Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 7 класса

0
0
Материал опубликован 6 December 2022



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





АССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим объединением

Заместитель директора по УВР

Директор

учителей

________

__________


Руководитель МО

Протокол №

Приказ №

_______

от "" г.

от "" г.

Протокол №

от "" г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 587744)

учебного предмета

«Физика»

для 7 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год







Составитель: Инсебаева Нурслу Маденовна

Учитель физики












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание программы направлено на формирование естественно​научной грамотности учащихся и организацию изучения физики на деятельности основе. В ней учитываются возможности предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественно​научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Курс физики — системообразующий для естественно​научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной вклад в естественно​научную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире. Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими естественно​научными предметами должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания.

Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественно​научной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разно​ образных сферах деятельности. Но не менее важной задачей является выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественно​научных исследований и создании новых технологий. Согласно принятому в международном сообществе определению, «Естественно​научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно​научными идеями. Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

научно объяснять явления,

оценивать и понимать особенности научного исследования,

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественно​научной грамотности обучающихся.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Цели изучения физики на уровне основного общего образова​ния определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федера​ции, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК​-4вн.

Цели изучения физики:

приобретение интереса и стремления обучающихся к науч​ному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

развитие представлений о научном методе познания и форми​рование исследовательского отношения к окружающим явле​ниям;


формирование научного мировоззрения как результата изу​чения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

развитие представлений о возможных сферах будущей про​фессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.

Достижение этих целей на уровне основного общего образова​ния обеспечивается решением следующих задач:

приобретение знаний о дискретном строении вещества, о ме​ханических, тепловых, электрических, магнитных и кванто​вых явлениях;

приобретение умений описывать и объяснять физические яв​ления с использованием полученных знаний;

освоение методов решения простейших расчётных задач с ис​пользованием физических моделей, творческих и практико​ориентированных задач;

развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследо​вания с использованием измерительных приборов;

освоение приёмов работы с информацией физического содер​жания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;

знакомство со сферами профессиональной деятельности, свя​занными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уров​не:

в 7 классе в объёме 68 часов по 2 часа в неделю;

в 8 классе в объёме 68 часов по 2 часа в неделю;

в 9 классе в объёме 102 часа по 3 часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс

Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира
Физика — наука о природе, изучает физиче​ские явления: механические, тепловые, электрические, маг​нитные, световые, звуковые.

Физические величины. Измерение физических величин. Фи​зические приборы. Погрешность измерений. Международная система единиц.

Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественно​научный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по про​верке гипотез, объяснение наблюдаемого явления. Описание физических явлений с помощью моделей.

Демонстрации
1. Механические, тепловые, электрические, магнитные, све​товые явления.

2. Физические приборы и процедура прямых измерений ана​логовым и цифровым прибором.

Лабораторные работы и опыты
1. Определение цены деления шкалы измерительного при​бора.

2. Измерение расстояний.

3. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.

4. Определение размеров малых тел.

5. Измерение температуры при помощи жидкостного термо​метра и датчика температуры.

6. Проведение исследования по проверке гипотезы: дальность полёта шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска.

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества.

Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание.

Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атом​но​молекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды. Взаимосвязь между свой​ствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атом​но​молекулярным строением. Особенности агрегатных состоя​ний воды. Особенности агрегатных состоя​ний воды.

Демонстрации
1. Наблюдение броуновского движения.

2. Наблюдение диффузии.

3. Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением или отталкиванием частиц веществ.

Лабораторные работы и опыты
1. Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий).

2. Опыты по наблюдению теплового расширения газов.

3. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного при​тяжения.

Раздел 3. Движение и взаимодействии
Механическое движение. Равномерное и неравномерное дви​жение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном движе​нии. Расчёт пути и времени движения.

Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел. Масса как мера инертности тела. Плотность вещества. Связь плотности с коли​чеством молекул в единице объёма вещества.

Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упруго​сти и закон Гука. Измерение силы с помощью динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других пла​нетах (МС). Вес тела. Невесомость. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения и трение покоя. Трение в природе и технике (МС).

Демонстрации
1. Наблюдение механического движения тела.

2. Измерение скорости прямолинейного движения.

3. Наблюдение явления инерции.

4. Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел. 5. Сравнение масс по взаимодействию тел.

6. Сложение сил, направленных по одной прямой.

Лабораторные работы и опыты
1. Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели электрического автомобиля и т. п.).

2. Определение средней скорости скольжения бруска или ша​рика по наклонной плоскости. 3. Определение плотности твёрдого тела.

4. Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (де​формации) пружины от приложенной силы.

5. Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения сколь​жения от веса тела и характера соприкасающихся поверхностей.

Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Дав​ление газа. Зависимость давления газа от объёма, температуры. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Пневматические машины. Зависимость давле​ния жидкости от глубины. Гидростатический парадокс. Сооб​щающиеся сосуды. Гидравлические механизмы.

Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины суще​ствования воздушной оболочки Земли.

Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. Приборы для измерения атмосферного давления.

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Вытал​кивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации
1. Зависимость давления газа от температуры.

2. Передача давления жидкостью и газом.

3. Сообщающиеся сосуды.

4. Гидравлический пресс.

5. Проявление действия атмосферного давления.

6. Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и плотности жидкости.

7. Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидко​сти.

8. Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от соотношения плотностей тела и жидкости.

Лабораторные работы и опыты
1. Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погру​жённой в жидкость части тела.

2. Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость.

3. Проверка независимости выталкивающей силы, действую​щей на тело в жидкости, от массы тела.

4. Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости.

5. Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности.

Раздел 5. Работа и мощность. Энергия
Механическая работа. Мощность.

Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия рычага. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике.

Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике.

Демонстрации
Примеры простых механизмов

Лабораторные работы и опыты
1. Определение работы силы трения при равномерном движе​нии тела по горизонтальной поверхности.

2. Исследование условий равновесия рычага.

3. Измерение КПД наклонной плоскости.

4. Изучение закона сохранения механической энергии.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 класс

Изучение физики в 7 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
— проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;

ценностное отношение к достижениям российских учё​ных ​физиков.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
— готовность к активному участию в обсуждении общественно​-значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
— осознание важности морально-​этических принципов в дея​тельности учёного.

Эстетическое воспитание:
— восприятие эстетических качеств физической науки: её гар​моничного построения, строгости, точности, лаконичности.

Ценности научного познания:
— осознание ценности физической науки как мощного инстру​мента познания мира, основы развития технологий, важней​шей составляющей культуры;
— развитие научной любознательности, интереса к исследова​тельской деятельности.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведе​ния на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего пра​ва на ошибку и такого же права у другого человека.

Трудовое воспитание:
— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических зна​ний;

интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.

Экологическое воспитание:
— ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

потребность во взаимодействии при выполнении исследова​ний и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
— повышение уровня своей компетентности через практиче​скую деятельность;

потребность в формировании новых знаний, в том числе фор​мулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;

осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;

планирование своего развития в приобретении новых физи​ческих знаний;

стремление анализировать и выявлять взаимосвязи приро​ды, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;

оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.


ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гражданское воспитание

- понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России.

Патриотическое воспитание

- проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам;

- проявляющий интерес к истории своего края;

- знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, технологиях;

- принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.


Духовно-нравственное воспитание

- знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности);

- выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков;

- выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;

- сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;

- проявляющий уважение к старшим;

- проявляющий интерес к чтению.


Эстетическое воспитание

- выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;

-проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.


Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

- понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;

- умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;

- способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.

Трудовое воспитание

- уважающий труд, результаты своего труда, труда других люде;

- проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;

- сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;

-участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

- выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей

Экологическое воспитание

- понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;

- сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

- выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;

- ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

- участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.


Ценности научного познания

- выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений;

- ориентированный в деятельности на научныезнания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

- развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде);

- демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объек​тов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, осно​вания для обобщения и сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматривае​мых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

выявлять причинно-​следственные связи при изучении физи​ческих явлений и процессов; делать выводы с использовани​ем дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;

самостоятельно выбирать способ решения учебной физиче​ской задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделен​ных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, не​сложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре​зультатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;

анализировать, систематизировать и интерпретировать ин​формацию различных видов и форм представления;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представле​ния информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их ком​бинациями.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабора​торных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на реше​ние задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участни​ков диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

публично представлять результаты выполненного физическо​го опыта (эксперимента, исследования, проекта).

Совместная деятельность (сотрудничество):

понимать и использовать преимущества командной и инди​видуальной работы при решении конкретной физической проблемы;

принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;

выполнять свою часть работы, достигая качественного ре​зультата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по крите​риям, самостоятельно сформулированным участниками вза​имодействия.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, тре​бующих для решения физических знаний;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлага​емые варианты решений;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её из​менения;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выпол​нения физического исследования или проекта) на основе но​вых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

ставить себя на место другого человека в ходе спора или дис​ куссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и ло​гику другого.

Принятие себя и других:

признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 класс

Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:

использовать понятия: физические и химические явления; наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза; единицы физических величин; атом, молекула, агрегатные состояния веще​ства (твёрдое, жидкое, газообразное); механическое движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация (упругая, пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды;

различать явления (диффузия; тепловое движение частиц ве​щества; равномерное движение; неравномерное движение; инерция; взаимодействие тел; равновесие твёрдых тел с за​креплённой осью вращения; передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами; атмосферное давление; плава​ние тел; превращения механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирую​щих данное физическое явление;

распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в при​роде: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе; действие силы трения в природе и техни​ке; влияние атмосферного давления на живой организм; пла​вание рыб; рычаги в теле человека; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;

описывать изученные свойства тел и физические явления, ис​пользуя физические величины (масса, объём, плотность ве​щества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упру​гости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдо​го тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенци​альная энергия); при описании правильно трактовать физи​ческий смысл используемых величин, их обозначения и еди​ницы физических величин, находить формулы, связываю​щие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических вели​чин;

характеризовать свойства тел, физические явления и процес​сы, используя правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равно​весия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое вы​ражение;

объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико​ориентирован​ного характера: выявлять причинно-​следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;

решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить рас​чёты, находить справочные данные, необходимые для реше​ния задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;

распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; в описании исследования выделять про​веряемое предположение (гипотезу), различать и интерпре​тировать полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;

проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудова​ния, записывать ход опыта и формулировать выводы;

выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и температуры с использованием аналого​вых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности измерений;

проводить исследование зависимости одной физической ве​личины от другой с
использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела; силы трения скольжения от веса тела, качества обработки поверхностей тел и независимости силы тре​ния от площади соприкосновения тел; силы упругости от уд​линения пружины; выталкивающей силы от объёма погру​жённой части тела и от плотности жидкости, её независимости от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело; условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков); участвовать в планировании учебного исследования, соби​рать установку и выполнять измерения, следуя предложен​ному плану, фиксировать результаты полученной зависимо​сти физических величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

проводить косвенные измерения физических величин (плот​ность вещества жидкости и твёрдого тела; сила трения сколь​жения; давление воздуха; выталкивающая сила, действую​щая на погружённое в жидкость тело; коэффициент полезно​го действия простых механизмов), следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспери​ментальную установку и вычислять значение искомой вели​чины;

соблюдать правила техники безопасности при работе с лабо​раторным оборудованием;

указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок, на​клонная плоскость;

характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том чис​ле: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), ис​пользуя знания о свойствах физических явлений и необходи​мые физические законы и закономерности;

приводить примеры / находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здо​ровья и соблюдения норм экологического поведения в окру​жающей среде;

осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в соответствии с заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных источни​ков выделять информацию, которая является противоречи​вой или может быть недостоверной;

использовать при выполнении учебных заданий научно-​по​пулярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;

создавать собственные краткие письменные и устные сообще​ния на основе 2—3 источников информации физического со​держания, в том числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат кур​са физики, сопровождать выступление презентацией;

при выполнении учебных проектов и исследований распреде​лять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекват​но оценивать собственный вклад в деятельность группы; вы​страивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мне​ние окружающих.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс (2 часа)




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


П/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира

1.1.

Физика — наука о природе

2



01.09.2022 08.09.2022

Выявление различий между физическими и химическими превращениями (мс —химия);
распознавание и классификация физических явлений: механических, тепловых, электрических, магнитных и световых;
наблюдение и описание физических явлений;

Письменный контроль;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-
collection.edu.ru/catalog/

3. Сайт- «элементарная
физика»

Http://elfiz.ru/
4. Сайт- «класс!ная физика
для любознательных»

Http://class-fizika.narod.ru/index.htm

1.2.

Физические величины

2


2

09.09.2022 16.09.2022

Определение цены деления шкалы измерительного прибора;
измерение линейных размеров тел и промежутков времени с учётом погрешностей; измерение объёма жидкости и твёрдого тела;
измерение температуры при помощи жидкостного термо​метра и датчика температуры; выполнение творческих заданий по поиску способов измере​ния некоторых физических характеристик, например размеров малых объектов (волос, проволока), удалённых объектов, больших расстояний, малых промежутков времени. Обсуждение
предлагаемых способов;

Письменный контроль;

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Http://school-

Collection.edu.ru/catalog/

3. Сайт- «элементарная

Физика»

Http://elfiz.ru/

4. Сайт- «класс!ная физика

Для любознательных»

Http://class-fizika.narod.ru/index.htm

5. Сайт- «физика.ru»

Http://www.fizika.ru/index.php 6. Сайт- решу егэ, сдам гиа http://phys.reshuege.ru/

Http://phys.sdamgia.ru/

1.3

Естественно- научный метод познания

2


1

17.09.2022 24.09.2022

Выдвижение гипотез, объясняющих простые явления, например:— почему
останавливается движущееся по горизонтальной поверхности тело;— почему в жаркую погоду в светлой одежде прохладней, чем в тёмной;
предложение способов проверки гипотез;
проведение исследования по проверке какой ​либо гипоте​зы, например: дальность полёта шарика, пущенного гори​зонтально, тем больше, чем больше высота пуска; построение простейших моделей физических явлений (в виде рисунков или схем), например падение предмета; прямолинейное распространение света;

Практическая работа;

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Http://school-

Collection.edu.ru/catalog/

3. Сайт- «элементарная

Физика»

Http://elfiz.ru/

4. Сайт- «класс!ная физика

Для любознательных»

Http://class-fizika.narod.ru/index.htm

5. Сайт- «физика.ru»

Http://www.fizika.ru/index.php

Итого по разделу

6


Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества

2.1.

Строение вещества

1


1

25.09.2022 29.09.2022

Наблюдение и интерпретация опытов, свидетельствующих об атомно-​молекулярном строении вещества: опыты с рас​творением различных веществ в воде;
оценка размеров атомов и молекул с использованием фото​графий, полученных на атомном силовом микроскопе (асм);
определение размеров малых тел;

Практическая работа;

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Http://school-

Collection.edu.ru/catalog/

3. Сайт- «элементарная

Физика»

Http://elfiz.ru/

4. Сайт- «класс!ная физика

Для любознательных»

Http://class-fizika.narod.ru/index.htm

2.2.

Движение и
взаимодействие частиц вещества

2



30.09.2022 08.10.2022

Наблюдение и объяснение броуновского движения и явле​ния диффузии;
проведение и объяснение опытов по наблюдению теплового расширения газов; проведение и объяснение опытов по обнаружению сил молекулярного притяжения и отталкивания;

Письменный контроль;

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Http://school-

Collection.edu.ru/catalog/

3. Сайт- «элементарная

Физика»

Http://elfiz.ru/

4. Сайт- «класс!ная физика

Для любознательных»

Http://class-fizika.narod.ru/index.htm

2.3.

Агрегатные состояния вещества

2

1


10.10.2022 15.10.2022

Описание (с использованием простых моделей) основных различий в строении газов, жидкостей и твёрдых тел;
объяснение малой сжимаемости жидкостей и твёрдых тел, большой сжимаемости газов; объяснение сохранения формы твёрдых тел и текучести жидкости;
проведение опытов, доказывающих, что в твёрдом состоя​нии воды частицы находятся в среднем дальше друг от друга (плотность меньше), чем в жидком;
установление взаимосвязи между особенностями агрегат​ных состояний воды и
существованием водных организмов (мс — биология, география);

Тестирование;

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Http://school-

Collection.edu.ru/catalog/

3. Сайт- «элементарная

Физика»

Http://elfiz.ru/

4. Сайт- «класс!ная физика

Для любознательных»

Http://class-fizika.narod.ru/index.htm

Итого по разделу

5


Раздел 3. Движение и взаимодействие тел

3.1.

Механическое движение

3


1

31.10.2022 10.11.2022

Исследование равномерного движения и определение его признаков;
наблюдение неравномерного движения и определение его отличий от равномерного движения;
решение задач на определение пути, скорости и времени равномерного движения; анализ графиков зависимости пути и скорости от времени;

Письменный контроль;

4. Сайт- «класс!ная физика

Для любознательных»

Http://class-fizika.narod.ru/index.htm

5. Сайт- «физика.ru»

Http://www.fizika.ru/index.php 6. Сайт- решу егэ, сдам гиа http://phys.reshuege.ru/

3.2.

Инерция, масса, плотность

4


1

11.11.2022 25.11.2022

Объяснение и прогнозирование явлений, обусловленных инерцией, например: что происходит при торможении или резком маневре автомобиля, почему невозможно мгновенно прекратить движение на велосипеде или самокате и т. Д.;
проведение и анализ опытов, демонстрирующих изменение скорости движения тела в результате действия на него других тел;
решение задач на определение массы тела, его объёма и плотности;
проведение и анализ опытов, демонстрирующих зависи​мость изменения скорости тела от его массы при взаимодей​ствии тел. Измерение массы тела различными способами; определение плотности тела в результате измерения его мас​сы и объёма;

Тестирование;

4. Сайт- «класс!ная физика

Для любознательных»

Http://class-fizika.narod.ru/index.htm

7. Сайт- interneturok.ru

Http://interneturok.ru/ru

8. Сайт- «вся физика»

Http://www.all-fizika.com/

12. Сайт- «российский

Общеобразовательный

Портал»http://experiment.edu.ru//

3.3.

Сила. Виды сил

14

1


26.11.2022 31.12.2022

Изучение взаимодействия как причины изменения скорости тела или его деформации; описание реальных ситуаций взаимодействия тел с помощью моделей, в которых вводится понятие и изображение силы;
изучение силы упругости. Исследование зависимости силы упругости от удлинения резинового шнура или пружины(с построением графика);
анализ практических ситуаций, в которых проявляется действие силы упругости (упругость мяча, кроссовок, веток дерева и др.);
анализ практических ситуаций, в которых проявляется действие силы упругости (упругость мяча, кроссовок, веток дерева и др.);
анализ ситуаций, связанных с явлением тяготения. Объяснение орбитального движения планет с использовани​ем явления тяготения и закона инерции (мс — астрономия).; измерение веса тела с помощью динамометра. Обоснование этого способа измерения; анализ и моделирование явления невесомости;
экспериментальное получение правила сложения сил, направленных вдоль одной прямой. Определение величины равнодействующей сил;
изучение силы трения скольжения и силы трения покоя;
исследование зависимости силы трения от веса тела и свойств трущихся поверхностей; решение задач с использованием формул для расчёта силы тяжести, силы упругости, силы трения;

Практическая работа;

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Http://school-

Collection.edu.ru/catalog/

3. Сайт- «элементарная

Физика»

Http://elfiz.ru/

4. Сайт- «класс!ная физика

Для любознательных»

Http://class-fizika.narod.ru/index.htm

5. Сайт- «физика.ru»

Http://www.fizika.ru/index.php 6. Сайт- решу егэ, сдам гиа http://phys.reshuege.ru/

Http://phys.sdamgia.ru/

Итого по разделу

21


Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

4.1.

Давление. Передача
давления твёрдыми
телами, жидкостями и газами

3



09.01.2023 19.01.2023

Анализ и объяснение опытов и практических ситуаций, в которых проявляется сила давления;
обоснование способов уменьшения и увеличения давления;
изучение зависимости давления газа от объёма и температуры;
изучение особенностей передачи давления твёрдыми телами, жидкостями и газами.

Обоснование результатов опытов особенностями строения вещества в твёрдом, жидкоми газообразном состояниях;
экспериментальное доказательство закона паскаля;
решение задач на расчёт давления твёрдого тела;

Письменный контроль;

7. Сайт- interneturok.ru

Http://interneturok.ru/ru

8. Сайт- «вся физика»

Http://www.all-fizika.com/

12. Сайт- «российский

Общеобразовательный

Портал»http://experiment.edu.ru/

4.2.

Давление жидкости

5



20.01.2023 03.02.2023

Исследование зависимости давления жидкости от глубины погружения и плотности жидкости;
наблюдение и объяснение гидростатического парадокса на основе закона паскаля; изучение сообщающихся сосудов;
решение задач на расчёт давления жидкости;
объяснение принципа действия гидравлического пресса;
анализ и объяснение практических ситуаций, демонстриру​ющих проявление давления жидкости и закона паскаля, например процессов в организме при глубоководном ныря​нии (мс — биология);

Практическая работа;

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Http://school-

Collection.edu.ru/catalog/

3. Сайт- «элементарная

Физика»

Http://elfiz.ru/

4. Сайт- «класс!ная физика

Для любознательных»

Http://class-fizika.narod.ru/index.htm

4.3.

Атмосферное давление

6



04.02.2023 25.02.2023

Экспериментальное обнаружение атмосферного давления;
анализ и объяснение опытов и практических ситуаций, связанных с действием атмосферного давления;
объяснение существования атмосферы на земле и некото​рых планетах или её отсутствия на других планетах и луне (мс — география, астрономия);
объяснение изменения плотности атмосферы с высотой и зависимости атмосферного давления от высоты;
решение задач на расчёт атмосферного давления;
изучение устройства барометра ​анероида;

Устный
опрос;

3. Сайт- «элементарная

Физика»

Http://elfiz.ru/

4. Сайт- «класс!ная физика

Для любознательных»

Http://class-fizika.narod.ru/index.htm

5. Сайт- «физика.ru»

Http://www.fizika.ru/index.php 6. Сайт- решу егэ, сдам гиа http://phys.reshuege.ru/

Http://phys.sdamgia.ru/

4.4.

Действие жидкости и газа на погружённое в них
тело

7

1

2

26.02.2023 16.03.2023

Экспериментальное обнаружение действия жидкости и газа на погружённое в них тело; определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость; проведение и обсуждение опытов, демонстрирующих зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости;
исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела;
решение задач на применение закона архимеда и условия плавания тел;
конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её
грузоподъёмности;

Тестирование;

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Http://school-

Collection.edu.ru/catalog/

3. Сайт- «элементарная

Физика»

Http://elfiz.ru/

Итого по разделу

21


Раздел 5. Работа и мощность. Энергия

5.1.

Работа и мощность

3


1

17.03.2023 26.03.2023

Экспериментальное определение механической работы силы тяжести при падении тела и силы трения при равномерном перемещении тела по горизонтальной поверхности; расчёт мощности, развиваемой при подъёме по лестнице;
решение задач на расчёт механической работы и мощности;

Практическая работа;

4. Сайт- «класс!ная физика

Для любознательных»

Http://class-fizika.narod.ru/index.htm

5. Сайт- «физика.ru»

Http://www.fizika.ru/index.php


5.2.

Простые механизмы

5


2

27.03.2023 13.04.2023

Определение выигрыша в силе простых механизмов на примере рычага, подвижного и неподвижного блоков, наклонной плоскости;
исследование условия равновесия рычага;
обнаружение свойств простых механизмов в различных инструментах и
приспособлениях, используемых в бытуи технике, а также в живых организмах (мс —биология);
экспериментальное доказательство равенства работ при применении простых
механизмов;
определение кпд наклонной плоскости;
решение задач на применение правила равновесия рычага и на расчёт кпд;

Тестирование;

3. Сайт- «элементарная

Физика»

Http://elfiz.ru/

4. Сайт- «класс!ная физика

Для любознательных»

Http://class-fizika.narod.ru/index.htm

5. Сайт- «физика.ru»

Http://www.fizika.ru/index.php 6. Сайт- решу егэ, сдам гиа http://phys.reshuege.ru/

Http://phys.sdamgia.ru/

5.3.

Механическая энергия

4

2

1

14.04.2023 31.05.2023

Экспериментальное определение изменения кинетической и потенциальной энергии тела при его скатывании по наклонной плоскости;
формулирование на основе исследования закона сохранения механической энергии; обсуждение границ применимости закона сохранения энергии;
решение задач с использованием закона сохранения энер​гии;

Письменный контроль;

7. Сайт- interneturok.ru

Http://interneturok.ru/ru

8. Сайт- «вся физика»

Http://www.all-fizika.com/

12. Сайт- «российский

Общеобразовательный

Портал»http://experiment.edu.ru/

Итого по разделу:

12


Резервное время

3


Общее количество часов по программе

68

5

12














Приложение 2


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс (2 часа)


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Корректировка даты

всего

контрольные работы

практические работы

Физика и её роль в познании окружающего мира.

Физика — наука о природе.






1

Вводный инструктаж по ТБ.

Физика — наука о природе,

изучающая физические явления:

механические, тепловые,

электрические, магнитные,

световые, звуковые.



1



01.09.2022


Физические величины.






2.

Физические величины.

Измерение физических величин.

Физические приборы.

Погрешность измерений.

Международная система

единиц.


1





3.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного

прибора».


1


1



4.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 2

«Измерение объёма жидкости и

твёрдого тела»


1


1



Естественно-научный метод познания







5.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 3

«Измерение температуры при

помощи жидкостного термо

метра и датчика температуры»

1


1



6.

Как физика и другие

естественные науки изучают

природу. Естественнонаучный

метод познания: наблюдение,

постановка научного вопроса,

выдвижение гипотез,

эксперимент по проверке

гипотез, объяснение

наблюдаемого явления.

Описание физических явлений с

помощью моделей.


1





Первоначальные сведения о строении вещества.

Строение вещества

7.

Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры.
Опыты, доказывающие
дискретное строение
вещества. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 "Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий)"

1


1



8.

Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение. Проведение опыта по наблюдению теплового расширения газов.

1





9.

Диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание

1





10.

Агрегатные состояния
вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых
(кристаллических) тел. Взаимосвязь между
свойствами веществ в
разных агрегатных
состояниях и их атом​но-молекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды.

1





11.

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные
сведения о строении
вещества»

1

1




Движение и взаимодействие тел

Механическое движение.







12

Механическое движение.

Равномерное и
неравномерное дви​жение.


1





13.

Скорость. Средняя скорость при неравномерном движе​нии. Расчёт пути и времени движения.


1





14.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 5 «Определение средней скорости скольжения бруска или ша​рика по наклонной плоскости»

1


1



Инерция, масса, плотность






15.

Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел.

1





16.

Масса как мера инертности тела.

1





17.

Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма вещества.

1





18.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Определение плотности твёрдого тела»

1


1



Сила. Виды сил.






19.

Сила как характеристика взаимодействия тел.

1





20.

Сила упругости и закон Гука. Опыты,
демонстрирующие
зависимость растяжения (де​формации) пружины от
приложенной силы.

1





21.

Измерение силы с помощью динамометра.

1





22.

Решение задач по теме: Сила упругости и закон Гука.

1





23.

Яв​ление тяготения и сила тяжести.

1





24.

Сила тяжести на других пла​нетах (МС).

1





25.

Вес тела. Невесомость.

1





26.

Сложение сил, направлен​ных по одной прямой. Равнодействующая сил.

1





27.

Сила трения.


1





28.

Трение скольжения и трение покоя. Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения
сколь​жения от веса тела и характера соприкасающихся поверх​ностей

1





29.

Трение в природе и технике (МС).

1





30.

Решение задач с использованием формул для расчёта силы тяжести, веса тела.

1





31.

Решение задач с использованием формул для расчёта силы упругости, силы трения

1





32.

Контрольная работа №2 по теме «Движение и взаимодействие»

1

1




Давление. Передача

давления твёрдыми

телами, жидкостями и газами






33.

Давление. Способы
уменьшения и увеличения давления.

1





34.

Давление газа. Зависимость давления газа от объёма,
температуры.

1





35.

Передача давления
твёрдыми телами,
жидкостями и газами.

1





Давление жидкости






36.

Давление жидкости Передача давления
твёрдыми телами,
жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1





37.

Зависимость давле​ния жидкости от глубины.

1





38.

Зависимость давле​ния
жидкости от глубины.Пневматические машины.

1





39.

Гидростатический парадокс. Сооб​щающиеся сосуды.

1





40.

Гидравлические механизмы.

1





Атмосферное давление






41.

Атмосфера Земли и
атмосферное давление.

1





42.

Причины суще​ствования
воздушной оболочки Земли.

1





43.

Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления.

1





44.

Зависимость атмосферного давления от высоты над
уровнем моря.

1





45.

Решение задач на расчет атмосферного давления.

1





46.

Приборы для измерения атмосферного давления.

1





Действие жидкости и газа на погружённое в них

Тело.






47.

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Вытал​кивающая (архимедова) сила.

1





48.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погру​жённой в жидкость части тела»

1


1



49.

Закон Архимеда. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение
выталкивающей силы, действующей на тело,
погружённое в жидкость»

1


1



50.

Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в
жидкости, от объёма погру​жённой в жидкость части тела и от плотности
жидкости.

1





51.

Плавание тел.

Воздухоплавание.

1





52.

Конструирование
ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности

1





53.

Контрольная работа№3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

1




Работа и мощность. Энергия.

Работа и мощность






54.

Механическая работа. Мощность.

1





55.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Определение работы силы трения при равномерном движе​нии тела по горизонтальной поверхности»

1


1



56.

ВПР / Решение задач на расчёт механической работы и мощности.

1





Простые механизмы






57.

Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость

1





58.

Правило равновесия рычага.

Применение правила
равновесия рычага к блоку.

«Золотое правило»механики.

1





59.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Исследование условий равновесия рычага»

1





60.

КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике.

1


1



61.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Измерение КПД наклонной плоскости»

1


1



Механическая энергия.






62.

Механическая энергия.

Кинетическая и
потенциальная энергия.

Кинетическая и
потенциальная энергия.

1





63.

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике.

1





64.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 12 «Изучение закона сохранения механической энергии»

1


1



65.

Контрольная работа № 4 «Работа и мощность. Энергия»

1

1




66.

Повторение по теме: «Механическое движение», «Строение вещества»

1





67.

Повторение по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов», «Работа и мощность. Энергия»

1





68.

Итоговая контрольная работа ( промежуточная аттестация)

1

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

5

12





Приложение 3

Аннотация к рабочей программе



Название рабочей программы

Срок, на который разработана рабочая программа

Краткая характеристика программы



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Физика»

для 7-9 класса основного общего образования


3 года

Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса — объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов. Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула — атом; строение атома — электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления. В 8 классе продолжается использование знаний о молекулах при изучении тепловых явлений. Сведения по электронной теории вводятся в разделе «Электрические явления». Далее изучаются электромагнитные и световые явления. Курс физики 9 класса расширяет и систематизирует знания по физике, полученные учащимися в 7 и 8 классах, поднимая их на уровень законов. Новым в содержании курса 9 класса является включение астрофизического материала в соответствии с требованиями ФГОС.



Приложение 4

Темы проектных работ ООО



Название предмета

Класс

Темы проектных работ

физика

7

Влияние механической работы на организм школьника.
Влияние невесомости на жизнедеятельность организмов.
Вода — вещество привычное и необычное.

Измерительные приборы от древности до наших дней.
Изобретение простых механизмов—история открытий.
Изобретения Леонардо да Винчи, воплощенные в жизнь.
Инерция – причина нарушения правил дорожного движения.

Физика человека. Измерение различных характеристик: Масса, объём, площадь поверхности, мощность, скорость реакции.

физика

8

Сопротивление земли: Исследование проводящих свойств земли.
Состояния вещества: способы переведения веществ из одного состояния в другое.

Определение сопротивления резистора методом ВАХ.
Оптические приборы: глаз, бинокль, фотоаппарат.




Физика

9

Биофизика. Колебания и звуки.
Большой Адронный Коллайдер — Назад к сотворению мира.
Бумеранг.
В небесах, на земле и на море. (Физика удивительных природных явлений).
В чем секрет термоса.
Вакуум на службе у человека.
Вакуум. Энергия физического вакуума.

Влияние звука на живые организмы.
Влияние излучения, исходящего от сотового телефона, на организм человека.
Влияние инфразвука на организм человека.

Изучение R-L-C контура.

Изучение влияния электромагнитных полей на среду обитания человека.

Изучение газовых законов. Изопроцессы.

Изучение характеристик разных типов ламп (лампа накаливания, лампа дневного света, энергосберегающая лампа).

Исследование влияния шума на живые организмы.

Исследование земных электрических токов.





9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Физика, 7 класс/Перышкин И.М Гутник Е.М., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство«Просвещение"; Физика, 8 класс/Перышкин И.М., Гутник Е.М., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство«Просвещение»;
Физика 9 класс/ Перышкин А.В., Гутник Е.М., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1 Примерная рабочая программа ООО Физика (базовый уровень) для 5-9 классов, М., 2021 г.

(пр. 3/21 от 27.09.2021 г.)
2 Сборник задач по физике 7-9 кл. (В.И. Лукашик, Е.В. Иванова), 2020 г.

3 Сборник задач по физике 9-11 кл. (А.П Рымкевич), 1986 г.

4 В.А. Волков, С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике (7 класс) 5 В.А. Волков, С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике (8 класс) 6 В.А. Волков, С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике (9 класс) 7 Лабораторные работы по физике (7 класс)
8 Лабораторные работы по физике (8 класс)
9 Лабораторные работы по физике (9 класс)
10 Уроки физики в 7-8 кл., Пособие для учителей, 2000 г.

11 Промежуточная аттестация и рубежный контроль. Физика 7-8 кл. (под ред.

Л.М.Монастырского)
12 КИМ Физика 8 класс
13 КИМ Физика 9 класс
14 Справочник по физике 7-11 кл., М., 2022 г
15 Физика в схемах и таблицах, М., 2021 г.

16 Справочник для подготовки к ОГЭ, М., 2020 г.

17 Я.И. Перельман Занимательная механика,2005 г.

18 С.Е. Венинг, М.Н. Куликов, В.Н. Швецов Олимпиадные задачи по физике, 2005 г. 19 В.П. Шевцов Тематический контроль по физике 7-11 кл., 2008 г.

20 Р.Д.Минькова Проверочные задания по физике 7-10 кл., 1992 г.

21 Л.А.Кирик Физика 9 кл. Самостоятельные и контрольные работы, 2005 г.

22 Т.И.Долгая, В.А.Попова Физика 7-9 кл. Технологическая карта и сценарии уроков развивающего обучения ФГОС, 2015 г.

23 Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова Тесты 7 кл., М., 2016 г.

24 Н.И. Слепнева Тесты 8 кл., М., 2018 г.

25 Н.В. Филонович методическое пособие к учебнику А.В. Перышкина 7, 8 кл. М., 2018 г.

26 А.Е. Марон, Е.А. марон, С.В. Позойский
Сборник вопросов и задач к учебнику А.В.Перышкина 7, 8 кл. М., 2018 г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Библиотека – всё по предмету «Физика». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа: http://fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-
collection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. –Режим доступа: http://class-fizika.narod.ru

5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://www.openclass.ru 6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа: http://www.fizika.ru

7. Физика в анимациях
https://www.sites.google.com/site/moyacshkola/idu-na-urok/fizika-v-animaciah

Интерактивная физика http://interfizika.narod.ru/index.html

Школьная физика. https://www.sites.google.com/site/saitpofizike/home

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

Физика. ру http://www.fizika.ru/

All физика. http://www.all-fizika.com/

Физика вокруг нас http://physics03.narod.ru/

LearningApps.org https://learningapps.org/index.php?overview&s=&category=0&tool=

Яндекс учебник

ЯКласс https://www.yaklass.ru/profile/5c497362-5f11-4d1d-a355-7b9520e1fede

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/catalog.page

Сайт- «Элементарная физика» http://elfiz.ru/

Сайт- «Класс!ная физика для любознательных»http://class-fizika.narod.ru/index.htm

Сайт- «Физика.ru» http://www.fizika.ru/index.php

Сайт- Решу ЕГЭ, сдам ГИА http://phys.reshuege.ru/ http://phys.sdamgia.ru/

Сайт- InternetUrok.ru http://interneturok.ru/ru

Сайт- «Вся ФИЗИКА» http://www.all-fizika.com/

Сайт- «Интернет-олимпиады по физике» http://distolymp2.spbu.ru/olymp/

Сайт- «Журнал КВАНТ» http://www.kvant.info/old.htm

Сайт- «Российский общеобразовательный портал»http://experiment.edu.ru/


10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ 7 класс

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Перечень демонстрационного оборудования:
Шар с кольцом, модели кристаллических решёток, набор тележек, прибор для демонстрации равномерного прямолинейного движения, демонстрационный прибор по инерции, весы с
разновесами, набор грузов по механике, динамометр, динамометр двунаправленный, шар Паскаля, сообщающиеся сосуды, рычаг, набор блоков, цилиндр измерительный с принадлежностями (ведёрко Архимеда), прибор для демонстрации давление газов и жидкостей, прибор для демонстрации атмосферного давления (магдебургские полушария), прибор для демонстрации давления внутри жидкости.

Приборы: барометр, манометр жидкостный демонстрационный.

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Лабораторная работа №1. Измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, различные сосуды. Лабораторная работа №2. Линейка, горох, иголка, фотография молекул вещества.

Лабораторная работа №3. Весы с разновесами, несколько тел разной массы.

Лабораторная работа №4. Измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма.

Лабораторная работа №5. Измерительный цилиндр, весы с разновесами, тело, плотность, которого надо определить.

Лабораторная работа №6. Штатив, динамометр, линейка, набор грузов по механике.

Лабораторная работа №7. Динамометр, линейка, деревянный брусок, набор грузов по механике.

Лабораторная работа №8. Динамометр, два тела разного объёма, стакан с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Лабораторная работа №9. Измерительный цилиндр, весы с разновесами, пробирка поплавок с пробкой, сухой песок.

Лабораторная работа №10. Рычаг на штативе, набор грузов по механике, динамометр, линейка. Лабораторная работа №11. Доска, динамометр, линейка, брусок, штатив.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ 8 класс

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Лабораторная работа №1. штатив с муфтой и канцелярским зажимом; термометр, предел измерения 100 °С, погрешность (при отсутствии параллакса) 1 °С; линейка, предел измерения 150 мм; пустой сосуд; сосуд с горячей водой; термометрическая трубка на основании с миллиметровой шкалой, погрешность (при отсутствии параллакса) 1 мм.

Лабораторная работа №2.

термометр, предел измерения 100 °С, погрешность (при отсутствии параллакса) 1 °С;• Калориметр; измерительный цилиндр;
• пустой сосуд; сосуд с горячей водой;
Лабораторная работа №3.

термометр, предел измерения 100 °С, погрешность (при отсутствии параллакса) 1 С;

калориметр; металлический цилиндр на нити;
• сосуд с холодной водой; сосуд с горячей водой; Весы с разновесами,
Лабораторная работа №4.

Бумага фильтр (3шт);
• Жидкости разной плотности;
Лабораторная работа №5.

штатив с муфтой и лапкой;
• два термометра;
• стакан с водой;
• кусочек марли.

Лабораторная работа №6.Источник питания (4,5 В), лампа, ключ, амперметр, соединительные провода.

Лабораторная работа №7. Источник питания (4,5 В), лампа, ключ, вольтметр, соединительные провода, резисторы (2 шт.)
Лабораторная работа №8. Источник питания (4,5 В), лампа, ключ, вольтметр, амперметр, соединительные провода, реостат, исследуемый проводник.

Лабораторная работа №9.

выпрямитель учебный ВУ-4;
• резисторы 2,2 Ом и 4,7 Ом, обозначенные R2 и R3,
• вольтметр с пределом измерения 3 В (погрешность измерения 0,15 В);• амперметр с пределом измерения 0,6 А;
• реостат;
• ключ и соединительные провода.

Лабораторная работа №10.

выпрямитель учебный ВУ-4;
• резисторы 2,2 Ом и 4,7 Ом, обозначенные R2 и /?3;
• амперметр с пределом измерения 3 А (погрешность измерения 0,15 А);• вольтметр с пределом измерения 3 В (погрешность измерения 0,15 В);• реостат;
• ключ и соединительные провода.

Лабораторная работа №11. • выпрямитель учебный ВУ-4;
• резистор 2,2 Ом, обозначенный R2\
• реостат;
• амперметр с пределом измерения 3 А (погрешность прямого рис. 2.1.49 измерения 0,1 А);
• вольтметр с пределом измерения 3 В (погрешность прямого измерения 0,15 В);• ключ и соединительные провода
Лабораторная работа №12.

выпрямитель учебный ВУ-4;
• резистор 2,2 Ом, обозначенный R2\
• реостат;
• амперметр с пределом измерения 3 А (погрешность прямого измерения 0,15 А);

вольтметр с пределом измерения 3 В (погрешность прямого измерения 0,15 В);• ключ и соединительные провода.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.