Рабочая программа учебного предмета русский язык для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (3-4 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Игнатовская основная общеобразовательная школа» Людиновского района Калужской области
«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического совета
Протокол №__ от «__»______________2018г | «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по учебно воспитательной работе
______________ «______»________________2018г
|
Рабочая программа учебного предмета русский язык
для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями
3-4 классы срок реализации 2года
Разработчик: Юденко Татьяна Викторовна, учитель начальных классов
д. Игнатовка
2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3-4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2018 года).
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения. Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Все знания, получаемые в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Нормативно – правовое обеспечение: Рабочая программа составлена на основе
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273ФЗ (ст.2 п.22; ст.12 п.1,5; ст.28 п.26; ст. 47 п.3 п.п.5; ст.48 п.1п.п.1);
приказа Министерства образования и науки от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»; Перечень нормативных документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В. В. Воронковой М.; «Просвещение», 2018.
Положение о рабочей программе учебного предмета, внеурочной деятельности, курса по выбору в МКОУ «Игнатовская основная школа» Учебный план МКОУ «Игнатовская основная школа». Устав МКОУ «Игнатовская основная школа»
УМК: Авторы: Я.В.Коршунова, Э.В. Якубовская, «Русский язык» 3-4 класс, М. «Просвещение», 2018.
Предметная область: русский язык и литературное чтение
Цели учебного предмета:
создание условий для достижения оптимального уровня в обучении и воспитании детей в учебном заведении;
-ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; приобретение практических навыков устной и письменной речи, формирование основных орфографических и пунктуационных навыков, которые необходимы для социальной адаптации и реабилитации в обществе;
Сроки реализации программы: 2 года
Количество часов: 272
3 класс | 4 класс |
34 учебные недели | 34 учебные недели |
4 ч в неделю | 4 ч в неделю |
136 часов в год | 136 часов в год |
Основные принципы отбора материала
Русский язык в младших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений включает следующие разделы и соответствующие программы: обучение грамоте (1 класс), чтение (2—4 классы), письмо (2—4 классы), развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1—4 классы). После букварный период приходится на второй год обучения (2 класс). Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи, особенно её коммуникативной функции.
Ведущие принципы обучения письму– органичное сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой материала по письму придается учету возрастных и индивидуальных особенностей, реализации дифференцированного подхода в обучении. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи. Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию, а также будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой по русскому языку и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 7-е издание. Москва. «Просвещение», 2018 год.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 3-4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы и рассчитана на базовый уровень
Курс «Русский язык» в образовательной системе обеспечен:
методические рекомендации - М: Просвещение. Я.В.Коршунова, Э.В. Якубовская, Русский язык: Учебник:
3 класс. Я.В.Коршунова, Э.В. Якубовская, Русский язык: Учебник: 3 класс: (В 2 частях), рабочая тетрадь (в 2 частях), методические рекомендации - М.: Просвещение. 4 класс. Я.В.Коршунова, Э.В. Якубовская, Русский язык: Учебник: 4 класс: (В 2
частях),
Логика структуры программы:
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных образовательных задач:
целенаправленное обучение учащихся устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
совершенствование произносительной стороны речи;
формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятельности.
обеспечение условий для успешного обучения и социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Коррекция отдельных сторон психической деятельности
Развитие основных мыслительных операций
Развитие различных видов мышления
Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей концентрическое расположение материал, когда одна и та же тема изучается в течении нескольких лет, создаёт условие постоянного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
В программу по русскому языку для младших школьников выделяются следующие разделы:
пропедевтика – диагностический;
устная речь;
чтение и развитие речи;
-практические и грамматические упражнения, правописание и развитие речи
Каждый из разделов программы нацелен на решение образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
формирование у учащихся интереса к языку и первоначальное языковое общение; - развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечение для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
знакомство детей со связной устной речью как видом общения;
обучение грамотному и аккуратному письму;
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др. Учащиеся с умственной отсталостью овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.
В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков. В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Особое внимание уделяется формированию навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний:
сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю. У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности.
Место предмета в междисциплинарной программе:
Русский язык тесно связан с другими учебными предметами и в первую очередь с литературным чтением. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности обучающихся. Предмет взаимодействует с естественнонаучными дисциплинами, трудовым обучением. Изучаемый в курсе предмета материал даёт возможность понимать и описывать окружающий мир, события, явления, обогащает память, воспитывает у обучающихся активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Планируемые результаты освоения по учебному предмету "Русский язык" (3-4 классы)
Освоение образовательной программы общего образования, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования, введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Обучающийся научится:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Обучающийся получит возможность иметь представление:
О главных и второстепенных членах предложения
О предложениях различных по составу и эмоциональной окраске.
О значимых частях слова: корне, суффиксе, приставке и окончании ;о разборе слов по составу.
О чередовании согласных и беглых гласных в слове
О различии приставок и предлогов
О лексическом значении, грамматических признаках имени существительного, прилагательного, глагола.
класс
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.
Формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.
Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по русскому языку , готовность их применения в быту. Предметные результаты обучающихся не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Содержание по учебному предмету
Количество часов
Наименование раздела | Количество часов
| | |
| Всего | 3 кл
| 4 кл
|
Повторение | 26ч | 13 ч | 13 ч |
Звуки и буквы | 92 ч | 45 ч
| 47ч |
Слово | 71 ч | 35 ч | 36 ч |
Предложение | 66 ч | 35 ч | 31 ч |
Повторение | 17 ч | 8 ч | 9ч |
ИТОГО | 272 ч | 136 ч | 136 ч |
Основные вопросы, изучаемые в каждой теме
3 класс 136 ч
Повторение – 13 ч.
Употребление простого предложения.
Большая буква в начале предложения, точка в конце.
Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку.
Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы – 45 ч
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги.
Гласные и,е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы). Слово (35 ч)
Слова, обозначающих названия предметов. Словах, обозначающих действия. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов. Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Правописание предлогов со словами.
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. Предложение (35 ч.)
Простое предложение.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Связная письменная речь – в течение всего учебного года
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я; 5-я группа — э, х, ж, к; письмо заглавных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я; 3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д. Повторение пройденного за год – 8 ч.
4 класс 136 ч.
Повторение (13 ч).
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме. Звуки и буквы (47 ч.)
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю,я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши,ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных.
Слово (36ч).
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей.
Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.
Предложение (31 ч).
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Распространение предложений. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная письменная речь - в течение всего учебного года Адрес на конверте.
Письмо и чистописание – в течение всего учебного года
Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я; 3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Повторение пройденного за год – 9 ч.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся на начальном уровне общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Требования к уровню подготовки обучающихся, усваивающих программный материал на базовом уровне к концу 3 класса должны знать (называть и определять):
-алфавит.
Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; - анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; - определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, - переносить части слова на письме;
-списывать текст целыми словами; -писать под диктовку текст (20 – 25 слов), включающий изученные орфограммы.
Требования к уровню подготовки учащихся, усваивающих программный материал на минимально допустимом уровне
Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:
составлять предложения устно
различать гласные и согласные
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги
списывать предложения целыми словами;
писать под диктовку слова
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса
Требования к уровню подготовки учащихся, усваивающих программный материал на базовом уровне
Обучающиеся к концу 4 класса должны знать:
алфавит
расположение слов в алфавитном порядке в словаре обучающиеся к концу 4 класса должны уметь:
-самостоятельно составлять и распространять предложения, сокращать их
устанавливать связи между словами самостоятельно
правильно ставить знаки в конце предложения самостоятельно
-правильно произносить и писать слова, анализировать слова по звуковому составу самостоятельно
добавлять данный текст своими предложениями - писать текст и предложения под диктовку, - анализировать свою работу и работы товарищей.
-применять алфавит
-располагать слова в алфавитном порядке.
Требования к уровню подготовки учащихся, усваивающих программный материал на минимально допустимом уровне
Обучающиеся к концу 4 класса должны уметь:
-самостоятельно составлять предложения
-списывать печатный текст
-правильно ставить знаки в конце предложения при списывании текста-
-писать короткие предложения под диктовку
анализировать свою работу и работы товарищей
Тематическое планирование
3-4 класс
Тема раздела | Количество часов | |
| 3класс | 4класс |
Повторение | 7 ч | 10 ч |
Фонетика и графика, лексика | 45 ч
| 41ч |
Состав слова | 30 ч | 31 ч |
Синтаксис | 29 ч | 31 ч |
Связная и письменная речь
| 8 ч | 9ч |
Письмо и чистописание
| 6ч | 3ч |
Устная речь
| 5ч | 6ч. |
Повторение
| 2ч | 5ч |
ИТОГО | 132 ч | 136 ч |
КАЛЕНДАРНО – ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс№ п/п | Тема | Дата Проведения
| ||
План | Факт | |||
1 | Повторение о предложении | |
| |
2 | Практическое занятие (построение предложений) | |
| |
3 | Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах в вопросах | |
| |
4 | Построение предложений | |
| |
5 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении | |
| |
6 | Алфавит | |
| |
7 | Употребление мягкого знака на конце слова | |
| |
8 | Употребление мягкого знака на конце слова | |
| |
9 | Употребление мягкого знака в середине слова | |
| |
10 | Употребление мягкого знака в середине слова | |
| |
11 | Звукобуквенный анализ слов | |
| |
12 | Разделительный «ь» перед гласными | |
| |
13 | Разделительный «ь» перед гласными | |
| |
14 | Разделительный «ь», обозначающий согласного в словах | мягкость | |
|
15 | Повторение изученного материала Разделительный «ь» перед гласными | по теме | |
|
16 | Повторение изученного материала Разделительный «ь» перед гласными | по теме | |
|
17 | Повторение изученного материала Разделительный «ь» перед гласными | по теме | |
|
18 | Разделительный «ь» перед гласными «е», «ё» | |
| |
19 | Нахождение слов в словаре | | |
|
20 | Нахождение слов в словаре | | |
|
21 | Повторение изученного материала Нахождение слов в словаре | по теме | |
|
22 | Повторение изученного материала Нахождение слов в словаре | по теме | |
|
23 | Повторение изученного материала Нахождение слов в словаре | по теме | |
|
24 | Звуки гласные и согласные | | |
|
25 | Звуки гласные и согласные | | |
|
26 | Слогообразующая роль гласных | | |
|
27 | Деление слова на слоги | | |
|
28 | Деление слова на слоги | | |
|
29 | Тренировочные упражнения | | |
|
30 | Гласные и, е, ю, я, э в начале слова | | |
|
31 | Гласные и, е, ю, я, э в начале слова | | |
|
32 | Перенос части слова при письме | | |
|
33 | Перенос части слова при письме | | |
|
34 | Тренировочные упражнения | |
|
35 | Ударения |
|
|
36 | Ударения |
|
|
37 | Постановка ударения в двухсложных словах |
|
|
38 | Постановка ударения в двухсложных словах |
|
|
39 | Гласные ударные и безударные |
|
|
40 | Диктант |
|
|
41 | Работа над ошибками |
|
|
42 | Гласные ударные и безударные |
|
|
43 | Тренировочные упражнения Повторение изученного материала по теме |
|
|
44 | Гласные ударные и безударные Повторение изученного материала по теме |
|
|
45 | Гласные ударные и безударные Повторение изученного материала по теме |
|
|
46 | Гласные ударные и безударные Повторение изученного материала по теме |
|
|
47 | Гласные ударные и безударные Тренировочные упражнения |
|
|
48 | Согласные твердые и мягкие |
|
|
49 | Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я |
|
|
50 | Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я |
|
|
51 | Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я Тренировочные упражнения
|
|
|
52 | Словарный диктант |
|
|
53
| Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь
|
|
|
54
| Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь
|
|
|
55
| Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и |
|
|
56
| Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и
|
|
|
57
| Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и | |
|
58 | Списывание с печатного текста | |
|
59 | Шипящие согласные
| |
|
60 | Шипящие согласные
| |
|
61 | Правописание ча, ща | |
|
62 | Сочетание гласных с шипящими | |
|
63 | 3 четверть Сочетание гласных с шипящими | |
|
64 | Правописание жи, ши | |
|
65 | Парные звонкие и глухие согласные | |
|
66 | Парные звонкие и глухие согласные | |
|
67 | Звонкие и глухие согласные на конце слова | |
|
68 | Звонкие и глухие согласные на конце слова | |
|
69 | Проверка написания путем изменения формы слова | |
|
70 | Тренировочные упражнения | |
|
71 | Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов | |
|
72 | Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов | |
|
73 | Слова, отвечающие на вопрос: кто? что? | |
|
74 | Контрольный диктант | |
|
75 | Работа над ошибками. Тренировочные упражнения | |
|
76 | Тренировочные упражнения | |
|
77 | Тренировочные упражнения | |
|
78 | Собственные имена | |
|
79 | Большая буква в названиях городов | |
|
80 | Знание своего домашнего адреса | |
|
81 | Словарный диктант | |
|
82 | Большая буква в названиях городов | |
|
83 | Слова, обозначающие действия предметов | |
|
84 | Слова, обозначающие действия предметов | |
|
85 | Слова, обозначающие действия предметов | |
|
86 | Слова, отвечающие на вопрос: что сделал? что сделает? | |
|
87 | Слова, отвечающие на вопрос: что сделал? что сделает? | |
|
88 | Словарный диктант | |
|
89 | Парные звонкие и глухие согласные | |
|
90 | Диктант | |
|
91 | Работа над ошибками | |
|
92 | Повторение изученного материала по теме слова, обозначающие действия предметов | |
|
93 | Слова, обозначающие признаки предмета | |
|
94 | Слова, обозначающие признаки предмета | |
|
95 | Слова, обозначающие признаки предмета | |
|
96 | Нахождение слов, обозначающих признаки в тексте | |
|
97 | Нахождение слов, обозначающих признаки в тексте | |
|
98 | Нахождение слов, обозначающих признаки в тексте | |
|
99 | Подбор и название ряда признаков данного предмета | |
|
100 | Определение предмета по ряду признаков | |
|
101 | Сравнение двух предметов по их качествам | |
|
102 | 4 четверть Сравнение двух предметов по их качествам | |
|
103 | Согласование слов, обозначающих признаки со словами, обозначающими предмет | |
|
104 | Согласование слов, обозначающих признаки со словами, обозначающими предмет |
|
|
105 | Тренировочные упражнения |
|
|
106 | Тренировочные упражнения |
|
|
107 | Предлог |
|
|
108 | Предлог |
|
|
109 | Умение находить предлоги в предложении |
|
|
110 | Диктант |
|
|
111 | Работа над ошибками |
|
|
112-113 | Разделительный ъ |
|
|
114 | Разделительный ъ. Закрепление |
|
|
115 | Разделительный ъ. Закрепление |
|
|
116 | Правописание слов с непроверяемыми согласными |
|
|
117 | Правописание слов с непроверяемыми согласными |
|
|
118 | Работа со словарем |
|
|
119-120 | Тренировочные упражнения |
|
|
121 | Практическое знакомство с простым предложением |
|
|
122-123 | Составление предложений с употреблением В.п. |
|
|
124 | Составление предложений с употреблением Р.п. |
|
|
125-126 | Составление предложений с употреблением Д.п. |
|
|
127 | Составление предложений с употреблением П.п. |
|
|
128 | Диктант |
|
|
129 | Работа над ошибками. Умение закончить предложение или дополнить его по одному – двум вопросам |
|
|
130 | Составление предложений с употреблением Т.п. Составление предложений из слов, данных в начальной форме |
|
|
131 | Тренировочные упражнения Выделение в тексте предложений на тему, заданную учителем. Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. |
|
|
132 | Составление предложений на заданную тему. Повторение пройденного |
|
|
КАЛЕНДАРНО – ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ п/п | Тема урока |
Дата Проведения
| |
План | Факт | ||
1 | Повторение о предложении |
|
|
2 | Практическое (предложение, построен. занятие) |
|
|
3 | Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах в вопросах. |
|
|
4 | Порядок слов в предложении |
|
|
5 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
|
|
6 | Алфавит |
|
|
7 | Употребление мягкого знака «ь» на конце слова |
|
|
8 | Употребление мягкого знака «ь» на конце слова |
|
|
9 | Употребление «ь» в середине слова |
|
|
10 | Употребление «ь» в середине слова |
|
|
11 | Звукобуквенный анализ слов |
|
|
12 | Работа с деформированным текстом |
|
|
13 | Знакомство с текстом |
|
|
14 | Различие текста и не текста |
|
|
15 | Тема текста |
|
|
16 | Входная контрольная работа. |
|
|
17 | Заголовок |
|
|
18 | Составление рассказа на тему: «Осень» |
|
|
19 | Коллективное сочинение по серии картинок |
|
|
20 | Повторение изученного материала |
|
|
21 | Диктант |
|
|
22 | Работа над ошибками |
|
|
23 | Разделительный «ь» перед гласными |
|
|
24 | Разделительный «ь» перед гласными |
|
|
25 | Разделительный «ь», обозначающий мягкость согласного в словах |
|
|
26 | Повторение изученного материала |
|
|
27 | Повторение изученного материала |
|
|
28 | Повторение изученного материала |
|
|
29 | Разделительный «ь» перед гласными «е», «ё» |
|
|
30 | Разделительный «ь» перед гласными «ю», «я» |
|
|
31 | Разделительный «ь» перед гласными «я», «и» |
|
|
32 | Перенос слова при письме |
|
|
33 | Перенос слова при письме |
|
|
34 | Перенос слова при письме |
|
|
35 | Сочетание гласных после шипящих |
|
|
36 | Правописание слов с сочетанием «жи - ши» |
|
|
37 | Правописание слов с сочетанием «ча - ща» |
|
|
38 | Правописание слов с сочетанием «чу - щу» |
|
|
39 | Тренировочные упражнения |
|
|
40 | Диктант |
|
|
41 | Работа над ошибками |
|
|
42 | Тренировочные упражнения |
|
|
43 | Правописание звонких и глухих согласных |
|
|
44 | Правописание звонких и глухих согласных |
|
|
45 | Звонкие и глухие согласные в середине слова |
|
|
46 | Звонкие и глухие согласные в середине слова |
|
|
47 | Звонкие и глухие согласные в середине слова |
|
|
48 | Звонкие и глухие согласные в конце слова |
|
|
49 | Звонкие и глухие согласные в конце слова |
|
|
50 | Звонкие и глухие согласные в конце слова |
|
|
51 | Повторение. Правописание звонких и глухих согласных |
|
|
52 | Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) подобных слов |
|
|
53 | Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов |
|
|
54 | Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов |
|
|
55 | Диктант |
|
|
56 | Работа над ошибками. Ударение |
|
|
57 | Ударение |
|
|
58 | Ударные и безударные гласные |
|
|
59 | Ударные и безударные гласные |
|
|
60 | Различие в произношении ударных и безударных гласных |
|
|
61 | Различие в произношении ударных и безударных гласных |
|
|
62 | Правописание безударных гласных путём изменения формы слова (вода - воды) |
|
|
63 | Диктант. |
|
|
64 | Работа над ошибками. |
|
|
65 | Правописание безударных гласных путём изменения формы слова |
|
|
66 | Правописание безударных гласных путём изменения формы слова |
|
|
67 | Подбор по образцу родственных слов (вода - воды) |
|
|
68 | Подбор по образцу родственных слов (вода - воды) |
|
|
69 | Непроверяемые гласные |
|
|
70 | Диктант |
|
|
71 | Работа над ошибками |
|
|
72 | Непроверяемые гласные |
|
|
73 | Непроверяемые гласные |
|
|
74 | Непроверяемые гласные |
|
|
75 | Тренировочные упражнения |
|
|
76 | Тренировочные упражнения |
|
|
77 | Тренировочные упражнения |
|
|
78 | Словарный диктант |
|
|
79 | Ударение (повторение) |
|
|
80 | Ударные и безударные гласные (повторение) |
|
|
81 | Ударные и безударные гласные |
|
|
82 | Непроверяемые гласные (повторение) |
|
|
83 | Ударные и безударные гласные (повторение) |
|
|
84 | Непроверяемые гласные (повторение) |
|
|
85 | Названия предметов |
|
|
86 | Словарный диктант |
|
|
87 | Различение основных категорий слов в тексте по вопросам |
|
| |||
88 | Правильное употребление друг с другом слов |
|
| |||
89 | Слова – названия признаков предмета |
|
| |||
90 | Название и выделение в предложениях слов, обозначающих признак предмета |
|
| |||
91 | Название и выделение в предложениях слов, обозначающих признак предмета |
|
| |||
92 | Название действий |
|
| |||
93 | Название действий |
|
| |||
94 | Различение основных категорий слов по вопросам | |
|
| ||
95 | Правильное употребление их в связи друг с другом | |
|
| ||
96 | Правильно отнесение признаков обозначающих предмет | предмета | к | словам, |
|
|
97 | Правильно отнесение признаков обозначающих предмет | предмета | к | словам, |
|
|
98 | Тренировочные упражнения | | | |
|
|
99 | Правильно отнесение признаков обозначающих предмет | предмета | к | словам, |
|
|
100 | Правильно отнесение признаков обозначающих предмет | предмета | к | словам, |
|
|
101 | Правильно отнесение признаков обозначающих предмет | предмета | к | словам, |
|
|
102 | Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. |
|
| |||
103 | Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. |
|
| |||
104 | Большая буква в именах собственных |
|
| |||
105 | Большая буква в именах собственных |
|
| |||
106 | Предлоги |
|
| |||
107 | Раздельное написание предлогов с другими словами |
|
| |||
108 | Диктант |
|
| |||
109 | Работа над ошибками |
|
| |||
110 | Повторение изученного материала |
|
| |||
111 | Родственные слова |
|
| |||
112 | Родственные слова |
|
| |||
113 | Умение выделять общую часть в родственных словах |
|
| |||
114 | Умение выделять общую часть в родственных словах |
|
| |||
115 | Произношение и написание корня в родственных словах |
|
| |||
116 | Произношение и написание корня в родственных словах |
|
| |||
117 | «Опасные» гласные в родственных словах |
|
| |||
118 | «Опасные» гласные в родственных словах |
|
| |||
119 | Тренировочные упражнения |
|
| |||
120 | Тренировочные упражнения |
|
| |||
121 | Словарный диктант |
|
| |||
122 | Предложение. Знаки препинания. |
|
| |||
123 | Предложение. Знаки препинания. |
|
| |||
124 | Диктант. |
|
| |||
125 | Работа над ошибками. Предложение, как единица речи |
|
| |||
126 | Предложение, как единица речи |
|
| |||
127 | Выделение из текста предложений на заданную тему. |
|
| |||
128 | Выделение из текста предложений на заданную тему. |
|
| |||
129 | Прописная буква в начале предложения. |
|
| |||
130 | Прописная буква в начале предложения. |
|
| |||
131 | Самостоятельная работа. |
|
| |||
132 | Составление предложений по вопросам. |
|
| |||
133 | Составление предложений по вопросам. |
|
| |||
134 | Составление предложений на заданную тему. |
|
| |||
135-136 | Повторение изученного материала |
|
| |||
137-138 | Повторение изученного материала |
|
| |||
139 | Повторение изученного материала |
|
|