Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.16. Бизнес-планирование*
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (укрупненная группа специальностей 38.00.00 Экономика и управление).
Организация-разработчик: ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий
Разработчики:
Арасланова О.А., преподаватель высшей категории
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.16. Бизнес-планирование разработана на основе ОПОП специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), прошедшей техническую и содержательную экспертизу Республиканского экспертного Совета по профессиональному образованию ГОУ «РУНМЦ МО РБ»,
протокол № 03/11 от 30.06.2011 г.
Рассмотрено на заседании методического совета ГАПОУ СКСиПТ,
протокол № 10 от 27.06.2017.
Утверждено на заседании педагогического совета ГАПОУ СКСиПТ,
протокол № 7 от 30 июня 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
4 |
|
6 |
|
10 |
|
12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Бизнес-планирование
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 23369 Кассир, 20336 Бухгалтер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;
использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования;
использовать вычислительную технику для обработки плановой информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
роль и место бизнес-планирования в области управления финансами и инвестиционными проектами;
структуру и функции бизнес-планов;
требования инвесторов к разработке бизнес-планов;
методику бизнес-планирования;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию.
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны формироваться элементы следующих общих и профессиональных компетенций:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 4.1. |
Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. |
ПК 4.2. |
Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. |
ПК 4.3. |
Составлять налоговые декларации, отчеты по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу(ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки. |
ПК 4.4. |
Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. |
OK 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОКЗ. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. |
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
16 |
контрольные работы |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16 |
в том числе: |
|
индивидуальное проектное задание: составление учебного проекта «Бизнес-план» |
14 |
проведение аналитического исследования |
2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Бизнес-планирование
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Введение в бизнес - планирование |
6 |
|||
Тема 1.1. Бизнес – планирование как элемент экономической политики организации (предприятия) |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Роль, место и значение бизнес-планирования в профессиональной деятельности и управлении организацией (предприятием). (ОК 1) |
1 |
||
2 |
Сущность и структура объектов планирования в организации, возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений.. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: |
1 |
|||
Проведение аналитического исследования о ценности и необходимости бизнес-планирования в современных условиях |
||||
Тема 1.2. Структура и функции бизнес - плана |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Формы планирования и факторы, влияющие на выбор форм планирования.. |
1 |
||
2 |
Основные виды и типы бизнес-планов. |
1 |
||
3 |
Структура, функции и содержание разделов бизнес-планов. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|||
Проведение аналитического исследования по выбранным источникам информации по теме: Информационное обеспечение бизнес-планирования. (ОК 4.1/2). |
||||
Раздел 2. Основные элементы бизнес - планирования |
12 |
|||
Тема 2.1. Стратегическое и инвестиционное планирование |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Понятие и экономическое содержание стратегического планирования. Понятие и классификация стратегий. Цели организации (предприятия). Инвестиционный план. Диаграмма GANTT. Бюджет инвестиционных затрат. |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
|||
Составление целей и плана инвестиционных мероприятий в индивидуальном проекте «Бизнес-план» |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
2 |
|||
Выполнение фрагмента индивидуального задания: определение задач учебного проекта «Бизнес-план» (ОК 2.1/2) |
||||
Тема 2.2. Финансовое планирование |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Назначение и структура основных документов финансового плана, международные стандарты финансовой отчетности (IAS и GAAP). (ПК 4.1-4.3) |
2 |
||
2 |
Технология финансового планирования: методика расчетов и структура основных документов финансового плана (план прибылей и убытков, план движения денежных средств, план балансов, план распределения прибыли). (ПК 4.1-4.3) |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
|||
Выполнение расчета первичных планов и потоков денежных средств (план продаж, план производства, план затрат на материалы, план затрат на сдельную заработную плату, план прочих прямых затрат, план коммерческих затрат, план затрат на управление). |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
2 |
|||
Выполнение расчета фрагментов первичных планов и потоков денежных средств с использованием СПС «Консультант+» (ОК 5) |
||||
Раздел 3. Технология бизнес - планирования |
28 |
|||
Тема 3.1. Моделирование бизнес - процессов |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Основные технологические процессы бизнес-планирования. |
2 |
||
2 |
Назначение программ серии Expert (Audit Expert, Sales Expert, Marketing Expert, Forecast Expert, Project Expert) |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
|||
Составление модели бизнес – процессов для предприятия, разработка календарного плана в системе Project Expert (ОК 3.1/1) |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
2 |
|||
Составление фрагментов учебного проекта «Бизнес –план»: «Финансовой модели» и определение «Дефицита денежных средств» в системе Project Expert (ОК 4.1/2), (5) Поиск информации о новых технологиях для разработки бизнес-планов (9) |
||||
Тема 3.2.. Финансовое моделирование и стратегия финансирования проекта в системе Project Expert |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Технология составления разделов бизнес-плана, влияние условий оплаты, инфляции и налогообложения на результаты расчетов. (ПК.4.3) |
2 |
||
2 |
Методы контроля правильности построения финансовой модели. |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
|||
Составление фрагментов учебного проекта «Бизнес –план : «Стратегии финансирования» в системе Project Expert с обсуждением и анализом разделов, (ОК 7). (ОК 6.1/3) |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
2 |
|||
Составление фрагмента учебного проекта «Бизнес-план» (отчет) в системе Project Expert. |
||||
Тема 3.3. Анализ результатов и оценка рисков проектов |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов: оценка и анализ ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости и рентабельности и т.д., анализ безубыточности, статистический и сценарный анализ. (ПК 4.4.) |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
|||
Определение ставки дисконтирования, выполнение расчетов в системе Project Expert, анализ интегральных показателей учебного проекта и принятие решения об инвестировании учебного проекта |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
2 |
|||
Распечатка исходных данных, основных документов финансового плана, необходимых таблиц детализации, графиков и т.д. и проведение их анализа. Принятие решения: «Стоит ли оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность учебного проекта?» |
||||
Тема 3.4. Оформление бизнес – плана, презентации и инвестиционные предложения |
Содержание учебного материала |
1 |
||
1 |
Оформление разделов бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения. |
2 |
||
Практические занятия |
4 |
|||
Составление выводов по фрагментам учебного проекта «Бизнес-план » |
||||
Представление учебного проекта «Бизнес-план» |
||||
Контрольная работа |
2 |
|||
Технология бизнес - планирования |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
6 |
|||
Подготовка «краткого текста презентации» для защиты учебного проекта «Бизнес-план». Составление «краткого инвестиционного предложения» потенциальным инвесторам по учебному проекту «Бизнес-план». |
||||
Дифференцированный зачет |
выполнение стандартизированных тестовых заданий по всему курсу диcциплины |
1 |
||
Всего |
48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебных кабинетов «Социально-экономических дисциплин», «Информационных технологий в профессиональной деятельности».
Оборудование учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Бизнес-планирование»;
-калькуляторы.
Оборудование учебного кабинета «Информационные технологии в профессиональной деятельности»:
-компьютеры с лицензионным программным обеспечением,
-принтер, сканер,
-модем (спутниковая система),
-мультивидеопроектор,
-интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гомола А.И., Жанин П.А. Бизнес-планирование: учебное пособие для ССУЗ. - М.: Академия, 2015.-144с.
Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2014.-416c.
Романова М.В. Бизнес-планирование: учебн. пособие.- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015-240 с.
Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия: учеб. пособие для ССУЗ). – М.: Экономистъ, 2014.-241 с.
Интернет-ресурсы
Электронный учебник «Экономика организации (предприятия)» http://www.e-college.ru/education/lib/abc.htm/
Электронный учебник «Основы маркетинга» http://www.e-college.ru/education/lib/abc.htm/
Дополнительные источники:
Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.-272с.
Бизнес-план инвестиционного проекта. / Практическое пособие. Под ред. Иванниковой И.А М.: "Экспертное бюро — М", 2011.- 112 с.
Кудина М.В. Основы экономики: учебник для ССУЗ. - М.: ИД ФОРУМ:ИНФРА-М, 2012. - 352с. - (Профессиональное образование)
Липсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха – М.: Машиностроение,2013.-217с.
Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб./ под.ред. И.В.Сергеева. -3-е изд., перераб. И доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 560 с.
Циферблат Л. Ф. Бизнес-план: работа над ошибками. М.: Финансы и статистика, 2011 144 с.
Экономика предприятия: учеб. пособие для ССУЗ. \ под ред. Кнышова. Панфилова. - М., 2011.-415 с.
Экономика строительной отрасли: учебник для ССУЗ. \ Н.И. Бакушева и др. - М.: Академия, 2010. – 244с.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: |
|
составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу; |
Оценка продукта учебной деятельности (выполненных документов – бизнес-планов) по критериям (в соответствии с методологией, типом и размером организации, характером выпускаемой продукции, отсутствие расчетных ошибок) на дифференцированном зачете |
использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования; |
Оценка результатов формализованного наблюдения за деятельностью обучающегося по критериям (принятая методология, отсутствие расчетных ошибок) на практическом занятии |
использовать вычислительную технику для обработки плановой информации. |
Оценка результатов формализованного наблюдения за деятельностью обучающегося по критериям на практическом занятии |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: |
|
роль и место бизнес-планирования в области управления финансами и инвестиционными проектами; |
Сопоставление результатов стандартизированного тестирования с эталоном на дифференцированном зачете |
структуру и функции бизнес-планов; |
|
требования инвесторов к разработке бизнес-планов; |
|
методику бизнес-планирования; |
|
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию |
Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Приложение
к рабочей программе учебной дисциплины
Бизнес-планирование*
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели результатов подготовки |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
3 |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: |
||
составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу; |
Бизнес-план на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу составлен в соответствии с методологией, типом и размером организации, характером выпускаемой продукции, расчетные ошибки отсутствуют |
Оценка продукта учебной деятельности (выполненных документов – бизнес-планов) по критериям на дифференцированном зачете |
использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования; |
Изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования использованы в соответствии с методологией при выполнении задания, расчетные ошибки отсутствуют |
Оценка результатов формализованного наблюдения за деятельностью обучающегося по критериям на практическом занятии |
использовать вычислительную технику для обработки плановой информации. |
Плановая информация обработана с использованием вычислительной техники |
Оценка результатов формализованного наблюдения за деятельностью обучающегося по критериям на практическом занятии |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: |
||
роль и место бизнес-планирования в области управления финансами и инвестиционными проектами; |
Называет роль и место бизнес-планирования в области управления финансами и инвестиционными проектами |
Сопоставление результатов стандартизированного тестирования с эталоном на дифференцированном зачете |
структуру и функции бизнес-планов; |
Перечисляет элементы структуры бизнес-плана, перечисляет функции бизнес-планирования |
|
требования инвесторов к разработке бизнес-планов; |
Перечисляет требования инвесторов к разработке бизнес-планов |
|
методику бизнес-планирования; |
Формулирует методику бизнес-планирования, выделяет цели, задачи, этапы бизнес-планирования |
|
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию; |
Перечисляет базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию, дает их характеристику, особенности применения |