Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» в 3 классе
Рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура»
по АООП НОО с УО (1 вариант)
(интеллектуальными нарушениями)
1-4 класс
Срок реализации: 4 года
Программу разработала: Драчева А.И.
с.Зеленец
2020г.
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Учебный план МБОУ «Зеленецкая СОШ» с. Зеленец.
Авторская программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Цель:
Основная цель изучения данного предметазаключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Задачи обучения:
развитие и совершенствование основных физических качеств;
обогащение двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями;
овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности.
создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка.
Дети с нарушениями интеллекта малоинициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его, слабо ориентируются в пространстве. Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми.
У многих детей имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, со стороны физического и психического развития, а также нарушения моторики, поэтому необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.
Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, преимущество которых состоит в том, что можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу или постепенно. Кроме того, больше внимания можно уделить обучающимся с более слабой двигательной подготовкой.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
Деятельность обучающихся при разучивании, закреплении упражнений организуется различными способами.
Место изучения предмета
В примерном годовом учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I–IV классы АООП для 1 класса предусмотрено 99 часов в год, для 2-4 класс – 102 часа в год.
Класс | Количество учебных недель | Количество часов в неделю | Количество часов за год |
1 класс | 33 учебные недели | 3 часа | 99 |
2 класс | 34 учебные недели | 3 часа | 102 |
3 класс | 34 учебные недели | 3 часа | 102 |
4 класс | 34 учебные недели | 3 часа | 102 |
| | | Всего: 405 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а так же переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление высшей человеческой способности-любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Планируемые результаты
Личностные результаты
КРИТЕРИЙ | ПОКАЗАТЕЛЬ | СОДЕРЖАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ |
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. | Сформированность понятийного аппарата, характеризующего гражданскую направленность. | Понимать и использовать в речи положительные качества, характеризующие гражданскую направленность (патриотизм, трудолюбие, верность, справедливость, честь, смелость, и др. социальные компетенции). |
Сформированность понимания себя как члена семьи, члена общества, члена государства. | Понимать, что связывает ребенка: с его близкими, друзьями, одноклассниками, с Родиной. | |
Выполнять поручения в семье, в школе. | ||
Бережно относиться к окружающему миру (через трудовое и экологическое воспитание). | ||
Сформированность чувства патриотизма. | Знать символики школы, района, города, области, страны. | |
Уважительно относиться к себе, к другим людям. | ||
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. | Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
Уважать и доброжелательно относиться к другим (толерантность): этническая толерантность; конфессиональная толерантность (уважительное отношение к представителям других религий и вероисповеданий); возрастная толерантность; гендерная толерантность. | ||
Вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | ||
3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Сформированность адекватных представлений о своих возможностях, способностях. | Рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома и школы, каким маршрутом добраться и т.д.). |
Выполнять поручения в семье, в школе («заправить кровать, помыть посуду, выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»). | ||
Сформированность представлений о своих потребностях. | Уметь обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформу-лировать просьбу о своих потреб-ностях, иметь достаточный запас фраз и определений («извините, эту прививку мне делать нельзя»; «повторите, пожалуйста, я не услышал; я не совсем понял, что ты имеешь в виду»). | |
Выполнить насущно необходимые действия (бытовые навыки: само-стоятельно поесть, одеться, и т.д.). | ||
Ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, учителя, столовая, расписание уроков и т.д.) | ||
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | Сформированность конструктивных умений общения в семье, в школе, в социуме. | Конструктивно общаться в семье, в школе (со взрослыми: родители и педагоги): слушать и слышать («слушать объяснение темы учителем на уроке»); обращаться за помощью; выражать благодарность; следовать полученной инструкции; договариваться; доводить начатую работу до конца; вступать в обсуждение; задавать вопросы; исправить недостатки в работе. |
Конструктивно общаться со сверстниками: - знакомиться; - присоединиться к другим детям; - просить об одолжении; - выражать симпатию; - проявлять инициативу; - делиться; - извиняться. | ||
Применять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | ||
Сформированность адаптироваться к определенной ситуации. | Понимать ситуацию и на ее основе принимать адекватное решение. | |
5.Овладение социально-бытовыми умениями, используемые в повседневной жизни. | Сформированность умений самостоятельности. | Участвовать в повседневных делах школы, класса, брать на себя ответственность в быту. Участвовать в подготовке и проведении семейных мероприятий. |
Сформированность умений самообслуживания. | Овладевать навыками самообслуживания дома и в школе. | |
Сформированность умений выполнения доступных обязанностей в повседневной жизни класса, школы. | Иметь представления об устройстве школьной жизни. Уметь попросить о помощи в случае затруднений. Ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий. | |
Сформированность знаний о правилах коммуникации и умений использовать их в житейских ситуациях. | Уметь начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасение, завершить разговор. Уметь корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие. | |
6.Владение умениями коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Сформированность умений коммуникации со взрослыми и сверстниками. | Поддерживать коммуникацию, применять адекватные способы поведения в разных ситуациях, обращаться за помощью, оказывать помощь. |
Владение средствами коммуникации. | Использовать разнообразные средства коммуникации (в меру своих возможностей) согласно ситуации. | |
Адекватность применения норм и правил социального взаимодействия. | Правильно применять нормы и правила социального взаимодействия. | |
7.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Сформированность знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях. | соблюдать правила поведения в разных социальных ситуациях: - с близкими в семье; - с учителями; - с учениками; - с незнакомыми людьми. |
Сформированность основ нравственных установок и моральных норм. Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия | Отвечать за свои поступки. Уважать свое мнение и мнение окружающих. Быть благодарным, проявлять сочувствие, правильно выразить отказ, умение корректно высказать просьбу, намерение, опасение и др.) | |
Сформированность умений в организации собственной деятельности | Организовывать собственную деятельность: - в быту - в общественных местах и т.д. | |
8.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Сформированность внутрен-ней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Посещать школу, не иметь пропусков без уважительной причины. |
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика». | Соблюдать правила поведения на уроках. Соблюдать правила поведения на переменах и мероприятиях. Проявлять активность на уроках и внеурочное время. | |
Сформированность выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации. | Выполнять задания учителя в школе и дома. Проявлять интерес к учебным предметам. Применять полученные знания в жизни. | |
9.Развитие умений сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Готовность к коллективным формам общения. | Проявлять интерес к общению; помогать и поддерживать одно-классников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения. |
Владение средствами коммуникации. | Уметь выразить свое отношение к происходящему: речью, мимикой или жестами, осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения. | |
10.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Сформированность элементарных представлений об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. | Видеть и понимать красоту в окружающем мире. |
Сформированность творческой активности, интереса к искусству, художественным традициям своего народа. | Выражать свои мысли, чувства, впечатления в форме эстетического суждения, оценки. Участвовать в различных видах творческой деятельности, выражать себя в доступных видах творчества. Понимать художественные традиции своего народа. | |
11.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Сформированность этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. | Уважать и любить себя. Проявлять чувства доброжелательности, искренности, уважительности, справедливости, вежливости, терпения по отношению к другим людям. |
Сформированность понимания и сопереживания чувствам других людей. | ||
12.Формирование установки за безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Сформированность умений личной гигиены. | Применять умения личной гигиены в повседневной жизни. |
Сформированность понятий «здоровый образ жизни», «вредные привычки». | Различать вредные привычки от полезных. Заниматься спортом. Применять различные формы ЗОЖ в повседневной жизни. | |
Сформированность умений к творческому труду. | Создавать художественные образы в своем воображении. Участвовать в доступных ему формах творческой деятельности. Положительно относиться к трудовой творческой деятельности. Уметь сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. | |
Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям. | Понимать и ценить роль трудовой деятельности в жизни человека. Быть искренним, заботливым по отношению к себе и другим людям. | |
13.Формирование готовности к самостоятельной жизни. | Сформированность начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности. | Участвовать в трудовых акциях. Уметь взаимодействовать в коллективных творческих делах. |
Сформированность житейских умений самообслуживания. | Готов обучаться бытовому труду. Обладает умениями самообслуживания. | |
Сформированность умений межличностного общения. | Поддерживает коммуникацию со взрослыми и сверстниками. Умеет обратиться за помощью. Усваивает позитивные образцы взаимодействия в семье, школе, социуме. |
Предметные результаты
Класс | Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
1 | представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя; знание основных правил поведения на уроках физической культуры; выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; ходьба в различном темпе; взаимодействие со сверстниками; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя; знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. | практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр; самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки; совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; знание правил двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. |
2 | представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя; знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение; выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; ходьба в различном темпе с различными исходными положениями; взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя; знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. | практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр; самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки; подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений. совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях; знание спортивных традиций своего народа и других народов; знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности; знание правил выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. |
3 | представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя; знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение; выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; ходьба в различном темпе с различными исходными положениями; взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя; знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. | практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр; самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.; подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений. совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях; знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности; знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. |
4 | представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя; знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение; выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; ходьба в различном темпе с различными исходными положениями; взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя; знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. | практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры; самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.; подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений. совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях; знание спортивных традиций своего народа и других народов; знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности; знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. |
Содержание учебного предмета
1-2 класс
«Знания о физической культуре» - выполнение организационно-методическихтребований, которые предъявляются на уроке физической культуры, знать, что такое физические качества, режим дня и как он влияет на жизнь человека, что такое частота сердечных сокращений и как ее измерять, как оказывать первую помощь
при травмах.
«Гимнастика с элементами акробатики»—построение в шеренгу и колонну, выполнять наклон вперед из положения стоя, подъем туловища за 30 с на скорость, подтягиваться из виса лежа согнувшись, выполнять вис, кувырок вперед, мост, стойку на лопатках, вращение обруча, лазать по гимнастической стенке и перелезать с пролета на пролет, лазание по канату, прыгать со скакалкой и в скакалку, проходить станции круговой тренировки, разминаться с мешочками, скакалками, обручами, резиновыми кольцами, с гимнастической палкой, выполнять упражнения на координацию движений, гибкость, у гимнастической стенки, с малыми мячами, на матах, с мячами, с массажными мячами, с гимнастическими скамейками и на них;
«Легкая атлетика»— техника высокого старта, бег на скорость дистанция 30 м с высокого старта, челночный бег 3 х 10м, беговая разминка, метание как на дальность, так и на точность, прыжок в длину с места и с разбега, преодоление полосы препятствий, прыжок в высоту с прямого разбега, броски набивного мяча от груди, снизу и из-за головы, бег 1 км.
«Лыжная подготовка»— передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом с лыжными палками и без них, выполнение поворотов переступанием на лыжах с палками и без них, торможение падением, прохождение дистанции 1 км на лыжах, обгон друг друга, подъем на склон «по-луелочкой», «елочкой», а также спуск в основной стойке, передвижение на лыжах змейкой, игра в подвижную игру на лыжах «Накаты».
«Подвижные игры»— «Ловишка», «Салки», «Салки с домиками», «Салки — дай руку», «Прерванные пятнашки», «Колдунчики», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Хвостики», «Командные хвостики», «Бездомный заяц», «Вышибалы», «Волк во рву», «Ловля обезьян», «Ловля обезьян с мячом», «Кот и мыши», «Осада города», «Ночная охота», «Удочка», «Волшебные елочки», «Белочка-защитница», «Горячая линия», «Медведи и пчелы», «Шмель», «Ловишка с мешочком на голове», «Салки на снегу», «Совушка», «Бегуны ипрыгуны», «Ловишка с мячом и защитниками», «Охотник и утки», «Охотник и зайцы», «Точно в цель», «Вышибалы через сетку», «Собачки», «Земля, вода, воздух», «Воробьи — вороны», «Антивышибалы», выполнять броски и ловлю мяча различными способами, через волейбольную сетку, в баскетбольное кольцо способами «снизу» и «сверху», технике ведениямяча правой и левой рукой, участвовать в эстафетах.
3 класс
«Знания о физической культуре»— выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры (в частности, на уроках лыжной подготовки), объяснять, что такое пас и его значение для спортивных игр с мячом, что такое осанка и методы сохранения правильной осанки, что такое гигиена и правила ее соблюдения, правила закаливания, правила спортивной игры волейбол;
«Гимнастика с элементами акробатики»— выполнение строевыхупражнений (строиться в шеренгу, колонну, перестраиваться в одну, две и три шеренги), выполнение разминки в движении, на месте, с мешочками, с кружочками, с массажными мячами, с обручами, с гимнастической палкой, с гимнастической скамейкой, на гимнастической скамейке, на матах, с мячом, разминки, направленные на развитие координации движений и гибкости, прыжковую разминку, разминка в парах, угимнастической стенки, выполнение упражнения на внимание и равновесие, наклон вперед из положения стоя и сидя, отжимания, подъем туловища из положения лежа, подтягивание на низкой перекладине, выполнение перекатов, кувырок вперед, кувырок назад, прохождение станции круговой тренировки, лазание и перелезание по гимнастической стенке, лазание по канату в три приема, мост, стойка на лопатках, прыжки со скакалкой, через скакалку и в скакалку, выполнение упражненийна гимнастическом бревне, лазание по наклонной гимнастической скамейке, вращение обруча.
«Легкая атлетика»— техника высокого старта, техника метания мяча на дальность, бег 30 м на время, челночный бег 3 x 10 м на время, прыжки в длину с места и с разбега, прыжки в высоту с прямого разбега, метание набивного мяча (весом 1 кг) на дальность способом «снизу», «от груди», «из-за головы», правой и левой рукой, метание мячана точность, прохождение полосы препятствий.
«Лыжная подготовка»— передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом с лыжными палками и без них, попеременный и одновременныйдвухшажный ход, выполнение поворотов на лыжах переступанием и прыжком, переносить лыжи под рукой и на плече, прохождение на лыжах дистанции 1,5 км, подъем на склон «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», спуск со склона в основной стойке и в низкой стойке, торможение «плугом», передвижение и спуск со склона на лыжах «змейкой».
«Подвижные и спортивные игры» -пас ногами и руками, выполнение передачи мяча через волейбольную сетку различными способами, ввод мяча из-за боковой, броски и ловля мяча различными способами, футбольные упражнения, стойка баскетболиста, ведение мяча на месте, в движении, правой и левой рукой, эстафеты, броски мяча в баскетбольное кольцо различными способами, подвижные игры:«Ловишка», «Ловишка с мешочком на голове», «Колдунчики», «Салки», «Салки – дай руку», «Прерванные пятнашки», «Собачки», «Собачки ногами», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Вышибалы», «Антивышибалы», «Белые медведи», «Волк во рву», «Ловля обезьян с мячом», «Перестрелка», «Пустое место», «Осада города», «Подвижная цель», «Совушка», «Удочка», «Салки с домиками», «Перебежки с мешочком на голове», «Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Горячая линия», «Будь осторожен», «Шмель», «Накаты», «Вышибалы скеглями», «Вышибалы через сетку», «Штурм», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Вызов», «Командные хвостики», «Круговая охота», спортивные игры (футбол, баскетбол) по упрощенным правилам.
4 класс
«Знания о физической культуре» - организационно методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры (в частности, на уроках лыжной подготовки, легкой атлетики), рассказывать историю появления мяча и футбола, объяснять, что такое зарядка и физкультминутка, что такое гимнастика и ее значение в жизни человека, правила обгона на лыжне.
«Гимнастика с элементами акробатики» —строевые упражнения, наклон вперед из положения сидя и стоя, различные варианты висов, кувырок вперед, кувырок назад, стойку на лопатках, мост, упражнения на гимнастическом бревне, опорный прыжок, проходить станции круговой тренировки, лазать по гимнастической стенке, по канату в два и три приема, крутить обруч, напрыгивать на гимнастический мостик, выполнять разминки на месте, бегом, в движении, с мешочками, гимнастическими палками, массажными мячами, набивными мячами, малыми мячами, скакалками, обручами, направленные на развитие гибкости и координации движений, на матах, подтягиваться, отжиматься.
«Легкая атлетика» -бег 30 и 60 м на время, выполнять челночный бег, метать мяч на дальность и на точность, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать в высоту с прямого разбега, перешагиванием, проходить полосу препятствий, бросать набивной мяч способами «из-за головы», «от груди», «снизу», правой и левой рукой, пробегать дистанцию 1000 м, передавать эстафетную палочку.
«Лыжная подготовка»— передвигаться на лыжах скользящим и ступающим шагом с лыжными палками и без них, попеременным и одновременным двухшажным ходом, попеременным и одновременным одношажным ходом, «змейкой», выполнять повороты на лыжах переступанием и прыжком, подъем на склон «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», спуск со склона в основной стойке и в низкой стойке, тормозить «плугом», проходить дистанцию 1,5 км, играть в подвижные игры налыжах «Накаты» и «Подними предмет».
«Подвижные и спортивные игры»- пас ногами и руками, низом, верхом, через волейбольную сетку, ведение мяча, прием мяча снизу и сверху, удары по воротам, броски и ловля мяча самостоятельно и в парах, броски мяч в баскетбольное кольцо различными способами, игра в подвижные игры «Ловишка», «Колдунчики», «Салки с домиками», «Салки — дай руку», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Собачки», «Собачки ногами», «Вышибалы», «Вышибалы скеглями», «Вышибалы через сетку», «Перестрелка», «Волк во рву», «Антивышибалы», «Защита стойки», «Осада города», «Штурм», «Удочка», «Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Ловля обезьян», «Ловля обезьян с мячом», «Будь острожен», «Салки и мяч», «Ловишка с мешочком на голове», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Ножной мяч», играть в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол) по упрощенным правилам.
Тематическое планирование
1 класс
Раздел программы | Количество часов |
Знания о физической культуре | В течение уроков |
Гимнастика с элементами акробатики | 24 |
Легкая атлетика | 33 |
Лыжная подготовка | 24 |
Подвижные игры | 18 |
Общее количество часов | 99 |
2 класс
Раздел программы | Количество часов |
Знания о физической культуре | В течение уроков |
Гимнастика с элементами акробатики | 24 |
Легкая атлетика | 33 |
Лыжная подготовка | 24 |
Подвижные и спортивные игры | 21 |
Общее количество часов | 102 |
3 класс
Раздел программы | Количество часов |
Знания о физической культуре | В течение уроков |
Гимнастика с элементами акробатики | 24 |
Легкая атлетика | 33 |
Лыжная подготовка | 24 |
Подвижные и спортивные игры | 21 |
Общее количество часов | 102 |
4 класс
Раздел программы | Количество часов |
Знания о физической культуре | В течение уроков |
Гимнастика с элементами акробатики | 24 |
Легкая атлетика | 33 |
Лыжная подготовка | 24 |
Подвижные и спортивные игры | 21 |
Общее количество часов | 102 |
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническоеобеспечения учебного предмета «Физическая культура» включает спортивный инвентарь:
Маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи металлические и пластмассовые, флажки, ленты, скакалки, гимнастические коврики, массажеры для ног и для туловища, гимнастические палки, гимнастический конь, гимнастический козел, бревно напольное гимнастическое (перевернутая скамейка), футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, лыжные комплекты, клюшки, шайбы, щитки футбольные, сетка волейбольная, сетки для мини-футбола, футбольная форма, перчатки вратаря, сетки баскетбольных колец, канат, мячинабивные, мячи для метания, ракетки, сетки и мячи для настольного тенниса, теннисные столы, секундомер, свисток, табло перекидное, турники, стойки для прыжков в высоту, гранаты для метания, рулетка 5 м, кольца для метания, эстафетные палочки, мешочки с песком, гантели. Мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, стулья, стол.
Учебно-методический комплект:
1. Учебно-методическое пособие:
Г.П.Болонов. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего образования-М.: ТЦ Сфера, 2003.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва «Просвещение»2013г.
Детские подвижные игры В.И.Гриш. Новосибирск 1992г.
Школа физкультминуток (соответствует ФГОС) В.И.Коваленко. ООО «Вако», 2014г.
Печатные пособия:
Расскажите детям об олимпийских чемпионах (карточки для занятий),
Дидактический материал:
Летние виды спорта (познавательная информация).
Технические средства: ноутбук.
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование по физической культуре
3 класс (102) часа
1 четверть 27 часов (3 часа в неделю) | ||||||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения | ||
Раздел программы «Знания о физической культуре» (3 часа) | ||||||
1 | Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Понятие о начале ходьбы и бега. | 1 | | | ||
2 | Понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. | 1 | | | ||
3 | Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. Комплекс УГГ. | 1 | | | ||
Раздел программы «Гимнастика с основами акробатики» (3 часа) | ||||||
4 | Строевые упражнения: построение в колонну, шеренгу по инструкции учителя. Повороты на месте под счёт, размыкание и смыкание приставными шагами. | 1 | | | ||
5 | Перестроение из колонны по одному в колонну по два через середину зала в движении с поворотом. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг!» | 1 | | | ||
6 | Основные движения рук и ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. | 1 | | | ||
Раздел программы «Лёгкая атлетика» (18 часов) | ||||||
7 | Ходьба в различном темпе с выполнением упражнений для рук. | 1 | | | ||
8 | Ходьба с контролем и без контроля зрения. | 1 | | | ||
9 | Понятие высокий старт. Медленный бег до3 мин (сильные дети). | 1 | | | ||
10 | Бег в чередовании с ходьбой до 100 м. | 1 | | | ||
Контрольно – измерительные материалы | ||||||
11 | Бег на скорость 30 м. | 1 | Тестирование | | ||
12 | Прыжки в длину с места. | 1 | Тестирование | | ||
13 | Наклоны туловища вперёд сидя ноги врозь. | 1 | Тестирование | | ||
14 | Челночный бег (3х5) м. | 1 | | | ||
15 | Бег на скорость до 40 м. | 1 | | | ||
16 | Понятие эстафетный бег (встречная эстафета). | 1 | | | ||
17 | Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперёд, до 15 м. | 1 | | | ||
18 | Прыжки в длину (место отталкивания не обозначено) способом согнув ноги. | 1 | | | ||
19 | Метание малого мяча левой, правой рукой на дальность. | 1 | | | ||
20 | Метание малого мяча левой и правой рукой в горизонтальную цель. | | | | ||
Контрольно – измерительные материалы | ||||||
21 | Прыжки через короткую скакалку. | 1 | Тестирование | | ||
22 | Броски набивного мяча сидя ноги врозь двумя руками из – за головы. | 1 | Тестирование | | ||
23 | Поднимание туловища. | 1 | Тестирование | | ||
24 | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. | 1 | Тестирование | | ||
Раздел программы «Игры» (3 часа) | ||||||
25 | Коррекционные игры «Отгадай по голосу», «Карусели». | 1 | | | ||
26 | Игры с бегом и прыжками «У ребят порядок строгий», «Кто быстрее?». | 1 | | | ||
27 | Игры по выбору учащихся | 1 | | |
Календарно – тематическое планирование
2 четверть. 20 часов (3 часа в неделю) | ||||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения |
Раздел программы «Знания о физической культуре» (1 час) | ||||
28 | Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, равновесии. Правила поведения на уроках гимнастики. Комплекс УГГ. | 1 | | |
Раздел программы «Гимнастика с основами акробатики» (19 часов) | ||||
Обще развивающие упражнения без предметов | ||||
29 | Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. | 1 | | |
30 | Дыхательные упражнения. | 1 | | |
31 | Упражнения для формирования правильной осанки. | 1 | | |
32 | Комплекс обще развивающих упражнений. | 1 | | |
33 | Комплекс корригирующих упражнений. | 1 | | |
Обще развивающие и корригирующие упражнения с предметами | ||||
34 | Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой. | 1 | | |
35 | Комплекс общеразвивающих упражнений с флажками. | 1 | | |
36 | Комплекс общеразвивающих упражнений с малым обручем. | 1 | | |
37 | Комплекс общеразвивающих упражнений с большим мячом. | 1 | | |
38 | Комплекс обще развивающих упражнений с малым мячом. | 1 | | |
39 | Комплекс упражнений со скакалками. | 1 | | |
40 | Комплекс упражнений с набивными мячами. | 1 | | |
Элементы акробатических упражнений | ||||
41 | Перекаты в группировке. | 1 | | |
42 | Из положения лёжа на спине «мостик». | 1 | | |
43 | 2 – 3 кувырка вперёд (строго индивидуально). | 1 | | |
Лазанье | ||||
44 | Лазанье по гимнастической стенке одноимённым и разноимённым способами. | 1 | | |
45 | Лазанье по гимнастической стенке в сторону приставными шагами. | 1 | | |
46 | Лазанье по наклонной гимнастической скамейке (угол 20 30 град.) с опорой на стопы и кисти рук. | 1 | | |
47 | Пролезание сквозь гимнастические обручи. | 1 | | |
Календарно – тематическое планирование
3 четверть 31 час (3 часа в неделю) | ||||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения |
Раздел программы «Знания о физической культуре» (1 час) | ||||
48 | Элементарные сведения о правилах игр, поведении во время игр. Комплекс УГГ. | 1 | | |
Раздел программы «Игры» (9 часов) | ||||
49 | Игры с элементами обще развивающих упражнений «Шишки, желуди, орехи», «Самые сильные». | 1 | | |
50 | Игры с элементами обще развивающих упражнений «Мяч соседу», «Не отдам». | 1 | | |
51 | Игры с бегом и прыжками «Точный прыжок», «Белые медведи». | 1 | | |
52 | Игры с бросанием, ловлей и метанием «Попади в цель», «Мяч – среднему». | 1 | | |
53 | Игры с элементами обще развивающих упражнений «Достань предмет», «Мяч соседу». | 1 | | |
54 | Игры с бегом и прыжками «Бег за флажками», «Волк во рву». | 1 | | |
55 | Игры с бросанием, ловлей и метанием «Кто дальше бросит», «Снайперы». | 1 | | |
56 | Коррекционные игры «Товарищи командиры», «Два сигнала». | 1 | | |
57 | Подвижные игры по выбору учащихся. | 1 | | |
Раздел программы «Гимнастика с основами акробатики» (21 час) | ||||
Висы и упоры | ||||
58 | Вис на гимнастической стенке на согнутых руках. | 1 | | |
59 | Упор на гимнастическом бревне и на гимнастической скамейке. | 1 | | |
60 | Упор на гимнастическом козле. | 1 | | |
Равновесие | ||||
61 | Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет. | 1 | | |
62 | Ходьба по рейке гимнастической скамейки. | 1 | | |
63 64 | Ходьба по гимнастической скамейке с доставанием предметов с пола в положении приседа. Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперёд, назад, с различными положениями рук. | 1 1 | | |
Опорные прыжки (подготовка к выполнению опорных прыжков) | ||||
65 | Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки. | 1 | | |
66 | Прыжок в глубину из положения приседа. | 1 | | |
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений) | ||||
| ||||
67 | Перестроение из круга в квадрат по ориенти-рам. Ходьба до различных ориентиров. | 1 | | |
68 | Повороты направо, налево без контроля зрения. Принятие исходных положений рук с закрытыми глазами по команде учителя. | 1 | | |
69 | Ходьба вперёд по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног. | 1 | | |
70 | Прыжок в высоту до определённого ориентира. | 1 | | |
71 | Дозирование силы удара мяча об пол таким образом, чтобы он отскочил на заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч. | 1 | | |
72 | Ходьба на месте под счёт учителя от 15 до 10, затем выполнение данной ходьбы с определением времени. | 1 | | |
73 | Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции учителя. | 1 | | |
74 | Выполнение различных упражнений без контроля и с контролем зрения. | 1 | | |
Упражнения без предметов | ||||
75 | Упражнения на дыхание. | 1 | | |
76 | Упражнения на расслабление мышц. | 1 | | |
77 | 1 | | | |
78 | Упражнения для укрепления мышц туловища. | 1 | | |
4 четверть 24 часа (3 часа в неделю) | ||||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения |
| Раздел программы «Знания о физической культуре» (1 час) | |||
79 | Правила поведения на уроках лёгкой атлетики. Комплекс УГГ. | 1 | | |
Раздел программы «Игры» (3 часа) | ||||
80 | Коррекционные игры «Хоп, стоп, раз», «Зеркало». | 1 | | |
81 | Игры с бегом и прыжками «Пятнашки маршем», «Прыжки по полоскам». | 1 | | |
82 | Игры с бросанием, ловлей, метанием «Зоркий глаз», «Гонка мячей по кругу». | 1 | | |
Раздел программы «Лёгкая атлетика» (18 часов) | ||||
83 | Ходьба в различном темпе, с выполнением упражнений для рук. | | | |
84 | Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприсяде, с различными положениями рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. | 1 | | |
85 | Ходьба с контролем и без контроля зрения. | 1 | | |
86 | Медленный бег до 3мин (сильные дети). Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперёд на отрезке 15 м. | 1 | | |
87 | Прыжки в высоту с прямого разбега способом согнув ноги. | 1 | | |
88 | Ознакомление с прыжком с разбега способом перешагивание | 1 | | |
89 | Метание малого мяча левой, правой рукой в вертикальную цель. | 1 | | |
90 | Метание малого мяча левой, правой рукой в горизонтальную цель. Метание малого мяча левой и правой рукой в баскетбольный щит с учётом дальности отскока на расстоянии 4 – 8 м с места. | 1 | | |
91 | Бег в чередовании с ходьбой до 100 м. | 1 | | |
92 | Челночный бег (3х5). | 1 | | |
93 | Бег на скорость до 40 м. | 1 | | |
Контрольно – измерительные материалы | ||||
94 | Бег 30 м. | 1 | Тестирование | |
95 | Прыжки в длину с места. | 1 | Тестирование | |
96 | Наклоны туловища вперёд сидя ноги врозь. | 1 | Тестирование | |
97 | Прыжки через короткую скакалку. | 1 | Тестирование | |
98 | Броски набивного мяча сидя ноги врозь. | 1 | Тестирование | |
99 | Поднимание туловища. | 1 | Тестирование | |
100 | Промежуточная аттестация | 1 | Нормативный тест | |
Раздел программы «Игры» (2 часа) | ||||
101 | Игровое упражнение со скакалкой «Десяточки». | 1 | | |
102 | Подвижные игры по выбору учащихся. | 1 | | |