Рабочая программа учебного предмета «Профессионально-трудовое обучение. Швейное дело» (8–9 классы)
Рабочая программа
учебного предмета «Профессионально-трудовое обучение. Швейное дело»
8-9 класс
адаптированная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант 1)
Составитель: Андреева О.М.,
учитель технологии
|
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению составлена на основе требований к освоению планируемых результатов адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) МКОУ СОШ №2 п.Жигалово.
Цель курса:
Повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Задачи курса:
1) Обеспечить обучающимся более успешную социальную адаптацию в самостоятельной жизни.
2) Подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору.
3) Развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;
4) Воспитание трудолюбия, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
5) Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие художественного вкуса, чувства меры и гармонии в одежде.
Общая характеристика учебного предмета
В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа. В 6—8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы в 7, 8 классах достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях «практическое повторение» школьникам предлагают заказы базового предприятия. Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской легкой одежды, но и по пошиву другой продукции, что дает возможность школе учитывать потребности своего базового предприятия и вносить соответствующие изменения в программу 9 класса.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Швейное дело» в 7,8, классах рассчитан на 272 часа в год, занятия проводятся 8 часов в неделю. В 9 классе курс рассчитан на 340 часов в год, занятия проводятся 10 часов в неделю
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов; знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);
чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
организация (под руководством учителя) совместной работы в группе; осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы; знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Формирование базовых учебных действий
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета
8 класс
Вводный урок (2ч)
Знать: - Цель и задачи изучения предмета «Технология. Швейное дело». - Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских - Правила безопасной работы. - Профессия швеи-мотористки. Уметь: - применять правила безопасной работы на практике.
Вышивание гладью (8 ч)
Знать:
- Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь).
- Инструменты и приспособления для вышивки.
- Способы перевода рисунка на ткань.
Уметь:
- Вышивать гладью. Переводить рисунок на ткань.
Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой (14 ч)
Знать:
- Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка.
- Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов.
- Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки).
- Правила раскладки выкройки на ткани.
Уметь:
- Рассчитывать расход ткани на блузку.
- Строить чертеж основы блузки.
- изготавливать выкройки.
- выполнять перенос нагрудной вытачки.
- Раскладывать выкройки на ткани и раскраивать с припуском на швы.
Соединение основных деталей плечевого изделия (20 ч)
Знать:
- свойства тканей из натурального и искусственного шелка (прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость);
- способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава.
- виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения (двойной строчкой, швом вподгибку с закрытым срезом, притачным поясом).
Уметь:
- Распознавать шелковые ткани.
- Сметывать изделие на примерку, осуществлять примерку, устранять дефекты после примерки.
- Вносить изменения в выкройку.
- Раскраивать и обрабатывать срезы косой обтачкой.
- Утюжить и складывать блузку по стандарту.
Самостоятельная работа ( 2 ч)
Знать:
- технологическую последовательность выполнения окантовочного шва.
Уметь:
- Обрабатывать срез окантовочным швом и косой обтачкой. (Выполняется по готовому крою на образце.)
Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой (12 ч)
Знать:
- Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов.
- Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом).
- Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.
Уметь:
- Использовать выкройки блузки для изготовления выкройки платья.
- Моделировать вырез горловины в платье без воротника (выполняется в альбоме в масштабе 1: 4).
- Снимать мерки длины изделия.
- Изменять выкройки основы блузки.
- Подготавливать выкройку платья к раскрою.
- Раскладывать выкройки на ткани и раскраивать.
Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины (26 ч)
Знать:
- Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания.
- Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная).
- Способы раскроя подкройной обтачки. Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.
Уметь:
- Сметывать детали, осуществлять примерку платья, устранять дефекты после примерки.
- Обрабатывать вытачки, стачивать плечевые срезы.
- Изготавливать выкройки и раскраивать подкройные обтачки.
- обрабатывать срез горловины подкройной обтачкой.
- обрабатывать оборкой или швом вподгибку с закрытым срезом пройм (или низа цельнокроеного рукава) и нижнего среза.
- Утюжить и складывать изделие.
Ремонт одежды (8 ч)
Знать:
- Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа).
Уметь:
- Определять способ ремонта, осуществлять подбор ткани, ниток для заплаты, подготавливать заплату.
- Соединять заплату с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка.
- Использовать зигзагообразную строчку и петельные стежки для наложения заплаты в виде аппликации.
Практическое повторение (8 ч)
Знать:
- последовательность пошива постельного белья.
Уметь:
- выполнять пошив постельного белья.
- осуществлять контроль качества.
Самостоятельная работа (10 ч)
Знать:
- способы и технологическую последовательность обработки горловины.
Уметь:
- обрабатывать выреза горловины разной формы (каре, круглый, углом, с застежкой посередине).
Отделка легкой одежды (20 ч)
Знать:
- Виды отделки легкой одежды.
- Различия между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей.
- технику выполнения мережки столбиком, пучками.
Уметь:
- Раскраивать рюши, воланы.
- Обрабатывать срезы отделочных деталей швом вподгибку вручную и на машине зигзагообразной строчкой.
- Соединять отделочные детали с изделием: притачивание, втачивание, настрачивание рюшей.
- Выполнять мережку.
Построение чертежа основы платья (8 ч)
Знать:
- Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон, лавсан, нитрон).
- Получение пряжи из синтетических волокон и нитей.
- Мерки для платья, правила их снятия. Детали платья. Названия контурных срезов выкройки.
Уметь:
- Распознавать синтетические ткани.
- Определять волокна капрона, лавсана, нейлона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения.
- конструировать чертеж основы платья.
Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке (20 ч)
Знать:
- Основные свойства тканей с примесью лавсана и капроновых (стойкость к износу, малая гигроскопичность, легкая воспламеняемость).
- Мерки и расчеты для построения чертежей прямого длинного рукава и воротника на стойке.
- Фасоны воротников.
- Название срезов выкройки и кроя.
- Виды обработки низа короткого рукава. Обработку воротника.
Уметь:
- Снимать мерки и выполнять расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава.
- выполнять построение чертежей рукава и воротника на стойке.
- выполнять раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках к рукаву.
- раскраивать и обрабатывать воротник.
Обработка деталей с кокетками (10 ч)
Знать:
- Кокетка: виды, соединение с деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего среза.
- Отделка.
Уметь:
- выполнять моделирование кокеток.
- выполнять обработку притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом.
- выполнять обработку накладных кокеток с прямым и овальным срезом.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху (8 ч)
Знать:
- Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание.
- способы изменения выкройки основы платья.
Уметь:
- выполнять раскладку выкройки на ткани, раскрой с припусками на обработку.
Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой (34 ч)
Знать:
- Приспособления к бытовым швейным машинам: линейка для стачивания деталей и прокладывания отделочных строчек; лапки с направляющим бортиком для выполнения
накладного и настрочного шва и для отделочных строчек на разные расстояния от края деталей.
Уметь:
- Устанавливать приспособления к швейной машине.
- выполнять сметывание, примерку, возможные исправления, стачивание деталей.
- Обрабатывать низ застежки блузки, воротник, рукава.
- выполнять соединение воротника с горловиной, рукава с проймой.
- выполнять утюжку, складывание по стандарту изделия.
Самостоятельная работа (2ч)
Знать:
- технологическую последовательность выполнения обработки низа рукава окантовочным швом.
Уметь:
- выполнять обработку низа короткого рукава окантовочным швом.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата (14 ч)
Знать:
- Общее представление о получении нетканых материалов.
- Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива.
- Особенности изготовления выкройки халата на основе платья.
- Виды манжет. Подборт: виды и назначение.
Уметь:
- выполнять изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты.
- выполнять раскладку выкройки на ткани с учетом рисунка и припусков на швы, раскраивать детали изделия.
Обработка бортов подбортами в легком женском платье (40 ч)
Знать:
- Челночный стежок: строение, назначение, выполнение.
- Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка.
- Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление.
- Способы соединения манжеты с длинным рукавом.
Уметь:
- Регулировать швейную машину.
- выполнять соединение манжеты с длинным рукавом.
- выполнять сметывание и примерку халата, исправлять обнаруженные дефекты.
- выполнять обработку вытачек, боковых и плечевых срезов, подборта.
Массовое производство швейных изделий (6 ч)
Знать:
- Различия между массовым и индивидуальным пошивом.
- принципы пооперационного разделения труда при массовом изготовлении швейных изделий.
- Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда.
Содержание учебного предмета
9 класс
Знать: - Цель и задачи изучения предмета «Технология. Швейное дело». - Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских - Правила безопасной работы. - Профессия швеи-мотористки. Уметь: - применять правила безопасной работы на практике.
Особенности обработки изделий из синтетических тканей (5 ч)
Знать:
- Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей: блузочная, плательная, плащевая. Свойства тканей из синтетических волокон и учет при пошиве изделий;
- Особенности влажно- тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.
Уметь:
- Определять синтетические ткани по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер (14 ч)
Знать:
- Фасоны отрезного платья. Ткани для пошива платья. Детали платья, отрезного по линии талии и по линии бедер. Названия контурных срезов Уметь:
- Рассчитывать расход ткани на платье.
- Выполнять моделирование изделия.
- изготавливать выкройки.
- Раскладывать выкройки на ткани и раскраивать с припуском на швы.
Соединение лифа с юбкой (32 ч)
Знать:
- Способы соединения лифа с юбкой;
- Технологическую последовательность обработки деталей.
Уметь:
- Составлять план пошива платья выбранного фасона по техническому рисунку
- Сметывать изделие на примерку, осуществлять примерку, устранять дефекты после примерки.
- Выполнять подкрой деталей, обрабатывать детали, осуществлять пошив изделия.
- Утюжить и складывать изделие по стандарту.
Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике (4 ч.)
Знать:
- Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение.
- Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена. Требования к влажно- тепловой обработке
- Организацию рабочего места при влажно-тепловой обработке изделий. Правила безопасной работы при влажно-тепловой обработке изделия
Уметь:
- применять знания на практике
- соблюдать технику безопасности.
Трудовое законодательство (4 ч.)
Знать:
- Основные права и обязанности рабочих и служащих
- Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы.
- Рабочее время и время отдыха. Заработная плата
- Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.
Практическое повторение (10 ч)
Знать:
- последовательность пошива постельного белья.
Уметь:
- выполнять пошив постельного белья.
- осуществлять контроль качества.
Самостоятельная работа (4 ч)
Знать:
- последовательность пошива постельного белья.
Уметь:
- выполнять пошив постельного белья.
- осуществлять контроль качества.
Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину (10 ч)
Знать:
- Виды готовых выкроек, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе;
- Способы подгонки выкройки на свой размер (уменьшение, увеличение).
Уметь:
- выполнять упражнения по переводу выкроек.
- подгонять выкройки на свой размер;
- осуществлять контроль качества.
Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды (31ч)
Знать:
- Способы перевода выкройки в натуральную величину.
- Правила подготовки ткани к раскрою.
Уметь:
- осуществлять подбор ткани, ниток, фурнитуры
- выполнять упражнения по переводу выкроек в натуральную величину.
- выполнять раскладку выкроек на ткани, раскраивать изделие по готовой выкройке.
Оборудование швейного цеха (10 ч)
Знать:
- Универсальные промышленные машины: модели 97-класса, 1022-го класса, «Текстима» и др., скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Правила безопасной работы на универсальных промышленных швейных машинах
- Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва)
- Специальные швейные машины: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов
- Швейные машины- автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.
Уметь:
- применять приспособления к швейным машинам на практике.
Самостоятельная работа (4 ч)
Знать:
- Последовательность пошива фартука закругленной формы
Уметь:
- работать на швейной машине;
- уметь применять приспособления к швейной машине в процессе работы.
Организация труда и производства на швейной фабрике (7 ч)
Знать:
- Виды производства одежды. Специализацию предприятий.
- Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности: разработка модели, изготовление лекал; подготовка ткани к раскрою; раскрой; пошив изделия и его окончательная отделка
- Отличия массового пошива от индивидуального.
- Основные рабочие профессии швейного производства
- Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи. Разряды по существующей тарифной сетке
- принципы пооперационного разделения труда при массовом изготовлении швейных изделий.
- Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда.
Правила безопасной работы на швейной фабрике (4 ч)
Знать:
- Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном цехе, на рабочем месте швеи, в других цехах
- Основы электробезопасности
- Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.
Технология пошива простейших изделий. выпускаемых на швейной фабрике (25 ч)
Знать:
- Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткани, используемые для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства
- Виды швов, используемых при пошиве изделий. Технологическую последовательность выполнения швов. Требования к качеству выполняемого шва.
Уметь:
- Выполнять образцы швов (стачного, двойного, запошивочного, накладного и др.)
- проводить оценку качества готовых изделий.
Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве (26 ч)
Знать:
- Работу подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления
- Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья
- Технические требования к качеству цельнокроеного платья.
Уметь:
- осуществлять раскрой по готовым выкройкам.
- осуществлять пошив изделия.
Практическое повторение (34 ч )
Знать:
- Последовательность изготовления изделия по производственной технологии
- Способы перевода контурных линий, обработки вытачек.
- Способы обработки нижнего среза халата.
Уметь:
- Сметывать вытачки, плечевые и боковые срезы платья.
- осуществлять примерку изделия, пошив изделия соблюдая технологическую последовательность.
- Современный способ обработки низа поясного изделия.
Самостоятельная работа (4 ч )
Знать:
- последовательность пошива постельного белья.
Уметь:
- выполнять пошив постельного белья.
Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии (9 ч)
Знать:
- свойства новых тканей (прорубаемость, сминаемость, растяжимость и т.д)
- технологические свойства нетканых материалов
Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды (26 ч)
Знать:
- Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства
- Производственный способ обработки застежки. Машины и приспособления для обработки застежки.
Уметь:
- выполнять обработку застежки, низа изделия производственным способом
- осуществлять пошив поясного изделия
Практическое повторение ( 75 ч)
Знать:
- технологическую последовательность обработки карманов, рукавов, воротника, застежки и т.д.
Уметь:
- выполнять пошив по технологической карте.
- соблюдать технику безопасности.
- осуществлять контроль качества.
Тематическое содержание курса. 8 класс
Разделы и темы программы | Количество часов |
Вводный урок | 2 |
Вышивание гладью | 8 |
Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой | 14 |
Соединение основных деталей плечевого изделия | 20 |
Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой | 12 |
Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины | 26 |
Ремонт одежды | 8 |
Отделка легкой одежды | 20 |
Построение чертежа основы платья | 8 |
Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке | 20 |
Обработка деталей с кокетками | 10 |
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху | 8 |
Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой | 34 |
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата | 14 |
Обработка бортов подбортами в легком женском платье | 40 |
Массовое производство швейных изделий | 6 |
Самостоятельная работа | 14 |
Практическое повторение | 8 |
Итого: | 272 |
Тематическое содержание курса. 9 класс
Разделы и темы программы | Количество часов |
Вводный урок | 2 |
Особенности обработки изделий из синтетических тканей | 5 |
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер | 14 |
Соединение лифа с юбкой | 32 |
Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике | 4 |
Трудовое законодательство | 4 |
Практическое повторение | 10 |
Самостоятельная работа | 4 |
Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину | 10 |
Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды | 31 |
Оборудование швейного цеха | 10 |
Самостоятельная работа | 4 |
Организация труда и производства на швейной фабрике | 7 |
Правила безопасной работы на швейной фабрике | 4 |
Технология пошива простейших изделий. выпускаемых на швейной фабрике | 25 |
Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве | 26 |
Практическое повторение | 34 |
Самостоятельная работа | 4 |
Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии | 9 |
Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды | 26 |
Практическое повторение. | 75 |
Итого: | 340 |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1)кабинет для занятий;
2)специальные учебники;
3)возможность использования ноутбука из кабинета №6 с выходом в Интернет;
4)наборы для творчества: глина, пластилин, природный материал, цветная бумага, цветной картон, клей, нитки, ткань, древесный материал, проволока, металлоконтруктор.
5) коллекция «Хлопок», коллекция «Виды древесины», коллекция «Виды ткани», коллекция «Виды переплетений».
6) Таблицы по машиноведению, конструированию, моделированию, технике безопасности, технологии обработки швейных изделий. Дидактические материалы: инструкции, карточки с заданиями, таблицы, технологические карты.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Москва «Просвещение» 2017год).
3.Учебник Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина «Технология. Швейное дело». 8 класс для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида, М. : Просвещение, 2011
Учебник Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина «Технология. Швейное дело». 9 класс для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида, М. : Просвещение, 2011.