12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
oksana29
0

Рабочая программа учебной дисциплины русский язык и культура речи. Дошкольное образование

 

Департамент образования города Севастополя

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский индустриально-педагогический колледж

имени П.К. Менькова»

Рабочая программа учебной дисциплины

 

Русский язык и культура речи

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ГБОУПО г. Севастополя

«СИПК им. П.К. Менькова»

_____________ Е.М. Грунина

«___» ______________ 2015г.

 

Рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ русский язык и культура речи

44.02.01 Дошкольное образование

 

Должность

Ф.И.О.

Дата

Разработал

Преподаватель русского языка

Оверчук О.Ю.

26.06.2015г.

Проверил

Заместитель директора по МР

Олейник С.Н.

20.08.2015г.

Рассмотрено

Педагогическим советом

Протокол № 2

03.09.2015г.

Введено

 

Севастополь – 2015

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01. «Дошкольное образование» и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

Разработчик Оверчук Оксана Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы ГБОУПО г.Севастополя «Севастопольский индустриально-педагогический колледж им. П.К. Менькова».

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

1.1.

Область применения программы

4

1.2.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

4

1.3.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

4

1.4.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

5

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 6
условия реализации программы учебной дисциплины

9

3.1.

Требования к минимальному материально техническому обеспечению.

9

3.2.

Информационное обеспечение обучения.

10

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

11

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01.для 4 курса.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи (орфоэпические, лексические, словообразовательные и др.);

пользоваться словарями русского языка; употреблять основные выразительные средства русского литературного языка; продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуации общения;

участия в диалогах и полилогах, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными различными социальными отношениями.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 126 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

126

в том числе:

контрольные работы

10

Самостоятельная работа

36

Консультация

2

Итоговая аттестация в форме экзамена

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Дата

1

2

3

 

Раздел 1.

Наука о русском языке.

12

 

Тема 1.1.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

2

 

Тема 1.2.

Понятие речевой коммуникации.

2

 

Тема 1.3.

Текст

2

 

Тема 1.4.

Типы речи.

2

 

Тема 1.5.

Культура речи

2

 

Тема 1.6.

Культура речи и её роль в профессиональной деятельности будущего специалиста в области педагогики.

2

 

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

12

 

Тематика домашних заданий

   

1.Работа с учебником ,таблицами ,лекциями.

   

2.самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой по вопросам темы.

   

3.Работа с учебной литературой .документацией.

   

4.Подготовка сообщений на основе дополнительной литературы.

   

5.Составление опорных конспектов.

   

6.Составление текстовых заданий для взаимоконтроля.

   

7.Составление опорных конспектов,терминологического словаря.

   

8.Выполнение тренировочных упражнений по теме.

   

Раздел 2.

Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография.

12

 

Тема 2.1.

Звуки речи.

2

 

Тема 2.2.

Соотношение звука и буквы.

2

 

Тема 2.3.

Фонема и орфограмма речи

2

 

Тема 2.4.

Орфографическое правило

2

 

Тема 2.5.

Благозвучие речи

2

 

Контрольная работа № 1

2

 

Раздел 3.

Лексика и фразеология.

14

 

Тема 3.1.

Слово в лексической системе языка.

2

 

Тема 3.2.

Многозначность слова и омонимы.

2

 

Тема 3.3.

Синонимы, антонимы, паронимы и их изобразительные возможности.

2

 

Тема 3.4.

Лексика с точки зрения её происхождения и употребления.

2

 

Тема 3.5.

Фразеологизмы.

2

 

Тема 3.6.

Лексические и фразеологические словари.

2

 
 

Контрольная работа №2

2

 

Раздел 4.

Морфемика и словообразование.

8

 

Тема 4.1.

Состав слова.

2

 

Тема 4.2.

Понятия производной и производящей основ. Словообразовательный анализ слова.

2

 

Тема 4.3.

Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корне, приставки пре- и при-.

2

 
 

Контрольная работа №3

2

 

Раздел 5.

Морфология и орфография.

50

 

Тема 5.1.

Словоформа как единица морфологии.

2

 

Тема 5.2.

Имя существительное.

2

 

Тема 5.3.

Имя прилагательное.

2

 

Тема 5.4.

Имя числительное.

2

 

Тема 5.5.

Местоимение.

2

 

Тема 5.6.

Глагол.

2

 

Тема 5.7.

Глагольные формы: причастие и деепричастие.

2

 

Тема 5.8.

Наречие.

2

 

Тема 5.9.

Слова категории состояния.

2

 

Тема 5.10.

Служебные части речи.

2

 

Тема 5.11.

Междометия и звукоподражательные слова.

2

 

Тема 5.12.

Правописание гласных и согласных в приставках.

2

 

Тема 5.13.

Правописание корней лаг-, лож-, рас-, рос-, кос-. кас-.

2

 

Тема 5.14.

Правописание о-ё после шипящих.

2

 

Тема 5.15.

Правописание ы, и после шипящих.

2

 

Тема 5.16.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

2

 

Тема 5.17.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

2

 

Тема 5.18.

Окончания имён прилагательных после шипящих и ц-.

2

 

Тема 5.19.

Не с именами прилагательными.

2

 

Тема 5.20.

Н- и НН- в суффиксах прилагательных.

2

 

Тема 5.21.

Написание сложных прилагательных.

2

 

Тема 5.22.

Правописание личных окончаний глаголов.

2

 

Тема 5.23.

Правописание гласных в окончаниях причастий.

2

 

Тема 5.24.

Н- и НН- В суффиксах причастий.

2

 

Тема 5.25.

НЕ- с причастиями.

2

 
 

Контрольная работа №4

2

 

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

12

 

Тематика домашних заданий

   

1.Работа с учебником ,таблицами ,лекциями.

   

2.самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой по вопросам темы.

   

3.Работа с учебной литературой .документацией.

   

4.Подготовка сообщений на основе дополнительной литературы.

   

5.Составление опорных конспектов.

   

6.Составление текстовых заданий для взаимоконтроля.

   

7.Составление опорных конспектов,терминологического словаря.

   

8.Выполнение тренировочных упражнений по теме.

   

Раздел 6.

Синтаксис и пунктуация.

30

 

Тема 6.1.

Основные единицы синтаксиса.

2

 

Тема 6.2.

Словосочетание.

2

 

Тема 6.3.

Простое предложение.

2

 

Тема 6.4.

Структура простого предложения.

2

 

Тема 6.5.

Второстепенные члены предложения.

2

 

Тема 6.6.

Односоставные предложения.

2

 

Тема 6.7.

Неполные предложения.

2

 

Тема 6.8.

Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами.

2

 

Тема 6.9.

Предложения с обособленными членами.

2

 

Тема 6.10.

Предложения с обращениями.

2

 

Тема 6.11.

Предложения с вводными конструкциями.

2

 

Тема 6.12.

Сложносочиненное предложение.

2

 

Тема 6.13.

Сложноподчинённое предложение.

2

 

Тема 6.14.

Бессоюзное сложное предложение.

2

 

Тема 6.15.

Способы передачи чужой речи.

2

 

Контрольная работа №5

2

 

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

12

 

Тематика домашних заданий

   

1.Работа с учебником ,таблицами ,лекциями.

   

2.самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой по вопросам темы.

   

3.Работа с учебной литературой .документацией.

   

4.Подготовка сообщений на основе дополнительной литературы.

   

5.Составление опорных конспектов.

   

6.Составление текстовых заданий для взаимоконтроля.

   

7.Составление опорных конспектов,терминологического словаря.

   

8.Выполнение тренировочных упражнений по теме.

   

Консультация

2

 

Экзамен

6

 

Всего

126

 

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.

Оборудование учебного кабинета:

ученические парты;

ученические стулья;

классная доска;

экран для мультимедиа проектора;

учебники.

Технические средства обучения:

компьютер;

мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература

  1. Русский язык: учебник для сред.проф. образования/Е.С. Антонова, Т.М. Воителева,М.,2014
  2. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф.образования/Т.М.Воителева,М.,2014
  3. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с.
  4. Кукушин В.С. Психология делового общения: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 364 с.
  5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006.

 

Дополнительная литература

  1. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Уч. для студ. вузов/Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528с.
  2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Уч. пособ. для вузов/Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 544с.
  3. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации? Учеб. пособ. по развит. навыков письмен. речи. – М.: Флинта, Наука, 2002. – 288с.
  4. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред.: д-р филол. наук, проф. Л.К. Граудина, д-р филол. наук, проф. Е.Н. Ширяев. – М.: НОРМА, НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – 560с.
  5. Розенталь Д.Э. и др. Современный русский язык: Учеб. пособ. /Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – М.: Рольф, 2010. – 448с.
  6. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / М.Ю.Федосюк, Т.А.Ладыженская, О.А.Михайлова, Н.А.Николина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 256с., ил.
  7. Серова М.Б. Русский язык: Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 240с.
  8. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учеб. для студ.вузов / Под ред. Л.А. Новикова. – 3-е изд. – СПб: Лань, 2001. – 864с.
  9. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.
  10. Федотова Л.С. Правила и тесты: Пособ. по рус. языку для поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Высш.шк., 2001. – 320с.

Словари и справочники:

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов. (Любое издание)
  2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2000.
  3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.
  4. Большой орфографический словарь русского языка. (Любое издание)
  5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.
  6. Орфоэпический словарь русского языка / Ред. Р.И. Аванесов. (Начиная с 6 издания).
  7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. – 368с.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. – М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2001. – 381с.
  9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Пунктуация. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2002. – 263 с.
  10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Управление в русском языке. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2002. – 303с.
  11. Современный словарь иностранных слов. – М., 2000. (Любое издание)
  12. Толковый словарь русского языка. (Любое издание)
  13. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. – СПб., 1998.

Интернет-ресурсы:

  1. Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
  2. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
  3. Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru
  4. Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru
  5. Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - http://www.lrc-lib.ru
  6. Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
  7. Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - http://www.rusjaz.da.ru
  8. Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
  9. Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - http://character.webzone.ru
  10. Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru
  11. Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru
  12. Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru
  13. Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
  14. Словарь смыслов русского языка – справочное он-лайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru
  15. Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами - http://www.ruscenter.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

Контрольная работа №1;

специфику склонения имен числительных в русском языке

Контрольная работа№1;

специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров;

Контрольная работа № 1;

уметь:

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами

Контрольная работа № 1;

Контрольная работа№2

анализировать свою письменную речь с точки зрения правил пунктуации

Контрольная работа №5;

пользоваться словарями русского языка

Контрольная работа№1.2

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуации общения;

Контрольная работа № 2,3;

участия в диалогах и полилогах, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

Контрольная работа№3,4

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.