Рабочая программа внеурочной деятельности Направление: интеллектуальное «Почемучка» 7б класс
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори»
(ГКОУ ЛО «Школа – интернат «Красные Зори»)
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Решением
педагогического совета Распоряжением от 31.08.2020г .№218
ГКОУ ЛО «Школа – интернат «Красные Зори»
(протокол от 31.08.2020г. №1)
Рабочая программа внеурочной деятельности
Направление: интеллектуальное
«Почемучка»
7б класс
Разработчик: воспитатель
Кузеванова Е.П.
Программа рассчитана на четыре года
Петергоф, Санкт-Петербург
2020 – 2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………..3
2.Структура занятий………………………………………………………..7
3.Планируемые результаты…………………………………………………9
4.Календарно-тематическое планирование……………………………………………...11
5.Используемая литература…………………………………………………………………28
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, иметь широкий кругозор и словарный запас;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов. И это самый замечательный возраст для формирования и развития умений и навыков исследовательской деятельности. Кроме того, произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Программа внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению призвана помочь учителю расширить знания детей по истории, химии, физике, астрономии.
Программа данного курса по содержательной тематической направленности является метапредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – долгосрочной. Программа «Почемучка» – интеллектуальной направленности.
Данная рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (ФГОС основного общего образования);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Приказ Минобрнауки России от 8 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12.2010 № 189 (СанПиН
2.4.2.2821-10);
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (СанПиН
2.4.2.3286-15);
Распоряжение Комитета по образованию от 16.04.2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;
Распоряжение Комитета по образованию от 21.04.2020 № 1011-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году».
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Ленинградской области в 2018-2019 учебном году
Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
30.07.2018;
Учебный план ГКОУ ЛО «Школа-интернат «Красные Зори» на 2020 – 2021 учебный год.
Годовой календарный учебный график ГКОУ ЛО «Школа-интернат «Красные Зори» на 2020 – 2021 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельности адаптирована для воспитанников с НОДА и ЗПР.
Цель программы: активизация познавательной деятельности; расширение кругозора, словарного запаса воспитанников средствами познавательной деятельности.
Задачи программы:
укрепить интерес к познанию мира во всём его многообразии;
воспитывать любознательность, интерес к поиску новых источников информации;
сформировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать.
развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности;
развивать активность, самостоятельность, инициативность;
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся 7-10 классов.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: занятия рекомендовано проводить в комфортной доброжелательной обстановке.
Формы обучения: в процессе занятий используются различные формы занятий:
словесные методы обучения: интерактивные беседы, обсуждения, загадки.
наглядные методы обучения: показ видео фильмов, иллюстраций, презентаций.
Структура занятий
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Формы организации внеурочной деятельности:
групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии, поездки, походы;
трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения:
Для занятий по программе «Почемучка» необходимы следующие материалы, инструменты, приспособления:
Мультимедийные презентации, викторины, ноут -бук, флеш- карта.
Иллюстрации, энциклопедия «Открытия и изобретения».
Модельки автомобиля, самолета, корабля, воздушного шара и др..
Листы а-4, ножницы, кисточки, карандаши, краски и прочее.
Планируемые результаты
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе е совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты обучения.
Приобретение учащимися знаний об истории, культуре села Широкий Уступ Калининского района Саратовской области, топонимики.
Использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии).
Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Календарно-ТЕМАТИЧЕСКое планирование
7 класс
№ | дата | | Кол-во часов | Задачи занятий | |
теор | практ. | ||||
16.12 | Организационное занятие «Постановка планов на год» | 1 | | Заинтересовать школьников внеурочными занятиями. Рассказать, о чём этот курс | |
| 17.12 | Занятие «Кто изобрел колесо» | 1 | | Приветствие. Просмотр презентации «Так кто же изобрел колесо?». Упражнение «Где встречаются колеса?» |
| 18.12 | История изобретательства. | 1 | | Обзор изобретения: от Дать знания по развитию каменного топора до графена. Примеры изобретательства. На основе этих выдающихся изобретений, изменивших развитие знаний показать, что может быть человечества изобретением |
| 21.12 | Опыт великих изобретателей | 1 | | Основные принципы изобретательства. Игры на развитие наблюдательности, сообразительности и логического мышления |
| 22.12 | Занятие с показом презентации «Велосипед» | 1 | | Приветствие. Просмотр презентации «Так кто же изобрел велосипед?». Физкультминутка «Велосипед». |
| 23.12 | «В мире необычных велосипедов» - 4 ч. | 1 | | Сбор материала по данной теме. Оформление работ, подготовка сообщения Рисование – фантазия «Каким будет велосипед будущего». Подведение итогов. |
| 24.12 25.12 | Занятие с использованием ИКТ «Что внутри автомобиля?» | 1 | 1 | Приветствие. Просмотр презентации «Что внутри автомобиля?». Подведение итогов. |
| 11.01 | Занятие с показом презентации «Автомобиль» | 1 | | Приветствие. Просмотр презентации «История автомобиля». Упражнение на концентрацию внимания «Дальтончик». Словесная игра «Части автомобиля». Подведение итогов. |
| 12.01 | Почему парашют летит? | 1 | | Приветствие. Презентация «История изобретения парашюта». Практическая работа «Парашют» |
| 13.01 | Занятие с показом презентации «Воздушный шар. Дирижабль» | 1 | | Приветствие. Презентация «Первые воздухоплаватели». История изобретений. Релаксационное упражнение «Дуй, ветер, дуй!». Опыт. Подведение итогов. |
| 14.01 | Занятие с показом презентации «Самолет. Вертолет» | 1 | | Приветствие. История изобретений Презентация «Первые полеты» Упражнение на снятие эмоционального напряжения «Самолет» |
| 15.01 | История аэроплана | 1 | | Приветствие. Презентация «Как появился аэроплан?». Дискуссия. Рисование «Аэроплан». Подведение итогов. |
| 18.01 | Практическое занятие «Аэроплан» | 1 | | Приветствие. Осуждение моделей. Выполнение мини – модели аэроплана. Подведение итогов. |
| 19.01 | Занятие с показом презентации «Орбитальная станция. Скафандр» | 1 | | Приветствие. Презентация «Космическая жизнь». История изобретений. Упражнение на снятие напряженности «Дотянуться до звезд». Словесная игра «Слова из слов ». Подведение итогов. |
| 20.01 | Занятие с показом презентации «Парус. Корабль» | 1 | | Приветствие. Презентация «По водной глади». Оригами «Парусник» Подведение итогов. История изобретений |
| 21.01 | Занятие с показом презентации «Подводная лодка. Батискаф. Акваланг» | 1 | | Приветствие. Презентация «Подводная техника». История изобретений. Упражнение на сплочение коллектива «Мы одна команда!». Словесная игра «Слова из слов» Подведение итогов. |
| 22.01 25.01 | Практическое занятие. Моделирование «Подводная лодка» | 1 | 1 | Приветствие. Обсуждение способов изготовления моделей подводной лодки из пластиковой бутылки. Выполнение работ. Ролевая игра «Мы в океане» на сплочение коллектива. |
| 26.01 | Занятие с показом презентации «Паровоз. Железная дорога» | 1 | | Приветствие. Просмотр презентации «От паровоза до супер- скоростного поезда». Физкультпауза « Отдохнем». Интерактивная беседа «Нравится ли тебе профессия железнодорожника?». Подведение итогов. |
| 27.01 28.01 | Практическое занятие «Проектирование железной дороги» | 1 | 1 | Приветствие. Обсуждение способов изготовления проектов-чертежей. Выполнение чертежа. Ролевая игра «На железной дороге». |
| 29.01 | История изобретения водопровода и канализации. | 1 | | Приветствие. Обсуждение вопросов. Показ презентации «Канализация и водопровод в современном доме». Викторина. Подведение итогов. |
| 01.02 | Что такое водоочистные сооружения? | 1 | | Приветствие. Обсуждение вопросов. Показ презентации «Водоочистные сооружения». Эксперимент «Чистая вода». Подведение итогов. |
| 02.02 | Проект «Я за чистую воду» | 1 | | Приветствие. Обсуждение вопросов по охране природы. Выдвижение идей и гипотез по созданию очистных сооружений, по сохранению водного богатства. Показ презентации. Подведение итогов. |
| 03.02 04.02 | Практическое занятие «Модель многоэтажного дома с коммуникациями» | 1 | 1 | Приветствие. Обсуждение модели многоэтажного дома с коммуникациями. Работа с бумагой и картоном. Конструирование по подруппам: «Мусоропровод», «Водоснабжение», «Отопление», «Канализация», «Газопровод», «Элетропровод» в современном доме. Выставка работ. |
| 05.02 | «Что внутри ракеты?» | 1 | | Приветствие. Обсуждение вопросов. Показ презентации «Устройство ракеты». Космическими тропами вселенной. «Это просто фантастика»- решение интеллектуальных задач. Разгадывание кроссворда. Подведение итогов. |
| 08.02 09.02 | Практическое занятие «Моделирование ракеты» | 1 | 1 | Приветствие. Обсуждение модели ракеты. Работа с бумагой и картоном. Выставка работ. |
| 10.02 11.02 | Выставка творческих работ «Мои изобретения» | 1 | 1 | Приветствие. Выставка-демонстрация творческих работ, моделей, показ презентаций. |
| 12.02 15.02 | Интеллектуальная игра «Великие изобретения» | 1 | 1 | Приветствие. Выбор жюри. Проведение конкурсов. Викторина. Награждение победителей. |
Теория – 27 ч.
Практические занятия- 7 ч.
8 класс
№ | дата | | Кол-во часов | Задачи занятий | |
теор | практ. | ||||
| Организационное занятие «Постановка планов на год» | 1 | | Заинтересовать школьников внеурочными занятиями. Рассказать, о чём этот курс, построить планы Знакомство с основными понятиями, необходимыми для проведения исследовательской работы. Составление словаря научных терминов .Методы эмпирического познания | |
| | История открытия компаса | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция. Наука и техника. Игра «Лабиринт открытий». Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Практическое занятие «Делаем компас сами» | 1 | 1 | Приветствие. Интерактивная лекция. Разбор схемы. Изготовление компаса с иголкой. Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Великие открытия Колумба | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция с презентацией. Научное наблюдение. Научный эксперимент. Отбор оборудования и материалов для проведения эксперимента. Викторина. Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Открытие масляных красок | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция. Способы фиксации результатов измерений. Измерения. Точность измерений. Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Открытие каучука | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция. Цепочка тестов. Видео-вопросы. Наука и техника 20 века. Игра «Лабиринт открытий». Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Практическое занятие «Изготовление масляных красок» | 1 | 1 | Приветствие. Практическое занятие. Решение интеллектуальных задач. Работа со справочной литературой. Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Викторина «Великие открытия в физике» | 1 | | Приветствие. Интерактивная игра. Видео-вопросы. «В старину едали деды…..». Наука и техника 20 века. Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Занятие с просмотром презентации «Телефон. Телеграф» | 1 | 1 | Приветствие. Просмотр презентации «Телефон. Телеграф». История изобретений. Игра «Испорченный телефон». Проведение эксперимента. Подведение итогов. |
| | Занятие с показом презентации «Радио» | 1 | | Приветствие. Просмотр презентации «Как появилось радио». Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения «Пожелание - подарок». Игра «Юный связист». Подведение итогов. |
| | Занятие с показом презентации « Лампочка» | 1 | | Приветствие. Презентация «Да будет свет!». История изобретений. Расслабляющее упражнение «Электрон». Техника безопасности при использовании электрических приборов. Подведение итогов. |
| | Занятие с просмотром презентации «Фотоаппарат» | 1 | | Приветствие. Просмотр презентации «Улыбнитесь, сейчас вылетит птичка». История изобретений. Релаксационное упражнение «Фотография». Наблюдение и рассматривание предметов в камеру – абскура. Подведение итогов. |
| | Открытие цветных фотографий | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция. Разбор схемы. Решение интеллектуальных задач. Работа со справочной литературой. Изготовление пазлов. Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Получение объемного изображения методом галографии | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция. Разбор схемы. Как решать интеллектуальные задачи, тесты. Цепочка тестов. Видео-вопросы. «Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Занятие с показом презентации «Кинематограф. Телевизор» | 1 | | Приветствие. Презентация «Как появилось кино и телевидение». История изобретений. Обсуждение «Какую роль играет появление телевидения в жизни человека». Просмотр первых кинофильмов «Прибытие поезда», «Выход рабочих с фабрики». Подведение итогов. |
| | Занятие с показом презентации «Компьютер. Интернет». Как создать мультфильм? | 1 | 1 | Приветствие. Просмотр презентации «Сделай компьютер своим другом!». Обсуждение «Какую роль играет появление компьютера и интернета в жизни человека». Создание мультфильма с помощью компьютерной программы «Мульти - пульти». Подведение итогов. |
| | Занятие с показом презентации «Микроскоп. Телескоп» | 1 | | Приветствие. Просмотр презентации «Микроскоп, телескоп». Упражнение для глаз «Вблизи, вдали» Опыт. Подведение итогов. |
| | Занятия с показом презентации «Часы» Моя модель часов. | 1 | | Приветствие. Просмотр презентации «Часы». Интерактивная беседа «Как сберечь свое время». Разработка модели часов. Подведение итогов. |
| | Как устроен двухцилиндровый двигатель? | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция. Разбор схемы. Игра «Лабиринт открытий». Узнай персону. Изготовление пазлов. Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Первая в мире паровая машина | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция. Разбор схемы. Изготовление модели. Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Первый в мире медицинский протез | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция. Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Как изобрели вентилятор | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция. Разбор схемы. Викторина. Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Практическое занятие «Соберем вентилятор» | 1 | 1 | Приветствие. Разбор схемы. Изготовление модели вентилятора. Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Идобретение лифта – кресло-подъемника | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция. Разбор схемы. Решение интеллектуальных задач. Работа со справочной литературой. Изготовление модели лифта. Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Как работает мельница? И кто ее изобрел. | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция. Разбор схемы. Изготовление модели. Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Устройство современного элеватора | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция. Разбор схемы. Изготовление пазлов. Обсуждение. Подведение итогов. |
| | Выставка творческих работ «Мои изобретения» | 1 | | Приветствие. Выставка-демонстрация творческих работ, моделей, показ презентаций. |
| | Интеллектуальная игра «Великие изобретения человечества» | 1 | 1 | Приветствие. Выбор жюри. Проведение конкурсов. Викторина. Награждение победителей. |
Теория – 28 ч.
Практические занятия- 6 ч.
9 класс «История открытий»
09 | Вводное занятие | 1 | | Сообщение планов на год. Интеллектуальная игра | |||||
09 | Занятие с показом презентации «Оружие. От стрелы до пули» | 1 | | Приветствие. Просмотр презентации «От стрелы до пули». Интерактивная беседа «Роль оружия в развитии цивилизации». Составление коллажа «Мир мир!». Подведение итогов. | |||||
| Как добывают уголь? | 1 | | Приветствие. Лекция по книге С. В. Аксеновой «100 великих русских изобретений». Игра на развитие интеллектуальных способностей «Эрудит». Подведение итогов. | |||||
| Подъемная гидросиловая система для откачки вод и поднятия на гора руды и породы | 1 | | Лекция по книге С. В. Аксеновой «100 великих русских изобретений» . Устройство подъемной гидросиловой системы для откачки вод и поднятия на гора руды и породы. Разбор схемы. Обсуждение открытия. | |||||
| Занятие с показом презентации «Строительная техника» | 1 | | Приветствие. Просмотр презентации «Строительная техника». Физкультминутка «Подъёмный кран». Словесная игра «Слова из слов » Подведение итогов. | |||||
| Изготовление булатной стали | 1 | | Интерактивная экскурсия. Лекция по книге С. В. Аксеновой «100 великих русских изобретений». Решение интеллектуальных задач. Работа со справочной литературой. | |||||
| Как делают стекло? | 1 | | Интерактивная экскурсия. Игра на развитие интеллктуальных способностей «Эрудит». Подведение итогов. | |||||
| Опыты со стеклом. Преломление света | 1 | 1 | Практическое занятие «Опыты со стеклом». Решение интеллектуальных задач. Работа со справочной литературой. | |||||
| Изобретение электромагнитного телеграфа | 1 | | Лекция по книге С. В. Аксеновой «100 великих русских изобретений» . Игра на развитие интеллктуальных способностей «Эрудит». Подведение итогов. | |||||
| Как изобрели самопечатающий телеграфный аппарат | 1 | | Приветствие. Лекция по книге С. В. Аксеновой «100 великих русских изобретений» Решение интеллектуальных задач. Работа со справочной литературой. | |||||
| Практическое занятие «Телеграмма» | 1 | 1 | Приветствие. Практическое занятие «Телеграмма». Интеллектуальные игры. Подведение итогов. | |||||
| Что такое гальванопластика? | 1 | | Лекция по книге С. В. Аксеновой «100 великих русских изобретений» Решение интеллектуальных задач. Работа со справочной литературой. Обсуждение. | |||||
| Как устроен сварочный аппарат ? | 1 | | Лекция по книге С. В. Аксеновой «100 великих русских изобретений» Решение интеллектуальных задач. Работа со справочной литературой. Обсуждение. | |||||
| Прибор, управляющий летательными аппаратами на расстоянии. | 1 | | Лекция по книге С. В. Аксеновой «100 великих русских изобретений» Интеллектуальные игры. Подведение итогов. | |||||
| Первый в мире ртутный выпрямитель | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция «История изобретения».Лекция по книге С. В. Аксеновой «100 великих русских изобретений»
Интеллектуальные игры. Подведение итогов. | |||||
| Первая модель суммирующей машины | 1 | | Лекция по книге С. В. Аксеновой «100 великих русских изобретений» | |||||
| Как устроена Останкинская башня. Защита проектов | | 1 | Приветствие. Обсуждение Виртуальная экскурсия. | |||||
| Как появился электронный телевизор | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция «История изобретения». Лекция по книге С. В. Аксеновой «100 великих русских изобретений» Интеллектуальные игры. Подведение итогов. | |||||
| Как появился видеомагнитофон? | 1 | | Лекция по книге С. В. Аксеновой «100 великих русских изобретений» | |||||
| Занятие с показом презентации «Высотные здания». Защита проектов «Самые высокие здания в мире» | 1 | 1 | Приветствие. Обсуждение «Роль многоэтажных домов в развитии городов». Просмотр презентации «Небоскреб». Рисование «Дом будущего». Подведение итогов. | |||||
| Занятие с показом презентации «Разводные мосты» . Изготовление макета разводного моста | 1 | 1 | Приветствие. Просмотр сюжета «Галилео» «Разводные мосты Санкт- Петербурга». Тренинг на сплочение школьников «Мост». Подведение итогов. | |||||
| Занятие с показом презентации «Бытовая техника» | 1 | | Приветствие. Просмотр презентации «Помощники в быту». Упражнение на сплочение коллектива школьников «Печатная машинка». Словесная игра « Бытовые приборы». Подведение итогов. | |||||
| Занятие с просмотром презентации «Инструменты» | 1 | | Приветствие. Просмотр презентации «Инструменты». Упражнение для глаз «Горизонт». Загадки об инструментах. Подведение итогов. | |||||
| Занятие с показом презентации «Машины в быту» | 1 | | Приветствие. Просмотр презентации «Машины в быту». Обсуждение пользы и вреда фаст – фуда. Составление коллажа «Здоровая еда». Подведение итогов. | |||||
| Как работает микроволновая печь? | 1 | | Приветствие. Обсуждение | |||||
| | Занятие с показом презентации «Парашют» | 1 | | Приветствие. «Просмотр презентации «Глеб Котельников – изобретатель парашюта». Оригами « Самый простой парашют». Подведение итогов. | ||||
| Выставка творческих работ «Мои изобретения» | 1 | 1 | Приветствие. Выставка-демонстрация творческих работ, моделей, показ презентаций. | |||||
| Интеллектуальная игра «Великие изобретения» | 1 | 1 | Приветствие. Выбор жюри. Проведение конкурсов. Викторина. Награждение победителей. |
Теория – 27 ч.
Практические занятия- 7 ч.
10 класс «История открытий»
| Вводное занятие | 1 | | Сообщение учителя о чем, этот курс (об открытиях Пифагора и Архимеда, о законах Ньютона и Ампера, о работах химиков Лавуазье, Бертолле, Гей-Люссака и Менделеева, о начертательной геометрии Монжа, об эволюционном учении Ламарка, об удивительных лучах Рентгена, о «случайном» открытии бактериолога Флеминга, о теории относительности Эйнштейна). Беседа «Мои познавательные интересы» | |||
| Пифагоровы штаны. | 1 | | Чтение и анализ главы из книги С.Ю. Нечаев «Удивительные открытия» | |||
| Интеллектуальная игра «Загадки Пифагора» | 1 | 1 | Приветствие. Обсуждение правил игры. Проведение конкурсов, викторин. Награждение победителей. | |||
| По закону Архимеда | 1 | | Лекция с презентацией. Обсуждение главы из книги С.Ю. Нечаев «Удивительные открытия» | |||
| Презентация опытов Архимеда | 1 | 1 | Самостоятельная работа. Презентация проектных работ | |||
| Ньютоново яблоко | 1 | | Лекция с презентацией. Обсуждение главы из книги С.Ю. Нечаев «Удивительные открытия» | |||
| Презентация исследований «Законы Ньютона» | 1 | 1 | Самостоятельная работа. Презентация проектных работ. Решение интеллектуальных задач. Работа со справочной литературой. Обсуждение. | |||
| Взрывчатка Лавуазье и Бертолли | 1 | | Лекция с презентацией. Обсуждение главы из книги С.Ю. Нечаев «Удивительные открытия» | |||
| Викторина «Великие открытия в физике» | 1 | | Приветствие. Обсуждение правил игры. Проведение конкурсов, викторин. Награждение победителей. | |||
| Картофель от Пармантье | 1 | | Чтение главы из книги С.Ю. Нечаев «Удивительные открытия», о том, что картофель, который долгое время считали несъедобным, стал одним из самых популярных и любимых продуктов питания благодаря французскому фармацевту Антуану Огюсту Пармантье. | |||
| Электродинамика от Ампера | 1 | | Лекция с презентацией. Обсуждение главы из книги С.Ю. Нечаев «Удивительные открытия» | |||
| Презентация проектных работ «Опыты Ампера» | 1 | 1 | Самостоятельная работа. Презентация проектных работ «Опыты Ампера». Решение интеллектуальных задач. Работа со справочной литературой. Обсуждение. | |||
| Газовые законы Гей- Люссака | 1 | | Лекция с презентацией «Опыт Гей-Люссака: газовые законы» Обсуждение. О том, что научные работы Гей-Люссака относятся к различным областям физики и химии. В области физики в начале XIX в. открыл законы, описывающие некоторые свойства газов. (По книге С.Ю. Нечаев «Удивительные открытия») | |||
| Подготовка проектов «Газовые законы» | 1 | | Самостоятельная работа. Презентация проектных работ | |||
| Свекольный сахар Делессера | 1 | | Лекция с презентацией. Обсуждение. (С.Ю. Нечаев «Удивительные открытия», стр.5.) | |||
| Подготовка проектов «Производство сахара» | 1 | 1 | Приветствие. Интерактивная лекция. Решение интеллектуальных задач. Работа со справочной литературой. Обсуждение. | |||
| Эволюционное учение Ламарка | 1 | | Чтение главы из книги С.Ю. Нечаев «Удивительные открытия». Решение интеллектуальных задач. Работа со справочной литературой. Обсуждение. | |||
| Поляризация света Араго | 1 | | История отрытия. История Араго. Презентация «Виды поляризации света. Определение, формулы, примеры», С.Ю. Нечаев «Удивительные открытия» | |||
| Презентация проектов «Опыты со светом» | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция. Интеллектуальные игры. Подведение итогов. | |||
| Открытие таблицы Менделеева | 1 | | Чтение главы из книги С.Ю. Нечаев «Удивительные открытия». Решение интеллектуальных задач. Работа со справочной литературой. Обсуждение. | |||
| Презентация проектов «химические элементы» | 1 | 1 | Приветствие. Интерактивная лекция, викторина. Подведение итогов. | |||
| Открытие рентгеновского излучения | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция, викторина. Мозговой штурм «Пути использования рентгенлучей». Подведение итогов. (С.Ю. Нечаев «Удивительные открытия», стр.5.) | |||
| Презентация проектов «Модель ренгенаппарата» | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция «История изобретения». Интеллектуальные игры. Подведение итогов. | |||
| Случайное открытие бактериофага Флеминга | 1 | | Приветствие. Интерактивная лекция. Чтение главы из книги С.Ю. Нечаев «Удивительные открытия». Решение интеллектуальных задач. Работа со справочной литературой. Обсуждение. | |||
| Великие фармацевты | 1 | | Лекция с презентацией. Обсуждение. | |||
| Подготовка проектов «Открытия в медицине» | 1 | 1 | Интерактивная игра «Угадай название». Подведение итогов игры. | |||
27. | | Выставка творческих работ «Мои изобретения» | 1 | | Приветствие. Выставка-демонстрация творческих работ, моделей, показ презентаций. | ||
28. | | Интеллектуальная игра «Великие открытия и изобретения» | 1 | 1 | Викторина об открытиях Пифагора и Архимеда, о законах Ньютона и Ампера, о работах химиков Лавуазье, Бертолле, Гей-Люссака и Менделеева, о начертательной геометрии Монжа, об эволюционном учении Ламарка, об удивительных лучах Рентгена, о «случайном» открытии бактериолога Флеминга, о теории относительности Эйнштейна |
Теория – 28 ч.
Практические занятия- 6 ч.
Литература
Основная
1. Аксенова, С. В. 100 великих русских изобретений / [С. В. Аксенова, Д. С. Одинцов, Е. Н. Пакалина]. – Москва : Вече, 2012. – 318 с.
2.Все обо всем «Махаон», Москва 2012г.
3.Большая иллюстрированная энциклопедия знаний «Астрель АСТ», Москва 2015г.
4.Бешенков, А.К. Технические и проектные задания для учащихся А.К.Бешенков.- Москва: Дрофа, 2017.
5.Журналы «Юный техник» 2010 -2015 год.
6. 100 великих изобретений «Академия», Москва 2015г.
7. Нечаев С.Ю. Удивительные открытия»,
Интернет – ресурсы
1. http://www.membrana.ru. Люди. Идеи. Технологии.
2. http://www.3dnews.ru. Ежедневник цифровых технологий. О роботах на русском языке
Дополнительная
1.Журнал «Воспитание школьника» №6 , 2009г.
2. Социальная педагогика «Академия», Москва 2010г.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна