Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

0
0
Материал опубликован 28 August

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Елецкий колледж инновационных технологий»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГ.04 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности



23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог















Елец, 2024


Программа разработана на основе:


Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

Приказа Минобрнауки России от 22 апреля 2014 г. N 388 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» с учетом ПООП.


Организация-разработчик:

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Елецкий  колледж  инновационных технологий»


Разработчик:

Потанин Александр Геннадиевич, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности ГОБПОУ «ЕКИТ».















Рекомендовано

ЦМК общепрофессионального цикла

Согласовано

Методист

Председатель ЦМК

___________ Л. Н. Мартынова

______________С. Н. Мордосевич





СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





















1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 04, ОК 06, ОК 07, ПК 1. 3, ПК 2.2.


1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 04, ОК 06, ОК 07, ПК 1.3, ПК 2.2

- организовывать и прово­дить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилак­тические меры для снижения уровня опасностей различ­ного вида и их последствий в профессиональной дея­тельности и быту;

- использовать средства индивидуальной и коллек­тивной защиты от оружия массового поражения; при­менять первичные средства пожаротушения;

- ориентироваться в перечне военно-учетных специаль­ностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

- применять профессиональ­ные знания в ходе ис­полнения обязанностей военной службы на воин­ских должностях в соот­ветствии с полученной специальностью;

- владеть способами бескон­фликтного общения и саморегуляции в повсед­невной деятельности и экстремальных условиях;

- оказывать первую помощь пострадавшим.

- принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безо­пасности России;

- основных видов потенциальных опас­ностей и их последствия в про­фессиональной деятельности и быту, принципов снижения вероятности их реализации;

- основ военной службы и обороны государства;

- задач и основных мероприятия гражданской обороны;

- способов защиты населения от оружия массового поражения;

- мер пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- организации и порядка призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

- основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

- области применения получаемых про­фессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ. 04 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:


теоретическое обучение

45

практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1




2.2. Тематический план и содержание рабочей программы учебной дисциплины СГ. 04 Безопасность жизнедеятельности

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объём часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного  времени. Организация защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

18


Тема 1.1.

Нормативно-правовая база безопасности жизнедеятельности.

Содержание учебного материала

1


Цели и задачи дисциплины. Правовые основы организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

1


ОК 04,

ОК 06,

ОК 07,

ПК 1.3, ПК 2.2























Тема 1.2.

Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту.

Содержание учебного материала

4

Причины возникновения чрезвычайных ситуаций.

Правила поведения в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Действия населения при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Сигналы оповещения.

4

Тема 1.3.

Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного материала

4

Понятие устойчивости объекта экономики. Факторы, определяющие условия функционирования технических систем и бытовых объектов.

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России.

Организация мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в условиях чрезвычайной ситуации.

4

Тема 1.4.

Способы защиты населения от оружия массового поражения.

Содержание учебного материала

5

Виды оружия массового поражения. Средства защиты от оружия массового поражения.

Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения.

3

Практические занятия

Использование средств индивидуальной защиты

2

Тема 1.5.

Гражданская оборона.

Содержание учебного материала

4

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Мероприятия гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороной.

4

Раздел 2. Основы обороны государства.

13


Тема 2.1.

Национальная безопасность РФ.

Содержание учебного материала

4

ОК 04,

ОК 06,

ОК 07,

ПК 1.3, ПК 2.2

Национальные интересы РФ.

Принципы обеспечение военной безопасности.

Основы обороны государства.

Определение правовой основы военной службы.

4

Тема 2.2.

Основы противодействия экстремизму и терроризму.

Содержание учебного материала

4

Угрозы, вызываемые распространением идей экстремизма и терроризма.

Разновидности террористической деятельности.

2

Практические занятия

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.

2

Тема 2.3.

Вооруженные силы РФ – основа обороны государства.

Содержание учебного материала

5

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России.

Структура Вооруженных Сил.

Военная организация государства.

5

Раздел 3.  Первая помощь в чрезвычайных ситуациях.

16


Тема 3.1.

Общие правила оказания первой  помощи.

Содержание учебного материала

8

ОК 04,

ОК 06,

ОК 07,

ПК 1.3, ПК 2.2

Мероприятия первой помощи. Определение признаков жизни.

Помощь при потере сознания. Сердечно-легочная реанимация.

4

Практические занятия

Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей.

4

Тема 3.2.

Первая помощь при ранениях,

несчастных случаях и заболеваниях.

Содержание учебного материала

8

Ранения, кровотечения, повреждение мягких тканей, суставов, костей, их виды.

Отравления, их виды.

4

Практические занятия

Первая помощь при ожогах и отморожениях.

Способы остановки кровотечений.

Помощь при отравлениях.

4

Раздел 4. Основы военной службы.

20


Тема 4.1.

Особенности военной службы

Содержание учебного материала

4

ОК 04, ОК 06


Основы подготовки граждан к военной службе.

2

Практические занятия

Правовые основы военной службы. Порядок приведения к военной присяге.

2

Тема 4.2.

Общевоинские уставы.

Содержание учебного материала

6

Основные положения общевоинских уставов. Ответственность военнослужащих.

4

Практические занятия

Изучение армейских единиц, воинских званий, знаков различия военнослужащих.

2

Тема 4.3.

Огневая подготовка.


Содержание учебного материала

5

Изучение стрелкового оружия. Автомат Калашникова, снайперская винтовка Драгунова. Меры безопасности при обращении с оружием.

2

Практические занятия

Выполнение учебных стрельб.

Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Снаряжение магазина автомата патронами.

3

Тема 4.4.

Строевая подготовка.

Содержание учебного материала

5

Основные положения строевого устава

2

Практические занятия

Выполнение строевых приёмов с оружием, без оружия на месте и в движении. Одиночная строевая подготовка.

3

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1


Всего:

68



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГ. 04 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен

кабинет «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда», оснащенный оборудованием:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методической документации;
  • комплект учебно-наглядных пособий по Гражданской обороне;
  • комплект учебно-наглядных пособий по Основам военной службы;

измерительные приборы и оборудование:

  • Рентгенметр;
  • манекен-тренажер для реанимационных мероприятий;
  • общевойсковой защитный комплект (ОЗК);
  • общевойсковой противогаз или противогаз;
  • респиратор;
  • индивидуальный противохимический пакет;
  • ватно-марлевая повязка;
  • противопыльная тканевая маска;
  • медицинская сумка в комплекте;
  • носилки санитарные;
  • аптечка индивидуальная;
  • бинты;
  • жгуты кровоостанавливающие резиновые;
  • индивидуальные перевязочные пакеты;
  • косынки перевязочные;
  • шинный материал;
  • огнетушители порошковые (учебные);
  • огнетушители пенные (учебные);
  • огнетушители углекислотные (учебные);
  • устройство отработки прицеливания;
  • учебные автоматы;
  • винтовки пневматические;
  • технические средства обучения: компьютерное оборудование для рабочего места преподавателя, которое соответствует современным техническим требованиям, безопасности и надёжности, предусматривает возможность многофункционального использования и мультимедийное оборудование (проектор и проекционный экран).


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.


3.2.1. Основные печатные издания

1.Арустамов, Э.А., Косолапова, Н.В., Прокопенко, Н.А., Гуськов Г.В. Безопасности жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования.  – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 350 с.


3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1.Национальныйцентрмассового обучения навыкам первой помощи. ШколаВ.Г.Бубнова http://www.spas01.ru/problem/recommendations/#

2. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/

4. Статьи повыживанию в различных экстремальных условиях http://kombat.com.ua/stat.html

5.Официальный сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru.

6.Портал Академии Гражданской защиты: http://www.amchs.ru/portal.

7. Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка»http://www.narod. ru

8.Энциклопедия безопасности жизнедеятельности http://bzhde.ru


3.2.3. Дополнительные источники:

1. Основы военной службы: Учеб.пособие для студентов уч­реждений сред. проф. образования / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; Под общей ред. А.Т.Смирнова. — М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2004. — 240 с.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГ. 04 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Результаты обучения

Основные показатели оценки
результата

Методы оценки

умения:

– организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

– предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

– использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

– применять первичные средства пожаротушения;

– ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

– применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

– владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

– оказывать первую помощь пострадавшим

– уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

– уметь предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

– уметь использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

– уметь применять первичные средства пожаротушения;

– уметь ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

– уметь применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

– уметь владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

– уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

  • Тестирование
  • Устный опрос
  • Практическое занятие
  • Зачет
  • Контрольная работа
  • Выполнение индивидуальных заданий
  • Дифференцированный зачет


знания:

– принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе, в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;

– основных видов потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и быту, принципов снижения вероятности их реализации;

– основ военной службы и обороны государства;

– задач и основных мероприятий гражданской обороны;

– способов защиты населения от оружия массового поражения;

– мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах;

– организации и порядка призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;

– основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО;

– области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

– порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим

– знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе, в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;

– знать основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

– знать основы военной службы и обороны государства;

– знать задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

– знать способы защиты населения от оружия массового поражения;

– знать меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

– знать организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;

– знать основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО;

– знать область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

– знать порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим


​​​​​​​
Комментарии
Комментариев пока нет.