12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оленина Мария Владимировна37

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №8

п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области

имени Воина-интернационалиста С.А. Кафидова














Рабочая программа

внеурочной деятельности

Театр кукол «Рукавичка»

1-2 классы










Разработала Оленина М.В.,

учитель начальных классов







Кинель




Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Внеурочная деятельность по данной программе организуется по направлению: общекультурное.

Детский театр кукол – одна из форм внеурочной работы с детьми в области художественно-эстетического воспитания. Детский театр кукол представляет собой группу ребят, объединённых задачей подготовить спектакль и показать его другим детям.

Актуальность программы определяется тем, что детский театр объединяет детей с различными, часто противоположными интересами и способностями (художественными, техническими, организаторскими, артистическими). Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разностороннего развития способностей. Это, может быть, единственный вид искусства, где ребёнок может научиться и театральному, и изобразительному искусству.

Цель: объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей.

Задачи:

- выявить природные способности ребят, создать условия для проявления и развития способностей;

- формировать зачатки художественного вкуса;

- обогатить опыт и впечатления в области искусства (посещение театров, музеев, чтение книг);

- привить навыки культуры поведения;

- развить коммуникативные навыки, навыки работы в команде.

В содержании рабочей программы внеурочной деятельности осуществляются межпредметные связи с учебными предметами: литературное чтение, технология, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир.

В репертуаре театра "Рукавичка" есть спектакли по мотивам всем известных сказок, новые авторские представления, а также тематические спектакли, в которых обыграны важные темы здорового образа жизни, безопасности.


Формы организации образовательного процесса: викторины, конкурсы, экскурсии в театры и просмотр спектаклей, индивидуальные и групповые этюды, репетиционная работа, творческие показы с последующим обсуждением, художественно-оформительская работа по освоению технологии изготовления кукол, декораций, бутафории.

Срок реализации программы: 2 года (1-2 классы).

Продолжительность занятия: 35 минут.

Программа рассчитана на 33 часа в первом классе, 34 часа – во втором

(1 раз в неделю).

Характеристика условий образовательного учреждения при реализации программы.

Занятия кукольного кружка проводятся в специальном кабинете, где имеется дополнительное помещение для хранения реквизитов.

Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

- куклы (используются перчаточные куклы, начиная с самых простых в управлении);

- театральная ширма;

- декорации к спектаклям;

- компьютер, проектор;

- музыкальная фонотека;

- костюмы, маски, сценический грим, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

- электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства», «Самарский театр кукол»;

- сценарии сказок, пьес, детские книги.

Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.

Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.



Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка».


Личностные результаты:

- знать о правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса и соблюдать их;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде;

- выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности.

Метапредметные результаты:

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- иметь представление о красивой, правильной, четко звучащей речи как средстве полноцен­ного общения, использовать в собственной речи правильные речевые конструкции, выразительность, чёткость произношения.

Предметные результаты:

- знать виды кукол, способы вождения кукол разных видов, особенности сценической речи, изготовления кукол, декораций;

- уметь выступать перед зрителями;

- выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные зна­ния.


Содержание деятельности


Основным принципом работы является сочетание внутри одного занятия различных видов учебно-творческой деятельности и, путём их смены, сохранение у детей остроты восприятия, работоспособности и интереса к занятиям.

Структура учебного занятия.

Интеллектуальная разминка.

Игры, викторины из раздела литературного творчества, сочинительство.

Развивающие игры и актёрские упражнения.

Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии, упражнения по технике речи.

Индивидуальные, парные, групповые и массовые этюды.

Самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Работа над этюдами развивает в детях способность живо отвечать на условия вымысла конкретными действиями.

Группа делится на две части: одна часть работает. Другая является зрителями.

Работа над спектаклем.

Основным занятием для детей, которые занимаются в театре кукол, является работа над спектаклем.

Можно выделить несколько этапов подготовки спектакля:

Выбор пьесы к постановке.

Читка пьесы в коллективе, выявление исполнительских интересов ребят, первоначальное назначение на роли юных актёров. В выборе пьесы принимает участие весь коллектив.

Составление постановочного плана.

Выясняется идея пьесы, определяется замысел будущего спектакля, планировка сцены, оформление спектакля.

Распределение ролей и чтение пьесы по ролям.

Распределяются роли коллективно в результате прослушивания чтения отрывка за столом.

Работа за столом.

Эта работа носит характер обсуждения пьесы, выявляет поведение действующих лиц, затем рассматриваются действия каждого персонажа.

Работа на сцене.

Эта работа ведётся в двух направлениях: общая работа над спектаклем и индивидуальная работа с каждым исполнителем.

Оформление спектакля.

Изготовление кукол, костюмов, декораций, реквизита.

Оформление спектакля заключает в себе три стороны:

- творческую – разработка общего замысла оформления;

- техническую – выполнения всей материальной части оформления;

- музыкальное оформление спектакля.

7) Окончательная отработка спектакля, выстраивание его в единое

композиционное целое.

8) Показ спектакля.

Воспитательные задачи этого этапа:

- умение действовать чётко и слаженно в условиях спектакля;

- воспитание дисциплины показа спектакля;

- воспитывать внимание, самообладание, находчивость, серьёзное

отношение к делу, чувство ответственности, организованность.

На первом году обучения не происходит деления на актёров и оформителей. Группа детей занимается и оформлением спектакля, и разучиванием ролей, и постановкой спектакля.

На втором году обучения меняется форма организации. Процесс постановки спектакля делится на

- исполнительскую деятельность;

- оформительскую работу.

В результате, формируются две группы с самостоятельным составом:

1 группа – художественно-оформительская;

2 группа – театрально-исполнительская.

Группы возникают не стихийно, а на основе склонностей и способностей либо к изобразительно-художественной деятельности, либо в области актёрской игры.
















Учебно-тематический план занятий детского театра кукол

1 год обучения

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Коли-чество часов

Планируемые результаты

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1.

«Занавес открывается»

Вводное занятие

Знакомство с правилами поведения, рассказ о плане работы.

1


знать о правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса


соблюдать правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса


2.

«Уроки театра»

Рассказ о различных театрах, искусстве театра кукол. Знакомство с различными видами кукол. Традиционная игрушка русского народа – Петрушка. Ширма, декорации.

Самым яркими впечатляющим уроком станет посещение театра и просмотр спектакля.

3


знать виды кукол, способы вождения кукол разных видов



3.

Выявление индивидуаль-ных творческих способностей

Проводятся игры-конкурсы актёрского мастерства, в которых дети в живой, непринуждён-ной форме демонстрируют творческие способности.

2

выражать себя в различ-ных видах творчес-кой и игровой деятель-ности




4.

Упражнения на развитие памяти, внимания, воображения, фантазии

Выполнение упражнений перед зеркалом. Упражнения с воображаемыми предметами. Упражнения на импровизацию различных движений.


3

выражать себя в различ-ных видах творчес-кой и игровой деятельности




5.

Индивидуаль-ные и массовые этюды

Этюды – самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Задача этюда – сосредоточить внимание на последователь-ном выполнении какого-либо несложного, но целенаправленного физического действия.

Кукловожде-ние без ширмы. Взаимосвязь действия и слова.

4



правильно взаимодейство-вать с партнерами

уметь планиро-вать свои действия в соответст-вии с поставлен-ной задачей

6.

Работа над культурой и техникой речи

Выразительная речь.

Дыхание, ударение, дикция, голос.

Выразительное чтение.

Рассказывание.

5

Использо-вать в собствен-ной речи правиль-ные речевые конструкции, вырази-тельность, чёткость произно-шения

иметь представле-ние о красивой, правильной, четко звучащей речи как средстве полноцен­ного общения




7.

Индивидуаль-ные занятия по технике речи

Подбираются занятия для каждого ребёнка индивидуально. Занятия помогут обрести уверенность в себе.

3

использовать в собственной речи вырази-тель-ность, чёткость произношения.





8.

Работа над спектаклем

Читка пьесы, распределение ролей, обсуждение постановочно-го плана, идея и тема пьесы, обсуждение характеров персонажей. Пьесы должны быть небольшими по объёму, доступными пониманию.

Конструирова-ние, изготовление, оформление кукол.

Репетиции по эпизодам, монтировочные репетиции,

генеральная репетиция.

10

выражать себя в доступ-ных видах творчест-ва, игре и использо-вать накопленные зна­ния

знать и использовать способы вождения кукол, особенности сценической речи, изготовления кукол, декораций

правильно взаимодейство-вать с партнерами по команде

контролировать и оценивать процесс деятельности

9.

Показ спектакля

Выступление перед зрителями.

Коллективный анализ выступления.

2

уметь выступать перед зрителя-ми


правильно взаимодейство-вать с партнерами по команде

контролировать и оценивать результат деятельности

Итого

33 ч





Учебно-тематический план занятий детского театра кукол

2 год обучения

Исполнительская группа

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Коли-

чество часов

Планируемые результаты

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1.

«Занавес открывается»

Вводное занятие

Знакомство с правилами поведения, планом работы, репертуаром.

1


знать о правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса


соблюдать правила поведения на занятиях, во время игрового и творческо-го процесса


2.

«Уроки театра»

Беседа о различных конструкциях театральных кукол, сравнение их с куклами обычными, выяснение их возможностей на сцене.

Знакомство с театральными профессиями – сценарист, режиссёр, художник-декоратор, бутафор, музыкальный редактор, актёр-кукловод.

Расширение знаний о театре Петрушек.

Посещение театра и просмотр спектакля.

3


Базовый

иметь элементарные представле-ния о театральных профессиях

Повышенный

иметь представле-ние о специальных терминах театрального мира




3.

Игры, викторины для выявления интеллекту-ального уровня и творческих способностей

Игры-конкурсы актёрского мастерства, литературные викторины.

2

Базовый выражать себя в различ-ных видах творчес-кой и игровой деятельности

Повышенный проявлять творчес-кую самостоя-тельность


правильно взаимодейство-вать с партнерами по команде


4.

Упражнения на развитие памяти физических действий, внимания, воображения, фантазии

Упражнения с воображаемыми предметами. Упражнения на импровизацию различных движений.

Методика «Расскажи стихи руками».

2

выражать себя в доступ-ных видах творчества, игре





уметь планиро-вать свои действия в соответст-вии с поставлен-ной задачей

5.

Индивидуаль-ные и массовые этюды

Этюды на перевоплощение в другого человека, животное. Мысленное создание несуществующих образов на основе театрализованных игр. Использование игровых персонажей.

3


уметь превращать своё поведение в поведение другого человека, животного, предмета

Базовый

уметь работать в группе, общаться друг с другом Повышенный

уметь выстраивать партнерские отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонима-нии


6.

Групповые занятия по технике речи

Искусство речи. Речь в повседневной жизни, в творчестве актёра.

Артикуляцион-ные разминки. Скороговорки, пословицы, загадки.

4

Использо-вать в собственной речи правиль-ные речевые конструкции, вырази-тельность, чёткость произно-шения

Повышенный умение находить голосовые характеристики, соответствующие образу

оформлять диа-логическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета


8.

Индивидуальные занятия по технике речи

Аутотренинг, массаж, дыхательные, артикуляцион-ные упражнения.


3


уметь выполнять дыхательную, артикуляционную гимнастику



9.

Работа над спектаклем

Читка пьесы, распределение ролей, обсуждение постановочного плана, идея и тема пьесы, обсуждение характеров персонажей.

Репетиции по эпизодам,

монтировочные репетиции,

генеральная репетиция.

14

выражать себя в доступ-ных видах творчест-ва, игре и использо-вать накопленные зна­ния

Базовый

знать и использовать способы вождения кукол, особенности сценической речи

Повышенный

овладеть начальным опытом самостоятельной творческой деятельности

Базовый

правильно взаимодействовать с партнерами по команде

Повышенный

уметь взаимозаменять друг друга

контролировать и оценивать процесс деятельности

10.

Показ спектакля

Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступления.

2

Базовый

уметь выступать перед зрителя-ми

Повышенный

уметь непринуждённо держаться на сцене


правильно взаимодейство-вать с партнерами по команде

контролировать и оценивать результат деятельности

Итого

34 ч











Учебно-тематический план занятий детского театра кукол

2 год обучения

Художественно-оформительская группа

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Коли-чество

часов

Предмет-

ные результаты

Планируемые результаты

Личностные

Познаватель-ные

Коммуникативные

Регулятив-

ные

1.

Вводное занятие


Знакомство с правилами по технике безопасности.

1



знать правила по технике безопасности на занятиях


соблюдать правила по технике безопасности на занятиях

2.

Изготовление декораций и бутафории. Навыки обращения с инструмента-ми

Знакомство с плоскостными, полуплоскост-ными и объёмными декорациями. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома). Изготовление бутафории к спектаклю.

Выпиливание лобзиком из фанеры простейших фигур.

4



владеть практическими навыками по изготовлению декора-ций и бутафо-рии







соблюдать правила по технике безопасности на занятиях

3.

Техническое моделирова-ние с элементами художественного конструирова-ния

















Знакомство с техникой папье-маше, изготовление болванок

(глина, пластилин).

Маширование – первый способ техники папье-маше: изготовление клейстера, выклеивание, сушка.

Снятие бумажных головок с болванок, склеивание частей, обклеивание чулком, марлей, сушка.

Грунтовка, зашкуривание, лакировка.

Окрашивание, сочетание цветовых гамм (акварель, гуашь)

Оформление головки, парик, атрибуты.

22

Базовый

иметь элементарные навыки по изготовлению перчаточ-ных кукол,

изготавливать простей-ших перчаточ-ных кукол вместе с педагогом

Повышенный

владеть практическими навыками по изготовлению кукол






4.

Изготовление костюмов


Шаблон, выкройка, разметка, раскрой ткани.

Рубашка-перчатка, обмер руки, изготовление выкройки, шов-строчка, назад иголка.

Оформление куклы.



7




Базовый

уметь работать в сотрудничестве с педагогом

Повышенный

уметь работать в творчес-кой группе и индивидуально


Итого

34 ч








Родители принимают активное участие в работе детского театра кукол. Родители присутствуют на занятиях, участвуют в мероприятиях (поездках в театр, конкурсах творческого мастерства в качестве членов жюри и зрителей), оказывают помощь в изготовлении кукол, декораций, костюмов.


Формы и методы педагогического контроля

Вся работа детского театра кукол «Рукавичка» направлена на достижение творческого результата, поэтому основным видом педагогического контроля является участие учащихся в кукольных спектаклях перед зрителями (родителями,

сверстниками, детьми младшего возраста).


Список литературы для учителя


Аленский Ю. Азбука театра. М.: Детская литература, 1986

Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 2009.

Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 2009.

Караманенко Т.Н., Караманенко Н.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М.: Просвещение, 1982

Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 2009.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 2007.

Советов В.М. Театральные куклы: технология изготовления. – СПб.: ГАТИ, 2007.

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.



Список литературы для детей


Перро Ш. «Красная Шапочка», «Золушка»

Русские народные сказки «Теремок», «По щучьему веленью», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Морозко»

Сутеев В. «Под грибом», «Кто сказал «мяу»?»




Интернет-источники


http://nsportal.ucoz.ru/news/kukolnyj_spektakl/1-0-5

http://dramateshka.ru/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.