Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
отделение строительства
Утверждаю
начальник отделения строительства
__________________ И.С. Шапоров
«__»__________ 2016г.
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОДБ. 07 Биология
Профессии
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.
08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
Рассмотрено на заседании МК
(протокол № 1 от ____________г.)
Одобрено решением педагогическим советом (протокол № 1от __________год)
естественнонаучных дисциплин
_________ Н.М. Андронова
Составитель:
Преподаватель Андронова Н.М.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), среднего (полного) общего образовании (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413); на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования разработанная Министерством образования и науки РФ Федерального института развития образования М.2008г по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО):
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.
08. 01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования.
Организация- разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»
отделение строительства
Разработчик: Андронова Нина Михайловна, преподаватель
Содержание
стр. |
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
3.условия реализации программы учебной дисциплины |
13 |
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
14 |
1. паспорт программы учебной дисциплины ОДБ.07. БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДБ.07 «бИОЛОГИЯ» предназначена для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 124 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 84 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
124 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
84 |
в том числе: |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
40 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 4-м семестре. |
|
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
Тема 1.1. Введение . |
Объект изучения биологии – живая природа. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Особенности биосистем – целостность, иерархичность, функциональность, адаптация |
3 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения: «Уровни организации жизни» |
1 |
||
Тема 1.2 Учение о клетке |
Содержание учебного материала Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Химическая организация клетки. Роль органических и неорганических веществ в клетке (липиды, углеводы, вода). Белки, их роль в клетке, особенности строения. Денатурация и ренатурация белков. ДНК - носитель наследственной информации. Строение и функции хромосом. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Строение и функции молекул РНК. АТФ. Механизм биосинтеза белка. Жизненный цикл клетки. Клеточная теория строения организмов. Строение и функции клетки. Прокариотичесткие и эукариотичесткие клетки. Вирусы. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.). Задачи биотехнологии. |
13 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентации: «Витамины», «Клеточная теория», «Биосинтез белка», «Вирусы». Зарисовать: « Строение животной клетки». Составить кроссворд: «химический состав клетки» Подготовить рефераты: «Генная и клеточная инженерия», «Вирусы», «Строение и функции клетки» |
6 |
||
Тема 1.3 Размножение и индивидуальное развитие организмов. . |
Содержание учебного материала Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Мейоз. Фазы мейоза. Сходство и различие митоза и мейоза. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ. загрязнения среды на развитие человека. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Последствия влияния загрязнения среды на развитие человека. Изменение физиологического состояния организмов в зависимости от изменения длины дня в течении года. (фотопериодических условий) |
8 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты: Биологическое значение митоза и мейоза. Половое размножение и его биологическое значение. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. Зарисовать схемы – способы размножения, фазы митоза и мейоза. Составить кроссворд по теме: «Зародышевое развитие организмов». |
5 |
||
Тема1.4 Основы генетики и селекции. |
Содержание учебного материала Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Перекрёст хромосом. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Понятие анализирующего скрещивания, неполного доминирования Цитологические основы закона независимого наследования. Закономерности сцепленного наследования признаков. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Взаимодействие генов, хромосомная теория наследственности. Модификационная изменчивость. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Анализ фенотипической изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Генетика – теоретическая основа селекции. |
15 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить рефераты: Мендель- основоположник генетики. Закономерности фенотипической и генетической изменчивости. Мутации. Современные методы селекции. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Работа по карточкам. Работа с текстом учебника (с. 113-116) |
7 |
||
Тема 1.5 Эволюционное учение . |
Содержание учебного материала История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Синтетической теория эволюции. Движущие силы эволюции. Доказательства эволюции. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс |
15 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты: Формы отбора. Главные направления эволюции История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина. К. Линнея и ее значение для развития биологии. Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных. Составить таблицу, схему: «Логическая структура дарвинизма», «Критерии вида», «Действия эволюционных факторов в популяции» Подготовить презентации: «Борьба за существование», «Естественный отбор». |
7 |
||
1.6 История развития жизни на Земле. |
Содержание учебного материала Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства родства человека с млекопитающими животными ( сравнительно- анатомические, эмбриологические, палеонтологические). Современные гипотезы о происхождении человека. Факторы эволюции человека. Эволюция человека. Стадии антропогенеза. Единство происхождения человеческих рас. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. |
13 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты: Современные взгляды на возникновение жизни. Развития жизни на Земле в архее, протерозое, мезозое, кайнозое. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных. Эволюция приматов и этапы эволюции человека. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма. Подготовка презентаций: «Доказательства происхождения человека», «Эволюция органического мира» |
6 |
||
1.7 Основы экологии. |
Содержание учебного материал Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости. Саморегуляция. Самовоспроизводящаяся система. Смена экосистем. Сукцессии и их формы. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы. Функции живого организма. Рольживых организмов в биосфере. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бионика. |
17 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление пищевых цепей в наземных экосистемах. Подготовка рефератов: «Круговорот воды, азота в биосфере». «Глобальные экологические проблемы человечества», «Применение экологических знаний в практической деятельности человека», «Роль Вернадского В.И. в создании учения о биосфере» Решение экологических задач и упражнений по образцу. |
8 |
||
Итоговая аттестация. |
зачёт |
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные учебные пособия (таблицы, плакаты, диски, слайды, видеокассеты, электронный учебник);
- оборудование для лабораторных и практических работ;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением ;
- многофункциональное печатное устройство-принтер;
- плазменная панель;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, Г.М.Дымшиц – М.: «Просвещение», 2011г;
Дополнительные источники:
1. И.Н. Яненко Биологические знания – строителям. Учебное пособие; М. 2009г.
2. А.Г. Хрипкова. ЕГЭ. Тестовые задания. Биология, М. «Просвещение», 2014 г.
3. Электронный учебник «Кирилл и Мефодий» 10 -11 класс.2009г.
4. Н.В.Чебышев Пособие для поступающих в вузы. Биология; издательство «Новая волна» М. 2014г.
5. Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ. Биология. Г.С.Калинова М. 2015г.
6. www.bio.september.ru – газета «Биология», приложение к «1 сентября»
7. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых студентами знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования и контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения студентам в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; • биологическую терминологию и символику; уметь: • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). |
Оценка результатов самостоятельных, проверочных работ, устных ответов Оценка результатов исследований, выполненных в лабораторной работе. Оценка результатов проверочных, контрольных работ, тестовых заданий, устных ответов Оценка творческих работ. Оценка результатов работы со словарями и справочниками, составление терминологического глоссария по темам. Оценка результатов самостоятельных, проверочных работ, устных ответов, тестовых заданий. Оценка творческих работ Оценка результатов решения задач и упражнений по образцу.
Оценка результатов практических заданий, тестов, устных ответов. Оценка результатов практических работ, устных ответов, тестов, решение ситуационных задач. Оценка самостоятельных работ, практических заданий, тестовый контроль с применением информационных технологий. Оценка результатов подготовки рефератов, докладов, тестовый контроль с применением информационных технологий. Оценка результатов устных ответов, тестов, использования информации сети ИНТЕРНЕТ. Оценка результатов практического занятия, устных ответов. Оценка развития исследовательских умений, внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. |