12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила Михайловна Суворова29
2

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу предпрофильного обучения "Различные методы решения физических задач"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по курсу предпрофильного обучения


Различные методы решения физических задач”

9 класс


Суворова Людмила Михайловна


Пояснительная записка


Программа курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый уровень).

Программа рассчитана на 64 часа (2 часа в неделю).


Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.


Цель курса: подготовить учащихся к ОГЭ с опорой на знания и умения, приобретенные при изучении физики в 7 - 9 классах; углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению.


Задачи курса:

формирование навыков в использовании общих законов материального мира для решения конкретных задач, имеющих практическое и познавательное значение;

реализация умения применять полученные знания по математике при решении физических задач;

углубление знаний обучающихся по темам курса физики основной школы;

развитие логического мышления и монологической речи учащихся;

стимулирование процесса творческого поиска и развитие способности учащихся к исследовательской деятельности;

стимулирование познавательной активности учащихся в изучении физики;

развитие навыков работы с дополнительной учебной, научно-популярной литературой.


Программа направлена на формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:

Учебно-познавательные компетенции:

- сформулировать цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; - организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; - обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы; - выступать устно и письменно о результатах своего исследования.

Информационные компетенции:

- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; - самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; - ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.

Коммуникативные компетенции:

- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; - владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.


Целесообразно выделить следующие этапы обучения процессу решения задачи и ее оформления:

тренинг использования отдельных формул, единиц измерения, вычислений, округлений;

построение чертежа, схемы, расстановка векторов, построение графиков и другие графические процедуры на основе текста задачи;

запись системы уравнений на основе готового чертежа;

проверка умения получать ответ в алгебраическом виде.


По каждой теме проводятся лабораторные работы. Особое внимание уделено обработке результатов измерений:

общим правилам вычисления абсолютных и относительных погрешностей;

округлению погрешностей и результатов измерений;

сравнению результатов лабораторной работы с табличным значением;

сравнению двух однородных физических величин с учетом погрешностей измерения;

записи результата измерений с учетом абсолютной погрешности.


Ведущие методы – проблемно-поисковые и исследовательские, стимулирующие познавательную активность обучающихся.


Содержание

Раздел I. Физическая задача. Классификация задач (3 ч)

Физическая задача (состав, физическая теория, значение)

Классификация физических задач

Способы оставления физических задач

Раздел II. Правила и приемы решения физических задач (3 ч)

Общие требования при решении физических задач

Различные приемы и способы решения физических задач

Типичные недостатки при решении и оформлении физических задач

Раздел III. Кинематика (4 ч)

Координатный метод решения задач по механике. Метод проекций

Методы измерения скорости движения тел. Оценка погрешностей при косвенных измерениях. Средняя скорость

Свободное падение. Построение и чтение графиков законов движения

Относительность движения. Классический закон сложения скоростей. Кинематика вращательного движения

Раздел IV. Динамика и статика (6 ч)

Инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. Прямая и обратная задачи механики

Закон всемирного тяготения. Определение масс небесных тел. Искусственные спутники Земли

Силы в механике. Границы применимости

Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил

Решение задач на движение системы взаимодействующих тел

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем

Раздел V. Законы сохранения (4 ч)

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение

Решение задач на определение работы и мощности

Решение задач на сохранение и превращение энергии

Решение задач несколькими способами

Раздел VI. Колебания и волны (3 ч)

Механические колебания в природе

Гармонические колебания

Механические волны. Звук

Раздел VII. Молекулярная физика (6 ч)

Решение качественных задач на основные положения МКТ. Внутренняя энергия и способы ее изменения

Тепловые явления: сгорание топлива, нагрев, охлаждение, фазовые переходы

Решение задач на уравнение теплового баланса

Решение задач на определение характеристик влажности воздуха

Комбинированные задачи на Первый закон термодинамики

Решение задач на тепловые двигатели. КПД

Раздел VIII. Законы постоянного тока (6 ч)

Основные характеристики электрических цепей. Решение задач

Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление

Законы последовательного и параллельного соединения

Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей

Решение задач разных типов на описание электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для участка цепи, законов последовательного и параллельного соединения

Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца

Раздел IX. Электромагнитные взаимодействия (3 ч)

Взаимодействие магнитов. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током

Электромагнитная индукция. Опыт Фарадея

Электромагнитные колебания и волны. Шкала электромагнитных волн

Раздел X. Оптические явления (4 ч)

Законы геометрической оптики. Построение изображения в плоском зеркале

Ход лучей в призме. Дисперсия света

Линзы. Построение изображения в линзах

Глаз как оптическая система. Оптические приборы

Раздел XI. Квантовые явления (2 ч)

Радиоактивность. Опыты Резерфорда

Состав атомного ядра. Ядерные реакции

Раздел XII. Подготовка к ОГЭ (20 ч)

Решение типовых вариантов заданий



После изучения курса учащиеся должны:

понимать физический смысл моделей, понятий, величин;

объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание, проявление явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни;

применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне;

применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне;

анализировать результаты экспериментальных исследований;

указывать границы (область, условия) применимости научных моделей, законов и теорий;

анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий, и, используя их, проводить расчеты;

решать задачи различного уровня сложности.



Учебно-методический комплект:

Генденштейн, Л.Э. Физика. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников; под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена. - М.: Мнемозина, 2012.

Генденштейн, Л.Э. Физика. 9 класс [Текст]: задачник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат; под ред. Л.Э. Генденштейна. - М.: Мнемозина, 2012.

Кирик Л.А. Физика. 9 класс [Текст]: сб. заданий и самостоятельных работ / Л.А. Кирик, Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик. - М.: Илекса, 2005.

Литература:


Камзеева Е.Е. ОГЭ - 2020. Физика. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. ФИПИ [Текст] / под ред. Камзеевой Е.Е. – М.: Национальное образование, 2019.

Ханнанов Н.К. ОГЭ 2020. Физика: сборник заданий: 800 заданий с ответами [Текст] / Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2019.

Громцева О.И. Тесты по физике. 9 класс [Текст] / О.И. Громцева. – М.: Экзамен, 2011.

Зорин Н.И. ОГЭ 2019. Физика. Тематические тренировочные задания [Текст] / Н.И. Зорин. – М.: Эксмо, 2018.

Кирик, Л.А. Самостоятельные и контрольные работы [Текст] / Л.А. Кирик. - М.: Илекса, 2007.

Марон, А.Е. Физика [Текст]: дидактические материалы для 7, 8, 9 классов / А.Е. Марон. - М.: Дрофа, 2006.

Электронные ресурсы:

www. uroki/ru,

www. edios/ru.


5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.