Рабочая программа учебного предмета «физическая культура» (3 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 67»
г. Оренбурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«физическая культура»
Уровень ( начальный )
класс 3
Разработана : учитель физической культуры
(Ф.И.О.) должность
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности.
Аттестация учащихся планируется по четвертям по текущим оценкам, а также по результатам тестирования по каждому разделу программы.
Личностные результаты:
–активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
–проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
–оказывание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результаты:
–характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
–обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
–организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
–планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
–анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
–оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
–управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результаты:
– планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека:
–измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
–оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
–организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
–бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание учебного предмета
«Физическая культура»
3 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Связь физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки
Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием упражнений на силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию..
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча,ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
.Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов..
Плавание (теория)
Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног.
Общеразвивающие упражнения.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающее в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; Формирование осанки: комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа;
Развитие силовых способностей: перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лёжа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре.
Развитие быстроты: бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных
положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха) Развитие силовых способностей: повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров;
На материале лыжных гонок
Развитие координации: скольжение на правой (левой) ноге после двухтрёх шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
.
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
Часов в неделю | 3 | |
| Знания о физической культуре Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Связь физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Способы физкультурной деятельности Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). | В процессе урока |
1-2 | Легкая атлетика: беговые упражнения. Подвижные и спортивные игры на материале лёгкой атлетики. | 2 |
3-7 | Легкая атлетика Развитие координации и быстроты. | 5 |
8-12 | Легкая атлетика: Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание. | 5 |
13-18 | Легкая атлетика: метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность. | 6 |
19-20 | Легкая атлетика: броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. | 2 |
21 | Контрольный урок по лёгкой атлетике. | 1 |
22-26 | Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост. | 5 |
27-31 | Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. | 5 |
32-34 | Акробатические комбинации. Например: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд. | 3 |
35-36 | Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла. Развитие гибкости. | 2 |
37-38 | Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла. Развитие координации. | 2 |
39-40 | Общеразвивающие упражнения на материале гимнастики с основами акробатики. Развитие силовых способностей. | 2 |
41 | Контрольный урок по гимнастике с основами акробатики. | 1 |
42-47 | Лыжные гонки. Передвижение на лыжах. Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки). | 6 |
48-53 | Лыжные гонки: повороты; спуски. Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности. | 6 |
54-58 | Лыжные гонки: подъёмы; торможение | 5 |
59 | Контрольный урок по лыжным гонкам. | 1 |
60-74 | Подвижные и спортивные игры.Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. | 15 |
75 | Контрольный урок по баскетболу. | 1 |
76-82 | Подвижные и спортивные игры. Волейбол: подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов. | 10 |
83 | Контрольный урок по волейболу. | 1 |
84-90 | Подвижные и спортивные игры. Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча, ведение мяча; подвижные игры на материале футбола. | 4 |
91 | Контрольный урок по футболу. | 1 |
92-93 | Плавание: подводящие упражнения: вхождение в воду (теория). | 2 |
94-95 | Плавание: передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание (теория). | 2 |
96-97 | Плавание: упражнения на согласование работы рук и ног (теория) | 2 |
98 | Контрольный урок по ФК. | 1 |
99-100 | Общеразвивающие упражнения. Развитие выносливости. | 2 |
101-102 | Общеразвивающие упражнения. Развитие силовых способностей. | 2 |
Всего часов | 102 |
3 класс
Контрольные упражнения | Оценки | ||||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
Мальчики | Девочки | ||||||
Ч/б 3х10 м/с или бег 30 м с высокого старта, с | 9,1 5,7 | 9,8 6,2 | 10,4 7,0 | 9,6 5,8 | 10,4 6,3 | 11,0 7,2 | |
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз | 4 | 2 | 1 | 13 | 8 | 5 | |
Метание мяча в цель с 6 м из пяти попыток | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 | 1 | |
Бег на лыжах 1 км (мин/с) или 2 км без учета времени | 8,00 | 8,30 | 9,00 | 8,30 | 9,00 | 9,30 | |
Бег 1500 м, мин. с | без учёта времени |
Уровень физической подготовленности учащихся 3-го класса (9–10 лет)
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | |||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
Бег на 30 м, сек. | 5,3 | 5,8 | 6,3 | 5,5 | 6,0 | 6,5 | |
Челночный бег 3×10 м, сек. | 9,0 | 9,5 | 10,0 | 9,5 | 10,0 | 10,5 | |
Прыжок в длину с места, см | 150 | 140 | 130 | 140 | 130 | 120 | |
Подтягивание на перекладине (мальчики), кол-во раз | 5 | 4 | 3 | – | – | – | |
Подтягивание на низкой перекладине в висе лежа (девочки), кол-во раз | – | – | – | 14 | 11 | 8 | |
Наклон туловища в | +7 | +6 | +4 | +12 | +9 | +6 | |
Поднимание туловища в положении лежа на спине за 30 сек., кол-во раз | 19 | 17 | 13 | 17 | 14 | 11 | |
Бег на 1000 м, мин., сек. | 5.40 | 5.55 | 6.15 | 6.00 | 6.15 | 6.30 |
Учебные нормативы по физкультуре 3 класс
Контрольные упражнения | | ||||||
Мальчики | Девочки | ||||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
Бег 30 м с высокого старта | 5,6 | 5,7-6,7 | 6,8 | 5,9 | 6,0-6,9 | 7,0 | |
Челночный бег 3х10 м (сек) | 8,8 | 8,9-10,1 | 10.2 | 9,3 | 9,4-10,7 | 10,8 | |
Бег 1000 м | 5,16 | 5,17-8,15 | 8,16 | 5,40 | 5,41-8,40 | 8,41 | |
Подтягивания (кол-во раз) | 6 | 5-3 | 2 | 16 | 15-8 | 7 | |
Прыжок в длину с места (см) | 160 | 140 | 125 | 140 | 120 | 100 | |
Пресс за 30 сек | 12 | 10 | 9 | 15 | 14 | 13 | |
Метание мяча с места 150 г | 25 | 20 | 15 | 18 | 15 | 12 | |
Приседания за 1 мин. | 42 | 40 | 38 | 40 | 38 | 36 | |
Шестиминутный бег (м) | 800 | 850-1000 | 1200 | 600 | 700-900 | 1000 | |
Скакалка за 1 мин. | 50 | 30 | 10 | 70 | 50 | 30 | |
Наклон вперёд из положения сидя на полу (см) | 9 | 8-5 | 4 | 13 | 12-7 | 6 |
Методический материал
по предмету
«Физическая культура»
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2008 г;
2. Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред.проф. Л.Б. Кофмана; Авт.сост. Г.И.
Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова.-М.:Физкультура и спорт, 1998.-496 с., ил.
3.Справочник учителя физической культуры /авт.-сост. П.А. Киселёва.-Волгоград: Учитель, 2011.-251 с.
4. Тестирование по методике Рамазанова Н.П.,1997г.
5. Методика преподавания гимнастики в школе. - М, 2000.
6. Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. - М., 2001
7. Практикум по лёгкой атлетике / под ред. И. В. Лазарева, В. С. Кузнецова, Г. А. Орлова. - М., 1999.
8. Учебник Мой друг-физкультура. 1-4 классы, под ред. В.И.Лях – М. «Просвещение», 2006.
9. Журнал «Физическая культура в школе».