12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Терехова Марина Николаевна173
Россия, Саратовская обл., Питерский район, с.Запрудное
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное

Питерского района Саратовской области»

 


 

«Согласованно»

Зам. дир. по ВР

_______/Байгалиева Ю.Ю./


 

Протокол №_____ от «____»

______________ 2021 г.

«Утверждено»»

Директор МОУ «СОШ

с. Запрудное»

_________/Панфиленко А.Ю./


 

Приказ №______ от «____»

______________ 2021 г.

 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖКА «МИР ВОКРУГ НАС»

ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

НАПРАВЛЕНИЕ:

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ.


 

Учитель: Терехова Марина Николаевна

высшая квалификационная категория


 


 


 


 

2021 – 2022 учебный год


 

Пояснительная записка

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения, учёта психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Основная идея курса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир вокруг нас» разработан с экологических позиций.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека, передавать красоту окружающего мира используя различные техники декоративно-прикладного искусства.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также особенностью организации учебного процесса в МОУ СОШ с.Запрудное».

1. Цели и задачи программы:

Цель кружка «Мир вокруг нас» - воспитать гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережного относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

Воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и эстетически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развития интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при изучении различных растений, животных, птиц.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

Ценностными ориентирами содержания программы в начальной школе являются:

развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

формирование представлений о природе как универсальной ценности;

изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, водоём и т. п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция программы заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Актуальность и новизна. Данный курс вводит детей в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, позволяет расширить знания и представления учащихся о природе, жизни животных и птиц, раскрыть тайны окружающего мира, привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастья открытий.

Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 45 минут. Срок реализации программы - 1 год.

Занятие по теме состоит из двух частей:

теоретической - знакомство с отдельным представителем флоры или фауны России.

практической - выполнение изученного объекта различными средствами в выбранной технике декоративно - прикладного искусства.

Состав групп постоянный, количество учащихся –10 человек.

Основные принципы организации деятельности учащихся:

Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.

Принцип научной организации

Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся

Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования

Принцип целостности

Принцип непрерывности и преемственности процесса образования

Принцип личностно-деятельностного подхода

Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)

Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур

Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов

Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации

Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение

Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей.

Принципы отбора содержания.

Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).

Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).

Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).

Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.

Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.

Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;

умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

коммуникативных и информационных умений;

системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

индивидуальные личностные характеристики.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

любящий свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


 

Классификация результатов внеурочной деятельности


 

Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематический диспут

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Личностными результатами освоения программы являются:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;

в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

 

 

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Введение 1 час

Наш мир. Мы отправляемся в путешествие.

Наш добрый красивый мир. 4 часа

Прогулка «Как прекрасен этот мир» Свет. День. Небо. Земля. Вода. Растения. Кто сотворил добрый мир. Моя семья. О бабушках и дедушках.

 

Времена года. Осень. 8 часов

Экскурсия. Сбор природного материала. Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. Золотая Хохлома краски осени взяла. Подружка осени – лиса. Мы корзиночки берём за грибами в лес пойдем. Хлеб всему голова. Сапожок, витушки, перья – прояви своё уменье. Берёзка – символ Родины моей.

 

Времена года. Зимушка – зима. 11 часов

Прогулка «Здравствуй, зимушка-зима!» Откуда снежинки? Снежинки водят хоровод. Совушка - мудрая головушка. Тигр – символ наступающего года. Белка. Преданья старины глубокой. Красногрудый снегирь. Пингвины. Кони - молодецкие, кони городецкие. Волк. Мы зиму провожаем, солнышко встречаем.

 

Времена года. Весна - красна. 13 часов

Весенний букет - для мамочки привет! Прогулка «Уж тает снег, бегут ручьи». В царстве подводном – загадки особые. О чем расскажет рыбья чешуя. Медведи Пауки. Учимся быть здоровыми. Космические старты. Мышь, которая летает. Собаки. Кошки. Царь зверей – лев. Барсуки, еноты. Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Название раздела (главы) кол-во часов

Название темы

Количество часов

Дата

По плану

фактически

1

Введение 1 час

Наш мир. Мы отправляемся в путешествие.

1

03.09

 

2

Наш добрый красивый мир.

4 часа

Прогулка «Как прекрасен этот мир»

1

10.09

 

3

Свет. День. Небо. Земля. Вода. Растения.

1

17.09

 

4

Кто сотворил добрый мир.

1

24.09

 

5

Моя семья. О бабушках и дедушках.

1

01.10

 

6

Времена года. Осень.

8 часов

Экскурсия. Сбор природного материала.

1

08.10

 

7

Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев

1

15.10

 

8

Золотая Хохлома краски осени взяла.

1

22.10

 

9

Подружка осени – лиса.

1

29.10

 

10

Мы корзиночки берём за грибами в лес пойдем.

1

05.11

 

11

Хлеб всему голова.

1

12.11

 

12

Сапожок, витушки, перья – прояви своё уменье.

1

19.11

 

13

Берёзка –символ Родины моей.

1

26.11

 

14

Времена года. Зимушка – зима. 11 часов

 

Прогулка «Здравствуй, зимушка-зима!»

1

03.12

 

15

Откуда снежинки? Снежинки водят хоровод.

1

10.12

 

16

Совушка - мудрая головушка

1

17.12

 

17

Тигр – символ наступающего года.

1

24.12

 

18

Белка.

1

14.01

 

19

Преданья старины глубокой.

1

21.01

 

20

Красногрудый снегирь

1

28.01

 

21

Пингвины.

1

04.02

 

22

Волк.

1

11.02

 

23

Кони - молодецкие, кони городецкие.

1

18.02

 

24

Мы зиму провожаем, солнышко встречаем.

1

25.02

 

25

Времена года. Весна - красна.

13 часов

 

Весенний букет - для мамочки привет!

1

04.03

 

26

Прогулка «Уж тает снег, бегут ручьи».

1

11.03

 

27

В царстве подводном – загадки особые. О чем расскажет рыбья чешуя.

1

18.03

 

28

Медведи.

1

25.03

 

29

Пауки.

1

01.04

 

30

Учимся быть здоровыми.

1

08.04

 

31

Космические старты.

1

15.04

 

32

Мышь, которая летает.

1

22.04

 

33

Собаки.

1

29.04

 

34

Кошки.

 

06.05

 

35

Царь зверей – лев.

 

13.05

 

36

Барсуки, еноты.

 

20.05

 

37

Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы».

 

27.05

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Утверждаю»

Директор МОУ

«СОШ с.Запрудное

Питерского района

Саратовской области »

__________/Панфиленко А.Ю./

ФИО


 


 

Список членов кружка « Мир вокруг нас»

на 2021-2022 уч.год

Амряев Тахир

Балахнин Пётр

Бозин Алексей

Гнедюк Полина

Манашев Алан

Манашев Саян

Османова Ариана

Османов Руслан

Тельгариев Тагир

Янин Руслан

 

Данный материал публиковался автором 26.07.2017 г. на сайте: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/264048-rabochaja-programma-kruzhka-mir-vokrug-nas

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Карданова Любовь Владимировна, 08.08.22 в 14:58 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.