Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» (1–4 класс)
1.Пояснительная записка
Настоящее Положение о программах отдельных учебных предметов, курсов (далее-Положение) разработано в соответствии с
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013 – 2014 учебный год. Приказ Министерства образования и науки
Челябинской области от 16.06.2011 № 04-997.
- О преподавании предмета “Физическая культура в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2015-2016 учебном году. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области
- О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 №103/3404.
-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Коелгинская СОШ имени дважды Героя Советского Союза С.В. Хохрякова».
-Положение МБОУ «Коелгинская СОШ имени дважды Героя Советского Союза С.В. Хохрякова» о программе по учебному курсу физическая культура.
Программа составлена в соответствии с ФГОС. Главная цель введения ФГОС НОО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
ФГОС НОО утверждён приказом министерства образования и науки РФ.
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования (СТАНДАРТ) представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.
Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре.
ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.
2.Общая характеристика учебного предмета
За основу данной программы взята программа Ляха В.И. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2011.
Цели и задачи:
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, – главная цель развития отечественной системы школьного образования. Целью предмета «физическая культура» в начальной школе является формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе направлен на решение следующих задач:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
-укреплять здоровье, физическое развитие и повышать работоспособность обучающихся;
- развивать основные двигательные качества;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- приобретать знания и теоретические сведения по физической культуре и спорту.
• обучение основам базовых видов двигательных действий:
• дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве.перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
• формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств:
• выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
• углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
• воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
• выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи:
• формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
• воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности: • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Рабочая программа также разрабатывалась с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Включен раздел «Лыжная подготовка», он позволяет изучить особенности климата и рельефа Южного Урала. В разделе «Основы знаний» внесены темы по формированию представлений о физической культуре, ее роли в укреплении здоровья в условиях Южного Урала.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Законе «Об образовании»;
Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
примерной программе начального общего образования;
приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепится здоровье, сформируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности. совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
В соответствии со структурой двигательной деятельности программа включает три учебных раздела: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
На изучение основ знаний о физической культуре выделяется время в процессе уроков:
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе урока. В 1-4 классах рекомендуется обратить внимание на новые подходы к освоению содержания физкультурного образования, с учетом учебно-спортивной базы, для расширения двигательного опыта, укрепления здоровья и формирования здорового стиля жизни. Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре следует учитывать интересы и склонности детей.
В целях дифференцированного подхода обучающие отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе занимаются по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе и временных Учащиеся отнесенные к специальной медицинской группе изучают материал теоретически без сдачи учебных нормативов и физических нагрузок. Контроль за знаниями учащихся осуществляется в виде устного опроса, учебных тестов, рефератов. Отдельные темы уроков связаны и историей и географией спорта, с ОБЖ.
3. Описание места предмета в учебном плане
Курс «Физическая культура» относится к образовательной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». Изучается с 1 по 4 класс из расчёта З часа в неделю (405 всего): в 1 классе — 99 ч, во 2 классе — 102 ч, в 3 классе — 102 ч, в 4 классе — 102 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
4. Описание ценностных ориентиров учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура», направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические умения и навыки, способы познавательной и предметной деятельности.
Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ в системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают целевые установки системы начального общего образования:
Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим – умения слышать и слушать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиции всех участников.
-Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятие и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
-Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценки);
- Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умению адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять изобретательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей
При разработке рабочей программы по предмету "Физическая культура" учитывались национальные, региональные и этнокультурные особенности.
Нормативными основаниями учета таких особенностей в содержании основных образовательных программ являются Федеральный закон «Об образовании в РФ» и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3). В (ст. 12) особо отмечается, что содержание образования «должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».
Сформулированы общие подходы, которые положены в основу включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержание рабочей программы. При формировании таких подходов исходили из того, что термин «особенность» означает характерное свойство, отличающее какие-то конкретные объекты от остальных. Об особенности можно говорить и как об отличительном признаке объекта, который придает ему своеобразность. Иногда под особенностями понимают неповторимые свойства объекта. Иными словами, содержание данного понятия наиболее полно определяют такие словосочетания, как «характерное свойство», «отличительный признак» и «неповторимые свойства». Именно эти значения использовались при интерпретации сущности национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
Национальные особенности - это свойства, характерные для российского народа, проявляющиеся на уровне языка, территории, экономической жизни, психического склада и культуры.
В программе учитываются основные аспекты развития – исторический, культурный и аспект развития. Обучающиеся получают знания об основных спортивных событиях на территории России, ведущих спортсменах, спортивных сооружениях, инфраструктуре. Раскрывается концепция Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО и ведётся подготовка к сдаче норм предусмотренных комплексом с учётом возрастных и половых особенностей.
Региональные особенности - это отличительные признаки региона, рассматриваемые в контексте природных, социально-экономических и национально-культурных особенностей.
Обучающиеся получают основные сведения о различных сторонах жизни нашего региона (Челябинской области) в прошлом и настоящем. Формируются представления о физической культуре, её роли в укреплении здоровья в условиях жизни на Южном Урале. Углубляются знания в основных направлениях развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации в Челябинской области. Совершенствуются двигательные навыки, умения и технические действия по разделу «Лыжная подготовка». Значительно, по сравнению с начальной школой, усиливаются информационный, адаптивный и профориентационный аспекты содержания образования.
Этнокультурные особенности - это неповторимые свойства народа, проявляющиеся в самобытной культуре, психологическом складе и самосознании.
Южный Урал многонационален и является местом сложных этнокультурных процессов. Характерной особенностью населения Челябинской области является проживание на территории нашего региона малочисленных и самобытных этносов. В программе вопросу этнокультурного образования уделяется особое внимание, поскольку рассматривается как важнейшее средство сохранения межнационального мира, гармонизации межнациональных отношений, которые рассматриваются как существенный аспект национальной безопасности страны.
Национальные, региональные и этнокультурные особенности реализуются в объёме 59часов. Контрольные уроки по тестированию физических способностей, согласно регионального стандарта (24 часов), уроки лыжной подготовки (20 часов) и теоретические уроки (15 часов). Теоретические уроки проводятся перед прохождением нового раздела программы. В процессе практических уроков включаются в занятие национальные подвижные игры, которые в свою очередь направлены на воспитание гармонично развитой, активной и коммуникабельной личности.
Номера уроков реализующих национальные, региональные и этнокультурные особенности отмечены в годовом плане-графике прохождения учебного материала, а подробное содержание уроков в календарно-тематическом планировании.
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей. Эти способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
6.Содержание учебного предмета.
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации.Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера.Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски:большого мяча (1кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола
Формы контроля:
№ п/п |
Физические способности |
Контрольное Упражнение (тест) |
Воз раст (лет)
|
Уровень |
|||||
мальчики |
девочки |
||||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
||||
1. |
Скоростные |
Бег на 30 м (с) |
7 8 9 10 |
7,5 и в 7,1 6,8 6,6 |
7,3-6,2 7,0-6,0 6,7-5,7 6,5-5,5 |
5,6 и в 5,4 5,1 5,1 |
7,6 и в 7,3 7,0 6,6 |
7,5-6,4 7,2-6,2 6,9-6,0 6,5-5,6 |
5,8 и н 5,6 5,3 5,2 |
2. |
Координационные |
Челночный бег 3*10 м (с) |
7 8 9 10 |
11,2и в 10,4 10,2 9,9 |
10,8-10,3 10,0-9,5 9,9-9,3 9,5-9,0 |
9,9 и н 9,1 8,8 8,6 |
11,7и в 11,1 10,8 10,4 |
11,3/10,6 10,7/10,1 10,3/9,7 10,4/9,5 |
10,2 и н 9,7 9,3 9,1 |
3. |
Скоростно- силовые |
Прыжок в длину с места (см) |
7 8 9 10 |
100 и н 110 120 130 |
115-135 125-145 130-150 140-160 |
155 и в 165 175 185 |
85 и н 90 110 120 |
110-130 125-140 135-150 140-155 |
150 и в 155 160 170 |
4. |
Выносливость |
6-минутный бег (м) |
7 8 9 10 |
700 и н 750 800 850 |
750-900 800-950 850/1000 900/1050 |
1100и в 1150 1200 1250 |
500 и н 550 600 650 |
600-800 650-850 700-900 750-950 |
900 и в 950 1000 1050 |
5. |
Гибкость |
Наклон вперед Из положения Сидя (см) |
7 8 9 10 |
1 и н 1 1 2 |
3-5 3-5 3-5 4-6 |
+9 и в +7,5 7,5 8,5 |
2 и н 2 2 3 |
6-9 5-8 6-9 7-10 |
12,5 и в 11,5 13,0 14,0 |
6. |
Силовые |
Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), (раз), на низкой перекладине из виса лежа (девочки), (раз) |
7 8 9 10 |
1 1 1 1 |
2-3 2-3 3-4 3-4 |
4 и в 4 5 5 |
2 и н 3 3 4 |
4-8 6-10 7-11 8-13 |
12 и в 14 16 18 |
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
Способы поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других занятий.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
|||
1кл |
2кл |
3кл |
4кл |
||
1 |
Знания о физической культуре |
В течение урока |
|||
2 |
Способы физкультурной деятельности |
В течение урока |
|||
3 |
Физическое совершенствование: - Легкая атлетика (+ кроссовая подготовка) |
21 |
21 |
21 |
21 |
|
- Подвижные игры на основе баскетбола, волейбола, футбола |
36 |
39 |
39 |
39 |
|
- Гимнастика |
21 |
21 |
21 |
21 |
|
- Лыжная подготовка |
21 |
21 |
21 |
21 |
|
Итого |
99 |
102 |
102 |
102 |
Тематическое планирование 1-4 классы
Тематическое планирование |
Характеристика видов деятельности учащихся |
Что надо знать |
|
Когда и как возникли физическая культура и спорт |
Сравнивают физкультуру и спорт эпохи Античности с современными физкультурой и спортом. Называют движения, которые выполняют первобытные люди на рисунке. Изучают рисунки, на которых изображены античные атлеты, и называют виды соревнований, в которых они участвуют |
Современные Олимпийские игры Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы по разным видам спорта |
Объясняют смысл символики и ритуалов Олимпийских игр. Определяют цель возрождения Олимпийских игр. Объясняют роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Называют известных российских и зарубежных чемпионов Олимпийских игр |
Что такое физическая культура Физическая культура как система регулярных занятий физическими1 упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального и психологического) и влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное). Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе |
Раскрывают понятие «физическая культура» и анализируют положительное влияние её компонентов (регулярные занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, личная гигиена) на укрепление здоровья и развитие человека. Определяют признаки положительного влияния занятий физкультурой на успехи в учёбе |
Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка) Строение тела, основные формы движений (циклические, ациклические, вращательные), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног. Игра «Проверь себя» на усвоение правил здорового образа жизни |
Устанавливают связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Характеризуют основные части тела человека, формы движений, напряжение и расслабление мышц при их выполнении, работу органов дыхания и сердечно-сосудистой системы во время двигательной деятельности. Выполняют упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног. Узнают свою характеристику с помощью теста «Проверь себя» |
Сердце и кровеносные сосуды Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями |
Устанавливают связь между развитием физических качеств и работой сердца и кровеносных сосудов. Объясняют важность занятий физическими упражнениями, катания на коньках, велосипеде, лыжах, плавания, бега для укрепления сердца |
Органы чувств Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Строение глаза. Специальные упражнения для органов зрения. Орган осязания — кожа. Уход за кожей |
Устанавливают связь между развитием физических качеств и органами чувств. Объясняют роль зрения и слуха при выполнении основных движений. Выполняют специальные упражнения для органов зрения. Анализируют советы, как беречь зрение, слух, как ухаживать за кожей. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников |
Личная гигиена Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья) Игра «Проверь себя» на усвоение правил личной гигиены |
Учатся правильному выполнению правил личной гигиены. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Дают оценку своему уровню личной гигиены с помощью тестового задания «Проверь себя» |
Закаливание Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур. Игра «Проверь себя» на усвоение правил закаливания |
Узнают правила проведения закаливающих процедур. Анализируют правила безопасности при проведении закаливающих процедур. Дают оценку своему уровню закалённости с помощью тестового задания «Проверь себя». Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников |
Мозг и нервная система Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему |
Получают представление о работе мозга и нервной системы. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций, как беречь нервную систему |
Органы дыхания Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека. Важность занятий физическими упражнениями и спортом для улучшения работы лёгких. Как правильно дышать при различных физических нагрузках |
Получают представление о работе органов дыхания. Выполняют упражнения на разные виды дыхания (нижнее, среднее, верхнее, полное) |
Органы пищеварения Работа органов пищеварения. Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы кишечника |
Получают представление о работе органов пищеварения. Комментируют схему органов пищеварения человека. Объясняют, почему вредно заниматься физическими упражнениями после принятия пищи |
Пища и питательные вещества Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи. Игра «Проверь себя» на усвоение рекомендаций правильного употребления пищи |
Узнают, какие вещества, необходимые для роста организма и для пополнения затраченной энергии, получает человек с пищей. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций правильного употребления пищи. Дают оценку своим привычкам, связанным с приёмом пищи, с помощью тестового задания «Проверь себя» |
Вода и питьевой режим Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями, во время тренировок и туристских походов |
Усваивают азы питьевого режима во время тренировки и похода. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников |
Тренировка ума и характера Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Игра «Проверь себя» на усвоение рекомендаций по соблюдению режима дня |
Учатся правильно распределять время и соблюдать режим дня. Определяют назначение утренней зарядки, физкультминуток, их роль и значение в организации здоровье-сберегающей жизнедеятельности. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников.
Дают оценку своим привычкам, связанным с режимом дня, с помощью тестового задания «Проверь себя» |
Спортивная одежда и обувь Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью. Игра «Проверь себя» на усвоение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями |
Руководствуются правилами выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. С помощью тестового задания «Проверь себя» оценивают собственное выполнение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями, а также рекомендаций по уходу за спортивной одеждой и обувью |
Самоконтроль Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Тестирование физических (двигательных) способностей (качеств): скоростных, координационных, силовых, выносливости' гибкости. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами, из разных исходных положений (и. п.), на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Игра «Проверь себя» на усвоение требований самоконтроля |
Учатся правильно оценивать своё самочувствие и контролируют, как их организмы справляются с физическими нагрузками. Определяют основные показатели физического развития и физических способностей и выявляют их прирост в течение учебного года. Характеризуют величину нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений. Оформляют дневник самоконтроля по основным разделам физкультурно-оздоровительной деятельности и уровню физического состояния. Выполняют контрольные упражнения (отжимание, прыжки в длину и в высоту с места, подбрасывание теннисного мяча, наклоны). Результаты контрольных упражнений записывают в дневник самоконтроля. Дают оценку своим навыкам самоконтроля с помощью тестового задания «Проверь себя» |
Первая помощь при травмах Травмы, которые можно получить при занятиях физическими упражнениями (ушиб, ссадины и потёртости кожи, кровотечение). Игра «Проверь себя» на усвоение правил первой помощи. Подведение итогов игры |
Руководствуются правилами профилактики травматизма. В паре со сверстниками моделируют случаи травматизма и оказания первой помощи. Дают оценку своим знаниям о самопомощи и первой помощи при получении травмы с помощью тестового задания «Проверь себя». Подводят итоги игры на лучшее ведение здорового образа жизни |
Что надо уметь |
|
Бег, ходьба, прыжки, метание 1—2 классы Овладение знаниями. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту. Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей. Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2—3 препятствий по разметкам. Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей. Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом. Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150 м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т.п.). Обычный бег по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3 × 5 м, 3 × 10м, эстафеты с бегом на скорость. Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. Равномерный, медленный, до 3—4 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км. Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей. Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5—15 м). Бег с ускорением от 10 до 15 м (в 1 классе), от 10 до 20м (во 2 классе). Соревнования (до 60 м). Освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90°; с продвижением вперёд на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 30 см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, верёвочку (высота 30—40см) с 3—4 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалку; многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге. На одной и на двух ногах на месте с поворотом на 180°, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60—70 см, с высоты до 40 см, в высоту с 4—5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков). Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Игры с прыжками с использованием скакалки. Прыжки через стволы деревьев, земляные возвышения и т. п., в парах. Преодоление естественных препятствий. Овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания; на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2 × 2м) с расстояния 3—4 м. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания; на дальность. Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2 × 2м) с расстояния 4—5 м, на дальность отскока от пола и от стены. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания; снизу вперёд-вверх из того же и. п. на дальность. Самостоятельные занятия. Равномерный бег (до 6 мин). Соревнования на короткие дистанции (до 30 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 40 см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 100 см) препятствия. Броски больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой). |
Усваивают основные понятия и термины в беге, прыжках и метаниях и объясняют их назначение.
Описывают технику выполнения ходьбы, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение упражнений в ходьбе. Применяют вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений.
Применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных способностей.
Выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют темп бега по частоте сердечных сокращений.
Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения беговых и прыжковых упражнений, при этом соблюдают правила безопасности. Включают прыжковые упражнения в различные формы занятий по физической культуре. Применяют прыжковые упражнения для развития скоростно-силовых и координационных способностей.
Закрепляют в играх навыки прыжков и развивают скоростно-силовые и координационные способности.
Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения.
Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений.
Составляют комбинации из числа разученных упражнений и выполняют их.
|
8. Описание и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
№ |
Средства материально-технического обеспечения
|
Количество (шт.) |
Гимнастика |
||
1 |
Стенка гимнастическая |
3 |
2 |
Конь гимнастический |
1 |
3 |
Козел гимнастический |
1 |
4 |
Гимнастические палки |
10 |
5 |
Гимнастические обручи |
4 |
6 |
Брусья гимнастические |
1 |
7 |
Маты гимнастические |
8 |
8 |
Канат для лазанья с механизмом крепления |
1 |
9 |
Мост гимнастический подкидной |
2 |
10 |
Навесная перекладина |
1 |
11 |
Гантели: |
|
|
1 кг, |
1 |
|
2 кг |
2 |
|
3 кг |
1 |
12 |
Скакалка гимнастическая |
10 |
Лёгкая атлетика |
||
13 |
Дорожка разметочная для прыжков в длину |
1 |
14 |
Рулетка измерительная (5 м, 20 м) |
1 |
15 |
Номера нагрудные |
10 |
Спортивные игры |
||
16 |
Щиты баскетбольные навесные с сеткой |
2 |
17 |
Мячи баскетбольные (№5, 6, 7) |
7 |
18 |
Сетка для переноса мячей |
1 |
19 |
Манишки игровые без номеров |
10 |
20 |
Сетка волейбольная |
2 |
21 |
Мячи волейбольные |
6 |
22 |
Насос для накачивания мячей |
1 |
Лыжный инвентарь |
||
23 |
Лыжи (длина 140 см, 160 см, 170 см, 180 см, 185 см, 190 см). |
30 |
24 |
Палки (длина 100 см, 110 см, 120 см, 130 см, 135 см, 140 см, 145 см, 150 см, 155 см, 160 см, 165см) |
30 |
25 |
Ботинки лыжные,30,32,33,34,35,36,37раз. |
45 |
Измерительные приборы |
||
26 |
Секундомер |
1 |
27 |
Кистевой динамометр |
1 |
Средства первой медицинской помощи |
||
28 |
Аптечка медицинская |
1 |
Спортивные залы |
||
29 |
Большой спортивный зал игровой 18x7м (с раздевалками для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек). |
2 |
30 |
Кабинет учителя (включает в себя рабочий стол, стулья, книжные шкафы (полки), шкаф для одежды). |
1 |
31 |
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования (включает в себя стеллажи, контейнеры). |
1 |
Пришкольный стадион (площадка) |
||
32 |
Площадка игровая баскетбольная |
0 |
33 |
Площадка игровая волейбольная |
0 |
34 |
Площадка игровая футбольная |
1 |
Описание учебно-методического обеспечения образовательной деятельности
|
Класс |
Кол-во часов |
Программа |
Учебники и учебные пособия |
Методические пособия для учителя |
Дидактические пособия |
|
1-4
|
3 часа |
Примерные рабочие программы начального общего образования. Физическая культура. Рабочая программа. Предметная линия учебников В.И. ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /В.И. Лях. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2012. – 64 с.
|
1.В.И. Лях. Физическая культура. Учебник для учащихся 1-4 кл. - М.: Просвещение, 2016. |
1. Методика физического воспитания учащихся 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2014- 143 с. 2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. Ч №; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М Просвещение, 2012. – 273с.
|
1.Твой Олимпийский учебник: учебное пособие/ А.Т. Константинов и др. – М.: Советский спорт, 2014 – 224с. 2. Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы. 1-4 классы / Авт.-сост. Верхмен В.Н., Воронцов К.А. – М.: ВАКО, 2011. 48 с.
|
9. Оценочные материалы
На современном этапе работы школы главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям. Естественно выдвигается на первый план проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности.
На всех этапах развития школы, на первое место выдвигался вопрос поиска эффективных путей, реализации оценочной функции учителя.
Не секрет, что оценка занимает ключевое положение для стимуляции старания школьников в овладении изучаемым предметом и в определении результата проделанной работы. Другое дело, что обыкновенная пятибалльная система не совсем справедлива, так как одну и ту же оценку могут получить дети, значительно отличающиеся друг от друга по своим способностям и стараниям.
Оценка учебных достижений по учебному предмету «Физическая культура» отличается многогранностью так как задачами физического воспитания являются
- совершенствование физических качеств;
- формирование двигательных умений и навыков;
- формирование специальных физкультурных знаний;
- умение применять полученные знания на занятиях и в повседневной жизни.
Таким образом, оценка знаний учащихся по физкультуре характеризуется комплексностью, и оценивание только по отдельным составляющим недопустимо.
На уроках физической культуры оцениваются:
- физическая подготовленность,
- практические умения и навыки,
- теоретические знания,
- навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности,
- динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности).
Для оценки достижений учащихся использую методы наблюдения, опроса, практического выполненияупражнений индивидуально или фронтально в любое время урока.
При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся.Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие или наличие у учащихся спортивной формы не являются объектом оценивания.
Также не забываю похвалить ученика: «Молодец!», «Сегодня у тебя получается значительно лучше», и т.д. - это дает дополнительный стимул для достижения успехов.
Таким образом, современные подходы к оцениванию достижений учащихся на уроках физической культуры связаны не только с широкими академическими свободами учителя, но и с большой ответственностью.
Системы оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры:
1. Метод оценивания по пятибалльной шкале.
2. Рейтинговая система оценивания - индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений, который характеризует каждого ученика. Для составления рейтинга используется язык цифр, что в какой-то мере исключает влияние личности учителя, то есть отметка более объективна. В основе системы лежит получение баллов за правильное выполнение двигательных действий и тестовых заданий во время зачета (исходя из 5 баллов). Рейтинговая технология: соответствующим числом баллов методически точно оценивается каждое упражнение и устанавливается рейтинг, соответствующий тому или иному уровню выполнения упражнения. Эти баллы рейтинга переводятся в привычные оценки «5», «4», «3», «2», «1». При подведении итогов учитывается сумма всех баллов. Эта процедура позволяет отойти от использования субъективно – экспертного оценивания знаний, умений, навыков учащихся. Важным моментом рейтинговой системы является то, что дифференцированно оценивая ту или иную сторону деятельности учащегося определенным числом баллов, учитель мотивирует его на совершенствование этой деятельности.
3. Мониторинг физической подготовленности и физического развития для оценивания учащихся по приросту показателей с учетом их способностей.
4. Контрольно-оценочная система по физической культуре, основанная на накопительном принципе. Новизна заключается в следующем:
- во-первых, основные оценочные действия и ответственность за формирование оценки переносится наобучающихся, тем самым обеспечивается их оценочную самостоятельность, развиваются рефлексивные умения и навыки. Обучающийся самостоятельно «строит» (проектируeт) свою оценку, что способствует развитию его проектных умений;
- во-вторых, в суммарной оценке по физической культуре учитываются результаты внеурочной физкультурой деятельности и иные объекты, ранее не учитывавшиеся в процессе оценивания.
5. Методы оценки техники владения двигательными действиями:
Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель, а скрытого – в том, что им известно лишь, что учитель наблюдает за определенными видами двигательных действий.
Метод вызова заключается в том, что учитель выявляет отдельных учащихся, у которых очень хорошо получаются конкретные упражнения, и просит их продемонстрировать классу образец выполнения двигательных действий.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками и качества выполнения домашних заданий.
Комбинированный метод, когда учитель одновременно с проверкой знаний оценивает технику соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять индивидуально и фронтально для оценивания работы большой группы учащихся или класса в целом.
Самооценка
№ п/п |
Физические способности |
Контрольное Упражнение (тест) |
Воз раст (лет)
|
Уровень |
||||||
мальчики |
девочки |
|||||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|||||
1. |
Координационные |
Челночный бег 3*10 м (с) |
7 8 9 10 |
11,2и в 10,4 10,2 9,9 |
10,8-10,3 10,0-9,5 9,9-9,3 9,5-9,0 |
9,9 и н 9,1 8,8 8,6 |
11,7и в 11,1 10,8 10,4 |
11,3/10,6 10,7/10,1 10,3/9,7 10,4/9,5 |
10,2 и н 9,7 9,3 9,1 |
|
2. |
Скоростно- силовые |
Прыжок в длину с места (см) |
7 8 9 10 |
100 и н 110 120 130 |
115-135 125-145 130-150 140-160 |
155 и в 165 175 185 |
85 и н 90 110 120 |
110-130 125-140 135-150 140-155 |
150 и в 155 160 170 |
|
3. |
Гибкость |
Наклон вперед Из положения Сидя (см) |
7 8 9 10 |
1 и н 1 1 2 |
3-5 3-5 3-5 4-6 |
+9 и в +7,5 7,5 8,5 |
2 и н 2 2 3 |
6-9 5-8 6-9 7-10 |
12,5 и в 11,5 13,0 14,0 |
10. Список литературы
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.)
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (5-7 кл.)
Примерные программы по учебным предметам. Примерные рабочие программы начального общего образования.
4. Рабочие программы. Физкультура 1-11 классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича. Издательство «Учитель». Издание 3-е исправленное. Волгоград, 2014 год.
Физическая культура. Рабочая программа. Предметная линия учебников В.И. ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /В.И. Лях. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2012. – 64 с.
Шулина Оксана Владимировна