Рабочая программа учебного предмета «физическая культура» (1 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 67»
г. Оренбурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«физическая культура»
Уровень ( начальный )
класс 1
Разработана : учитель физической культуры
(Ф.И.О.) должность
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности.
Аттестация учащихся планируется по четвертям по текущим оценкам, а также по результатам тестирования по каждому разделу программы.
Личностные результаты:
–активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
–проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
–оказывание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результаты:
–характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
–обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
–организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
–планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
–анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
–оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
–управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результаты:
– планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека:
–измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
–оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
–организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
–бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание учебного предмета
«Физическая культура»
1 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура.
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. История развития физической культуры и первых соревнований. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки
Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и мячу.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча, ведение мяча.
Волейбол: подбрасывание мяча.
Плавание
Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног.
Общеразвивающие упражнения.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага. Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы).
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре. Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см);
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки).
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности.
На материале плавания
Развитие выносливости: повторное проплывание отрезков на ногах, держась за доску.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
Часов в неделю | 3 | |
| Знания о физической культуре Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. История развития физической культуры и первых соревнований. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Способы физкультурной деятельности Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). | В процессе урока |
1-2 | Легкая атлетика: Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения. | 2 |
3-7 | Легкая атлетика: бегс изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. | 5 |
8-12 | Легкая атлетика: Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание. | 5 |
13-18 | Легкая атлетика: метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность. | 6 |
19-20 | Легкая атлетика: броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. | 2 |
21 | Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. | 1 |
22-26 | Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. | 5 |
27-31 | Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. | 5 |
32-34 | Общеразвивающие упражнения на материале гимнастики с основами акробатики. Развитие гибкости. | 3 |
35-36 | Общеразвивающие упражнения на материале гимнастики с основами акробатики. Развитие координации. | 2 |
37-38 | Общеразвивающие упражнения на материале гимнастики с основами акробатики. Развитие силовых способностей. | 2 |
39 | Контрольный урок по гимнастике с основами акробатики. | 1 |
40-45 | Лыжные гонки. Передвижение на лыжах. Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки). | 6 |
46-51 | Лыжные гонки: повороты; спуски. Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности. | 6 |
52-56 | Лыжные гонки: подъёмы; торможение. | 5 |
57 | Контрольный урок по лыжным гонкам. | 1 |
58-70 | Подвижные и спортивные игры. Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину. | 13 |
71 | Контрольный урок по баскетболу. | 1 |
72-76 | Подвижные и спортивные игры. Волейбол: подбрасывание мяча. | 5 |
77 | Контрольный урок по волейболу. | 1 |
78-85 | Подвижные и спортивные игры.Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину. | 8 |
86-87 | Развитие силовых способностей | 2 |
88-89 | Плавание: подводящие упражнения: вхождение в воду (теория). | 2 |
90-91 | Плавание: передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание (теория). | 2 |
92-93 | Плавание: упражнения на согласование работы рук и ног (теория) | 2 |
94 | Контрольный урок по ФК. | 1 |
95-97 | Общеразвивающие упражнения. Развитие выносливости. | 3 |
98-99 | Общеразвивающие упражнения на материале лёгкой атлетики. Развитие координации и быстроты. | 2 |
Всего часов | 99 |
Оценочный материал
Уровень физической подготовленности учащихся 1-го класса (7–8 лет)
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Бег на 30 м, сек. | 5,7 | 6,3 | 7,0 | 5,9 | 6,5 | 7,2 |
Челночный бег 3×10 м, сек. | 9,8 | 10,4 | 11,0 | 10,0 | 10,6 | 11,2 |
Прыжок в длину с места, см | 140 | 130 | 115 | 130 | 120 | 105 |
Подтягивание на высокой перекладине (мальчики), кол-во раз | 3 | 2 | 1 | – | – | – |
Подтягивание на низкой перекладине в висе лежа (девочки), кол-во раз | – | – | – | 10 | 8 | 5 |
Поднимание туловища в положении лежа на спине за 30 сек., кол-во раз | 15 | 12 | 9 | 15 | 12 | 9 |
Наклон туловища в положении сидя, ноги вместе, см | +8 | +6 | +4 | +9 | +7 | +5 |
6-минутный бег, м | 1000 | 850 | 700 | 900 | 750 | 600 |
Учебные нормативы по физкультуре 1 класс
Контрольные упражнения | | |||||
Мальчики | Девочки | |||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
Бег 30 м с высокого старта | 6,1 | 6,2-7,3 | 7,5 | 6,8 | 6,4-7,5 | 7,6 |
Челночный бег 3х10 м (сек) | 9,9 | 10,0-11,1 | 11,2 | 10,2 | 10,3-11,6 | 11,7 |
Бег 1000 м | 5,45 | 5,46-8,45 | 8,46 | 6,00 | 6,01-9,09 | 9,10 |
Подтягивания (кол-во раз) | 4 | 3-2 | 1 | 12 | 11-5 | 4 |
Прыжок в длину с места (см) | 140 | 120 | 100 | 120 | 100 | 80 |
Пресс за 30 сек | 9 | 7 | 5 | 11 | 9 | 7 |
Наклон вперёд из положения сидя на полу (см) | 7 | 6-4 | 3 | 12 | 11-6 | 5 |
Приседания за 1 мин | | | | | | |
Шестиминутный бег | 700 | 750-900 | 1100 | 500 | 600-800 | 900 |
Методический материал
по предмету
«Физическая культура»
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2008 г;
2. Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред.проф. Л.Б. Кофмана; Авт.сост. Г.И.
Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова.-М.:Физкультура и спорт, 1998.-496 с., ил.
3.Справочник учителя физической культуры /авт.-сост. П.А. Киселёва.-Волгоград: Учитель, 2011.-251 с.
4. Тестирование по методике Рамазанова Н.П.,1997г.
5. Методика преподавания гимнастики в школе. - М, 2000.
6. Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. - М., 2001
7. Практикум по лёгкой атлетике / под ред. И. В. Лазарева, В. С. Кузнецова, Г. А. Орлова. - М., 1999.
8. Учебник Мой друг-физкультура. 1-4 классы, под ред. В.И.Лях – М. «Просвещение», 2006.
9. Журнал «Физическая культура в школе».
Горбункова Ольга Ивановна