Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (1–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Владиславовская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО _______Гамова Т. П. Протокол №__от «___»__________2016г |
«Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ “Владиславовская ОШ” _______Мелеховская Г.Г. «__»____________2016г |
«Утверждаю» Директор МБОУ “Владиславовская ОШ” _______Васильчук Н.Н. Приказ №__от «__»_________2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Умелые ручки»
1, 3, 4 класс
2016-2017 уч. год
Составитель: Гамова Анна Владимировна,
2016 год
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 134
Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс, 3 класс, 4 класс
Тема |
Кол-во часов |
1 класс |
|
I. Аппликация и моделирование |
16 |
II. Работа с пластическими материалами |
10 |
III. Аппликация из деталей оригами |
7 |
Итого |
33 |
3 класс |
|
I. Работа с природными материалами |
4 |
II. Объёмные и плоскостные аппликации |
18 |
III. Работа с пластическими материалами |
6 |
IV. Модульное оригами |
6 |
Итого |
34 |
4 класс |
|
I. Работа с природными материалами |
4 |
II. Объёмные и плоскостные аппликации |
24 |
III.Поделки на основе нитяного кокона |
6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 1 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Материалы |
Дата |
|
план |
факт |
||||
I. Аппликация и моделирование (16часов) |
|||||
1 |
Аппликация из природных материалов на картоне. |
1 |
Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка |
||
2 |
Аппликация из природных материалов на картоне. |
1 |
|||
3 |
Аппликация из природных материалов на картоне. |
1 |
|||
4 |
Аппликация из природных материалов на картоне. |
1 |
|||
5 |
Аппликация из геометрических фигур. |
1 |
Цветная бумага, картон |
||
6 |
Аппликация из геометрических фигур. |
1 |
|||
7 |
Аппликация из геометрических фигур. |
1 |
|||
8 |
Аппликация из геометрических фигур. |
1 |
|||
9 |
Аппликация из пуговиц. |
1 |
Пуговицы, картон |
||
10 |
Аппликация из пуговиц. |
1 |
|||
11 |
Аппликация из салфеток. |
1 |
Салфетки, картон |
||
12 |
Аппликация из салфеток. |
1 |
|||
13 |
Объёмная аппликация. |
1 |
Гофрированная бума-га, цветная бу-мага, картон |
||
14 |
Объёмная аппликация. |
1 |
|||
15 |
Объёмная аппликация. |
1 |
|||
16 |
Объёмная аппликация. |
1 |
|||
II. Работа с пластическими материалами (10 часов) |
|||||
17 |
Рисование пластилином. |
1 |
Пластилин, картон |
||
18 |
Рисование пластилином. |
1 |
|||
19 |
Рисование пластилином. |
1 |
|||
20 |
Рисование пластилином. |
1 |
|||
21 |
Обратная мозаика на прозрачной основе. |
1 |
Пластилин, прозрачные крышки |
||
22 |
Обратная мозаика на прозрачной основе. |
1 |
|||
23 |
Обратная мозаика на прозрачной основе. |
1 |
|||
24 |
Обратная мозаика на прозрачной основе. |
1 |
|||
25 |
Лепка из солёного теста. |
1 |
Солёное тесто |
||
26 |
Лепка из солёного теста. |
1 |
|||
III. Аппликация из деталей оригами (7 часов) |
|||||
27 |
Аппликация из одинаковых деталей оригами. |
1 |
Цветная бумага, картон |
||
28 |
Аппликация из одинаковых деталей оригами. |
1 |
|||
29 |
Аппликация из одинаковых деталей оригами. |
1 |
|||
30 |
Коллективные композиции в технике оригами. |
1 |
Цветная бумага, картон |
||
31 |
Коллективные композиции в технике оригами. |
1 |
|||
32 |
Коллективные композиции в технике оригами. |
1 |
|||
33 |
Коллективные композиции в технике оригами. |
1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 3 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Материалы |
Дата |
|
план |
факт |
||||
I. Работа с природными материалами (4 часа) |
|||||
1 |
Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). |
1 |
Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. |
||
2 |
Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). |
1 |
|||
3 |
Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). |
1 |
|||
4 |
Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). |
1 |
|||
II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов) |
|||||
5 |
Торцевание гофрированной бумагой на картоне. |
1 |
Гофрированная бумага, картон |
||
6 |
Торцевание гофрированной бумагой на картоне. |
1 |
|||
7 |
Торцевание гофрированной бумагой на картоне. |
1 |
|||
8 |
Торцевание гофрированной бумагой на картоне. |
1 |
|||
9 |
Торцевание гофрированной бумагой на картоне. |
1 |
|||
10 |
Торцевание гофрированной бумагой на картоне. |
1 |
|||
11 |
Мозаика из ватных комочков. |
1 |
Вата, картон |
||
12 |
Мозаика из ватных комочков. |
1 |
|||
13 |
Мозаика из ватных комочков. |
1 |
|||
14 |
Мозаика из ватных комочков. |
1 |
|||
15 |
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. |
1 |
Картон, цветная бумага |
||
16 |
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. |
1 |
|||
17 |
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. |
1 |
|||
18 |
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. |
1 |
|||
19 |
Многослойная аппликация. |
1 |
Открытки, картинки, картон |
||
20 |
Многослойная аппликация. |
1 |
|||
21 |
Многослойная аппликация. |
1 |
|||
22 |
Многослойная аппликация. |
1 |
|||
III. Работа с пластическими материалами (6 часов) |
|||||
23 |
Мозаичная аппликация на стекле. |
1 |
Пластилин, стекло |
||
24 |
Мозаичная аппликация на стекле. |
1 |
|||
25 |
Мозаичная аппликация на стекле. |
1 |
|||
26 |
Мозаичная аппликация на стекле. |
1 |
|||
27 |
Лепка из солёного теста. |
1 |
Солёное тесто |
||
28 |
Лепка из солёного теста. |
1 |
|||
IV. Модульное оригами (6 часов) |
|||||
29 |
Игрушки объёмной формы. |
1 |
Цветная бумага |
||
30 |
Игрушки объёмной формы. |
1 |
|||
31 |
Игрушки объёмной формы. |
1 |
|||
32 |
Игрушки объёмной формы. |
1 |
|||
33 |
Игрушки объёмной формы. |
1 |
|||
34 |
Игрушки объёмной формы. |
1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 4 класс
№ |
Тема |
Материалы |
Дата |
||
план |
факт |
||||
I. Работа с природными материалами (4 часа) |
|||||
1 |
Коллективные композиции, индивидуальные панно. |
1 |
Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки |
||
2 |
Коллективные композиции, индивидуальные панно. |
1 |
|||
3 |
Коллективные композиции, индивидуальные панно. |
1 |
|||
4 |
Коллективные композиции, индивидуальные панно. |
1 |
|||
II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа) |
|||||
5 |
Многослойные аппликации. |
1 |
Открытки, картинки, картон |
||
6 |
Многослойные аппликации. |
1 |
|||
7 |
Мозаика из квадратных модулей. |
Картон, цветная бумага |
|||
8 |
Мозаика из квадратных модулей. |
1 |
|||
9 |
Мозаика из квадратных модулей. |
1 |
|||
10 |
Мозаика из квадратных модулей. |
1 |
|||
11 |
Элементы квиллинга. |
Картон, цветная бумага |
|||
12 |
Элементы квиллинга. |
||||
13 |
Аппликации в технике квиллинг. |
Картон, цветная бумага |
|||
14 |
Аппликации в технике квиллинг. |
||||
15 |
Аппликации в технике квиллинг. |
||||
16 |
Аппликации в технике квиллинг. |
||||
17 |
Аппликации в технике квиллинг. |
||||
18 |
Аппликации в технике квиллинг. |
||||
19 |
Техника изонить. Заполнение круга, угла. |
Картон, цветные нитки |
|||
20 |
Техника изонить. Заполнение круга, угла. |
||||
21 |
Техника изонить. Заполнение круга, угла. |
||||
22 |
Техника изонить. Заполнение круга, угла. |
||||
23 |
Аппликации в технике изонить. |
Картон, цветные нитки |
|||
24 |
Аппликации в технике изонить. |
||||
25 |
Аппликации в технике изонить. |
||||
26 |
Аппликации в технике изонить. |
||||
27 |
Аппликации в технике изонить. |
||||
28 |
Аппликации в технике изонить. |
||||
III.Поделки на основе нитяного кокона (6 часов) |
|||||
29 |
Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. |
Нитки, напальчник, цветная бумага |
|||
30 |
Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. |
||||
31 |
Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. |
||||
32 |
Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. |
||||
33 |
Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. |
||||
34 |
Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. |
Список пособий:
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru