Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями речи (вариант 2), 5 класс.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» составлена:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013г. № 99-ФЗ, от23.07.2013г. №203-Ф3);
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
-приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
-примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015).
Цель – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- совершенствование умений социально-эмоционального взаимодействия в доступной форме,
- знакомство с разными ситуациями коммуникации для практики взаимодействия в кругу сверстников, знакомство с практикой использования альтернативных средств коммуникации, «чтение» пиктограмм, совершенствовать доступные умения и средства коммуникации в практике диалогической речи,
- расширение коммуникативных средств и речевых возможностей в доступной форме для социального взаимодействия со сверстниками,
- обогащение активного и пассивного словаря в целях коммуникации,
- выражение эмоционально- оценочного отношения к героям прослушанных художественных произведений с использованием речевых и неречевых средств общения.
- совершенствование ручной и мелкой моторики, формирование элементарных графических умений, использование пишущего предмета по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации, формирование умений читать слоги, слова и методом глобального чтения в контексте близких к опыту обучающегося ситуаций коммуникации,
- умение понимать смысл коротких текстов, читаемых взрослым, на основе прослушивания текстов, читаемых учителем и прослушивания аудиозаписей, подбора иллюстраций, пиктограмм, названий слов.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку. Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.
При обучении осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» представлен в предметной области «Язык и речевая практика» в 5 классе по 2 часа в неделю. Рабочая программа предмета «Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана на 34 учебные недели в соответствии с расписанием и составляет 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования- введения обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения РП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определённые рабочей программой планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающегося, воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению учебного предмета.
Личностные результаты:
Осознание себя (в ситуации «здесь» и «сейчас», в пространстве) своей принадлежности к определённому полу, как «Я».
Социально- эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме. Владение правилами поведения в учебной ситуации.
Уважительное отношение к окружающим взрослым, детям.
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
Выражать своё эмоциональное состояние, настроение.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты освоения АООП планируются с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов и заносятся в СИПР.
Предметные результаты
Результаты освоения учебного предмета устная речь могут включать следующие умения:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения- вербальными и невербальными.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры, др.).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.
Чтение и письмо
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Программно – методический материал представлен следующими уровнями:
-«Коммуникация». Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово).
-«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации». Раздел включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Экспрессивная речь с использованием средств невербальной коммуникации используется посредством напечатанного текста, использования графического изображения.
-«Чтение и письмо». Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности |
Раздел «Коммуникация» | ||
| Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом. Речевая ситуация «Давайте познакомимся». | Создание условий для использования в речевой деятельности слов приветствия. Моделирование ситуаций знакомства. Закрепление употребления слова приветствия в нужной ситуации. Учить проговаривать слова с учителем. Повторять за учителем слова, обозначающие приветствие: «привет», «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «разрешите с вами познакомиться». Участвовать в диалоге. |
| «Наша школа». Игры и упражнения на формирование речевого дыхания. | Ознакомление учащихся с правилами поведения во время урока и на перемене. Учить проговаривать слова с учителем. Повторять за учителем слова, обозначающие приветствие: «привет», «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «разрешите с вами познакомиться». Участвовать в диалоге. Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом. Фразовый конструктор. |
Раздел «Чтение и письмо». | ||
| Н. Сладков «Осенние подарки» Повторение пройденного материала. Урок-путешествие. Повторение изученных букв. Письмо слогов и слов. | Проговаривать за учителем незнакомые слова. Отвечать на вопросы. Работа с картинками. Называть предметы. Определять и называть героев рассказа. С помощью учителя оценивать их поступки. Делать зарисовки, находить соответствующие картинки. С помощью учителя передает содержание текста. Письмо слогов и слов. |
| М. Тувим «Овощи». Воспроизведение по предметным картинкам. Повторение изученных букв. Письмо слогов и слов. | Проговаривать за учителем незнакомые слова. Отвечать на вопросы. Работа с картинками. Называть предметы. Определять и называть героев рассказа. С помощью учителя оценивать их поступки. Делать зарисовки. С помощью учителя передает содержание текста. Фразовый конструктор. Письмо слогов и слов. |
| Истории об осени. Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок об осени. Повторение изученных букв. Письмо слогов и слов. | Подражать действиям учителя. Составлять с учителем слова из слогов. Слушать и воспроизводить короткие предложения. Передавать настроение с помощью коротких звуков. Фразовый конструктор. Письмо слогов и слов. |
| Составление слов из слогов. Составление коротких предложений с использованием карточек. Повторение изученных букв. Письмо слогов и слов. | Стимулирование учащихся к составлению двухсловных предложений в виде сообщений от собственного имени («Я...», «Мы...»), второго лица («Ты...», «Вы...»), от третьего лица («Он...», «Они...»), при этом наличие адресата обязательно. Использование для этого «графических подсказок», символических изображений и других наглядных опор. Письмо слогов и слов. |
| Слушание небольших текстов. Чтение диалогов. Повторение изученного. | Слушает чтение учителя. Интонирует предложения. Считает количество слов. Отвечает на вопросы по картинкам. Составление коротких предложений. Фразовый конструктор. Письмо слогов и слов. |
Раздел « Коммуникация» | ||
| Слушание небольших текстов. Составление коротких предложений. | Слушает чтение учителя. Интонирует предложения. Составляет предложений. Считает количество слов. Отвечает на вопросы. |
| Обращение с просьбой о помощи. Составление коротких предложений. Инсценировка сказки «Курочка Ряба» | Слушает чтение сказки. Выражает жестами, словами, мимикой свои чувства. Употребляет в обращении о помощи жесты, мимику. Называет слова» Спасибо», «Пожалуйста». Участвует в диалоге. Читает отрывки из сказки «Курочка Ряба». Участвует с учителем в инсценировке сказки. Передает характер героев. |
| Обращение с просьбой о помощи. Инсценировка сказки «Курочка Ряба» | Слушает чтение сказки. Выражает жестами, словами, мимикой свои чувства. Употребляет в обращении о помощи жесты, мимику. Называет слова» Спасибо», «Пожалуйста». Участвует в диалоге. Читает отрывки из сказки «Курочка Ряба». Участвует в инсценировке сказки. Эмоционально передает характер героев. |
Раздел «Чтение и письмо». | ||
| Слова, обозначающие предметы на тему сад, огород. Определение картинок с изображениями овощей и фруктов. Буква З,3. Письмо, чтение слогов с буквой з. | Слушает учителя, составляет слова из букв. Сопоставляет слова и предметы. Составляет предложения. Раскрашивает картинки. Фразовый конструктор. Чтение, письмо слов с изученной буквой. |
| Слова, обозначающие предметы на тему сад, огород. Определение тактильных картинок с изображениями овощей и фруктов. Буква Й,й. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. | Слушает учителя, составляет слова из букв. Сопоставляет слова и предметы. Составляет предложения. Раскрашивает картинки. Фразовый конструктор. Чтение, письмо слов с изученной буквой. |
| Составление рассказа по серии картинок «Откуда хлеб пришёл?». Буква Г,г. Чтение слогов с изученной буквой. Отработка навыков письма. | Рассматривание картинки. Называет знакомые предметы на картинках. Называет слова, сопоставляют слова и предметы. Составляет предложения. С помощью учителя составляет рассказ, принимает участие в диалоге о бережном отношении к хлебу. Чтение, письмо слов с изученной буквой. |
| Составление рассказа по серии картинок «Откуда хлеб пришёл?». Буква В.В. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. | Рассматривание картинки. Называет знакомые предметы на картинках. Называет слова, сопоставляют слова и предметы. Составляет предложения. С помощью учителя составляет рассказ. Фразовый конструктор. Чтение, письмо слов с изученной буквой. |
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» | ||
| Слова, обозначающие предметы: учебные принадлежности. | Рассматривает картинки. Сравнивает их со школьными принадлежностями, называет их. Составляет слова. Называет первый звук в словах. Участвует в игре «Каждой вещи свое место». Фразовый конструктор. |
| Слова, обозначающие предметы: учебные принадлежности. | Рассматривает картинки. Сравнивает их со школьными принадлежностями, называет их. Составляют слова. Называет первый звук в словах. Участвует в игре «Каждой вещи свое место». |
| Введение в речь доступных этикетных выражений. Чтение текстов с картинками. | Рассматривает картинки. Повторяет чистоговорку, выбирает нужную букву. Работает с загадками. Рисует отгадки. Фразовый конструктор. |
| Введение в речь доступных этикетных выражений. Чтение текстов с картинками. | Проговаривает слоги парами. Повторяет чистоговорку, выбирает нужную букву. Работает с загадками. Рисует отгадки. Фразовый конструктор. |
| Сказка «Три поросенка». Аудиопрослушивание произведения. | Понятие «главный персонаж». Развитие умения сравнивать главных героев.Звуковые загадки. Слушает текст. Отвечает на вопросы. Работа с картинным планом. |
| Аудиопрослушивание произведения «Медвежонок». Чтение текстов с картинками. | Слушает текст. Отвечает на вопросы. Работа с картинным планом. Звуковые загадки. Создание условий для исценирования сюжета сказки. Участие в диалогах. Обучение пересказу по картинному плану. Создание условий для формирования умения составлять рассказ по иллюстрации. |
Раздел «Чтение и письмо». | ||
| Разучивание коротких стихотворений на тему: «Приход зимы». Буква Б.б. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. | Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Читает с учителем стихотворения о зиме. Интонирует стихотворения. Заучивает 1-2 строки наизусть. Выражает свое отношение к изменению в природе. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. |
| Разучивание коротких стихотворений на тему: «Приход зимы». Буква Ж.ж. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. | Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Читает с учителем стихотворения о зиме. Интонирует стихотворения. Заучивает 1-2 строки наизусть. Выражает свое отношение к изменению в природе. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. |
| Составление сообщения по наблюдениям за сезонными изменениями: зима. Буква Е.е. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. | Наблюдает за сезонными изменениями в природе. Определяет с учителем признаки зимы. Описывает наблюдения. Работает с альбомом. Делает зарисовки. Работа с картинным планом. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. |
| Составление сообщения по наблюдениям за сезонными изменениями: зима. Чтение текстов с картинками. Буква Ь. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. | Наблюдает за сезонными изменениями в природе. Определяет с учителем признаки зимы. Описывает наблюдения. Работает с альбомом. Делает зарисовки. Работа с картинным планом. Фразовый конструктор. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. |
| Н. Калинина «Снежный колобок». Буква Я.я. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. | Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Знакомится с героем произведения. Называет зимние игры. Описывает действия детей в играх. Работа с картинным планом.Обучение пересказу по картинному плану. Создание условий для формирования умения составлять рассказ по иллюстрации. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. |
| Н. Калинина «Снежный колобок». Чтение текстов с картинками. Буква Ю,ю. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. | Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Знакомится с героем произведения. Называет зимние игры. Описывает действия детей в играх. Работа с картинным планом. Фразовый конструктор. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. |
| Составление рассказа по картинному плану «Зима. Зимние забавы». Буква Ё,ё. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. | Слушает учителя. Работает с рисунком. Отвечает на вопросы. Работа с картинным планом. Письмо, чтение слогов с изученной буквой. |
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» | ||
| Составление рассказа по картинному плану «Зима. Катание на горке». | Слушает учителя. Работает с рисунком. Отвечает на вопросы. Работа с картинным планом. |
| Составление рассказа по картинному плану «Зима. Игра в снежки». | Слушает учителя. Работает с рисунком. Отвечает на вопросы. Составляет предложения. Участвует в диалоге по описанию своих развлечений зимой. |
| Проверочная работа. Повторение разученных букв. | Применяет полученные знания на практике. |
| Прослушивание фильма: «Птицы зимой». Чтение текстов с картинками. | Слушает учителя. Прослушивает фильм про зимующих птиц. Отвечает на вопросы учителя. Сравнивает птиц по звучанию. Обводит по трафарету фигуры птиц, раскрашивает их. |
| Прослушивание фильма: «Животные зимой». Чтение текстов с картинками. | Слушает учителя. Прослушивает фильм про зимующих птиц. Отвечает на вопросы учителя. Сравнивает птиц по звучанию. Работа с картинным планом. |
| Прослушивание фильма: «Птицы зимой». Составление рассказа о зимующих птицах по серии картинок. | Слушает учителя. Прослушивает фильм про зимующих птиц. Отвечает на вопросы учителя. Составляет рассказ. Передает содержание. Работа с картинным планом. Фразовый конструктор. |
| К. Чуковский «Телефон». Моделирование телефонного разговора. | Правила ведения телефонного разговора. Моделирование телефонного разговора. Знакомство с основными важными номерами телефонов. Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Описывает главных героев. Работа с картинным планом. |
| Русская народная сказка «Снегурочка». Чтение текстов с картинками. | Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Описывает главных героев. Вступает в диалог. Работа с картинным планом. Фразовый конструктор. |
| Русская народная сказка «Снегурочка». Чтение диалогов. | Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Описывает главных героев. Вступает в диалог. Оценивает поведение героев и их поступки. |
| Любимые истории «Под грибом». Чтение текстов с картинками. | Слушает учителя. Работа с картинным планом. Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащегося навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений. Фразовый конструктор. |
| Любимые истории «Кто сказал мяу». Чтение текстов с картинками. | Разыгрывание совместно с учащимися ситуаций по сказкам, коротким рассказам, стихотворениям с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра. Фразовый конструктор. |
| Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. | Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание персонажей сюжета, умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, карточки, символы, игрушки, иллюстрации). |
| Выражение согласия и несогласия звуком, словом, жестом, мимикой. Чтение диалогов. | Слушает учителя. Участвует в диалоге с учителем. Выражает согласие и несогласие (по просьбе учителя) словом, мимикой, жестами. Инсценирует с учителем ситуацию «В библиотеке». |
| Выражение согласия и несогласия звуком, словом, жестом, мимикой. Чтение диалогов. | Слушает учителя. Участвует в диалоге с учителем. Выражает согласие и несогласие (по просьбе учителя) словом, мимикой, жестами. Инсценирует с учителем ситуацию «В библиотеке». Фразовый конструктор. |
Раздел « Коммуникация. | ||
| Слова, отвечающие на вопросы «Кто это?», «Что это?». Прописная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных Коммуникативное взаимодействие. | Слушает учителя. Проговаривает слова, обозначающие предметы вместе с учителем. Называет предметы живые и неживые. Составляет предложения из двух слов с опорой на рисунки. Называет клички животных. Фразовый конструктор. |
| Слова, отвечающие на вопросы «Кто это?», «Что это?». Прописная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных Коммуникативное взаимодействие. | Слушает учителя. Проговаривает слова, обозначающие предметы вместе с учителем. Называет предметы живые и неживые. Составляет предложения из двух слов с опорой на рисунки. Называет клички животных. Фразовый конструктор. |
| Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния Коммуникативное взаимодействие. | Слушает чтение учителя. Участвует в диалоге, учитывая состояние собеседника, использует слова –приглашение в гости, поведение в гостях). Использует полученные знания в разговоре с учителем. Характеризует собеседника. |
| Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Чтение диалогов. Коммуникативное взаимодействие. | Слушает чтение учителя. Участвует в диалоге, учитывая состояние собеседника, использует слова –приглашение в гости, поведение в гостях). Использует полученные знания в разговоре с учителем. Характеризует собеседника. Фразовый конструктор. |
| Слова, обозначающие свойства предметов Коммуникативное взаимодействие. | Слушает учителя. Называет предметы. Определяет свойства по размеру, форме, цвету по вопросам. Составляет словосочетания. Составляет с ними предложения. Участвует в диалоге. Сравнивает предметы по карточкам. |
| Слова, обозначающие свойства предметов Коммуникативное взаимодействие. | Слушает учителя. Называет предметы. Определяет свойства по размеру, форме, цвету по вопросам. Составляет словосочетания. Составляет с ними предложения. Участвует в диалоге. Сравнивает предметы по карточкам. Фразовый конструктор. |
| Слова, обозначающие свойства предметов Коммуникативное взаимодействие. | Слушает учителя. Называет предметы. Определяет свойства по размеру, форме, цвету по вопросам. Составляет словосочетания. Составляет с ними предложения. Участвует в диалоге. Сравнивает предметы по карточкам. Фразовый конструктор. |
Раздел «Чтение и письмо». | ||
| Сказка «Рукавичка». Чтение отрывков. Буква Ч.ч. Чтение и письмо слов с изученной буквой. | Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Выборочно пересказывает. Определяет количество героев сказки. Составляет с учителем характеристики героев. Участвует в инсценировке сказки. Чтение и письмо слов с изученной буквой. |
| Сказка «Рукавичка». Чтение диалогов. Буква Э, э. Чтение и письмо слов с изученной буквой. | Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Выборочно пересказывает. Определяет количество героев сказки. Составляет с учителем характеристики героев. Участвует в инсценировке сказки. Чтение и письмо слов с изученной буквой. |
| Сказка «Рукавичка». Выборочный пересказ по картинному плану. Буква Ц.ц. Чтение и письмо слов с изученной буквой. | Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Выборочно пересказывает. Определяет количество героев сказки. Составляет с учителем характеристики героев. Участвует в инсценировке сказки. Чтение и письмо слов с изученной буквой. |
| Слова, обозначающие количество предметов. Игра «Мир профессий». Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. Повторение изученных букв. | Слушает учителя. Рассматривает картинки. Определяет количество предметов на картинках. Проговаривает с учителем слова, называющие профессии, определяет, кто что делает и какой инструмент использует в работе. Фразовый конструктор. Чтение и письмо слов с изученной буквой. |
| Слова, обозначающие количество предметов. Игра «Мир профессий». Повторение изученных букв. Чтение слогов и слов. | Слушает учителя. Рассматривает картинки. Определяет количество предметов на картинках. Проговаривает с учителем слова, называющие профессии, определяет, кто что делает и какой инструмент использует в работе. Повторение изученных букв. Чтение слогов и слов. |
| Слова, обозначающие действия предметов. Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. Повторение изученных букв. Чтение слогов и слов. | Слушает учителя. На картинках называет действия предметов. Показывает действия. Описывают действия. Составляет предложения. Фразовый конструктор. Повторение изученных букв. Чтение слогов и слов. |
| Слова, обозначающие действия предметов. Повторение изученных букв. Чтение слогов и слов. | Слушает учителя. На картинках называет действия предметов. Показывает действия. Описывают действия. Составляет предложения. Фразовый конструктор. Повторение изученных букв. Чтение слогов и слов. |
| Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. Повторение изученных букв. Чтение слогов и слов. | Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Работает с рисунком . Передает голосом настроение героев. Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание персонажей сюжета, умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, карточки, символы, игрушки, иллюстрации). Повторение изученных букв. Чтение слогов и слов. |
| Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. Повторение изученных букв. Чтение слогов и слов. | Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Работает с рисунком. Передает голосом настроение героев. Работа с картинным планом. Фразовый конструктор. Повторение изученных букв. Чтение слогов и слов. |
| Прослушивание стихотворений о весне. Буква Ф, ф. Списывание слов. Чтение слогов и слов. | Слушает чтение учителя. Прослушивает аудиозаписи «Звуки весны». Отвечает на вопросы. Заучивает четыре строки с голоса учителя. Запоминает слова «весна», «апрель», «капель», «ручей». Списывание слов. Чтение слогов и слов. |
| Стихи о весне. Списывание слов. Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. Буква Щ,щ. Списывание слов. Чтение слогов и слов. | Слушает чтение учителя. Прослушивает аудиозаписи «Звуки весны». Отвечает на вопросы. Заучивает четыре строки с голоса учителя. Запоминает слова «весна», «апрель», «капель», «ручей». Фразовый конструктор. Списывание слов. Чтение слогов и слов. |
| Слова, обозначающие места расположения субъектов. Игра «Найди место предмета». Буква Ъ. Списывание слов. Чтение слогов и слов. | Слушает учителя. Понимает слова, обозначающие места расположения субъектов. Называет предметы. Раскладывает предметы по инструкции учителя. Употребляет слова в обиходной речи. Списывание слов. Чтение слогов и слов. |
Раздел « Коммуникация. | ||
| Слова, обозначающие места расположения субъектов. Игра «Найди место предмета» | Слушает учителя. Понимает слова, обозначающие места расположения субъектов. Называет предметы. Раскладывает предметы по инструкции учителя. Употребляет слова в обиходной речи. Беседует с учителем о порядке предметов на рабочем столе. Наводит порядок на парте. Фразовый конструктор. |
| Русская народная сказка «Умей подождать!». | Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Задает вопросы. Работает с картинками. Описывает действия героев. Оценивает поведение героев. |
| Русская народная сказка «Умей подождать!». | Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Задает вопросы. Работает с картинками. Описывает действия героев. Оценивает поведение героев. |
| Чтение и пересказ по вопросам учителя. | Слушает чтение текста учителем. Отвечает на вопросы. Работает с планом. Описывает действия героев. Оценивает поведение героев. Фразовый конструктор. |
| Е.Благинина «Котёнок». Чтение и пересказ по вопросам учителя. | Слушает чтение текста учителем. Отвечает на вопросы. Работает с планом. Описывает действия героев. Оценивает поведение героев. |
| Транспорт на дорогах. Правила поведения на дорогах. | Слушает учителя. Рассматривает картинки. Называет виды транспорта. Участвует в диалоге о поведении на дорогах города. Рассказывает о безопасном переходе дороги домой и обратно. Фразовый конструктор. |
| Транспорт на дорогах. Правила поведения на дорогах. Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. | Слушает учителя. Рассматривает картинки. Называет виды транспорта. Участвует в диалоге о поведении на дорогах города. Рассказывает о безопасном переходе дороги домой и обратно. |
| Чтение произведений А.Барто «Вовка добрая душа". | Применяет полученные знания на практике. |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
«Речь и альтернативная коммуникация» включает:
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник:
-Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь, 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях – М.: Просвещение, 2022.
-Аксенова А. К.. Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 -4 классах вспомогательной школы. М., 1987.
Технические средства обучения:
– персональный ноутбук;
– принтер.
Учебно-практическое оборудование:
– касса букв и слогов;
– плакаты: «Правильная посадка на письме», «Лента букв»;
– образцы написания букв;
– раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
– наборы предметных и сюжетных картинок;
– карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
– слоговые таблицы;
– дидактические игры;
– мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
– конструктор.
Оборудование класса:
– ученические столы с комплектом стульев;
– стол учительский;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Приложение 1
КИМ
Задание 1. Понимание содержания текста.
Учитель читает сказку «Репка», затем просит показать главных героев на картинке.
Задание 2. Учитель читает небольшой отрывок сказки, обучающийся должен угадать сказку.
-Я читаю, ты его внимательно слушай и выбери ту картинку, которая подходит к рассказанному сюжету сказки.
(Колобок)
«И покатился по дороге — только Заяц его и видел! Катится Колобок, навстречу ему Волк».
(Репка)
«Тянут-потянут, вытянуть не могут».
(Теремок)
«— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
Задание 3. Прочитай слоги.
ША ЛА МА СА УА
УШ УС ОМ ЛО ХА
Задание 4. Составь слово из слогов. Запиши его:
ша, ка ___________________________
ка, лож __________________________
Задание 5. Соедини картинку со словом:
юла мяч шары
Задание 6. Прочитай. Напиши слова письменными буквами:
ветка_________________________________
молоко________________________________
дерево________________________________
Критерии оценки выполнения задания:
5 б - задание выполняет самостоятельно,
4 б - задание выполняет по инструкции (вербальной или невербальной),
3 б - выполняет задание по образцу,
2 б - задание выполняет с частичной физической помощью,
1 б - задание выполняет со значительной физической помощью,
0 б - задание не выполняет