Рабочая программа учебной дисциплины Бизнес-планирование

0
0
Материал опубликован 23 October

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(ИАТЭ НИЯУ МИФИ)


ТЕХНИКУМ ИАТЭ НИЯУ МИФИ


Утверждено Ученый совет ИАТЭ НИЯУ МИФИ

Протокол №25.8 от 25.08.2025 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.11. бизнес-планирование


по специальности среднего профессионального образования


38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)



уровень образования базовая подготовка



Форма обучения

очная












Обнинск 2025



Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


Программу составил:

Гомырева Елена Витальевна, преподаватель Техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ



Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и экономических дисциплин

Протокол № 01 от «25» августа 2025г.


Председатель ПЦК

______________ Е.В.Гомырева

«25» августа 2025 г.



Составитель программы

__________________Е.В.Гомырева

«25» августа 2025г.























СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

6.ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

14

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

8. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

17

9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

17

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.11 «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»


Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» всеми образовательными учреждениями среднего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данным специальностям.

1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- роль и место бизнес-планирования в системе управления организацией (предприятием);

- сущность и структуру объектов планирования;

- формы планирования;

- виды и типы бизнес-планов;

- требования к разработке бизнес-планов;

- основные элементы стратегического планирования;

- назначение и структуру основных документов финансового плана;

- требования к основным документам финансового плана;

- технологию разработки финансового плана;

- основные технологические процессы в бизнес-планировании;

- виды моделей, применяемых при бизнес-планировании;

- основные этапы разработки финансовой модели бизнес-плана;

- оценку и анализ эффективности инвестиционных проектов;

- требования к оформлению бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- формулировать цели и определять стратегию предприятия;

- рассчитывать бюджет инвестиционных затрат;

- рассчитывать первичные и основные документы финансового плана;

- составлять техническое задание и календарный план на разработку бизнес-плана;

- применять методики оценки эффективности инвестиционных затрат для всего проекта и инвесторов;

- разрабатывать финансовую модель проекта;

- рассчитывать и анализировать основные показатели эффективности инвестиционных затрат с учетом ставки дисконтирования;

- рассчитывать и анализировать финансовые коэффициенты бизнес-плана;

- рассчитывать и определять факторы риска, показатели безубыточности проекта;

- уметь оформлять презентацию, инвестиционное предложение.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

всего – 92 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 6 часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


Результатом освоения программы дисциплины является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):


Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 4

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде




3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Тематический план дисциплины.


Коды компетенций

Наименования разделов дисциплины

Всего часов

(по плану)

Объем времени, отведенный на освоение дисциплины (междисциплинарного курса)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося (с преп.)

Самостоятельная работа обучающегося

Часы на контроль (ПАтт)

Всего,

часов

Лекции,

часов

Практические,

часов

Всего,

часов


Всего,

часов

1

2

3

4

5

6

7


ОК 1, ОК 4

1. Предприятие - объект предпринимательской деятельности

11

10

4

6


1

ОК 1, ОК 4

2. Товары и товарная политика предприятия

12

10

4

6

1

1

ОК 1, ОК 4

3. Рынок и маркетинг

12

10

4

6

1

1

ОК 1, ОК 4

4. План производства

12

10

4

6

1

1

ОК 1, ОК 4

5. Организационный план и менеджмент

10

8

4

4

1

1

ОК 1, ОК 4

6. Оценка рисков

18

16

4

12

1

1

ОК 1, ОК 4

7. Финансовое планирование

9

8

4

4

1


ОК 1, ОК 4

8. Планирование инвестиций

6

6

2

4



ОК 1, ОК 4

Зачет с оценкой

2

2

2





Всего

92

80

32

48

6

6












3.2. Содержание обучения по дисциплине.


Наименование разделов дисциплины

Содержание раздела дисциплины

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

1. Предприятие — объект предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала

Сущность предприятия и организационно-правовые формы хозяйствования. 1.2. Процесс разработки бизнес-плана. 1.3. Обоснование выбора месторасположения предприятия. 1.4. Существующий потенциал и возможности предприятия (фирмы). 1.5. Разработка хозяйственной стратегии и определение цели бизнес-проекта. 1.6. Новые методы планирования и проектирования бизнеса. Вопросы к главе 1. 1.7. Рекомендации, примеры, тесты

Самостоятельная работа обучающихся

Практическая работа № 1. Определение разделов бизнес-плана инвестиционного проекта

10

ОК 1, ОК 4

2. Товары и товарная политика предприятия

Содержание учебного материала

2.1. Товарная политика предприятия. 2.2. Качество и конкурентоспособность продукции. 2.3. Измерение качества и конкурентоспособности продукции. 2.4. Система управления качеством. 2.5. Сертификация продукции. Вопросы к главе 2. 2.6. Рекомендации, тесты, задачи

Самостоятельная работа обучающихся

Практическая работа №2 Факторы, влияющие на деятельность предприятия (SWOT-анализ.)

10

ОК 1, ОК 4

3. Рынок и маркетинг

Содержание учебного материала

3.1. Сущность современного маркетинга и задачи предприятия. 3.2. Анализ рынков сбыта. 3.3. Прогноз объема сбыта и планирование продаж. Вопросы к главе 3. 3.4. Рекомендации, примеры, тесты, задачи

Самостоятельная работа обучающихся

Практическая работа №3 Составление плана маркетинга

10

ОК 1, ОК 4

4. План производства

Содержание учебного материала

4.1. Альтернатива выбора производственной программы. 4.2. Планирование и обоснование производственной мощности предприятия. 4.3. Планирование оборотных средств. Вопросы к главе 4. 4.4. Рекомендации, тесты, задачи

Самостоятельная работа обучающихся

Практическая работа № 4 Формирования плана производства продукции

8

ОК 1, ОК 4

5. Организационный план и менеджмент

Содержание учебного материала

5.1. Организационная структура предприятия. 5.2. Совершенствование организационной структуры предприятия на современном этапе. 5.3. Персонал предприятия. 5.4. Производительность труда. 5.5. Оценка и нормирование труда. 5.6. Оплата и стимулирование труда. Вопросы к главе 5. 5.7. Рекомендации, тесты, задачи

Самостоятельная работа обучающихся

Практическая работа №5 Составление организационного плана

8

ОК 1, ОК 4

6. Оценка рисков

Содержание учебного материала

6.1. Понятие и виды рисков в предпринимательстве. 6.2. Оценка риска. 6.3. Анализ рисков и вероятности банкротства. 6.4. Методы снижения рисков. Вопросы к главе 6. 6.5. Рекомендации, примеры, тесты, задачи

Самостоятельная работа обучающихся

Практическая работа №6 Разработка по снижению рисков.

Практическая работа №7 Страхования как передача ответственности за риск.

Практическая работа №8 Оценка рисков и страхования при разработке бизнес- плана

16

ОК 1, ОК 4

7. Финансовое планирование

Содержание учебного материала

7.1. Долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование. 7.2. Финансово-экономические показатели деятельности предприятия. 7.3. Доход от основной деятельности предприятия и его планирование. 7.4. Планирование прибыли и ее распределение. 7.5. Оценка финансового состояния. Вопросы к главе 7. 7.6. Примеры, задачи и рекомендации к составлению раздела бизнес-плана. 7.7. Тесты, задачи и решения

Самостоятельная работа обучающихся

Практическая работа №9. Формирование финансового плана предприятия

8

ОК 1, ОК 4

8. Планирование инвестиций

Содержание учебного материала

8.1. Сущность, классификация и структура инвестиций. 8.2. Методы финансирования инвестиций. 8.3. Бизнес-план и фазы инвестиционного проекта. 8.3.1 Критерии и методы оценки эффективности инвестиционных проектов. 8.3.2 Финансовая и экономическая оценка инвестиционного проекта. 8.3.3. Управление проектом. Вопросы к главе 8. 8.4. Рекомендации, тесты, задачи

Самостоятельная работа обучающихся

Практическая работа №10 Определение финансово-экономических показателей деятельности фирмы

6

ОК 1, ОК 4

9. Зачет с оценкой


2

ОК 1, ОК 4

Всего

80



4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия специального учебного кабинета экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- комплект мебели по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные пособия: плакаты, планшеты по темам;

- методические материалы по дисциплине: раздаточные материалы по темам практических заданий;

- справочная литература и периодические издания по темам.

Технические средства:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор.


4.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

4.2.1 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.

Основная учебная литература:

Сергеев, А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 475 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10216-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442446

Дополнительная учебная литература:

1. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. – М.: Машиностроение, 2023.

2. Идрисов А.Б., Картышев С.В, Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Филин, 2023.

3. Качалин В.В.. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. – М.: Дело, 2023.

4. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. – М.: Инфра-М, 2024.

5. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование. – М.: РДЛ. 2021.

6. К.В. Пивоваров. Бизнес-планирование. – М.: Маркетинг, 2024.

7. Уткин Э.А., Котляр Б.А, Рапопорт Б.М. Бизнес-планирование. – М.: ЭКМОС, 2024.

8. Поляков О.В. Бизнес-планирование. – М,: МЭСИ, 2024.

4.2.2 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

1. Образовательная платформа Юрайт urait.ru

2. Электронно-библиотечная система «Издательство Лань» (www.lanbook.com).

3. Электронно-библиотечная система НИЯУ МИФИ (www.library.mephi.ru).


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.

Программа дисциплины обеспечивается учебно-методической документацией по всем разделам.

Реализация компетентного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Реализация программы дисциплины обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.

Итоговая аттестация по дисциплине – дифференцированный зачет.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


Результаты

(освоенных компетенций)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Успешное освоение программы дисциплины; деятельность, направленная на овладение профессиональными компетенциями соответствии с квалификационными требованиями по специальности

Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины

ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Планирование информационного поиска в соответствии с поставленной задачей

Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины


6.ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.


№/п

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

1

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определённой учебно-практической, учебно-исследовательской темы.

Темы для докладов

2.

Контрольная работа

Письменные ответы на поставленные вопросы по теме контрольной работы (тесты, практические задания)

Контрольные работы по темам в печатном виде

3.

Практическая работа

Письменные ответы на задания, путем анализа, описания, составления схем, заполнения таблиц

Варианты практических работ в печатном виде по темам

4.

Зачет с оценкой

Собеседование с преподавателем по вопросам темы

Вопросы для подготовки к зачету



7. Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Вид учебных занятий

Организация деятельности студента

Лекция

Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.

На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.

Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.

Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе.


Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

углубление и расширение теоретических знаний;

формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;

формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:

цель и содержание задания;

сроки выполнения;

ориентировочный объем работы;

основные требования к результатам работы и критерии оценки;

возможные типичные ошибки при выполнении.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

просматривать основные определения и факты;

повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;

изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств.

Зачет с оценкой

При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.


8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине.


Интерактивная оболочка для комплексного изучения предмета «Бизнес-планирование» содержащая компьютерная демонстрационные материалы:

1. Библиографические данные ученых, определяющих развитие экономической науки.

2. Интерактивные модели.

3. Учебные видеоматериалы.


9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ

9.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по междисциплинарному курсу


Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий, самостоятельной и внеаудиторной работы студентов.

Аудиторные занятия включают:

− лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса;

− проверочные работы, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами навыков самостоятельной и коллективной работы.

Самостоятельная работа студентов предназначена для работы по закреплению теоретического курса и практических навыков курса; по изучению дополнительных разделов.

Внеаудиторная работа студентов вне рамок программы по плану работы кабинета с целью привития интереса к процессу обучения и будущей профессии.



Разработчик:

Гомырева Елена Витальевна, преподаватель техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ


3


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.