РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ 07 «Основы финансовой грамотности»
Министерство образования Кировской области
Кировское областное государственное профессиональное автономное образовательное учреждение
«Вятский торгово-промышленный техникум»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ 07 «Основы финансовой грамотности»
образовательной программы среднего профессионального образования –
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
08.01.29 Мастер жилищно-коммунального хозяйства
техник |
(квалификация) |
2023
Составитель:
Фамилия, имя, отчество | Должность |
Конькова Ольга Николаевна | преподаватель |
Рабочая программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности разработана на основе требований:
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства ,
утвержденного приказом Министерства от № 1003 (далее – ФГОС СПО),
с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с рабочей программой воспитания
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности является частью социально-гуманиарного цикла образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки по среднего профессионального образования 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Код ПК, ОК1 | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ОК 08 ОК 09 | - решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитования, способы страхования, доходность и риски при размещении сбережений в ценные бумаги, информация по фондовому рынку, учёт и планирование личных доходов, налогообложение и налоговые вычеты, альтернативные инструменты обеспечения старости, презентация своих ка и компетенций как работника, организационно-правовые формы предприятий, выбор финансовых продуктов и услуг, безопасность финансовых операций, в том числе в сети Интернет); - ставить финансовые цели и планировать деятельность по достижению целей с учётом возможных альтернатив; - оценивать способы решения практических финансовых задач и делать оптимальный выбор, выполнять самоанализ полученного результата; - владеть коммуникативными компетенциями: - находить, анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников; - грамотно реализовывать позиции (покупателя, заёмщика, вкладчика, налогоплательщика, потребителя страховых услуг, участника фондового рынка и др.); - анализировать свою учебную и практическую деятельность в области финансов; - выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; - презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; - оформлять бизнес-план; - рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования. | - владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, банковские услуги и продукты, кредит, сберегательный вклад, банковская карта, инвестиции, фондовый рынок, риск, ценные бумаги, операции с ценными бумагами, инвестиционный портфель, страхование, страховой случай, личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности, доходы и расходы семьи, налоги, налоговый вычет, ИНН, пенсия, пенсионные накопления, пенсионное страхование, фирма, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, предпринимательство, предприниматель, предприятие, организационно-правовая форма предприятия, бизнес-план, финансовые риски, экономический кризис, финансовое мошенничество, финансовая безопасность); - знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) и уметь их применять на практике; - знать основы предпринимательской деятельности; - знать правила разработки бизнес-планов; - знать порядок выстраивания презентации. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов, всего в т. ч в форме практической подготовки |
Объем образовательной программы учебной дисциплины (всего), в том числе | 42 |
Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий: | |
уроки | |
практические занятия | 26 |
лабораторные занятия | - |
консультации | 2 |
лекции | 10 |
семинары | - |
Курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося: | 2 |
Промежуточная аттестация в форме | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Очная форма обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч | Коды компетенций, личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1. Банки. Чем они могут быть полезны | Содержание учебного материала: | 4/2 | |
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Банковская система России. Текущие счета и банковские карты 2. Сберегательные вклады: как они работают и как сделать выбор 3. Кредиты: когда их брать и как оценить. Условия и способы получения кредитов. 4. Виды кредитов. Прочие услуги банков. | | ОК 01-ОК 11 | |
Практическое занятие Проверочная работа к модулю 1 | | | |
| Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания | - | |
2. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов | Содержание учебного материала:
| 6/4 | |
1. Риск и доходность 2. Облигации. 3.Акции 4. Как работает фондовая биржа и кто может на ней торговать 4. Формируем инвестиционный портфель 4. Рынок Форекс. | | ОК 01-ОК 11 | |
Практическое занятие Подведение итогов и обобщение: как инвестиции помогают расти доходам. Проверочная работа к модулю 2 | | | |
| Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания | - | |
3. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | Содержание учебного материала: | 4/4 | |
Тема урока (теоретическая подготовка): 1.Страхование имущества: как это работает 2.Страхование здоровья и жизни. | | ОК 01-ОК 11 | |
Практическое занятие Подведение итогов и обобщение: что и как надо страховать. Проверочная работа к модулю 3 | | | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания | 2 | | |
4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата | Содержание учебного материала: | 4/4 | |
| |||
Тема урока (теоретическая подготовка): 1.Зачем нужны налоги и какие виды налогов существуют 2. Подача налоговой декларации. | | ОК 01-ОК 11 | |
Практическое занятие Подведение итогов и обобщение: почему надо платить налоги. Проверочная работа к модулю 4 | | | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания | - | | |
5. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | Содержание учебного материала: | 6/4 | |
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Обязательное пенсионное страхование 2. Добровольное пенсионное обеспечение. | | ОК 01-ОК 11 | |
Практическое занятие Подведение итогов и обобщение: как обеспечить свою старость. Проверочная работа к модулю 5 | | | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания | - | | |
6. Финансовые механизмы работы фирмы | Содержание учебного материала: | 6/4 | |
Тема урока (теоретическая подготовка): 1.Взаимоотношения работодателя и сотрудников 2. Эффективность компании, банкротство и безработица | | ОК 01-ОК 11 | |
Практическое занятие Подведение итогов и обобщение: как работает фирма. Игра «Приём на работу» | | | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания | - | | |
7. Собственный бизнес: как создать и не потерять | Тема урока (теоретическая подготовка): 1.Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по найму 2. Что такое успешная компания 3. Создание собственной компании: шаг за шагом | 4/4 | ОК 01-ОК 11 |
Практическое задание 1.Написание бизнес-плана 2.Деловая игра «Создаём свою фирму» 3. Подведение итогов и обобщение: возможности и риски своего бизнеса. Проверочная работа к модулю 7 | | | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания | 2 | | |
8. Риски в мире денег: как защититься от разорения. | Содержание учебного материала: | 2 | |
| |||
Тема урока (теоретическая подготовка): 1.Учимся оценивать и контролировать риски своих сбережений 2.Экономические кризисы 3.Финансовое мошенничество | | ОК 01-ОК 11 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания | - | | |
Дифференцированный зачёт | | | |
| Консультации | 2 | |
Всего: | | 38 | |
3. условия реализации учебнойдисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета _____ №1____.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Основы финансовой грамотности и предпринимательства»;
- образцы финансовых документов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением с возможностью подключения к Internet;
- средства телекоммуникации.
(как в ОПОП)
3.2. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. – М.: ВАКО, 2020. (Учимся разумному финансовому поведению)
Жданова А.О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО. – М.: ВАКО, 2020. (Учимся разумному финансовому поведению)
Жданова А.О. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. СПО. – М.: ВАКО, 2020. (Учимся разумному финансовому поведению)
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
Дополнительные источники
Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__2018_1.pdf
Гвозденко А.А. Страхование: учебник. М.: Велби; Проспект, 2006. 464 с. 30
Кошелева Т.Н. Основы предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009. 226 с. 5
Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf
Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu2011–28.pdf
Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н.И. Берзона. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.
Степанов А.Г., Кутепова К.О. Всё о пенсиях. Виды, условия назначения, размер. М.: Омега-Л, 2014.
Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010.
Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fmc.hse.ru/ vaginvideoАрустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Митрофанова Т.П. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие М.: Дашков и К, 2009.
Голубева Т.М.Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Профессиональное образование. М.: Форум, 2010.
Богалдин - Малых В.В. Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса. Предпринимательство. Коммерция. Сервис-бизнес. Финансы. Учебное пособие. Российская академия образования. М.: МПСИ, МОДЭК, 2010.
Каунов А.М. Контрольно-измерительные материалы по основам рыночной экономики и предпринимательства (сборник тестов с рисунками) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.М. Каунов, Н.В. Логинова. – Электрон. текстовые данные. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2017. - 195 с. 2227-8397. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66731.html
Кукушин В.С. Экономика. Управление. Предпринимательство (Бизнес) Деловой этикет: учеб. пособие. - Изд. 4-е, перераб. и доп.
Перелыгина Е.А. Основы предпринимательства: Учебные материалы. – Самара: ЦПО, 2011.
Перечень Интернет-ресурсов
https://fira.ru – сервис для проверки предприятий и работы с экономической статистикой.
https://nalog-nalog.ru – бухгалтерские новости и статьи.
https://npfsberbanka.ru – НПФ «Сбербанк».
http://ru.investing.com – финансовый портал (данные по финансовым рынкам России).
https://secretmag.ru – журнал «Секрет фирмы».
http://tpprf.ru/ru – Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
https://quote.rbc.ru – Финансовый портал «РБК Quote».
http://unionsrussia.ru – Союз профсоюзов России.
http://vip-money.com – сайт компании «Финансовый инвестиционный консультант».
www.asv.org.ru – Агентство по страхованию вкладов.
www.banki.ru – финансовый информационный портал.
www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
www.ffoms.ru – Федеральный фонд ОМС.
www.fmc.hse.ru – Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.
www.fnpr.ru – Федерация независимых профсоюзов России.
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
www.iblfrussia.org – Международный форум лидеров бизнеса (IBLF Russia).
www.instaforex.com/ru – сайт компании «ИнстаФорекс» – услуги на рынке Forex.
www.nalog.ru/rn77 – Федеральная налоговая служба (ФНС России).
www.nalogkodeks.ru – журнал «Налоговая политика и практика».
www.o-strahovanie.ru – сайт «Всё о страховании».
www.pfrf.r – Пенсионный фонд Российской Федерации.
www.rbc.ru – информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
www.sberbank.ru – ПАО «Сбербанк России».
www.siora.ru – Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса.
www.soglasie-npf.ru – НПФ «Согласие-ОПС».
www.vtbnpf.ru – НПФ «ВТБ Пенсионный фонд».
Вашифинансы.рф – Проект Минфина России «Дружи с финансами»
3.3 Образовательные технологии
При реализации учебной дисциплины используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение:
технологии сотрудничества;
проектные технологии;
технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения;
игровые технологии (ролевые и деловые игры);
кейс-технологии;
модульные технологии;
технологии развития критического мышления;
технологии развивающего обучения;
интерактивные методы обучения и др.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Метапредметные результаты - решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитования, способы страхования, доходность и риски при размещении сбережений в ценные бумаги, информация по фондовому рынку, учёт и планирование личных доходов, налогообложение и налоговые вычеты, альтернативные инструменты обеспечения старости, презентация своих качеств и компетенций как работника, организационно-правовые формы предприятий, выбор финансовых продуктов и услуг, безопасность финансовых операций, в том числе в сети Интернет); - ставить финансовые цели и планировать деятельность по достижению целей с учётом возможных альтернатив; - оценивать способы решения практических финансовых задач и делать оптимальный выбор, выполнять самоанализ полученного результата; - владеть коммуникативными компетенциями: - находить, анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников; - грамотно реализовывать позиции (покупателя, заёмщика, вкладчика, налогоплательщика, потребителя страховых услуг, участника фондового рынка и др.); - анализировать свою учебную и практическую деятельность в области финансов; - выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; - презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; - оформлять бизнес-план; - рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования. Предметные результаты - владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, банковские услуги и продукты, кредит, сберегательный вклад, банковская карта, инвестиции, фондовый рынок, риск, ценные бумаги, операции с ценными бумагами, инвестиционный портфель, страхование, страховой случай, личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности, доходы и расходы семьи, налоги, налоговый вычет, ИНН, пенсия, пенсионные накопления, пенсионное страхование, фирма, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, предпринимательство, предприниматель, предприятие, организационно-правовая форма предприятия, бизнес-план, финансовые риски, экономический кризис, финансовое мошенничество, финансовая безопасность); - знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) и уметь их применять на практике; - знать основы предпринимательской деятельности; - знать правила разработки бизнес-планов; - знать порядок выстраивания презентации. | - устный опрос; - тестирование по теме; - выполнение индивидуальных проектных заданий; -опрос по индивидуальным заданиям |
1.