Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» в 3 классе

3
0
Материал опубликован 28 May 2021

​​​​​​​









Рабочая программа учебного предмета

«Физическая культура»

по АООП НОО с УО (1 вариант)

(интеллектуальными нарушениями)

1-4 класс





Срок реализации: 4 года

Программу разработала: Драчева А.И.


















с.Зеленец

2020г.

Пояснительная записка


Программа учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

Учебный план МБОУ «Зеленецкая СОШ» с. Зеленец.

Авторская программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Физическая культура является составной частью образовательного процесса обу­ча­ю­щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает об­ра­зо­вательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные за­да­чи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тес­ной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает од­но из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жиз­ни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, спо­со­б­с­твует социальной интеграции школьников в общество.

Цель:

Основная цель изучения данного предметазаключается во всестороннем раз­ви­тии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ни­я­ми) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков пси­хо­фи­зи­че­ского развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной ада­птации.


Задачи обучения:

развитие и совершенствование основных физических качеств;

обогащение двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями;

овладение основами доступных видов спор­та (легкой атлетикой, гим­на­с­ти­кой, лы­жной подготовкой и др.) в со­от­ве­т­ствии с возрастными и психофи­зи­че­с­ки­ми особенностями обу­ча­ю­щих­ся;

коррекция недостатков познава­тель­ной сферы и пси­хо­мо­тор­ного раз­ви­тия; развитие и совер­ше­н­с­твование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности.

создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни.





Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана.

Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.

Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. 

Дети с нарушениями интеллекта малоинициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его, слабо ориентируются в пространстве. Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми.

У многих детей имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, со стороны физического и психического развития, а также нарушения моторики, поэтому необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.

Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, преимущество которых состоит в том, что можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу или постепенно. Кроме того, больше внимания можно уделить обучающимся с более слабой двигательной подготовкой.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.

Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.

Деятельность обучающихся при разучивании, закреплении упражнений организуется различными способами.


Место изучения предмета


В примерном годовом учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) IIV классы АООП для 1 класса предусмотрено 99 часов в год, для 2-4 класс – 102 часа в год.

Класс

Количество учебных недель

Количество часов в неделю

Количество часов за год

1 класс

33 учебные недели

3 часа

99

2 класс

34 учебные недели

3 часа

102

3 класс

34 учебные недели

3 часа

102

4 класс

34 учебные недели

3 часа

102




Всего: 405



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а так же переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление высшей человеческой способности-любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.


Планируемые результаты


Личностные результаты


КРИТЕРИЙ

ПОКАЗАТЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.

Сформированность понятийного аппарата, характеризующего гражданскую направленность.

Понимать и использовать в речи положительные качества, характеризующие гражданскую направленность (патриотизм, трудолюбие, верность, справедливость, честь, смелость, и др. социальные компетенции).

Сформированность понимания себя как члена семьи, члена общества, члена государства.

Понимать, что связывает ребенка: с его близкими, друзьями, одноклассниками, с Родиной.

Выполнять поручения в семье, в школе.

Бережно относиться к окружающему миру (через трудовое и экологическое воспитание).

Сформированность чувства патриотизма.

Знать символики школы, района, города, области, страны.

Уважительно относиться к себе, к другим людям.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Уважать и доброжелательно относиться к другим (толерантность):

этническая толерантность;

конфессиональная толерантность (уважительное отношение к представителям других религий и вероисповеданий);

возрастная толерантность;

гендерная толерантность.

Вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.





Сформированность адекватных представлений о своих возможностях, способностях.

Рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома и школы, каким маршрутом добраться и т.д.).

Выполнять поручения в семье, в школе («заправить кровать, помыть посуду, выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»).

Сформированность представлений о своих потребностях.

Уметь обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформу-лировать просьбу о своих потреб-ностях, иметь достаточный запас фраз и определений («извините, эту прививку мне делать нельзя»; «повторите, пожалуйста, я не услышал; я не совсем понял, что ты имеешь в виду»).

Выполнить насущно необходимые действия (бытовые навыки: само-стоятельно поесть, одеться, и т.д.).

Ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, учителя, столовая, расписание уроков и т.д.)

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Сформированность конструктивных умений общения в семье, в школе, в социуме.


Конструктивно общаться в семье, в школе (со взрослыми: родители и педагоги):

слушать и слышать («слушать объяснение темы учителем на уроке»);

обращаться за помощью;

выражать благодарность;

следовать полученной инструкции;

договариваться;

доводить начатую работу до конца;

вступать в обсуждение;

задавать вопросы;

исправить недостатки в работе.

Конструктивно общаться со сверстниками:

- знакомиться;

- присоединиться к другим детям;

- просить об одолжении;

- выражать симпатию;

- проявлять инициативу;

- делиться;

- извиняться.

Применять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Сформированность адаптироваться к определенной ситуации.

Понимать ситуацию и на ее основе принимать адекватное решение.

5.Овладение социально-бытовыми умениями, используемые в повседневной жизни.


Сформированность умений самостоятельности.

Участвовать в повседневных делах школы, класса, брать на себя ответственность в быту.

Участвовать в подготовке и проведении семейных мероприятий.

Сформированность умений самообслуживания.

Овладевать навыками самообслуживания дома и в школе.

Сформированность умений выполнения доступных обязанностей в повседневной жизни класса, школы.

Иметь представления об устройстве школьной жизни.

Уметь попросить о помощи в случае затруднений.

Ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий.

Сформированность знаний о правилах коммуникации и умений использовать их в житейских ситуациях.

Уметь начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасение, завершить разговор.

Уметь корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие.

6.Владение умениями коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.


Сформированность умений коммуникации со взрослыми и сверстниками.

Поддерживать коммуникацию, применять адекватные способы поведения в разных ситуациях, обращаться за помощью, оказывать помощь.

Владение средствами коммуникации.

Использовать разнообразные средства коммуникации (в меру своих возможностей) согласно ситуации.

Адекватность применения норм и правил социального взаимодействия.

Правильно применять нормы и правила социального взаимодействия.

7.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.


Сформированность знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях.

соблюдать правила поведения в разных социальных ситуациях:

- с близкими в семье;

- с учителями;

- с учениками;

- с незнакомыми людьми.

Сформированность

основ нравственных установок и моральных норм.

Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия



Отвечать за свои поступки.

Уважать свое мнение и мнение окружающих.

Быть благодарным, проявлять сочувствие, правильно выразить отказ, умение корректно высказать просьбу, намерение, опасение и др.)

Сформированность умений в организации собственной деятельности


Организовывать собственную деятельность:

- в быту

- в общественных местах и т.д.

8.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Сформированность внутрен-ней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Посещать школу, не иметь пропусков без уважительной причины.

Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика».

Соблюдать правила поведения на уроках.

Соблюдать правила поведения на переменах и мероприятиях.

Проявлять активность на уроках и внеурочное время.

Сформированность выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации.

Выполнять задания учителя в школе и дома.

Проявлять интерес к учебным предметам.

Применять полученные знания в жизни.

9.Развитие умений сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Готовность к коллективным формам общения.

Проявлять интерес к общению; помогать и поддерживать одно-классников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения.

Владение средствами коммуникации.

Уметь выразить свое отношение к происходящему: речью, мимикой или жестами, осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения.

10.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


Сформированность элементарных представлений об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

Видеть и понимать красоту в окружающем мире.

Сформированность творческой активности, интереса к искусству, художественным традициям своего народа.

Выражать свои мысли, чувства, впечатления в форме эстетического суждения, оценки.

Участвовать в различных видах творческой деятельности, выражать себя в доступных видах творчества.

Понимать художественные традиции своего народа.

11.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Сформированность этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Уважать и любить себя.

Проявлять чувства доброжелательности, искренности, уважительности, справедливости, вежливости, терпения по отношению к другим людям.

Сформированность понимания и сопереживания чувствам других людей.

12.Формирование установки за безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Сформированность умений личной гигиены.

Применять умения личной гигиены в повседневной жизни.

Сформированность понятий «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

Различать вредные привычки от полезных.

Заниматься спортом.

Применять различные формы ЗОЖ в повседневной жизни.

Сформированность умений к творческому труду.

Создавать художественные образы в своем воображении.

Участвовать в доступных ему формах творческой деятельности.

Положительно относиться к трудовой творческой деятельности.

Уметь сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Понимать и ценить роль трудовой деятельности в жизни человека.

Быть искренним, заботливым по отношению к себе и другим людям.

13.Формирование готовности к самостоятельной жизни.


Сформированность начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности.


Участвовать в трудовых акциях.

Уметь взаимодействовать в коллективных творческих делах.

Сформированность житейских умений самообслуживания.

Готов обучаться бытовому труду.

Обладает умениями самообслуживания.

Сформированность умений межличностного общения.

Поддерживает коммуникацию со взрослыми и сверстниками.

Умеет обратиться за помощью.

Усваивает позитивные образцы взаимодействия в семье, школе, социуме.


Предметные результаты


Класс

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

1


представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

знание основных правил поведения на уроках физической культуры;

выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

ходьба в различном темпе;

взаимодействие со сверстниками;

участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.


практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр;

самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища;

участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки;

совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;

знание правил двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;

соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

2


представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

представления о двигательных действиях;

знание основных строевых команд;

ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований;

участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.


практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр;

самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища;

участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки;

подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.

совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;

оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;

знание спортивных традиций своего народа и других народов;

знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;

знание правил выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;

соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

3


представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

представления о двигательных действиях;

знание основных строевых команд;

подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований;

участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.


практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр;

самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища;

в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;

подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.

совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;

оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;

знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;

знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;

соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

4


представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

представления о двигательных действиях;

знание основных строевых команд;

подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований;

участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.


практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;

самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;

подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.

совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;

знание спортивных традиций своего народа и других народов;

знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;

знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;

соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.


Содержание учебного предмета

1-2 класс


«Знания о физической культуре» - выполнение организационно-методическихтребований, которые предъявляются на уроке физической культуры, знать, что такое физические качества, режим дня и как он влияет на жизнь человека, что такое частота сердечных сокращений и как ее измерять, как оказывать первую помощь

при травмах.

«Гимнастика с элементами акробатики»построение в шеренгу и колонну, выполнять наклон вперед из положения стоя, подъем туловища за 30 с на скорость, подтягиваться из виса лежа согнувшись, выполнять вис, кувырок вперед, мост, стойку на лопатках, вращение обруча, лазать по гимнастической стенке и перелезать с пролета на пролет, лазание по канату, прыгать со скакалкой и в скакалку, проходить станции круговой тренировки, разминаться с мешочками, скакалками, обручами, резиновыми кольцами, с гимнастической палкой, выполнять упражнения на координацию движений, гибкость, у гимнастической стенки, с малыми мячами, на матах, с мячами, с массажными мячами, с гимнастическими скамейками и на них;

«Легкая атлетика»техника высокого старта, бег на скорость дистанция 30 м с высокого старта, челночный бег 3 х 10м, беговая разминка, метание как на дальность, так и на точность, прыжок в длину с места и с разбега, преодоление полосы препятствий, прыжок в высоту с прямого разбега, броски набивного мяча от груди, снизу и из-за головы, бег 1 км.

«Лыжная подготовка»— передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом с лыжными палками и без них, выполнение поворотов переступанием на лыжах с палками и без них, торможение падением, прохождение дистанции 1 км на лыжах, обгон друг друга, подъем на склон «по-луелочкой», «елочкой», а также спуск в основной стойке, передвижение на лыжах змейкой, игра в подвижную игру на лыжах «Накаты».


«Подвижные игры»— «Ловишка», «Салки», «Салки с домиками», «Салки — дай руку», «Прерванные пятнашки», «Колдунчики», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Хвостики», «Командные хвостики», «Бездомный заяц», «Вышибалы», «Волк во рву», «Ловля обезьян», «Ловля обезьян с мячом», «Кот и мыши», «Осада города», «Ночная охота», «Удочка», «Волшебные елочки», «Белочка-защитница», «Горячая линия», «Медведи и пчелы», «Шмель», «Ловишка с мешочком на голове», «Салки на снегу», «Совушка», «Бегуны ипрыгуны», «Ловишка с мячом и защитниками», «Охотник и утки», «Охотник и зайцы», «Точно в цель», «Вышибалы через сетку», «Собачки», «Земля, вода, воздух», «Воробьи — вороны», «Антивышибалы», выполнять броски и ловлю мяча различными способами, через волейбольную сетку, в баскетбольное кольцо способами «снизу» и «сверху», технике ведениямяча правой и левой рукой, участвовать в эстафетах.


3 класс

«Знания о физической культуре»выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры (в частности, на уроках лыжной подготовки), объяснять, что такое пас и его значение для спортивных игр с мячом, что такое осанка и методы сохранения правильной осанки, что такое гигиена и правила ее соблюдения, правила закаливания, правила спортивной игры волейбол;

«Гимнастика с элементами акробатики»— выполнение строевыхупражнений (строиться в шеренгу, колонну, перестраиваться в одну, две и три шеренги), выполнение разминки в движении, на месте, с мешочками, с кружочками, с массажными мячами, с обручами, с гимнастической палкой, с гимнастической скамейкой, на гимнастической скамейке, на матах, с мячом, разминки, направленные на развитие координации движений и гибкости, прыжковую разминку, разминка в парах, угимнастической стенки, выполнение упражнения на внимание и равновесие, наклон вперед из положения стоя и сидя, отжимания, подъем туловища из положения лежа, подтягивание на низкой перекладине, выполнение перекатов, кувырок вперед, кувырок назад, прохождение станции круговой тренировки, лазание и перелезание по гимнастической стенке, лазание по канату в три приема, мост, стойка на лопатках, прыжки со скакалкой, через скакалку и в скакалку, выполнение упражненийна гимнастическом бревне, лазание по наклонной гимнастической скамейке, вращение обруча.

«Легкая атлетика»— техника высокого старта, техника метания мяча на дальность, бег 30 м на время, челночный бег 3 x 10 м на время, прыжки в длину с места и с разбега, прыжки в высоту с прямого разбега, метание набивного мяча (весом 1 кг) на дальность способом «снизу», «от груди», «из-за головы», правой и левой рукой, метание мячана точность, прохождение полосы препятствий.

«Лыжная подготовка»— передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом с лыжными палками и без них, попеременный и одновременныйдвухшажный ход, выполнение поворотов на лыжах переступанием и прыжком, переносить лыжи под рукой и на плече, прохождение на лыжах дистанции 1,5 км, подъем на склон «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», спуск со склона в основной стойке и в низкой стойке, торможение «плугом», передвижение и спуск со склона на лыжах «змейкой».

«Подвижные и спортивные игры» -пас ногами и руками, выполнение передачи мяча через волейбольную сетку различными способами, ввод мяча из-за боковой, броски и ловля мяча различными способами, футбольные упражнения, стойка баскетболиста, ведение мяча на месте, в движении, правой и левой рукой, эстафеты, броски мяча в баскетбольное кольцо различными способами, подвижные игры:«Ловишка», «Ловишка с мешочком на голове», «Колдунчики», «Салки», «Салки – дай руку», «Прерванные пятнашки», «Собачки», «Собачки ногами», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Вышибалы», «Антивышибалы», «Белые медведи», «Волк во рву», «Ловля обезьян с мячом», «Перестрелка», «Пустое место», «Осада города», «Подвижная цель», «Совушка», «Удочка», «Салки с домиками», «Перебежки с мешочком на голове», «Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Горячая линия», «Будь осторожен», «Шмель», «Накаты», «Вышибалы скеглями», «Вышибалы через сетку», «Штурм», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Вызов», «Командные хвостики», «Круговая охота», спортивные игры (футбол, баскетбол) по упрощенным правилам.




4 класс

«Знания о физической культуре» - организационно методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры (в частности, на уроках лыжной подготовки, легкой атлетики), рассказывать историю появления мяча и футбола, объяснять, что такое зарядка и физкультминутка, что такое гимнастика и ее значение в жизни человека, правила обгона на лыжне.

«Гимнастика с элементами акробатики»строевые упражнения, наклон вперед из положения сидя и стоя, различные варианты висов, кувырок вперед, кувырок назад, стойку на лопатках, мост, упражнения на гимнастическом бревне, опорный прыжок, проходить станции круговой тренировки, лазать по гимнастической стенке, по канату в два и три приема, крутить обруч, напрыгивать на гимнастический мостик, выполнять разминки на месте, бегом, в движении, с мешочками, гимнастическими палками, массажными мячами, набивными мячами, малыми мячами, скакалками, обручами, направленные на развитие гибкости и координации движений, на матах, подтягиваться, отжиматься.

«Легкая атлетика» -бег 30 и 60 м на время, выполнять челночный бег, метать мяч на дальность и на точность, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать в высоту с прямого разбега, перешагиванием, проходить полосу препятствий, бросать набивной мяч способами «из-за головы», «от груди», «снизу», правой и левой рукой, пробегать дистанцию 1000 м, передавать эстафетную палочку.

«Лыжная подготовка»— передвигаться на лыжах скользящим и ступающим шагом с лыжными палками и без них, попеременным и одновременным двухшажным ходом, попеременным и одновременным одношажным ходом, «змейкой», выполнять повороты на лыжах переступанием и прыжком, подъем на склон «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», спуск со склона в основной стойке и в низкой стойке, тормозить «плугом», проходить дистанцию 1,5 км, играть в подвижные игры налыжах «Накаты» и «Подними предмет».

«Подвижные и спортивные игры»- пас ногами и руками, низом, верхом, через волейбольную сетку, ведение мяча, прием мяча снизу и сверху, удары по воротам, броски и ловля мяча самостоятельно и в парах, броски мяч в баскетбольное кольцо различными способами, игра в подвижные игры «Ловишка», «Колдунчики», «Салки с домиками», «Салки — дай руку», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Собачки», «Собачки ногами», «Вышибалы», «Вышибалы скеглями», «Вышибалы через сетку», «Перестрелка», «Волк во рву», «Антивышибалы», «Защита стойки», «Осада города», «Штурм», «Удочка», «Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Ловля обезьян», «Ловля обезьян с мячом», «Будь острожен», «Салки и мяч», «Ловишка с мешочком на голове», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Ножной мяч», играть в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол) по упрощенным правилам.


Тематическое планирование

1 класс


Раздел программы

Количество часов

Знания о физической культуре

В течение уроков

Гимнастика с элементами акробатики

24

Легкая атлетика

33

Лыжная подготовка

24

Подвижные игры

18

Общее количество часов

99

2 класс

Раздел программы

Количество часов

Знания о физической культуре

В течение уроков

Гимнастика с элементами акробатики

24

Легкая атлетика

33

Лыжная подготовка

24

Подвижные и спортивные игры

21

Общее количество часов

102

3 класс

Раздел программы

Количество часов

Знания о физической культуре

В течение уроков

Гимнастика с элементами акробатики

24

Легкая атлетика

33

Лыжная подготовка

24

Подвижные и спортивные игры

21

Общее количество часов

102

4 класс

Раздел программы

Количество часов

Знания о физической культуре

В течение уроков

Гимнастика с элементами акробатики

24

Легкая атлетика

33

Лыжная подготовка

24

Подвижные и спортивные игры

21

Общее количество часов

102


Материально-техническое обеспечение

Материально-техническоеобеспечения учебного предмета «Физическая культура» включает спортивный инвентарь:

Маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи металлические и пластмассовые, флажки, ленты, скакалки, гимнастические коврики, массажеры для ног и для туловища, гимнастические палки, гимнастический конь, гимнастический козел, бревно напольное гимнастическое (перевернутая скамейка), футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, лыжные комплекты, клюшки, шайбы, щитки футбольные, сетка волейбольная, сетки для мини-футбола, футбольная форма, перчатки вратаря, сетки баскетбольных колец, канат, мячинабивные, мячи для метания, ракетки, сетки и мячи для настольного тенниса, теннисные столы, секундомер, свисток, табло перекидное, турники, стойки для прыжков в высоту, гранаты для метания, рулетка 5 м, кольца для метания, эстафетные палочки, мешочки с песком, гантели. Мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, стулья, стол.

Учебно-методический комплект:

1. Учебно-методическое пособие:

Г.П.Болонов. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего образования-М.: ТЦ Сфера, 2003.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.

Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва «Просвещение»2013г.

Детские подвижные игры В.И.Гриш. Новосибирск 1992г.

Школа физкультминуток (соответствует ФГОС) В.И.Коваленко. ООО «Вако», 2014г.

Печатные пособия:

Расскажите детям об олимпийских чемпионах (карточки для занятий),

Дидактический материал:

Летние виды спорта (познавательная информация).

Технические средства: ноутбук.




Приложение 1

Календарно – тематическое планирование по физической культуре

3 класс (102) часа


1 четверть

27 часов (3 часа в неделю)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Дата проведения

Раздел программы «Знания о физической культуре» (3 часа)

1

Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание.

Понятие о начале ходьбы и бега.

1



2

Понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках.

Ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега.

1



3

Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. Комплекс УГГ.

1



Раздел программы «Гимнастика с основами акробатики» (3 часа)

4

Строевые упражнения: построение в колонну, шеренгу по инструкции учителя. Повороты на месте под счёт, размыкание и смыкание приставными шагами.

1




5

Перестроение из колонны по одному в колонну по два через середину зала в движении с поворотом. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг!»

1




6

Основные движения рук и ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.

1



Раздел программы «Лёгкая атлетика» (18 часов)

7

Ходьба в различном темпе с выполнением упражнений для рук.

1



8

Ходьба с контролем и без контроля зрения.

1



9

Понятие высокий старт. Медленный бег до3 мин (сильные дети).

1



10

Бег в чередовании с ходьбой до 100 м.

1



Контрольно – измерительные материалы

11

Бег на скорость 30 м.

1

Тестирование


12

Прыжки в длину с места.

1

Тестирование


13

Наклоны туловища вперёд сидя ноги врозь.

1

Тестирование


14

Челночный бег (3х5) м.

1



15

Бег на скорость до 40 м.

1



16

Понятие эстафетный бег (встречная эстафета).

1



17

Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперёд, до 15 м.

1



18

Прыжки в длину (место отталкивания не обозначено) способом согнув ноги.

1



19


Метание малого мяча левой, правой рукой на дальность.

1



20


Метание малого мяча левой и правой рукой в горизонтальную цель.




Контрольно – измерительные материалы

21


Прыжки через короткую скакалку.

1

Тестирование


22

Броски набивного мяча сидя ноги врозь двумя руками из – за головы.

1

Тестирование


23

Поднимание туловища.

1

Тестирование


24

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.

1

Тестирование


Раздел программы «Игры» (3 часа)

25

Коррекционные игры «Отгадай по голосу», «Карусели».

1



26

Игры с бегом и прыжками «У ребят порядок строгий», «Кто быстрее?».

1



27

Игры по выбору учащихся

1






Календарно – тематическое планирование


2 четверть.

20 часов (3 часа в неделю)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Дата проведения

Раздел программы «Знания о физической культуре» (1 час)

28

Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, равновесии. Правила поведения на уроках гимнастики. Комплекс УГГ.


1



Раздел программы «Гимнастика с основами акробатики» (19 часов)

Обще развивающие упражнения без предметов

29

Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук.

1



30

Дыхательные упражнения.

1



31

Упражнения для формирования правильной осанки.


1



32

Комплекс обще развивающих упражнений.


1



33

Комплекс корригирующих упражнений.

1



Обще развивающие и корригирующие упражнения с предметами

34

Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой.

1



35

Комплекс общеразвивающих упражнений с флажками.

1



36

Комплекс общеразвивающих упражнений с малым обручем.

1



37

Комплекс общеразвивающих упражнений с большим мячом.

1



38

Комплекс обще развивающих упражнений с малым мячом.

1



39

Комплекс упражнений со скакалками.

1



40

Комплекс упражнений с набивными мячами.

1



Элементы акробатических упражнений

41

Перекаты в группировке.

1



42

Из положения лёжа на спине «мостик».

1



43

2 – 3 кувырка вперёд (строго индивидуально).

1



Лазанье

44

Лазанье по гимнастической стенке одноимённым и разноимённым способами.

1



45

Лазанье по гимнастической стенке в сторону приставными шагами.

1



46

Лазанье по наклонной гимнастической скамейке (угол 20 30 град.) с опорой на стопы и кисти рук.

1



47

Пролезание сквозь гимнастические обручи.

1




Календарно – тематическое планирование


3 четверть

31 час (3 часа в неделю)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Дата проведения

Раздел программы «Знания о физической культуре» (1 час)

48

Элементарные сведения о правилах игр, поведении во время игр.

Комплекс УГГ.

1



Раздел программы «Игры» (9 часов)

49

Игры с элементами обще развивающих упражнений «Шишки, желуди, орехи», «Самые сильные».

1



50

Игры с элементами обще развивающих упражнений «Мяч соседу», «Не отдам».

1



51

Игры с бегом и прыжками «Точный прыжок», «Белые медведи».

1



52

Игры с бросанием, ловлей и метанием «Попади в цель», «Мяч – среднему».

1



53

Игры с элементами обще развивающих упражнений «Достань предмет», «Мяч соседу».

1



54

Игры с бегом и прыжками «Бег за флажками», «Волк во рву».

1



55

Игры с бросанием, ловлей и метанием «Кто дальше бросит», «Снайперы».

1



56

Коррекционные игры «Товарищи командиры», «Два сигнала».

1



57

Подвижные игры по выбору учащихся.

1



Раздел программы «Гимнастика с основами акробатики» (21 час)

Висы и упоры

58

Вис на гимнастической стенке на согнутых руках.

1




59

Упор на гимнастическом бревне и на гимнастической скамейке.

1



60

Упор на гимнастическом козле.

1



Равновесие

61

Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет.

1



62

Ходьба по рейке гимнастической скамейки.

1



63



64

Ходьба по гимнастической скамейке с доставанием предметов с пола в положении приседа.

Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперёд, назад, с различными положениями рук.

1



1



Опорные прыжки (подготовка к выполнению опорных прыжков)

65

Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки.

1




66

Прыжок в глубину из положения приседа.

1




Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений)


67

Перестроение из круга в квадрат по ориенти-рам. Ходьба до различных ориентиров.

1



68

Повороты направо, налево без контроля зрения. Принятие исходных положений рук с закрытыми глазами по команде учителя.

1



69

Ходьба вперёд по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног.

1



70

Прыжок в высоту до определённого ориентира.

1



71

Дозирование силы удара мяча об пол таким образом, чтобы он отскочил на заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч.

1



72

Ходьба на месте под счёт учителя от 15 до 10, затем выполнение данной ходьбы с определением времени.

1



73

Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции учителя.

1



74

Выполнение различных упражнений без контроля и с контролем зрения.

1



Упражнения без предметов

75

Упражнения на дыхание.

1



76

Упражнения на расслабление мышц.

1



77


Обще развивающие упражнения по подражанию.

1



78

Упражнения для укрепления мышц туловища.

1






4 четверть 24 часа (3 часа в неделю)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Дата проведения


Раздел программы «Знания о физической культуре» (1 час)

79

Правила поведения на уроках лёгкой атлетики. Комплекс УГГ.


1



Раздел программы «Игры» (3 часа)

80

Коррекционные игры «Хоп, стоп, раз», «Зеркало».

1



81

Игры с бегом и прыжками «Пятнашки маршем», «Прыжки по полоскам».

1



82

Игры с бросанием, ловлей, метанием «Зоркий глаз», «Гонка мячей по кругу».

1



Раздел программы «Лёгкая атлетика» (18 часов)

83

Ходьба в различном темпе, с выполнением упражнений для рук.




84

Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприсяде, с различными положениями рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову.

1



85

Ходьба с контролем и без контроля зрения.

1



86

Медленный бег до 3мин (сильные дети). Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперёд на отрезке 15 м.

1



87

Прыжки в высоту с прямого разбега способом согнув ноги.

1



88

Ознакомление с прыжком с разбега способом перешагивание

1



89

Метание малого мяча левой, правой рукой в вертикальную цель.

1



90

Метание малого мяча левой, правой рукой в горизонтальную цель.

Метание малого мяча левой и правой рукой в баскетбольный щит с учётом дальности отскока на расстоянии 4 – 8 м с места.

1



91

Бег в чередовании с ходьбой до 100 м.

1



92

Челночный бег (3х5).

1



93

Бег на скорость до 40 м.

1



Контрольно – измерительные материалы

94

Бег 30 м.

1

Тестирование


95

Прыжки в длину с места.

1

Тестирование


96

Наклоны туловища вперёд сидя ноги врозь.

1

Тестирование


97

Прыжки через короткую скакалку.

1

Тестирование


98

Броски набивного мяча сидя ноги врозь.

1

Тестирование


99

Поднимание туловища.

1

Тестирование


100

Промежуточная аттестация

1

Нормативный тест


Раздел программы «Игры» (2 часа)

101

Игровое упражнение со скакалкой «Десяточки».

1



102

Подвижные игры по выбору учащихся.

1




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.