Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» в 5 классе
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» в 5 классе рассчитана на 17 часов.
Рабочая программа курса «Родной русский язык» V класс составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основании Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального УМО по общему образованию, протокол от 31 января 2018 года № 2/18)
Учебник: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, И. П. Васильевых. Русский родной язык. 5 класс. Учебное пособие М.: Просвещение, 2018.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной русский язык»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, 6 культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение;
4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Коммуникативные УУД
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результатов:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
- участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
- создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
2. Содержание учебного предмета «Русский родной язык»
Раздел 1. Язык и культура (5 ч).
Русский язык - национальный язык русского народа. Язык как зеркало национальной культуры. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Крылатые слова и выражения. Русские пословицы и поговорки. Русские имена. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной культуры.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Национально-культурная специфика русской фразеологии.
Предметные результаты
Научатся: понимать и истолковать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; понимать особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.
Получат возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим сообщением; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать.
Метапредметный результат
Личностные: Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала. Формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, культуры России. Формирование проявления интереса к изучению темы. Формирование чувства личной ответственности за свое поведение на основе содержания текстов учебника.
Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста
Коммуникативные: Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Раздел 2. Культура речи (8 ч).
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Роль звукописи в художественном тексте. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов, антонимов, омонимов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения.
Речевой этикет. Правила речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. Современные формулы обращения к незнакомому человеку.
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета. Этика и речевой этикет.
Предметный результат
Научатся: понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; характеризовать лексику с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимать процессы заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавать старославянизмы, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; понимать причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определять значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определять различия между литературным языком и диалектами; осознавать изменения в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке.
Получат возможность научиться: понимать и истолковать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знать источники крылатых слов и выражений; правильно употреблять пословицы, поговороки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения; понимать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка; давать стилистическую характеристику старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие); соблюдать нормы русского речевого этикета; понимать национальную специфику русского речевого этикета; использовать словари, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях его строения.
Метапредметные результаты
Личностные: Формирование познавательного интереса к предмету исследования, устойчивой мотивации к обучению, исследовательской деятельности (анализу), коллективной и самостоятельной аналитической деятельности, творческой деятельности.
Познавательные: Объяснять языковые явления и, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, исследования изучаемых правил, исследования текста, частей речи, исследования при работе над сочинением, в ходе работы над ошибками.
Коммуникативные: Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Формировать навыки работы в группе. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.
Регулятивные: Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию-выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи. Формы речи.
Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст.
Функциональные разновидности языка. Особенности языка фольклорных текстов.
Эффективные приёмы чтения и слушания.
Предметный результат
Научатся: осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознанно расширять свою речевую практику, развивать культуру использования русского языка, способность оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие; соблюдать основные орфоэпические и акцентологические, лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка. Выделять главное в тексте, собирать материал, составлять план сочинения-описания, выявлять его композиционные и языковые особенности.
Получат возможность научиться: анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом её соответствия основными нормами литературного языка; соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка и правила речевого этикета; обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; стремиться к речевому самосовершенствованию.
Метапредметный результат
Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования словосочетания и предложения как единицы синтаксиса.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
3.Тематическое планирование уроков русского родного языка в 5 А классе
№ урока П/П | Название темы(раздела) | Кол-во час. | Параграф страница учебника | Дата | |
Язык и культура ( 5 ч) | |||||
1. | Русский язык - национальный язык русского народа. Краткая история русской письменности. | 1 | | 8.09 | |
2. | Крылатые слова и выражения. Русские пословицы и поговорки. Русские имена и старинные русские города, происхождение их названий. | 1 | | 15.09 | |
3. | Краткая история русского литературного языка. Диалекты как часть народной культуры. | 1 | | 22.09 | |
4. | Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. | 1 | | 25.09 | |
5. | Национально-культурная специфика русской фразеологии. | 1 | | 29.09 | |
Культура речи (8 ч) | |||||
6. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Роль звукописи в художественном тексте. | 1 | | 6.10 | |
7. | Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). | 1 | | 13.10 | |
8. | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 | | 20.10 | |
9. | Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов, антонимов, омонимов. | 1 | | 27.10 | |
10. | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода. | 1 | | 2 ч 10.11 | |
11. | Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения. | 1 | | 17.11 | |
12. | Речевой этикет. Обращение в русском речевом этикете. | 1 | | 24.11 | |
13. | Национальные особенности речевого этикета. Этика и речевой этикет. | 1 | | 1.12 | |
Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч) | |||||
14. | Виды речевой деятельности. Точность и логичность, выразительность, чистота и богатство речи. | 1 | | 8.12 | |
15. | Текст как единица языка и речи. Функциональные разновидности языка. Особенности языка фольклорных текстов. | 1 | | 15.12 | |
16. | Эффективные приёмы чтения и слушания. | 1 | | 22.12 | |
17. | Итоговая контрольная работа за год | 1 | | 29.12 |
9