Рабочая программа учебной дисциплины русский язык и культура речи. Дошкольное образование
Департамент образования города Севастополя
Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский индустриально-педагогический колледж
имени П.К. Менькова»
Рабочая программа учебной дисциплины
Русский язык и культура речи
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ГБОУПО г. Севастополя
«СИПК им. П.К. Менькова»
_____________ Е.М. Грунина
«___» ______________ 2015г.
Рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ русский язык и культура речи
44.02.01 Дошкольное образование
Должность
Ф.И.О.
Дата
Разработал
Преподаватель русского языка
Оверчук О.Ю.
26.06.2015г.
Проверил
Заместитель директора по МР
Олейник С.Н.
20.08.2015г.
Рассмотрено
Педагогическим советом
Протокол № 2
03.09.2015г.
Введено
Севастополь – 2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01. «Дошкольное образование» и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Разработчик Оверчук Оксана Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы ГБОУПО г.Севастополя «Севастопольский индустриально-педагогический колледж им. П.К. Менькова».
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
1.1.
Область применения программы
4
1.2.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
4
1.3.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
4
1.4.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
2.1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
5
2.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
6
условия реализации программы учебной дисциплины
9
3.1.
Требования к минимальному материально техническому обеспечению.
9
3.2.
Информационное обеспечение обучения.
10
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01.для 4 курса.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи (орфоэпические, лексические, словообразовательные и др.);
пользоваться словарями русского языка; употреблять основные выразительные средства русского литературного языка; продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуации общения;
участия в диалогах и полилогах, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными различными социальными отношениями.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006.
Дополнительная литература
Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Уч. для студ. вузов/Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528с.
Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Уч. пособ. для вузов/Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 544с.
Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации? Учеб. пособ. по развит. навыков письмен. речи. – М.: Флинта, Наука, 2002. – 288с.
Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред.: д-р филол. наук, проф. Л.К. Граудина, д-р филол. наук, проф. Е.Н. Ширяев. – М.: НОРМА, НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – 560с.
Розенталь Д.Э. и др. Современный русский язык: Учеб. пособ. /Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – М.: Рольф, 2010. – 448с.
Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / М.Ю.Федосюк, Т.А.Ладыженская, О.А.Михайлова, Н.А.Николина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 256с., ил.
Серова М.Б. Русский язык: Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 240с.
Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учеб. для студ.вузов / Под ред. Л.А. Новикова. – 3-е изд. – СПб: Лань, 2001. – 864с.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.
Федотова Л.С. Правила и тесты: Пособ. по рус. языку для поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Высш.шк., 2001. – 320с.
Словари и справочники:
Абрамов Н. Словарь русских синонимов. (Любое издание)
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2000.
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.
Большой орфографический словарь русского языка. (Любое издание)
Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.
Орфоэпический словарь русского языка / Ред. Р.И. Аванесов. (Начиная с 6 издания).
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. – 368с.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. – М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2001. – 381с.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Пунктуация. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2002. – 263 с.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Управление в русском языке. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2002. – 303с.
Современный словарь иностранных слов. – М., 2000. (Любое издание)
Толковый словарь русского языка. (Любое издание)
Толковый словарь русского языка конца ХХ века. – СПб., 1998.
Интернет-ресурсы:
Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - http://character.webzone.ru
Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru
Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru
Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru
Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
Словарь смыслов русского языка – справочное он-лайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru
Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами - http://www.ruscenter.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать/понимать:
различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
Контрольная работа №1;
●специфику склонения имен числительных в русском языке
Контрольная работа№1;
специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров;
Контрольная работа № 1;
уметь:
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами
Контрольная работа № 1;
Контрольная работа№2
анализировать свою письменную речь с точки зрения правил пунктуации
Контрольная работа №5;
пользоваться словарями русского языка
Контрольная работа№1.2
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуации общения;
Контрольная работа № 2,3;
участия в диалогах и полилогах, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.