Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (6 класс)
Управление образования Советского района города Красноярска
МБОУ СШ №147
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СШ № 147
г. Красноярск
____________ О. В. Журавлева
« ______ » ___________2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для 6 класса
составила
учитель математики
Рогачёва Татьяна Александровна
г. Красноярск
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основой профессиональной деятельностью. Полученные знания могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности, для участия в различных олимпиадах.
Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики, расширит представление о математики как науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.
Чтобы достигнуть успехов, нужно напряженно и достаточно долго тренироваться. Если будет накоплен некоторый « багаж» олимпиадных идей и методов решений, то появится уверенность в своих силах, а со временем придёт и успех.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для достижения эффективности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Данная программа позволяет развивать стремление у учащихся самостоятельно работать, совершенствует навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу. Так же способствует развитию интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Таким образом:
программа позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
позволяет расширить и углубить знания по математике;
различные формы проведения занятий, способствуют повышению интереса к предмету;
рассмотрение более сложных задач олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления учащихся.
Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Цель и задачи программы:
Цель:
развивать математический образ мышления.
Задачи:
углублять и расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Отличительные особенности программы
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» изучается в основной школе и предусматривает упражнения, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. У учащихся появляется желание работать не по образцу, проявить самостоятельность, что способствует развитию у них сообразительности и любознательности.
Программа влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы общего образования, в которой предусмотрено духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся.
Форма организации:
Кружок для учащихся 6 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года. Всего – 35 часов.
Сроки реализации: 1 год.
Общая характеристика программы
Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике.
Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой. А так же выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ.
Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Предполагаемые результаты
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
познавательные УУД (владение базовым понятийным аппаратом, владение символьным языком математики, владение навыками устных и письменных вычислений, владение навыками упрощения выражений)
личностные УУД ( умение точно излагать свои мысли, умения самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения, умение работать самостоятельно и в коллективе)
коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, уметь разрешать конфликты, управление поведением партнера- контроль , коррекция , оценка действий партнера)
регулятивные УУД ( учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия)
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
||||
всего |
теория |
практика |
||||
1 |
Задачи, решаемые с конца |
1 |
1 |
|||
2 |
Числа-великаны и числа-малютки |
1 |
1 |
|||
3 |
Запись цифр и чисел у других народов |
1 |
1 |
|||
4-5 |
Занимательные задачи на проценты |
2 |
1 |
1 |
||
6 |
Математические ребусы |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
7-8 |
Геометрические задачи со спичками |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
9-10 |
Задачи на разрезания и перекраивания фигур |
2 |
2 |
|||
11 |
Математическая олимпиада |
1 |
1 |
|||
12-13 |
Простейшие графы |
2 |
2 |
|||
14-15 |
Упражнения на быстрый счет |
2 |
2 |
|||
16-17 |
Задачи на взвешивания |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
18-20 |
Логические задачи |
3 |
3 |
|||
21-22 |
Принцип Дирихле |
2 |
2 |
|||
23 |
Математическая олимпиада |
1 |
1 |
|||
24-25 |
Задачи на переливания |
2 |
1 |
1 |
||
26-27 |
Геометрия в пространстве |
2 |
1 |
1 |
||
28-29 |
Логический квадрат |
2 |
2 |
|||
30-32 |
Проекты |
3 |
1 |
2 |
||
33-35 |
Решения олимпиадных задач |
3 |
1 |
2 |
Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
Копцева Т.Д. Путешествие в страну Геометрию. 5 класс. Рабочая программа: учебно-метод. Комплект/ - Волгоград: Учитель, 2016.
Летняя математическая школа: теория, задания, математические бои, олимпиады, опыт организации. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова. – Ростов – на – Дону:Легион, 2013.
Фарков А.В. Математические олимпиады . Методика подготовки. 5-8 классы. /- М.: ВАКО, 2016.
Фарков А.В. Обучаемость учащихся математике: проблемы диагностики. 5-11 классы. – М. ВАКО, 2015.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия,. 5-6 класс. Учебник. — 15-е изд., стер. — М. : Дрофа, 2013.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2009.
Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики./ Л.Ф.Тихомирова– Ярославль, Академия развития, 2010.
Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя./ – М.: Издательство «первое сентября», 2011
Печатные пособия:
Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения
Карточки с заданиями по математике
Портреты выдающихся деятелей математики
Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование:
Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль.
Комплекты планиметрических и стереометрических тел.
Технические средства обучения:
Компьютер
Интерактивная доска