12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Мартынова253
Россия, Костромская обл., Кострома


Рабочая программа учебного предмета

«Изобразительное искусство»

для учащихся 1 класса,
вариант 1 АООП


Составитель:

Мартынова Е.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. № 1599 и на основании адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника М.Ю.Рау, М.А. Зыковой «Изобразительное искусство» для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы линии «Изобразительное искусство» для детей с ограниченными возможностями здоровья 1–4 классов, осваивающих содержание предметной области «Искусство» в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) М.: Просвещение, 2017.

На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Совершенствование изобразительной деятельности возможно в процессе практического усвоения детьми определенных знаний по композиции, рисунку, зна­комства со свойствами цвета. Поэтому очевидна коррекционная направленность уроков изобразительного искусства для умственно отсталых детей, имеющих недоразвитие познавательной деятельнос­ти, зрительно-двигательной координации и произвольной ручной моторики, а также особенностями развития эмоционально-волевой сферы.

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Исходя из основной цели, задачами обучения рисованию являются:

Образовательные:

формировать элементарные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;

формировать умение создавать простейшие художественные образы по образцу, представлению и воображению;

раскрывать значение изобразительного искусства в жизни человека;

обучать изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений;

обучать правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др.;

формировать знания об элементарных основ реалистического рисунка;

формировать умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

Коррекционно-развивающие:

развивать умение выполнять тематические и декоративные композиции;

совершенствовать умения правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

формировать умение ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;

развивать ручную моторику; зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования;

развивать зрительную память, внимание, наблюдательность, образное мышление, представление и воображение.

развивать умение выполнять тематические и декоративные композиции.

Воспитательные:

воспитывать интерес к изобразительному искусству;

воспитывать в детях эстетические чувства и понимания красоты окружающего мира.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.

Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.

Программой предусматриваются следующие виды работы:

― рисование, лепка, аппликация;

― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Рисование» входит в предметную область «Искусство» и относится к обязательной части учебного плана.

На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:

Предметные:

Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

рисование по образцу;

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);

различать и называть цвета основные цвета;

знание названий предметов, подлежащих рисованию;

организация рабочего места;

применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;

правильно сидеть за партой и правильно держать альбом для рисования, карандаш.

ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

Достаточный уровень:

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

рисование по образцу;

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);

различать и называть цвета основные цвета;

знание названий предметов, подлежащих рисованию;

организация рабочего места;

применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;

правильно сидеть за партой и правильно держать альбом для рисования и карандаш.

узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения;

подбирать иллюстрацию к прочитанному учителем отрывку.

Личностные:

формирование представлений о собственных возможностях;

овладение начальными навыками адаптации в новом социальном пространстве: умение обратиться за помощь;

формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия: умение отвечать на вопросы, умение вести диалог со сверстниками, применение ритуалов социального взаимодействия.

формирование способности к принятию социального окружения, формирование представлений о семье, родственных связях, принятие соответствующих возрасту ценностей;

формирование социально значимых мотивов учебной деятельности, навыков школьной дисциплины;

формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях: умение договариваться, признавать вину.

формирование эстетических потребностей, чувств: умение замечать красоту окружающего мира;

формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей, должного отношения к своим поступкам;

формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни: навыков самообслуживания, способности к коллективным формам деятельности;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни: соблюдение дисциплины на уроках, режима труда и отдыха.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Подготовительный период обучения

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и цветов; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

отщипывание кусков от целого куска пластилина, разминание;

размазывание по картону;

скатывание, раскатывание, сплющивание;

примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

приемы работы ножницами;

раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;

приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.

приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).

рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);

штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и порядоченная штриховка в виде сеточки);

рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

правила обведения шаблонов;

обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Композиционная деятельность

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», т.п.

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: рисование по опорным точкам, до­рисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоя­тель­ное рисование формы объекта и т.п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный . Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в рисунке.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь».

Цвета солнечного спектра (основные, составные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима).

Учебно-тематическое планирование учебного предмета включает в себя следующие разделы:

п/п

Тема

Количество часов

1

Приемы лепки.

7

3

Приемы выполнения аппликации из бумаги.

11

4

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой).

8

5

Приемы работы красками.

8

6

Итого:

34



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Приложение 1.


ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ)

Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими содержанием данной предметной области, усвоении знаний и умений, способности применять их в практической деятельности.

В процессе изучения курса следует поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку: «верно», «частично верно», «неверно».

Личностные результаты

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.

В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.

Основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа представляются в баллах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика.

Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учебная зона кабинета, оснащенная необходимой школьной мебелью

зона отдыха для обучающихся в классном помещении

компьютер

интерактивная школьная доска

видеопроектор

компьютерные презентации

натуральные объекты

демонстрационные таблицы



приложение 1

Календарно-тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство» – 1 класс


п\п

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Виды работ

Основные понятия

Методическое обеспечение урока

Коррекционная работа

Примечание

1

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация «Цвета осени».

1

Рассматривание и беседа по картинам: И. Левитан «Золотая осень», К. Коровин «Осень, аллея в Жуковке».

Беседа об изобразительном искусстве как новом виде деятельности. Знакомство с правилами техники безопасности на уроках рисования (при работе с клеем, красками, кистью).

Беседа о материалах и инструментах, необходимых для изобразительного искусства.

Аппликация «Цвета осени».

Изобразительное искусство.

Пейзаж, композиция. Понятия «грустно», «радостно». Краски, альбом, карандаши, кисти.

Аппликация. Отрывать, наклеивать. Правила техники безопасности.

Сюжетные картины с изображением осени. Презентация по теме.

Краски, альбом, карандаши, кисти. Цветная бумага, клей.

Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, эстетического восприятия деталей природы.

учебник стр. 4-7

2

Рисование по шаблону «Осенний листопад»

1

Познавательные: беседа о красоте осенней природы по картинам художников.

Характерные особенности осенних листьев. Повторение правил техники безопасности на уроках рисования.

Обучение отбору изобразительных материалов, заполнению всего пространства листа. Симметрия.

Рисование по шаблону «Осенний листопад».

 Живопись. Осенний листопад. Форма, размеры листьев. Правила техники безопасности.


Презентация по теме. Сюжетные картины с изображением осени.

Альбом, карандаши, мелки.

Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, обобщение), наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги.

учебник стр. 8-9

3

Наблюдай цвет. Различай цвет. Рисование по образцу шаров и флажков.

1

Рассматривание картинок. Беседа по содержанию.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

Знакомство с работой с красками, цветом. Повторение правил техники безопасности на уроках рисования.

Игра «Найди такого же цвета»

Называние и показ основных геометрических тел.

Соотнесение предметов, схожих по форме с прямоугольником, квадратом, кругом.

Определение цвета форм.

Рисование (по показу) предметов круглой и овальной формы.

Геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб.

Шарик, флажок.

Линии замкнутого круга.


Геометрические формы: круг, квадрат, прямо-угольник, шар, куб. Предметы, соотносимые с формами.

Фломастеры, карандаши

Предметы: воздушный шарик, флажок.

Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, мыслительных операций (сравнение, анализ), самостоятельности.

учебник стр. 10-13

4

Рисование радуги. Техника работы кистью.

1

Организация рабочего пространства при работе с красками. Работа по презентации.

Знакомство с предметами рисования: кисть, краски, альбом.

Объяснение и показ приёмов работы кистью (примакивание, тычок). Смешивание красок на палитре. Знакомство с техникой безопасности при работе с кистью, красками.

Упражнения в работе кистью с красками.

Рассматривание картинок с изображением радуги. Беседа по иллюстрациям (цвет, настроение).

Рисование радуги по показу учителя.

Небо, дождь, радуга.

Краски, стаканчик для воды, акварель, прозрачность, кисть. Правила техники безопасности.

Презентация по теме урока. Видеосюжет «Радуга». Сюжетные картинки по теме.

Акварельные краски, образец работы.

Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги.

учебник стр. 14-17

5

Рисование забора, солнца.

1

Организация рабочего пространства при работе с красками. Работа по презентации.

Рассматривание иллюстраций с изображением лета. Беседа по иллюстрациям (цвет, настроение, эстетическое оценивание картин в разное время года и время суток)

Повторение предметов рисования: кисть, гуашь, альбом.

Повторение приёмов работы кистью (примакивание, тычок). Повторение правил техники безопасности на уроках рисования. Упражнения в работе кистью с красками.

Рисование по показу учителя летней полянки, стоящего за ней забора. На голубом небе светит яркое солнце.

Небо, травка, забор, солнышко. Понятия «ясно», «пасмурно»

Краски, стаканчик для воды, акварель, прозрачность, кисть. Правила техники безопасности.


Слайды презентации по теме. Сюжетные картинки по теме. Гуашь, кисть, альбом, образец работы.


Развитие эстетического восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги.


учебник стр. 18-19

6

Рисование овощей и фруктов по трафарету.

1

Рассмотрение фруктов и овощей (беседа: форма, вид, цвет).

Сравнение с геометрическими фигурами фрукты, овощей. Работа по презентации.

Игра: «Найди и покажи..» (овощи, фрукты, зеленые, круглые и т.д.).

Знакомство с натюрмортами.

Знакомство с трафаретом, упражнения в обведении по трафарету. Повторение правил техники безопасности на уроках рисования.

Рисование натюрморта фруктов и овощей.

Натюрморт. Использование теплых и холодных цветов. Трафарет.

Форма, вид фруктов и овощей.

Презентация «Натюрморт». Предметные картинки, трафареты и макеты фруктов и овощей.

Альбом, карандаши, мелки.

Развитие зрительного восприятия, сенсорных способностей, мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги.


учебник стр..20-21

7

Рисование по трафарету, шаблону простых форм.

1

Рассматривание основных геометрических фигур. Анализ форм.

Сравнение их (размер, цвет, форма).

Игра: «Найди и покажи..»

Знакомство с трафаретом, шаблоном. Повторение правил техники безопасности на уроках рисования.

Упражнения в обведении по трафарету, шаблону геометрических фигур.

Игра «Дорисуй по штрихам».

Упражнения в рисовании геометрических фигур простых форм самостоятельно.

Шаблон. Трафарет.

Понятия «форма», «простая форма».

Шаблоны геометрических фигур.

Альбом, карандаши, мелки.

Развитие зрительного и сенсорного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги, мелкой моторики рук, самостоятельности.


учебник стр. 22-27

8

Рисование сложных форм из 2-3 простых.

1

Повторение основных геометрических фигур. Сравнение их (размер, цвет, форма).

Игра: «Сложи предметы». (сложные формы из простых). Анализ формы предмета.

Игра «Разложи» (разделение сложной формы на простые). Анализ формы предмета.

Упражнения в рисовании предмета из 2-3 простых форм.

Шаблон. Трафарет.

Понятия «форма», «простая форма», «сложная форма».

Шаблоны геометрических фигур.

Альбом, карандаши, мелки.

Развитие зрительного и сенсорного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, обобщение), наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги, мелкой моторики рук.


учебник стр. 28-31

9

Изображение. Изображать.

Лепка «Фрукты».

1

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различных видов деятельности (лепка, аппликация, рисунок). Повторение правил техники безопасности на уроках рисования (при работе с пластилином). Анализ изображений.

Рассмотрение фруктов (беседа: форма, вид, цвет).

Беседа по картине И. Машкова «Фрукты на блюде».

Лепка «Фрукты».

Изображение, изобразить. Лепка, аппликация, рисунок Натюрморт.

Форма, вид фруктов. Правила техники безопасности.

Презентация по теме. Предметные картинки и макеты фруктов.

Альбом, карандаши, мелки.

Развитие зрительного восприятия, сенсорных способностей, мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги.


учебник стр. 32-33

10

Рисование: линия, точка, пятно.

1

Знакомство с линией, точкой, пятном – языками графики и изобразительной композиции, способами их изображения на плоскости, их ролью с другими графическими композициями.

Организация рабочего пространства при работе с карандашами.

Правила удержания карандаша в руке. Повторение правил ТБ.

Игра «Обведи, дорисуй, продолжи» (упражнения в обведении по образцу).

Рисунок. Карандаш, точилка. Линия, точка, пятно.

Альбом карандаши, ластик, точилка.

Развитие произвольного внимания, сенсорных способностей, мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги.


учебник стр. 34-37

11

Изображение. Техника работы с пластилином. Лепка простых форм, предметов.

1

Рассматривание картинок по теме.

Беседа о свойствах пластилина: холодный  — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий; цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый.

Знакомство с инструментами при лепке, их названия и назначение.

Организация рабочего места при работе с пластилином. Знакомство с техникой безопасности при работе с пластилином.

Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина.

Знакомство с приёмами работы с пластилином (отщипывание, скатывание, растягивание, размазывание) по показу учителя.

Упражнения в приёмах работы с пластилином.

Выполнение изделий из пластилина: лепка простых форм, предметов.

Изображение. Лепка, лепить. Пластилин, соленое тесто, глина, стек, доска для лепки.

Разминание, отщипывание, скатывание, растягивание, размазывание. Правила техники безопасности.

Пластилин, соленое тесто, глина, стек, доска для лепки.

Развитие зрительного восприятия, сенсорных способностей, мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, мелкой моторики.

учебник стр. 38-47

12

Лепка «Матрешка».

1

Рассматривание картинки с изображением матрешки (игрушки матрешка). Рассказ о матрешке. Беседа о матрешке. Анализ формы.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости.

Повторение свойств пластилина,

инструментов при лепке, их назначении. Повторение правил ТБ. Работа по презентации.

Закрепление приёмов работы с пластилином (отщипывание, скатывание, растягивание, размазывание).

Организация рабочего места при работе с пластилином.

Лепка «матрешка».

Лепка, лепить. Объемное изображение. Размазывание, рисование стеком. Правила техники безопасности.

Презентация по теме урока. Матрешка. Образец изделия. Пластилин, стек, доска для лепки, картон.

Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, обобщение), пространственной ориентации.

учебник стр. 48-49

13

Рисование «Неваляшка».

1

Рассматривание картинок с изображением куклы-неваляшки, игрушки неваляшки. Изучение форм. Повторение правил ТБ.

Сравнение с геометрическими фигурами частей неваляшки.

Обведение фигуры по пунктирам образца.

Рисование «Неваляшка»

Неваляшка. Рот, глаза, нос, брови, щеки, лоб, подбородок. Правила техники безопасности.

Слайды презентации по теме. Образец. Предметные картинки.

Шаблон, карандаши мелки.

Развитие зрительного восприятия, сенсорных способностей, мыслительных операций (сравнение, анализ), эмоционально-волевой сферы, пространственной ориентации на листе бумаги.

учебник стр. 50-51

14

Лепка деревьев.

1

Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года. Беседа по картинам.

Повторение свойств пластилина,

инструментов при лепке, их назначении.

Повторение приёмов работы с пластилином (отщипывание, скатывание, растягивание, размазывание). Повторение правил ТБ при работе пластилином..

Организация рабочего места при работе с пластилином.

Показ учителем последовательности выполнения работы.

Самостоятельная работа детей.

Изображение. Дерево, ствол дерева, ветки, листья, иголки, корни.

Пластилин, стек, картон.

Разминание, отщипывание, скатывание, растягивание. Правила техники безопасности.

Презентация по теме урока. Сюжетные картинки по теме. Пластилин, стек, доска для лепки, картон.

Развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги.




учебник стр.52-54

15

Рисование деревьев цветными мелками и краской гуашь.

1

Рассматривание картин с изображением зимы.

Беседа: «Красота русской зимней природы». Работа по презентации.

Повторение приемов рисования кистью, мелками. Повторение правил ТБ.

Повторение частей дерева.

Рисование деревьев цветными мелками и краской гуашь по показу учителя.

Изображение. Дерево, ствол дерева, ветки, листья, иголки, корни. Правила техники безопасности.


Презентация. Сюжетные картинки по теме. Альбом, гуашь, мелки, стаканчик.

Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги.

учебник стр. 55-57

16

Аппликация и рисунок «Украшаем ёлку».

1

Рассматривание картинок с изображением Нового года. Беседа по содержанию. Работа по презентации.

Рассматривание образца елочки и определение, из каких частей она состоит. Повторение правил ТБ при работе с клеем, ножницами.

Рассказ учителя «Откуда пришла традиция украшать новогоднюю елку?»

Организация рабочего места.

Вырезание елки из бумаги и наклеивание.

Вырезание флажков, снежинок из цветной бумаги по схеме. Декоративное оформление и отделка изделий.

Составление праздничной композиции: аппликация и рисунок «Украшаем елку».

Украшение. Праздник. Новый год, ёлка, флажки, снежинки. Правила техники безопасности.

Презентация по теме урока. Сюжетные картинки по теме. Цветная бумага, клей, ножницы.

Развитие произвольного внимания, эстетического восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги.

учебник стр. 68-69

17

Аппликация «Снеговик».

1

Рассматривание и беседа по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка». Работа по презентации.

Рассматривание картинок с изображением снеговика. Беседа по содержанию.

Рассматривание образца аппликации «Снеговик», из каких частей она состоит. Понятия: «большой», «меньше», «маленький». Повторение правил ТБ при работе с клеем, ножницами.

Организация рабочего места.

Вырезание частей аппликации из бумаги по образцу учителя.

Конструирование аппликации: умение правильно располагать части относительно друг друга.

Аппликация «Снеговик».

Иней, мороз, снег. Понятия: «большой», «меньше», «маленький». Аппликация, рисунок. Правила техники безопасности.


Презентация по теме урока. Сюжетные картинки по теме. Белая бумага, клей, ножницы.

Развитие зрительного восприятия, сенсорных способностей, наглядно-действенного мышления, наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги.

учебник стр. 66-67

18

Аппликация. Материалы для работы, принципы работы. Техника безопасности.

1

Рассматривание и беседа по картине с изображением различных аппликаций.

Беседа о свойствах бумаги.

Знакомство с инструментами при выполнении аппликации.

Организация рабочего места при работе с ножницами. Повторение правил ТБ.

Вырезание ножницами по кривым и прямым линиям: вырезание по силуэту; вырезание круга, овала из квадрата, прямоугольника.

Упражнения в вырезании частей аппликации из бумаги по образцу учителя.

Конструирование аппликации.

Аппликация «Шарики».

Аппликация. Силуэт. Квадрат, прямоугольник. Круг, овал. Ножницы, разметочные линии. Правила техники безопасности.



Сюжетные картинки по теме. Цветная бумага, клей, ножницы.

Развитие произвольного внимания, эстетического восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности.

учебник стр.60-63

19

Аппликация «Рыбки в аквариуме».

1

Рассматривание и беседа по картинам с изображением рыб. Работа по презентации.

Повторение свойств бумаги, инструментов при выполнении аппликации.

Организация рабочего места при работе с ножницами. Повторение правил ТБ.

Обведение и вырезание по шаблону.

Конструирование аппликации «Рыбки в аквариуме».

Рыбка: тело, голова, хвост, плавники. Шаблон. Правила техники безопасности.

Презентация по теме урока. Сюжетные картинки по теме. Шаблон. Цветная бумага, клей, ножницы.

Развитие произвольного внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов: анализ, сравнение, обобщение.

учебник стр. 64-65

20

Лепка. Человечек. «Голова. Лицо».

1

Рассматривание картин с изображением человека. Беседа по картинам. Работа по презентации. Отгадывание загадок.

Повторение свойств пластилина,

инструментов при лепке, их назначении.

Повторение приёмов работы (отщипывание, скатывание, растягивание, размазывание). Повторение правил ТБ при работе с пластилином.

Организация рабочего места при работе с пластилином.

Показ учителем последовательности выполнения работы.

Самостоятельная работа детей.

Человек. Части тела: голова, шея, руки, ноги, туловище. Части лица.

Разминание, отщипывание, скатывание, растягивание. Правила техники безопасности.

Сюжетные картинки по теме. Презентация по теме урока. Пластилин, стек, доска для лепки, картон. Книга загадок.

Развитие зрительного и слухового восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги.




учебник стр. 70-73

21

Лепка и рисунок. «Заяц».

1

Рассматривание картинки с изображением зайца (игрушки заяц). Беседа о частях тела, внешнем виде. Работа по презентации. Просмотр видеосюжетов. Отгадывание загадок.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости.

Повторение свойств пластилина,

инструментов при лепке, их назначении.

Закрепление приёмов работы с пластилином (отщипывание, скатывание, растягивание, размазывание, примазывание).

Организация рабочего места.

Лепка и рисунок «Заяц».

Лепка, лепить. Рисунок. Белый заяц, серый заяц. Части тела.

Разминание, отщипывание, скатывание, растягивание, примазывание. Правила техники безопасности.

Видеосюжеты. Презентация по теме урока. Предметные картинки. Книга загадок. Альбом, карандаши, мелки.

Пластилин, стек, доска для лепки, картон.

Развитие произвольного внимания, зрительной памяти, связной речи, мелкой моторики, мыслительных процессов (анализ, сравнение).

учебник стр.74-75

22

Расположение картинки на листе бумаги.

1

Рассматривание и беседа по картинам Б. Кустодиева «Масленица», И. Шишкина «На севере диком», А. Герасимова «Пионы» (выражение настроения, состояния души). Работа с презентацией. Повторение правил ТБ при работе с клеем, ножницами.

Организация рабочего места.

Вырезание ножницами фигур, обведенных по шаблону.

Упражнения в расположении их на листе бумаги.

Игра «Дорисуй».

Аппликация. Шаблон. Правила техники безопасности.



Презентация. Сюжетные картинки по теме. Белая бумага, клей, ножницы, карандаши.

Развитие произвольного внимания, зрительной памяти, связной речи, мелкой моторики, мыслительных процессов (анализ, сравнение).

учебник стр. 76-77

23

Аппликация «Ваза с цветами». Составление картинки на листе бумаги самостоятельно.

1

Рассматривание и беседа по картинам с изображением цветов (форма, композиция). Работа с презентацией.

Организация рабочего места. Повторение правил ТБ.

Вырезание ножницами фигур, обведенных по шаблону.

Составление композиции «Ваза с цветами» (упражнения в расположении их на листе бумаги с графической дорисовкой).

Аппликация. Шаблон. Композиция. Пропорции. Колорит. Правила техники безопасности.



Презентация. Сюжетные картинки по теме. Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши.

Развитие наблюдательности, произвольного внимания, зрительной памяти, связной речи, мыслительных процессов (анализ, сравнение).

учебник стр. 78-79

24

Рисование картинки к сказке «Колобок»

1

Рассматривание иллюстрации, узнавание и называние героев сказки «Колобок». Работа с презентацией. Просмотр мультфильма по сказке. Отгадывание загадок.

Организация рабочего места.

Повторение приемов рисования кистью, мелками.

Повторение правил разметки для рисования круга.

Рисование колобка на поляне.

Сказка, фольклор. Герои сказки. Понятия «слева», «справа». Правила техники безопасности.


Книга «Колобок». Книга загадок. Презентация. Мультфильм по сказке «Колобок». Сюжетные картинки по теме. Альбом, гуашь, мелки, карандаши.

Развитие произвольного внимания, зрительной памяти, связной речи, мелкой моторики, мыслительных процессов (анализ, сравнение).

учебник стр..80-81

25

Аппликация «Многоэтажный дом».

1

Рассматривание иллюстраций с изображением домов. Беседа с опорой на личный опыт учащихся (этажность, назначение, конструкции). Работа с презентацией. Просмотр видеосюжета.

Повторение геометрических фигур.

Вырезание ножницами фигур по контуру. Повторение правил ТБ при работе ножницами.

Составление композиции «Многоэтажный дом» (из простых геометрических форм).

Город, здание, дома. Части дома. Многоэтажные, одноэтажные дома. Правила техники безопасности.

Презентация по теме. Видеосюжет «Как строят дом». Сюжетные картинки по теме. Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши.

Развитие зрительного восприятия, сенсорных способностей, связной речи, мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги.

учебник стр. 82-85

26

Лепка «Дом».


Рассматривание и беседа по картинам И. Левитана «Деревня», «Весна – большая вода», К.Коровина «Ранняя весна».

Рассматривание иллюстраций с изображением деревянных одноэтажных домов. Работа с презентацией. Беседа с опорой на личный опыт учащихся (этажность, назначение, конструкции). Повторение правил ТБ.

Организация рабочего места

Повторение свойств пластилина,

инструментов при лепке, их назначении.

Закрепление приёмов работы с пластилином (отщипывание, скатывание, растягивание, размазывание).

Лепка «Дом».

Деревянные дома. Части дома. Бревна. Правила техники безопасности.

Предметные картинки. Презентация по теме.

Пластилин, стек, доска для лепки, картон.

Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности.

учебник стр. 58-59

27

Весна. Рисование «Почки на деревьях».

1

Рассматривание и беседа по картинам И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели». Признаки весны, весенние месяцы.

Составление рассказа по картине художника. Просмотр презентации и видеосюжета о весне. Повторение правил ТБ.

Рассматривание деревьев, частей дерева.

Повторение приемов рисования кистью.

Рисование краской гуашь по показу учителя «Почки на деревьях».

Весна. Понятия «слева», «справа», «над», «под». Проталины. Почки. Признаки весны в природе. Весенние месяцы. Правила техники безопасности.

Презентация по теме урока. Видеосюжет. Сюжетные картинки по теме. Альбом, краски, кисть, стаканчик.

Развитие мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, произвольного внимания, связной речи.

учебник стр. 86-89

28

Рисование «Цветок», «Ветка акации с листьями».

1

Рассматривание картин с изображением весны.

Беседа: «Красота русской весенней природы». Просмотр презентации.

Рассматривание картинок с изображением цветов. Беседа по картинкам. Повторение правил ТБ. Отгадывание загадок.

Повторение приемов рисования кистью.

Рисование краской гуашь по показу учителя «Цветок», «Ветка акации с листьями».

Весна. Цветок. Ветка акации. Правила техники безопасности.

Картинки с изображением акации. Книга загадок. Презентация по теме. Альбом, краски, кисть, стаканчик.

Развитие мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, произвольного внимания, связной речи.

учебник стр..90-91

29

Аппликация. Узор в полосе. «Коврик для куклы».

1

Рассматривание картин с изображением изделий декоративно- прикладного искусства. Просмотр презентации.

Узнавание и называние геометрических фигур.

Знакомство с приемами симметричного наклеивания фигур в полосе. Повторение правил ТБ при работе с ножницами, клеем.

Выполнение изделия «Коврик для куклы».

Народные промыслы. Аппликация. Узор. Орнамент. Симметрия. Повторение узора. Правила ТБ.

Презентация по теме. Сюжетные картинки по теме. Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши. Образец изделия.

Развитие и коррекция произвольного внимания, связной речи, мелкой моторики, наблюдательности, пространственной ориентировки.

учебник стр. 92-93

30

Аппликация. «Сарафан».

1

Рассматривание картин с изображением весны, весенних забав. Просмотр видеосюжетов.

Рассказ учителя о хороводе, атрибутах хоровода. Повторение правил ТБ при работе с ножницами, клеем.

Организация рабочего места.

Вырезание ножницами фигур, обведенных по шаблону.

Аппликация «Сарафан» (упражнения в расположении их на листе бумаги с графической дорисовкой).

Праздник, хоровод, танец. Правила ТБ.

Видеосюжеты (народные танцы). Сюжетные картинки по теме. Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши. Образец изделия.

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, произвольного внимания, связной речи, мелкой моторики.

учебник стр. 94-95

31

Рисование. «Дом в деревне (на даче)»

1

Рассматривание иллюстраций с изображением деревянных одноэтажных домов. Работа с презентацией. Беседа с опорой на личный опыт учащихся (уют, тепло, разнообразие домов). Повторение правил ТБ. Образ традиционного русского деревянного дома.

Организация рабочего места

Повторение приемов рисования кистью.

Рисование краской гуашь по показу учителя «Дом в деревне (на даче)»

Деревянные дома. Части дома. Бревна. Правила ТБ.

Презентация по теме «Традиции русской избы». Сюжетные картинки по теме. Альбом, краски, кисть, стаканчик.

Развитие и коррекция мыслительных процессов: анализ, сравнение, обобщение, эмоционально-волевой сферы, произвольного внимания, связной речи, мелкой моторики.

учебник стр. 96-97

32

Аппликация. «Грибы».

1

Рассматривание картин с изображением грибов (красота природы, лес, многообразие грибов). Просмотр видеосюжетов. Рассматривание муляжей грибов.

Анализ образца, называние частей поделок. Отгадывание загадок. Повторение правил ТБ при работе с клеем, ножницами.

Организация рабочего места.

Вырезание ножницами частей обведенных по шаблону.

Выполнение аппликации «Грибы»

Грибы. Названия грибов. Части гриба. Правила ТБ.

Видеосюжеты о сборе грибов. Сюжетные картинки по теме. Муляжи. Книга загадок. Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши. Образец изделия.

Развитие и коррекция произвольного внимания, мыслительных процессов: анализ, сравнение, обобщение, эмоционально-волевой сферы, связной речи, мелкой моторики.

учебник стр.98-99

33

Составление и рисование картины.

1

Рассматривание рисунков, их анализ. Беседа по содержанию с использованием понятий «наверху», «внизу», «над», «под», «посередине». Просмотр презентации.

Беседа об изобразительном искусстве. Повторение правил ТБ.

Организация рабочего места.

Выбор предмета для рисования, знакомого детям.

Самостоятельные работы детей.

Рассказы детей с демонстрацией рисунков.

Понятия «наверху», «внизу», «над», «под», «посередине».


Презентация по теме. Сюжетные картинки по теме. Альбом, краски, кисть, стаканчик.

Развитие и коррекция мыслительных процессов: анализ, сравнение, обобщение, эмоционально-волевой сферы, произвольного внимания, связной речи, мелкой моторики.

учебник стр. 100-103


Опубликовано в группе «Материалы для работы с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.