Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 5-9 класс
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
5-9 класс
адаптированная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью,
вариант 1
Составитель: Затонская Марина Александровна,
учитель физической культуры
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 (приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014 года №1599), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
Предмет «Физическая культура» является составной часть образовательной области «Физическая культура» обязательной части учебного плана и изучается на втором этапе обучения в 5-9 классах. Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
коррекция нарушений физического развития;
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных способностей в процессе обучения;
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Учебный предмет формирует у обучающихся целостное представление о физической культуре, способность включаться в производительный труд. На уроках физической культуры активизируется двигательная реактивность, что способствует снятию эмоциональной напряженности обучающихся. Работа на уроке выстраивается с учетом уровня физического развития воспитанников, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Осуществляется формирование самостоятельности школьников при строгом контроле и помощи учителя.
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
обогащение чувственного опыта;
коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
3. Место предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение предмета «Физическая культура» в 5-9 классах по 3 часа в неделю, 102 часа в год.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП (вариант 1) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами по природоведению: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья;
демонстрация правильной осанки; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;
понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя);
выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;
знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация;
демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);
определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя);
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности;
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством учителя);
участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;
применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры.
Достаточный уровень:
представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе о Паралимпийских играх и Специальной олимпиаде;
выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;
выполнение строевых действий в шеренге и колонне; знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание температурных норм для занятий;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела),
подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством учителя);
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне;
участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и предложение способов их устранения;
объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя); ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений;
использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;
пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием; правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр.
5. Содержание учебного предмета
Гимнастика
Теоретические сведения.
Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.
Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики.
Практический материал:
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):
упражнения на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи; расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц туловища, рук и ног; для формирования и укрепления правильной осанки.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками; большими обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; лазанье и перелезание; упражнения на равновесие; опорный прыжок; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; упражнения на преодоление сопротивления; переноска грузов и передача предметов.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как средство закаливания организма.
Прокладка учебной лыжни; санитарно-гигиенические требования к занятиям на лыжах. Виды лыжного спорта; сведения о технике лыжных ходов.
Практический материал.
Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двухшажный; одновременный бесшажный; одновременный одношажный). Совершенствование разных видов подъемов и спусков. Повороты.
Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при прыжках в длину.
Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба в разном темпе; с изменением направления; ускорением и замедлением; преодолением препятствий и т. п.
Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием скорости. Скоростной бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег по слабопересеченной местности.
Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий. Прыжки в длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»). Прыжки в высоту способом «перекат».
Метание. Метание малого мяча на дальность. Метание мяча в вертикальную цель. Метание в движущую цель.
Лыжная подготовка
Теоретические сведения. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как средство закаливания организма.
Прокладка учебной лыжни; санитарно-гигиенические требования к занятиям на лыжах. Виды лыжного спорта; сведения о технике лыжных ходов.
Практический материал.
Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двухшажный; одновременный бесшажный; одновременный одношажный). Совершенствование разных видов подъемов и спусков. Повороты.
Подвижные игры
Практический материал.
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием и др.
Спортивные игры
Баскетбол
Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом.
Влияние занятий баскетболом на организм учащихся.
Практический материал.
Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу и от груди с места. Прямая подача.
Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча.
Волейбол
Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и обязанности игроков, предупреждение травматизма при игре в волейбол.
Практический материал.
Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после перемещения вперед, вправо, влево.
Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.
Футбол
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
5 – 6 -7 классы
Раздел | Виды учебной деятельности | Количество часов |
Легкая атлетика | Ходьба; бег; прыжки; метание. | 23 |
Основы знаний | Правила безопасности при выполнении физических упражнений. | 2 2 |
Лыжная подготовка | Теоретические сведения. Прокладка учебной лыжни; санитарно-гигиенические требования к занятиям на лыжах. Виды лыжного спорта; сведения о технике лыжных ходов. Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двухшажный; одновременный бесшажный; одновременный одношажный). Совершенствование разных видов подъемов и спусков. Повороты | 12 |
Гимнастика | Строевые упражнения; упражнения без предметов и с предметами | 22 |
Подвижные и спортивные игры | Правила подвижных спортивных игр. Игры по правилам. Баскетбол, волейбол, футбол. | 18\/25 |
В тематическом планировании могут произойти изменения и перестановка тем в разделах: легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные (подвижные) игры, в связи с неблагоприятными погодными условиями и морозными днями.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Спортивный зал для занятий, школьный стадион, лыжная трасса
Учебно-практическое оборудование:
Стенка гимнастическая;
Скамейки гимнастические;
Скакалки гимнастические;
Обручи гимнастические;
Маты гимнастические;
Коврики гимнастические;
Перекладина навесная;
Мячи набивные;
Мячи малые (теннисные);
Мячи волейбольные;
Мячи баскетбольные;
Мячи футбольные;
Рулетка измерительная;
Щиты с баскетбольными кольцами;
Стойки волейбольные;
Сетка волейбольная;
Футбольные ворота;
Лыжи;
Лыжные ботинки;
Лыжные палки;
Гантели;
Диски здоровья;
Шашки
Гранаты, 500 г
Гранаты, 700 г
Секундомер
Грабли.
Лопата штыковая.
Эстафетные палочки
Кегли
Мешочки
Флажки
Лассо
Велотренажер
8. Литература
1.Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М.Я. Виленского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Физическая культура. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. В.И.Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Андреев С. Н. Играй в мини – футбол. – М., 1989.
4. Рабочие программы Физическая культура. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И.Ляха. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
5 Бутин И. М. Лыжный спорт. – М., 2000.
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 – 9 классы: под ред. Воронковой В.В. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г.
7. Лепёшкин В.А. Подвижные игры для детей Лапта: Пособие для учителя физкультуры – М.: Школьная пресса, 2004
8. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – ( Стандарты второго поколения).
9. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», 1998 / под ред. Фатеева Л.П.
Приложение к рабочей программе по физической культуре
5-6 -7 классы (3 часа в неделю, всего 102 часа)
№ | Тема урока | Количество часов | | ||
Основы знаний – 2часа | |||||
1 | Правила безопасности при выполнении физических упражнений. | 1 | | ||
2-5кл | Человек занимается физкультурой | 1 | | ||
2-6кл | Основные части тела | 1 | | ||
Легкая атлетика-18часов | |||||
1 | Ходьба | | | ||
2 | Ходьба | 1 | | ||
3 | Ходьба | 1 | | ||
4 | Ходьба | 1 | | ||
5 | Бег | 1 | | ||
6 | Бег | 1 | | ||
7 | Бег | 1 | | ||
8 | Бег | 1 | | ||
9 | Бег | 1 | | ||
10 | Бег | 1 | | ||
11 | Метание | 1 | | ||
12 | Метание | 1 | | ||
13 | Метание | 1 | | ||
14 | Метание | 1 | | ||
15 | Прыжки | 1 | | ||
16 | Прыжки | 1 | | ||
17 | Прыжки | 1 | | ||
18 | Прыжки | 1 | | ||
Гимнастика-22 часа | | ||||
19 | Строевые упражнения | 1 | | ||
20 | Строевые упражнения | 1 | | ||
21 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов | 1 | | ||
22 | Упражнения на осанку | 1 | | ||
23 | Дыхательные упражнения | 1 | | ||
24 | Упражнения в расслаблении мышц | 1 | | ||
25 | Основные положения движения головы, конечностей, туловища | 1 | | ||
26 | Основные положения движения головы, конечностей, туловища | 1 | | ||
27 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами | 1 | | ||
28 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами | 1 | | ||
29 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами | 1 | | ||
30 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения на снарядах | 1 | | ||
31 | Упражнения на гимнастической стенке | 1 | | ||
32 | Акробатические упражнения | 1 | | ||
33 | Акробатические упражнения | 1 | | ||
34 | Акробатические упражнения | 1 | | ||
35 | Простые и смешанные висы и упоры | 1 | | ||
36 | Переноска груза и передача предметов; | 1 | | ||
37 | Лазание и перелезание | 1 | | ||
38 | Равновесие | 1 | | ||
39 | Развитие координационных способностей | 1 | | ||
40 | Развитие координационных способностей | 1 | | ||
Лыжная подготовка – 12 часов | |||||
41 | Совершенствование двухшажного хода | 1 | | ||
42 | Одновременный одношажный ход | 1 | | ||
43 | Одновременный одношажный ход | 1 | | ||
44 | Совершенствование торможения «плугом» | 1 | | ||
45 | Совершенствование торможения «плугом» | 1 | | ||
46 | Подъем «полуелочкой», «полулесенкой» | 1 | | ||
47 | Подъем «полуелочкой», «полулесенкой» | 1 | | ||
48 | Передвижение на лыжах | 1 | | ||
49 | Передвижение на лыжах | 1 | | ||
50 | Передвижение на лыжах | 1 | | ||
51 | Передвижение на лыжах | 1 | | ||
52 | Передвижение на лыжах | 1 | | ||
Спортивные игры – 25часов | |||||
Пионербол 10 | |||||
53 | Правила и обязанности игроков; техника игры в пионербол. Предупреждение травматизма | 1 | | ||
54 | Верхняя передача двумя руками мяча на месте и после перемещения вперед | 1 | | ||
55 | Верхняя передача двумя руками мяча на месте и после перемещения вперед | 1 | | ||
56 | Верхняя передача двумя руками мяча на месте и после перемещения в стороны | 1 | | ||
57 | Верхняя передача двумя руками мяча на месте и после перемещения в стороны | 1 | | ||
58 | Верхняя передача двумя руками мяча на месте и после перемещения в стороны | 1 | | ||
59 | Подача мяча и прием | 1 | | ||
60 | Подача мяча и прием | 1 | | ||
61 | Учебная игра в пионрбол | 1 | | ||
62 | Учебная игра в пионрбол | 1 | | ||
Баскетбол-5часов | |||||
63 | Основные правила в баскетбол | 1 | | ||
64 | Ведение мяча с изменением направления | 1 | | ||
65 | Остановка прыжком шагом после ведения мяча | 1 | | ||
66 | Повороты на месте вперед, назад | 1 | | ||
67 | Передача мяча на месте, в движении | 1 | | ||
Футбол (мини-футбол)-5 часов | |||||
68 | Правила игры в футбол, мини- футбол | 1 | | ||
69 | Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы | 1 | | ||
70 | Ведение по прямой с изменением направления и скорости | 1 | | ||
71 | Удары по воротам. Комбинации из освоенных элементов | 1 | | ||
72 | Игра по упрощенным правилам | 1 | | ||
Русская лапта -5 часов | |||||
73 | Овладение техникой перебежек, остановок, поворотов, стоек | 1 | | ||
74 | Освоение ударов по мячу и ловля мяча | 1 | | ||
75 | Овладение техникой ударов по мячу | 1 | | ||
| Освоение бросков и ловля мяча | 1 | | ||
76 | Учебная игра | 1 | | ||
Подвижные игры -18часов | |||||
77 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | ||
78 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | ||
79 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | ||
80 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | ||
81 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | ||
82 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | ||
83 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | ||
84 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | ||
85 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | ||
86 | Коррекционные игры | 1 | | ||
87 | Коррекционные игры | 1 | | ||
89 | Коррекционные игры | 1 | | ||
90 | Коррекционные игры | 1 | | ||
91 | Коррекционные игры | 1 | | ||
92 | Коррекционные игры | 1 | | ||
93 | Коррекционные игры | 1 | | ||
94 | Коррекционные игры | 1 | | ||
95 | Коррекционные игры | 1 | | ||
Легкая атлетика-5ч | | ||||
96 | Ходьба. Бег | 1 | | ||
97 | Бег. Прыжки | 1 | | ||
98 | Прыжки. Метание | 1 | | ||
99 | Бег.Мнтание | 1 | | ||
100 | Прыжки.Бег | 1 | |