Рабочая программа дисциплины «Основы радиоэлектроники» по профессии «Электромонтёр охранно-пожарной сигнализации»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»
УТВЕРЖДЕНО
Директор ОБПОУ «КТС»
___________П.П. Ремпель
Приказ 135-осн.
от «05» июля 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
ОП.04.Основы радиоэлектроники
По профессии
15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации
Курск 2019
РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии
Протокол № 10
От «20 » мая 2019 г.
Председатель методической комиссии
__________ С.А.Горбунов
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 691 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования» (далее – СПО) по специальности 15.01.21 «Электромонтер охранно-пожарной сигнализации».
Разработчик:
Мурашев Роман Константинович - преподаватель дисциплин профессионального цикла, мастер производственного обучения ОБПОУ «Курский техникум связи».
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04.Основы радиоэлектроники
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочих: 15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять параметры полупроводниковых приборов;
работать с выпрямителями;
рассчитывать параметры контуров по резонансной характеристике.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основы телевидения;
основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, усилителях, генераторах электрических сигналов;
общие сведения о распространении радиоволн;
принцип распространения сигналов в длинных линиях;
сведения о волоконно – оптических линиях;
цифровые способы передачи информации;
общие сведения о радиопередающих и радиоприемных устройствах.
Перечень формируемых компетенций
Общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 33 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка 22 часа,
- самостоятельная работа обучающегося 11 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 33 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 22 |
в том числе: |
|
- лабораторные занятия | 13 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 11 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП .04 Основы радиоэлектроники
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Формируемые компетенции | Уровень усвоен ия |
1 | 2 | 3 | | 4 |
Введение
| Содержание учебного материала |
1 | |
|
Раздел 1. | Основы радиоэлектроники | 33 | |
|
Тема 1. Электрорадиокомпоненты | Содержание учебного материала | 7 | | |
1. Резисторы; назначение, устройство, условно графическое обозначение, схемы соединения, основные параметры. расшифровка и проверка исправности. | 1 | ОК 1-2 | 2 | |
2. Конденсаторы; назначение, устройство, условно графическое обозначение, схемы соединения, основные параметры, расшифровка и проверка исправности | 1 | ОК 1-2 | 2 | |
Лабораторные работы | 5 | | | |
Лабораторная работа №1. Исследование работы биполярного транзистора по схеме с общим коллектором. | 3 | ОК 1, ОК3, ОК4, ОК 5 | 3 | |
Лабораторная работа №2. Исследование работы биполярного транзистора по схеме с общим эмиттером | 2 | ОК 1, ОК3, ОК4, ОК 5 | 3 | |
Самостоятельная работа | | | | |
Самостоятельная работа№1. Составить таблицу условно – графического обозначения радиокомпонентов на схеме. |
5 | ОК 4-5 | | |
Тема 2. Физические основы полупроводниковых приборов
| Содержание учебного материала | 8 | | |
1. Собственный полупроводник: общие понятия; собственная электропроводность полупроводника; энергетические (зонные) диаграммы металлов, диэлектриков и полупроводников. | 1 | ОК 1-2 | 1 | |
2. p-n переход при прямом включении: схемы прямого включения p-n перехода; прямой ток p-n перехода; инжекция неосновных носителей заряда; вольт- амперная характеристика p-n перехода. | 1 | ОК 1-2 | 2 | |
3. p-n переход при обратном включении: схемы обратного включения p-n перехода;. | 1 | ОК 1-2 | 2 | |
4. экстракция неосновных носителей заряда; обратный ток p-n перехода; вольт- амперные характеристики p-n перехода. Оптический кабель. | 1 | ОК 1-2 | 2 | |
Лабораторные работы | 4 | | | |
Лабораторная работа №3 Изучение электронно–дырочных процессов в p–n переходе | 4 | ОК 2, ОК3, ОК4, ОК5 | | |
Тема 3 Полупроводниковые приборы. Диоды, стабилитроны.
| Содержание учебного материала | 6 | | |
1.Выпрямительные диоды: вольт- амперные характеристики; прямой и обратный токи; емкость p-n перехода диода; основные параметры выпрямительных диодов; схема простейшего однополупериодного выпрямителя на диоде; последовательное и параллельное соединение диодов. | 1 | ОК 1-2 | 1 | |
2.Импульсные диоды: определение; работа в режиме ключа; переходные процессы в p-n переходе; время восстановления обратного сопротивления; параметры. | 1 | ОК 1-2 | 1 | |
Лабораторные работы | 4 | | | |
Лабораторная работа №4. «Исследование вольт- амперной характеристики полупроводникового диода и стабилитрона». | 4 | ОК 2, ОК5. ОК 6 | 3 | |
Самостоятельная работа | | | | |
Самостоятельная работа №2. Изучить тему «Полупроводниковые приборы и заполнить таблицу; основные параметры, свойства полупроводниковых приборов, условно графическое обозначение, материалы применяемые для изготовления. | 6 | ОК 4-5 |
| |
| Дифференцированный зачет 2 | |||
| Всего: | 33 | | |
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории электротехники с основами радиоэлектроники.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор; - лабораторные стенды;
измерительные приборы;
лабораторные электронные тренажеры.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Бердикашвили, В.Ш. Электронная техника : учеб. пособие для студ. сред. проф. Образования / В.Ш. Бердикашвили, А.К. Черепанов. - М.: Академия, 2016. - 368 с.
Догадин, Н. Б. Основы радиотехники [Текст]: учебное пособие / Н. Б. Догадин. - Санкт-Петербург: Лань, 2017. - 272 с.
Иванов, М. Т. Теоретические основы радиотехники [Текст]: учебное пособие для вузов / М. Т. Иванов, А. Б. Сергиенко; ред. В. Н. Ушаков. – М.: Высшая школа, 2016. - 306 с.
Немцов, М.В. Электротехника и электроника: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.В. Немцов, М.Л. Немцова. – 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 432 с.
Нестеренко, В.М. Технология электромонтажных работ: учеб. пособие для нач. проф. Образования / В.М. Нестеренко, А.М. Мысьянов. – 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2016. - 592 с.
Харкевич, А. А. Основы радиотехники [Текст]: учебное пособие для вузов / А. А. Харкевич. - М.: Физматлит, 2016. - 512с.
Дополнительные источники:
Беневоленский, С. Б. Основы электротехники: учебное пособие для втузов / С.Б. Беневоленский, А.Л. Марченко.– М.: Физматлит, 2017, 568 с.
Кацман, М.М. Электрические машины : учеб. для студентов сред. проф. учебных заведений / М.М. Кацман. – 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2017. - 463 с.: ил.
М арченко, А. Л. Основы электроники: учебное пособие для вузов / А.Л. Марченко. М.: ДМК Пресс, 2016, 296 c.
М арченко, А. Л. Лабораторный практикум по электротехнике и электронике в среде Multisim 10 (+ CD). Учебное пособие для вузов \ А.Л. Марченко, С.В. Освальд. М.: ДМК Пресс, 2016, 446 c.
5.Сибикин, Ю.Д. Справочник электромонтажника: учеб. пособие для нач. проф. образования / Ю.Д. Сибикин. - М.: Академия, 2016. - 336 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
Умения: | Экспертное оценивание в форме: | |
-определять параметры полупроводниковых приборов; | Лабораторные работы №1-4, проверка знаний по способам определения параметров биполярных транзисторов. | |
- работать с выпрямителями; | Лабораторные работы №4, умение работать с полупроводниковыми (выпрямительными) диодами, умение проверять падение напряжения при прямом подключении диода. | |
- рассчитывать параметры контуров по резонансной характеристике; | Лабораторная работа № 4, умение рассчитывать контуры ВАХ. | |
Знания: |
| |
основы телевидения; | Проверка умения читать схемы с использованием УГО компонентов печатной платы | |
основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, усилителях, генераторах электрических сигналов; | Проверка теоретических знаний о назначении, условном графическом обозначении и технических характеристиках радиокомпонентов при закреплении новых знаний по темам 1,2,3 рабочей программы | |
общие сведения о распространении радиоволн; | ЛР№4, проверка знания о распространении радиоволн при проектировании ВАХ. | |
принцип распространения сигналов в длинных линиях; | Т 3.1.,Т 3.2. проверка знаний о распространении сигналов импульсного диода. | |
сведения о волоконно – оптических линиях; | Т 2.4., проверка знаний о компонентах волоконно – оптической линии. | |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Лабораторная работа № 1-2. Контроль грамотного подхода к решению производственной ситуации , грамотное построение схемы включения. | |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Лабораторные работы № 3-4 , контроль за самостоятельным выполнением методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ. | |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Контроль анализа ситуации по выбору технических способов подключения транзисторов ЛР № 1-3, защита выполненных лабораторных работ. | |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Контроль верного подбора выходов (ножек ) транзистора, контроль поиска информации по распиновке транзисторов при выполнении ЛР №1-3 | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Контроль правильного использования виртуальной лаборатории online-electric.ru | |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Оценка слаженной работы при выполнении заданий лабораторой работы №4. | |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Использование здоровьесберегающих технологий в рамках получения профессиональных знаний | |