Рабочая программа учебного предмета «Технология» (девочки) для учащихся 5–6 классов
Рабочая программа утверждена на 2020-2021 учебный год
Приказ №96-од от 24.08.2020 года
Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
5-6 классы
уровень основного общего образования
Разработана Андреевой О.М.
учителем технологии
Рабочая программа составлена на основании требований к планируемым результатам освоения ООП основного общего образования МКОУ СОШ №2 п. Жигалово, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы «Технология» под редакцией А.Т.Тищенко, Н.В.Синица
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- овладение основами понятийного мышления (обобщение, анализ, планирование, контроль, рефлексия учебной деятельности);
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на основе профессиональных предпочтений;
- умение самостоятельно выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов;
- формирование осознанного, уважительного и позитивного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, традициям, религиям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания;
- освоение социальными нормами, правилами поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; формирование основ социально-критического мышления; получение опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- развитие морального сознания социальных компетентностей в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дороге.
Метапредметные результаты :
В компетентности решения проблем как основы системно-деятельного подхода в обучении (способность видеть, ставить и решать задачи). Основными группами способностей и умений являются:
- планирование решения задач, выбор методов для решения и определение необходимых ресурсов;
- проведение требуемых последовательных действий по инструкции; при необходимости уточнение формулировки задачи, получение недостающих дополнительных данных и новых способов решений;
- выявление и использование аналогии, перенесение взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвижение и проверки гипотезы;
- выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнение характеристики запланированного и полученного продукта; оценивание продукта своей деятельности на основе заданных критериев; видение слабых и сильных сторон полученного результата и своей деятельности, восприятие и использование критики и рекомендации других, совершенствование результатов решения конкретной задачи и свою деятельность.
В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением информационно-коммуникационных технологий. Основными группами способностей и умений являются:
- исходя из задачи получения информации:
Планирование поиска информации, формулирование поисковых запросов, выбор способов получения информации; работа в поисковых системах Интернета, со справочными и другими бумажными источниками; проведение самостоятельных наблюдений и экспериментов;
Выделение из сообщения информации, которая необходима для решения поставленной задачи, отсеивание лишних данных;
Обнаруживание недостаточности или неясности данных, формулирование вопросов учителю с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
Сопоставление и сравнивание информации из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках,
- исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения:
Планирование создания сообщения, выбор сочетания различных форм представления информации (текст, рисунок, таблица, схема, фотография, видео, презентация и другое) и инструментов ее создания и организации и использовать их для обеспечения эффективного создания сообщения;
Обрабатывание имеющегося сообщения, формулирование выводов из изложенных фактов, краткое комментирование, выделение основных линий, иллюстрирование и преобразование в наглядную форму;
Создание текстового описания объектов, явлений и событий, наблюдаемых на изображениях, фиксирование в графической форме схемы и планы наблюдаемых объектов и событий, понятий, связи между ними;
Участие в дискуссии и диалоге, учет особенностей других участников, их позиции, постановка задач коммуникации и определение, какие результаты будут достигнуты;
- исходя из задачи проектирования объектов и событий, создавать проекты и планы в различных формах: текст, чертеж, виртуальная модель);
- исходя из задачи записи объектов и процессов в окружающем мире, выбирать правильные инструменты и действия, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством.
В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения. Основными группами способностей и умений являются:
- способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях:
Привлечение других людей к совместной постановке целей и их достижению;
Понятие и принятие другого человека, оказать ему необходимую помощь в достижении его целей;
Оценивание своих и чужих действий в соответствии с их целями, задачами, возможностями и нормами общественной жизни;
- способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающееся в умениях:
Оценивание своих возможностей в понимании и создании культурных текстов, поиск и осваивание недостающих для этого средства;
- способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях:
Осознание и формулирование целей совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учет различия и противоречия в них;
Планирование взаимодействие;
Оценивание ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов;
- способность к разрешению конфликтов, выражающаяся в умениях:
Нахождение путей разрешения конфликта, способы поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновения интересов, достижения компромисса.
В учебной компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии, выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать. Умение учиться обнаруживает себя в готовности и возможности:
- построение собственной индивидуальной образовательной траектории на последующих этапах обучения;
- определение последовательности учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной обучающимся траектории;
- оценивание своих ресурсов и дефицитов в достижении цели;
- обладание развитой способностью к поиску источников восполнения дефицитов;
- проведение рефлексивного анализа своей образовательной деятельности, использование продуктивных методов рефлексии.
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в делах школьного лицея «Лира», школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразованию практической задачи в познавательную;
• самостоятельному анализированию условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планированию путей достижения целей;
• устанавливанию целевых приоритетов;
• умению самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принятие решений в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлению констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальному контролю на уровне произвольного внимания;
• адекватному самостоятельному оцениванию правильному выполнению действий и внесение необходимых коррективов в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проведению наблюдений и экспериментов под руководством учителя;
• осуществлению расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• созданию и преобразованию моделей и схем для решения задач;
• осуществлению выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Формирование ИКТ-компетентности
Обращение с устройствами ИКТ
Выпускник научится:
Подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
Соединять устройства ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;
Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами;
Осуществлять информационное подключение к локальной сети и сети Интернет;
Входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать информационной среде различные информационные объекты;
Выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
Соблюдать требование техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
Выпускник получит возможность научиться:
Осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Создание графических объектов
Выпускник научится:
Создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
Создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств;
Выпускник получит возможность научиться:
Создавать мультипликационные фильмы;
Создавать виртуальные модели трехмерных объектов.
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
Выпускник научитс
Использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
Формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения, цитировать фрагменты сообщения;
Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
Проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;
Понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность научиться:
Взаимодействовать с партнерами с использованием возможностей Интернета.
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:
Использовать различные приемы поиска информации в Интернете, поисковые серверы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
Использовать приемы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде ОУ и в образовательном пространстве;
Использовать различные библиотечные каталоги для поиска необходимых книг;
Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных;
Формировать собственное информационное пространство, создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
Создавать и заполнять различные определители;
Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Моделирование и проектирование, управление
Выпускник научится:
Моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
Конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
Моделировать с использованием средств программирования;
Проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использование ИКТ.
Выпускник получит возможность научиться:
Проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
Выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
Использовать такие математические методы и приемы, как абстракция и идеализация, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
Использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдения, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
Видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
Самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
Использовать догадку, озарение, интуицию;
Использовать такие математические методы и приемы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
Использовать такие естественно-научные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
Использовать некоторые приемы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного и единичного, оригинальность;
Целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
Осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты, обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информацию в тексте);
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции;
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
Интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
Откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
Критически относиться к рекламной информации;
Находить способы проверки противоречивой информации;
Определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Предметные результаты
Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов
Выпускник научится:
• Находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• Читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
• Выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
• Осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
• Грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
• Осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Электротехника
Выпускник научится:
• Разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;
• Осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с учётом необходимости экономии электричес-кой энергии.
Выпускник получит возможность научиться:
• Составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);
• Осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики.
Технологии ведения дома
Кулинария
Выпускник научится:
• Самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Выпускник получит возможность научиться:
• Составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
• Выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;
• Применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;
• Экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
• Определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
• Выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Выпускник научится:
• Изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
• Выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
• Выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма;
• Использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде; определять и исправлять дефекты швейных изделий;
• Выполнять художественную отделку швейных изделий;
• Изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
• Определять основные стили в одежде и современные направления моды.
Современное производство и профессиональное самоопределение
Выпускник научится построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на рынке труда.
Выпускник получит возможность научиться:
• Планировать профессиональную карьеру;
• Рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
• Ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
• Оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.
Содержание учебного курса
5 класс
Современные технологии перспективы их развития
Потребности человека. Потребности и технологии. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий.
Практическая работа. Изучение потребностей человека.
Самостоятельная работа. Разработка программы изучения духовных потребностей членов семьи
Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. История развития технологий. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. Понятие о производственных и промышленных технологиях, технологиях сельского хозяйства.
Практическая работа. Ознакомление с технологиями.
Самостоятельная работа. Подготовка к образовательному путешествию
Технологический процесс. Технологический процесс, его параметры, сырьё, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.
Практическая работа. Разработка технологических карт простых технологических процессов.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях, используемых в населённом пункте проживания, и нежелательных для
окружающей среды эффектах технологий.
Конструирование и моделирование.
Понятие о машине и механизме. Конструирование машин и механизмов. Понятие о механизме и машине. Виды механизмов. Виды соединений деталей. Типовые детали. Конструирование машин и механизмов. Технические требования.
Практические работы. Обсуждение результатов образовательного путешествия. Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о машинах и механизмах, помогающих человеку в его жизни
Конструирование швейных изделий. Понятие о чертеже, выкройке, лекалах и конструкции швейного изделия. Экономичная и технологичная конструкция швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Подготовка выкройки.
Практическая работа. Изготовление выкроек для образцов швов.
Материальные технологии
Текстильное материаловедение
Понятие о ткани. Понятие о ткани. Волокно как сырьё для производства ткани. Виды волокон. Понятие о прядении и ткачестве. Современное прядильное, ткацкое и красильно-отделочное производство. Долевые (основа) и поперечные (уток) нити. Ткацкий рисунок, ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Раппорт. Отбелённая, гладкокрашеная и набивная ткань. Долевая нить в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Нетканые материалы. Их виды и назначение. Швейные нитки и тесьма. Профессии: оператор прядильного производства, ткач.
Текстильные материалы растительного происхождения. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
Текстильные материалы животного происхождения Классификация текстильных волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.
Текстильные химические материалы Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства тканей из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон.
Практические работы. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях изготовления пряжи и ткани в старину в домашних условиях в районе
проживания
Технологические операции изготовления швейных изделий
Раскрой швейного изделия Рабочее место и инструменты для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасного обращения с иглами и булавками. Профессия закройщик.
Практическая работа. Выкраивание деталей для образца швов.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об истории создания ножниц.
Швейные ручные работы. Перенос линий выкройки, смётывание, стачивание Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятие о стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Основные операции при ручных работах: перенос линий выкройки на детали кроя прямыми стежками; смётывание; стачивание. Ручная закрепка.
Практическая работа. Изготовление образца ручных работ: сметывания и стачивания.
Швейные ручные работы. Обмётывание, замётывание Основные операции при ручных работах: обмётывание, замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Практическая работа. Изготовление образца ручных работ: обмётывания и замётывания.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об истории создания иглы и напёрстка
Ручные швейные работы. Подшивание вручную Понятие «подшивание». Подшивание вручную прямыми, косыми и крестообразными стежками.
Операции влажно-тепловой обработки
Рабочее место и оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Правила безопасной работы утюгом.
Практическая работа. Проведение влажно-тепловых работ.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об истории создания утюга.
Технологии лоскутного шитья
Лоскутное шитьё Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности техники лоскутного шитья, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Технология лоскутного шитья по шаблонам: изготовление шаблона из плотного картона; выкраивание деталей лоскутного изделия; технологии соединения деталей лоскутного изделия вручную с помощью прямых, петлеобразных и косых стежков.
Практическая работа. Изготовление образца лоскутного узора (лоскутный верх).
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об истории лоскутного шитья.
Технологии аппликации Аппликация на лоскутном изделии. Соединение деталей аппликации с лоскутным изделием вручную петельными и прямыми потайными стежками.
Практическая работа. Изготовление образца лоскутного узора (аппликация).
Технологии стёжки Понятие о стёжке (выстёгивании). Соединение лоскутного верха, прокладки и подкладки прямыми ручными стежками.
Практическая работа. Изготовление образца лоскутного узора (стёжка)
Технологии обработки срезов лоскутного изделия Виды обработки срезов лоскутного изделия. Технология обработки срезов лоскутного изделия двойной подгибкой.
Практическая работа. Изготовление образца лоскутного узора (обработка срезов)
Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов
Санитария, гигиена и физиология питания
Санитария и гигиена на кухне. Понятие «кулинария». Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасного пользования газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Самостоятельная работа. Поиск и ознакомление с информацией о значении понятия «гигиена»
Физиология питания. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Практическая работа. Определение качества питьевой воды.
Самостоятельная работа. Поиск и ознакомление с информацией о значении витаминов, их содержании в различных продуктах питания. Анализ качества своего питания, составление своей пищевой пирамиды и на её основе — дневного рациона.
Технологии приготовления блюд
Бутерброды и горячие напитки. Бытовые электроприборы. Значение хлеба в питании человека. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Профессия повар. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Приборы для размола и приготовления кофе. Технология приготовления, подача к столу кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления, подача напитка какао. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового
холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Практические работы. Приготовление бутербродов. Приготовление горячих напитков.
Самостоятельная работа. Изучение потребности в бытовых электроприборах на домашней кухне; поиск информации об истории микроволновой печи, гигиенической уборке холодильника, значении слова «цикорий» и пользе напитка из него.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.
Практическая работа. Изучение маркировки и штриховых кодов на упаковках круп и макаронных изделий. Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий.
Самостоятельная работа. Поиск информации об устройствах кастрюля-кашеварка, мультиварка.
Блюда из яиц. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технологии приготовления блюд из яиц. Подача готовых блюд.
Практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюда из яиц.
Самостоятельная работа. Поиск информации о способах хранения яиц без холодильника, истории оформления яиц к народным праздникам.
Меню завтрака. Сервировка стола к завтраку. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Самостоятельная работа. Поиск информации о калорийности продуктов, входящих в состав блюд для завтрака
Технологии растениеводства
Выращивание культурных растений. Общая характеристика и классификация культурных растений. Условия внешней среды, необходимые для выращивания культурных растений. Признаки и причины недостатка питания растений.
Практическая работа. Проведение подкормки растений.
Самостоятельные работы. Поиск информации о масличных растениях. Фенологическое наблюдение за растениями.
Вегетативное размножение растений. Технологии вегетативного размножения культурных растений: черенками, отводками, прививкой. Современная биотехнология размножения растений культурой ткани. Понятие «полевой опыт». Виды полевых опытов: агротехнические и сортоиспытательные. Методика (технология) проведения полевого опыта.
Практическая работа. Размножение комнатных растений черенками.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях вегетативного размножения усами, клубнями, спорами.
Выращивание комнатных растений. Традиционная технология выращивания растений в почвенном грунте. Современные технологии выращивания растений: гидропоника, аэропоника. Разновидности комнатных растений. Технологический процесс выращивания и ухода за
комнатными растениями. Технологии пересадки и перевалки. Роль комнатных растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере. Профессия садовник.
Практическая работа. Перевалка (пересадка) комнатных растений.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о гидропонике, аэропонике и технологии выращивания растений с применением гидрогеля.
Исследовательская и созидательная деятельность (творческий проект)
Этапы выполнения творческого проекта. Творческий проект и этапы его выполнения. Процедура защиты (презентации) проекта. Источники информации при выборе темы проекта.
Реклама. Принципы организации рекламы. Виды рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности.
Разработка и реализация творческого проекта. Разработка и реализация этапов выполнения творческого проекта. Разработка технического задания. Выполнение требований к готовому изделию. Расчёт затрат на изготовление проекта. Разработка электронной презентации. Защита творческого проекта.
Содержание учебного курса
6 класс
Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений
Технологии возведения зданий и сооружений. Понятие о технологиях возведения зданий и сооружений (инженерно-геологические изыскания, технологическое проектирование строительных процессов, технологии нулевого цикла, технологии возведения надземной части здания, технологии отделочных работ).
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о предприятиях строительной отрасли региона проживания (цементный и кирпичный заводы, строительные компании и др.).
Ремонт и содержание зданий и сооружений. Технологии ремонта и содержания зданий и сооружений. Эксплуатационные работы (санитарное содержание здания, техническое обслуживание здания, ремонтные работы), жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).
Практическая работа. Ознакомление со строительными технологиями.
Самостоятельная работа Исследование на тему «Дом, в котором я живу» (технология строительства, имеющиеся коммуникации, состояние придомовой территории и др.), подготовка информационного сообщения на эту тему.
Энергетическое обеспечение зданий. Энергосбережение в быту. Энергетическое обеспечение домов, энергоснабжение (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение). Электробезопасность, тепловые потери, энергосбережение. Способы экономии электроэнергии, устранения тепловых потерь в помещении, экономии воды и газа.
Практическая работа. Энергетическое обеспечение нашего дома.
Самостоятельная работа. Подготовка к образовательному путешествию (экскурсии) на предприятие
Технологии в сфере быта
Планировка помещений жилого дома. Планировка помещений жилого дома (квартиры). Зонирование пространства жилого помещения (зоны приготовления пищи, приёма гостей, сна и отдыха, санитарно-гигиеническая зона). Зонирование комнаты подростка. Проектирование помещения на бумаге и с помощью компьютера.
Практическая работа. Планировка помещения
Освещение жилого помещения. Освещение жилого помещения. Типы освещения (общее, местное, направленное, декоративное, комбинированное). Нормы освещённости в зависимости от типа помещения. Лампы, светильники, системы управления освещением.
Самостоятельная работа. Поиск информации об оригинальных конструкциях светильников.
Экология жилища. Технологии содержания и гигиены жилища. Экология жилища. Технологии уборки помещений. Технические средства для создания микроклимата в помещении.
Практическая работа. Генеральная уборка кабинета технологии.
Самостоятельная работа. Поиск информации о видах и функциях климатических приборов
Технологическая система
Технологическая система как средство для удовлетворения базовых потребностей человека. Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Технологическая система, элемент и уровень технологической системы, подсистема, надсистема. Вход, процесс и выход технологической системы. Последовательная, параллельная и комбинированная технологические системы. Управление технологической системой (ручное, автоматизированное, автоматическое). Обратная связь.
Практическая работа. Ознакомление с технологическими системами.
Самостоятельная работа. Поиск информации о технологических системах, определение входа и выхода в этих системах, перечисление
имеющиеся в них подсистем
Системы автоматического управления. Робототехника. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств.
Практическая работа. Ознакомление с автоматизированными и автоматическими устройствами.
Самостоятельная работа. Поиск информации о видах роботов; выяснение, для каких целей они созданы человеком, какими способностями обладают.
Техническая система и её элементы. Техническая система (подсистема, надсистема). Основные части машин: двигатель, передаточный механизм, рабочий (исполнительный) орган. Механизмы: цепной, зубчатый (зубчатая передача), реечный. Звенья передачи: ведущее, ведомое. Передаточное отношение.
Практическая работа. Ознакомление с механизмами (передачами).
Самостоятельная работа. Поиск информации о технических системах, созданных человеком для удовлетворения своих базовых и социальных потребностей.
Анализ функций технических систем. Морфологический анализ. Функция технической системы. Анализ функции технической системы. Метод морфологического анализа. Этапы морфологического анализа.
Практические работы. Анализ функций технических систем. Морфологический анализ технической системы.
Самостоятельная работа. Поиск информации об изобретателе метода морфологического анализа, областях знаний, где этот метод применялся и позволил успешно создать технические системы. Проводить морфологический и функциональный анализ технической системы. Выполнять поиск
информации в Интернете и других источниках
Моделирование механизмов технических систем. Понятие моделирования технических систем. Виды моделей (эвристические, натурные, математические).
Практическая работа. Конструирование моделей механизмов.
Самостоятельная работа. Поиск информации о видах моделей и областях деятельности человека, в которых применяют моделирование различных систем.
Материальные технологии
Текстильное материаловедение. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
Практические работы. Ознакомление со свойствами тканей из хлопка и льна.
Самостоятельная работа. Поиск информации о растениях, из которых получают сырьё для текстильных материалов
Швейная машина
Подготовка швейной машины к работе. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток.
Практическая работа. Исследование режимов работы швейной машины.
Приёмы работы на швейной машине. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: вид строчки, длина и
ширина стежка, скорость и направление шитья.
Практическая работа Исследование режимов работы швейной машины.
Технологические операции изготовления швейных изделий. Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку), краевые (шов вподгибку с открытым срезом, шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом) и отделочные. Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Удаление строчки временного назначения.
Практическая работа. Изготовление образца машинных работ.
Самостоятельная работа Поиск информации об истории создания швейной машины.
Конструирование одежды и аксессуаров
Снятие мерок для изготовления одежды. Понятия «одежда», «аксессуары». Классификация одежды. Требования, предъявляемые к одежде. Конструирование одежды и аксессуаров. Муляжный и расчётный методы конструирования. Снятие мерок для изготовления одежды.
Практическая работа. Снятие мерок.
Изготовление выкройки швейного изделия. Технологическая последовательность изготовления выкройки по своим меркам (на примере прямой юбки с кулиской для резинок). Подготовка выкройки к раскрою. Изготовление выкройки по заданным размерам (на примере сумки). Копирование готовой выкройки (на примере бермуд). Профессия конструктор-модельер.
Практическая работа. Изготовление выкроек.
Технологии вязания крючком
Вязание полотна из столбиков без накида. Понятие «трикотаж». Вязаные изделия в современной моде. Материалы, инструменты, машины и автоматы для вязания. Виды крючков. Правила подбора в зависимости от вида изделия и толщины нитки. Организация рабочего места при вязании. Основные виды петель при вязании крючком: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель, соединительный столбик, столбик без накида, столбик с накидом. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания.
Практическая работа. Вывязывание полотна из столбиков без накида несколькими способами.
Плотное вязание по кругу. Вязание по кругу. Основное кольцо, способы вязания по кругу: по спирали, кругами. Особенности вязания плоских форм и объемных фигур. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.
Практическая работа. Плотное вязание по кругу.
Ажурное вязание по кругу. Особенности ажурного вязания по кругу. Смена ниток в многоцветном вязании крючком. Использование мотива «бабушкин квадрат» в зготовлении трикотажных изделий.
Практическая работа. Ажурное вязание по кругу.
Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов
Технологии приготовления блюд
Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов.
Практические работы. Определение качества молока и молочных продуктов. Приготовление молочного супа, молочной каши или блюда из творога.
Технология приготовления изделий из жидкого теста. Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к столу. Определение качества мёда органолептическими и лабораторными методами.
Практические работы. Определение качества мёда. Приготовление изделий из жидкого теста.
Технология приготовления блюд из сырых овощей и фруктов. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных
блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.
Практические работы. Определение содержания нитратов. Приготовление салата из сырых овощей.
Тепловая кулинарная обработка овощей. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Практическая работа. Приготовление блюда из варёных овощей.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях варки на пару, значении слова «винегрет».
Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов. Пищевая ценность рыбы. Содержание в ней белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы. Маркировка консервов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд. Пищевая ценность нерыбных продуктов моря.
Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Технология приготовления блюд из нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд.
Практические работы. Определение свежести рыбы. Приготовление блюда из рыбы. Определение качества термической обработки рыбных блюд. Приготовление блюда из морепродуктов.
Самостоятельная работа. Поиск информации о загрязнении Мирового океана; значении понятий «рыба паровая», «рыба тельная», «рыба чинёная», «рыба заливная», «строганина»
Технологии растениеводства
Растениеводство
Обработка почвы. Состав и свойства почвы. Подготовка почвы под посадку. Агротехнические приёмы обработки: основная, предпосевная и послепосевная. Профессия агроном.
Практическая работа. Подготовка почвы к осенней обработке.
Самостоятельная работа. Поиск информации о почвенных загрязнениях, эрозии почвы.
Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями. Технология подготовки семян к посеву: сортировка, прогревание, протравливание, закаливание, замачивание и проращивание, обработка стимуляторами роста, посев семян на бумаге. Технологии посева семян и посадки культурных растений. Рассадный и безрассадный способы посадки. Технологии ухода за растениями в течение вегетационного периода: прополка, прореживание, полив, рыхление, обработка от вредителей и болезней, подкормка. Ручные инструменты для ухода за растениями. Механизированный уход за растениями.
Практические работы. Проращивание семян овощных культур. Прополка всходов овощных или цветочных культур.
Самостоятельная работа. Поиск информации об агротехнических мероприятиях по борьбе с сорняками на садовом участке.
Технологии уборки урожая. Технологии механизированной уборки овощных культур. Технологии хранения и переработки урожая овощей и фруктов: охлаждение, замораживание, сушка. Технологии получения семян культурных растений. Отрасль растениеводства — семеноводство. Правила сбора семенного материала.
Практическая работа. Уборка урожая корнеплодов.
Исследовательская и созидательная деятельность
Разработка и реализация творческого проекта. Разработка и реализация этапов выполнения творческого проекта. Разработка технического задания. Выполнение требований к готовому изделию. Расчёт затрат на изготовление проекта. Разработка электронной презентации. Защита
творческого проекта.
Тематическое планирование
Раздел | Количество часов по классам | |
5 класс | 6 класс | |
Современные технологии перспективы их развития | 6 | - |
Конструирование и моделирование | 6 | - |
Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений | - | 4 |
Технологии в сфере быта | - | 4 |
Технологическая система | - | 10 |
Материальные технологии | 28 | 28 |
Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов | 14 | 10 |
Технологии растениеводства | 4 | 4 |
Исследовательская и созидательная деятельность (Творческий проект) | 10 | 8 |
Всего | 68 | 68 |