Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (6 класс)

14
0
Материал опубликован 5 November 2016

Управление образования Советского района города Красноярска

МБОУ СШ №147


 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СШ № 147

г. Красноярск

____________ О. В. Журавлева

« ______ » ___________2016 г


 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для 6 класса


 

составила

учитель математики

Рогачёва Татьяна Александровна

 

г. Красноярск

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основой профессиональной деятельностью. Полученные знания могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности, для участия в различных олимпиадах.

Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики, расширит представление о математики как науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.

Чтобы достигнуть успехов, нужно напряженно и достаточно долго тренироваться. Если будет накоплен некоторый « багаж» олимпиадных идей и методов решений, то появится уверенность в своих силах, а со временем придёт и успех.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для достижения эффективности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

 

Данная программа позволяет развивать стремление у учащихся самостоятельно работать, совершенствует навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу. Так же способствует развитию интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Таким образом:

программа позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;

позволяет расширить и углубить знания по математике;

различные формы проведения занятий, способствуют повышению интереса к предмету;

рассмотрение более сложных задач олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления учащихся.


 

Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Цель и задачи программы:

Цель:

развивать математический образ мышления.
Задачи:

углублять и расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

расширять математические знания в области многозначных чисел;

содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;

уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


 

Отличительные особенности программы


Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» изучается в основной школе и предусматривает упражнения, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. У учащихся появляется желание работать не по образцу, проявить самостоятельность, что способствует развитию у них сообразительности и любознательности.

Программа влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы общего образования, в которой предусмотрено духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся.

 

Форма организации:

Кружок для учащихся 6 классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года. Всего – 35 часов.

 

Сроки реализации: 1 год.

 

Общая характеристика программы

Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике.

Большое внимание в программе  уделяется исто­рии математики и рассказам, связанным с математикой. А так же выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных матема­тических свойств), изучению раз­личных арифметических методов решения задач (метод ре­шения «с конца» и др.), выполнению проектных работ.

Уделяется внимание рассмотрению геометрического ма­териала, развитию пространственного воображения. 

Предполагаемые результаты

Реализация программы способствует достижению следующих результатов:

познавательные УУД (владение базовым понятийным аппаратом, владение символьным языком математики, владение навыками устных и письменных вычислений, владение навыками упрощения выражений)

личностные УУД ( умение точно излагать свои мысли, умения самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения, умение работать самостоятельно и в коллективе)

коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, уметь разрешать конфликты, управление поведением партнера- контроль , коррекция , оценка действий партнера)

регулятивные УУД ( учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия)

 

Тематическое планирование

 

п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Задачи, решаемые с конца

1

1

 

2

Числа-великаны и числа-малютки

1

1

 

3

Запись цифр и чисел у других народов

1

1

 

4-5

Занимательные задачи на проценты

2

1

1

6

Математические ребусы

1

0,5

0,5

7-8

Геометрические задачи со спичками

2

0,5

1,5

9-10

Задачи на разрезания и перекраивания фигур

2

 

2

11

Математическая олимпиада

1

 

1

12-13

Простейшие графы

2

2

 

14-15

Упражнения на быстрый счет

2

2

 

16-17

Задачи на взвешивания

2

0,5

1,5

18-20

Логические задачи

3

 

3

21-22

Принцип Дирихле

2

 

2

23

Математическая олимпиада

1

 

1

24-25

Задачи на переливания

2

1

1

26-27

Геометрия в пространстве

2

1

1

28-29

Логический квадрат

2

 

2

30-32

Проекты

3

1

2

33-35

Решения олимпиадных задач

3

1

2


 

Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение образовательного процесса

 

Литература:

Копцева Т.Д. Путешествие в страну Геометрию. 5 класс. Рабочая программа: учебно-метод. Комплект/ - Волгоград: Учитель, 2016.

Летняя математическая школа: теория, задания, математические бои, олимпиады, опыт организации. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова. – Ростов – на – Дону:Легион, 2013.

Фарков А.В. Математические олимпиады . Методика подготовки. 5-8 классы. /- М.: ВАКО, 2016.

Фарков А.В. Обучаемость учащихся математике: проблемы диагностики. 5-11 классы. – М. ВАКО, 2015.

Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия,. 5-6 класс. Учебник. — 15-е изд., стер. — М. : Дрофа, 2013.

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2009.

Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики./ Л.Ф.Тихомирова– Ярославль, Академия развития, 2010.

Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя./ – М.: Издательство «первое сентября», 2011


 

Печатные пособия:

Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения

Карточки с заданиями по математике

Портреты выдающихся деятелей математики

 

Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование:

Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль.

Комплекты планиметрических и стереометрических тел.

Технические средства обучения:

Компьютер

Интерактивная доска

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации