12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга68
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак
1

Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование»

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.16. Бизнес-планирование*

2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (укрупненная группа специальностей 38.00.00 Экономика и управление).

Организация-разработчик: ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий

Разработчики:

Арасланова О.А., преподаватель высшей категории

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.16. Бизнес-планирование разработана на основе ОПОП специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), прошедшей техническую и содержательную экспертизу Республиканского экспертного Совета по профессиональному образованию ГОУ «РУНМЦ МО РБ»,

протокол № 03/11 от 30.06.2011 г.

Рассмотрено на заседании методического совета ГАПОУ СКСиПТ,

протокол № 10 от 27.06.2017.

Утверждено на заседании педагогического совета ГАПОУ СКСиПТ,

протокол № 7 от 30 июня 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ
 

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Бизнес-планирование

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 23369 Кассир, 20336 Бухгалтер.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;

использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования;

использовать вычислительную технику для обработки плановой информации.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

роль и место бизнес-планирования в области управления финансами и инвестиционными проектами;

структуру и функции бизнес-планов;

требования инвесторов к разработке бизнес-планов;

методику бизнес-планирования;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию.

В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны формироваться элементы следующих общих и профессиональных компетенций:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1.

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2.

Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3.

Составлять налоговые декларации, отчеты по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу(ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4.

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

OK 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОКЗ.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

 

лабораторные работы

-

практические занятия

16

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

 

индивидуальное проектное задание: составление учебного проекта «Бизнес-план»

14

проведение аналитического исследования

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Бизнес-планирование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в бизнес - планирование

 

6

 

Тема 1.1. Бизнес – планирование как элемент экономической политики организации (предприятия)

Содержание учебного материала

2

1

Роль, место и значение бизнес-планирования в профессиональной деятельности и управлении организацией (предприятием). (ОК 1)

1

2

Сущность и структура объектов планирования в организации, возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений..

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1

 

Проведение аналитического исследования о ценности и необходимости бизнес-планирования в современных условиях

Тема 1.2. Структура и функции бизнес - плана

Содержание учебного материала

2

1

Формы планирования и факторы, влияющие на выбор форм планирования..

1

2

Основные виды и типы бизнес-планов.

1

3

Структура, функции и содержание разделов бизнес-планов.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

 

Проведение аналитического исследования по выбранным источникам информации по теме: Информационное обеспечение бизнес-планирования. (ОК 4.1/2).

Раздел 2. Основные элементы бизнес - планирования

 

12

Тема 2.1. Стратегическое и инвестиционное планирование

Содержание учебного материала

2

1

Понятие и экономическое содержание стратегического планирования. Понятие и классификация стратегий. Цели организации (предприятия). Инвестиционный план. Диаграмма GANTT. Бюджет инвестиционных затрат.

2

Практические занятия

2

 

Составление целей и плана инвестиционных мероприятий в индивидуальном проекте «Бизнес-план»

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Выполнение фрагмента индивидуального задания: определение задач учебного проекта «Бизнес-план» (ОК 2.1/2)

Тема 2.2. Финансовое планирование

Содержание учебного материала

2

1

Назначение и структура основных документов финансового плана, международные стандарты финансовой отчетности (IAS и GAAP). (ПК 4.1-4.3)

2

2

Технология финансового планирования: методика расчетов и структура основных документов финансового плана (план прибылей и убытков, план движения денежных средств, план балансов, план распределения прибыли). (ПК 4.1-4.3)

2

Практические занятия

2

 

Выполнение расчета первичных планов и потоков денежных средств (план продаж, план производства, план затрат на материалы, план затрат на сдельную заработную плату, план прочих прямых затрат, план коммерческих затрат, план затрат на управление).

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Выполнение расчета фрагментов первичных планов и потоков денежных средств с использованием СПС «Консультант+» (ОК 5)

Раздел 3. Технология бизнес - планирования

 

28

Тема 3.1. Моделирование бизнес - процессов

Содержание учебного материала

2

1

Основные технологические процессы бизнес-планирования.

2

2

Назначение программ серии Expert (Audit Expert, Sales Expert, Marketing Expert, Forecast Expert, Project Expert)

2

Практические занятия

2

 

Составление модели бизнес – процессов для предприятия, разработка календарного плана в системе Project Expert (ОК 3.1/1)

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Составление фрагментов учебного проекта «Бизнес –план»: «Финансовой модели» и определение «Дефицита денежных средств» в системе Project Expert (ОК 4.1/2), (5)

Поиск информации о новых технологиях для разработки бизнес-планов (9)

Тема 3.2.. Финансовое моделирование и стратегия финансирования проекта в системе Project Expert

Содержание учебного материала

2

1

Технология составления разделов бизнес-плана, влияние условий оплаты, инфляции и налогообложения на результаты расчетов. (ПК.4.3)

2

2

Методы контроля правильности построения финансовой модели.

2

Практические занятия

2

 

Составление фрагментов учебного проекта «Бизнес –план : «Стратегии финансирования» в системе Project Expert с обсуждением и анализом разделов, (ОК 7). (ОК 6.1/3)

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Составление фрагмента учебного проекта «Бизнес-план» (отчет) в системе Project Expert.

Тема 3.3. Анализ результатов и оценка рисков проектов

Содержание учебного материала

2

1

Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов: оценка и анализ ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости и рентабельности и т.д., анализ безубыточности, статистический и сценарный анализ. (ПК 4.4.)

2

Практические занятия

2

 

Определение ставки дисконтирования, выполнение расчетов в системе Project Expert, анализ интегральных показателей учебного проекта и принятие решения об инвестировании учебного проекта

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Распечатка исходных данных, основных документов финансового плана, необходимых таблиц детализации, графиков и т.д. и проведение их анализа.

Принятие решения: «Стоит ли оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность учебного проекта?»

Тема 3.4. Оформление бизнес – плана, презентации и инвестиционные предложения

Содержание учебного материала

1

1

Оформление разделов бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения.

2

Практические занятия

4

 

Составление выводов по фрагментам учебного проекта «Бизнес-план »

Представление учебного проекта «Бизнес-план»

Контрольная работа

2

Технология бизнес - планирования

Самостоятельная работа обучающихся:

6

Подготовка «краткого текста презентации» для защиты учебного проекта «Бизнес-план».

Составление «краткого инвестиционного предложения» потенциальным инвесторам по учебному проекту «Бизнес-план».

Дифференцированный зачет

выполнение стандартизированных тестовых заданий по всему курсу диcциплины

1

Всего

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебных кабинетов «Социально-экономических дисциплин», «Информационных технологий в профессиональной деятельности».

Оборудование учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин»:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Бизнес-планирование»;

-калькуляторы.

Оборудование учебного кабинета «Информационные технологии в профессиональной деятельности»:

-компьютеры с лицензионным программным обеспечением,

-принтер, сканер,

-модем (спутниковая система),

-мультивидеопроектор,

-интерактивная доска

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Гомола А.И., Жанин П.А. Бизнес-планирование: учебное пособие для ССУЗ. - М.: Академия, 2015.-144с.

Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2014.-416c.

Романова М.В. Бизнес-планирование: учебн. пособие.- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015-240 с.

Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия: учеб. пособие для ССУЗ). – М.: Экономистъ, 2014.-241 с.

Интернет-ресурсы

Электронный учебник «Экономика организации (предприятия)» http://www.e-college.ru/education/lib/abc.htm/

Электронный учебник «Основы маркетинга» http://www.e-college.ru/education/lib/abc.htm/

Дополнительные источники:

Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.-272с.

Бизнес-план инвестиционного проекта. / Практическое пособие. Под ред. Иванниковой И.А М.: "Экспертное бюро — М", 2011.- 112 с.

Кудина М.В. Основы экономики: учебник для ССУЗ. - М.: ИД ФОРУМ:ИНФРА-М, 2012. - 352с. - (Профессиональное образование)

Липсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха – М.: Машиностроение,2013.-217с.

Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб./ под.ред. И.В.Сергеева. -3-е изд., перераб. И доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 560 с.

Циферблат Л. Ф. Бизнес-план: работа над ошибками. М.: Финансы и статистика, 2011 144 с.

Экономика предприятия: учеб. пособие для ССУЗ. \ под ред. Кнышова. Панфилова. - М., 2011.-415 с.

Экономика строительной отрасли: учебник для ССУЗ. \ Н.И. Бакушева и др. - М.: Академия, 2010. – 244с.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 

составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;

Оценка продукта учебной деятельности (выполненных документов – бизнес-планов) по критериям (в соответствии с методологией, типом и размером организации, характером выпускаемой продукции, отсутствие расчетных ошибок) на дифференцированном зачете

использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования;

Оценка результатов формализованного наблюдения за деятельностью обучающегося по критериям (принятая методология, отсутствие расчетных ошибок) на практическом занятии

использовать вычислительную технику для обработки плановой информации.

Оценка результатов формализованного наблюдения за деятельностью обучающегося по критериям на практическом занятии

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

 

роль и место бизнес-планирования в области управления финансами и инвестиционными проектами;

Сопоставление результатов стандартизированного тестирования с эталоном на дифференцированном зачете

структуру и функции бизнес-планов;

требования инвесторов к разработке бизнес-планов;

методику бизнес-планирования;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию

Разработчики:

___________________ __________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Приложение

к рабочей программе учебной дисциплины

Бизнес-планирование*

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

   

составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;

Бизнес-план на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу составлен в соответствии с методологией, типом и размером организации, характером выпускаемой продукции, расчетные ошибки отсутствуют

Оценка продукта учебной деятельности (выполненных документов – бизнес-планов) по критериям на дифференцированном зачете

использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования;

Изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования использованы в соответствии с методологией при выполнении задания, расчетные ошибки отсутствуют

Оценка результатов формализованного наблюдения за деятельностью обучающегося по критериям на практическом занятии

использовать вычислительную технику для обработки плановой информации.

Плановая информация обработана с использованием вычислительной техники

Оценка результатов формализованного наблюдения за деятельностью обучающегося по критериям на практическом занятии

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

   

роль и место бизнес-планирования в области управления финансами и инвестиционными проектами;

Называет роль и место бизнес-планирования в области управления финансами и инвестиционными проектами

Сопоставление результатов стандартизированного тестирования с эталоном на дифференцированном зачете

структуру и функции бизнес-планов;

Перечисляет элементы структуры бизнес-плана, перечисляет функции бизнес-планирования

требования инвесторов к разработке бизнес-планов;

Перечисляет требования инвесторов к разработке бизнес-планов

методику бизнес-планирования;

Формулирует методику бизнес-планирования, выделяет цели, задачи, этапы бизнес-планирования

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию;

Перечисляет базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию, дает их характеристику, особенности применения

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.