Множества и действия с ними». |
1 |
||
23 |
Контрольная работа по теме «Множества и действия с ними». |
1 |
||
24 |
Число 1. Цифра 1. |
1 |
||
25 |
Число 2. Цифра 2. |
1 |
||
26 |
Прямая. Обозначение прямой. |
1 |
||
27 |
Рассказы по рисункам. |
1 |
||
28 |
Знаки + (плюс), - (минус), = (равно) |
1 |
||
29 |
Отрезок. Обозначение отрезка. |
1 |
||
30 |
Число 3. Цифра 3. |
1 |
||
31 |
Треугольник Обозначение треугольника. |
1 |
||
32 |
Число 4. Цифра 4. |
1 |
||
33 |
Четырёхугольник. Прямоугольник. |
1 |
||
34 |
Сравнение чисел. |
1 |
||
35 |
Число 5. Цифра 5. |
1 |
||
36 |
Число 6. Цифра 6. |
1 |
||
37 |
Замкнутые и незамкнутые линии. |
1 |
||
38 |
Контрольная работа №2 |
1 |
||
39 |
Сложение. |
1 |
||
40 |
Вычитание. |
1 |
||
41 |
Число 7. Цифра 7. |
1 |
||
42 |
Длина отрезка. |
1 |
||
43 |
Число 0. Цифра 0. |
1 |
||
44 |
Число 8.Цифра 8. |
1 |
||
45 |
Число 9. Цифра 9. |
1 |
||
46 |
Число 10. |
1 |
||
47 |
Повторение по теме «Нумерация». |
1 |
||
48 |
Контрольная работа по теме «Нумерация». |
1 |
||
49 |
Понятие «числового отрезка». |
1 |
||
50 |
Прибавить и вычесть 1. |
1 |
||
51 |
Решение примеров □ + 1; □ – 1. |
1 |
||
52 |
Примеры в несколько действий. |
1 |
||
53 |
Прибавить и вычесть 2. |
1 |
||
54 |
Решение примеров □ + 2; □ – 2. |
1 |
||
55 |
Задача. |
1 |
||
56 |
Прибавить и вычесть 3. |
1 |
||
57 |
Решение примеров □ + 3; □ – 3. |
1 |
||
58 |
Сантиметр. |
1 |
||
59 |
Прибавить и вычесть 4. |
1 |
||
60 |
Решение примеров □ + 4; □ – 4. |
1 |
||
61 |
Столько же |
1 |
||
62 |
Столько же и ещё…; столько же.., но без…». |
1 |
||
63 |
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. |
1 |
||
64-65 |
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. |
2 |
||
66 |
Повторение по теме «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц». |
1 |
||
67 |
Контрольная работа по теме «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц». |
1 |
||
68 |
Прибавить и вычесть 5. |
1 |
||
69 |
Решение примеров □ + 5; □ – 5. |
1 |
||
70-71 |
Решение примеров □ + 5; □ – 5. Решение примеров □ + 5; □ – 5. |
2 |
||
72-73 |
Задачи на разностное сравнение. |
2 |
||
74-75 |
Масса. |
2 |
||
76-77 |
Сложение и вычитание отрезков. |
2 |
||
78-79 |
Слагаемые. Сумма. |
2 |
||
80 |
Переместительное свойство сложения. |
1 |
||
81 |
Решение текстовых задач на нахождение суммы. |
1 |
||
82 |
Решение текстовых задач разных типов. |
1 |
||
83 |
Прибавление 6,7,8,9. |
1 |
||
84 |
Решение примеров.□ + 6; □ + 7; □ + 8; □ + 9. |
1 |
||
85-87 |
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. |
3 |
||
88 |
Повторение по теме «Решение текстовых задач». |
1 |
||
89 |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». |
1 |
||
90-91 |
Задачи с несколькими вопросами. |
2 |
||
92-93 |
Задачи в два действия. |
2 |
||
94 |
Введение понятия «литр». |
1 |
||
95 |
Нахождение неизвестного слагаемого. |
1 |
||
96 |
Вычитание чисел 6,7,8,9. |
1 |
||
97-98 |
Решение примеров □ - 6; □ - 7; □ - 8; □ – 9. |
2 |
||
99-100 |
Таблица сложения. |
2 |
||
101 |
Освоение таблицы сложения. |
1 |
||
102-106 |
Повторение по теме «Сложение и вычитание». |
5 |
||
107 |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». |
1 |
||
108 |
Образование чисел второго десятка. |
1 |
||
109 |
Двузначные числа от 10 до 20. |
1 |
||
110-111 |
Нумерационные случаи сложения и вычитания чисел. |
2 |
||
112-113 |
Дециметр. |
2 |
||
114-117 |
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. |
4 |
||
118 |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток». |
1 |
||
119-124 |
Сложение с переходом через десяток. |
6 |
||
125 |
Таблица сложения до 20. |
1 |
||
126-127 |
Вычитание с переходом через десяток. |
2 |
||
128 |
Вычитание двузначных чисел. |
2 |
||
130 |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток». |
1 |
||
131 |
Повторение изученного в 1 классе. |
1 |
||
132 |
Резервный урок |
1 |