Материал на проверке

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся 6 класса (адаптированная общеобразовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)

0
0
Материал опубликован Вчера в 07:41

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области

Управление образования администрации муниципального образования

«Жигаловский район»

МКОУ СОШ №2 п.Жигалово




«Согласовано»: «Утверждаю»:

Заместитель директора по УВР: Директор МКОУ СОШ №2:

_______________Скрипкина А.А. _____________ Петрова М.А.

«23»августа 2024 г. приказ № 118-од от 23.08.2024г.



Рабочая программа

учебного предмета

«Природоведение»

для обучающихся 6 класса

(адаптированная общеобразовательная программа, вариант1)






Разработана Лябиной Е.С.,

учитель, реализующий АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)








2024-2025

учебный год


Рабочая программа

учебного предмета «Природоведение»

6класс

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1


Пояснительная записка

Рабочая программа  по природоведению составлена на основе требований к освоению планируемых результатов федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. №1026"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).

Общая характеристика учебного предмета

Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

Программа по природоведению состоит из шести разделов:

«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Расти­тель­ный мир», «Животный мир», «Человек».


Цели и задачи учебного предмета

формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;

демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

воспитание социально значимых качеств личности.


Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Природоведение» в 6 классе рассчитан на 68 часов в год , занятия проводятся по 2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

14) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Формирование базовых учебных действий

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия представлены умениями: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;

адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагогического работника.

Достаточный уровень:

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях, знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагогического работника;

представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом);

называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

выделение существенных признаков групп объектов;

знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.


Содержание учебного предмета

1) Введение. Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.

2) Вселенная. Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

3) Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.

4) Наш дом - Земля.

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

5) Воздух.

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.

6) Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

7) Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

8) Поверхность суши. Почва.

Равнины, горы, холмы, овраги.

Почва - верхний слой земли. Ее образование.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и соли - минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

Эрозия почв. Охрана почв.

Полезные ископаемые.

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.

9) Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.

Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.

10) Вода.

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры - градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Экономия питьевой воды.

Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

11) Охрана воды.

Есть на Земле страна - Россия.

Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.

12) Растительный мир Земли.

Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.

Разнообразие растительного мира на нашей планете.

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.

Деревья.

Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).

Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).

Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).

Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.

Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.

Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование.

Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.

Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.).

Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.

Растения своей местности: дикорастущие и культурные.

Красная книга России и своей области (края).

13) Животный мир Земли.

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края.

Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.

Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области (края).

14) Человек.

Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.

Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.

Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры).

Осанка (гигиена, костно-мышечная система).

Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.

Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.

Медицинские учреждения своего населенного пункта. Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей.

15) Обобщающие уроки.

Наш город (посёлок, село, деревня).

Рельеф и водоёмы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.



Тематическое планирование, 6 класс



Название разделов содержания программы

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности

1.Введение.

2.Растительный мир.

3.Животный мир.

4.Человек


1

16

35

16


Наблюдение (внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них).

Работа с книгой (систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе).

Систематизация знаний (существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний).

Решение познавательных задач (проблем) (комплексная разнообразная информация познавательного характера).

Эксперимент (существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них).










ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

Календарно - тематическое планирование, 6 класс



Тема урока

Кол-во

часов

Дата выдачи

Дата корректировки

Урок 1. Живая природа: растения, животные, человек.

1



Урок 2. Разнообразие растительного мира на нашей планете.

1



Урок 3. Среда обитания растений.

1



Урок 4. Строение растений.

1



Урок 5. Строение растений.

1



Урок 6. Дикорастущие и культурные растения.

1



Урок 7. Лиственные деревья.

1



Урок 8. Хвойные деревья.

1



Урок 9. Дикорастущие кустарники.

1



Урок 10. Культурные кустарники.

1



Урок 11. Травы.

1



Урок 12. Декоративные растения.

1



Урок 13. Лекарственные растения.

1



Урок 14. Комнатные растения.

1



Урок 15. Растительный мир разных районов Земли.

1



Урок 16. Растения нашей страны.

1



Урок 17. Растения нашей местности.

1



Урок 18. Красная книга России и нашей области.

1



Урок 19. Разнообразие животного мира.

1



Урок 20. Среда обитания животных.

1



Урок 21. Животные.

1



Урок 22. Насекомые.

1



Урок 23. Бабочки, стрекозы, жуки.

1



Урок 24. Кузнечики, муравьи, пчёлы.

1



Урок 25. Рыбы.

1



Урок 26. Морские и речные рыбы.

1



Урок 27. Земноводные.

1



Урок 28. Пресмыкающиеся.

1



Урок 29. Птицы.

1



Урок 30. Ласточки, скворцы, снегири, орлы.

1



Урок 31. Лебеди, журавли, чайки.

1



Урок 32. Птицы нашего края.

1



Урок 33. Млекопитающие.

1



Урок 34. Млекопитающие суши.

1



Урок 35. Млекопитающие морей и океанов.

1



Урок 36. Домашние животные.

1



Урок 37-39. Сельскохозяйственные животные.

3



Урок 40. Домашние птицы.

1



Урок 41. Уход за животными.

1



Урок 42. Аквариумные рыбки.

1



Урок 43. Попугаи, канарейки.

1



Урок 44. Морские свинки, хомяки, черепахи.

1



Урок 45. Домашние кошки.

1



Урок 46. Собаки.

1



Урок 47.Животные холодных районов Земли.

1



Урок 48. Животные умеренного пояса.

1



Урок 49. Животные жарких районов Земли.

1



Урок 50. Животный мир нашей страны.

1



Урок 51. Охрана животных.

1



Урок 52. Животные нашей местности.

1



Урок 53. Человек. Как устроен наш организм.

1



Урок 54. Как работает наш организм.

1



Урок 55. Здоровый образ жизни человека.

1



Урок 56. Осанка.

1



Урок 57. Органы чувств.

1



Урок 58. Правила гигиены и охрана органов чувств.

1



Урок 59. Здоровое питание.

1



Урок 60. Дыхание.

1



Урок 61. Оказание первой медицинской помощи.

1



Урок 62. Профилактика простудных заболеваний.

1



Урок 63. Специализации врачей.

1



Урок 64. Медицинские учреждения нашего посёлка.

1



Урок 65-66. Обобщающий урок. Неживая природа.

2



Урок 67-68. Обобщающий урок. Живая природа.

2




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.