Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Управление персоналом специальность 43. 02.06. Сервис на транспорте (по видам транспорта)

0
0
Материал опубликован 19 March 2018
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИЛОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ


 


 


 


 


 


 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 43. 02.06. СЕРВИС НА ТРАНСПОРТЕ

(по видам транспорта)

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и с учетом требований работодателей в части общих, профессиональных и дополнительных компетенций по специальности среднего профессионального образования 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам) транспорта

Одобрена

на заседании предметной (цикловой)

комиссии №___,

протокол № 1 , от _________________ 201__г.

Председатель ______________/ _______________/

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /______________/

протокол №___, от _________________ 201__г.

 

рекомендована

Методическим Советом колледжа

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /___________/

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель _____________ /______________/

протокол №___, от _________________ 201__г.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Составитель : преподаватель специальных дисциплин Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Московской области «Профессиональный колледж

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

14

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.06. Сервис на транспорте(по видам транспорта) подготовки среднего профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-создавать благоприятный психологический климат в коллективе;

-эффективно управлять трудовыми ресурсами;

знать:

-содержание кадрового, информационного, технического и правового обеспечения системы управления персоналом;

-организационную структуру службы управления персоналом;

-общие принципы управления персоналом;

-принципы организации кадровой работы;

-психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;

1.3.1.Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовы

вать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.


 

ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.

Организация архивной и справочно-информационной по документам организации.

ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.

ПК 2.7. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.

Осуществление документационного обеспечения управления и архивного дела с использованием программных средств учета, хранения, обработки и поиска документов.

ПК 3.6. Принимать участие в работе по подбору и расстановке кадров службы документационного обеспечения управления и архива организации.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося - 75 часов

обязательная аудиторная – 5о часов, в том числе: практические занятия – 12 часов,

самостоятельная работа обучающих – 25 часов

Дифференцированный зачет – 3 семестр

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:

 

практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

В т.ч. устные сообщения

18

реферат

7

Дифференцированный зачет 3 семестр

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП.10 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Управление персоналом как составляющая управленческой деятельности

2

 

Тема 1.1. Система управления персоналом, принципы и методы

Содержание учебного материала

2

 

Введение. Персонал организации (предприятия) как объект управления. Содержание, функции и цели системы управления персоналом.

Основные подсистемы системы управления персоналом:

-подсистема линейного руководства;

-подсистема планирования и маркетинга персонала;

-подсистема управления наймом и учетом персонала;

-подсистема управления трудовыми отношениями;

-подсистема обеспечения комфортных условий труда;

-подсистема управления развитием персонала;

-отбор, подбор и расстановка кадров;

-сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации;

-линейное, функциональное и целевое управление;

-контроль исполнения решений

Общие закономерности управления. Объективный характер общих и частных закономерностей. Важнейшие принципы управления персоналом, их характеристики. Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.

2

2

Раздел 2. Организационная структура службы управления персоналом

8

 

Тема 2.1. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом

Содержание учебного материала

4

 

Горизонтальное и вертикальное разделение труда в организации. Горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда. Уровни управления. Основные типы организационных структур: линейная, функциональная, адаптивная. Этапы и важнейшие элементы разделения и кооперации труда. Основные группы управленческих кадров. Виды управленческих операций и процедур. Проблема совершенствования работы аппарата управления.

Задачи кадровой стратегии. Важнейшие задачи подсистемы управления персоналом. Подготовка специалистов в области кадрового менеджмента. Требования к специалистам по управлению персоналом. Оперативный план работы с персоналом: сущность, исходные данные, содержание

4

2

Тема 2.2

Информационное и техническое обеспечение подсистемы управления персоналом

Содержание учебного материала

4

 

Понятие «информация». Виды информации, используемой в менеджменте. Информация о персонале предприятия. Документационное обеспечение службы управления персоналом.

Классификация технических средств, используемых службой управления персоналом. Информационная система: модель ее функционирования. Виды информационных систем.

Положения Трудового кодекса РФ, касающиеся вопросов управления персоналом. Нормативная база подсистемы управления. Внутрифирменные документы, содержащие правовые условия для управления персоналом. Трудовой контракт. Должностная инструкция сотрудника.

4

2

Раздел 3. Анализ кадрового потенциала предприятия

12

 

Тема 3.1. Сущность и методы анализа кадрового потенциала

Содержание учебного материала

8

 

Сущность кадрового потенциала организации. Различные типы структур трудового коллектива.

Производственно-функциональная структура. Экономические, управленческие и социальные функции трудового коллектива. Системный подход к управлению персоналом. Характеристика важнейших методов анализа кадрового потенциала: метод декомпозиции, последовательной подстановки, метод сравнений, метод структуризации целей, экспертно-аналитический метод и др.

Сущность найма на работу, внешние (состав) и внутренний источники найма. Кадровая политика организации и альтернатива найму работников. Маркетинг персонала – активное воздействие на рынок рабочей силы; этапы отбора кандидатов на вакантные рабочие места (должности). Функции менеджеров по управлению персоналом в процессе отбора кадров и критерии отбора. Методы и оценки отбора персонала. Процесс отбора кандидатов: предварительная отборочная беседа, заполнение бланка заявления и анкеты, беседа по найму, тестирование, проверка рекомендаций и послужного списка, оценка состояния здоровья, принятие решения о приеме. Анализ анкетных данных и правила собеседования. Особенности содержания резюме и заполнения анкеты по приему на работу для выпускников специальных учебных заведений.

4

2

Практическое занятие № 1. Подготовка резюме и заполнение анкеты по приему на работу. тестирование.

2

3

Практическое занятие № 2. Тестирование

2

3

Тема 3.2.

Профессиональная ориентация и организационно-социальная адаптация персонала

Содержание учебного материала

4

 

Сущность и необходимость трудовой адаптации. Виды профориентации и их содержание. Управление профессиональной ориентацией и переориентацией персонала. Внешние и внутренние факторы, вызывающие необходимость переориентации кадров.

Профессиональное образование и обучение персонала. Виды обучения персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров.

Концепции обучения: специализированное обучение, многопрофильное обучение и обучение, ориентированное на личность. Предмет обучения: знания, умения, навыки. Внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение и их содержание.

Организационно-социальная адаптация в коллективе и ее содержание и задачи.

2

2

Практическое занятие № 3. Отработка методики профессиональной ориентации и социальной адаптации сотрудников.

2

3

Раздел 4. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности

14

 

Тема 4.1.

Основные категории мотивации и стимулирования трудовой деятельности

Содержание учебного материала

4

 

Мотивация как процесс побуждения себя и других людей к деятельности, имеющий определенную целевую направленность. Элементы процесса мотивации. Понятия «стимул» и «потребность». Потребности и вознаграждение – основные категории мотивации. Классификация стимулов: материальные и нематериальные. Оплата труда работников: базовые ставки, премиальные выплаты, социальные программы. Участие работников в прибыли. Нетрадиционные способы мотивации.

Карьера, ее основные виды. Основные этапы карьеры. Вертикальное, горизонтальное и центростремительное продвижение работников внутри организации. Американская и японская модели построения карьеры. Организация работы по планированию и реализации карьеры работников.

   

4

2

Тема 4.2.

Управление

деловой карьерой

Содержание учебного материала

8

 

Управление деловой карьерой персонала как непрерывный процесс управления служебно-профессиональным продвижением персонала. Содержание работы по формированию и подготовке кадрового резерва и требования к организации его обучения (мотивация, условия и стадийность обучения, наличие обратной связи). Деятельность комиссии по работе с кадровым резервом: рассматриваемые вопросы и содержание работы со специалистами, включенными в состав резерва.

Виды деловой карьеры: внутриорганизационная и межорганизационная, специализированная и неспециализированная. Сущность планирования и контроля деловой карьеры (вертикальное и горизонтальное продвижение).

Потребности, удовлетворяемые работником, на разных стадиях его деловой карьеры. Этапы служебно-профессионального продвижения линейных руководителей и их содержание. Аттестация персонала как элемент управления деловой карьерой и ее виды. Содержание работы аттестационной комиссии. Технология выявления навыков руководителя.

4

2

Практическое занятие № 4. Круглый стол «Перспективы продвижения по службе».

2

3

Практическое занятие № 5. Работа с материалами по аттестации персонала

2

Тема 4.3.

Совершенствование организации труда

Содержание учебного материала

2

 

Текучесть кадров («активная» и «пассивная»), оценка и меры по снижению ее уровня. Анализ мотивов текучести (интервью и анкетирование увольняющихся работников) Сущность организации труда: расстановка кадров, конкретизация функций персонала, формы разделения труда на предприятии. Нормирование труда как основа рациональной его реорганизации.

Совершенствование организации труда: мотивация и стимулирование.

Социальный аспект совершенствования организации труда; содержание и формы управленческих решений в социальной сфере. Меры социальной защиты персонала и обязанности социальной службы предприятия.

2

2

Раздел 5. Социально-психологические методы управления персоналом

14

 

Тема 5.1.

Власть, лидерство, формальные и неформальные группы в организации

Содержание учебного материала

4

 

Власть и виды власти, влияние и лидерство, отличия менеджера от лидера. Черты, необходимые лидеру (индивидуальные способности, черты характера, деловые качества). Понятие группы, два типа групп. Причины вступления в неформальную группу. Этапы развития формальных и неформальных групп. Распределение ролей в группе. Факторы эффективности групповой деятельности. Управление формальными и неформальными группами. «Кружки качества» как пример удачного совмещения формальных и неформальных групп в японском менеджменте

4

2

Тема 5.2.

Типы конфликтов в коллективе, способы управления ими

Содержание учебного материала

6

 

Объективные и субъективные конфликты. Причины возникновения конфликтов. Основные типы и этапы конфликтов. Последствия конфликтов. Функциональные и дисфункциональные конфликты. Поведение руководителя в конфликтной ситуации.

Структурные методы разрешения организационного конфликта. Межличностные способы разрешения конфликтов. Тактика избегания и тактика уступок. Тактика противоборства, компромисса и сотрудничества. Трансактивный метод Э. Берна. Модель и причины стресса. Последствия стресса. Методы самоуправления стрессом.

4

2

Практическое занятие № 6 Разрешение конфликтной ситуации. Анализ стрессовой ситуации.

2

3

Тема 5.3.

Оценка результатов деятельности персонала

Содержание учебного материала

4

 

Оценка результатов труда как одна из функций управления персоналом. Подходы к оценке труда различных категорий работников. Критерии и методы оценки (балльный, рейтинговый и др.) деятельности управленческих кадров: специалистов, служащих и руководителей. Обязательные условия эффективной процедуры оценки результатов труда (четкие «стандарты», достоверность информации, документирование и др.). Показатели эффективной работы подразделений и организации в целом. Оценка деятельности кадровой службы.

2

2

 

Дифференцированный зачет

2

 
 

Самостоятельные работы обучающихся:

Устные сообщения: «Классификация стимулов», «Нетрадиционные способы мотивации»;

«Трудовой контракт», «Меры социальной защиты персонала», «Модель и причины стресса. Последствия стресса», «Оценка деятельности персонала с использованием различных методов» (балльный, рейтинговый).

25

 
 

Всего:

75

 

3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины ОП.10 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет, оснащенный ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-автоматизированное рабочее место преподавателя;

-наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды);

- информационные стенды, доска.

- комплект учебно-методической документации: УМК + электронные приложения (учебные пособия для теоретических и практических занятий, рабочая тетрадь, контролирующие материалы, учебные фильмы);

Технические средства обучения:

-компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-мультимедийный проектор;

- экран;

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов

Основные источники:

1.Кодекс законов о труде РФ от 25.01.2011

2. Управление персоналом организации. - М.: Инфра – М,

3.

Интернет-ресурсы

1. Ассоциация менеджеров России) [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.amr.ru

2. Управление персоналом: журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.top-personal.ru

3. https://www.youtube.com/watch

4. http://www.brsu.by/sites/default/files/ecoperate/

5. http://infomanagement.ru/lekcyi/84. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины ОП.10 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональ

ных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении работ на практических занятиях, внеаудиторной самостоятельной работы, текущий контроль, контрольная работа, дифференцированный зачет.

Методы оценки результатов

обучения:

-традиционная система оценок в баллах, выставление итоговой оценки на основе текущей;

-мониторинг промежуточного контроля.

создавать благоприятный психологический климат в коллективе;

ОК 1-9, ПК 1.7, ПК 2.6, ПК 2.7, ПК 3.6.

эффективно управлять трудовыми ресурсами;

ОК 1-9, ПК 1.7, ПК 2.6, ПК 2.7, ПК 3.6.

Знать:

 

содержание кадрового, информационного, технического и правового обеспечения системы управления персоналом;

ОК 1, ОК 2, ОК 3,

ОК 4, ОК 5

организационную структуру службы управления персоналом;

ОК 5, ОК 6, ОК 7,

ОК 8

общие принципы управления персоналом;

ОК 1, ОК 2, ОК 3,

ОК 4, ОК 5

принципы организации кадровой работы;

ОК 1, ОК 2, ОК 3,

ОК 4, ОК 5

психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;

ОК 7, ОК 8

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации