Рабочая программа учебного предмета «Физика» (7-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета
«Физика»
Класс: 7-9
Разработчик:
Никулина Елена Николаевна,
учитель физики
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Физика 7-9 классы» составлена на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Приказа Минобрнауки России от 28 декабря 2018 г. № 253 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
С учетом авторской программы по физике: «Программа основного общего образования. Физика. 7–9 классы» Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2017.
Программа учебного предмета «Физика 7-9 класс» предназначена для обучающихся 7-9 классов и рассчитана на 68 часов учебного времени.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Изучение учебного предмета физики позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки обучающихся, предусматриваемый Федеральным государственным стандартом основного общего образования, а также позволяет осуществить при этом такую их подготовку, которая является достаточной для дальнейшего успешного освоения курса физики 10 класса.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта А.В. Перышкина «Физика, 7», «Физика, 8», «Физика 9» (М.: Дрофа, 2017).
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, которые позволяют определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемые результаты освоения курса физики 7 – 9-го классов
По завершению изучения курса физики 7 – 9-го классов обучающиеся должны достигнуть определенных результатов.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты обучения физике в основной школе включают межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как сред ством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении физики обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
•систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.
В ходе изучения физики обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познава- тельной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
•определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
•определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
•оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
•излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представле ния; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
•создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеюще- гося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/ результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• критически оценивать содержание и форму текста.
9.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
•распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
•формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
•корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
•устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
•использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
•использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задач, инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Выпускник научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Основные виды учебной деятельности
Введение
Наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю. Высказывать предположения и гипотезы. Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления шкалы прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества
Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества.
Взаимодействие тел
Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном движении. Измерять скорость равномерного движения. Измерять массу тела. Измерять плотность вещества. Измерять силы взаимодействия двух тел.
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Обнаруживать существование атмосферного давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда. Исследовать условия плавания тел.
Тепловые явления
Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче. Измерять удельную теплоемкость вещества. Измерять теплоту плавления льда. Исследовать тепловые свойства парафина. Наблюдать изменение внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количество теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества. Измерять влажность воздуха по точке росы. Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций
Электрические явления
Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении. Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков. Собирать и испытывать электрическую цепь. Изготовлять и испытывать гальванический элемент. Измерять силу тока в электрической цепи. Измерять напряжение на участке цепи. Измерять электрическое сопротивление. Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерять работу и мощность электрического тока. Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока. Объяснять явление нагревания проводников электрическим током. Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками постоянного тока.
Электромагнитные явления
Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя.
Световые явления
Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света.
Законы взаимодействия и движения тел
Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Измерять скорость равномерного движения, представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный телом за промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Уметь слушать и записывать объяснение учителя.. Развивать математические умения и навыки. Умение переносить приобретенные знания в новую учебную ситуацию. Владеть методом самоконтроля и самопроверки. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном движении тела. Измерять ускорение свободного падения. Определять пройденный путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени. Измерять центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Вычислять ускорение тела, силы, действующие на тело, или массу на основе 2 закона Ньютона. Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы. Экспериментально определять равнодействующую двух сил. Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и и силы нормального давления. Измерять силы взаимодействия двух тел. Измерять силу всемирного тяготения. Экспериментально находить центр тяжести плоского тела. Измерять скорость истечения струи газа из модели ракеты. Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел.
Механические колебания и волны
Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Исследовать закономерности колебаний груза на пружине. Вычислять длину волны и скорости распространения звуковых волн. Экспериментально определять границы частоты слышимых звуковых колебаний.
Электромагнитное поле
Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучить принцип действия электродвигателя.
Строение атома и атомного ядра
Измерять элементарный электрический заряд. Наблюдать линейчатые спектры излучения. Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы.
Строение и эволюция Вселенной
Наблюдать слайды или фотографии небесных объектов; называть группы объектов, входящих в Солнечную систему; приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток; сравнивать планеты земной группы; планеты-гиганты; анализировать фотографии или слайды планет; описывать фотографии малых тел Солнечной системы; объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд; называть причины образования пятен на Солнце; анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней; описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом; объяснять, в чем проявляется нестационарность Вселенной; записывать закон Хаббла.
Содержание программы учебного предмета
Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.
Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Физика» способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика», «Химия», «Биология», «География», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.
Физика и физические методы изучения природы
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.
Механические явления
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция.Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.
Тепловые явления
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электромагнитные явления
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.
Квантовые явления
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.
Опыты Резерфорда.
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.
Темы лабораторных работ:
«Определение цены деления измерительного прибора»
«Определение размеров малых тел»
«Измерение массы тела на рычажных весах».
«Измерение объема тела»
«Определение плотности твердого тела»
«Измерение силы трения с помощью динамометра»
«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
«Выяснение условий плавания тела в жидкости»
«Выяснение условия равновесия рычага»
«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
«Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
«Измерение влажности воздуха»
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»
«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
«Регулирование силы тока реостатом»
«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»
«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
«Сборка электромагнита и испытание его действия»
«Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»
«Получение изображения при помощи линзы»
«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
«Измерение ускорения свободного падения»
«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»
«Изучение явления электромагнитной индукции»
«Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»
«Измерение естественного радиационного фона дозиметром»
«Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»
«Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона»
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Тематическое планирование по физике в 7 классе (68 часов)
Тематическое планирование разработано на основе авторской программы по физике: «Программа основного общего образования. Физика. 7–9 классы» Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник.. – М.: Дрофа, 2017.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Введение |
5 |
2 |
Первоначальные сведения о строении вещества |
5 |
3 |
Взаимодействия тел |
20 |
4 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
21 |
5 |
Работа и мощность. Энергия |
14 |
6 |
Итоговое повторение |
3 |
|
Итого |
68 |
Тематическое планирование по физике в 8 классе (68 часов)
Тематическое планирование разработано на основе авторской программы по физике: «Программа основного общего образования. Физика. 7–9 классы» Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник.. – М.: Дрофа, 2017.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Тепловые явления |
25 |
2 |
Электрические явления |
24 |
3 |
Электромагнитные явления |
7 |
4 |
Световые явления |
10 |
5 |
Итоговое повторение |
2 |
|
Итого |
68 |
Тематическое планирование по физике в 9 классе (68 часов)
Тематическое планирование разработано на основе авторской программы по физике: «Программа основного общего образования. Физика. 7–9 классы» Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник.. – М.: Дрофа, 2017.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Законы взаимодействия и движения тел |
24 |
2 |
Механические колебания и волны. Звук |
11 |
3 |
Электромагнитное поле |
15 |
4 |
Строение атома и атомного ядра |
11 |
5 |
Строение и эволюция вселенной |
5 |
7 |
Итоговое повторение |
2 |
|
Итого |
68 |
Календарно-тематическое планирование по физике в 7 классе (68 ч)
Раздел |
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
по плану |
по факту |
|||
Введение (5 ч) |
1. |
Что изучает физика. Некоторые физические термины. |
|
|
2. |
Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин. |
|
|
|
3. |
Точность и погрешность измерений. |
|
|
|
4. |
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». |
|
|
|
5. |
Физика и техника. |
|
|
|
Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч) |
6. |
Строение вещества. Молекулы. |
|
|
7. |
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» |
|
|
|
8. |
Броуновское движение. Движение молекул. Взаимодействие молекул. |
|
|
|
9. |
Агрегатные состояния вещества. |
|
|
|
10. |
Свойства газов, жидкостей и твердых тел. |
|
|
|
Взаимодействия тел (20 ч)
|
11. |
Механическое движение. |
|
|
12. |
Равномерное и неравномерное движение. |
|
|
|
13. |
Скорость. Единицы скорости. |
|
|
|
14. |
Расчет пути и времени движения. |
|
|
|
15. |
Решение задач. |
|
|
|
16. |
Инерция. Взаимодействие тел. |
|
|
|
17. |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. |
|
|
|
18. |
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». |
|
|
|
19. |
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». |
|
|
|
20. |
Расчет массы и объема тела по его плотности. |
|
|
|
21. |
Решение задач. |
|
|
|
22. |
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела». |
|
|
|
23. |
Сила. Явление тяготения. |
|
|
|
24. |
Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. |
|
|
|
25. |
Сила упругости. Закон Гука. |
|
|
|
26. |
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. |
|
|
|
27. |
Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». |
|
|
|
28. |
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. |
|
|
|
29. |
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. |
|
|
|
30. |
Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» |
|
|
|
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч) |
31. |
Давление. Единицы давления. |
|
|
32. |
Способы уменьшения и увеличения давления. |
|
|
|
33. |
Решение задач. |
|
|
|
34. |
Давление газа. |
|
|
|
35. |
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. |
|
|
|
36. |
Давление в жидкости и газе. |
|
|
|
37. |
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. |
|
|
|
38. |
Решение задач. |
|
|
|
39. |
Сообщающиеся сосуды. |
|
|
|
40. |
Вес воздуха. Атмосферное давление. |
|
|
|
41. |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. |
|
|
|
42. |
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. |
|
|
|
43. |
Манометры. Поршневой жидкостный насос. |
|
|
|
44. |
Гидравлический пресс. |
|
|
|
45. |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
|
|
|
46. |
Закон Архимеда. |
|
|
|
47. |
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». |
|
|
|
48. |
Решение задач. |
|
|
|
49. |
Плавание тел. |
|
|
|
50. |
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». |
|
|
|
51. |
Плавание судов. Воздухоплавание. |
|
|
|
Работа и мощность. Энергия (14 ч) |
52. |
Механическая работа. Единицы работы. |
|
|
53. |
Мощность. Единицы мощности. |
|
|
|
54. |
Решение задач. |
|
|
|
55. |
Простые механизмы. Рычаг. |
|
|
|
56. |
Равновесие сил на рычаге. Момент силы. |
|
|
|
57. |
Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага» |
|
|
|
58. |
Рычаги в технике, быту и природе. |
|
|
|
59. |
Блоки. «Золотое правило» механики. |
|
|
|
60. |
Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. |
|
|
|
61. |
Решение задач. |
|
|
|
62. |
Коэффициент полезного действия механизмов. |
|
|
|
63. |
Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» |
|
|
|
64. |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. |
|
|
|
65. |
Превращение одного вида механической энергии в другой. |
|
|
|
Итоговое повторение (3 ч) |
66. |
Подготовка к контрольной работе. |
|
|
67. |
Итоговая контрольная работа. |
|
|
|
68. |
Анализ и коррекция знаний. Итоговое повторение. |
|
|
Календарно-тематическое планирование по физике в 8 классе (68 ч)
Раздел |
№ урока |
Тема урока |
по плану |
по факту |
Тепловые явления (25 ч) |
1. |
Тепловое движение. Температура. |
|
|
2. |
Внутренняя энергия. |
|
|
|
3. |
Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи. |
|
|
|
4. |
Теплопроводность. |
|
|
|
5. |
Конвекция. |
|
|
|
6. |
Излучение. |
|
|
|
7. |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. |
|
|
|
8. |
Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» |
|
|
|
9. |
Удельная теплоемкость. |
|
|
|
10. |
Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» |
|
|
|
11. |
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. |
|
|
|
12. |
Решение задач. |
|
|
|
13. |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. |
|
|
|
14. |
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. |
|
|
|
15. |
Агрегатные состояния вещества. |
|
|
|
16. |
Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания кристаллических тел. |
|
|
|
17. |
Удельная теплота плавления. Решение задач. |
|
|
|
18. |
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. |
|
|
|
19. |
Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. |
|
|
|
20. |
Кипение. |
|
|
|
21. |
Влажность воздуха. Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха» |
|
|
|
22. |
Удельная теплота парообразования и конденсации. |
|
|
|
23. |
Решение задач. |
|
|
|
24. |
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. |
|
|
|
25. |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. |
|
|
|
Электрические явления (24 ч) |
26. |
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. |
|
|
27. |
Электроскоп. Электрическое поле. |
|
|
|
28. |
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. |
|
|
|
29. |
Объяснение электрических явлений. Проводники, полупроводники и непроводники электричества. |
|
|
|
30. |
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. |
|
|
|
31. |
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. |
|
|
|
32. |
Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. |
|
|
|
33. |
Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» |
|
|
|
34. |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. |
|
|
|
35. |
Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» |
|
|
|
36. |
Зависимость силы тока от напряжения. |
|
|
|
37. |
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. |
|
|
|
38. |
Закон Ома для участка цепи. Решение задач. |
|
|
|
39. |
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. |
|
|
|
40. |
Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Решение задач. |
|
|
|
41. |
Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» |
|
|
|
42. |
Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» |
|
|
|
43. |
Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. |
|
|
|
44. |
Решение задач. |
|
|
|
45. |
Работа и мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. |
|
|
|
46. |
Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». |
|
|
|
47. |
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. |
|
|
|
48. |
Решение задач. |
|
|
|
49. |
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители. |
|
|
|
Электромагнитные явления (7 ч)
|
50. |
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. |
|
|
51. |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. |
|
|
|
52. |
Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия». |
|
|
|
53. |
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. |
|
|
|
54. |
Магнитное поле Земли. |
|
|
|
55. |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. |
|
|
|
56. |
Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» |
|
|
|
Световые явления (10 ч) |
57. |
Источники света. Распространение света. |
|
|
58. |
Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. |
|
|
|
59. |
Плоское зеркало. |
|
|
|
60. |
Преломление света. Закон преломления света. |
|
|
|
61. |
Решение задач. |
|
|
|
62. |
Линзы. Оптическая сила линзы. |
|
|
|
63. |
Изображения, даваемые линзой. |
|
|
|
64. |
Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы» |
|
|
|
65. |
Глаз и зрение. |
|
|
|
66. |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
|
|
|
Итоговое повторение (2 ч) |
67. |
Итоговая контрольная работа. |
|
|
68. |
Анализ и коррекция знаний. Итоговое повторение. |
|
|
Календарно-тематическое планирование по физике в 9 классе (68 ч)
Раздел |
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
по плану |
по факту |
|||
Законы взаимодействия и движения тел (24 ч) |
1. |
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. |
|
|
2. |
Определение координаты движущегося тела. |
|
|
|
3. |
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. |
|
|
|
4. |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
|
|
|
5. |
Решение задач. |
|
|
|
6. |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. |
|
|
|
7. |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. |
|
|
|
8. |
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. |
|
|
|
9. |
Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» |
|
|
|
10. |
Относительность движения. |
|
|
|
11. |
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. |
|
|
|
12. |
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. |
|
|
|
13. |
Свободное падение тел. |
|
|
|
14. |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. |
|
|
|
15. |
Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения» |
|
|
|
16. |
Закон всемирного тяготения. |
|
|
|
17. |
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. |
|
|
|
18. |
Прямолинейное и криволинейное движение. |
|
|
|
19. |
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. |
|
|
|
20. |
Импульс тела. Закон сохранения импульса. |
|
|
|
21. |
Решение задач. |
|
|
|
22. |
Реактивное движение. Ракеты. |
|
|
|
23. |
Вывод закона сохранения механической энергии. |
|
|
|
24. |
Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел». |
|
|
|
Механические колебания и волны. Звук (11 ч) |
25. |
Колебательное движение. Свободные колебания. |
|
|
26. |
Величины, характеризующие колебательное движение. |
|
|
|
27. |
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити». |
|
|
|
28. |
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. |
|
|
|
29. |
Распространение колебаний в среде. Волны. |
|
|
|
30. |
Длина волны. Скорость распространения волн. |
|
|
|
31. |
Источники звука. Звуковые колебания. |
|
|
|
32. |
Высота, тембр и громкость звука. |
|
|
|
33. |
Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. |
|
|
|
34. |
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. |
|
|
|
35. |
Контрольная работа по теме «Механические колебания и звук». |
|
|
|
Электромагнит ное поле (15) часов |
36. |
Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля |
|
|
37. |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. |
|
|
|
38. |
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. |
|
|
|
39. |
Явление электромагнитной индукции. Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
|
|
|
40. |
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции |
|
|
|
41. |
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор |
|
|
|
42. |
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Конденсатор |
|
|
|
43. |
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. |
|
|
|
44. |
Принципы радиосвязи и телевидения. |
|
|
|
45. |
Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. |
|
|
|
46. |
Дисперсия света. Цвета тел. |
|
|
|
47. |
Типы оптических спектров. |
|
|
|
48. |
Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания». |
|
|
|
49. |
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. |
|
|
|
50. |
Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле» |
|
|
|
Строение атома и атомного ядра (11 ч) |
51. |
Радиоактивность. Модели атомов. Радиоактивные превращения атомных ядер. |
|
|
52. |
Экспериментальные методы исследования частиц. |
|
|
|
53. |
Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. |
|
|
|
54. |
Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» |
|
|
|
55. |
Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. |
|
|
|
56. |
Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» |
|
|
|
57. |
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. |
|
|
|
58. |
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция. |
|
|
|
59. |
Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона». |
|
|
|
60. |
Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» |
|
|
|
61. |
Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра». |
|
|
|
Строение и эволюция вселенной (5 ч) |
62. |
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. |
|
|
63. |
Большие планеты Солнечной системы. |
|
|
|
64. |
Малые тела Солнечной системы. |
|
|
|
65. |
Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд.
|
|
|
|
66. |
Строение и эволюция Вселенной. Подготовка к контрольной работе. |
|
|
|
Итоговое повторение (2 ч) |
67. |
Итоговая контрольная работа.
|
|
|
68. |
Анализ и коррекция знаний. Итоговое повторение. |
|
|
Язенина Ольга Анатольевна