Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 3 класса «Мир, в котором я живу»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мир, в котором я живу»
для учащихся 3 класса
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Возраст: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Аннотация
Программа кружка общеинтеллектуального направления «Мир, в котором я живу» для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа направлена на формирование экологической грамотности младших школьников.
В процессе овладения умениями работать с учебно-научными текстами, дидактическими и раздаточными материалами, справочной литературой у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мир, в котором я живу» составлена для обучающихся 3 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
. Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» предусматривает достижение учащимися начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных
Личностные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты освоения курса
Метапредметные результаты освоения курса характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных:
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий;
сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
устанавливать правильную последовательность событий;
группировать различные предметы по заданному признаку;
участвовать в диалоге при выполнении заданий;
осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
формирование коммуникативных навыков;
понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Предметные результаты освоения курса
Предметные результаты освоения курса характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»
В результате освоения курса учащиеся должны знать/усвоить/иметь
усвоить первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
классифицировать, получать информацию из разных источников;
усвоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимать роль и значение родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Отличительной особенностью программы является то, что программа «Мир, в котором я живу» направлена прежде всего на формирование исследовательских умений и навыков обучающихся на основе эколого-краеведческих знаний.
В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в поселке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема (кол-во часов) | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты | Основные направления воспитательной деятельности, календарные мероприятия. |
1 | Первые шаги по экологическим тропинкам (4 ч) | Что изучает наука экология. Экологические факторы. Человек и экологическая обстановка на планете. Как я лично могу помочь природе? Народная мудрость о сохранении окружающего мира. Что такое энциклопедия? Принцип расположения материала в энциклопедии. Виды энциклопедий. Подбор необходимого материала по заданной теме | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. | Л1, Л2, Л3, Л4, М1, М3, М5, М6, М7, М8, М10, П1, П2, П3 | 1. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 2. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 3. Организация сотрудничества и взаимопомощи в классе. 4. Всероссийская акция «Вместе, всей семьёй». |
2 | Природа – наш чудесный дом (16 ч) | Что такое? Кто такой? Многообразие природы. Фенологические наблюдения «Осень в природе». Занятие – дискуссия «Можем ли мы прожить без природы». Экопрактикум «Знаешь ли ты ягоды и грибы?» Редкие и исчезающие растения. Исчезающие животные. Как растут деревья? Роль деревьев в жизни людей и животных. По страницам лесной энциклопедии. Что даёт комнатное растение человеку? Живи, ёлочка! Зелёный мир на подоконнике. Растения, которые нельзя держать дома. Фенологические наблюдения «Зима – покой природы». Инструктаж по правилам личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму?» Экологический марафон «Кормушка» | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Л1, Л2, Л3, Л4, М1, М2, М3, М4, М7, М8, М9, М10, М11, П1, П2, П3, П4 | 1. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 2. Международный день библиотек. 3. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. 4. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать своё собственное. 5. День Конституции Российской Федерации. Всероссийская акция «Мы – граждане России». 6. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады |
3 | Ключ к здоровью (5 ч) | «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продуты». В гостях у доктора Айболита. Я и моё здоровье. Может ли Земля болеть? Учёба и здоровье. Как нужно отдыхать на перемене и почему? | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной. | Л1, Л2, Л4, М1, М3, М5, М7, М8, М10, П1, П2, П3 | 1. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 2. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать своё собственное. 3.День российской науки. 4. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады |
4 | Я и мир вокруг (9 ч) | Чудеса и тайны природы. Вода и жизнь. Мир прудов, ручьев и речек. Загрязнение водоёмов. Считаем, экономим, платим. Фенологические наблюдения «Весна – пробуждение природы». Домашние питомцы в моей семье. День Земли. Анти – мусор. Заповеди чистого Обобщающий урок-викторина «Я и мир вокруг» города. Промежуточная аттестация. | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности. | Л1, Л2, Л3, Л4, М1, М2, М3, М4, М6, М8, М9, М10, М11, П1, П2, П3, П4 | 1. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 2. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать своё собственное. 3. Всероссийская неделя детской книги. 4. День космонавтики. 5. Всемирный день Земли. Экологический урок 6. Праздник весны и труда. 7. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады |
КАЛЕНДАРО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Тема занятия | Кол. Часов | Дата | |||
План | Факт | |||||
Первые шаги по экологическим тропинкам. 4 ч. | ||||||
1 | Что такое экология? Инструктаж по технике безопасности во время экскурсий, правилам поведения в природе | 1 | | | ||
2 | Мы – жители планета Земля. Экологические проблемы, катастрофы | 1 | | | ||
3 | Экологические знания в пословицах, поговорках, легендах | 1 | | | ||
4 | Учимся работать с энциклопедией | 1 | | | ||
Природа – наш чудесный дом. 16 ч. | ||||||
| ||||||
| ||||||
5 | Что такое? Кто такой? Многообразие природы | 1 | | | ||
6 | Фенологические наблюдения «Осень в природе» | 1 | | | ||
7 | Занятие – дискуссия «Можем ли мы прожить без природы» | 1 | | | ||
8 | Экопрактикум «Знаешь ли ты ягоды и грибы?» | 1 | | | ||
9 | Редкие и исчезающие растения | 1 | | | ||
10 | Исчезающие животные | 1 | | | ||
11 | Как растут деревья? | 1 | | | ||
12 | Роль деревьев в жизни людей и животных | 1 | | | ||
13 | По страницам лесной энциклопедии | 1 | | | ||
14 | Живи, ёлочка! | 1 | | | ||
15 | Что даёт комнатное растение человеку? | 1 | | | ||
16 | Зелёный мир на подоконнике | 1 | | | ||
17 | Растения, которые нельзя держать дома | 1 | | | ||
18 | Фенологические наблюдения «Зима – покой природы». Инструктаж по правилам личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. | 1 | | | ||
19 | Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму?» | 1 | | | ||
20 | Экологический марафон «Кормушка» | 1 | | | ||
Ключ к здоровью. 5 ч. | ||||||
21 | Беседа-практикум «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продуты» | 1 | | | ||
22 | В гостях у доктора Айболита | 1 | | | ||
23 | Я и моё здоровье. Может ли Земля болеть? | 1 | | | ||
24 | Учёба и здоровье | 1 | | | ||
25 | Как нужно отдыхать на перемене и почему? | 1 | | | ||
Я и мир вокруг. 9 ч. | ||||||
26 | Чудеса и тайны природы | 1 | | | ||
27 | Вода и жизнь | 1 | | | ||
28 | Мир прудов, ручьев и речек. Загрязнение водоёмов | 1 | | | ||
29 | Считаем, экономим, платим | 1 | | | ||
30 | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | | | ||
31 | Домашние питомцы в моей семье | 1 | | | ||
32 | День Земли. Экологическая игра | 1 | | | ||
33 | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | | | ||
34 | Обобщающий урок-викторина «Я и мир вокруг» | 1 | | | ||
Итого | | 34 ч. | | |
Оценочный материал
Формы подведения итогов реализации программы
Виды деятельности обучающихся:
игровая
познавательная
Формы организации деятельности
экскурсии
конкурсы
соревнования
настольные, дидактические игры
тематические занятия
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Подведение итогов может осуществляться в следующих формах:
Текущая аттестация - творческие, практические работы, участие в конкурсах, выставках.
Промежуточная аттестация - тестирование.
Промежуточная аттестация:
Тест «Сохраним удивительный мир природы».
1. Что обозначает греческое слово «экос»?1) дом
2) природа
3) погода
2. Что является домом для человечества?
1) планета Земля
2) территория государства
3) территория города
3. Как называется все, что окружает живое существо, и с чем оно связано?
1) окружающая среда
2) окружающий мир
3) окружающая природа
4. Выбери действия человека, которые не являются природоохранными.
1) расчистка пляжей
2) вырубка лесов
3) наблюдение за редкими животными
5. Как называются участки земли, где вся природа находится под строгой охраной?
1) зоопарк
2) музей
3) заповедник
6. Отметь названия птиц, живших в Северной Америке и перелетавших огромными стаями с места на место.
1) дикие утки
2) странствующие голуби
3) лебеди
7. Как называется учёный, изучающий экологию?
1) эколог
2) этнолог
3) биолог
8. Что может произойти в результате аварии нефтеналивного танкера?
1) изменится погода
2) море станет чище
3) произойдёт экологическая катастрофа
9. Какое действие не загрязняет воду?
1) слив сточных вод с фабрик
2) катание на вёсельной лодке по реке
3) мытьё машины на берегу пруда
Начало формы
10. Кто такие браконьеры?
1) Люди которые занимаются законной охотой и рыбалкой.
2) Люди, занимающиеся незаконной охотой и рыбалкой.
3) Люди, помогающие животным.
12. Где нельзя разводить костёр в пожароопасный период?
1) На участках где высохла трава.
2) В яме или рве
3)В металлической бочке.
13. Книга в которую заносят редкие виды флоры и фауны.
1) Книга рекордов Гиннеса
2) Красная книга
3) Энциклопедия.
14. Почему некоторые виды животных и растений заносят в Красную книгу?
1) Потому что они красивые.
2) Их мало осталось на земле.
3) Можно истреблять.
15. Что нужно сделать после отдыха в лесу?
1) Забрать мусор, оставить костёр.
2) Оставить всё так, как есть.
3) Забрать мусор с собой, потушить костёр.
16. В каком случае птенцов можно брать из лесу ?
1) Лежит раненый на земле.
2) Сидит в гнезде.
3) Выпал из гнезда.
17. Где находится самый большой остров мусора?
1) Енисей.
2) Атлантический океан.
3) Тихий океан.