Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (5 класс)
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе следующих документов: Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897; Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г. и авторской программы под редакцией Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т., Тростенцов Л.А.-М , 2012 г.
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией Ладыженской , 7-е издание, М.: Просвещение,2012год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «Русский язык»: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально- этических норм, принятых в обществе.
Цель данной программы обучения в области формирования знаний по русскому языку: формирование у учащихся 5 класса познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Задачи:
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании через поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора;
- овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умение формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования,
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты,
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств,
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности с учетом индивидуальных особенностей учащихся: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
- формирование интеллектуально и духовно развитой личности, готовой к самоопределению, самообразованию, социальной адаптации, продуктивному взаимодействию с людьми.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством общения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображении, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и саморазвития личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения.
Курс русского языка в 5 классе включает следующие разделы: «Язык. Речь. Общение», «Повторение изученного в начальных классах», «Текст», «Синтаксис. Пунктуация. Культура Речи», «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи», «Лексика. Культура речи», «Морфемика. Орфография. Культура речи», «Морфология. Орфография. Культура речи», «Повторение и систематизация изученного в 5 классе».
Раздел « Язык. Речь. Общение» раскрывает роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами, знакомит с компонентами речевой деятельности.
Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале года и в конце выделяются специальные часы. В материал повторения включаются вопросы из области фонетики, орфоэпии, морфемики, орфографии, синтаксиса и пунктуации.
В разделе «Морфология. Орфография . Культура речи» в 6 классе изучаются следующие части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение и глагол. Наряду с изучением грамматических признаков данных частей речи рассматриваются вопросы по формированию орфографической грамотности.
Материал расположен с учётом возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем проводится в два этапа. Например, темы разделов «Лексика», «Словообразование» даются в 5 и 6 классах.
В программе 5 класса также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи: речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи.
Содержание предмета «Русский язык» в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в 5 классе выделяется 175 часов (5ч в неделю, 35 учебных недель).
В календарно-тематическом планировании раздел «Повторение и систематизация изученного» сокращен на 5 часов.
С учётом всех изменений количество плановых уроков уменьшено до 170 часов
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
1. Руский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т., ТростенцовЛ.А.-М.: Просвещение, 2012г.
2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений.-М,: Просвещение, 2010.
С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие формы организации учебного процесса: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, в группах, а также используются нетрадиционные формы работы.
Промежуточная аттестация учащихся по русскому языку проводится в форме административной контрольной работы (диктант или тестирование) согласно приказу МБОУ «Парцинская СОШ».
Текущий контроль осуществляется в форме контрольного диктанта, контрольного изложения, контрольного сочинения, тестирования. (Приложение 1)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в 5 классе являются: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения русского языка в 5 классе являются: владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.), коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения русского языка в 5 классе являются: представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности при получении образовании, а также роли русского языка в процессе самообразования; владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями; способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; адекватное восприятие на слух текстов разных сталей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации); умение сравнивать речевые высказывании с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо: умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных жизненных ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Язык и общение (2+ 1)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч+3 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 ч +7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (29 ч + 6 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного (5+ 2 ч)
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение
Основная литература
для учителя:
Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку.
Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.
Концепция модернизации Российского образования.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Методическое письмо Департамента образования Белгородской области, Белгородского института развития образования «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы/ Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений,_ М.: Просвещение, 2011.
Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. , Тростенцова. Русский язык. Учебник для 5 класса в 2-х ч. – М., 2012.
Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. , Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов.
Тростенцова Л.А., Стрекевич М.М., Ладыженская Н.В. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс.
для учащихся:
Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. , Тростенцова. Русский язык. Учебник для 5 класса в 2-х ч. – М., 2012.
Дополнительная литература
для учителя:
Безденежных Н.В. Новые олимпиады по русскому языку/ Н.В. Безденежных.- Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г.А.Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Лингвисмтический тренажер).
Контрольно- измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В. Егорова. - М.: ВАКО, 2012.
Сергеева Е.М.. тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». – М.: Экзамен, 2011
Сычева Г.Н. Сборник диктантов для 5-9 классов. - Ростов н/Д: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2010.
Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка – М.: Вако, 2011Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 5 класса. – М.: ООО «Грамотей», 2010
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: «Планета», 2010.
для учащихся:
Александрова З.Е Словарь синонимов русского языка, М.: Русский язык, 1989
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г.А.Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Лингвистический тренажер).
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. Санкт-Петербург «Норинт», 2000.
5. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык: 6 класс/ Сост. Н.В. Егорова. - М.: ВАКО, 2012
6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка,М.: Просвещение, 1987
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка; под ред. Л.и. Скворцова.- М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС21 век», 2003
8. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М.: Цитадель-трейд, 2012
9. Тростенцова Л.А.. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс». В 2 ч./ М.: «Экзамен», 2013
10. Шанский.Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка.М.: Просвещение, 1971
11. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1994
Методические материалы в сети
1. Справочно-информационный портал «Русский язык». –Режим доступа http://www.gramota.ru
2. Издательский дом «Первое сентября».- Режим доступа http://www. rus.I september.ru/ urok
3. Информационно-коммуникативные технологии в образовании. – Режим доступа: http://www.ict.edu/ru
4. Культура письменной речи.- Режим доступа: http://www.gramma.ru
5. http://rusolimp.kopeisk.ru/
6. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru .
7. Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru
8. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
9. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
10. Мир слова русского http://www.rusword.org
11. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
12. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru
13. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
14. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru
15. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
16. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
17. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
17. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru
18. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи; пользоваться словообразовательными словарями
по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное) в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
Речь
аудирование и чтение:
-понимать информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владеть разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владеть умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- воспринимать на слух текстов разных сталей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- сравнивать речевые высказывании с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);
- излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии;
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела программы, тема |
Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) |
Ко-во ч |
Дата |
||||
План |
Факт |
|||||||
Язык и общение |
||||||||
1 |
Язык и человек |
Знакомство с учебником, работа с терминами, выполнение упражнений, творческая работа с учебником |
1 |
1.9 |
||||
2 |
Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке |
Знакомство с материалом учебника (с. 3-8), с памятками, выполнение упражнений, словарная работа, просмотр презентации |
1 |
2.9 |
||||
3 |
Р.р Стили речи |
Словарная работа, поиск информации с помощью компьютера, приобретение навыка формулирования запросов и опыта использования ПК; освоение базовых понятий лингвистики: ситуация речевого общения, стили речи; развитие способности участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; работа с невербальными средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения |
1 |
4.9 |
||||
Повторение изученного в начальных классах |
||||||||
4 |
Звуки и буквы |
Работа по учебнику, знакомство с новыми терминами, транскрибирование слов, самостоятельная работа |
1 |
5.9 |
||||
5 |
Орфограмма |
Работа по учебнику, знакомство с новыми терминами, выполнение упражнений; освоение базовых понятий лингвистики: орфограмма, морфема. |
1 |
7.9 |
||||
6 |
Правописание проверяемыхбезударных гласных в корне слова |
Извлечение информации из различных источников (учебник, компакт-диски учебного назначения), работа с учебником и орфографическим словарем; словарный диктант; выделение морфем; обозначение орфограммы |
1 |
8.9 |
||||
7 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова |
Работа с учебником и орфографическим словарем; словарный диктант; графическая работа с морфемами; обозначение орфограммы |
1 |
9.9 |
||||
8 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
Работа по учебнику, словарный диктант, проверочная тестовая работа, выполнение упражнений из учебника, работа со словарём |
1 |
11.9 |
||||
9 |
Буквы и, у, а после шипящих |
Выполнение упражнений на повторение и закрепление материала, словарная работа, творческая работа |
1 |
12.9 |
||||
10 |
Разделительные Ъ и Ь |
Работа по учебнику, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений, творческая работа |
1 |
14.9 |
||||
11 |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока, составление рассказа по рисунку |
1 |
15.9 |
||||
12 |
Р.р. 1 Текст. Обучающее изложение «Хитрый заяц». |
Работа по учебнику, работа с текстами, написание изложения от 3-го лица по данному плану |
1 |
16.9 |
||||
13 |
Анализ изложений. Части речи |
Работа по материалу учебника, составление таблицы, выполнение упражнений из учебника, словарная работа |
1 |
18.9 |
||||
14 |
Глагол |
Работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, работа по иллюстрациям, составление мини-текста в жанре сказки |
1 |
19.9 |
||||
15 |
-Тся и -ться в глаголах |
Работа по таблице, выполнение упражнений по теме урока, работа по тестам |
1 |
21.9 |
||||
16 |
Р.р. Тема текста. |
Работа по картине, словесное рисование, составление рабочего материала |
1 |
22.9 |
||||
17 |
Личные окончания глаголов |
Работа по таблице, выполнение упражнений по теме урока, работа по тестам |
1 |
23.9 |
||||
18 |
Имя существительное |
Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя существительное», выполнение упражнений на закрепление материала, |
1 |
25.9 |
||||
19 |
Имя прилагательное |
Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя прилагательное», выполнение упражнений на закрепление материала, |
1 |
26.9 |
||||
20 |
Р.р. Комплексный анализ текста по теме: «Повторение» |
Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя прилагательное», выполнение упражнений на закрепление, словарная работа |
1 |
27.9 |
||||
21 |
Местоимение |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, творческая работа (упр. 112) |
1 |
29.9 |
||||
22 |
Р.р Основная мысль текста «Летние радости». |
Работа по материалу учебника, анализ текстов, написание сочинения-миниатюры |
1 |
30.9 |
||||
23 |
Контрольный диктант №1(входящий) с грамматическим заданием по теме: «Повторение» |
Написание контрольного диктанта №1 |
1 |
2.10 |
||||
24 |
Работа над ошибками. Синтаксис. Пунктуация |
Знакомство с новыми понятиями, выполнение упражнений, составление предложений различной конструкции, |
1 |
3.10 |
||||
25 |
Словосочетание. |
Работа по таблице, практическая работа, проверочная работа, выполнение тестовых заданий |
1 |
5.10 |
||||
26 |
Разбор словосочетания |
Определение главных слов в словосочетании, составление схем словосочетаний |
1 |
6.10 |
||||
27 |
Предложение. Грамматическая основа. |
Работа по таблице, по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, тестовых заданий |
1 |
7.10 |
||||
28 |
Р.р. 6 Сжатое изложение (обучающее) «Гордость - это хорошо или плохо?» |
Реализация домашнего задания (краткий пересказ сказки), составление памятки для краткого изложения текста, работа над изложением |
1 |
9.10 |
||||
29 |
Виды предложения по цели высказывания |
Работа по таблице и материалу учебника, выполнение упражнений, составление предложений |
1 |
10.10 |
||||
30 |
Восклицательные предложения. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее |
Работа по таблице и по материалу учебника, разбор предложений и словосочетаний, выполнение упражнений |
1 |
12.10 |
||||
31 |
Сказуемое. Анализ сочинения |
Работа по таблице и по материалу учебника, разбор предложений и словосочетаний, выполнение упражнений и тестов |
1 |
13.10 |
||||
32 |
Работа по таблице и материалу учебника, выполнение упражнений и тестовых заданий |
1 |
14.10 |
|||||
33 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
Работа по материалу учебника и по таблице, составление памятки, выполнение упражнений, составление предложений по заданной схеме |
1 |
14.10 |
||||
34 |
Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, составление предложений по заданным схемам, словарная работа |
1 |
16.10 |
||||
35 |
Второстепенные члены предложения. Дополнение |
Реализация домашнего задания, работа по таблице, выполнение упражнений, разбор предложений |
1 |
17.10 |
||||
36 |
Определение |
Реализация домашнего задания, работа по таблице, выполнение упражнений, разбор предложений, творческая работа |
1 |
19.10 |
||||
37 |
Обстоятельство. Тест по теме: «Второстепенные члены предложения». |
Реализация домашнего задания, работа по таблице, выполнение упражнений, разбор предложений, конструирование предложений по заданным схемам |
1 |
21.10 |
||||
38 |
Р.р. Подготовка к контрольному сочинению № 1 «Памятный день» |
Работа по материалу учебника, составление памятки, творческая работа |
1 |
23.10 |
||||
39 |
Р.р. Написание контрольного сочинения «Памятный день» |
Написание сочинения |
1 |
24.10 |
||||
40 |
Предложения с однородными членами. |
Работа по таблице и по материалу учебника, выполнение упражнений, составление схем, словарная работа |
1 |
26.10 |
||||
41 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
Работа по таблице, по материалу учебника, выполнение упражнений, составление предложений по заданным схемам, проверочная работа |
1 |
27.10 |
||||
42 |
Предложения с обращениями |
Работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, конструирование предложений по данным схемам, творческая работа |
1 |
28.10 |
||||
43 |
Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис. Пунктуация» |
Контрольная работа |
1 |
30.10 |
||||
44 |
Работа над ошибками |
1 |
31.10 |
|||||
45 |
Простые и сложные предложения. |
Анализ предложений, работа по таблице и материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений |
1 |
10.11 |
||||
46 |
Синтаксический разбор простого предложения |
Составление памятки, синтаксический разбор предложения, выполнение упражнений, самостоятельная работа |
1 |
11.11 |
||||
47 |
Синтаксический разбор простого предложения |
1 |
13.11 |
|||||
48 |
Прямая речь. Знакомство с косвенной речью |
Работа по материалу учебника, по таблице, выполнение упражнений, конструирование предложений по схемам |
1 |
14.11 |
||||
49 |
Знаки препинания при прямой речи. Диалог. |
Выполнение тренировочных упражнений, работа с тестами, самостоятельная работа |
1 |
16.11 |
||||
50 |
Р.Р. Обучающее сочинение по картине Решетникова «Мальчишки» |
Работа с текстами, выполнение упражнений, творческая работа |
1 |
18.11 |
||||
51 |
Анализ сочинения. Речь письменная и устная, диалогическая. Этикет. |
Синтаксический разбор сложного предложения; анализ орфограмм и пунктограмм; работа с учебником и тестами |
1 |
20.11 |
||||
52 |
Проверочная работа «Пунктуация». Фонетика. Гласные звкуи. |
1 |
21.11 |
|||||
53 |
Согласные звуки. |
Словарная работа, работа по материалу учебника, выполнение упражнений, буквенно-звуковой анализ слов, практическая работа |
1 |
23.11 |
||||
57 |
Изменение звуков в потоке речи |
Знакомство с новыми понятиями, работа по материалу учебника, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений |
1 |
24.11 |
||||
58 |
Согласные твёрдые и мягкие |
Словарная работа, работа по материалу учебника, выполнение упражнений, буквенно-звуковой анализ слов, практическая работа |
1 |
25.11 |
||||
Позиционные чередования гласных и согласных. |
1 |
27.11 |
||||||
59 |
Р.р. Повествование (упр.283) |
Работа с текстами, выполнение упражнений, творческая работа «Шкатулка». |
1 |
28.11 |
||||
61 |
Графика. Алфавит |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, практическая работа со словарями |
1 |
30.11 |
||||
62 |
Р.р. Описание предмета (упр.302) |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений из учебника, словарная работа, описание предмета (коллективная работа), просмотр презентации |
1 |
1.12 |
||||
63 |
Р.р. Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр.323) |
Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём |
1 |
2.12 |
||||
64 |
Работа над ошибками. Обозначение мягкости согласных с помощью ь |
Работа по материалу учебника, словарная работа, практическая работа, словарный диктант |
1 |
4.12 |
||||
65 |
Двойная роль букв е, ё, ю, я. Словарный диктант |
Работа по материалу учебника, составление таблицы, выполнение упражнений, самостоятельная работа по определению количества букв и звуков в словах |
1 |
5.12 |
||||
66 |
Орфоэпия. Анализ словарного диктанта |
Словарная работа по орфоэпии, выполнение упражнений из учебника, работа со словарями, лингвистическая игра |
1 |
7.12 |
||||
67 |
Фонетический разбор слова. Повторение и систематизация изученного по разделу «Фонетика». Проверочное тестирование по теме «Фонетика» |
Знакомство с порядком фонетического разбора слов, выполнение заданий, связанных с применением знаний по фонетике, проверочная работа |
1 |
8.12 |
||||
68 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием «В грозу». |
Практическая работа, фонетический разбор слов, орфоэпический диктант. Выполнение тестовых заданий |
1 |
9.12 |
||||
69 |
Слово и его лексическое значение |
Фонетический разбор слов, выполнение заданий по лексике |
1 |
11.12 |
||||
70 |
Однозначные и многозначные слова |
Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём |
1 |
12.12 |
||||
71 |
Прямое и переносное значение слова |
Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём |
1 |
14.12 |
||||
72 |
Омонимы |
Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём |
1 |
15.12 |
||||
73 |
Синонимы. |
Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём |
1 |
16.12 |
||||
74 |
Р.р. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368) |
Рассмотрение картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», работа по вопросам упр.358, словесное рисование, составление плана написания сочинения |
1 |
18.12 |
||||
75 |
Анализ сочинений. Антонимы. Повторение изученного. |
Выполнение упражнений на применение полученных знаний |
1 |
19.12 |
||||
76 |
Р.р. Контрольное изложение № 1 «Первый снег» (упр.375) |
Р.р. Контрольное изложение № 1 «Первый снег» (упр.375) |
1 |
21.12 |
||||
77 |
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов, работа с тестами |
1 |
22.12 |
||||
78 |
Окончание |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов, работа с тестами |
1 |
23.12 |
||||
79 |
Основа слова |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов, работа с тестами |
1 |
25.12 |
||||
80 |
Корень слова. |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, практическая работа |
1 |
26.12 |
||||
81 |
Р.р. Сочинение «Один из удачно проведённых вечеров…» (упр.390) |
Составление памятки написания сочинения в жанре письма, анализ текстов эпистолярного жанра, творческая работа |
1 |
28.12 |
||||
82 |
Р.р Рассуждение (упр.402) «Дни недели рассказывают о себе». |
Составление памятки написания сочинения-рассуждения, анализ текстов, творческая работа |
1 |
|||||
83 |
Анализ сочинений. Суффикс |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов |
1 |
|||||
84 |
Приставка |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов |
1 |
|||||
85 |
Р.р. Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр.420) |
Составление памятки написания выборочного изложения, анализ текста, творческая работа |
1 |
|||||
86 |
Чередование звуков. Анализ изложения |
Морфемный разбор слов, выполнение упражнений, самостоятельная работа |
1 |
|||||
87 |
Беглые гласные |
Повторение пройденного материала, морфемный разбор слов, выполнение упражнений по теме урока, работа с тестами по теме |
1 |
|||||
88 |
Варианты морфем |
Работа по таблице, словарная работа, практическая работа, работа по перфокартам, выполнение заданий различного содержания на применение изученного правила |
1 |
|||||
89 |
Морфемный разбор слова |
Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, творческая работа, работа с тестами по теме |
1 |
|||||
90 |
Правописание гласных и согласных в приставках |
Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, работа с тестами по теме |
1 |
|||||
91 |
Буквы з и с на конце приставок. |
Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме, словарная работа |
1 |
|||||
92 |
Буквы з и с на конце приставок. |
Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме, словарная работа |
1 |
|||||
93 |
Буквы о-а в корне -лаг- - -лож-. Словарный диктант |
Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме |
1 |
|||||
94 |
Буквы о-а в корне -раст- - -рос- |
Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, творческая работа с тестами по теме |
1 |
|||||
95 |
Буквы ё-о после шипящих в корне |
Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме, словарная работа |
1 |
|||||
96 |
Буквы и-ы после ц. Словарный диктант Урок - игра «Морфемика» |
Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме |
1 |
|||||
97 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием «В тумане». |
Работа с тестами, словарный диктант |
1 |
|||||
98 |
Р.р. 21 Сочинение. Описание картины Н.П.Кончаловского «Сирень» (упр.470) |
Устная и письменная работа по картине |
1 |
|||||
99 |
Работа над ошибками. Самостоятельные и служебные части речи. |
Работа по материалу учебника, составление таблицы «Самостоятельные и служебные части речи», выполнение упражнений на закрепление знаний по теме урока |
1 |
|||||
100 |
Имя существительное как часть речи |
Определение морфологических и синтаксических признаков имени существительного. Описание картины. |
1 |
|||||
101 |
Р.р. Доказательства в рассуждении (упр.484) |
Работа над алгоритмом доказательства: составление тезиса, аргументов, примеров, вывода. |
1 |
|||||
102 |
Р.Р. Контрольное сочинение №2 по теме: «Почему нужно беречь книгу» |
Написание контрольного сочинения |
1 |
|||||
103 |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Анализ сочинения |
Работа по материалу учебника, словарная работа, выполнение упражнений |
1 |
|||||
104 |
Имена существительные собственные и нарицательные |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, конструирование предложений, словарная работа, творческая работа, самостоятельная работа |
1 |
|||||
105 |
Р.р.24 Сжатое изложение «Перо и чернильница» (упр. 513) |
Устная и письменная работа над изложением с изменением лица |
1 |
|||||
106 |
Анализ изложений. Род имён существительных |
Повторение пройденного материала, выполнение упражнений, работа со словарём, проверочная работа (распределительный диктант), работа с тестами |
1 |
|||||
107 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
Повторение пройденного материала, выполнение упражнений, работа со словарём, проверочная работа (распределительный диктант) |
1 |
|||||
108 |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, работа со словарём, конструирование предложений |
1 |
|||||
109 |
Три склонения имён существительных |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, работа со словарём, конструирование предложений |
1 |
|||||
110 |
Падеж имён существительных |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, работа со словарём, проверочная работа |
1 |
|||||
111 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, проверочная работа, работа по перфокартам, самостоятельная работа, словарная работа |
1 |
|||||
112 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, проверочная работа, работа по перфокартам, самостоятельная работа, словарная работа |
1 |
|||||
113 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, проверочная работа, работа по перфокартам, самостоятельная работа, словарная работа |
1 |
|||||
114 |
Р.р. Изложение (упр.547). Контрольное изложение №2 |
Работа по материалу учебника, анализ текста, написание изложения |
1 |
|||||
115 |
Множественное число имён существительных. Анализ изложения |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, викторина, выполнение олимпиадных заданий |
1 |
|||||
116 |
Множественное число имён существительных. Анализ изложения |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, викторина, выполнение олимпиадных заданий |
1 |
|||||
117 |
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных |
Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений, работа по перфокартам |
1 |
|||||
118 |
Морфологический разбор имени существительного. |
Знакомство с порядком морфологического разбора существительных, выполнение упражнений, проверочная работа |
1 |
|||||
119 |
Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» |
Повторение материала по контрольным вопросам на с. 223, выполнение заданий на повторение материала различного содержания и сложности. Проверочная работа |
1 |
|||||
120 |
Имя прилагательное как часть речи. |
Повторение теоретического материала, работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, творческая работа, словарный диктант |
1 |
|||||
121 |
Имя прилагательное как часть речи. |
Повторение теоретического материала, работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, творческая работа, словарный диктант |
1 |
|||||
122 |
Правописание гласных в падежных окончания прилагательных |
Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений, проверочная и самостоятельная работа, индивидуальная работа с тестами |
1 |
|||||
123 |
Правописание гласных в падежных окончания прилагательных |
Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений, проверочная и самостоятельная работа, индивидуальная работа с тестами |
1 |
|||||
124 |
Прилагательные полные и краткие |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений |
1 |
|||||
125 |
Прилагательные полные и краткие |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений |
1 |
|||||
126 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений, словарный диктант (правописание мягкого знака после шипящих) |
1 |
|||||
127 |
Обобщение изученного по теме: «Прилагательные полные и краткие» |
Работа с тестами, словарный диктант, распределительный диктант |
1 |
|||||
128 |
Контрольный диктант с грамматическим заданиием по теме: «Прилагательное». |
Диктант с грамматическим заданием |
1 |
|||||
129 |
Анализ диктанта. Р.р. Описание животного (упр.587) |
, по вопросам упражнения 587 |
1 |
|||||
130 |
Р.р. Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве» (упр.598) |
Работа по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве» (упр.598), Создание черновых заметок |
1 |
|||||
131 |
Р.р.29 Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений ( упр.600) |
Работа над сочинением-описанием по упражнению 600 |
1 |
|||||
132 |
Глагол как часть речи. Анализ диктанта |
Повторение теоретического материала по теме «Глагол как часть речи», выполнение упражнений |
1 |
|||||
133 |
Не с глаголами |
Выполнение упражнений по теме урока, самостоятельная работа, словарная работа |
1 |
|||||
134 |
Р.р. Рассказ (упр.619) |
Работа по материалу учебника, составление рассказа по сюжетным картинкам, творческая работа |
1 |
|||||
135 |
Неопределённая форма глагола |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, словарная работа, объяснительный диктант, творческая работа |
1 |
|||||
136 |
Неопределённая форма глагола |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, словарная работа, объяснительный диктант, творческая работа |
1 |
|||||
137 |
Правописание –тся и –ться . Словарный диктант |
Работа по материалу учебника, практическая работа, объяснительный диктант, словарная работа |
1 |
|||||
138 |
Виды глагола |
Работа по материалу для наблюдений, выполнение тренировочных упражнений, работа по развитию речи, творческая работа, проверочная работа |
1 |
|||||
139 |
Виды глагола |
Работа по материалу для наблюдений, выполнение тренировочных упражнений, работа по развитию речи, творческая работа, проверочная работа |
1 |
|||||
140 |
Буквы е – и в корнях с чередованиями. Проверочная работа |
Работа по таблице, выполнение упражнений, проверочная работа, самостоятельная работа, работа по перфокартам |
1 |
|||||
141 |
Буквы е – и в корнях с чередованиями. Проверочная работа |
Работа по таблице, выполнение упражнений, проверочная работа, самостоятельная работа, работа по перфокартам |
1 |
|||||
142 |
Р.р.31-32 Невыдуманный рассказ (о себе) (упр.652) |
Работа по материалу учебника, анализ текстов, словесное рисование |
1 |
|||||
143 |
Время глагола |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока, проверочная работа |
1 |
|||||
144 |
Прошедшее время |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока, словарная работа |
1 |
|||||
145 |
Настоящее время |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока, словарная работа |
1 |
|||||
146 |
Будущее время |
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока, работа по перфокартам, компьютерное тестирование, словарная работа |
1 |
|||||
147 |
Спряжение глаголов. |
Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами |
1 |
|||||
148 |
Спряжение глаголов. |
Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами |
1 |
|||||
149 |
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием |
Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами |
1 |
|||||
150 |
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием |
Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами |
1 |
|||||
151 |
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием |
Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами |
1 |
|||||
152 |
Морфологический разбор глагола |
Знакомство с порядком морфологического разбора глагола, выполнение упражнений, самостоятельная работа |
1 |
|||||
153 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа |
Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений |
1 |
|||||
154 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа |
Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений |
1 |
|||||
155 |
Употребление времён |
Составление памятки по написанию сочинения в жанре репортажа, анализ текстов, устное сочинение, работа над сочинением в жанре спортивного репортажа |
1 |
|||||
156 |
Повторение изученного. |
Работа по контрольным вопросам на с.280, выполнение упражнений различного содержания и сложности, самостоятельная работа. Составление памятки по написанию сочинения в жанре репортажа, анализ текстов, устное сочинение, работа над сочинением |
1 |
|||||
157 |
Повторение изученного. |
Работа по контрольным вопросам на с.280, выполнение упражнений различного содержания и сложности, самостоятельная работа. Составление памятки по написанию сочинения в жанре репортажа, анализ текстов, устное сочинение, работа над сочинением |
1 |
|||||
158 |
Контрольное тестирование по теме: «Глагол» |
Контрольное тестирование № 1 |
1 |
|||||
159 |
Р.р Контрольное -сочинение-рассказ по рисунку О.В.Попович «Не взяли на рыбаку»(упр.701) |
Анализ ошибок, составление устного рассказа по картине, создание черновых материалов сочинения |
1 |
|||||
160 |
Анализ сочинений. Р.р Комплексный нализ текста по теме «Глагол». |
Редактирование черновых материалов сочинения |
1 |
|||||
161 |
Работа над ошибками. Обощение изученного по теме: «Глагол». |
Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами |
1 |
|||||
162 |
Р.Р Подготовка к контрольному сжатому изложению «Пшеничный колосок»(упр.717) |
Составляют рабочие материалы к сочинению-рассказу. |
1 |
|||||
163 |
Р.р. Контрольное сжатое изложение «Пшеничный колосок».(упр.717) |
Пишут сочинение-рассказ. |
1 |
|||||
164 |
Орфограммы в приставках и в корнях слов |
Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами |
1 |
|||||
165 |
Орфограммы в приставках и в корнях слов |
Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами |
1 |
|||||
166 |
Орфограммы в окончаниях слов |
Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами |
1 |
|||||
167 |
Административный итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. |
Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами |
1 |
|||||
168 |
Работа над ошибками. Употребление букв ь и ъ. |
Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами Л: осознание роли русского Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами |
1 |
|||||
169 |
Употребление букв ь и ъ. |
Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами Л: осознание роли русского Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами |
1 |
|||||
170 |
Знаки препинания в простом и сложном предложении |
Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, синтаксический разбор предложений, работа с тестами |
1 |