Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе «Умники и умницы»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
2 класс
«Умники и умницы»
Интеллектуальное направление
Возраст обучающихся – 8 лет
Срок реализации – 1 год
РАЗРАБОТЧИК: Климова О.В.
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Федеральный закон от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373" Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования";
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"(Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
• Программа развития школы «Наша новая школа», образовательная программа (2021-2022 уч. год) ГБОУ ООШ №11 г. Новокуйбышевск.
Программа соответствует:
• требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Планирование составлено на основе:
• Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 4-е изд. – М. Просвещение, 2014.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Новизна программы «Умники и умницы» состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, обучает поиску, сбору и систематизации информации, используя различные источники, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. В основе программы используется ресурс Яндекс.учебника. Яндекс.Учебник — российская образовательная платформа для учителей и учеников. В Яндекс.Учебнике — десятки тысяч заданий по математике: олимпиады; логические задачи; все темы школьной программы. Регулярная работа с электронным сервисом помогает повысить образовательные результаты детей и сохранять у них более высокий интерес к учёбе. Сервис позволяет преподавателям назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками, в том числе организовать работу во внеурочной деятельности для работы с одаренными и слабоуспевающими детьми. Используя задания Яндекс.учебника можно спроектировать индивидуальную работу с группами детей или отдельными обучающимися, а так же применять задания для всего класса. Ресурс собирает аналитику и помогает отслеживать ошибки детей или их сильные стороны. На базе образовательной платформы Яндекс.Учебник проходит олимпиада «Я люблю математику». Это онлайн-олимпиада по математике для учеников 1–6-x классов. Для каждого класса подготовлены специальные интерактивные задания. Участие бесплатное, по итогам олимпиады участники получат электронные сертификаты или дипломы. По итогам учебного года самые активные ребята получат грамоты от образовательной платформы Яндекс.Учебник. Работа на данном сервисе это одно из направлений программы «Умники и умницы». Обучающиеся познакомятся с техникой печатания на бесплатном клавиатурном тренажере Stamina. Работа в разделе «Человек и информация» поможет находить нужную информацию в Интернете. В рамках программы «Умники и умницы» будут обучаться поиску, сбору и систематизации информации, используя различные источники (СМИ, Интернет, образование, литературу, искусство, личное общение).
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, уметь находить нужную информацию.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 40 минут. Продолжительность непрерывного использования компьютера на уроках (занятиях по внеурочной деятельности) составляет: для обучающихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут.
Цель и задачи программы
Цель: формирование умения решать нестандартные математические задачи, путем использования различных жизненных ситуаций.
Задачи:
создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные математические задачи, используя различные методы и приемы;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений обучающихся;
формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер.
Развитие навыков по поиску, сбору и систематизации информации.
Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Поиск, сбор и систематизация информации, умение решать онлайн-задания за компьютером прививает интерес к предмету и носит практическую направленность.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Возраст детей –8лет
Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий 1 раза в неделю продолжительностью 40 мин. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические и игровые занятия, конкурсы, викторины. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору нужной информации, числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Основные виды деятельности обучающихся:
• составление, решение нестандартных задач;
• оформление математических газет;
• участие в математической олимпиаде;
• знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
• проектная деятельность;
• самостоятельная работа;
• работа в парах, в группах;
• творческие работы;
• экскурсия.
Содержание изучаемого курса:
1) Клавиатурный тренажер (4ч)
2) Человек и информация(6ч)
3)Мир чисел(8ч)
4)Эти занимательные задачи (8ч)
5)Элементы геометрии (8ч)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные УУД:
развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развивать внимательность, настойчивость, целеустремлённость, умение преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развивать самостоятельность суждений, нестандартность мышления.
Познавательные УУД:
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
решение задач и примеров с использованием российской образовательной платформы Яндекс.Учебник.
знакомство с техникой печатания с использованием клавиатурного тренажера Stamina.
Коммуникативные УУД:
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Регулятивные УУД:
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
искать, собирать и систематизировать нужную информацию в различных источниках;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Предметные УУД:
конструировать несложные задачи.
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции.
Предполагаемые результаты реализации программы.
умение перестраиваться в соответствии с изменившейся ситуацией;
применение логического и творческого мышления, исследовательских умений в решение жизненных задач;
использование навыков самостоятельной работы в жизни.
овладение способами исследовательской деятельности;
участие в онлайн-олимпиадах, конкурсах.
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний обучающимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
Тестирование – решение нестандартных заданий
Создание проекта: «Загадки математики»
Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, онлайн-олимпиадах
Выпуск математических газет.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются следующими результатами. Результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Планируемые результаты
Первый уровень результатов – обучающиеся применяют логическое и творческое мышление в решении жизненных задач.
Второй уровень результатов – обучающиеся применяют логическое и творческое мышление в решении жизненных задач, используют навыки самостоятельной работы в жизни.
Третий уровень результатов – обучающиеся применяют логическое и творческое мышление в решении жизненных задач, используют навыки самостоятельной работы в жизни, умеют перестраиваться в соответствии с изменившейся ситуацией.
Информационно-методическое обеспечение программы
Организационно-методические аспекты работы по программе «Умники и умницы» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории, кабинете информатики.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
Мультимедийные презентации занятий.
Материально-техническое оснащение занятий:
Столы
Стулья
Мультимедийное оборудование
Компьютеры
Экран
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационный материал: геометрические фигуры (куб, конус, пирамида и т.д). Ребусы.
Электронный образовательный ресурс:
Российская образовательная платформа «Яндекс.Учебник»;
Stamina («Стамина») — клавиатурный тренажер-онлайн
Мониторинг изучения результатов освоения программы
Диагностический инструментарий | Цель |
Диагностическая работа. 2 класс. Входная диагностика на образовательной платформе Яндекс.Учебник. | Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. Тестирование |
Диагностическая работа. 2класс. 2 полугодие образовательной платформе Яндекс.Учебник. | Выявление уровня познавательных процессов на конец учебного года |
Источники информации:
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 1-2 кл. М.: «ВАКО», 2011
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Н.В. Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т. Дьячкова. Волгоград 2000г
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
https://stamina-online.ru/ Клавиатурный тренажер-онлайн
https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/09/04/sovety-shkolniku-kak-pravilno-iskat-i-obrabatyvat-informaciyu/ Сбор информации школьникам
https://education.yandex.ru/instructions/teachers/teachers-concepts/math-olympiad.html Олимпиада «Я люблю математику»
https://www.youtube.com/watch?v=MpAE5e1IFNM&ab_channel=%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0 Инструкция по работе на платформе Яндекс.Учебник
№ п/п | Название раздела или темы | Количество часов на изучение темы | Темы занятия | Количество часов изучение | Формы проведения занятия | Вид занятия | Примерная дата проведения занятия |
1 | Клавиатурный тренажер | 4 | 1. Входная диагностика на Яндекс.учебнике. | 1 | Индивидуальная работа | Диагностическая работа | 1 неделя |
| | | 2. Знакомство с кравиатурным тренажером-онлайн Stamina («Стамина»). | 1 | Работа в парах | Работа на клавиатурном тренажере | 2 неделя |
| | | 3. Печатание букв, цифр и знаков | 1 | Работа в парах | Работа на клавиатурном тренажере | 3 неделя |
| | | 4. Печатание слов и предложений | 1 | Работа в парах | Работа на клавиатурном тренажере | 4 неделя |
2 | Человек и информация | 6 | 1.Что такое информация? Виды информации. Таблицы и диаграммы | 2 | Групповая и индивидуальная работа. | Работа над проектом. Математические справочники. Работа с таблицами. | 5-6 неделя |
| | | 2.Источники информации | 2 | Групповая работа | Работа над проектом | 7-8 неделя |
| | | 3.Поиск, сбор и систематизация информации | 2 | Индивидуальная работа | Защита проекта | 9-10 неделя |
3 | Мир чисел | 8 | 1.Действия с числами | 2 | Групповая работа | Составление математических ребусов. | 11-12 неделя |
| | | 2.Сравнение чисел | 2 | Групповая работа | Решение заданий на смекалку. | 13-14 неделя |
| | | 3.Ариметические действия | 2 | Групповая работа | Составление математических ребусов. | 15-16 неделя |
| | | 4.Величины и действия с ними | 2 | Групповая работа | Сравнение величин. | 17-18 неделя |
4 | Эти занимательные задачи | 8 | 1.Прямая и обратная задача | 2 | Работа в парах | Составление и решение задач. | 19-20 неделя |
| | | 2.Составные задачи | 2 | Групповая работа | Задания на смекалку. | 21-22 неделя |
| | | 3.Логические задачи | 2 | Работа в парах | Решение математических ребусов и логических задач | 23-24 неделя |
| | | 4.Решение простых задач с помощью уравнений | 1 | Поисковые методы | Составление и решение задач | 25 неделя |
| | | 5.Олимпиада «Я люблю математику» | 1 | Индивидуальная работа | Решение олимпиадных заданий | 26 неделя |
5 | Элементы геометрии | 8 | 1. Точка, луч, прямая, отрезок | 2 | Работа в парах | Нахождение длины отрезка. Построение отрезков. | 27-28 неделя |
| | | 2. Угол, ломаная, многоугольник | 2 | Групповая работа | Игра «Собери узор». Практическая работа | 29-30 неделя |
| | | 3. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. | 2 | Работа в парах | Нахождение длины ломаной. Построение круга. | 31-32 неделя |
| | | 4. Куб, параллелепипед | 1 | Индивидуальная работа | Конструирование фигур на плоскости | 33 неделя |
| | | 5. Итоговая диагностика на Яндекс.учебнике. | 1 | Индивидуальная работа | Диагностическая работа | 34 неделя |