Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 07 «Биология»

19
0
Материал опубликован 31 July 2016 в группе

Министерство образования Пензенской области 

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Пензенской области

  «Пензенский многопрофильный колледж»

отделение строительства

Утверждаю

начальник отделения строительства

__________________ И.С. Шапоров

«__»__________ 2016г.

Рабочая программа

учебной дисциплины

ОДБ. 07 Биология

Профессии

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.

08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования


 

Рассмотрено на заседании МК

(протокол № 1 от ____________г.)

Одобрено решением педагогическим советом (протокол № 1от __________год)

 

Председатель ЦМК математических и

естественнонаучных дисциплин   

_________ Н.М. Андронова

Составитель:

Преподаватель Андронова Н.М.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), среднего (полного) общего образовании (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413); на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования разработанная Министерством образования и науки РФ Федерального института развития образования М.2008г по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО):

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.

08. 01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования.

Организация- разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

отделение строительства

Разработчик: Андронова Нина Михайловна, преподаватель

 

 

Содержание

 

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.условия реализации программы учебной дисциплины

13

4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. паспорт программы учебной дисциплины ОДБ.07. БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДБ.07 «бИОЛОГИЯ» предназначена для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 124 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 84 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 40 часов.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

124

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

84

в том числе:

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

   

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 4-м семестре.

 
 

 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

       

Тема 1.1. Введение

.

Объект изучения биологии – живая природа. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации.

Особенности биосистем – целостность, иерархичность, функциональность, адаптация

3

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения: «Уровни организации жизни»

1

 

Тема 1.2 Учение о клетке

Содержание учебного материала

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Химическая организация клетки. Роль органических и неорганических веществ в клетке (липиды, углеводы, вода).

Белки, их роль в клетке, особенности строения. Денатурация и ренатурация белков.

ДНК - носитель наследственной информации. Строение и функции хромосом. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Строение и функции молекул РНК. АТФ. Механизм биосинтеза белка. Жизненный цикл клетки. Клеточная теория строения организмов. Строение и функции клетки. Прокариотичесткие и эукариотичесткие клетки. Вирусы. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.). Задачи биотехнологии.

13

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить презентации: «Витамины», «Клеточная теория», «Биосинтез белка»,

«Вирусы». Зарисовать: « Строение животной клетки». Составить кроссворд: «химический состав клетки» Подготовить рефераты: «Генная и клеточная инженерия», «Вирусы», «Строение и функции клетки»

6

 

Тема 1.3 Размножение и индивидуальное развитие организмов.

.

Содержание учебного материала

Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Мейоз. Фазы мейоза. Сходство и различие митоза и мейоза.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза.

Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез.

Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных

групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека.

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических

веществ. загрязнения среды на развитие человека.

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Последствия влияния загрязнения среды на развитие человека.

Изменение физиологического состояния организмов в зависимости

от изменения длины дня в течении года. (фотопериодических условий)

8

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить рефераты:

Биологическое значение митоза и мейоза. Половое размножение и его биологическое значение. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное

развитие ребенка.

Зарисовать схемы – способы размножения, фазы митоза и мейоза.

Составить кроссворд по теме: «Зародышевое развитие организмов».

5

 

Тема1.4 Основы генетики и селекции.

Содержание учебного материала

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Перекрёст хромосом. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Решение генетических задач.

Понятие анализирующего скрещивания, неполного доминирования

Цитологические основы закона независимого наследования.

Закономерности сцепленного наследования признаков.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Взаимодействие генов, хромосомная теория наследственности. Модификационная изменчивость. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Анализ фенотипической изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Генетика – теоретическая основа селекции.

15

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить рефераты:

Мендель- основоположник генетики. Закономерности фенотипической и генетической изменчивости. Мутации. Современные методы селекции. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Работа по карточкам. Работа с текстом учебника (с. 113-116)

7

 

Тема 1.5 Эволюционное учение

.

Содержание учебного материала

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Синтетической теория эволюции. Движущие силы эволюции. Доказательства эволюции. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс

15

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить рефераты: Формы отбора. Главные направления эволюции

История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина. К. Линнея и ее значение для развития биологии. Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

Составить таблицу, схему: «Логическая структура дарвинизма», «Критерии вида», «Действия эволюционных факторов в популяции»

Подготовить презентации: «Борьба за существование», «Естественный отбор».

7

 

1.6 История развития жизни на Земле.

Содержание учебного материала

Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Современные гипотезы о происхождении жизни.

Краткая история развития органического мира.

Доказательства родства человека с млекопитающими животными ( сравнительно- анатомические, эмбриологические, палеонтологические).

Современные гипотезы о происхождении человека. Факторы эволюции человека.

Эволюция человека. Стадии антропогенеза.

Единство происхождения человеческих рас.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

13

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить рефераты:

Современные взгляды на возникновение жизни. Развития жизни на Земле в архее, протерозое, мезозое, кайнозое. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных. Эволюция приматов и этапы эволюции человека. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

Подготовка презентаций: «Доказательства происхождения человека», «Эволюция органического мира»

6

 

1.7 Основы экологии.

Содержание учебного материал

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Причины устойчивости. Саморегуляция. Самовоспроизводящаяся система. Смена экосистем. Сукцессии и их формы. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы. Функции живого организма. Рольживых организмов в биосфере. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бионика.

17

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

Составление пищевых цепей в наземных экосистемах.

Подготовка рефератов: «Круговорот воды, азота в биосфере». «Глобальные экологические проблемы человечества», «Применение экологических знаний в практической деятельности человека», «Роль Вернадского В.И. в создании учения о биосфере»

Решение экологических задач и упражнений по образцу.

8

 

Итоговая аттестация.

зачёт

   

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: биологии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные учебные пособия (таблицы, плакаты, диски, слайды, видеокассеты, электронный учебник);

- оборудование для лабораторных и практических работ;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением ;

- многофункциональное печатное устройство-принтер;

- плазменная панель;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, Г.М.Дымшиц – М.: «Просвещение», 2011г;

Дополнительные источники:

1. И.Н. Яненко Биологические знания – строителям. Учебное пособие; М. 2009г.

2. А.Г. Хрипкова. ЕГЭ. Тестовые задания. Биология, М. «Просвещение», 2014 г.

3. Электронный учебник «Кирилл и Мефодий» 10 -11 класс.2009г.

4. Н.В.Чебышев Пособие для поступающих в вузы. Биология; издательство «Новая волна» М. 2014г.

5. Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ. Биология. Г.С.Калинова М. 2015г.

6. www.bio.september.ru – газета «Биология», приложение к «1 сентября»

7. www.bio.nature.ru - научные новости биологии

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых студентами знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования и контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения студентам в начале обучения.

Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

• основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

• строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

• сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

уметь:

• объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

• сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

• анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

• оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Оценка результатов самостоятельных, проверочных работ, устных ответов

Оценка результатов исследований, выполненных в лабораторной работе.

Оценка результатов проверочных, контрольных работ, тестовых заданий, устных ответов

Оценка творческих работ.

Оценка результатов работы со словарями и справочниками, составление терминологического глоссария по темам.

Оценка результатов самостоятельных, проверочных работ, устных ответов, тестовых заданий.

Оценка творческих работ

Оценка результатов решения задач и упражнений по образцу.

 

Оценка результатов практических заданий, тестов, устных ответов.

Оценка результатов практических работ, устных ответов, тестов, решение ситуационных задач.

Оценка самостоятельных работ, практических заданий, тестовый контроль с применением информационных технологий.

Оценка результатов подготовки рефератов, докладов, тестовый контроль с применением информационных технологий.

Оценка результатов устных ответов, тестов, использования информации сети ИНТЕРНЕТ.

Оценка результатов практического занятия, устных ответов.

Оценка развития исследовательских умений, внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Комментарии
Комментариев пока нет.