Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» 5 класс (адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, варинат 1)

4
0
Материал опубликован 26 March 2021 в группе

Рабочая программа учебного предмета

«Профильный труд»

5 класс

(адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, варинат 1)



Разработана Андреевой О.М.,

учителем технологии


Пояснительная записка

Рабочая программа  по ручному труду составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ СОШ №2 п.Жигалово, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).

Основная цель изучения данного предмета

Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах.

Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.

Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.


Общая характеристика учебного предмета

Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.

​​​​​​​ Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Профильный труд» в 5 классе рассчитан на 204 часа в год, занятия проводятся 6 часов в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты


Минимальный уровень:

знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

представления об основных свойствах используемых материалов;

знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;

отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);

представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных про­из­во­дственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);

чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;

представления о разных видах профильного труда (деревообработка, ме­таллообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);

понимание значения и ценности труда;

понимание красоты труда и его результатов;

заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);

организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;

осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;

комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;

проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.

Достаточный уровень:

определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;

экономное расходование материалов;

планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;

знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.



Формирование базовых учебных действий

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про­странственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при­чинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, ос­но­ве практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и про­цессами.


Содержание учебного предмета

Программа по профильному труду в V-IX-х классах определяет со­де­р­жа­ние и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов. В3 содержание программы включены пер­воначальные све­дения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.

Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.

Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень ос­нов­ных материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые про­мы­ш­ленностью и проч.).

Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного тру­да, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ― качество и производительность труда.

Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.

Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, за­п­ре­ты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при про­ве­де­нии работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального по­ве­дения.


Тематическое планирование, 5 класс


Название блоков содержания программы

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1. Работа с глиной и пластилином


9

Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

2. Работа с природными материалами


6

Изготовление по образцу рыбки, кораблик, черепахи из скорлупы грецского ореха на поролоновых деталей. Составление композиции по образцу из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, мха, перьев, меха зёрен, опилок на плотной подложке. (декоративные узоры, сюжеты к сказкам, фигурки животных).

3. Работа с бумагой


11

Изготовление счётного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. Разметка бумаги и картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям.

Изготовление закладки.

Изготовление из картона плоских ёлочных игрушек.

Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке.

4. Работа с текстильными материалами


8

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».


Тематическое планирование, 3 класс


Разделы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1. Материалы и инструменты , используемые на уроках ручного труда

1

Правила обращения с ножницами, иглой, клеем.

2.Работа с природными материалами

3

Работа с засушенными листьями (аппликация).Изготовление игрушек пластилина и сухой тростниковой травы. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).

3. Работа с бумагой и картоном.

12

Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика).


4. Работа с проволокой

3

Получение контуров геометрических фигур, букв.

5. Работа с древесиной

3

Аппликация из древесных материалов (опилок).

6. Работа с металлоконструктором

2

Соединение планок винтом и гайкой.

7. Работа с текстильными материалами

10

Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы,)

Итого:

34


Тематическое планирование, 4 класс


Разделы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1. Работа с бумагой и картоном.

17

Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».

2. Работа с текстильными материалами

11

Соединение деталей, выкроенных из ткани, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы,)

3. Работа с металлом

2

Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».


4. Работа с проволокой

2

Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».


5. Работа с древесиной

2

Аппликация из древесных материалов (карандашной стружки, спичек).

Итого:

34




Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1)кабинет для занятий;

2)специальные учебники;

3)возможность использования ноутбука из кабинета №6 с выходом в Интернет;

4)наборы для творчества: глина, пластилин, природный материал, цветная бумага, цветной картон, клей, нитки, ткань, древесный материал, проволока, металлоконтруктор.

5) коллекция «Хлопок», коллекция «Виды древесины», коллекция «Виды ткани», коллекция «Виды переплетений».



Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).

2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Москва «Просвещение» 2017год).

3. Л.А. Кузнецова учебник «Ручной труд 2 класс», Л.А. Кузнецова учебник «Ручной труд 3 класс»,Л.А. Кузнецова учебник «Ручной труд 4 класс».




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации