Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи» Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) (базовый уровень среднего профессионального образования)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сахалинский политехнический центр №5»
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи»
Специальность 23.02.01 | Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) (базовый уровень среднего профессионального образования) |
2024
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).
Организация-разработчик: | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №5» | ГБОУ НПО Сахалинской области «Профессиональное училище № 5» |
Разработчик:
Седых О.В. – ГБПОУ СПЦ №5, преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | 17 |
контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 18 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
правильно ставить ударение в слове (акцентологическая норма);
владеть профессиональным словарем;
подбирать синонимы к слову, избегать лексических ошибок;
уместно употреблять фразеологизмы в речи, объяснить их значение;
пользоваться лингвистическими словарями;
соблюдать в устной и письменной речи грамматические нормы;
создавать тексты в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
строить устное монологическое выступление.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
правила русского литературного произношения и ударения;
употребление слов с учетом их лексического значения;
употребление синонимов в речи;
употребление фразеологизмов в речи с учетом их значения;
виды лингвистических словарей, особенности работы с ними;
основные причины нарушения грамматических норм, приводящие к речевым ошибкам;
принципы построения текста, типы речи.
Результатом освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является овладение студентами общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 50 часов;
самостоятельной работы студента 25 часов.
1.4. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
Индекс | Наименование циклов, учебных дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик | | Учебная нагрузка обучающихся (час.) | | | Практика (час.) | Распределение обязательных учебных занятий и практик (час. в семестр) | ||||||||||||
максимальная | самостоятельная работа | Обязательная аудиторная | | | |||||||||||||||
всего занятий | в т. ч. | | учебная | производственная | 1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | |||||||||||
занятия на уроках | лабораторных работ и практических занятий | курсовой проект | индивидуальный проект | 1 семестр 17 недель | 2 семестр 23 недели | 3 семестр 15 недель | 4 семестр 23 недели | 5 семестр 16,5 недель | 6 семестр 23,5 недели | 7 семестр 15,5 недель | 8 семестр 13,5 недель | ||||||||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально- экономический цикл | | 754 | 195 | 559 | 314 | 245 | | | | | | | | 177 | 90 | 166 | 64 | 62 |
ОГСЭ.05 | Русский язык и культура речи | Дз (6) | 75 | 25 | 50 | 30 | 20 | | | | | | | | | 17 | 33 | | |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 25 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объём часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
3 курс, 5 семестр | ||||||
Введение | Содержание учебного материала: | 2 | | |||
1. | Русский язык как знаковая система передачи информации. | 1 | | |||
| 2. | Понятие культуры речи, история ее возникновения. Культура речи и другие науки. | 1 | | ||
Раздел 1. Структурные и коммуникативные свойства языка | | | ||||
Тема 1.1. Языковая норма. | Содержание учебного материала: | 4 | ||||
1.1.1. | Литературно-языковые нормы и их критерии. | 1 | | |||
1.1.2. | Особенности устной и письменной речи. Коммуникативные качества речи. | 1 | | |||
1.1.3. | Практическое занятие №1: «Выявление стилистических ошибок. Нарушений языковых и речевых норм». | 2 | | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 1.1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите. Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами. | 2 | | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | ||||||
1.1.1. | Варианты языковой нормы (выполнение упражнения). | 1 | ||||
1.1.2. | Подобрать примеры использования различных стилей речи в художественной литературе. | 1 | ||||
Раздел 2. Система языка и ее стилистические характеристики | | | ||||
Тема 2.1. Качества хорошей речи. Правильность речи: офоэпические и акцентологические нормы языка | Содержание учебного материала: | 3 | ||||
2.1.1. | Произносительные нормы русского языка и нормы ударения. | 2 | | |||
2.1.2. | Практическое занятие №2: «Определение типов акцентологических ошибок. Работа с орфоэпическим словарём. Произношение профессиональных терминов». | 1 | | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите. Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами. | 2 | | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | ||||||
2.1.1. | Орфоэпические нормы (выполнение упражнения). | 1 | ||||
2.1.2. | Орфографический разбор (выполнение упражнения). | 1 | ||||
Тема 2.2. Лексические нормы | Содержание учебного материала: | 6 | ||||
2.2.1. | Понятие лексической нормы. Нарушение лексических норм как речевая ошибка. | 2 | | |||
2.2.2. | Практическое занятие №3: «Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Профессионализмы». | 2 | | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.2. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите. Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами. | 2 | | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | ||||||
2.2.1. Речевая избыточность. Тавтология, плеоназм. Лексические формы и связи предложений в тексте. | 1 | |||||
2.2.2. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. | 1 | |||||
Тема 2.3. Нормы грамматики | Содержание учебного материала: | 4 | | |||
2.3.1. | Морфологические нормы. Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных, глагола в речи. | 1 | | |||
2.3.2. | Синтаксические нормы. Согласование подлежащего со сказуемым. Прямая и косвенная речь | 1 | | |||
2.3.3. | Практическая занятие №4: «Синтаксический анализ текстов, их коррекция (на примере текстов профессиональной тематики)». | 2 | | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.3. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите. Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами. | 2 | | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | ||||||
2.3.1. | Морфемный разбор (выполнение упражнения). | 1 | ||||
2.3.2. | Словообразовательный анализ слова (выполнение упражнения). | 1 | ||||
3 курс, 6 семестр | ||||||
Тема 2.4. Точность, логичность, чистота речи. | Содержание учебного материала: | 3 | ||||
2.4.1. | Понятийная и предметная точность, логичность, чистота речи. Элементы, разрушающие чистоту речи: диалектизмы, варваризмы, канцеляризмы и др.. | 1 | | |||
2.4.2. | Практическое занятие №5 : «Точность, ясность речи». | 1 | | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.4. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите. Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами. | 2 | | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | ||||||
2.4.1. | Исправление ошибок в формоизменении самостоятельных частей речи (выполнение упражнения). | 1 | ||||
2.4.2. | Исправление ошибок в образовании самостоятельных частей речи (выполнение упражнения). | 1 | ||||
Тема 2.5. Выразительность речи Уместность речи | Содержание учебного материала: | 3 | ||||
2.5.1. | Средства речевой выразительности: эпитет, метафора, гипербола, литота, антитеза и др. Условия выразительности речи. | 1 | | |||
2.5.2. | Разнообразие речи. Афоризмы. | 1 | | |||
2.5.3. | Практическое занятие № 6: «Образность, выразительность речи». | 1 | | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.5. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите. Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами. | 3 | | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | | |||||
2.5.1. | Условия создания выразительной речи. Соответствие избранных образных средств целям и задачам общения. | 1 | ||||
2.5.2. | Подготовка рефератов: Фонетические средства языковой выразительности (аллитерация, эпитет, метонимия и т.д.). Фразеологизмы, их функции в речи. Наиболее типичные фразеологические ошибки. Лексические нормы. Основные виды лексических ошибок. | 2 | ||||
Тема 2.6. Организация речевой коммуникации. Виды речевой деятельности. | Содержание учебного материала: | 4 | | |||
2.6.1. | Основные тактики делового общения. | 1 | | |||
2.6.2. | Речевой этикет. Этика и этикет в деловом общении. | 1 | | |||
2.6.3. | Практическое занятие №7: «Составление формул речевого этикета: приветствие, прощание, обращение в деловом письме и т.д.». | 2 | | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.6. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите. Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами. | 1 | | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | | |||||
2.6.1. Норма и традиция в этикете. Основные требования русского речевого этикета (творческая работа). | 1 | |||||
Тема 2.7. Официально-деловая письменная речь | Содержание учебного материала: | 4 | | |||
2.7.1. | Требования к оформлению реквизитов документов. Основные виды деловых и коммерческих документов | 1 | | |||
2.7.2. | Язык и стиль распорядительных документов. Речевой этикет документа. | 1 | | |||
2.7.3. | Практическое занятие №8: «Выработка навыков служебно-делового общения. Составление служебных документов и деловых бумаг». | 2 | | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.7. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите. Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами. | 2 | | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | | |||||
2.7.1. Презентация: Жанры деловой речи. | 1 | |||||
2.7.2. Подготовка реферата: «Официально-деловой стиль: функции, стилевые черты, языковые особенности». Работа по составлению заявления, автобиографии. | 1 | |||||
Тема 2.8. Понятие о компетенциях, их видах, взаимосвязи | Содержание учебного материала: | 2 | | |||
2.8.1. | Языковая, коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного русского литературного языка. Их особенности | 1 | | |||
2.8.2. | Практическое № 9: «Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного литературного языка» | 1 | ||||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.8. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите. Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами. | 1 | | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | | |||||
2.8.1. Доклад «Выдающиеся русские лингвисты». | 1 | |||||
Тема 2.9. Речевая ситуация | Содержание учебного материала: | 4 | | |||
2.9.1. | Речевая ситуация, ее типы и компоненты. Официальные и неофициальные ситуации общения. | 2 | | |||
2.9.2. | Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении. | 1 | | |||
2.9.3. | Практическое занятие №10: «Лингвостилистический анализ профессионального текста». | 1 | | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.9. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите. Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами. | 1 | | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | | |||||
2.9.1. Презентация: «Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты». | 1 | |||||
Тема 2.10 Текст как речевое произведение | Содержание учебного материала: | 5 | | |||
2.10.1. | Жанр и композиция текста. | 2 | | |||
2.10.2. | Способы редактирования. Оформление текста. Возможности компьютерных текстовых редакторов. | 2 | | |||
2.10.3. | Практическое занятие № 11: «Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу)». | 1 | | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.10. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите. Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами. | 2 | | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | 1 | |||||
2.10.1. Составление текстов разных типов в контексте специальности. | 1 | |||||
2.10.2. Презентация "Текстовый редактор и процессоры. Основные приемы ввода, редактирования и форматирования текста" | | |||||
Тема 2.11 Способы подготовки и самоконтроля речи | Содержание учебного материала: | 2 | | |||
2.11.1 | Использование справочных материалов. Словари русского языка. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. | 1 | | |||
2.11.2 | Практическое занятие №12: «Основные типы словарей». | 1 | | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.11. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите. Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами. | 1 | | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | | |||||
2.11.1. Сообщение по теме: «Отличие словарей от словоуказателей. Функции словарей». Подобрать стихотворения, афоризмы о словарях. | 1 | |||||
Тема 2.12 Функционально-смысловые типы речи | Содержание учебного материала: | 2 | | |||
2.12.1 | Функционально-смысловые типы речи. | 1 | | |||
2.12.2. | Практическое занятие №13: «Соединение в тексте различных типов речи». | 1 | ||||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.12. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите. Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами. | 2 | | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | | |||||
2.12.1. Определить к какому типу речи относятся фрагменты текстов. | 1 | |||||
2.12.2. Описать погоду с использованием различных типов речи. (3-5 предложений) | 1 | |||||
Тема 2.13 Основы ораторского искусства | Содержание учебного материала: | 4 | | |||
2.13.1 | Оратор и его аудитория. Риторические приемы и принципы построения публичной речи. | 1 | | |||
2.13.2 | Правила ведения спора. Дискуссия как разновидность цивилизованного спора. Правила ведения дебатов. | 1 | | |||
2.13.3 | Практическое занятие №14 Оценивание студентами публичного выступления других обучающихся на тему... (заданную преподавателем) | 2 | | |||
Самостоятельная работа при изучении темы 2.13. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов, подготовка к защите. Самостоятельное изучение технологической документации. Работа с Интернет – ресурсами. | 2 | | ||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | | |||||
2.13.1. Написать речь для публичного выступления по заданной теме | 2 | |||||
Дифференцированный зачет | 1 | 3 | ||||
Всего: | 75 | |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины оборудован учебный кабинет «Русский язык».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку;
лингвистические словари.
Технические средства обучения:
электронные плакаты
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник / М.: Академия, 2013.
Дополнительные источники:
И.Н.Арефьева Литература ХIХ века на уроках русского языка. Пособие-практикум.- СПб.: «Паритет», 2004.
Л.А.Введенская Культура речи.- Ростов н/Д Феникс, 2004.
Л.А.Введенская Русский язык и культура речи.- Ростов н/Д Феникс, 2005.
Т.Г.Кучина Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.:Дрофа,2005.
5. И.Миловидова Проверяем свою грамотность. - М.Рольф, 2006
6. В.Сивокозова Русский язык. Работа с текстом.- Волгоград: Учитель, 2007.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами | |
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности | |
- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка | |
- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров | |
Знания: | |
- основные составляющие языка, специфику устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- понятие о нормах русского литературного языка | |
- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности | |
- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии | |
- лексические нормы, использование изобразительно- выразительных средств | |
- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; | |
- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию | |
- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей; | |
- языковые формулы официальных документов; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- приемы унификации языка служебных документов; | |
- правила оформления документов. | |
- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. | |
5