Рабочая программа учебной дисциплины Бизнес-планирование
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
– филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
(ИАТЭ НИЯУ МИФИ)
ТЕХНИКУМ ИАТЭ НИЯУ МИФИ
Утверждено Ученый совет ИАТЭ НИЯУ МИФИ
Протокол №25.8 от 25.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11. бизнес-планирование
по специальности среднего профессионального образования
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
уровень образования базовая подготовка
Форма обучения
очная |
|
Обнинск 2025
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Программу составил:
Гомырева Елена Витальевна, преподаватель Техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и экономических дисциплин
Протокол № 01 от «25» августа 2025г.
Председатель ПЦК
______________ Е.В.Гомырева
«25» августа 2025 г.
Составитель программы
__________________Е.В.Гомырева
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
6.ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ | 14 |
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
8. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ | 17 |
9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ | 17 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» всеми образовательными учреждениями среднего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данным специальностям.
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- роль и место бизнес-планирования в системе управления организацией (предприятием);
- сущность и структуру объектов планирования;
- формы планирования;
- виды и типы бизнес-планов;
- требования к разработке бизнес-планов;
- основные элементы стратегического планирования;
- назначение и структуру основных документов финансового плана;
- требования к основным документам финансового плана;
- технологию разработки финансового плана;
- основные технологические процессы в бизнес-планировании;
- виды моделей, применяемых при бизнес-планировании;
- основные этапы разработки финансовой модели бизнес-плана;
- оценку и анализ эффективности инвестиционных проектов;
- требования к оформлению бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- формулировать цели и определять стратегию предприятия;
- рассчитывать бюджет инвестиционных затрат;
- рассчитывать первичные и основные документы финансового плана;
- составлять техническое задание и календарный план на разработку бизнес-плана;
- применять методики оценки эффективности инвестиционных затрат для всего проекта и инвесторов;
- разрабатывать финансовую модель проекта;
- рассчитывать и анализировать основные показатели эффективности инвестиционных затрат с учетом ставки дисконтирования;
- рассчитывать и анализировать финансовые коэффициенты бизнес-плана;
- рассчитывать и определять факторы риска, показатели безубыточности проекта;
- уметь оформлять презентацию, инвестиционное предложение.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
всего – 92 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 6 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Результатом освоения программы дисциплины является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 4 | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
3.1. Тематический план дисциплины.
Коды компетенций | Наименования разделов дисциплины | Всего часов (по плану) | Объем времени, отведенный на освоение дисциплины (междисциплинарного курса) | ||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося (с преп.) | Самостоятельная работа обучающегося | Часы на контроль (ПАтт) | |||||
Всего, часов | Лекции, часов | Практические, часов | Всего, часов | Всего, часов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
ОК 1, ОК 4 | 1. Предприятие - объект предпринимательской деятельности | 11 | 10 | 4 | 6 | | 1 |
ОК 1, ОК 4 | 2. Товары и товарная политика предприятия | 12 | 10 | 4 | 6 | 1 | 1 |
ОК 1, ОК 4 | 3. Рынок и маркетинг | 12 | 10 | 4 | 6 | 1 | 1 |
ОК 1, ОК 4 | 4. План производства | 12 | 10 | 4 | 6 | 1 | 1 |
ОК 1, ОК 4 | 5. Организационный план и менеджмент | 10 | 8 | 4 | 4 | 1 | 1 |
ОК 1, ОК 4 | 6. Оценка рисков | 18 | 16 | 4 | 12 | 1 | 1 |
ОК 1, ОК 4 | 7. Финансовое планирование | 9 | 8 | 4 | 4 | 1 | |
ОК 1, ОК 4 | 8. Планирование инвестиций | 6 | 6 | 2 | 4 | | |
ОК 1, ОК 4 | Зачет с оценкой | 2 | 2 | 2 | | | |
| Всего | 92 | 80 | 32 | 48 | 6 | 6 |
3.2. Содержание обучения по дисциплине.
Наименование разделов дисциплины | Содержание раздела дисциплины | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Предприятие — объект предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала Сущность предприятия и организационно-правовые формы хозяйствования. 1.2. Процесс разработки бизнес-плана. 1.3. Обоснование выбора месторасположения предприятия. 1.4. Существующий потенциал и возможности предприятия (фирмы). 1.5. Разработка хозяйственной стратегии и определение цели бизнес-проекта. 1.6. Новые методы планирования и проектирования бизнеса. Вопросы к главе 1. 1.7. Рекомендации, примеры, тесты Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа № 1. Определение разделов бизнес-плана инвестиционного проекта | 10 | ОК 1, ОК 4 |
2. Товары и товарная политика предприятия | Содержание учебного материала 2.1. Товарная политика предприятия. 2.2. Качество и конкурентоспособность продукции. 2.3. Измерение качества и конкурентоспособности продукции. 2.4. Система управления качеством. 2.5. Сертификация продукции. Вопросы к главе 2. 2.6. Рекомендации, тесты, задачи Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа №2 Факторы, влияющие на деятельность предприятия (SWOT-анализ.) | 10 | ОК 1, ОК 4 |
3. Рынок и маркетинг | Содержание учебного материала 3.1. Сущность современного маркетинга и задачи предприятия. 3.2. Анализ рынков сбыта. 3.3. Прогноз объема сбыта и планирование продаж. Вопросы к главе 3. 3.4. Рекомендации, примеры, тесты, задачи Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа №3 Составление плана маркетинга | 10 | ОК 1, ОК 4 |
4. План производства | Содержание учебного материала 4.1. Альтернатива выбора производственной программы. 4.2. Планирование и обоснование производственной мощности предприятия. 4.3. Планирование оборотных средств. Вопросы к главе 4. 4.4. Рекомендации, тесты, задачи Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа № 4 Формирования плана производства продукции | 8 | ОК 1, ОК 4 |
5. Организационный план и менеджмент | Содержание учебного материала 5.1. Организационная структура предприятия. 5.2. Совершенствование организационной структуры предприятия на современном этапе. 5.3. Персонал предприятия. 5.4. Производительность труда. 5.5. Оценка и нормирование труда. 5.6. Оплата и стимулирование труда. Вопросы к главе 5. 5.7. Рекомендации, тесты, задачи Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа №5 Составление организационного плана | 8 | ОК 1, ОК 4 |
6. Оценка рисков | Содержание учебного материала 6.1. Понятие и виды рисков в предпринимательстве. 6.2. Оценка риска. 6.3. Анализ рисков и вероятности банкротства. 6.4. Методы снижения рисков. Вопросы к главе 6. 6.5. Рекомендации, примеры, тесты, задачи Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа №6 Разработка по снижению рисков. Практическая работа №7 Страхования как передача ответственности за риск. Практическая работа №8 Оценка рисков и страхования при разработке бизнес- плана | 16 | ОК 1, ОК 4 |
7. Финансовое планирование | Содержание учебного материала 7.1. Долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование. 7.2. Финансово-экономические показатели деятельности предприятия. 7.3. Доход от основной деятельности предприятия и его планирование. 7.4. Планирование прибыли и ее распределение. 7.5. Оценка финансового состояния. Вопросы к главе 7. 7.6. Примеры, задачи и рекомендации к составлению раздела бизнес-плана. 7.7. Тесты, задачи и решения Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа №9. Формирование финансового плана предприятия | 8 | ОК 1, ОК 4 |
8. Планирование инвестиций | Содержание учебного материала 8.1. Сущность, классификация и структура инвестиций. 8.2. Методы финансирования инвестиций. 8.3. Бизнес-план и фазы инвестиционного проекта. 8.3.1 Критерии и методы оценки эффективности инвестиционных проектов. 8.3.2 Финансовая и экономическая оценка инвестиционного проекта. 8.3.3. Управление проектом. Вопросы к главе 8. 8.4. Рекомендации, тесты, задачи Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа №10 Определение финансово-экономических показателей деятельности фирмы | 6 | ОК 1, ОК 4 |
9. Зачет с оценкой | | 2 | ОК 1, ОК 4 |
Всего | 80 | | |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия специального учебного кабинета экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект мебели по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия: плакаты, планшеты по темам;
- методические материалы по дисциплине: раздаточные материалы по темам практических заданий;
- справочная литература и периодические издания по темам.
Технические средства:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор.
4.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
4.2.1 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.
Основная учебная литература:
Сергеев, А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 475 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10216-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442446
Дополнительная учебная литература:
1. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. – М.: Машиностроение, 2023.
2. Идрисов А.Б., Картышев С.В, Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Филин, 2023.
3. Качалин В.В.. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. – М.: Дело, 2023.
4. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. – М.: Инфра-М, 2024.
5. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование. – М.: РДЛ. 2021.
6. К.В. Пивоваров. Бизнес-планирование. – М.: Маркетинг, 2024.
7. Уткин Э.А., Котляр Б.А, Рапопорт Б.М. Бизнес-планирование. – М.: ЭКМОС, 2024.
8. Поляков О.В. Бизнес-планирование. – М,: МЭСИ, 2024.
4.2.2 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):
1. Образовательная платформа Юрайт urait.ru
2. Электронно-библиотечная система «Издательство Лань» (www.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система НИЯУ МИФИ (www.library.mephi.ru).
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.
Программа дисциплины обеспечивается учебно-методической документацией по всем разделам.
Реализация компетентного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Реализация программы дисциплины обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.
Итоговая аттестация по дисциплине – дифференцированный зачет.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
6.ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.
№/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
1 | Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определённой учебно-практической, учебно-исследовательской темы. | Темы для докладов |
2. | Контрольная работа | Письменные ответы на поставленные вопросы по теме контрольной работы (тесты, практические задания) | Контрольные работы по темам в печатном виде |
3. | Практическая работа | Письменные ответы на задания, путем анализа, описания, составления схем, заполнения таблиц | Варианты практических работ в печатном виде по темам |
4. | Зачет с оценкой | Собеседование с преподавателем по вопросам темы | Вопросы для подготовки к зачету |
7. Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины.
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана. На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс. Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала. Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. |
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося. Цели самостоятельной работы: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу; развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики. Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается: цель и содержание задания; сроки выполнения; ориентировочный объем работы; основные требования к результатам работы и критерии оценки; возможные типичные ошибки при выполнении. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме. Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны: просматривать основные определения и факты; повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы; изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов; самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях; использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств. |
Зачет с оценкой | При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др. |
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине.
Интерактивная оболочка для комплексного изучения предмета «Бизнес-планирование» содержащая компьютерная демонстрационные материалы:
1. Библиографические данные ученых, определяющих развитие экономической науки.
2. Интерактивные модели.
3. Учебные видеоматериалы.
9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ
9.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по междисциплинарному курсу
Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий, самостоятельной и внеаудиторной работы студентов.
Аудиторные занятия включают:
− лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса;
− проверочные работы, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами навыков самостоятельной и коллективной работы.
Самостоятельная работа студентов предназначена для работы по закреплению теоретического курса и практических навыков курса; по изучению дополнительных разделов.
Внеаудиторная работа студентов вне рамок программы по плану работы кабинета с целью привития интереса к процессу обучения и будущей профессии.
Разработчик:
Гомырева Елена Витальевна, преподаватель техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ
3