Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 7 класса
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
методическим объединением | Заместитель директора по УВР | Директор |
учителей | ________ | __________ |
Руководитель МО | Протокол № | Приказ № |
_______ | от "" г. | от "" г. |
Протокол №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 587744)
учебного предмета
«Физика»
для 7 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Инсебаева Нурслу Маденовна
Учитель физики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы направлено на формирование естественнонаучной грамотности учащихся и организацию изучения физики на деятельности основе. В ней учитываются возможности предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной вклад в естественнонаучную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире. Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими естественнонаучными предметами должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разно образных сферах деятельности. Но не менее важной задачей является выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественнонаучных исследований и создании новых технологий. Согласно принятому в международном сообществе определению, «Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
— научно объяснять явления,
— оценивать и понимать особенности научного исследования,
— интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК-4вн.
Цели изучения физики:
— приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
— развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
— формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
— формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
— развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:
— приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;
— приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;
— освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практикоориентированных задач;
— развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
— освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;
— знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне:
в 7 классе в объёме 68 часов по 2 часа в неделю;
в 8 классе в объёме 68 часов по 2 часа в неделю;
в 9 классе в объёме 102 часа по 3 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира
Физика — наука о природе, изучает физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые.
Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений. Международная система единиц.
Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественнонаучный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления. Описание физических явлений с помощью моделей.
Демонстрации
1. Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления.
2. Физические приборы и процедура прямых измерений аналоговым и цифровым прибором.
Лабораторные работы и опыты
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2. Измерение расстояний.
3. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.
4. Определение размеров малых тел.
5. Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры.
6. Проведение исследования по проверке гипотезы: дальность полёта шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска.
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества.
Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание.
Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомномолекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомномолекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды. Особенности агрегатных состояний воды.
Демонстрации
1. Наблюдение броуновского движения.
2. Наблюдение диффузии.
3. Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением или отталкиванием частиц веществ.
Лабораторные работы и опыты
1. Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий).
2. Опыты по наблюдению теплового расширения газов.
3. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Раздел 3. Движение и взаимодействии
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения.
Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел. Масса как мера инертности тела. Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма вещества.
Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах (МС). Вес тела. Невесомость. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения и трение покоя. Трение в природе и технике (МС).
Демонстрации
1. Наблюдение механического движения тела.
2. Измерение скорости прямолинейного движения.
3. Наблюдение явления инерции.
4. Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел. 5. Сравнение масс по взаимодействию тел.
6. Сложение сил, направленных по одной прямой.
Лабораторные работы и опыты
1. Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели электрического автомобиля и т. п.).
2. Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной плоскости. 3. Определение плотности твёрдого тела.
4. Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (деформации) пружины от приложенной силы.
5. Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и характера соприкасающихся поверхностей.
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Зависимость давления газа от объёма, температуры. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Пневматические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические механизмы.
Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной оболочки Земли.
Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. Приборы для измерения атмосферного давления.
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации
1. Зависимость давления газа от температуры.
2. Передача давления жидкостью и газом.
3. Сообщающиеся сосуды.
4. Гидравлический пресс.
5. Проявление действия атмосферного давления.
6. Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и плотности жидкости.
7. Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости.
8. Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от соотношения плотностей тела и жидкости.
Лабораторные работы и опыты
1. Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела.
2. Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость.
3. Проверка независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела.
4. Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости.
5. Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности.
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия рычага. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике.
Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике.
Демонстрации
Примеры простых механизмов
Лабораторные работы и опыты
1. Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности.
2. Исследование условий равновесия рычага.
3. Измерение КПД наклонной плоскости.
4. Изучение закона сохранения механической энергии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 класс
Изучение физики в 7 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
— проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
— ценностное отношение к достижениям российских учёных физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
— готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
— осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание:
— восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
— осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
— развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
— интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
Экологическое воспитание:
— ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
— повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
— потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
— осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
— планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
— стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
— оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гражданское воспитание
- понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России.
Патриотическое воспитание
- проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам;
- проявляющий интерес к истории своего края;
- знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, технологиях;
- принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
- знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности);
- выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков;
- выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
- сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
- проявляющий уважение к старшим;
- проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
- выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
-проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
- понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
- умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
- способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
- уважающий труд, результаты своего труда, труда других люде;
- проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
- сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;
-участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей
Экологическое воспитание
- понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;
- сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
- ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
- выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
- ориентированный в деятельности на научныезнания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде);
- демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
— анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
— в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
— публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;
— принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;
— выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
— выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
— ставить себя на место другого человека в ходе спора или дис куссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.
Принятие себя и других:
— признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 класс
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
— использовать понятия: физические и химические явления; наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза; единицы физических величин; атом, молекула, агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное); механическое движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация (упругая, пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды;
— различать явления (диффузия; тепловое движение частиц вещества; равномерное движение; неравномерное движение; инерция; взаимодействие тел; равновесие твёрдых тел с закреплённой осью вращения; передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами; атмосферное давление; плавание тел; превращения механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
— распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе; действие силы трения в природе и технике; влияние атмосферного давления на живой организм; плавание рыб; рычаги в теле человека; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
— описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
— характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
— объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практикоориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;
— решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;
— распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; в описании исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;
— проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудова‐ния, записывать ход опыта и формулировать выводы;
— выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности измерений;
— проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела; силы трения скольжения от веса тела, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы упругости от удлинения пружины; выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости, её независимости от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело; условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков); участвовать в планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
— проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и твёрдого тела; сила трения скольжения; давление воздуха; выталкивающая сила, действующая на погружённое в жидкость тело; коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины;
— соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
— указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок, на‐клонная плоскость;
— характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические законы и закономерности;
— приводить примеры / находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
— осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в соответствии с заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
— создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2—3 источников информации физического содержания, в том числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
— при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс (2 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||||||
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира | |||||||||
1.1. | Физика — наука о природе | 2 | | | 01.09.2022 08.09.2022 | Выявление различий между физическими и химическими превращениями (мс —химия); | Письменный контроль; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 3. Сайт- «элементарная Http://elfiz.ru/ Http://class-fizika.narod.ru/index.htm | |
1.2. | Физические величины | 2 | | 2 | 09.09.2022 16.09.2022 | Определение цены деления шкалы измерительного прибора; | Письменный контроль; | 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Http://school- Collection.edu.ru/catalog/ 3. Сайт- «элементарная Физика» Http://elfiz.ru/ 4. Сайт- «класс!ная физика Для любознательных» Http://class-fizika.narod.ru/index.htm 5. Сайт- «физика.ru» Http://www.fizika.ru/index.php 6. Сайт- решу егэ, сдам гиа http://phys.reshuege.ru/ Http://phys.sdamgia.ru/ | |
1.3 | Естественно- научный метод познания | 2 | | 1 | 17.09.2022 24.09.2022 | Выдвижение гипотез, объясняющих простые явления, например:— почему | Практическая работа; | 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Http://school- Collection.edu.ru/catalog/ 3. Сайт- «элементарная Физика» Http://elfiz.ru/ 4. Сайт- «класс!ная физика Для любознательных» Http://class-fizika.narod.ru/index.htm 5. Сайт- «физика.ru» Http://www.fizika.ru/index.php | |
Итого по разделу | 6 | | |||||||
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества | |||||||||
2.1. | Строение вещества | 1 | | 1 | 25.09.2022 29.09.2022 | Наблюдение и интерпретация опытов, свидетельствующих об атомно-молекулярном строении вещества: опыты с растворением различных веществ в воде; | Практическая работа; | 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Http://school- Collection.edu.ru/catalog/ 3. Сайт- «элементарная Физика» Http://elfiz.ru/ 4. Сайт- «класс!ная физика Для любознательных» Http://class-fizika.narod.ru/index.htm | |
2.2. | Движение и | 2 | | | 30.09.2022 08.10.2022 | Наблюдение и объяснение броуновского движения и явления диффузии; | Письменный контроль; | 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Http://school- Collection.edu.ru/catalog/ 3. Сайт- «элементарная Физика» Http://elfiz.ru/ 4. Сайт- «класс!ная физика Для любознательных» Http://class-fizika.narod.ru/index.htm | |
2.3. | Агрегатные состояния вещества | 2 | 1 | | 10.10.2022 15.10.2022 | Описание (с использованием простых моделей) основных различий в строении газов, жидкостей и твёрдых тел; | Тестирование; | 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Http://school- Collection.edu.ru/catalog/ 3. Сайт- «элементарная Физика» Http://elfiz.ru/ 4. Сайт- «класс!ная физика Для любознательных» Http://class-fizika.narod.ru/index.htm | |
Итого по разделу | 5 | | |||||||
Раздел 3. Движение и взаимодействие тел | |||||||||
3.1. | Механическое движение | 3 | | 1 | 31.10.2022 10.11.2022 | Исследование равномерного движения и определение его признаков; | Письменный контроль; | 4. Сайт- «класс!ная физика Для любознательных» Http://class-fizika.narod.ru/index.htm 5. Сайт- «физика.ru» Http://www.fizika.ru/index.php 6. Сайт- решу егэ, сдам гиа http://phys.reshuege.ru/ | |
3.2. | Инерция, масса, плотность | 4 | | 1 | 11.11.2022 25.11.2022 | Объяснение и прогнозирование явлений, обусловленных инерцией, например: что происходит при торможении или резком маневре автомобиля, почему невозможно мгновенно прекратить движение на велосипеде или самокате и т. Д.; | Тестирование; | 4. Сайт- «класс!ная физика Для любознательных» Http://class-fizika.narod.ru/index.htm 7. Сайт- interneturok.ru Http://interneturok.ru/ru 8. Сайт- «вся физика» Http://www.all-fizika.com/ 12. Сайт- «российский Общеобразовательный Портал»http://experiment.edu.ru// | |
3.3. | Сила. Виды сил | 14 | 1 | | 26.11.2022 31.12.2022 | Изучение взаимодействия как причины изменения скорости тела или его деформации; описание реальных ситуаций взаимодействия тел с помощью моделей, в которых вводится понятие и изображение силы; | Практическая работа; | 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Http://school- Collection.edu.ru/catalog/ 3. Сайт- «элементарная Физика» Http://elfiz.ru/ 4. Сайт- «класс!ная физика Для любознательных» Http://class-fizika.narod.ru/index.htm 5. Сайт- «физика.ru» Http://www.fizika.ru/index.php 6. Сайт- решу егэ, сдам гиа http://phys.reshuege.ru/ Http://phys.sdamgia.ru/ | |
Итого по разделу | 21 | | |||||||
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | |||||||||
4.1. | Давление. Передача | 3 | | | 09.01.2023 19.01.2023 | Анализ и объяснение опытов и практических ситуаций, в которых проявляется сила давления; Обоснование результатов опытов особенностями строения вещества в твёрдом, жидкоми газообразном состояниях; | Письменный контроль; | 7. Сайт- interneturok.ru Http://interneturok.ru/ru 8. Сайт- «вся физика» Http://www.all-fizika.com/ 12. Сайт- «российский Общеобразовательный Портал»http://experiment.edu.ru/ | |
4.2. | Давление жидкости | 5 | | | 20.01.2023 03.02.2023 | Исследование зависимости давления жидкости от глубины погружения и плотности жидкости; | Практическая работа; | 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Http://school- Collection.edu.ru/catalog/ 3. Сайт- «элементарная Физика» Http://elfiz.ru/ 4. Сайт- «класс!ная физика Для любознательных» Http://class-fizika.narod.ru/index.htm | |
4.3. | Атмосферное давление | 6 | | | 04.02.2023 25.02.2023 | Экспериментальное обнаружение атмосферного давления; | Устный | 3. Сайт- «элементарная Физика» Http://elfiz.ru/ 4. Сайт- «класс!ная физика Для любознательных» Http://class-fizika.narod.ru/index.htm 5. Сайт- «физика.ru» Http://www.fizika.ru/index.php 6. Сайт- решу егэ, сдам гиа http://phys.reshuege.ru/ Http://phys.sdamgia.ru/ | |
4.4. | Действие жидкости и газа на погружённое в них | 7 | 1 | 2 | 26.02.2023 16.03.2023 | Экспериментальное обнаружение действия жидкости и газа на погружённое в них тело; определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость; проведение и обсуждение опытов, демонстрирующих зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости; | Тестирование; | 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Http://school- Collection.edu.ru/catalog/ 3. Сайт- «элементарная Физика» Http://elfiz.ru/ | |
Итого по разделу | 21 | | |||||||
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия | |||||||||
5.1. | Работа и мощность | 3 | | 1 | 17.03.2023 26.03.2023 | Экспериментальное определение механической работы силы тяжести при падении тела и силы трения при равномерном перемещении тела по горизонтальной поверхности; расчёт мощности, развиваемой при подъёме по лестнице; | Практическая работа; | 4. Сайт- «класс!ная физика Для любознательных» Http://class-fizika.narod.ru/index.htm 5. Сайт- «физика.ru» Http://www.fizika.ru/index.php | |
5.2. | Простые механизмы | 5 | | 2 | 27.03.2023 13.04.2023 | Определение выигрыша в силе простых механизмов на примере рычага, подвижного и неподвижного блоков, наклонной плоскости; | Тестирование; | 3. Сайт- «элементарная Физика» Http://elfiz.ru/ 4. Сайт- «класс!ная физика Для любознательных» Http://class-fizika.narod.ru/index.htm 5. Сайт- «физика.ru» Http://www.fizika.ru/index.php 6. Сайт- решу егэ, сдам гиа http://phys.reshuege.ru/ Http://phys.sdamgia.ru/ | |
5.3. | Механическая энергия | 4 | 2 | 1 | 14.04.2023 31.05.2023 | Экспериментальное определение изменения кинетической и потенциальной энергии тела при его скатывании по наклонной плоскости; | Письменный контроль; | 7. Сайт- interneturok.ru Http://interneturok.ru/ru 8. Сайт- «вся физика» Http://www.all-fizika.com/ 12. Сайт- «российский Общеобразовательный Портал»http://experiment.edu.ru/ | |
Итого по разделу: | 12 | | |||||||
Резервное время | 3 | | |||||||
Общее количество часов по программе | 68 | 5 | 12 | |
Приложение 2
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс (2 часа)
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Корректировка даты | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
Физика и её роль в познании окружающего мира. | ||||||
Физика — наука о природе. | | | | | | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Физика — наука о природе, изучающая физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые. | 1 | | | 01.09.2022 | |
Физические величины. | | | | | | |
2. | Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений. Международная система единиц. | 1 | | | | |
3. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». | 1 | | 1 | | |
4. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела» | 1 | | 1 | | |
Естественно-научный метод познания | | | | | | |
5. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Измерение температуры при помощи жидкостного термо‐ метра и датчика температуры» | 1 | | 1 | | |
6. | Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественнонаучный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления. Описание физических явлений с помощью моделей. | 1 | | | | |
Первоначальные сведения о строении вещества. | ||||||
Строение вещества | ||||||
7. | Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. | 1 | | 1 | | |
8. | Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение. Проведение опыта по наблюдению теплового расширения газов. | 1 | | | | |
9. | Диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание | 1 | | | | |
10. | Агрегатные состояния | 1 | | | | |
11. | Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные | 1 | 1 | | | |
Движение и взаимодействие тел | ||||||
Механическое движение. | | | | | | |
12 | Механическое движение. Равномерное и | 1 | | | | |
13. | Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения. | 1 | | | | |
14. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной плоскости» | 1 | | 1 | | |
Инерция, масса, плотность | | | | | | |
15. | Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел. | 1 | | | | |
16. | Масса как мера инертности тела. | 1 | | | | |
17. | Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма вещества. | 1 | | | | |
18. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Определение плотности твёрдого тела» | 1 | | 1 | | |
Сила. Виды сил. | | | | | | |
19. | Сила как характеристика взаимодействия тел. | 1 | | | | |
20. | Сила упругости и закон Гука. Опыты, | 1 | | | | |
21. | Измерение силы с помощью динамометра. | 1 | | | | |
22. | Решение задач по теме: Сила упругости и закон Гука. | 1 | | | | |
23. | Явление тяготения и сила тяжести. | 1 | | | | |
24. | Сила тяжести на других планетах (МС). | 1 | | | | |
25. | Вес тела. Невесомость. | 1 | | | | |
26. | Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | 1 | | | | |
27. | Сила трения. | 1 | | | | |
28. | Трение скольжения и трение покоя. Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения | 1 | | | | |
29. | Трение в природе и технике (МС). | 1 | | | | |
30. | Решение задач с использованием формул для расчёта силы тяжести, веса тела. | 1 | | | | |
31. | Решение задач с использованием формул для расчёта силы упругости, силы трения | 1 | | | | |
32. | Контрольная работа №2 по теме «Движение и взаимодействие» | 1 | 1 | | | |
Давление. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами | | | | | | |
33. | Давление. Способы | 1 | | | | |
34. | Давление газа. Зависимость давления газа от объёма, | 1 | | | | |
35. | Передача давления | 1 | | | | |
Давление жидкости | | | | | | |
36. | Давление жидкости Передача давления | 1 | | | | |
37. | Зависимость давления жидкости от глубины. | 1 | | | | |
38. | Зависимость давления | 1 | | | | |
39. | Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. | 1 | | | | |
40. | Гидравлические механизмы. | 1 | | | | |
Атмосферное давление | | | | | | |
41. | Атмосфера Земли и | 1 | | | | |
42. | Причины существования | 1 | | | | |
43. | Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. | 1 | | | | |
44. | Зависимость атмосферного давления от высоты над | 1 | | | | |
45. | Решение задач на расчет атмосферного давления. | 1 | | | | |
46. | Приборы для измерения атмосферного давления. | 1 | | | | |
Действие жидкости и газа на погружённое в них Тело. | | | | | | |
47. | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила. | 1 | | | | |
48. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела» | 1 | | 1 | | |
49. | Закон Архимеда. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение | 1 | | 1 | | |
50. | Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в | 1 | | | | |
51. | Плавание тел. Воздухоплавание. | 1 | | | | |
52. | Конструирование | 1 | | | | |
53. | Контрольная работа№3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | 1 | | | |
Работа и мощность. Энергия. | ||||||
Работа и мощность | | | | | | |
54. | Механическая работа. Мощность. | 1 | | | | |
55. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности» | 1 | | 1 | | |
56. | ВПР / Решение задач на расчёт механической работы и мощности. | 1 | | | | |
Простые механизмы | | | | | | |
57. | Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость | 1 | | | | |
58. | Правило равновесия рычага. Применение правила «Золотое правило»механики. | 1 | | | | |
59. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Исследование условий равновесия рычага» | 1 | | | | |
60. | КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике. | 1 | | 1 | | |
61. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Измерение КПД наклонной плоскости» | 1 | | 1 | | |
Механическая энергия. | | | | | | |
62. | Механическая энергия. Кинетическая и Кинетическая и | 1 | | | | |
63. | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике. | 1 | | | | |
64. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 12 «Изучение закона сохранения механической энергии» | 1 | | 1 | | |
65. | Контрольная работа № 4 «Работа и мощность. Энергия» | 1 | 1 | | | |
66. | Повторение по теме: «Механическое движение», «Строение вещества» | 1 | | | | |
67. | Повторение по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов», «Работа и мощность. Энергия» | 1 | | | | |
68. | Итоговая контрольная работа ( промежуточная аттестация) | 1 | 1 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 5 | 12 | | |
Приложение 3
Аннотация к рабочей программе
Название рабочей программы | Срок, на который разработана рабочая программа | Краткая характеристика программы |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физика» для 7-9 класса основного общего образования | 3 года | Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса — объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов. Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула — атом; строение атома — электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления. В 8 классе продолжается использование знаний о молекулах при изучении тепловых явлений. Сведения по электронной теории вводятся в разделе «Электрические явления». Далее изучаются электромагнитные и световые явления. Курс физики 9 класса расширяет и систематизирует знания по физике, полученные учащимися в 7 и 8 классах, поднимая их на уровень законов. Новым в содержании курса 9 класса является включение астрофизического материала в соответствии с требованиями ФГОС. |
Приложение 4
Темы проектных работ ООО
Название предмета | Класс | Темы проектных работ |
физика | 7 | Влияние механической работы на организм школьника. Измерительные приборы от древности до наших дней. Физика человека. Измерение различных характеристик: Масса, объём, площадь поверхности, мощность, скорость реакции. |
физика | 8 | Сопротивление земли: Исследование проводящих свойств земли. Определение сопротивления резистора методом ВАХ. |
Физика | 9 | Биофизика. Колебания и звуки. Влияние звука на живые организмы. Изучение R-L-C контура. Изучение влияния электромагнитных полей на среду обитания человека. Изучение газовых законов. Изопроцессы. Изучение характеристик разных типов ламп (лампа накаливания, лампа дневного света, энергосберегающая лампа). Исследование влияния шума на живые организмы. Исследование земных электрических токов. |
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физика, 7 класс/Перышкин И.М Гутник Е.М., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство«Просвещение"; Физика, 8 класс/Перышкин И.М., Гутник Е.М., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство«Просвещение»;
Физика 9 класс/ Перышкин А.В., Гутник Е.М., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1 Примерная рабочая программа ООО Физика (базовый уровень) для 5-9 классов, М., 2021 г.
(пр. 3/21 от 27.09.2021 г.)
2 Сборник задач по физике 7-9 кл. (В.И. Лукашик, Е.В. Иванова), 2020 г.
3 Сборник задач по физике 9-11 кл. (А.П Рымкевич), 1986 г.
4 В.А. Волков, С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике (7 класс) 5 В.А. Волков, С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике (8 класс) 6 В.А. Волков, С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике (9 класс) 7 Лабораторные работы по физике (7 класс)
8 Лабораторные работы по физике (8 класс)
9 Лабораторные работы по физике (9 класс)
10 Уроки физики в 7-8 кл., Пособие для учителей, 2000 г.
11 Промежуточная аттестация и рубежный контроль. Физика 7-8 кл. (под ред.
Л.М.Монастырского)
12 КИМ Физика 8 класс
13 КИМ Физика 9 класс
14 Справочник по физике 7-11 кл., М., 2022 г
15 Физика в схемах и таблицах, М., 2021 г.
16 Справочник для подготовки к ОГЭ, М., 2020 г.
17 Я.И. Перельман Занимательная механика,2005 г.
18 С.Е. Венинг, М.Н. Куликов, В.Н. Швецов Олимпиадные задачи по физике, 2005 г. 19 В.П. Шевцов Тематический контроль по физике 7-11 кл., 2008 г.
20 Р.Д.Минькова Проверочные задания по физике 7-10 кл., 1992 г.
21 Л.А.Кирик Физика 9 кл. Самостоятельные и контрольные работы, 2005 г.
22 Т.И.Долгая, В.А.Попова Физика 7-9 кл. Технологическая карта и сценарии уроков развивающего обучения ФГОС, 2015 г.
23 Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова Тесты 7 кл., М., 2016 г.
24 Н.И. Слепнева Тесты 8 кл., М., 2018 г.
25 Н.В. Филонович методическое пособие к учебнику А.В. Перышкина 7, 8 кл. М., 2018 г.
26 А.Е. Марон, Е.А. марон, С.В. Позойский
Сборник вопросов и задач к учебнику А.В.Перышкина 7, 8 кл. М., 2018 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека – всё по предмету «Физика». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа: http://fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-
collection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. –Режим доступа: http://class-fizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://www.openclass.ru 6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа: http://www.fizika.ru
7. Физика в анимациях
https://www.sites.google.com/site/moyacshkola/idu-na-urok/fizika-v-animaciah
Интерактивная физика http://interfizika.narod.ru/index.html
Школьная физика. https://www.sites.google.com/site/saitpofizike/home
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Физика. ру http://www.fizika.ru/
All физика. http://www.all-fizika.com/
Физика вокруг нас http://physics03.narod.ru/
LearningApps.org https://learningapps.org/index.php?overview&s=&category=0&tool=
Яндекс учебник
ЯКласс https://www.yaklass.ru/profile/5c497362-5f11-4d1d-a355-7b9520e1fede
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/catalog.page
Сайт- «Элементарная физика» http://elfiz.ru/
Сайт- «Класс!ная физика для любознательных»http://class-fizika.narod.ru/index.htm
Сайт- «Физика.ru» http://www.fizika.ru/index.php
Сайт- Решу ЕГЭ, сдам ГИА http://phys.reshuege.ru/ http://phys.sdamgia.ru/
Сайт- InternetUrok.ru http://interneturok.ru/ru
Сайт- «Вся ФИЗИКА» http://www.all-fizika.com/
Сайт- «Интернет-олимпиады по физике» http://distolymp2.spbu.ru/olymp/
Сайт- «Журнал КВАНТ» http://www.kvant.info/old.htm
Сайт- «Российский общеобразовательный портал»http://experiment.edu.ru/
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ 7 класс
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень демонстрационного оборудования:
Шар с кольцом, модели кристаллических решёток, набор тележек, прибор для демонстрации равномерного прямолинейного движения, демонстрационный прибор по инерции, весы с
разновесами, набор грузов по механике, динамометр, динамометр двунаправленный, шар Паскаля, сообщающиеся сосуды, рычаг, набор блоков, цилиндр измерительный с принадлежностями (ведёрко Архимеда), прибор для демонстрации давление газов и жидкостей, прибор для демонстрации атмосферного давления (магдебургские полушария), прибор для демонстрации давления внутри жидкости.
Приборы: барометр, манометр жидкостный демонстрационный.
Перечень оборудования для лабораторных работ.
Лабораторная работа №1. Измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, различные сосуды. Лабораторная работа №2. Линейка, горох, иголка, фотография молекул вещества.
Лабораторная работа №3. Весы с разновесами, несколько тел разной массы.
Лабораторная работа №4. Измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма.
Лабораторная работа №5. Измерительный цилиндр, весы с разновесами, тело, плотность, которого надо определить.
Лабораторная работа №6. Штатив, динамометр, линейка, набор грузов по механике.
Лабораторная работа №7. Динамометр, линейка, деревянный брусок, набор грузов по механике.
Лабораторная работа №8. Динамометр, два тела разного объёма, стакан с водой и насыщенным раствором соли в воде.
Лабораторная работа №9. Измерительный цилиндр, весы с разновесами, пробирка поплавок с пробкой, сухой песок.
Лабораторная работа №10. Рычаг на штативе, набор грузов по механике, динамометр, линейка. Лабораторная работа №11. Доска, динамометр, линейка, брусок, штатив.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ 8 класс
Перечень оборудования для лабораторных работ.
Лабораторная работа №1. штатив с муфтой и канцелярским зажимом; термометр, предел измерения 100 °С, погрешность (при отсутствии параллакса) 1 °С; линейка, предел измерения 150 мм; пустой сосуд; сосуд с горячей водой; термометрическая трубка на основании с миллиметровой шкалой, погрешность (при отсутствии параллакса) 1 мм.
Лабораторная работа №2.
• термометр, предел измерения 100 °С, погрешность (при отсутствии параллакса) 1 °С;• Калориметр; измерительный цилиндр;
• пустой сосуд; сосуд с горячей водой;
Лабораторная работа №3.
• термометр, предел измерения 100 °С, погрешность (при отсутствии параллакса) 1 С;
• калориметр; металлический цилиндр на нити;
• сосуд с холодной водой; сосуд с горячей водой; Весы с разновесами,
Лабораторная работа №4.
• Бумага фильтр (3шт);
• Жидкости разной плотности;
Лабораторная работа №5.
• штатив с муфтой и лапкой;
• два термометра;
• стакан с водой;
• кусочек марли.
Лабораторная работа №6.Источник питания (4,5 В), лампа, ключ, амперметр, соединительные провода.
Лабораторная работа №7. Источник питания (4,5 В), лампа, ключ, вольтметр, соединительные провода, резисторы (2 шт.)
Лабораторная работа №8. Источник питания (4,5 В), лампа, ключ, вольтметр, амперметр, соединительные провода, реостат, исследуемый проводник.
Лабораторная работа №9.
• выпрямитель учебный ВУ-4;
• резисторы 2,2 Ом и 4,7 Ом, обозначенные R2 и R3,
• вольтметр с пределом измерения 3 В (погрешность измерения 0,15 В);• амперметр с пределом измерения 0,6 А;
• реостат;
• ключ и соединительные провода.
Лабораторная работа №10.
• выпрямитель учебный ВУ-4;
• резисторы 2,2 Ом и 4,7 Ом, обозначенные R2 и /?3;
• амперметр с пределом измерения 3 А (погрешность измерения 0,15 А);• вольтметр с пределом измерения 3 В (погрешность измерения 0,15 В);• реостат;
• ключ и соединительные провода.
Лабораторная работа №11. • выпрямитель учебный ВУ-4;
• резистор 2,2 Ом, обозначенный R2\
• реостат;
• амперметр с пределом измерения 3 А (погрешность прямого рис. 2.1.49 измерения 0,1 А);
• вольтметр с пределом измерения 3 В (погрешность прямого измерения 0,15 В);• ключ и соединительные провода
Лабораторная работа №12.
• выпрямитель учебный ВУ-4;
• резистор 2,2 Ом, обозначенный R2\
• реостат;
• амперметр с пределом измерения 3 А (погрешность прямого измерения 0,15 А);
• вольтметр с пределом измерения 3 В (погрешность прямого измерения 0,15 В);• ключ и соединительные провода.