Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» в дошкольном образовании
|
Департамент образования города Севастополя |
Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский индустриально-педагогический колледж имени П.К. Менькова» |
|
Рабочая программа учебной дисциплины |
|
Русский язык и культура речи |
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ГБОУПО г. Севастополя
«СИПК им. П.К. Менькова»
_____________ Е.М. Грунина
«___» ______________ 2015г.
Рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ русский язык и культура речи
44.02.01 Дошкольное образование
Должность |
Ф.И.О. |
Дата |
|
Разработал |
Преподаватель русского языка |
Оверчук О.Ю. |
26.06.2015г. |
Проверил |
Заместитель директора по МР |
Олейник С.Н. |
20.08.2015г. |
Рассмотрено |
Педагогическим советом |
Протокол № 2 |
03.09.2015г. |
Введено |
Севастополь – 2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01. «Дошкольное образование» и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Разработчик Оверчук Оксана Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы ГБОУПО г.Севастополя «Севастопольский индустриально-педагогический колледж им. П.К. Менькова».
СОДЕРЖАНИЕ |
стр. |
|
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
1.1. |
Область применения программы |
4 |
1.2. |
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: |
4 |
1.3. |
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: |
4 |
1.4. |
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: |
5 |
|
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
2.1. |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы |
5 |
2.2. | Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» | 6 |
|
условия реализации программы учебной дисциплины |
9 |
3.1. |
Требования к минимальному материально техническому обеспечению. |
9 |
3.2. |
Информационное обеспечение обучения. |
10 |
|
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01.для 4 курса.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи (орфоэпические, лексические, словообразовательные и др.);
пользоваться словарями русского языка; употреблять основные выразительные средства русского литературного языка; продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуации общения;
участия в диалогах и полилогах, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными различными социальными отношениями.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 126 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
126 |
в том числе: |
|
контрольные работы |
10 |
Самостоятельная работа |
36 |
Консультация |
2 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. |
Объем часов |
Дата |
1 |
2 |
3 |
|
Раздел 1. |
Наука о русском языке. |
12 |
|
Тема 1.1. |
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. |
2 |
|
Тема 1.2. |
Понятие речевой коммуникации. |
2 |
|
Тема 1.3. |
Текст |
2 |
|
Тема 1.4. |
Типы речи. |
2 |
|
Тема 1.5. |
Культура речи |
2 |
|
Тема 1.6. |
Культура речи и её роль в профессиональной деятельности будущего специалиста в области педагогики. |
2 |
|
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) |
12 |
||
Тематика домашних заданий |
|||
1.Работа с учебником ,таблицами ,лекциями. |
|||
2.самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой по вопросам темы. |
|||
3.Работа с учебной литературой .документацией. |
|||
4.Подготовка сообщений на основе дополнительной литературы. |
|||
5.Составление опорных конспектов. |
|||
6.Составление текстовых заданий для взаимоконтроля. |
|||
7.Составление опорных конспектов,терминологического словаря. |
|||
8.Выполнение тренировочных упражнений по теме. |
|||
Раздел 2. |
Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. |
12 |
|
Тема 2.1. |
Звуки речи. |
2 |
|
Тема 2.2. |
Соотношение звука и буквы. |
2 |
|
Тема 2.3. |
Фонема и орфограмма речи |
2 |
|
Тема 2.4. |
Орфографическое правило |
2 |
|
Тема 2.5. |
Благозвучие речи |
2 |
|
Контрольная работа № 1 |
2 |
||
Раздел 3. |
Лексика и фразеология. |
14 |
|
Тема 3.1. |
Слово в лексической системе языка. |
2 |
|
Тема 3.2. |
Многозначность слова и омонимы. |
2 |
|
Тема 3.3. |
Синонимы, антонимы, паронимы и их изобразительные возможности. |
2 |
|
Тема 3.4. |
Лексика с точки зрения её происхождения и употребления. |
2 |
|
Тема 3.5. |
Фразеологизмы. |
2 |
|
Тема 3.6. |
Лексические и фразеологические словари. |
2 |
|
Контрольная работа №2 |
2 |
||
Раздел 4. |
Морфемика и словообразование. |
8 |
|
Тема 4.1. |
Состав слова. |
2 |
|
Тема 4.2. |
Понятия производной и производящей основ. Словообразовательный анализ слова. |
2 |
|
Тема 4.3. |
Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корне, приставки пре- и при-. |
2 |
|
Контрольная работа №3 |
2 |
||
Раздел 5. |
Морфология и орфография. |
50 |
|
Тема 5.1. |
Словоформа как единица морфологии. |
2 |
|
Тема 5.2. |
Имя существительное. |
2 |
|
Тема 5.3. |
Имя прилагательное. |
2 |
|
Тема 5.4. |
Имя числительное. |
2 |
|
Тема 5.5. |
Местоимение. |
2 |
|
Тема 5.6. |
Глагол. |
2 |
|
Тема 5.7. |
Глагольные формы: причастие и деепричастие. |
2 |
|
Тема 5.8. |
Наречие. |
2 |
|
Тема 5.9. |
Слова категории состояния. |
2 |
|
Тема 5.10. |
Служебные части речи. |
2 |
|
Тема 5.11. |
Междометия и звукоподражательные слова. |
2 |
|
Тема 5.12. |
Правописание гласных и согласных в приставках. |
2 |
|
Тема 5.13. |
Правописание корней лаг-, лож-, рас-, рос-, кос-. кас-. |
2 |
|
Тема 5.14. |
Правописание о-ё после шипящих. |
2 |
|
Тема 5.15. |
Правописание ы, и после шипящих. |
2 |
|
Тема 5.16. |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. |
2 |
|
Тема 5.17. |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. |
2 |
|
Тема 5.18. |
Окончания имён прилагательных после шипящих и ц-. |
2 |
|
Тема 5.19. |
Не с именами прилагательными. |
2 |
|
Тема 5.20. |
Н- и НН- в суффиксах прилагательных. |
2 |
|
Тема 5.21. |
Написание сложных прилагательных. |
2 |
|
Тема 5.22. |
Правописание личных окончаний глаголов. |
2 |
|
Тема 5.23. |
Правописание гласных в окончаниях причастий. |
2 |
|
Тема 5.24. |
Н- и НН- В суффиксах причастий. |
2 |
|
Тема 5.25. |
НЕ- с причастиями. |
2 |
|
Контрольная работа №4 |
2 |
||
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) |
12 |
||
Тематика домашних заданий |
|||
1.Работа с учебником ,таблицами ,лекциями. |
|||
2.самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой по вопросам темы. |
|||
3.Работа с учебной литературой .документацией. |
|||
4.Подготовка сообщений на основе дополнительной литературы. |
|||
5.Составление опорных конспектов. |
|||
6.Составление текстовых заданий для взаимоконтроля. |
|||
7.Составление опорных конспектов,терминологического словаря. |
|||
8.Выполнение тренировочных упражнений по теме. |
|||
Раздел 6. |
Синтаксис и пунктуация. |
30 |
|
Тема 6.1. |
Основные единицы синтаксиса. |
2 |
|
Тема 6.2. |
Словосочетание. |
2 |
|
Тема 6.3. |
Простое предложение. |
2 |
|
Тема 6.4. |
Структура простого предложения. |
2 |
|
Тема 6.5. |
Второстепенные члены предложения. |
2 |
|
Тема 6.6. |
Односоставные предложения. |
2 |
|
Тема 6.7. |
Неполные предложения. |
2 |
|
Тема 6.8. |
Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. |
2 |
|
Тема 6.9. |
Предложения с обособленными членами. |
2 |
|
Тема 6.10. |
Предложения с обращениями. |
2 |
|
Тема 6.11. |
Предложения с вводными конструкциями. |
2 |
|
Тема 6.12. |
Сложносочиненное предложение. |
2 |
|
Тема 6.13. |
Сложноподчинённое предложение. |
2 |
|
Тема 6.14. |
Бессоюзное сложное предложение. |
2 |
|
Тема 6.15. |
Способы передачи чужой речи. |
2 |
|
Контрольная работа №5 |
2 |
||
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) |
12 |
||
Тематика домашних заданий |
|||
1.Работа с учебником ,таблицами ,лекциями. |
|||
2.самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой по вопросам темы. |
|||
3.Работа с учебной литературой .документацией. |
|||
4.Подготовка сообщений на основе дополнительной литературы. |
|||
5.Составление опорных конспектов. |
|||
6.Составление текстовых заданий для взаимоконтроля. |
|||
7.Составление опорных конспектов,терминологического словаря. |
|||
8.Выполнение тренировочных упражнений по теме. |
|||
Консультация |
2 |
||
Экзамен |
6 |
||
Всего |
126 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.
Оборудование учебного кабинета:
ученические парты;
ученические стулья;
классная доска;
экран для мультимедиа проектора;
учебники.
Технические средства обучения:
компьютер;
мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература
- Русский язык: учебник для сред.проф. образования/Е.С. Антонова, Т.М. Воителева,М.,2014
- Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф.образования/Т.М.Воителева,М.,2014
- Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с.
- Кукушин В.С. Психология делового общения: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 364 с.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006.
Дополнительная литература
- Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Уч. для студ. вузов/Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528с.
- Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Уч. пособ. для вузов/Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 544с.
- Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации? Учеб. пособ. по развит. навыков письмен. речи. – М.: Флинта, Наука, 2002. – 288с.
- Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред.: д-р филол. наук, проф. Л.К. Граудина, д-р филол. наук, проф. Е.Н. Ширяев. – М.: НОРМА, НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – 560с.
- Розенталь Д.Э. и др. Современный русский язык: Учеб. пособ. /Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – М.: Рольф, 2010. – 448с.
- Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / М.Ю.Федосюк, Т.А.Ладыженская, О.А.Михайлова, Н.А.Николина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 256с., ил.
- Серова М.Б. Русский язык: Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 240с.
- Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учеб. для студ.вузов / Под ред. Л.А. Новикова. – 3-е изд. – СПб: Лань, 2001. – 864с.
- Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.
- Федотова Л.С. Правила и тесты: Пособ. по рус. языку для поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Высш.шк., 2001. – 320с.
Словари и справочники:
- Абрамов Н. Словарь русских синонимов. (Любое издание)
- Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2000.
- Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.
- Большой орфографический словарь русского языка. (Любое издание)
- Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.
- Орфоэпический словарь русского языка / Ред. Р.И. Аванесов. (Начиная с 6 издания).
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. – 368с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. – М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2001. – 381с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Пунктуация. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2002. – 263 с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Управление в русском языке. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2002. – 303с.
- Современный словарь иностранных слов. – М., 2000. (Любое издание)
- Толковый словарь русского языка. (Любое издание)
- Толковый словарь русского языка конца ХХ века. – СПб., 1998.
Интернет-ресурсы:
- Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
- Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
- Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru
- Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru
- Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - http://www.lrc-lib.ru
- Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
- Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - http://www.rusjaz.da.ru
- Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
- Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - http://character.webzone.ru
- Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru
- Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru
- Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru
- Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
- Словарь смыслов русского языка – справочное он-лайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru
- Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами - http://www.ruscenter.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: |
|
различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли; |
Контрольная работа №1; |
●специфику склонения имен числительных в русском языке |
Контрольная работа№1; |
специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров; |
Контрольная работа № 1; |
уметь: |
|
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами |
Контрольная работа № 1; Контрольная работа№2 |
анализировать свою письменную речь с точки зрения правил пунктуации |
Контрольная работа №5; |
пользоваться словарями русского языка |
Контрольная работа№1.2 |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
|
продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуации общения; |
Контрольная работа № 2,3; |
участия в диалогах и полилогах, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями. |
Контрольная работа№3,4 |