Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир информатики» в 3–4 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лебединская основная школа»
Седельниковского муниципального района Омской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Мир информатики»
Уровень образования (класс) - основное общее образование,
3-4класс
Количество часов –18 часа из расчета 0,5 ч в неделю
Учитель – Белохвостова Виктория Александровна
д. Лебединка
Пояснительная записка
Одним из важнейших изобретений человечества является компьютер. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не познав подлинных возможностей компьютера. Чаще всего дети играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, просматривают множество бесполезной информации. Таким образом, бесконтрольное время препровождение детей за компьютером способствует искажению представления учащихся об «информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве получения этой информации. В результате компьютер остается для них нереализованным источником знаний. Возникает потребность усилить воздействие компьютера как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, а также важного инструмента для реализации своего творческого потенциала.
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа разработана на основании документов:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов, рассчитана на 18 часов( 0,5 ч. в неделю)
Цель программы: формирование основ информационно-коммуникационной компетентности учащихся начальных классов.
Задачи программы:
Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс).
Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.
Дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
Научить учащихся работать с программами WORD, POWER POINT.
Научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее.
Углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
Формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Направленность программы «Мир информатики» – общеинтеллектуальная, духовно-нравственная, общекультурная.
Виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
социальная деятельность;
практическая деятельность;
творческая деятельность.
Формы организации деятельности:
демонстрация- объяснение;
беседа
экскурсия
сюжетно-ролевые игры
акции
практикумы
исследования
В программе предусмотрено сотрудничество с классными руководителями, библиотекой, родителями, педагогами, учащимися.
Так, как программа рассчитана для учащихся 3-4 классов, она предполагает собой совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение общих для всех, так и частных, это позволяет:
актуализировать ранее изученный материал;
организовывать опережающего обучения (младшие группы стараются перенять опыт детей старших групп;
взаимодействие детей разного возраста;
конкретный образец поведения с одной стороны и подражание этому поведению с другой.
При этом:
- совершенствуются навыки познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
- формируются такие современные компетентности как:
умение приобретать знания из разных источников;
умение планировать и координировать индивидуальную работу и совместную деятельность в группе, применять знания в быту;
умение и навыки общения, изложения своих мыслей, сотрудничества, установки контактов, нахождения компромиссов и др.
что определяет качество современного образования.
Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
чувство ответственности за выполнение работы
умение довести дело до конца
внимательность, наблюдательность
умение ориентироваться в постоянно меняющихся условиях для работы
чувство уважение к чужому труду
эстетические качества при оформлении документов и презентации
Метапредметные:
научатся составлять план своих действий, четко следовать ему
выделять и анализировать информацию из различных источников
координировать свои действия на компьютере
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные:
правила техники безопасности;
основные устройства ПК;
правила работы за компьютером;
виды информации и действия с ней;
назначение и возможности графического редактора Paint;
возможности текстового редактора Microsoft Office Word;
возможности редактора Microsoft Office Power Point;
назначение и работу программы Power Point;
понятия локальных и глобальных сетей;
основы Интернет;
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
включить, выключить компьютер;
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
свободно набирать информацию на русском и английском регистре;
запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
работать с программами Paint, Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point;
создавать презентацию, используя все возможности Microsoft Office Power Point;
составлять и защищать творческие мини-проекты.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Программы – Microsoft Windows (Paint, Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point).
Технические средства — мультимедийный проектор; компьютеры; CD-диски, Интернет.
Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10–15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятиях курса по данной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение 1 ч
Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютере. Игра.
Информация вокруг нас - 1 ч.
Что такое информация. Виды информации. Способы передачи информации. Хранение информации. Обработка информации. Кодирование.
Что мы знаем о компьютере – 2 ч.
Что такое компьютер. Устройства ввода и вывода информации. Операционная система. Файлы и папки.
Word. Работа с текстом – 6 ч.
Знакомство с программой Word. Перемещение, копирование, удаление, изменение размеров, вставка надписи, ставка рисунков, объектов и их редактирование. Вставка формул. Гиперссылки.
Интернет. Виртуальный мир — 2 ч.
Интернет. Поиск информации в Интернете
Знакомство с программой Microsoft Power Point – 3ч.
Изучается приложение PowerPoint. Как запустить PowerPoint. Как создать первый пустой слайд. Какие панели инструментов должны быть на экране. Какими свойствами обладают объекты PowerPoint. Создание презентации. Создание презентации состоящей нескольких слайдов. Работа со слайдами. Операции со слайдами
Форматирование текста и размещение графики – 1ч.
Вставка графических объектов. Поиск информации. Вставка картинок. Вставка диаграмм, создание диаграмм. Вставка таблиц из WORD. Создание объектов WordArt и оформление слайдов при помощи этих объектов. Рациональное размещение текстовых блоков на слайде. Вставка встроенных в программу графических изображении. Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты анимации для объектов презентации. Настройка анимации.
Проектная деятельность —2ч.
Самостоятельная творческая работа учащихся над индивидуальным проектом «Моя презентация». Создание собственной презентации. Защита проектов.
Тематическое планирование внеурочной деятельности
№ п/п |
Название темы |
Кол –во часов |
|
1 |
Техника безопасности и охрана труда при работе на ПК. Соблюдение норм личной гигиены. Человек и информация. Действия с информацией. Экскурсия. |
1 |
|
Информация вокруг нас – 1 ч. |
|||
2 |
Передача информации. Кодирование информации. Игра. Хранение информации. Обработка информации. |
1 |
|
Что мы знаем о компьютере- 2 ч. |
|||
3 |
Что такое компьютер. Системный блок. Мышь. Монитор Периферийные устройства. Клавиатура. Электронные носители информации. Практическая деятельность. Игра. |
1 |
|
4 |
Правила работы на компьютере. Включаем компьютер. Рабочий стол. Включаем и выключаем компьютер. Учимся создавать папки. Сохраняем файлы. Удаляем файлы. |
1 |
|
Word. Работа с текстом – 6 ч. |
|||
5 |
MS Word. Запуск и выход. Состав окна. Ввод и редактирование текста. |
1 |
|
6 |
Форматирование документа. Выравнивание текста и форматирование шрифта. |
1 |
|
7 |
Шрифтовое выделение символов, текста, выравнивание. |
1 |
|
8 |
Вставка графических объектов в документ. Рисование в Word. |
1 |
|
9 |
Создание таблиц. Способы создания и изменение таблицы. |
1 |
|
10 |
Оформление титульного листа (объекты WordArt). |
1 |
|
Интернет. Виртуальный мир – 2 ч. |
|||
11 |
Что такое интернет. Заходим в Интернет. Практическая деятельность |
1 |
|
12 |
Поиск в Интернете. Мини –проект «Интересный интернет» |
1 |
|
Знакомство с программой Microsoft Power Point — 3 ч. |
|||
13 |
Что такое презентация. Приложение PowerPoint. Основные элементы интерфейса программы PowerPoint. |
1 |
|
14 |
Панели инструментов: стандартная, форматирование, рисование.Панели инструментов PowerPoint. Создание простой презентации на основе шаблона. |
1 |
|
15 |
Создаем титульную страницу. Выбираем тип слайда. Работа со слайдами. Операции со слайдами. |
1 |
|
Форматирование текста и размещение информации – 1 ч. |
|||
16 |
Вставка графических объектов. Вставка картинок. Вставка диаграмм, создание диаграмм. Вставка таблиц из WORD. |
1 |
|
Проектная деятельность - 2 ч. |
|||
17 |
Итоговый ПРОЕКТ «Моя презентация» |
1 |
|
18 |
Защита проектов |
1 |
|
ИТОГО |
18 часов |
Оценка результатов деятельности:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Умение самостоятельно осуществлять творческие проекты.
Создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно-воспитательном процессе.
Формы контроля
Оценка достигнутых результатов (личностных и метопредметных) осуществляется с помощью пакета диагностических методик и критериев, а также через наблюдение Все результаты заносятся в таблицы фиксации результатов с последующим количественным и качественным анализами.