Рабочая программа внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом» (3–4 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности
« Чтение. Работа с текстом» для 3, 4 класса
Срок реализации программы: 2 года
Рабочая программа составлена на основе
Рабочей тетради ( учебно- методичесуий комплект) О. Н. Крыловой 3, 4 классы, издательство « Экзамен» Москва, 2023год. .
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
Класс |
3 класс |
4 класс |
Количество учебных недель |
34 |
34 |
Количество часов в неделю |
1 |
1 |
Количество часов в год |
34 |
34 |
Цель программы: формирование читательской грамотности ученика начальной школы. осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская грамотность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
• осознавать значимость чтения для личного развития;
• формировать потребность в систематическом чтении;
• использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
• уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
• пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
• уметь работать стекстом, пользуясь алгоритмом;
• уметь самостоятельно работать с новым текстом ;
• уметь работать в парах и группах, участвовать в диалогах;
Познавательные учебные умения:
• прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
• отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
• ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
• составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
• пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
• участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
• высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
• участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
• соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
• находить книгу в открытом библиотечном фонде;
• выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
• сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
• формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
• книге и героях;
• характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
• заданную тему;
• сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
• слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4) Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание программы внеурочной деятельности
Работа с текстом- это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: школьник учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпритировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического , стилистического И художественного своеобразия.
В систему вопросов для агализа текста вклбчены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя стиль, тип текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части , ка единицы речи., определяя общую тему текста, составляя план, выделяя обзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик исползует знания полученные на уроках русского языка и литературного чтения.
Работа с текстом способствует обучению школников извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе рабрты развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренерует свою зрительную память, а значит развивает свою орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активностивнесены такие виды работы , как заполнение таблицы, на основании прочитанного текста, работа с иллюстрированным материалом.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
3 класс
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
1 |
Г. Скрибецкий « Синица» , работа с текстом. |
1 |
2 |
Г. Скрибецкий « Синица» . Определение темы текста. |
1 |
3 |
Э Бауэр « Фламинго». Деление текста на части. |
1 |
4 |
Текст описание. Э Бауэр « Фламинго». |
1 |
5 |
По материалам энциклопедии « Хочу всё знать». Текс « Грызуны». |
1 |
6 |
По материалам энциклопедии « Хочу всё знать». «Бактерии». |
1 |
7 |
А. Чехов « Волчиха» . Составление плана текста. |
1 |
8 |
Работа с текстом . А. Чехов « Волчиха». |
1 |
9 |
С. Михалков « Ответ». Заполнение таблицы, используя слова текста |
1 |
10 |
С. Михалков « Ответ». Определение главной мысли текста. |
1 |
11 |
А. Солженицын « Диковиное дерево». |
1 |
12 |
А. Солженицын « Диковиное дерево». Учимся отвечать на вопросы словами из текста. |
1 |
13 |
Разгадывание кроссворда , используя имена прилагательные из текста. |
1 |
14 |
А. Старостин « Жизнь оленеводов». Деление текста на части. |
1 |
15 |
Работа с текстом . Шим « Замело снегами землю» . |
1 |
16 |
Заполнение таблицы, используя сведения текста. |
1 |
17 |
Установление последовательности событий в тексте. « На арене цирка». |
1 |
18 |
Иллюстрирование текста « На арене цирка» |
1 |
19 |
« Взгляд змеи». По материалам энциклопедии « Что такое? Кто такой?» |
1 |
20 |
Стиль текста: ( научный, художественный или публицистический) |
1 |
21 |
Выразительное чтение текста « И так бывает» |
1 |
22 |
Л. Киселёва « И так бывает» .Деление текста на части. |
1 |
23 |
Текст « Немецкая овчарка». Определение стиля текста. |
1 |
24 |
А. Тихонов « Скоро зима». Определение главной мысли текста. |
1 |
25 |
С. Михалков. Юмористическая история « Осел и Бобр». |
1 |
26 |
В. Васильев « Весна пришла». Тип текста: ( повествование, описание, рассуждение). |
1 |
27 |
Л. Киселева « Башмачки». Установление последовательности событий в тексте. |
1 |
28 |
Определение главной мысли текста. |
1 |
29 |
Дельфины- высокоразвитые существа. По материалам энциклопедии « Что такое? Кто такой?» |
1 |
30 |
В. Осеева « На катке». Составление плана текста. |
1 |
31 |
По материалам энциклопедии « Что такое? Кто такой?» |
1 |
32 |
И. Соколов- Микитов « Калина» . Иллюстрирование текста |
1 |
33 |
Подведение итогов |
1 |
4 класс
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
1 |
Г. Николаева « Ливень» . Стиль текста: ( научный, художественный или публицистический) |
1 |
2 |
К. Ушинский « Гнездо ласточки». Тип речи: ( повествование, описание, рассуждение). |
1 |
3 |
Г. Скрибецкий « Солнечный денёк» . Деление текста на части. |
1 |
4 |
А Бостром « Кошка и ёж». Соотнесение действий с предметами. |
1 |
5 |
А Бостром « Кошка и ёж». Дейстаия: (реальное или вымышленные). |
1 |
6 |
Язык – средство общения. По материалам энциклопедии « Хочу всё знать» |
1 |
7 |
Экология- это отрасль биологии. |
1 |
8 |
К. Д. Ушинский « Четыре желания» Определить главную тему текста. |
1 |
9 |
К. Д. Ушинский « Четыре желания» .Разгадай кроссворд. ( используя слова из текста. |
1 |
10 |
И. Соколов- Микитов « Рябина» Тип речи: ( повествование, описание, рассуждение). |
1 |
11 |
И. Соколов- Микитов « Рябина» . Деление текста на части. |
1 |
12 |
Н. Дудников « Весенняя вода». Народные приметы. |
1 |
13 |
Солставление кроссворда по тексту К. Ушинский « Утренние лучи». |
1 |
14 |
Стиль текста: ( научный, художественный или публицистический) |
1 |
15 |
Е Пермяк « Как Маша стала болшой». Читаем выразительно. |
1 |
16 |
С. Михалков . Учимся подбирать заголовок к тексту. |
1 |
17 |
С. Михалков « Хорошее воспитание». Чему меня научил рассказ. |
1 |
18 |
В. Осеева» Злая мать и добрая тётя» |
1 |
19 |
В. Осеева» Злая мать и добрая тётя». Пословицы, соответствующие теме текста. |
1 |
20 |
С. Михалков « Жадный заяц» Определить главную тему текста. |
1 |
21 |
Тип речи: ( повествование, описание, рассуждение). |
1 |
22 |
Деление текста на части. Установление последовательности пунктов плана. |
1 |
23 |
П. Молчанов. Главные события текста. |
1 |
24 |
Г. Скрибецкий. Текст описание. |
1 |
25 |
По материалам энциклопедии « Хочу всё знать». Верные утверждения. |
1 |
26 |
Слово « Планета» . По материалам энциклопедии « Хочу всё знать» |
1 |
27 |
Э Бауэрр. Текст рассуждения. |
|
28 |
Сахар- это сладкий на вкус пищевой продукт .Научный текст. |
1 |
29 |
Г. скрибецкий « Радуга» . Художественный текст. |
1 |
30 |
А. Тихонов « Колибри». Работа по вопросам. |
1 |
31 |
А. Тихонов « Колибри». Разгадай кроссворд, составленный по содержанию текста. |
1 |
32 |
По материалам энциклопедии « Хочу всё знать» |
1 |
33 |
Иллюстрирование текста. Р. Киплинг « Слоненок». |
1 |
34 |
Подведение итогов |
1 |