12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сафонова Анастасия Андреевна321
Россия, Московская обл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Давыдовская гимназия» Орехово-Зуевского муниципального района

Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии

_________Н.А. Антонова

Приказ №____ от 28.08.2015г.

Решение педсовета № _ от 28.08.2015г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Направление духовно-нравственное

Наименование программы «Маленькие Россияне»

Класс 1

ФИО педагога, разработчика программы:

Кузнецова А.А., учитель русского языка, литературы и истории

Молодой специалист

2015г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Маленькие Россияне» разработана на основе основной образовательной программы гимназии и положения о рабочей программе по внеурочной деятельности.

Программа имеет духовно – нравственную направленность.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373);

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с. – (Стандарты второго поколения).

Общая характеристика программы

Программа “Маленькие Россияне” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Маленькие Россияне” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия), а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности Гражданина.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Данная програм­ма поможет сформировать интерес к: изучению истории родного края, школы, семьи с целью формиро­вания основ гражданской идентичности школьника, включая чувство гордости за свою страну, народ, ис­торию, город, школу, семью.

Практическая значимость развить индивидуальные способности, раскрыть творческие начала собственной личности, формирование устремлений в интеграции личностных позиций «Я-хочу» и «Я-могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, учителем, другими взрослыми, поступками: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Ценностные ориентиры содержания программы

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Программа внеурочной деятельности «Маленькие Россияне» является тематической и адресована учащимся 1 классов МАОУ «Давыдовская гимназия».

Особенности возрастной группы детей – учащиеся первых классов, 6-7 лет. Размытость нравственных ориентиров.

Режим занятий: общий объем программы – 33 часа, 1 час (занятие) в неделю. Продолжительность занятия – 1 урок. Срок реализации – в течение года.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а

также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

просмотр и обсуждение видеоматериала;

экскурсии (внеурочная);

Практические занятия:

творческие конкурсы;

выставки декоративно-прикладного искусства;

коллективные творческие дела;

праздники;

викторины;

интеллектуально-познавательные игры;

заочные путешествия;

акции благотворительности, милосердия;

творческие проекты, презентации;

проведение выставок семейного художественного творчества;

сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания

Методы обучения

Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об

изучаемом движении: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений,

учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у

учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный.

Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость).

Методы контроля: практические задания, самоконтроль.

Методы создания положительной мотивации обучаемых.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся

Формы и средства контроля:

диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;

диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);

тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой).

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принадлежности учащегося к РФ.

Анкета

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический

анализ

Имеет представление о понятии «гражданин»

Анкета

Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих

работ, собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду; Сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»

Портфолио обучающихся,

результаты выполнения

творческих и проектных работ. Наблюдение.

Участвует в общественно-полезной деятельности

Участие в общественно-полезных делах, акциях.

Ценностное отношение к природе, окружающей среде

Имеют ценностную установку «Природа»

Портфолио обучающихся,

результаты выполнения

творческих и проектных работ.

Ценностное отношение к прекрасному;

Сформированность

представления об эстетических идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке

Портфолио обучающихся,

результаты выполнения

творческих и проектных работ. Наблюдение.

Ценностное отношение к семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей.

Развитое социальное партнерство

Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности, должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащихся, через практические занятия:

Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся 1 классов распределяются по трем уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школь­ником социальных знаний, понимания социальной реаль­ности и повседневной жизни): приобретение школь­ником знаний об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения.

Результаты второго уровня (формирование по­зитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к Оте­честву, родной природе и культуре, труду, знаниям.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального дей­ствия): приобретение школьником опыта исследо­вательской деятельности; опыта публичного выступ­ления; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности.

п/п

Этапы инди­виду ального маршрута творческого саморазвития учащегося

 

Технологии

реализации

_

Формы реализации

\

|

Виды деятельности j

1

1

2

3

4

5

1

Творческое самоопре­деление в выборе маршрута восполне­ния про­блемных зон в пред­метных, метапред­метных и личност­ных дейст­виях

Само- и взаи- модиа- гностики результатов предметной, метапред- метной, личностной деятельности;

поэтапного формирова­ния умствен­ных действий

Первичное проектирование

Программы саморазвития.

Определение проблем-доминант:

а) проблема-доминанта в предмет­ных знаниях;

б) проблема-доминанта в метапред­метных действиях;

в) проблема-доминанта личностного характера.

Приведение проблем-доминант

в соответствие друг с другом — уста­новление взаимосвязи, взаимозави­симости.

Например: установление взаимоза­висимости метапредметной проблемы («не умею взаимодействовать с од­ноклассниками в решении общей задачи» (коммуникативные УУД)) — предметной проблемы («не знаю, как начать рассуждение по проблемному вопросу учителя» (предметное дейст­вие)) — личностной проблемы

Практические занятия с исполь­зованием элементов игр, дидакти­ческих и раздаточных материалов,

i

пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, инсцениро­вание, ролевая игра — первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон (программы саморазвития учаще­гося) с целью научиться:

определять проблемы собствен­ной предметной, метапредметной деятельности;

устанавливать причины возник­новения проблем в осуществле­нии коммуникации;

определять объект и аспект ана­лиза результатов предметной, метапредметной деятельности, требующей актуализации лич­ностных качеств;

 

Проектирование индивидуального маршрута творческого саморазвития учащихся во внеурочной деятельности

 

 

В основу отбора содержания программы «Маленькие Россияне» были заложены следующие принципы:

Дидактические принципы: сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность.

Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.

Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым, интересным её проведением.

Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.

Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку посильных задач и подборку средств для их решения.

Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки.

Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков.

Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений, приемов, действий.

При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи.

Структура курса

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

1

«Я и школа».

9

6

3

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделия.

2

«Я и семья».

8

8

 

Регулятивные УУД:

 учиться  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и

их образы.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других.

3

«Я и культура».

7

6

1

Регулятивные УУД:

 учиться готовить рабочее место и  выполнять  практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделия.

4

«Я и Отечество».

9

7

2

Регулятивные УУД:

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других.

Планируемые результаты изучения программы

Личностными результатами изучения курса «Маленькие Россияне» в 1-м классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения

собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать

конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от  созерцаемых произведений

искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих

нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в

результате созерцания, рассуждения, обсуждения,  самые простые общие для всех

людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий;

 - учиться  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

 - учиться готовить рабочее место и  выполнять  практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и

их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных

для изготовления изделия;

- слушать и понимать речь других.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятий.

Кол-во часов

Описание примерного содержания

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Раздел 1. «Я и школа».

1.

Праздник первого звонка.

Знакомство с первоклассниками. Объяснение правил безопасности на занятиях. Делимся впечатление о первом дне в школе. Групповая рефлексия.

   

2.

Мой школьный дом.

Экскурсия по школе. Отрывки из истории школы. Групповая рефлексия.

   

3.

Правила поведения в школе.

Правила поведения в школе. Игра-викторина. Групповая рефлексия.

   

4.

Экскурсия по школьному саду.

Экскурсия по территории школы. Групповая рефлексия. (Каким вы видите школьный двор?)

   

5.

Законы жизни в классе. Урок-игра.

Урок-игра «Законы жизни в классе». Школьные друзья. Групповая рефлексия.

   

6.

Школа вежливости.

Игра «Доскажите словечко», Конкурс «Самый вежливый». Групповая рефлексия.

   

7.

Десант чистоты и порядка.

Праздник чистоты. Групповая рефлексия.(-что нового вы узнали?).

   

8.

История моей деревни.

Знакомство с музеем, его экспозицией. Показ старых фотографий деревни Давыдово. Групповая рефлексия.

   

9.

Конкурс поделок из природного материала.

Техника безопасности. Подготовка основы под картину. Технология изготовления цветов. Составление экспозиции. Групповая рефлексия.

   

Раздел 2. «Я и семья».

10.

Мой сосед по парте.

Час откровенного разговора.

   

11.

Я, ты, мы.

Игра «Знакомство». Игра «Пересядьте все те, у кого...». Игра «Что изменилось?». Упражнение «Спасибо за прекрасный день». Групповая рефлексия.

   

12.

Антиреклама

вредных привычек.

Ролевая игра «Умей сказать «нет»». Работа в группах. Путешествие в Царство хороших привычек. Групповая рефлексия.

   

13.

Кто мои бабушка, дедушка?

Рассказ о моих бабушках и дедушках. Какие сказки они читали в детстве. В чем я должен им помочь? Групповая рефлексия.

   

14.

Моя семья - моя радость.

Рассказ о моих маме и папе. Какой была школа в их время. Групповая рефлексия.

   

15.

Моя красивая мама.

Конкурс рисунков.

   

16.

Фотографии из семейного альбома.

Презентация. Показ семейных фотографий. Расскажи, что на фотографии. Групповая рефлексия.

   

17.

Конкурс-викторина «Кто что любит делать».

Представление проектов.

   

Раздел 3. «Я и культура».

18.

Откуда пришли елочные игрушки.

Виртуальное путешествие «Откуда пришли елочные игрушки». Групповая рефлексия.

   

19.

Экскурсия в школьный музей «Русская изба».

Экскурсия в школьный музей. Экспозиция «Русская изба». Групповая рефлексия.

   

20.

Игра «Безопасное колесо».

Объяснение правил ПДД. Станция «Светофорик». Станция «Пункт Айболита». Станция «Я по улице качу». Групповая рефлексия.

   

21.

Встречаем Масленицу.

Праздник Масленицы. Какой по настроению этот праздник? (Веселый, интересный и т.д.)

Как люди справляют этот праздник? (Пекут блины, гуляют, играют, водят хоровод.)

И все это вместе? (Праздник.). Таблички вывешиваются по очереди на доске.

   

22.

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Организация выставки детских рисунков “Моя любимая Мурка”. Викторина “Кошки – кинозвезды”, конкурс «Кошачий концерт».

   

23.

Знакомство с символами родного края (герб,

гимн, флаг).

Знакомство с флагом и гербом. Блиц-опрос. Групповая рефлексия.

   

24.

Выставка рисунков «Самый красивый школьный двор».

Выставка рисунков «Самый красивый двор».

   

Раздел 4. «Я и Отечество».

25.

Открытка ветерану.

Беседа с творческим заданием. Групповая рефлексия.

   

26.

Экскурсия «Наши земляки участники Великой Отечественной войны».

Экскурсия в школьный музей. Экспозиция ««Наши земляки участники Великой Отечественной войны».Групповая рефлексия.

   

27.

Мои права и обязанности.

Знакомства с правами и обязанностями учеников 1 класса. Рефлексия: Учитель раздаёт шаблоны цветка со словами:

«Летят, летят лепестки, в воздухе вьются, а за ними мысли вслух о занятии льются» (высказывания детей).

   

28.

Игры на развитие произвольных процессов.

Игры: «Флажок», «Запретный номер», «Волшебное слово», «Не зевай!», «Лисонька, ты где?». Групповая рефлексия.

   

29.

Сильные, ловкие,

смелые.

Разминка. Деление на команды. Задание 1: Добежать до тумбы, обежать ее, вернуться назад.
Задание 2: Прыжки на одной ноге. Назад – на другой ноге. Руки на поясе. Задание 3: “Пронеси, не урони” (каждому члену команды индивидуальное задание). Групповая рефлексия.

   

30.

Музейное царство.

Посещение школьного музея. Знакомство с виртуальными музеями мира. Групповая рефлексия.

   

31.

Знай и люби свой край.

Игра-викторина «Знай и люби свой край». Групповая рефлексия.

   

32.

Идем родными

тропами.

Рассказ ребятам об оказании первой медицинской помощи при укусе змей, при солнечном ожоге. Инструктаж «Поведение на природе». Экскурсия. Во время экскурсии ребята рассматривают деревья, кустарники, травы, играли в игры. Групповая рефлексия. Групповая рефлексия.

   

33.

Конкурс стихотворений «Они защищали Родину».

Стихотворения посвященные празднику 9 мая. О ветеранах, труде и т.д. Конкурс на лучшее прочитанное стихотворение. Групповая рефлексия.

   

Информационно-методическое обеспечение

Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов

РФ в школе М Айрис-пресс, 2003г.

Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.

Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003г.

Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17..

Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007г.

Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005. - №1.

1Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.:

Просвещение, 2009.

Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 г.

Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2001 г.

Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе.

- 2006. - №3..

О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - №8

Богданова Е.В., Кондукова Н.В., Хребтова Е.В. Программа духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. - Белове: -2010г.

Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, - 2010г.

Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010г.

СОГЛАСОВАНО

зам. Директора по ОВВВР

________О.Ю. Земляковой

27.08.2015

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

начального обучения

________О.В. Старикова

25.08.2015 года

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.