Рабочая программа духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 классов «Азбука нравственности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
397505, Воронежская область, г. Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71
тел.: (47361) 2-83-30, 2-83-31, эл. адрес: but-school@mail.ru
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________ Кочура А.В.
подпись Ф.И.О.
_________________ 2017 года
Утверждено
Приказом директора школы
______________ Штельцер И.Е.
подпись Ф.И.О.
№ _______ от __________2017 г.
Рабочая программа
духовно-нравственному направлению
для обучающихся 1 классов
Азбука нравственности
Руководитель
Кудинова А.Г.
Социальный педагог
2017-2018 учебный год
Аннотация к рабочей программе объединения «Азбука нравственности»
Необходимость специальных уроков нравственности, на которых ребенок сможет постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках, получив для этого необходимый минимум нравственных представлений и понятий, очевидна.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества». «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося».
Программа курса «Азбука нравственности» разработана для учителей, участвующих в опытно-экспериментальной работе по нравственному развитию школьников, и способствует созданию целостной системы этого нравственного развития. Она предусматривает формирование у младших школьников нравственных первоначальных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми простых правил нравственности, а также создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, их осознанию и закреплению. Ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений детей, взаимной помощи, добрых чувств к людям, гуманных поступков, уважения и любви к семье, Родине.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятом в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем, чтобы идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами. Актуальность программы определена еще и тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Программа «Азбука нравственности» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа «Азбука нравственности» направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
1.Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2.Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3.Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4.Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Содержание программы.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Работа по духовно-нравственному направлению должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Занятия кружка «Азбука нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях кружка нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это разъяснение, объяснение и обучение. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций. В большинстве своем они содержат элементы тренинга.
Воспитательный процесс на занятии строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Поведенческие ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.
На занятиях происходит постоянное общение учителя и ученика, через это формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.
В процессе этических бесед ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами подходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждают своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т.е. идти от морального понятия проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.
Особенностью проведения этических бесед в начальных классах является и то, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общ - ной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Основное содержание занятия |
Количество часов |
Формы и методы работы |
Вид деятельности |
Виды контроля |
Приме чание |
Раздел № 1 Правила поведения в школе |
6 |
||||||
1. |
Правила поведения на уроке и на перемене. |
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Правила поведения во время урока и во время перемены для учащихся. Нормы этикета. Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. |
1 |
Беседа. Решение задач по культуре поведения. |
Познавательная, проблемно-ценностное общение |
Опрос |
|
2. |
Правила поведения в общественных местах. |
Правила поведения в кинотеатре, больнице, в общественном транспорте. Основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». |
1 |
Работа с картинками. Сценки-миниатюры Беседа. Решение задач по культуре по ведения. |
Познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Следование алгоритму |
|
3. |
Правила поведения в гардеробе. |
Правила поведения и нормы этикета в гардеробе. Помощь и забота по отношению к маленьким |
1 |
Работа с картинками, практическое занятие в гардеробе |
Проблемно-ценностное общение. |
Практическая работа |
|
4. |
Правила поведения в столовой. |
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа. Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. |
1 |
Практическое занятие за столом. |
Творческая, познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Практическая работа |
|
5. |
Правила поведения в библиотеке. |
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. |
1 |
Практическое занятие |
Познавательная |
Практическая работа |
|
6. |
Правила поведения в школьном дворе. |
Правила поведения и нормы этикета во время игр, общения со сверстниками. Правила для всех.
|
1 |
Слушание сказок и их обсуждение |
Проблемно-ценностное общение. |
Выполнение рисунка |
|
Раздел № 2 О добром отношении к людям |
10 |
||||||
7. |
Что такое «добро и зло». |
Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. От улыбки станет всем светлей. |
1 |
Рассказ. Этическая беседа. Игра. Просмотр мультфильма. |
Игровая, проблемно-ценностное общение. |
Выполнение по образцу |
|
8. |
Что такое «добро и зло». |
Добро и зло в отношениях между людьми. Игра «Волшебный цветик - семицветик». |
1 |
Ролевая игра |
Игровая |
Опрос |
|
9. |
«Ежели вы вежливы». |
Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк». |
1 |
Путешествие в сказку |
Познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Опрос |
|
10. |
«Ежели вы вежливы». |
Создание «дерева вежливости» |
1 |
Коллективная творческая работа |
Игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Фронтальный контроль |
|
11. |
О любви ко всему живому. |
Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи к животным. Русские традиции отношения к старшим. Помощь и забота по отношению к маленьким. Беседа «Кошка в вашем доме», составление правил ухода за кошками |
1 |
Разыгрывание ситуаций |
Проблемно-ценностное общение. |
Творческая работа |
|
12. |
Добрые и не добрые дела. |
Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила |
1 |
Этическая беседа. Ролевые игры. Работа с изречениями. |
Проблемно-ценностное общение. |
Выполнение по образцу |
|
13. |
Ты и твои родители. |
Беседа о понятии «семья», тренинг «Рисунок семьи» |
1 |
Тренинг |
Проблемно-ценностное общение |
Творческая работа |
|
14. |
Ты и твои друзья. |
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь |
1 |
Ролевые игры. Анализ проблемных ситуаций |
Игровая, проблемно-ценностное общение |
Фронтальный контроль |
|
15. |
Помни о других – ты не один на свете. |
Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик - семицветик». |
1 |
Слушание рассказа и его обсуждение. Составление плана практической помощи. |
Познавательная. Проблемно-ценностное общение |
Творческая работа |
|
16. |
Помни о других – ты не один на свете. |
Чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Мешок яблок» (просмотр мультфильма) |
1 |
Слушание и анализ сказки |
Познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Фронтальный контроль |
|
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым |
7 |
||||||
17. |
«Ученье-Свет, а не ученье - тьма». |
Беседа о том, какого человека можно назвать культурным - образованного или нет. Обсуждение пословиц об учебе. |
1 |
Этическая беседа. |
Проблемно-ценностное общение |
Опрос |
|
18. |
«Как быть прилежным и старательным». |
Что отличает прилежного и старательного человек, всегда ли нужны эти качества, обсуждение «как я соблюдаю режим дня» |
1 |
Этическая беседа, ролевая игра |
Игровая, проблемно-ценностное общение. |
Фронтальный контроль |
|
19. |
«Как быть прилежным и старательным». |
Обсуждение путей решения лени. Чтение стихотворения «Рассеянный с улицы Бассеенной», обсуждение. |
1 |
Слушание стихотворения и его обсуждение. Ролевая игра. |
Игровая. |
Фронтальный контроль |
|
20. |
Наш труд в классе. |
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. |
1 |
Работа с картинками. Сценки-миниатюры |
Проблемно-ценностное общение, игровая. |
Следование алгоритму |
|
21. |
Наш труд в классе. |
Просмотр отрывка из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве». Обсуждение. Уборка классной комнаты. |
1 |
Практическая работа |
Познавательная, игровая. |
Практическая работа |
|
22. |
Мой труд каждый день дома. |
Трудовые обязанности дома. |
1 |
Этическая беседа |
Проблемно-ценностное общение |
Опрос |
|
23. |
Мой труд каждый день дома. |
Практическое занятие «Чем я могу помочь маме?» |
1 |
Практическое занятие |
Проблемно-ценностное общение |
Практическая работа |
|
Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности. |
5 |
||||||
24. |
Культура внешнего вида. |
Демонстрационный материал по теме «Внешний вид человека». Беседа-обсуждение |
1 |
Работа с тематическими картинками |
Проблемно-ценностное общение |
Рисунок |
|
25. |
Культура внешнего вида. |
Работа с пословицами , разыгрывание мини-сценок на тему «По одежке встречают» |
1 |
Инсценирование. Решение педагогических задач. |
Игровая, познавательная. |
Творческая работа |
|
26. |
Каждой вещи своё место. |
Наш дом. Что он может рассказать о нас. Должен ли быть культурный человек аккуратным не только в одежде, но и следить за порядком в доме. |
1 |
Рассмотрение различных ситуаций. |
Проблемно-ценностное общение |
Опрос |
|
27. |
Каждой вещи своё место. |
Наведение порядка в комнате. Игра-соревнование «Собери портфель» |
1 |
Практическое занятие |
Игровая. |
Практическая работа |
|
28. |
Умейте ценить своё и чужое время. |
Пунктуальность - что это такое? Это хорошо или плохо? Рассмотрение различных ситуаций. Составление распорядка дня |
1 |
Этическая беседа, планирование своего времени. |
Проблемно-ценностное общение |
Опрос |
|
Раздел №5 Правила поведения на улице и дома. |
2 |
||||||
29. |
Как вести себя на улице и дома. |
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа. |
1 |
Этическая беседа и практические ситуации |
Проблемно-ценностное общение |
Опрос |
|
30. |
Как вести себя на улице и дома. |
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. |
1 |
Этическая беседа |
Проблемно-ценностное общение |
Опрос |
|
Раздел №6 Школьный этикет. |
3 |
||||||
31. |
Как приветствовать людей и знакомиться с ними. |
Общепринятые нормы поведения при знакомстве и приветствии взрослых, сверстников, друзей, лиц противоположного пола, пожилых людей |
1 |
Этическая беседа |
Познавательная |
Творческая работа |
|
32. |
Как приветствовать людей и знакомиться с ними. |
Инсценированные сказок «Лиса и журавль», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса» |
1 |
Практическое занятие |
Игровая |
Практическая работа |
|
33. |
Чему нас научили уроки нравственности? |
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей |
1 |
Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра |
Игровая |
Фронтальный контроль |
Календарно-тематическое планирование
1 класс – 33 ч.
№п/п |
Дата |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Кол-во часов. |
|||||
План |
Факт |
Теория. |
Практика. |
||||||
Раздел № 1 Правила поведения в школе. 6 часов |
|||||||||
1 |
Правила поведения на уроке и на перемене. |
Участие и в выработке и обсуждении правил поведения на уроке и на перемене. Повторение правил поведения в школе. Работа в командах. Презентация о правилах поведения в школе. |
0,5 |
0,5 |
|||||
2 |
Правила поведения в общественных местах. |
Участие в разработке правил поведения в общественных местах. |
1 |
||||||
3 |
Правила поведения в гардеробе. |
Участие в разработке правилами поведения в гардеробе. |
0,5 |
0,5 |
|||||
4 |
Правила поведения в столовой. |
Участие в разработке правил поведения в столовой. |
0,5 |
0,5 |
|||||
5 |
Правила поведения в библиотеке. |
Участие в Ролевой игре «В гостях у книжек». Экскурсия в школьную библиотеку. |
0,5 |
0,5 |
|||||
6 |
Правила поведения на школьном дворе. |
Участие в коллективных играх на школьном дворе: «Дружно в школе живёт детвора, вместе работа и вместе игра». |
0,5 |
0,5 |
|||||
Раздел № 2 О добром отношении к людям. 10 часов |
|||||||||
7 |
Что такое «добро и зло». |
Рассмотрение ситуаций, заслушивание пословиц, просмотр мультфильма |
1 |
||||||
8 |
Что такое «добро и зло». |
Ролевая игра |
1 |
||||||
9 |
«Ежели вы вежливы». |
Умение заботиться друг о друге, сопереживать, развитие чувства эмпатии. Чтение сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк». |
1 |
||||||
10 |
«Волшебные (добрые) слова» |
Коллективная работа над созданием «дерева вежливости» |
1 |
||||||
11 |
О любви ко всему живому |
Информация для размышления «Кошка в нашем доме». Викторина о кошках. |
1 |
||||||
12 |
О любви ко всему живому |
Беседа об уважении. Разыгрывание сценок |
1 |
||||||
13 |
Ты и твои родители |
Участие в беседе о понятии «семья». |
1 |
||||||
14 |
Ты и твои друзья |
Беседа, игра. |
1 |
||||||
15 |
Помни о других – ты не один на свете. |
Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик - семицветик». |
1 |
||||||
16 |
Помни о других – ты не один на свете. |
Чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Мешок яблок» (просмотр мультфильма) |
1 |
||||||
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым. 7 часов |
|||||||||
17 |
«Ученье-Свет, а неученье - тьма». |
Этическая беседа. |
1 |
||||||
18 |
«Как быть прилежным и старательным». |
Обсуждение «Как я соблюдаю режим дня» |
1 |
||||||
19 |
«Как быть прилежным и старательным». |
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. |
1 |
||||||
20 |
Наш труд в классе. |
Рисование значков |
1 |
||||||
21 |
Наш труд в классе. |
Просмотр отрывка мультфильма «Вовка в тридесятом царстве» и обсуждение |
1 |
||||||
22 |
Мой труд каждый день дома. |
Этическая беседа |
1 |
||||||
23 |
Мой труд каждый день дома. |
Практическое занятие «Чем я могу помочь маме» |
0,5 |
0,5 |
|||||
Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности. 5 часов |
|||||||||
24 |
Культура внешнего вида. |
Беседа-обсуждение |
1 |
||||||
25 |
Культура внешнего вида. |
Инсценированные басни И. Демьянова «Наташа и воротничок» |
1 |
||||||
26 |
Каждой вещи своё место. |
Этическая беседа |
1 |
||||||
27 |
Каждой вещи своё место. |
Участие в игре-соревновании «Собери портфель» |
1 |
||||||
28 |
Умейте ценить своё и чужое время. |
Этическая беседа |
1 |
||||||
Раздел №5 Правила поведения на улице и дома - 2 часа |
|||||||||
29 |
Как вести себя на улице и дома. |
Этическая беседа |
1 |
||||||
30 |
Как вести себя на улице и дома. |
Этическая беседа |
1 |
||||||
Раздел №6 Школьный этикет - 3 часа |
|||||||||
31 |
Как приветствовать людей и знакомиться с ними. |
Умение вести вежливый разговор, употреблять вежливые слова. Обсуждение правил вежливости. |
1 |
||||||
32 |
Как приветствовать людей и знакомиться с ними. |
Разыгрывание мини-сказок |
1 |
||||||
33 |
Чему нас научили уроки нравственности? |
Этическая беседа, игра |
0,5 |
0,5 |
|||||
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.