Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Мир вокруг нас» для 1–4 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное
Питерского района Саратовской области»
«Согласованно» Зам. дир. по ВР _______/Байгалиева Ю.Ю./
Протокол №_____ от «____» ______________ 2021 г. |
«Утверждено»» Директор МОУ «СОШ с. Запрудное» _________/Панфиленко А.Ю./
Приказ №______ от «____» ______________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖКА «МИР ВОКРУГ НАС»
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
НАПРАВЛЕНИЕ:
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ.
Учитель: Терехова Марина Николаевна
высшая квалификационная категория
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения, учёта психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная идея курса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир вокруг нас» разработан с экологических позиций.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека, передавать красоту окружающего мира используя различные техники декоративно-прикладного искусства.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также особенностью организации учебного процесса в МОУ СОШ с.Запрудное».
1. Цели и задачи программы:
Цель кружка «Мир вокруг нас» - воспитать гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережного относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
Воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и эстетически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развития интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при изучении различных растений, животных, птиц.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания программы в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция программы заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Актуальность и новизна. Данный курс вводит детей в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, позволяет расширить знания и представления учащихся о природе, жизни животных и птиц, раскрыть тайны окружающего мира, привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастья открытий.
Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 45 минут. Срок реализации программы - 1 год.
Занятие по теме состоит из двух частей:
теоретической - знакомство с отдельным представителем флоры или фауны России.
практической - выполнение изученного объекта различными средствами в выбранной технике декоративно - прикладного искусства.
Состав групп постоянный, количество учащихся –10 человек.
Основные принципы организации деятельности учащихся:
Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
Принцип научной организации
Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
Принцип целостности
Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
Принцип личностно-деятельностного подхода
Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур
Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение
Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей.
Принципы отбора содержания.
Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
Систематичность, последовательность, наглядность обучения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.
Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;
умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
коммуникативных и информационных умений;
системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Классификация результатов внеурочной деятельности
Содержание |
Способ достижения |
Возможные формы деятельности |
Первый уровень результатов |
||
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни |
Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта |
Беседа |
Второй уровень результатов |
||
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом |
Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) |
Дебаты, тематический диспут |
Третий уровень результатов |
||
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой |
Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде |
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;
—в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Введение 1 час
Наш мир. Мы отправляемся в путешествие.
Наш добрый красивый мир. 4 часа
Прогулка «Как прекрасен этот мир» Свет. День. Небо. Земля. Вода. Растения. Кто сотворил добрый мир. Моя семья. О бабушках и дедушках.
Времена года. Осень. 8 часов
Экскурсия. Сбор природного материала. Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. Золотая Хохлома краски осени взяла. Подружка осени – лиса. Мы корзиночки берём за грибами в лес пойдем. Хлеб всему голова. Сапожок, витушки, перья – прояви своё уменье. Берёзка – символ Родины моей.
Времена года. Зимушка – зима. 11 часов
Прогулка «Здравствуй, зимушка-зима!» Откуда снежинки? Снежинки водят хоровод. Совушка - мудрая головушка. Тигр – символ наступающего года. Белка. Преданья старины глубокой. Красногрудый снегирь. Пингвины. Кони - молодецкие, кони городецкие. Волк. Мы зиму провожаем, солнышко встречаем.
Времена года. Весна - красна. 13 часов
Весенний букет - для мамочки привет! Прогулка «Уж тает снег, бегут ручьи». В царстве подводном – загадки особые. О чем расскажет рыбья чешуя. Медведи Пауки. Учимся быть здоровыми. Космические старты. Мышь, которая летает. Собаки. Кошки. Царь зверей – лев. Барсуки, еноты. Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы».
Тематическое планирование
№ |
Название раздела (главы) кол-во часов |
Название темы |
Количество часов |
Дата |
|
По плану |
фактически |
||||
1 |
Введение 1 час |
Наш мир. Мы отправляемся в путешествие. |
1 |
03.09 |
|
2 |
Наш добрый красивый мир. 4 часа |
Прогулка «Как прекрасен этот мир» |
1 |
10.09 |
|
3 |
Свет. День. Небо. Земля. Вода. Растения. |
1 |
17.09 |
|
|
4 |
Кто сотворил добрый мир. |
1 |
24.09 |
|
|
5 |
Моя семья. О бабушках и дедушках. |
1 |
01.10 |
|
|
6 |
Времена года. Осень. 8 часов |
Экскурсия. Сбор природного материала. |
1 |
08.10 |
|
7 |
Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев |
1 |
15.10 |
|
|
8 |
Золотая Хохлома краски осени взяла. |
1 |
22.10 |
|
|
9 |
Подружка осени – лиса. |
1 |
29.10 |
|
|
10 |
Мы корзиночки берём за грибами в лес пойдем. |
1 |
05.11 |
|
|
11 |
Хлеб всему голова. |
1 |
12.11 |
|
|
12 |
Сапожок, витушки, перья – прояви своё уменье. |
1 |
19.11 |
|
|
13 |
Берёзка –символ Родины моей. |
1 |
26.11 |
|
|
14 |
Времена года. Зимушка – зима. 11 часов
|
Прогулка «Здравствуй, зимушка-зима!» |
1 |
03.12 |
|
15 |
Откуда снежинки? Снежинки водят хоровод. |
1 |
10.12 |
|
|
16 |
Совушка - мудрая головушка |
1 |
17.12 |
|
|
17 |
Тигр – символ наступающего года. |
1 |
24.12 |
|
|
18 |
Белка. |
1 |
14.01 |
|
|
19 |
Преданья старины глубокой. |
1 |
21.01 |
|
|
20 |
Красногрудый снегирь |
1 |
28.01 |
|
|
21 |
Пингвины. |
1 |
04.02 |
|
|
22 |
Волк. |
1 |
11.02 |
|
|
23 |
Кони - молодецкие, кони городецкие. |
1 |
18.02 |
|
|
24 |
Мы зиму провожаем, солнышко встречаем. |
1 |
25.02 |
|
|
25 |
Времена года. Весна - красна. 13 часов
|
Весенний букет - для мамочки привет! |
1 |
04.03 |
|
26 |
Прогулка «Уж тает снег, бегут ручьи». |
1 |
11.03 |
|
|
27 |
В царстве подводном – загадки особые. О чем расскажет рыбья чешуя. |
1 |
18.03 |
|
|
28 |
Медведи. |
1 |
25.03 |
|
|
29 |
Пауки. |
1 |
01.04 |
|
|
30 |
Учимся быть здоровыми. |
1 |
08.04 |
|
|
31 |
Космические старты. |
1 |
15.04 |
|
|
32 |
Мышь, которая летает. |
1 |
22.04 |
|
|
33 |
Собаки. |
1 |
29.04 |
|
|
34 |
Кошки. |
|
06.05 |
|
|
35 |
Царь зверей – лев. |
|
13.05 |
|
|
36 |
Барсуки, еноты. |
|
20.05 |
|
|
37 |
Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы». |
|
27.05 |
|
Утверждаю»
Директор МОУ
«СОШ с.Запрудное
Питерского района
Саратовской области »
__________/Панфиленко А.Ю./
ФИО
Список членов кружка « Мир вокруг нас»
на 2021-2022 уч.год
Амряев Тахир
Балахнин Пётр
Бозин Алексей
Гнедюк Полина
Манашев Алан
Манашев Саян
Османова Ариана
Османов Руслан
Тельгариев Тагир
Янин Руслан
Данный материал публиковался автором 26.07.2017 г. на сайте: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/264048-rabochaja-programma-kruzhka-mir-vokrug-nas
Карданова Любовь Владимировна