12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Андреева Ольга Михайловна714
Россия, Иркутская обл., рп Жигалово
Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»
7

Рабочая программа учебного предмета «Технология» 5-8 классы уровень основного общего образования





Рабочая программа учебного предмета «Технология»

5-8 классы

уровень основного общего образования



Составитель: Андреева Ольга Михайловна,

учитель технологии




Рабочая программа составлена на основании требований к планируемым результатам освоения ООП основного общего образования МКОУ СОШ №2 п. Жигалово, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы «Технология» под редакцией А.Т. Тищенко, Н.В. Синица издательский центр «Вентана-Граф», 2015г



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- овладение основами понятийного мышления (обобщение, анализ, планирование, контроль, рефлексия учебной деятельности);

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на основе профессиональных предпочтений;

- умение самостоятельно выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов;

- формирование осознанного, уважительного и позитивного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, традициям, религиям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания;

- освоение социальными нормами, правилами поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; формирование основ социально-критического мышления; получение опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

- развитие морального сознания социальных компетентностей в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дороге.

Метапредметные результаты :

В компетентности решения проблем как основы системно-деятельного подхода в обучении (способность видеть, ставить и решать задачи). Основными группами способностей и умений являются:

- планирование решения задач, выбор методов для решения и определение необходимых ресурсов;

- проведение требуемых последовательных действий по инструкции; при необходимости уточнение формулировки задачи, получение недостающих дополнительных данных и новых способов решений;

- выявление и использование аналогии, перенесение взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвижение и проверки гипотезы;

- выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнение характеристики запланированного и полученного продукта; оценивание продукта своей деятельности на основе заданных критериев; видение слабых и сильных сторон полученного результата и своей деятельности, восприятие и использование критики и рекомендации других, совершенствование результатов решения конкретной задачи и свою деятельность.

В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением информационно-коммуникационных технологий. Основными группами способностей и умений являются:

- исходя из задачи получения информации:

Планирование поиска информации, формулирование поисковых запросов, выбор способов получения информации; работа в поисковых системах Интернета, со справочными и другими бумажными источниками; проведение самостоятельных наблюдений и экспериментов;

Выделение из сообщения информации, которая необходима для решения поставленной задачи, отсеивание лишних данных;

Обнаруживание недостаточности или неясности данных, формулирование вопросов учителю с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;

Сопоставление и сравнивание информации из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках,

- исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения:

Планирование создания сообщения, выбор сочетания различных форм представления информации (текст, рисунок, таблица, схема, фотография, видео, презентация и другое) и инструментов ее создания и организации и использовать их для обеспечения эффективного создания сообщения;

Обрабатывание имеющегося сообщения, формулирование выводов из изложенных фактов, краткое комментирование, выделение основных линий, иллюстрирование и преобразование в наглядную форму;

Создание текстового описания объектов, явлений и событий, наблюдаемых на изображениях, фиксирование в графической форме схемы и планы наблюдаемых объектов и событий, понятий, связи между ними;

Участие в дискуссии и диалоге, учет особенностей других участников, их позиции, постановка задач коммуникации и определение, какие результаты будут достигнуты;

- исходя из задачи проектирования объектов и событий, создавать проекты и планы в различных формах: текст, чертеж, виртуальная модель);

- исходя из задачи записи объектов и процессов в окружающем мире, выбирать правильные инструменты и действия, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством.

В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения. Основными группами способностей и умений являются:

- способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях:

Привлечение других людей к совместной постановке целей и их достижению;

Понятие и принятие другого человека, оказать ему необходимую помощь в достижении его целей;

Оценивание своих и чужих действий в соответствии с их целями, задачами, возможностями и нормами общественной жизни;

- способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающееся в умениях:

Оценивание своих возможностей в понимании и создании культурных текстов, поиск и осваивание недостающих для этого средства;

- способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях:

Осознание и формулирование целей совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учет различия и противоречия в них;

Планирование взаимодействие;

Оценивание ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов;

- способность к разрешению конфликтов, выражающаяся в умениях:

Нахождение путей разрешения конфликта, способы поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновения интересов, достижения компромисса.

В учебной компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии, выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать. Умение учиться обнаруживает себя в готовности и возможности:

- построение собственной индивидуальной образовательной траектории на последующих этапах обучения;

- определение последовательности учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной обучающимся траектории;

- оценивание своих ресурсов и дефицитов в достижении цели;

- обладание развитой способностью к поиску источников восполнения дефицитов;

- проведение рефлексивного анализа своей образовательной деятельности, использование продуктивных методов рефлексии.

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразованию практической задачи в познавательную;

• самостоятельному анализированию условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планированию путей достижения целей;

• устанавливанию целевых приоритетов;

• умению самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принятие решений в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлению констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальному контролю на уровне произвольного внимания;

• адекватному самостоятельному оцениванию правильному выполнению действий и внесение необходимых коррективов в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проведению наблюдений и экспериментов под руководством учителя;

• осуществлению расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• созданию и преобразованию моделей и схем для решения задач;

• осуществлению выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.


Формирование ИКТ-компетентности

Обращение с устройствами ИКТ

Выпускник научится:

Подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

Соединять устройства ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;

Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами;

Осуществлять информационное подключение к локальной сети и сети Интернет;

Входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать информационной среде различные информационные объекты;

Выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

Соблюдать требование техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.

Выпускник получит возможность научиться:

Осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

Создание графических объектов

Выпускник научится:

Создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;

Создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств;

Выпускник получит возможность научиться:

Создавать мультипликационные фильмы;

Создавать виртуальные модели трехмерных объектов.

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

Выпускник научитс

Использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;

Формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения, цитировать фрагменты сообщения;

Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

Проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;

Понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники.

Коммуникация и социальное взаимодействие

Выпускник научится:

Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Выпускник получит возможность научиться:

Взаимодействовать с партнерами с использованием возможностей Интернета.

Поиск и организация хранения информации

Выпускник научится:

Использовать различные приемы поиска информации в Интернете, поисковые серверы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

Использовать приемы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде ОУ и в образовательном пространстве;

Использовать различные библиотечные каталоги для поиска необходимых книг;

Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных;

Формировать собственное информационное пространство, создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Выпускник получит возможность научиться:

Создавать и заполнять различные определители;

Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Моделирование и проектирование, управление

Выпускник научится:

Моделировать с использованием виртуальных конструкторов;

Конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;

Моделировать с использованием средств программирования;

Проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использование ИКТ.

Выпускник получит возможность научиться:

Проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования.


Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Выпускник научится:

Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;

Выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

Использовать такие математические методы и приемы, как абстракция и идеализация, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

Использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдения, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

Видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

Самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

Использовать догадку, озарение, интуицию;

Использовать такие математические методы и приемы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

Использовать такие естественно-научные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

Использовать некоторые приемы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного и единичного, оригинальность;

Целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

Осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.


Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты, обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять таблицы и т.д.;

находить в тексте требуемую информацию (пробегать глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информацию в тексте);

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

- формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции;

Выпускник получит возможность научиться:

Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;

Интерпретировать текст:

- сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

- делать выводы из сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

Откликаться на содержание текста:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

Критически относиться к рекламной информации;

Находить способы проверки противоречивой информации;

Определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.



Предметные результаты

Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов

Выпускник научится:

Находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

Читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

Выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

Осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.

Выпускник получит возможность научиться:

Грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;

Осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.

Электротехника

Выпускник научится:

Разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;

Осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с учётом необходимости экономии электричес-кой энергии.

Выпускник получит возможность научиться:

Составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);

Осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики.

Технологии ведения дома

Кулинария

Выпускник научится:

Самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

Выпускник получит возможность научиться:

Составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

Выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;

Применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;

Экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;

Определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;

Выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Выпускник научится:

Изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

Выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.

Выпускник получит возможность научиться:

Выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма;

Использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде; определять и исправлять дефекты швейных изделий;

Выполнять художественную отделку швейных изделий;

Изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;

Определять основные стили в одежде и современные направления моды.

Современное производство и профессиональное самоопределение

Выпускник научится построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на рынке труда.

Выпускник получит возможность научиться:

Планировать профессиональную карьеру;

Рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

Ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;

Оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.


Содержание учебного курса

5 класс


ТЕХНОЛОГИИ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА (8 ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации.

Краткие сведения из истории архитектуры и ин­терьера. Интерьер жилых помещений и их комфорт­ность. Современные стили в интерьере. Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигие­нических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка ин­терьера произведениями декоративно-прикладного искусства. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Размещение оборудова­ния на кухне. Творческий проект «Кухня моей мечты». Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности.

Практические работы

Пр.р: "Выполнение эскизов проектов".

Пр.р: "Выполнение планировки кухни в масштабе 1:5".

Л/р: "Изучение потребности в бытовых электрических приборах на кухне".

Пр.р: Творческий проект «Кухня моей мечты». Выполне­ние эскиза интерьера кухни. Защита проекта.


КУЛИНАРИЯ (16 ч)

Санитария и гигиена (1 ч)

Основные теоретические сведения

Санитарные требования к помещению кухни и сто­ловой. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, к хра­нению продуктов и готовых блюд. Правила мытья по­суды. Безопасные приемы работы на кухне.

Практические работы

Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Здоровое питание (1 ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведе­ния о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Пищевая пирамида. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Практические работы

П/р: "Составление сбалансированного меню на завтрак".

Технология приготовления пищи (12 ч)

Бутерброды, горячие напитки

Основные теоретические сведения

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Вилы бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Способы оформления открытых бутер­бродов. Требования к качеству бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы

Пр/р :«Приготовле­ние бутербродов"

Пр/р: "Го­рячие напитки к зав­траку».

Составление технологических карт приготовления бутербродов. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Основные теоретические сведения

Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, мака­ронных изделий. Технология приготовления блюд из бо­бовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы В. Причины увеличения веса и объема при варке. Практические работы

Пр/р: «Приготов­ление блю­да из крупы или мака­ронных из­делий»

Определение необхо­димого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и мака­ронных изделий. Чтение маркировки, штриховых кодов на упаковке.

Блюда из овощей

Основные теоретические сведения

Виды овощей, содержание в них минеральных ве­ществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей, содержание нитратов. Назначение, виды и технология механической и теп­ловой кулинарной обработки овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных ве­ществ в зависимости от условий кулинарной обработки.

Практические работы

Пр/р:"Приготовление салата из сырых овощей".

Пр/р: "Приготовление салата из варёных овощей".

Современные инструменты и приспособления для механический обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, ква­дратной. Жаренье овощей и определение их готовности.

Блюда из яиц

Основные теоретические сведения

Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособление и оборудование для приготов­ления блюд из яиц. Способы варки яиц. Практические работы

Л/р: «Определение свежести яиц».

Пр/р: «Яйца сюрприз».

Первичная обработка яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц.

Сервировка стола к завтраку. Творческий проект «Воскресный завтрак в моей семье» (2 ч)

Основные теоретические сведения

Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользо­вания ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом. Правила защиты проекта.

Практические работы

Пр/р: "Приготовление завтрака. Сервиров­ка стола к завтраку"

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфе­ток различными способами. Защита проекта.


СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МА­ТЕРИАЛОВ (28 ч)

Элементы материаловедения (4 ч)

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натураль­ные растительные волокна. Изготовление нитей и тка­ней в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Долевая (основная) и попереч­ная (уточная) нити, кромка и ширина ткани. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. . .Краткие сведения об ассортименте хлопчатобу­мажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

Л/р: «Определение в ткани Н.О. и Н.У",

Л/р: «Определение лицевой и изнаночной сторон."

Л/р : «Изучение свойств тканей из хлопка и льна».

Конструирование швейных изделий (6 ч)

Основные теоретические сведения

Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Правила пользования чертежными инструментами и при­надлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Последовательность и приемы раскроя швейного изделия.

Практические работы

Пр/р: «Снятие ме­рок для по­строения чертежа проектного изделия»

Пр/р: «Построение чертежа 1:4, в нату­ральную величину».

П/р:"Моделирование фартука".

Пр/р «Раскрой швейного изделия».

Швейные ручные работы (2 ч)

Основные теоретические сведения

Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника безопасности при ра­боте с иголками, булавками, ножницами. Ручные строч­ки и стежки, виды ручных стежков и строчек. Размер стежков, ширина шва. Технические условия при вы­полнении ручных работ. Терминология ручных работ.

Практическая работа

Пр/р: «Выполнение образцов ручных стежков».

Элементы машиноведения (6 ч)

Основные теоретические сведения

История швейной машины. Виды машин, применяе­мых в швейной промышленности. Бытовая универсаль­ная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Пр/р: «Заправка швейной машины, выполнение машинных строчек».

Пр/р : «Выполнение образцов ма­шинных швов».

Подготовка универсальной бытовой швейной ма­шины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Регу­лировка длины стежка. Терминология швейных работ.

Технология изготовления швейных изделий(4ч) +Проект «Фартук для работы на кухне» (6 ч)

Основные теоретические сведения

Способы рациональной раскладки выкройки в за­висимости от ширины ткани и направления рисун­ка. Технология пошива фартука, обработка кармана, нижнего, боковых, верхнего срезов, обработка пояса. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Подготовка доклада к защите проекта.

Практические работы

Пр/р: «Моделирование фартука».

Пр/р: «Обработка нижнего среза фар­тука»

Пр/р: «Обработка верхне­го среза фартука притачным поясом.»

Пр/р: «Обработка накладного кармана. Соединение кармана с фартуком ».

Пр/р: «ВТО изделия»

Организация рабочего места. Подбор инструментов и материалов. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Контроль и оценка качества готового изделия. Защита проекта.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (16 ч)

Декоративно-прикладное изделие для кухни (8 ч)

Творческий проект «Изделие в технике лоскутного шитья для кухни» (8 ч)

Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение лоскутной пла­стики в народном и современном костюме, интерьере. Знакомство с видами лоскутной пластики. Компози­ция, цвет в лоскутном шитье. Холодные, теплые, хро­матические и ахроматические цвета. Цветовые контра­сты. Подготовка доклада к защите проекта.

Практические работы

П/р :"Создание композиции в графическом редакторе"

Пр/р: «Разработка узора лоскутного изделия – прихватки».

Пр/р: «Изготовле­ние прихватки в технике пэчворк»

Пр/р «Соединение деталей лоскутной мозаики между собой"

Пр/р: «Обработка края прихватки».

Пр/р: Защита проекта.



Содержание программы 6 класса


ТЕХНОЛОГИИ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА (8 ч)

Оформление интерьера (8ч)

Основные теоретические сведения.

Правила техники безопасности в кабинете обслуживающего труда. Содержание курса технологии за 6 класс.

Планировка жилого дома. Экологичные ма­териалы. Зонирование помещений жилого дома. Композиция в интерьере: виды композиции, ритм.

Декоративное оформление интерьера (цвет, отделочные материалы, текстиль).

Использование комнатных растений в интерь­ере, их декоративная ценность и влияние на ми­кроклимат помещения.

Практическая работа

Пр/р: «Декоративное оформление интерьера»-презентация электронная»

Пр/р:«Пересадка комнатных растений»

Пр/р: "Выполнение проекта (эскиз комнаты с растениями)"

Пр/р: Творческий проект «Растения в интерьере комнаты».

КУЛИНАРИЯ (16ч)

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (4 ч)

Основные теоретические сведения. Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыб­ных продуктов моря. Возможности кулинарного использования рыбы разных видов. Технология и санитарные условия первичной и тепловой об­работки рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции.

Практические работы

Л/р:«Определение свежести рыбы»

Пр/р:«Приготов­ление блюда из рыбы»

Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Опреде­ление готовности блюд из рыбы.

Блюда из мяса и мясных продуктов (6 ч)

Основные теоретические сведения. Понятие о пищевой ценности мяса. Виды мяса и мясных продуктов. Технология подготовки мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Технология разделки и при­готовления блюд из птицы.

Практические работы

Пр/р:«Приготов­ление блюда из мяса»

Л/р:«Определение качества мясных блюд»

Пр/р :«Приготов­ление блюда из птицы»

Приготовление первых блюд (2 ч)

Основные теоретические сведения. Технология приготовления первых блюд. Классификация супов.

Практическая работа

Пр/р : «Приготов­ление заправочного супа»

Сервировка стола к обеду.Этикет (4 ч)

Основные теоретические сведения Понятие о калорийности продуктов. Прави­ла сервировки стола к обеду. Правила поведения за столом.

Практическая работа

Пр/р :«Сервировка стола к обеду»

Пр/р :«Творческий проект «Приготовление воскрес­ного обеда».

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (30 ч)

Элементы материаловедения (2ч)

Основные теоретические сведения. Текстильные материалы из химических волокон и их свойства. Способы получения химиче­ских волокон.

Практическая работа

Л/р: «Изучение свойств текстильных материалов из химиче­ских волокон"

Конструирование швейных изделий (6ч)

Основные теоретические сведения Виды плечевой одежды. Традиционная плече­вая одежда (национальный костюм). Конструиро­вание плечевой одежды. Общие правила снятия мерок для построения чертежа плечевой одежды.

Практические работы

Пр/р : «Сня­тие мерок для построения чертежа плечевого изделия».

Пр/р: «Построе­ние чертежа швейного изделия (в натураль­ную вели­чину)".

Пр/р: «Модели­рование плечевой одежды и подготов­ка выкроек к раскрою»

Швейные ручные работы (2 ч)

Основные теоретические сведения . Инструменты, приспособления для выпол­нения ручных работ. Правила и техника безо­пасности при работе со швейными иголками, булавками, ножницами. Ручные строчки и стеж­ки, виды ручных стежков и строчек. Размер стежков, ширина шва. Технические условия при выполнении ручных работ. Терминология ручных работ.

Практическая работа

Пр/р: «Изготовле­ние образ­цов ручных швов»

Элементы машиноведения (4 ч)

Основные теоретические сведения Машинные иглы: устройство, подбор, заме­на. Дефекты машинной строчки и их устранение. Уход за швейной машиной. Приспособления к швейной машине.

Практические работы

Пр/р : "Устранение дефектов машинной строчки"

Пр/р : «Вы­полнение образцов машинных швов».

Технология изготовления швейного изделия 8+Проект «Наряд для семейного обеда» (8ч)

Основные теоретические сведения Примерка швейного изделия и устранение де­фектов. Способы обработки проймы и горловины, застежек. Обработка плечевых, боковых срезов. Подготовка доклада к защите проекта.

Практические работы

Пр/р : «Подго­товка к примерке и примерка изделия»

Пр/р : Обработка среднего шва спин­ки, плече­вых и ниж­них срезов рукавов»

Пр/р : «Обработка горловины проектного изделия»

Пр/р : «Обработка боковых срезов»

Пр/р : «Обработка нижнего среза швей­ного изде­лия»

Пр/р: Защита про­екта «Наряд для семей­ного обеда»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (14 ч)

Вязание крючком и спицами (8 ч)

Творческий проект «Вяжем аксессуары крючком или спицами» (6 ч)

Основные теоретические сведения Ассортимент вязаных изделий в современной моде. Инструменты и материалы для вязания. Схемы для вязания, условные обозначения.

Практические работы

Пр/р : «Вязание полотна из столбиков без накида несколькими способами»

Пр/р : «Выполнение плотного вязания по кругу»

Пр/р :"Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями"

Пр/р :«Разработка схемы жаккардового узора»

Пр/р:"Выполне­ние проекта«Вяжем аксессуары крючком или спица­ми»

Подбор крючка и спиц в соответствии с пря­жей.



Содержание программы 7 класса

ТЕХНОЛОГИИ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА (Интерьер жилого дома) (8 ч)

Освещение жилого дома (2 ч)

Основные теоретические сведения

Основные типы ламп; типы и виды светильников; системы управления светом.

Систематизация, принципы размещения картин и коллекций в интерьере.

Практические работы

П/р: Выполнение электронной презентации «Освещение жилого дома»

П/ р:Выполнение эскизов размещение светильников, картин в интерьере жилого помещения.

Гигиена жилища (2 ч)

Основные теоретические сведения

Виды и последовательность уборки помещений, средства для уборки. Санитарно- гигиенические требования к уборке помещений. Со­временные бытовые приборы для уборки помещений; современные технологии и технические средства для создания микроклимата, их виды, назначение.

Практические работы

П/р: Составление плана генеральной уборки своей комнаты.

Творческий проект «Умный дом» (4 ч)

Основные теоретические сведения

Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности.

Практические работы

П/р: Выполнение проекта «Умный дом» в форме эскиза или презентации.

П/р: Подготовка к защите и защита проекта.

КУЛИНАРИЯ (16 ч)

Блюда из молока и кисломолочных продуктов (2 ч)

Основные теоретические сведения Пищевая ценность молока. Значение молока, мо­лочных и кисломолочных продуктов в питании челове­ка. Блюда из молока, молочных и кисломолочных про­дуктов. Виды тепловой обработки молока. Определение качества молока и молочных продуктов. Технология приготовления молочных супов и каш. Технология приготовления блюд из творога: сырников, вареников, запеканки.

Практическая работа

П/р: Приготовление молочной каши.

Изделия из теста (6 ч)

Основные теоретические сведения

Изделия из жидкого теста (блины, блинчики, ола­дьи, блинный пирог). Виды разрыхлителей. Технология приготовления изделий из жидкого теста.Виды теста и выпечки. Качество продуктов для выпечки, их функция в составе теста. Виды аромати­заторов теста. Оборудование, инструменты и приспо­собления, необходимые для приготовления различных видов теста.Технология приготовления изделий из пресного слоеного (готового или скороспелого) теста. Виды из­делий из слоеного теста.Технология приготовления изделий из песочного теста. Виды изделий из песочного теста. Способы фор­мования печенья из песочного теста.

Практические работы

П/р: Приготовление изделий из жидкого теста.

П/р: Приго­товление изделий из пресного слоеного теста.

П/р: Приго­товление изделий из песочного теста.

Л/р : «Определение качества молока и молочных продуктов»

Технология приготовления сладостей, десертов, на­питков (2 ч)

Основные теоретические сведения

Сладкие блюда в питании человека. Виды десер­тов. Сахар и его виды, заменители сахара, пищевая ценность.Технология приготовления цукатов. Десерты из шоколада и какао-порошка, технология приготовления «Шоколадных трюфелей».Различные сладкие блюда (безе, суфле, желе, мусс, самбук), технология их приготовления, подача готовых блюд. Продукты и желирующие вещества, используе­мые для приготовления сладких блюд.Сладкие напитки. Технология приготовления ком­пота, морса, киселя.

Практическая работа

П/р: Приготовление сладких блюд и напитков.

П/р: Сервировка сладкого стола.

Праздничный этикет (2 ч)

Основные теоретические сведения Составление меню сладкого стола. Правила пода­чи десерта. Эстетическое оформление стола. Правила использования столовых приборов при подаче десерта, торта, мороженого, фруктов. Правила этикета на торжественном приеме: при­глашение, поведение за столом.

Практическая работа

П/р: Разработка приглашения на торжество в редакторе Microsoft Word.

Творческий проект «Праздничный сладкий стол» (4 ч)

Основные теоретические сведения

Возможная проблемная ситуация. Разработка меню для праздничного сладкого стола. Расчет расхо­да продуктов. Выполнение эскизов украшения празд­ничного стола. Оформление сладких блюд и подача их к столу.

Практическая работа

П/р: Выполнение и защита проекта «Праздничный сладкий стол». Самооценка и оценка проекта.


СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МА­ТЕРИАЛОВ (28 ч)

Элементы материаловедения (2 ч)

Основные теоретические сведения

Текстильные материалы из волокон животного происхождения и их свойства. Технология производ­ства шерстяных и шелковых тканей. Виды и свойства шерстяных и шелковых тканей. Определение вида тка­ней по сырьевому составу. Ассортимент шерстяных и шелковых тканей.

Практическая работа

П/р: Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств.

Конструирование поясной одежды (6 ч)

Основные теоретические сведения Виды поясной одежды. Юбка в народном костю­ме. Виды тканей, используемых для пошива юбок. Конструкции юбки (прямая, клиньевая, коническая). Мерки, необходимые для построения основы чертежа прямой юбки. Правила снятия мерок для построения чертежа юбки. Правила построения основы чертежа прямой юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину (по своим меркам).

Способы моделирования прямой юбки. Выбор мо­дели с учетом особенностей фигуры. Моделирование юбки расширением к низу, со складками (односторон­ние складки, двусторонние (встречные) складки).

Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод или Интернета. Опре­деление индивидуального размера (российский и ев­ропейский размерный ряд). Чтение чертежа и перенос контура чертежа на кальку.

Практические работы

П/ р :«Снятие ме­рок и по­строение чертежа прямой юбки»

Л/р: «Определение сырьевого состава ткани и изучение их свойств»

П/р: «Построение чертежа юбки в натуральную вели­чину и по своим меркам»

П/р «Моделиро­вание и подготовка выкройки к раскрою»

П/р «Раскрой проектного изделия»

Технология ручных работ (2ч)

Основные теоретические сведения

Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника безопасности при работе с иголками, булавками, ножницами. Термино­логия ручных работ. Подшивание: прямыми, косыми, крестообразными стежками.

Практическая работа

П/ р :«Изготовление образцов ручных швов»

Технология машинных работ (2 ч)

Основные теоретические сведения Приспособления к швейной машине: лапки для пришивания пуговиц, потайной застежки-молнии, для потайного подшивания, лапка для обметывания петель. Приемы обработки среза изделия косой бейкой. Виды окантовочного шва: с закрытыми срезами, с открытым срезом. Безопасные приемы труда при работе на швей­ной машине.

Практическая работа

П/ р :«Изготовление образцов машинных швов»

Технология изготовления швейных изделий (4ч) + Творческий проект «Праздничный наряд» (12 ч)

Основные теоретические сведения Проектирование праздничного наряда: выбор луч­шей идеи (модели юбки) и обоснование.

Организация рабочего места для работ. После­довательность и приемы раскроя поясного швейного изделия. Подготовка ткани и выкройки к раскрою. Подготовка выкройки к раскрою. Раскрой изделия: правила раскладки выкроек на ткани, раскладка вы­кроек на ворсовой ткани, на ткани в клетку, в полоску, обмеловка, контрольные надсечки.

Обработка деталей кроя. Дублирование деталей с использованием флизелина, дублерина, клеевой прокладки. Сборка поясного швейного изделия. Технология обработки вытачек, складок. Технология притачива­ния застежки-молнии. Технология обработки боковых срезов, пояса, нижнего среза юбки. Влажно-тепловая обработка швейного изделия. Подготовка доклада к защите проекта.

Практические работы


П/ р :«"Выполне­ние эскиза проекта"

П/р:«Обработка складок, вытачек»

П/р: «Обработка нижнего среза юбки"

П/р:«Обработ­ка среднего (бокового) шва юбки с застежкой-молнией»

П/р: «Обработка верхне­го среза прямым притачным поясом».

П/р: "Влажно- тепловая обработка изделия."

П/р: Выполнение и защита проекта «Праздничный наряд». Самооценка и оценка проекта.



ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА (16 ч)

Ручная роспись тканей (4 ч)

Основные теоретические сведения

Виды росписи по ткани. Художественные особен­ности различных техник росписи по ткани. Материалы, инструменты, приспособления. Красители анилино­вые и на основе растительного сырья. Приемы росписи по ткани. Закрепление рисунка на ткани. Технология росписи по ткани «холодный батик».

Практические работы

П/р: «Выпол­нение эскизов для росписи ткани»

П/р: «Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика»

Вышивка (8 ч)

Основные теоретические сведения

Вышивка как один из древнейших видов декора­тивно-прикладного искусства в России. Вышивка в на­родном костюме. Применение вышивки в современном костюме, интерьере. Организация рабочего места для ручного шитья.Виды вышивки. Материалы и оборудование для вышивки. Виды ручных стежков (прямые, петлеобраз­ные, петельные, косые, крестообразные).Виды счетных швов (крест, гобеленовый, болгар­ский крест, хардангер).Виды вышивки по свободному контуру (гладьевые швы).Вышивка лентами: материалы, инструменты, при­способления. Приемы вышивки лентами.

Практические работы

П/р: «Выполне­ние образ­цов швов»

П/р: «Выполнение образца вышивки швом крест»

П/р:Выполнение образцов вышивки гладью.

П/ р: «Выполне­ние образца вышивки лентами»

Творческий проект «Подарок своими руками» (4 ч)

Основные теоретические сведения

Исследование проблемы, определение цели и задач проекта. Выбор техники выполнения проекта. Обос­нование проекта. Разработка технологической карты, расчет затрат на изготовление изделия. Подготовка к защите проекта, оценка и самооценка.

Практическая работа

П/ р :«Выполнение проекта «Подарок своими руками». Защита проекта.



Содержание программы 8 класса

СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА (7 ч)


Бюджет семьи

Теоретические сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Ми­нимальные и оптимальные потребности. Потребительская кор­зина одного человека и членов семьи.

Технология построения семейного бюджета. Доходы и рас­ходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи.

Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупки. Способы защиты прав потребителей.

Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей пред­принимательской деятельности для пополнения семейного бюд­жета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринима­тельской деятельности на основе анализа потребностей местно­го населения и рынка потребительских товаров.

Практические работы.

Лаб-Пр/р: «Бюджет семьи»

Лаб-пр/р: «Сертификат соответствия и штриховой код»

Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Анализ потребностей членов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учётом её состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг в це­лях минимизации расходов в бюджете семьи.

Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Изучение отдельных положений законодательства по правам потребителей.

Планирование возможной индивидуальной трудовой дея­тельности: обоснование объектов и услуг, примерная оценка доходности предприятия.


ТЕХНОЛОГИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА (5 ч)

Экология жилища 3 ч.

Теоретические сведения. Характеристика основных эле­ментов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Сис­тема безопасности жилища.

Лабораторно-практические и практические работы. Озна­комление с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в по­мещении.

Ознакомление с системой фильтрации воды (на лаборатор­ном стенде).

Изучение конструкции водопроводных смесителей.


Водоснабжение и канализация в доме 2 ч.

Теоретические сведения. Схемы горячего и холодного водо­снабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.

Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхо­да и стоимости расхода воды.

Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канали­зации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.

Лабораторно-практические и практические работы.

Лаб.-пр./р: " Определение расхода и стоимости горячей и холодной воды за месяц"

Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализа­ции в школе и дома.


ЭЛЕКТРОТЕХНИКА ( 6 ч)

Бытовые электроприборы (2ч)

Теоретические сведения. Применение электрической энер­гии в промышленности, на транспорте и в быту.

Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Виды электронагреватель­ных приборов. Электрическая и индукционная плиты на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и не­достатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Прави­ла безопасного пользования бытовыми электроприборами.

Устройство и принцип действия электрического фена для сушки волос.

Общие сведения о принципе работы, видах и правилах экс­плуатации стиральных машин-автоматов, электрических вытяж­ных устройств.

Электронные приборы: телевизоры, DVD-плееры, музыкаль­ные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение срока их служ­бы и поломка при скачках напряжения. Способы защиты прибо­ров от скачков напряжения.

Лабораторно-практические и практические работы. Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. Ознакомление с устройством и принципом действия стиральной машины-автомата, электрического фена. Изучение способов за­щиты электронных приборов от скачков напряжения.

Электромонтажные и сборочные технологии (2ч)

Теоретические сведения. Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источни­ков тока и приёмников электрической энергии. Условные графи­ческие изображения на электрических схемах.

Электротехнические устройства с элементами автоматики (2ч)

Теоретические сведения. Работа счётчика электрической энергии. Способы определе­ния расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учётом их мощности. Пути экономии электрической энергии.

Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с элементами автоматики.

Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромон­тажных работ.

Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и об­служиванием электротехнических и электронных устройств.

Лабораторно-практические и практические работы.. Определение рас­хода и стоимости электроэнергии за месяц. Ознакомление с уст­ройством и принципом работы бытового электрического утюга с элементами автоматики.


СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (4 ч)

Сферы производства и разделение труда (2 ч)

Теоретические сведения. Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия.

Влияние техники и технологий на виды, содержание и уро­вень квалификации труда. Уровни квалификации и уровни обра­зования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Понятие о профессии, специальности, квалификации и ком­петентности работника.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с деятельностью производственного предпри­ятия.

Анализ структуры предприятия и профессионального разде­ления труда.


Профессиональное образование и профессиональная карьера (2 ч)

Теоретические сведения. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального производст­ва и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъ­юнктура. Специальность, производительность и оплата труда.

Классификация профессий. Внутренний мир человека и про­фессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика про­фессиональной пригодности к выбранному виду профессио­нальной деятельности. Мотивы и ценностные ориентации само­определения.

Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Профессиограмма и психограмма профессии. Выбор по справочнику профес­сионального учебного заведения, характеристика условий посту­пления в него и обучения там.

Возможности построения карьеры в профессиональной дея­тельности.

Здоровье и выбор профессии.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному спра­вочнику с массовыми профессиями. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложе­ний работодателей на региональном рынке труда.

Поиск информации в различных источниках, включая Интер­нет, о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства. Составление плана физической подготовки к предполагаемой профессии.


ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (12 ч)

Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Проектирование как сфера про­фессиональной деятельности. Последовательность проектиро­вания. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта.

Практические работы. Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формиро­вание базы данных.

Разработка нескольких вариантов решения проблемы, вы­бор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК.

Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформ­ление пояснительной записки и проведение презентации.

Варианты творческих проектов: «Семейный бюджет», «Бизнес-план семейного предприятия», «Дом будущего», «Мой профессиональный выбор» и др.

Тематическое планирование



Разделы программы

Количество часов

5кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

Технологии домашнего хозяйства

3

3

4

5

Кулинария

14

14

12


Создание изделий из текстильных материалов

22

22

16


Художественные ремёсла

8

8

12


Проектирование и изготовление изделий.

21

21

24

2

Семейная экономика




7

Электротехника




4

Современное производство и профессиональное самоопределение




4

Технологии творческой и опытнической деятельности




12

Итого:

68

68

68

34



Тематическое планирование

6 класс

п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

1.

Технология домашнего хозяйства

8


Оформление интерьера

8

2.

Кулинария

16


Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

4


Блюда из мяса и мясных продуктов

6


Приготовление первых блюд

2


Сервировка стола к обеду. Этикет

4

3.

Создание изделий из текстильных материалов

30


Элементы материаловедения

2


Конструирование швейных изделий

6


Швейные ручные работы

2


Элементы машиноведения

4


Технология изготовления швейного изделия

8


Проект «Наряд для семейного обеда»

8

4.

Художественные ремесла

14


Вязание крючком и спицами

8


Творческий проект «Вязание аксессуаров крючком или спицами»

6

7 класс


п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

1.

Технологии домашнего хозяйства (Интерьер жилого дома)

8


Освещение жилого дома

2


Гигиена жилища

2


Творческий проект «Умный дом»

4

2.

Кулинария

16


Блюда из молока и молочных продуктов

2


Изделия из теста

6


Технология приготовления сладостей, десертов, напитков

2


Праздничный этикет

2


Творческий проект «Праздничный сладкий стол»

4

3.

Создание изделий из текстильных материалов

28


Элементы материаловедения

2


Конструирование поясной одежды

6


Технология ручных работ

2


Технология машинных работ

2


Технология изготовления швейного изделия

4


Творческий проект «Праздничный наряд»

12

4.

Художественные ремесла

16


Ручная роспись тканей

4


Вышивка

8


Творческий проект «Подарок своими руками»

4


8 класс

п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

1.

Семейная экономика

7

2.

Технология домашнего хозяйства

5


Экология жилища

3


Водоснабжение и канализация в доме

2

3.

Электротехника

6


Бытовые электроприборы

2


Электромонтажные и сборочные технологии

2


Электрические устройства с элементами автоматики

2

4.

Современное производство и профессиональное самоопределение

4


Сферы производства и разделение труда

2


Профессиональное образование и профессиональная карьера

2

5.

Технологии творческой и опытнической деятельности

12


Итого часов

34 часа


Опубликовано в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.