Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 2-4 клаcc
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
2-4 класс
адаптированная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью,
вариант 1
Составитель: Затонская Марина Александровна,
учитель физической культуры
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ СОШ №2 п. Жигалово, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).
В связи с переходом на дистанционное обучение в 4 четверти и досрочное окончание 2019-2020 учебного года 30.04.2020 были не выданы три часа: 2ч – игры с элементами общеразвивающих упражнений; 1ч. – легкой атлетики (прыжки). Поэтому в тематическое планирование на 3, 4 классы по физической культуре (АОП) на 2020-2021 учебный год были внесены изменения.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
коррекция нарушений физического развития;
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных способностей в процессе обучения;
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
обогащение чувственного опыта;
коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
2.Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
3. Место предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение предмета «Физическая культура» в адаптированном классе 3 часа в неделю, 102 часов в год. Всего 918 часов за 9 лет обучения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями; взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
знание спортивных традиций своего народа и других народов; знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
5.Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета включает разделы: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Игры». Каждый из разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения):
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до 4-6м. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.
Лыжная подготовка
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное техническое выполнение попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений.
Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски, повороты, торможение.
Игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу)
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IV-м классе); построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Раздел | Виды учебной деятельности | Количество часов |
Легкая атлетика | Элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. | 23 |
Основы знаний | Построения и перестроения Общеразвивающие и корригирующие упражнения | 2 |
Лыжная подготовка. | Формирование навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование | 12 |
Гимнастика | Построения, перестроения, упражнения с предметами и без предметов | 22 |
Коррекционные подвижные игры и элементы спортивных игр | Подвижные игры с предметами и без предметов с элементами спортивных упражнений | 25/18 |
В календарно – тематическом планировании могут произойти изменения и перестановка тем в разделах: легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные (подвижные) игры, в связи с неблагоприятными погодными условиями и морозными днями.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Спортивный зал для занятий, школьный стадион, теннисный корт, тропа «Здоровья», лыжная трасса
Кегли
Обручи
Мешочки
Мячи волейбольные
Мячи баскетбольные
Малые мячи
Набивные мячи
Лассо
Коврики гимнастические
Маты гимнастические
Скакалки
Футбольные мячи
Футбольные ворота
Лыжи
Лыжные палки
Лыжные ботинки
Гимнастические скамейки
Велотренажер
Волейбольная сетка
Флажки
8. Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Москва «Просвещение» 2017год).
Приложение к рабочей программе по физической культуре
Календарно – тематическое планирование (2-3-4 классы, 1 вариант)
№ | Тема урока | Количество часов | Дата выдачи | Дата корректировки |
Основы знаний (2ч) | ||||
1 | Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка | 1 | | |
2 | Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Техника безопасности | 1 | | |
Легкая атлетика(18ч) | ||||
1 | Ходьба | 1 | | |
2 | Ходьба | 1 | | |
3 | Ходьба | 1 | | |
4 | Ходьба | 1 | | |
5 | Бег | 1 | | |
6 | Бег | 1 | | |
7 | Бег | 1 | | |
8 | Бег | 1 | | |
9 | Бег | 1 | | |
10 | Бег | 1 | | |
11 | Метание | 1 | | |
12 | Метание | 1 | | |
13 | Метание | 1 | | |
14 | Метание | 1 | | |
15 | Прыжки | 1 | | |
16 | Прыжки | 1 | | |
17 | Прыжки | 1 | | |
18 | Прыжки | 1 | | |
Гимнастика (22ч) | ||||
19 | Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. | 1 | | |
20 | Построения и перестроения | 1 | | |
21 | Построения и перестроения | 1 | | |
22 | Упражнения без предметов | 1 | | |
23 | Упражнения без предметов | 1 | | |
24 | Упражнения без предметов | 1 | | |
25 | Упражнения без предметов | 1 | | |
26 | Упражнения без предметов | 1 | | |
27 | Упражнения без предметов | 1 | | |
28 | Упражнения без предметов | 1 | | |
29 | Упражнения с предметами | 1 | | |
30 | Упражнения с предметами | 1 | | |
31 | Упражнения с предметами | 1 | | |
32 | Упражнения с предметами | 1 | | |
33 | Упражнения с предметами | 1 | | |
34 | Упражнения с предметами | 1 | | |
35 | Упражнения с предметами | 1 | | |
36 | Упражнения с предметами | 1 | | |
37 | Упражнения с предметами | 1 | | |
38 | Упражнения с предметами | 1 | | |
39 | Упражнения с предметами | 1 | | |
40 | Упражнения с предметами | 1 | | |
Лыжная подготовка (10ч) | ||||
41 | Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. | 1 | | |
42 | Выполнение строевых команд | 1 | | |
43 | Передвижение на лыжах. | 1 | | |
44 | Передвижение на лыжах. | 1 | | |
45 | Передвижение на лыжах. | 1 | | |
46 | Передвижение на лыжах. | 1 | | |
47 | Передвижение на лыжах. | 1 | | |
48 | Спуски, повороты, торможение | 1 | | |
49 | Спуски, повороты, торможение | 1 | | |
50 | Спуски, повороты, торможение | 1 | | |
Коррекционные подвижные игры(38ч) | ||||
51 | Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу) | 1 | | |
52 | Подвижные игры | 1 | | |
53 | Подвижные игры | 1 | | |
54 | Подвижные игры | 1 | | |
55 | Подвижные игры | 1 | | |
56 | Подвижные игры | 1 | | |
57 | Подвижные игры | 1 | | |
58 | Подвижные игры | 1 | | |
59 | Подвижные игры | 1 | | |
60 | Подвижные игры | 1 | | |
61 | Подвижные игры | 1 | | |
62 | Коррекционные игры | 1 | | |
63 | Коррекционные игры | 1 | | |
64 | Коррекционные игры | 1 | | |
65 | Коррекционные игры | 1 | | |
66 | Коррекционные игры | 1 | | |
67 | Коррекционные игры | 1 | | |
68 | Коррекционные игры | 1 | | |
69 | Коррекционные игры | 1 | | |
70 | Коррекционные игры | 1 | | |
71 | Коррекционные игры | 1 | | |
72 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
73 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
74 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
75 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
76 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
77 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
78 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
79 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
80 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
81 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
82 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
83 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
84 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
85 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
86 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
87 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
88 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 1 | | |
Лёгкая атлетика (5ч) | ||||
89 | Ходьба | 1 | | |
90 | Ходьба | 1 | | |
91 | Бег | 1 | | |
92 | Бег | 1 | | |
93 | Бег | 1 | | |
94 | Бег | 1 | | |
95 | Бег | 1 | | |
96 | Метание | 1 | | |
97 | Метание | 1 | | |
98 | Прыжки | 1 | | |
99 | Прыжки | 1 | | |
100 | Прыжки | 1 | | |