Рабочая программа внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом» (3–4 классы)

0
0
Материал опубликован 28 October

Рабочая программа внеурочной деятельности

« Чтение. Работа с текстом» для 3, 4 класса

Срок реализации программы: 2 года

 

 

Рабочая программа составлена на основе

Рабочей тетради ( учебно- методичесуий комплект) О. Н. Крыловой 3, 4 классы, издательство « Экзамен» Москва, 2023год. .

 

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

 

Класс

3 класс

4 класс

Количество учебных недель

34

34

Количество часов в неделю

1

1

Количество часов в год

34

34

 

Цель программы: формирование читательской грамотности ученика начальной школы. осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Читательская грамотность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

• осознавать значимость чтения для личного развития;

• формировать потребность в систематическом чтении;

• использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

• уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

• пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные:

Регулятивные умения:

• уметь работать стекстом, пользуясь алгоритмом;

• уметь самостоятельно работать с новым текстом ;

• уметь работать в парах и группах, участвовать в диалогах;

Познавательные учебные умения:

• прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

• отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

• ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

• составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

• пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

• участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

• высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

• участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

• соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

• находить книгу в открытом библиотечном фонде;

• выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

• сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

• формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

• книге и героях;

• характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

• заданную тему;

• сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

• слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

Личностные результаты:

1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи

нравственных ценностей и традиций.

3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

4) Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

Содержание программы внеурочной деятельности

Работа с текстом- это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: школьник учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпритировать текст.

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического , стилистического И художественного своеобразия.

В систему вопросов для агализа текста вклбчены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя стиль, тип текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части , ка единицы речи., определяя общую тему текста, составляя план, выделяя обзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик исползует знания полученные на уроках русского языка и литературного чтения.

Работа с текстом способствует обучению школников извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе рабрты развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.

Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренерует свою зрительную память, а значит развивает свою орфографическую зоркость.

С целью развития познавательной активностивнесены такие виды работы , как заполнение таблицы, на основании прочитанного текста, работа с иллюстрированным материалом.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

 

3 класс

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Г. Скрибецкий « Синица» , работа с текстом.

1

2

Г. Скрибецкий « Синица» . Определение темы текста.

1

3

Э Бауэр « Фламинго». Деление текста на части.

1

4

Текст описание. Э Бауэр « Фламинго».

1

5

По материалам энциклопедии « Хочу всё знать». Текс « Грызуны».

1

6

По материалам энциклопедии « Хочу всё знать». «Бактерии».

1

7

А. Чехов « Волчиха» . Составление плана текста.

1

8

Работа с текстом . А. Чехов « Волчиха».

1

9

С. Михалков « Ответ». Заполнение таблицы, используя слова текста

1

10

С. Михалков « Ответ». Определение главной мысли текста.

1

11

А. Солженицын « Диковиное дерево».

1

12

А. Солженицын « Диковиное дерево». Учимся отвечать на вопросы словами из текста.

1

13

Разгадывание кроссворда , используя имена прилагательные из текста.

1

14

А. Старостин « Жизнь оленеводов». Деление текста на части.

1

15

Работа с текстом . Шим « Замело снегами землю» .

1

16

Заполнение таблицы, используя сведения текста.

1

17

Установление последовательности событий в тексте. « На арене цирка».

1

18

Иллюстрирование текста « На арене цирка»

1

19

« Взгляд змеи». По материалам энциклопедии « Что такое? Кто такой?»

1

20

Стиль текста: ( научный, художественный или публицистический)

1

21

Выразительное чтение текста « И так бывает»

1

22

Л. Киселёва « И так бывает» .Деление текста на части.

1

23

Текст « Немецкая овчарка». Определение стиля текста.

1

24

А. Тихонов « Скоро зима». Определение главной мысли текста.

1

25

С. Михалков. Юмористическая история « Осел и Бобр».

1

26

В. Васильев « Весна пришла». Тип текста: ( повествование, описание, рассуждение).

1

27

Л. Киселева « Башмачки». Установление последовательности событий в тексте.

1

28

Определение главной мысли текста.

1

29

Дельфины- высокоразвитые существа. По материалам энциклопедии « Что такое? Кто такой?»

1

30

В. Осеева « На катке». Составление плана текста.

1

31

По материалам энциклопедии « Что такое? Кто такой?»

1

32

И. Соколов- Микитов « Калина» . Иллюстрирование текста

1

33

Подведение итогов

1

 

 

 

 

 

 

4 класс

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Г. Николаева « Ливень» . Стиль текста: ( научный, художественный или публицистический)

1

2

К. Ушинский « Гнездо ласточки». Тип речи: ( повествование, описание, рассуждение).

1

3

Г. Скрибецкий « Солнечный денёк» . Деление текста на части.

1

4

А Бостром « Кошка и ёж». Соотнесение действий с предметами.

1

5

А Бостром « Кошка и ёж». Дейстаия: (реальное или вымышленные).

1

6

Язык – средство общения. По материалам энциклопедии « Хочу всё знать»

1

7

Экология- это отрасль биологии.

1

8

К. Д. Ушинский « Четыре желания» Определить главную тему текста.

1

9

К. Д. Ушинский « Четыре желания» .Разгадай кроссворд. ( используя слова из текста.

1

10

И. Соколов- Микитов « Рябина» Тип речи: ( повествование, описание, рассуждение).

1

11

И. Соколов- Микитов « Рябина» . Деление текста на части.

1

12

Н. Дудников « Весенняя вода». Народные приметы.

1

13

Солставление кроссворда по тексту К. Ушинский « Утренние лучи».

1

14

Стиль текста: ( научный, художественный или публицистический)

1

15

Е Пермяк « Как Маша стала болшой». Читаем выразительно.

1

16

С. Михалков . Учимся подбирать заголовок к тексту.

1

17

С. Михалков « Хорошее воспитание». Чему меня научил рассказ.

1

18

В. Осеева» Злая мать и добрая тётя»

1

19

В. Осеева» Злая мать и добрая тётя». Пословицы, соответствующие теме текста.

1

20

С. Михалков « Жадный заяц» Определить главную тему текста.

1

21

Тип речи: ( повествование, описание, рассуждение).

1

22

Деление текста на части. Установление последовательности пунктов плана.

1

23

П. Молчанов. Главные события текста.

1

24

Г. Скрибецкий. Текст описание.

1

25

По материалам энциклопедии « Хочу всё знать». Верные утверждения.

1

26

Слово « Планета» . По материалам энциклопедии « Хочу всё знать»

1

27

Э Бауэрр. Текст рассуждения.

 

28

Сахар- это сладкий на вкус пищевой продукт .Научный текст.

1

29

Г. скрибецкий « Радуга» . Художественный текст.

1

30

А. Тихонов « Колибри». Работа по вопросам.

1

31

А. Тихонов « Колибри». Разгадай кроссворд, составленный по содержанию текста.

1

32

По материалам энциклопедии « Хочу всё знать»

1

33

Иллюстрирование текста. Р. Киплинг « Слоненок».

1

34

Подведение итогов

1

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.