12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ксения435
Выпускница РГПУ имени Герцена, факультет коррекционной педагогики (2012 год).
Россия, Кудрово
2

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социально-бытовая ориентировка», 1 класс. Вид программы: АОП для учащихся с расстройствами аутистического спектра

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

Цель:  

подготовка обучающихся, воспитанников с расстройствами аутистического спектра к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в мир производственных, деловых, человеческих отношений.

Задачи:

развитие предметно-практических навыков, бытовой и трудовой деятельности

формирование у обучающегося знаний и умений, способствующих социальной адаптации в обществе, безопасного поведения в социуме, в природе;

развитие коммуникативных качеств;

повышение общего уровня развития обучающегося, расширение его кругозора;

воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности,  терпения, усидчивости.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.

Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».

Основной целью является формирование у обучающихся первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.

В ходе реализации программы по социально - бытовой ориентировке решаются следующие взаимосвязные задачи:

- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

- формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира в ходе специально организованной практической социально – бытовой деятельности;

- развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности, способствующих социальной адаптации.

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.


 

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Место коррекционного курса в учебном плане: 66 часов в год ,2 часа в неделю,33 учебные недели.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

всестороннее развитие личности;

социальная адаптация.

В курс входят разделы:

предметы и явления окружающего мира,

развитие жизненных компетенций,

социальная адаптация (представление о предметах и явлениях окружающего мира, уход и гигиена, уход за одеждой, за обувью, уход за жилищем.

Межпредметные связи с такими предметами, как «Мир природы и человека», «Речевая практика».


 

5.Личностные и предметные результаты изучения курса.

Минимальный уровень:

иметь представления о назначении объектов изучения;

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения

владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.)

иметь представления об уходе за одеждой и обувью

иметь представления об Улице и ее частях

иметь представления о видах жилых помещений в городе

применять элементарные практические навыки с помощью учителя

Достаточный уровень:

участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

участвовать в практической деятельности,

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

- включение в общеполезную социальную деятельность;

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные учебные действия:

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

6. Содержание учебного предмета.

1.Культура поведения (10 часов)

учить здороваться и прощаться со взрослыми

употребление слов, выражающих просьбу, благодарность

оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы

соблюдение правил культурного поведения на улице, дома (вытирать при входе ноги, соблюдать аккуратность в туалете, умывальной комнате)

 

2. Личная гигиена (24 часа)

уход за руками, ногами, зубами, ушами, глазами

самостоятельное мытье лица и рук, правильное пользование мылом

соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде.

3. Уход за одеждой и обувью (16 часов)

различать и называть предметы одежды и обуви

навыки одевания и обувания под контролем педагога

следить за своим внешним видом:заправлять рубашку в брюки, застегивать все пуговицы, натягивать носки и колготки

различать обувь для правой и левой ноги * шнуровать ботинки и развязывать шнурки.

4. Улица и жилище (16 часов)

знание крупных объектов, расположенных вблизи школы

элементарные правила дорожного движения и поведения пешехода

светофор, пешеходный переход

адрес

помещения квартиры, умение называть их.

назначение основных помещений в квартире

дидактические игры

8.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

Необходимым условием реализации рабочей программы по курсу «Формирование коммуникативного поведения» является создание развивающей предметно-пространственной среды:

Направления коррекционно-развивающей работы Развивающая предметно-пространственная среда

Коммуникация Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой

Мыслительные операции Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори

Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты

Пространственные представления Схемы, модели, предметные и сюжетные картины

Временные представления Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации

Конструктивный праксис Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование – оригами

Развитие общей и ручной моторики Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


 

№№

п.п.

Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата

планиеуемая

Дата

коррекции

Тип занятия

Виды деятельности

Средства обучения

 

I четверть ( 16 часов)

 

1 раздел. Культура поведения

1

Школа хороших манер.

1

4.09

4.09

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

Предметные картинки, план-схемы.

2

Что такое хорошо и что такое плохо?

1

5.09

5.09

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

Сюжетные картинки, карточки с заданиями

3

Вежливые слова

1

11.09

12.09

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

Сюжетные картинки, пальчиковые куклы

4

Что нужно сказать?

1

 

18.09

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

Презентация на тему

5

Поведение при встрече и расставании

1

 

19.09

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

Сюжетные картинки, карточки с заданиями

6

Правила хорошего тона

1

 

25.09

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

Сюжетные картинки, карточки с заданиями

7

Правила поведения на улице

1

 

26.09

Урок открытия новых знаний

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

8

Экскурсия на детскую площадку.

1

   

Практическое занятие

Активное участие в ситуации. Применение полученных знаний на практике.

 

9

Поведение в гостях.

1

   

Урок открытия новых знаний

Активное участие в ситуации.

Сюжетные картинки, карточки с заданиями

 

2 раздел. Личная гигиена

10

Чистюля – грязнуля

1

   

Урок - игра

Совместно с учителем разучивать правила поведения

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

11

Зачем умываться?

1

   

Урок-игра

Активное участие в ситуациях.

Мультфильм о гигиене, сюжетные картинки, карточки с заданием

12

Предметы личной гигиены

1

   

Урок методологической

направленности

Совместно с учителем разучивать правила поведения

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

13

Зачем это нужно?

1

   

Урок-повторение

Активное участие в ситуациях.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

14

«Чистые руки»

1

   

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

 

 

II четверть ( 16 часов)

15

Средства ухода за ногтями пальцев рук. Уход за ногтями пальцев рук

1

   

Практическое занятие

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

16

Грызть нельзя!

1

   

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

17

Средства для ухода за ногами.

1

   

Урок открытия новых знаний

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

18

Средства ухода за ногтями пальцев ног

1

   

Урок открытия новых знаний

Активное участие в ситуации

План-схема,

Сюжетные и предметные

Картинки

Презентация по теме

19

Уход за ногтями пальцев ног

1

   

Практическое занятие

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

20

Наши ножки.

1

   

Обобщающий урок

Активное участие в ситуации

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

21

Средства ухода за зубами. Необходимость и периодичность чистки зубов.

1

   

Урок открытия новых знаний

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

22

Когда болят зубы

1

   

Урок открытия новых знаний

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

23

Средства ухода за ушами. Необходимость и периодичность чистки ушей

1

   

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

24

Когда болят уши

1

   

Урок открытия новых знаний

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

25

Бережём зрение. Гигиена зрения

1

   

Практическое занятие

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

26

Гимнастика для глаз

1

   

Практическое занятие

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

27

Гигиена чтения и просмотра телевизионных передач. «Уход за глазами»

1

   

Практическое занятие

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

28

Когда болят глаза

1

   

Урок-открытие новых знаний

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

29

Обобщающий урок

1

   

Практическое занятие

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

 

III четверть ( 18 часов)

30

«Путешествие в страну Гигиены»

1

   

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

 

3 раздел. Уход за одеждой и обувью

31

Обувь и её значение.

1

   

Урок - игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

32

Подбор обуви.

1

   

Практическое занятие

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

33

Надевание обуви и шнуровка

1

   

Урок общеметодологической направленности

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

34

Размеры обуви

1

   

Урок-открытие новых знаний

Активное участие в ситуации

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

35

Уход заразличного вида обувью

1

   

Урок общеметодологической направленности

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

36

Обобщающий урок

1

   

Практическое занятие

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

37

Одежда и её значение

1

   

Урок общеметодологической направленности

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

38

Одежда и времена года

1

   

Урок-открытие новых знаний

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

39

Способы расстегивания и застёгивания одежды

1

   

Урок общеметодологической направленности

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

40

Зачем нужна вешалка?

1

   

Урок-открытие новых знаний

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

41

Складывание одежды

1

   

Инсценировка

Активное участие в ситуации

План-схема,

Сюжетные и предметные

Картинки

Мультфильм по теме урока

42

Почему одежда рвется?

1

   

Урок-открытие новых знаний

Активное участие в ситуации

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

43

Подбор одежды и головных уборов

1

   

Урок общеметодологической направленности

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

44

Повседневный уход за одеждой

1

   

Урок-открытие новых знаний

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

45

Обобщающий урок.

1

   

Урок общеметодологической направленности

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

 

IV четверть ( 16 часов)

 

4 раздел. Улица и жилище

46

Транспорт.

1

   

Урок общеметодологической направленности

Совместно с учителем разучивать формулы

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

47

Виды транспорта

1

   

Урок-открытие новых знаний

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

48

Поведение в транспорте

1

   

Урок смешанного типа

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

49

Нужно ли уступать место?

1

   

Инсценировка

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

Картинки.

Пальчиковые куклы

50

Дидактическая игра «Трамвай»

1

   

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

Картинки, презентация по теме урока

51

Дидактическая игра «Метро»

1

   

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

Картинки

Презентация по теме урока

52

Дидактическая игра «Пассажиры»

1

   

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

53

Обобщающий урок

1

   

Урок общеметодологической направленности

Повторение пройденного материала

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

54

Жилое помещение (квартира, комната)

1

   

Урок общеметодологической направленности

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

55

«Адрес моего места жительства».

1

   

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

56

Обстановка квартиры.

1

   

Урок общеметодологической направленности

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

57

Мебель.

1

   

Урок смешанного типа

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

58

Рабочий ученический уголок.

1

   

Урок общеметодологической направленности

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

59

Если в доме есть животные

1

   

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

60

Уборка помещения

1

   

Инсценировка

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

61

Кухня и кухонные приборы

1

   

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

62

Как поливать цветы

1

   

Инсценировка

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

63

Безопасность в доме

1

   

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

64

Спички детям не игрушки

1

   

Урок-открытие новых знаний

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

65

Правила поведения в лифте

1

   

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

66

Обобщающий урок

1

   

Урок общеметодологической направленности

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

 

Лист Коррекции


 

Дата

Внесённые изменения

Примечания

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.