Рабочая программа дисциплины ЕН.01 Математика по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах с личностными результатами
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Пензенской области
«Кузнецкий многопрофильный колледж»
(ГБПОУ «КМК»)
Утверждаю
Зав.отделением
_______ Ф.И.О.
« 31 » августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 Математика
Математического и общего естественнонаучного учебного цикла
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах.
(базовой подготовки)
г. Кузнецк,
2021
Одобрено
Предметно - цикловой
комиссией общеобразовательного цикла
Протокол №
Председатель
____________________
« » августа 2021 г.
Составитель: Мустакаева Г.Р.,преподаватель высшей категории ГБПОУ «КМК»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Содержательная экспертиза: Петрунина С.В., преподаватель высшей категории ГБПОУ «КМК»
Внешняя экспертиза:
Содержательная экспертиза:
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. N 1351"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..........................................................4
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..........................6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............12
ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ЧАСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ..........................13
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 01 Математика
1.1 Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины МАТЕМАТИКА является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями СПО для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена гуманитарного профиля.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный учебный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять математические методы для решения профессиональных задач;
- решать текстовые задачи;
- выполнять приближенные вычисления;
- проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований, представлять полученные данные графически.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие множества, отношения между множествами, операции над ними;
- понятие величины и ее измерения;
- историю создания систем единиц величины;
- этапы развития понятий натурального числа и нуля;
- системы счисления;
- понятие текстовой задачи и процесса ее решения;
- историю развития геометрии;
- основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве;
- правила приближенных вычислений;
- методы математической статистики.
1.4 Перечень общих компетенций и личностных результатов
Код | Наименование общих компетенций и личностных результатов |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
ЛР 7. | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 13. | Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации. |
ЛР 14. | Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм. |
ЛР 16. | Осознающий значимость вклада Пензенского края в историю и культуру России |
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ПК 1.1 | Определять цели и задачи, планировать уроки |
ПК 1.2 | Проводить уроки |
ПК 2.1 | Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия |
ПК 2.2 | Проводить внеурочные занятия. деятельности и общения обучающихся |
ПК 4.2 | Создавать в кабинете предметно-развивающую среду |
1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48часов;
в том числе практических занятий 28 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) Подготовка выступлений по заданным темам докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с использованием информационных технологий. | 24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (4семестр) |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «МАТЕМАТИКА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов | Коды личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы | ||
1 | 2 | 3 | |||
Раздел 1. Алгебра | |||||
Тема 1.1. Понятие множества | Содержание учебного материала Понятие множества и элемента множества. Способы задания множеств. Отношения между множествами. | 3 | ЛР 7 | ||
Практическое занятие Решение упражнений с использованием теории множеств, способы задания, отношения. | 1 | ЛР 7 | |||
Тема 1.2.Операции над множествами | Содержание учебного материала Операции над множествами, пересечение, объединение, разность, дополнение. | 2 | ЛР 13,14 | ||
Самостоятельная работа: изготовление наглядных пособий. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. | 5 | ||||
Тема 1.3. Понятие величины и ее измерение | Содержание учебного материала Понятие величины и ее измерение. Длина, масса, площадь, объем, время. Международная система единиц величин. История создания систем единиц величины. | 3 | ЛР 7,13,14,16 | ||
Практическое занятие Меры величины. Системы единиц, связь между единицами измерения величин, решение задач. | 1 | ЛР 7,13,14,16 | |||
Тема 1.4. Системы счисления | Содержание учебного материала Возникновение и развития способов записи целых неотрицательных чисел. Понятие системы счисления. Счисления. | 2 | ЛР 7,13,14,16 | ||
Практическое занятие Использование алгоритмов арифметических действий над многозначными числами в десятичной системе счисления. | 1 | ЛР 7,13,14,16 | |||
Тема 1.5. Запись и название чисел в десятичной системе счисления | Содержание учебного материала Запись и название чисел в десятичной системе счисления. Сравнение чисел. Разрядные единицы. | 2 | ЛР 16 | ||
Практическое занятие Запись и названия чисел в десятичной системе счисления; виды записи; сравнение чисел, решение упражнений и задач. | 1 | ЛР 16 | |||
Тема 1. 6. Действия над многозначными числами в десятичной системе счисления | Содержание учебного материала Действия над многозначными числами в десятичной системе счисления: сложение, вычитание, умножение, деление. Алгоритмы вычислений. | 2 | ЛР 7,13 | ||
Практическое занятие Действия над числами, устные и письменные приемы вычислений; алгоритмы вычислений. | 1 | ЛР 7,13 | |||
Самостоятельная работа: написание реферата, изучение дополнительной литературы, индивидуальные практические работы. | 5 | ||||
Тема 1.7. Этапы развития понятий натурального числа и нуля. | Содержание учебного материала Расширение понятия о числе. Натуральные, целые и рациональные числа. Действительные числа.Число ноль. | 2 | ЛР 7,13,14,16 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Написать реферат по темам: «История создания систем единиц величины», «Этапы развития понятий натурального числа». | 5 | ||||
Тема 1.8. Правила приближенных вычислений | Содержание учебного материала Приближенные вычисления; приближенные значения величин и погрешности приближений. Комплексные числа. | 3 | ЛР 7,13 | ||
Практическое занятие Приближенные вычисления, нахождение абсолютных и относительных погрешностей. | 1 | ЛР 14,16 | |||
Тема 1.9. Методы математической статистики | Содержание учебного материала Предмет математической статистики. Выборки и выборочные распределения. Гистограмма. Выборочные характеристики: математическое ожидание, дисперсия. Статистическая совокупность, ее элементы, признаки. Методы обработки результатов исследований . | 3 | ЛР 16 | ||
Практическое занятие Проведение элементарной статистической обработки информации и результатов исследований.Графическое представление полученных данных. | 1 | ЛР 16 | |||
Тема 1.10. Понятие текстовой задачи и процесс ее решения | Содержание учебного материала Структура текстовой задачи. Части задачи: условие, вопрос. Решение задач «на части», на движение и другие. | 1 | ЛР 7,13,14,16 | ||
Практическое занятие Анализ структуры текстовой задачи, выделение условия и вопроса, решение задач. | 1 | ЛР 7,13,14,16 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: сделать подборку задач из школьных учебников по математике для начальных классов. | 4 | ||||
Тема 1.11. Методы и способы решения текстовых задач | Содержание учебного материала Методы и способы решения текстовых задач: арифметический,алгебраический,практический, графический. | 1 | ЛР 7,13,14,16 | ||
Практическое занятие Текстовая задача: анализ содержания задач, выполнение схематической записи, методы ее решение разными способами. | 1 | ЛР 7,13,14,16 | |||
Тема 1.12. Этапы решения текстовых задач арифметическим и алгебраическим способами. | Содержание учебного материала Этапы решения задач арифметическим и алгебраическим способами: восприятие и анализ текста, составление краткой записи, поиск решения, запись решения. | 1 | ЛР 13,16 | ||
Практическое занятие Решение задач алгебраическим способом. Составление уравнения. Приемы проверки, проверка. | 1 | ЛР 13,16 | |||
Раздел 2. Геометрия | |||||
Тема 2. 1. Геометрические фигуры на плоскости | Содержание учебного материала История развития геометрии. Основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве | 2 | ЛР 7,16 | ||
Практическое занятие Задачи на построение геометрических фигур. | 1 | ЛР 7,16 | |||
Тема 2.2. Площадь плоской фигуры | Содержание учебного материала Площадь плоской фигуры и ее нахождение. | 2 | ЛР 7,13,14,16 | ||
Тема 2.3. Геометрические фигуры в пространстве | Содержание учебного материала Цилиндр, конус, многогранники, пирамида, сфера, шар и их основные свойства. | 2 | ЛР 7,13,14,16 | ||
Практическое занятие Моделирование, изображение фигур, сечение их плоскостью, решение задач. | 1 | ЛР 7,13,14,16 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: изготовить модели пространственных геометрических тел. | 5 | ||||
Тема 2.4. Площади поверхностей геометрических тел | Содержание учебного материала Площади поверхностей геометрических пространственных тел, основные правила и формулы их нахождения. | 2 | ЛР 14,16 | ||
Практическое занятие Моделирование, выполнение чертежа; решение задач на нахождение пощади полной поверхности те.л | 1 | ЛР 14,16 | |||
Тема 2.5. Объемы геометрических пространственных тел | Содержание учебного материала Понятие объема. Объемы геометрических пространственных тел. | 1 | ЛР 7,13,14,16 | ||
Практическое занятие Моделирование, выполнение чертежа; решение упражнений и задач на нахождение объемов тел. | 1 | ЛР 7,13,14,16 | |||
Дифференцированный зачет | 1 | ||||
Итого: Всего 72ч. Аудиторные 48 ч. Практические занятия 14ч. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика»
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по математике.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер – рабочее место преподавателя;
- проектор;
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектором.
3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Алимов Ш. А., Алгебра и начала анализа, Москва «Просвещение», 2009.
2. Богомолов Н.В., Практические занятия по математике для студентов среднего профессионального образования, Учебник – М, «Наука», 2001.
3. Пехлецкий И. Д., Математика: Учебник. - М., «Академия», 2001.
4. Спирина М.С., Спирин П.А., Теория вероятностей и математическая статистика, Учебник: допущено Минобразованием России, 2-е изд., 2009.
Дополнительные источники:
1. Башмаков М. И., Алгебра и начала анализа, Москва «Просвещение», 1992.
2. Болтянский В.Г., Савин А.П. Беседы о математике. Книга 1. Дискретные объекты. - М.: ФИМА, МЦНМО, 2002. - 368 с.
3. Болтянский В.Г., Савин А.П. Беседы о математике. Книга 1. Дискретные объекты. - М.: ФИМА, МЦНМО, 2002. - 368 с.
4. Выгодский М. Я., Справочник по элементарной математике, М., «Наука», 1979.
5. Гнеденко Б. В., Элементарное введение в теорию вероятностей М., «Наука», 1982.
6. Гусак А. А., Теория вероятностей, Минск ТетраСистемс, 2002.
3.3. Используемые образовательные технологии:
- проблемно поисковые технологии;
- информационно – коммуникационные технологии;
- игровые технологии;
- личностно – ориентированное обучение;
- разноуровневое обучение;
- проблемно – поисковые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- обучение в сотрудничестве;
- проектное обучение;
- коммуникационные и развивающие технологии;
- технология развития критического мышления;
- технология исследовательского обучения;
- технология группового обучения.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (основные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: | |
- применять математические методы для решения профессиональных задач; | индивидуальное задание, практические занятия, |
- решать текстовые задачи; | практические занятия, индивидуальные самостоятельные работы, домашнее задание |
- выполнять приближенные вычисления; | практические занятия, домашняя работа, самостоятельная работа |
- проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований, предоставлять полученные данные графически; | практические занятия, тестирование, индивидуальные практические работы |
знать: | |
- понятие множества, отношения между множествами, операции над ними; | выполнение домашнего задания, практические занятия, тестирование, домашняя работа |
- понятия: величины и ее измерения; | выполнение самостоятельных заданий, домашнее индивидуальное задание |
- этапы развития понятий натурального числа и нуля; | практические занятия, классификация, домашнее задание |
- системы счисления | выполнение домашнего занятия моделирование, практическая индивидуальная робота |
- основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве; | решение задач, практические занятия, моделирование, домашняя работа |
5. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ЧАСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка достижения обучающимися личностных результатов проводится в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных настоящей программой.
ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» ЛР13. Демонстрирующий умение эффективноо взаимодействовать в команде,вести диалог,в том числе с использованием средств коммуникации. ЛР 14.Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм. ЛР 16.Осознающий значимость вклада Пензенского края в историю и культуру России | − демонстрация интереса к будущей профессии; − оценка собственного продвижения, личностного развития; − положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; − ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; − проявление высокопрофессиональной трудовой активности; − участие в исследовательской и проектной работе («Россия – страна возможностей», «Лидеры России»); − соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и руководителями практики; − конструктивное взаимодействие в учебном коллективе; − демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; − готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; − сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении («Мы Вместе»); − проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; − отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; − отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; − проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; − демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; − демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; − проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве. |