Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи» Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) (базовый уровень среднего профессионального образования)

0
0
Материал опубликован Вчера в 13:45 в группе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сахалинский политехнический центр №5»











Рабочая программа

учебной дисциплины

ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи»




Специальность 23.02.01

Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) (базовый уровень среднего профессионального образования)




2024



Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).





Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский политехнический центр №5»

ГБОУ НПО Сахалинской области «Профессиональное училище № 5»



Разработчик:

Седых О.В. – ГБПОУ СПЦ №5, преподаватель.






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7

условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины


17

контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


18



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).

1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

правильно ставить ударение в слове (акцентологическая норма);

владеть профессиональным словарем;

подбирать синонимы к слову, избегать лексических ошибок;

уместно употреблять фразеологизмы в речи, объяснить их значение;

пользоваться лингвистическими словарями;

соблюдать в устной и письменной речи грамматические нормы;

создавать тексты в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

строить устное монологическое выступление.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

правила русского литературного произношения и ударения;

употребление слов с учетом их лексического значения;

употребление синонимов в речи;

употребление фразеологизмов в речи с учетом их значения;

виды лингвистических словарей, особенности работы с ними;

основные причины нарушения грамматических норм, приводящие к речевым ошибкам;

принципы построения текста, типы речи.

Результатом освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является овладение студентами общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 50 часов;

самостоятельной работы студента 25 часов.

1.4. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

Индекс

Наименование циклов, учебных дисциплин,

профессиональных модулей, МДК, практик


Учебная нагрузка обучающихся (час.)



Практика (час.)

Распределение обязательных учебных занятий и практик (час. в семестр)

максимальная

самостоятельная работа

Обязательная аудиторная



всего занятий

в т. ч.


учебная

производственная

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

занятия на уроках

лабораторных работ и практических занятий

курсовой проект

индивидуальный проект

1 семестр

17 недель

2 семестр

23 недели

3 семестр

15 недель

4 семестр

23 недели

5 семестр

16,5 недель

6 семестр

23,5 недели

7 семестр

15,5 недель

8 семестр

13,5 недель


ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-

экономический цикл


754

195

559

314

245








177

90

166

64

62

ОГСЭ.05

Русский язык и культура речи

Дз (6)

75

25

50

30

20









17

33





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:


практические занятия

20

Самостоятельная работа студента (всего)

25

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины



Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала,

практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

3 курс, 5 семестр

Введение

Содержание учебного материала:

2


1.

Русский язык как знаковая система передачи информации.

1



2.

Понятие культуры речи, история ее возникновения. Культура речи и другие науки.

1


Раздел 1. Структурные и коммуникативные свойства языка



Тема 1.1.

Языковая норма.

Содержание учебного материала:

4

1.1.1.

Литературно-языковые нормы и их критерии.

1


1.1.2.

Особенности устной и письменной речи. Коммуникативные качества речи.

1


1.1.3.

Практическое занятие №1: «Выявление стилистических ошибок. Нарушений языковых и речевых норм».

2


Самостоятельная работа при изучении темы 1.1.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите.

Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами.

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.1.1.

Варианты языковой нормы (выполнение упражнения).

1

1.1.2.

Подобрать примеры использования различных стилей речи в художественной литературе.

1

Раздел 2. Система языка и ее стилистические характеристики



Тема 2.1.

Качества хорошей речи.

Правильность речи: офоэпические и акцентологические нормы языка

Содержание учебного материала:

3

2.1.1.

Произносительные нормы русского языка и нормы ударения.

2


2.1.2.

Практическое занятие №2: «Определение типов акцентологических ошибок. Работа с орфоэпическим словарём. Произношение профессиональных терминов».

1


Самостоятельная работа при изучении темы 2.1.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите.

Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами.

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

2.1.1.

Орфоэпические нормы (выполнение упражнения).

1

2.1.2.

Орфографический разбор (выполнение упражнения).

1

Тема 2.2.

Лексические нормы


Содержание учебного материала:

6

2.2.1.

Понятие лексической нормы. Нарушение лексических норм как речевая ошибка.

2


2.2.2.

Практическое занятие №3: «Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Профессионализмы».

2


Самостоятельная работа при изучении темы 2.2.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите.

Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами.

2




Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

2.2.1. Речевая избыточность. Тавтология, плеоназм. Лексические формы и связи предложений в тексте.

1

2.2.2. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

1



Тема 2.3.

Нормы грамматики

Содержание учебного материала:

4


2.3.1.

Морфологические нормы. Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных, глагола в речи.

1


2.3.2.

Синтаксические нормы. Согласование подлежащего со сказуемым. Прямая и косвенная речь

1


2.3.3.

Практическая занятие №4: «Синтаксический анализ текстов, их коррекция (на примере текстов профессиональной тематики)».

2


Самостоятельная работа при изучении темы 2.3.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите.

Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами.

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

2.3.1.

Морфемный разбор (выполнение упражнения).

1

2.3.2.

Словообразовательный анализ слова (выполнение упражнения).

1

3 курс, 6 семестр

Тема 2.4.

Точность, логичность, чистота речи.

Содержание учебного материала:

3

2.4.1.

Понятийная и предметная точность, логичность, чистота речи. Элементы, разрушающие чистоту речи: диалектизмы, варваризмы, канцеляризмы и др..

1


2.4.2.

Практическое занятие №5 : «Точность, ясность речи».

1


Самостоятельная работа при изучении темы 2.4.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите.

Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами.

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

2.4.1.

Исправление ошибок в формоизменении самостоятельных частей речи (выполнение упражнения).

1

2.4.2.

Исправление ошибок в образовании самостоятельных частей речи (выполнение упражнения).

1

Тема 2.5.

Выразительность речи

Уместность речи

Содержание учебного материала:

3

2.5.1.

Средства речевой выразительности: эпитет, метафора, гипербола, литота, антитеза и др. Условия выразительности речи.

1


2.5.2.

Разнообразие речи. Афоризмы.

1


2.5.3.

Практическое занятие № 6: «Образность, выразительность речи».

1


Самостоятельная работа при изучении темы 2.5.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите.

Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами.



3




Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:


2.5.1.

Условия создания выразительной речи. Соответствие избранных образных средств целям и задачам общения.

1

2.5.2.


Подготовка рефератов:

Фонетические средства языковой выразительности (аллитерация, эпитет, метонимия и т.д.).

Фразеологизмы, их функции в речи. Наиболее типичные фразеологические ошибки.

Лексические нормы. Основные виды лексических ошибок.

2

Тема 2.6.

Организация речевой коммуникации. Виды речевой деятельности.

Содержание учебного материала:

4


2.6.1.

Основные тактики делового общения.

1


2.6.2.

Речевой этикет. Этика и этикет в деловом общении.

1


2.6.3.

Практическое занятие №7: «Составление формул речевого этикета: приветствие, прощание, обращение в деловом письме и т.д.».

2


Самостоятельная работа при изучении темы 2.6.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите.

Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами.

1


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:


2.6.1. Норма и традиция в этикете. Основные требования русского речевого этикета (творческая работа).

1

Тема 2.7.

Официально-деловая письменная речь

Содержание учебного материала:

4


2.7.1.

Требования к оформлению реквизитов документов. Основные виды деловых и коммерческих документов

1


2.7.2.

Язык и стиль распорядительных документов. Речевой этикет документа.

1


2.7.3.

Практическое занятие №8: «Выработка навыков служебно-делового общения. Составление служебных документов и деловых бумаг».

2


Самостоятельная работа при изучении темы 2.7.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите.

Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами.

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:


2.7.1. Презентация: Жанры деловой речи.

1

2.7.2. Подготовка реферата: «Официально-деловой стиль: функции, стилевые черты, языковые особенности».

Работа по составлению заявления, автобиографии.

1

Тема 2.8.

Понятие о компетенциях, их видах, взаимосвязи

Содержание учебного материала:

2


2.8.1.

Языковая, коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного русского литературного языка. Их особенности


1


2.8.2.

Практическое № 9: «Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного литературного языка»

1

Самостоятельная работа при изучении темы 2.8.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите.

Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами.

1


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:


2.8.1. Доклад «Выдающиеся русские лингвисты».

1

Тема 2.9.

Речевая ситуация

Содержание учебного материала:

4


2.9.1.

Речевая ситуация, ее типы и компоненты. Официальные и неофициальные ситуации общения.

2


2.9.2.

Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении.

1


2.9.3.

Практическое занятие №10: «Лингвостилистический анализ профессионального текста».

1


Самостоятельная работа при изучении темы 2.9.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите.

Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами.

1


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:


2.9.1. Презентация: «Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты».

1

Тема 2.10

Текст как речевое произведение

Содержание учебного материала:

5


2.10.1.

Жанр и композиция текста.

2


2.10.2.

Способы редактирования. Оформление текста. Возможности компьютерных текстовых редакторов.

2


2.10.3.

Практическое занятие № 11: «Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу)».

1


Самостоятельная работа при изучении темы 2.10.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите.

Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами.

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1

2.10.1. Составление текстов разных типов в контексте специальности.

1

2.10.2. Презентация "Текстовый редактор и процессоры. Основные приемы ввода, редактирования и форматирования текста"


Тема 2.11

Способы подготовки и самоконтроля речи

Содержание учебного материала:

2


2.11.1

Использование справочных материалов. Словари русского языка. Важнейшие

показатели уровня речевой культуры личности.


1


2.11.2

Практическое занятие №12: «Основные типы словарей».

1


Самостоятельная работа при изучении темы 2.11.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите.

Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами.

1


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:


2.11.1. Сообщение по теме: «Отличие словарей от словоуказателей. Функции словарей». Подобрать стихотворения, афоризмы о словарях.

1

Тема 2.12

Функционально-смысловые типы речи

Содержание учебного материала:

2


2.12.1

Функционально-смысловые типы речи.

1


2.12.2.

Практическое занятие №13: «Соединение в тексте различных типов речи».

1

Самостоятельная работа при изучении темы 2.12.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите.

Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами.

2


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:


2.12.1. Определить к какому типу речи относятся фрагменты текстов.

1

2.12.2. Описать погоду с использованием различных типов речи. (3-5 предложений)

1

Тема 2.13

Основы ораторского искусства

Содержание учебного материала:

4


2.13.1

Оратор и его аудитория. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.

1


2.13.2

Правила ведения спора. Дискуссия как разновидность цивилизованного спора. Правила ведения дебатов.

1


2.13.3

Практическое занятие №14 Оценивание студентами публичного выступления других обучающихся на тему... (заданную преподавателем)

2


Самостоятельная работа при изучении темы 2.13.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите.

Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами.




2





Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:


2.13.1. Написать речь для публичного выступления по заданной теме

2

Дифференцированный зачет

1

3

Всего:

75


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины оборудован учебный кабинет «Русский язык».

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку;

лингвистические словари.

Технические средства обучения:

электронные плакаты

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник / М.: Академия, 2013.

Дополнительные источники:

И.Н.Арефьева Литература ХIХ века на уроках русского языка. Пособие-практикум.- СПб.: «Паритет», 2004.

Л.А.Введенская Культура речи.- Ростов н/Д Феникс, 2004.

Л.А.Введенская Русский язык и культура речи.- Ростов н/Д Феникс, 2005.

Т.Г.Кучина Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.:Дрофа,2005.

5. И.Миловидова Проверяем свою грамотность. - М.Рольф, 2006

6. В.Сивокозова Русский язык. Работа с текстом.- Волгоград: Учитель, 2007.



4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы

контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности

- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка

- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров

Знания:

- основные составляющие языка, специфику устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа


- понятие о нормах русского литературного языка

- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности

- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии

- лексические нормы, использование изобразительно- выразительных средств


- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;


- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию


- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;


- языковые формулы официальных документов;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

- приемы унификации языка служебных документов;


- правила оформления документов.


- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.



5

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации