РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 07 «Основы финансовой грамотности»

0
0
Материал опубликован 9 October




Министерство образования Кировской области

Кировское областное государственное профессиональное автономное образовательное учреждение

«Вятский торгово-промышленный техникум»









Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ 07 «Основы финансовой грамотности»




образовательной программы среднего профессионального образования –

программы подготовки специалистов среднего звена

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования


техник

(квалификация)








2023




Составитель:

Фамилия, имя, отчество

Должность

Конькова Ольга Николаевна

преподаватель








Рабочая программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности разработана на основе требований:

федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования,

утвержденного приказом Министерства от 831(далее – ФГОС СПО),

с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования их товаров,

в соответствии с рабочей программой воспитания





















СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности является частью социально-экономического цикла образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки по среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины


Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05
ОК 06

ОК 07

ОК 08

ОК 09

ПК 3.1-3.3

- решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитования, способы страхования, доходность и риски при размещении сбережений в ценные бумаги, информация по фондовому рынку, учёт и планирование личных доходов, налогообложение и налоговые вычеты, альтернативные инструменты обеспечения старости, презентация своих ка и компетенций как работника, организационно-правовые формы предприятий, выбор финансовых продуктов и услуг, безопасность финансовых операций, в том числе в сети Интернет);

- ставить финансовые цели и планировать деятельность по достижению целей с учётом возможных альтернатив;

- оценивать способы решения практических финансовых задач и делать оптимальный выбор, выполнять самоанализ полученного результата;

- владеть коммуникативными компетенциями:

- находить, анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

- грамотно реализовывать позиции (покупателя, заёмщика, вкладчика, налогоплательщика, потребителя страховых услуг, участника фондового рынка и др.);

- анализировать свою учебную и практическую деятельность в области финансов;

- выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;

- презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;

- оформлять бизнес-план;

- рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования.


- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, банковские услуги и продукты, кредит, сберегательный вклад, банковская карта, инвестиции, фондовый рынок, риск, ценные бумаги, операции с ценными бумагами, инвестиционный портфель, страхование, страховой случай, личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности, доходы и расходы семьи, налоги, налоговый вычет, ИНН, пенсия, пенсионные накопления, пенсионное страхование, фирма, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, предпринимательство, предприниматель, предприятие, организационно-правовая форма предприятия, бизнес-план, финансовые риски, экономический кризис, финансовое мошенничество, финансовая безопасность);

- знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) и уметь их применять на практике;

- знать основы предпринимательской деятельности;

- знать правила разработки бизнес-планов;

- знать порядок выстраивания презентации.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Объем часов, всего

в т. ч в форме практической подготовки

Объем образовательной программы учебной дисциплины (всего),

в том числе

48

Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий:

38

уроки


практические занятия

26

лабораторные занятия

-

консультации

2

лекции

10

семинары

-

Курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося:

10

Промежуточная аттестация в форме





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Очная форма обучения

Наименование

разделов

и тем


Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч

Коды компетенций, личностных результатов,

формированию которых способствует элемент программы

1. Банки. Чем они могут быть полезны

Содержание учебного материала:


4/2


Тема урока (теоретическая подготовка):

1. Банковская система России. Текущие счета и банковские карты

2. Сберегательные вклады: как они работают и как сделать выбор

3. Кредиты: когда их брать и как оценить. Условия и способы получения кредитов.

4. Виды кредитов. Прочие услуги банков.


ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Практическое занятие

Проверочная работа к модулю 1




Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

2


2. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов

Содержание учебного материала:

6/4


1. Риск и доходность

2. Облигации.

3.Акции

4. Как работает фондовая биржа и кто может на ней торговать

4. Формируем инвестиционный портфель

4. Рынок Форекс.


ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Практическое занятие

Подведение итогов и обобщение: как инвестиции помогают расти доходам. Проверочная работа к модулю 2




Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

2


3. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Содержание учебного материала:


4/4


Тема урока (теоретическая подготовка):

1.Страхование имущества: как это работает

2.Страхование здоровья и жизни.


ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Практическое занятие

Подведение итогов и обобщение: что и как надо страховать. Проверочная работа к модулю 3



Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

-


4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

Содержание учебного материала:


4/4



Тема урока (теоретическая подготовка):

1.Зачем нужны налоги и какие виды налогов существуют

2. Подача налоговой декларации.


ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Практическое занятие

Подведение итогов и обобщение: почему надо платить налоги. Проверочная работа к модулю 4



Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

2


5. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Содержание учебного материала:


6/4


Тема урока (теоретическая подготовка):

1. Обязательное пенсионное страхование

2. Добровольное пенсионное обеспечение.


ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Практическое занятие

Подведение итогов и обобщение: как обеспечить свою старость. Проверочная работа к модулю 5



Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

-


6. Финансовые механизмы работы фирмы

Содержание учебного материала:


6/4


Тема урока (теоретическая подготовка):

1.Взаимоотношения работодателя и сотрудников

2. Эффективность компании, банкротство и безработица


ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Практическое занятие

Подведение итогов и обобщение: как работает фирма. Игра «Приём на работу»



Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

-


7. Собственный бизнес: как создать и не потерять

Тема урока (теоретическая подготовка):

1.Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по найму

2. Что такое успешная компания

3. Создание собственной компании: шаг за шагом

4/4

ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Практическое задание

1.Написание бизнес-плана

2.Деловая игра «Создаём свою фирму»

3. Подведение итогов и обобщение: возможности и риски своего бизнеса. Проверочная работа к модулю 7



Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

2


8. Риски в мире денег: как защититься от разорения.

Содержание учебного материала:


2



Тема урока (теоретическая подготовка):

1.Учимся оценивать и контролировать риски своих сбережений

2.Экономические кризисы

3.Финансовое мошенничество


ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

-


Дифференцированный зачёт




Консультации

2


Всего:


38










3. условия реализации учебнойдисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета _____ №1____.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Основы финансовой грамотности и предпринимательства»;

- образцы финансовых документов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением с возможностью подключения к Internet;

- средства телекоммуникации.

(как в ОПОП)

3.2. Информационное обеспечение

Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники

Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).

Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. – М.: ВАКО, 2020. (Учимся разумному финансовому поведению)

Жданова А.О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО. – М.: ВАКО, 2020. (Учимся разумному финансовому поведению)

Жданова А.О. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. СПО. – М.: ВАКО, 2020. (Учимся разумному финансовому поведению)

Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.


Дополнительные источники

Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo

Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__2018_1.pdf

Гвозденко А.А. Страхование: учебник. М.: Велби; Проспект, 2006. 464 с. 30

Кошелева Т.Н. Основы предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009. 226 с. 5

Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf

Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu2011–28.pdf

Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н.И. Берзона. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.

Степанов А.Г., Кутепова К.О. Всё о пенсиях. Виды, условия назначения, размер. М.: Омега-Л, 2014.

Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010.

Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fmc.hse.ru/ vaginvideoАрустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Митрофанова Т.П. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие М.: Дашков и К, 2009.

Голубева Т.М.Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Профессиональное образование. М.: Форум, 2010.

Богалдин - Малых В.В. Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса. Предпринимательство. Коммерция. Сервис-бизнес. Финансы. Учебное пособие. Российская академия образования. М.: МПСИ, МОДЭК, 2010.

Каунов А.М. Контрольно-измерительные материалы по основам рыночной экономики и предпринимательства (сборник тестов с рисунками) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.М. Каунов, Н.В. Логинова. – Электрон. текстовые данные. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2017. - 195 с. 2227-8397. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66731.html

Кукушин В.С. Экономика. Управление. Предпринимательство (Бизнес) Деловой этикет: учеб. пособие. - Изд. 4-е, перераб. и доп.

Перелыгина Е.А. Основы предпринимательства: Учебные материалы. – Самара: ЦПО, 2011.


Перечень Интернет-ресурсов

https://fira.ru – сервис для проверки предприятий и работы с экономической статистикой.

https://nalog-nalog.ru – бухгалтерские новости и статьи.

https://npfsberbanka.ru – НПФ «Сбербанк».

http://ru.investing.com – финансовый портал (данные по финансовым рынкам России).

https://secretmag.ru – журнал «Секрет фирмы».

http://tpprf.ru/ru – Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

https://quote.rbc.ru – Финансовый портал «РБК Quote».

http://unionsrussia.ru – Союз профсоюзов России.

http://vip-money.com – сайт компании «Финансовый инвестиционный консультант».

www.asv.org.ru – Агентство по страхованию вкладов.

www.banki.ru – финансовый информационный портал.

www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.

www.ffoms.ru – Федеральный фонд ОМС.

www.fmc.hse.ru – Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

www.fnpr.ru – Федерация независимых профсоюзов России.

www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

www.iblfrussia.org – Международный форум лидеров бизнеса (IBLF Russia).

www.instaforex.com/ru – сайт компании «ИнстаФорекс» – услуги на рынке Forex.

www.nalog.ru/rn77 – Федеральная налоговая служба (ФНС России).

www.nalogkodeks.ru – журнал «Налоговая политика и практика».

www.o-strahovanie.ru – сайт «Всё о страховании».

www.pfrf.r – Пенсионный фонд Российской Федерации.

www.rbc.ru – информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».

www.sberbank.ru – ПАО «Сбербанк России».

www.siora.ru – Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса.

www.soglasie-npf.ru – НПФ «Согласие-ОПС».

www.vtbnpf.ru – НПФ «ВТБ Пенсионный фонд».

Вашифинансы.рф – Проект Минфина России «Дружи с финансами»


3.3 Образовательные технологии

При реализации учебной дисциплины используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение:

технологии сотрудничества;

проектные технологии;

технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения;

игровые технологии (ролевые и деловые игры);

кейс-технологии;

модульные технологии;

технологии развития критического мышления;

технологии развивающего обучения;

интерактивные методы обучения и др.





4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Метапредметные результаты

- решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитования, способы страхования, доходность и риски при размещении сбережений в ценные бумаги, информация по фондовому рынку, учёт и планирование личных доходов, налогообложение и налоговые вычеты, альтернативные инструменты обеспечения старости, презентация своих качеств и компетенций как работника, организационно-правовые формы предприятий, выбор финансовых продуктов и услуг, безопасность финансовых операций, в том числе в сети Интернет);

- ставить финансовые цели и планировать деятельность по достижению целей с учётом возможных альтернатив;

- оценивать способы решения практических финансовых задач и делать оптимальный выбор, выполнять самоанализ полученного результата;

- владеть коммуникативными компетенциями:

- находить, анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

- грамотно реализовывать позиции (покупателя, заёмщика, вкладчика, налогоплательщика, потребителя страховых услуг, участника фондового рынка и др.);

- анализировать свою учебную и практическую деятельность в области финансов;

- выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;

- презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;

- оформлять бизнес-план;

- рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования.

Предметные результаты

- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, банковские услуги и продукты, кредит, сберегательный вклад, банковская карта, инвестиции, фондовый рынок, риск, ценные бумаги, операции с ценными бумагами, инвестиционный портфель, страхование, страховой случай, личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности, доходы и расходы семьи, налоги, налоговый вычет, ИНН, пенсия, пенсионные накопления, пенсионное страхование, фирма, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, предпринимательство, предприниматель, предприятие, организационно-правовая форма предприятия, бизнес-план, финансовые риски, экономический кризис, финансовое мошенничество, финансовая безопасность);

- знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) и уметь их применять на практике;

- знать основы предпринимательской деятельности;

- знать правила разработки бизнес-планов;

- знать порядок выстраивания презентации.

- устный опрос;

- тестирование по теме;

- выполнение индивидуальных проектных заданий;
- выполнение и защита практических работ;

-опрос по индивидуальным заданиям



















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.