Рабочая программа внеурочной деятельности вокального ансамбля «Веснушки» в 1 классе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №52»
Утверждена приказом
директора школы № 52
№ 01-10/438 от 31.08.2022 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
вокального ансамбля «Веснушки»
в 1 классе
учителя: Савиновой С.Н.
г. Ярославль
2022-2023 учебный год
Пение — наиболее доступный вид практической музыкальной деятельности школьников. Данная форма коллективного музицирования обладает уникальными возможностями для развития общих и специальных способностей детей, достижения содержательного комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов.
Отечественная система музыкального воспитания школьников опирается на положения концепции Д. Б. Кабалевского, среди которых по-прежнему актуально звучит девиз «Каждый класс — хор!». Однако, ограничиваясь рамками одного урока музыки в неделю, сформировать у детей соответствующие вокально-хоровые навыки невозможно. Для достижения значимых результатов в этом направлении необходимо гармоничное сочетание урочной и внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности вокального ансамбля «Веснушки» учитывает соответствующий опыт советского периода. Его переосмысление в контексте системно-деятельностного подхода позволяет выстроить единую логику реализации программ урочной и внеурочной деятельности на основе обновлённых ФГОС общего образования.
Пояснительная записка
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Занятия хоровым пением в общеобразовательных организациях осуществляются в рамках вариативного подхода и предоставляют обучающимся возможность углублённого изучения предметной области «Искусство». Среди различных видов музицирования пение стоит на первом месте, как наиболее доступная и массовая форма музыкально-исполнительской деятельности. Занятия в вокальном ансамбле являются органичным дополнением уроков предмета «Музыка», включённого в обязательную часть учебного плана начального общего образования 1—4 классов.
Программа составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка), учитывает практический опыт образовательных организаций, осуществлявших исследовательскую и экспериментальную работу по данному направлению эстетического воспитания.
Программа вокального ансамбля «Веснушки» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся начального образования (1—4 классы). Хоровые занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота и регулярность занятий — по 1 часу 1—2 раза в неделю. Основное содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность. Внеурочные занятия посещают все ученики класса либо только те обучающиеся, которые проявляют интерес к данному виду музицирования, имеют для этого соответствующие способности.
Типы и виды занятий
По форме проведения занятия подразделяются на четыре
типа:
1) индивидуальное занятие
• при наборе в ансамбль;
• для периодической оценки индивидуального темпа развития вокально-хоровых навыков обучающихся;
• для работы с неточно интонирующими обучающимися («гудошниками»);
• для работы с солистами, одарёнными обучающимися;
2) комбинированное занятие — групповая и коллективная вокально-хоровая работа;
3) сводная репетиция;
4) концертное выступление
Материально-техническими условиями реализации данной программы является наличие просторного помещения с фортепиано.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели и задачи программы вокального ансамбля «Веснушки» определяются в рамках обобщённых целей и задач ФГОС НОО, Примерных программ по музыке НОО, являются их логическим продолжением.
Главная цель:
Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в ансамбле.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом, и музыкального искусства в частности:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, интонационно-художественного отражения многообразия жизни;
3) реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.
Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно:
- приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей обучающихся;
—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
—воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое освоение интонационно-образного содержания произведений отечественной музыкальной культуры;
—расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран и народов;
—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.;
—формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат;
—гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир;
—улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья обучающихся;
—создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;
—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страны.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
Основным содержанием обучения и воспитания по программе вокального ансамбля «Веснушки» является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокально-хоровых произведений (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Непосредственная певческая деятельность рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации».
Содержание внеурочных занятий вытекает из содержательной логики изучения предмета «Музыка», которое структурно представлено восемью сквозными модулями (тематическими линиями) в начальной школе: «Музыкальная грамота», «Музыка в жизни человека», «Народная музыка России», «Музыка народов мира», «Духовная музыка», «Классическая музыка», «Современная музыкальная культура», «Музыка театра и кино».
Вариативный принцип, лежащий в основе модульной структуры сквозного тематизма программы по предмету «Музыка», позволяет некоторые элементы её содержания вынести в программу внеурочной деятельности вокального ансамбля «Веснушки». Такое перераспределение позволит на уроке музыки уделить больше времени слушанию и анализу, работе с материалами УМК, театрализации, исследовательской и проектной деятельности.
Тематический модуль | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
Музыкальная грамота | Ноты певческого диапазона, длительности и паузы, основные музыкальные размеры, штрихи, динамика, дополнительные обозначения в нотах (реприза, вольта, фермата и др.). Знаки альтерации. Лад, тональность, тоника. Интонация, мотив, фраза. Одноголосие, многоголосие. Мелодия, аккомпанемент. Интервалы, аккорды. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо). | Сольмизация, хоровое сольфеджио: проговаривание, пропевание по нотам попевок, мелодий изучаемых произведений. Анализ мелодического и ритмического рисунка песни (направление движения, поступенное движение, скачки, повторы, остановки кульминации). Пение с ручными знаками, тактированием. Интонационно-слуховые упражнения с применением наглядных моделей (рука — нотный стан, столбица и др.). Составление исполнительского плана песни с опорой на нотный текст |
Жанры музыкального искусства | Основные черты жанра, характер, музыкально-выразительные средства, отражённое в жанре жизненное содержание. Простейшие жанры: песня, танец, марш. Жанровые сферы: песенность, танцевальность, маршевость. | Разучивание, анализ, исполнение, музыкальных произведений с ярко выраженной жанровой основой. Слушание, сравнение, критическая оценка различных интерпретаций изучаемых произведений. На выбор или факультативно: посещение концертов, фестивалей, просмотр телевизионных и интернет-трансляций. Составление письменного отзыва, рецензии на концерт |
Музыка в жизни человека | Стремление человека к красоте. Хор — музыкальное единство людей. Особое переживание — слияние голосов в пении. Музыкальный образ, настроения, мысли и чувства, которые передаёт музыка. Образы природы, людей, событий (музыкальные пейзажи, портреты и т. п.). Песни, посвящённые Родине, семье, образам детства, дружбе, войне, праздникам и др. | Выстраивание хорового унисона, поиск красивого тембра звучания хора. Разучивание, исполнение песен, в которых раскрывается внутренний мир человека, чувства и жизнь ребёнка, образы близких людей. Работа над песнями и хорами, воспевающими красоту родной природы, подвиги героев, любовь к Родине, другие темы, созвучные базовым национальным ценностям. Публичные выступления на праздниках, фестивалях, акциях, посвящённых памятным датам и традиционным праздникам. На выбор или факультативно: организация эстетического досуга своих друзей, членов своей семьи |
Музыка моего края | Традиционный песенный фольклор малой родины — обработки народных мелодий для детского хора. Гимны, песни-символы родного края, своей школы, республики. Вокальные произведения композиторов-земляков | Разучивание, исполнение обработок народных песен и песен современных композиторов своего края. На выбор или факультативно: творческие встречи с композиторами-земляками. Участие в региональных смотрах-конкурсах. Творческие проекты, посвящённые музыкальной культуре родного края |
Музыка народов России | Русские народные песни и песни других народов России в обработках для детского хора | Разучивание, исполнение обработок народных песен. Сочинение мелодических, ритмических подголосков и аккомпанементов к ним. Создание сценических театрализованных композиций на основе различных фольклорных жанров. Участие в общешкольном фестивале, посвящённом музыке разных народов, смотрах- конкурсах областного, межрегионального уровня |
Музыка народов мира | Песни народов мира в обработках для детского хора | |
Духовная музыка | Образцы литургической музыки русских и зарубежных композиторов-классиков, сочинения современных композиторов на канонические тексты — песни и хоры духовного содержания | Разучивание, исполнение вокальных произведений духовной музыки. Выступление с программой духовной музыки на концерте перед публикой. На выбор или факультативно: подготовка сценария выступления, кратких пояснительных текстов об исполняемых произведениях. |
Классическая музыка | Светская музыка русских и зарубежных композиторов-классиков в обработках для детского хора. | Разучивание, исполнение вокальных сочинений, переложений для детского хора инструментальных камерных и симфонических произведений композиторов-классиков. Интонационный анализ. На выбор или факультативно: подготовка просветительского концерта, составление программы выступления, создание кратких пояснительных текстов об исполняемых произведениях |
Современная музыкальная культура | Вокальные произведения для детей современных композиторов, в том числе песни, написанные современным музыкальным языком, в джазовом стиле и т. д. Сочинения композиторов С. Баневича, Р. Бойко, М. Дунаевского, А. Зарубы, В. Кикты, Е. Крылатова, З. Левиной, Ж. Металлиди, Р. Паулса, А. Пахмутовой, Е. Подгайца, М. Ройтерштейна, М. Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Я. Френкеля, Ю. Чичкова, И. Шварца, Р. Щедрина | Разучивание, исполнение произведений современных композиторов. Сочинение мелодических, ритмических подголосков и аккомпанементов к ним. Инструментальное сопровождение (на ударных и шумовых инструментах, с помощью звучащих жестов) вокального исполнения песен. Создание сценических театрализованных композиций на основе исполняемых произведений. На выбор или факультативно: поиск информации о современных композиторах — авторах песен, подготовка концерта, создание кратких пояснительных текстов об исполняемых произведениях |
Музыка театра и кино, связь музыки с другими видами искусств | Песни и хоры из кино и мультфильмов, фрагменты из мюзиклов, опер, театральных постановок. Сочинения композиторов Ц. Кюи, М. Коваля, М. Красева, Э. Л. Уэббера, Ф. Лоу, Р. Роджерса, Дж. Гершвина, А. Миллера, Е. Крылатова, И. Дунаевского, М. Дунаевского, А. Журбина, А. Семёнова, Ю. Галахова, Б. Чайковского, Г. Гладкова, С. Плешака, и др. | Разучивание, исполнение хоровых номеров из опер и мюзиклов, обработок известных мелодий театра и кино для детского хора. Инструментальное сопровождение (на ударных и шумовых инструментах, с помощью звучащих жестов) вокального исполнения песен. Создание сценических театрализованных композиций на основе исполняемых произведений. На выбор или факультативно: творческий проект: озвучивание фрагмента фильма (мульфильма). |
Большинство занятий в течение учебного года носит репетиционный характер и состоит из комбинированной вокально-хоровой работы по партиям и совместной певческой деятельности всего коллектива. Каждое занятие включает в себя:
1. Работу над певческой установкой, правильным дыханием, дикцией, артикуляцией.
2. Упражнения для развития интонационного и ритмического слуха.
3. Вокальные упражнения на развитие, совершенствование певческих навыков: интонационной точности, подвижности голоса, расширения его диапазона.
4. Разучивание новых произведений. Повторение и творческая интерпретация произведений, выученных ранее.
5. Подготовка концертной программы для выступлений хорового коллектива.
Освоение тематических модулей реализуется, прежде всего, через разучивание песен и хоров соответствующего содержания. Очередность освоения модулей, принцип их компоновки в календарно-тематическом плане — свободные.
Примерный репертуарный список, перечень музыкальных произведений
1 год обучения
Упражнения, распевания
Артикуляционные игры и упражнения, элементы логоритмики. Дыхательные упражнения, игры на внимание, самоконтроль. Упражнения на выработку певческой установки, хорового унисона. Попевки, основанные на интонации малой терции (V—III ступени мажорного звукоряда), попевки поступенного нисходящего мелодического движения на 2—3—5 звуках (начало — в примарной зоне, с постепенным расширением диапазона) в умеренном темпе. Упражнения и распевания на начальные навыки пения a capella.
Русские народные песни
Во поле берёза стояла
А я по лугу
Кукушечка
Ой, вставала я ранёшенько
Котя, котенька-коток
Заинька
Коровушка
Не летай, соловей
Перед весной
Как пошли наши подружки
Пойду лук я полоть
Ой, на море
Музыка народов России, других народов мира
Уйнапат. Эскимосская народная песня. Обработка М. Грачёва, русский текст О. Грачёва.
Весна. Армянская народная песня. Слова С. Капутикян, русский текст и обработка Б. Снеткова.
Веснянка. Украинская народная песня. Обработка Г. Лобачёва, перевод О. Высотской.
У каждого свой музыкальный инструмент. Эстонская народная песня. Обработка Х. Кирвите, русский текст М. Ивенсен.
Дождик, уймись! Молдавская народная песня.
Сел комарик на дубочек. Белорусская народная песня.
Суп из воздуха. Кубинская народная шуточная песня. Обработка В. Агафонникова.
Раз, два, три, четыре, пять. Чешская народная песня. Обработка Р. Бойко, русский текст А. Машистова.
Шесть утят. Английская народная песня.
Русская и зарубежная классика
Андрей-воробей. Петушок. Дон-дон. Вставала ранёшенько.
(Из вокального цикла «Петушок».) Музыка А. Гречанинова, слова народные.
Там, вдали за рекой. Птичка. Музыка А. Аренского, слова А. Плещеева.
Сурок. Музыка Л. Бетховена, слова С. Спасского.
Спор. Музыка А. Гретри, слова неизвестного автора.
Борзый конь. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова народные.
Мыльные пузыри. Музыка Ц. Кюи, слова В. Жуковского.
Зайчик (Первая тетрадь, соч. 14). Колыбельная. Окликание дождя (Третья тетрадь, соч. 22). Музыка А. Лядова, слова народные.
Песни современных композиторов
Петь приятно и удобно. Музыка Л. Абелян, слова В. Степанова.
Под луной. Музыка С. Поддубного, слова Л. Епанешникова
Скворушка прощается. Музыка Т. Попатенко, слова М. Ивенсен.
Хорошо! Музыка Г. Дмитриева, слова Ж. Потоцкой.
Колокольчики. Музыка Ю. Сорокина, слова В. Губановой.
Весёлый день. Музыка М. Ройтерштейна, слова Б. Заходера.
Серебряная трель. Музыка В. Кикты, слова С. Куратовой.
Веснушки. Музыка Б. Карахана, слова В. Шифриной.
Скрюченная песенка. Музыка Г. Седельникова, слова К. Чуковского.
Наша песенка простая. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.
Зимний сад. Музыка А. Ашкенази, слова А. Фаткина.
Новый год. Музыка Т. Смирновой, слова А. Граневской.
Дед Мороз. Музыка М. Парцхаладзе, слова Л. Кондрашенко.
Самая хорошая. Музыка В. Иванникова, слова О. Фадеевой.
Мама и солнце. Музыка М. Парцхаладзе, слова У. Краст, перевод В. Викторова.
Вечный огонь. Музыка А. Филиппенко, слова Д. Чибисова, перевод К. Лидиной.
Димкины песенки (цикл для детей). Музыка М. Ройтерштейна, слова И. Токмаковой.
Песенка львёнка и черепахи (из мультфильма «Как львёнок и черепаха пели песенку»). Музыка Г. Гладкова, слова В. Козлова.
Кораблик (из мультфильма «Первые встречи»). Музыка И. Ефремова, слова В. Бутакова.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение программы внеурочной деятельности ансамбля «Веснушки» направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное воплощение. Вокальный ансамбль — не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного творчества.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы вокальный ансамбль «Веснушки» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том
числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов, фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях музыкального искусства, использование специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы вокального ансамбля «Веснушки», отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся.
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы вокальный ансамбль «Веснушки» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:
1.1. Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
—устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
—сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального искусства;
—обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля.
1.2. Базовые исследовательские действия:
—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
—использовать вопросы как инструмент познания;
—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач;
—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
1.3. Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;
—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
—использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
—оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
—различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное исполнение, текст, таблица,
схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы вокального ансамбля «Веснушки» реализуется, в первую очередь, через совместную певческую деятельность.
Она предполагает не только групповую форму работы, но формирует более сложную социальную общность обучающихся — творческий коллектив. Пение в ансамбле - один из немногих видов учебной деятельности, идеально сочетающих в себе активную деятельность каждого участника с ценностью общего результата совместных усилий. Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется не только особыми формами передачи информации музыкальными средствами (минуя вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как феномен «соборности».
Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых универсальных учебных действий.
2.1. Невербальная коммуникация:
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесной передачи смысла музыкального произведения;
—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
—эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
2.2. Вербальное общение:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
—выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
—вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
2.3. Совместная деятельность (сотрудничество):
—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;
—понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой, коллективом.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Пение в ансамбле, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы вокального ансамбля «Веснушки» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
3.1. Самоорганизация:
—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
—планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
—самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать за него ответственность на себя.
3.2. Самоконтроль (рефлексия):
—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.
3.3. Эмоциональный интеллект:
—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
—развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения, публичного выступления;
—выявлять и анализировать причины эмоций;
—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
—регулировать способ выражения собственных эмоций.
3.4. Принятие себя и других:
—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
—принимать себя и других, не осуждая;
—проявлять открытость;
—осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате занятий хоровым пением школьники научатся:
—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;
—понимать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественного хорового искусства;
—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные;
—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;
—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами хорового коллектива в процессе исполнения музыки;
—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале изученных музыкальных произведений);
—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 год обучения
1) Петь выразительно, передавая основное настроение, характер песни;
2) петь в унисон в диапазоне d1 – d2, негромко (динамика mp-mf), напевным, лёгким звуком, используя мягкую атаку; освоить приёмы звуковедения legato, non legato;
3) исполнять простые песни детского репертуара (одноголосные, диатонические, с простым, повторяющимся ритмическим рисунком, краткими фразами, с преобладанием поступенного мелодического движения) преимущественно кантиленного характера, с сопровождением;
4) знать правила певческой установки (спина прямая, плечи опущены, мышцы лица свободные), соблюдать её во время пения;
5) понимать значение правильного дыхания; во время пения дышать, не понимая плеч, стараться делать мягкий вдох через нос, выдох в течение музыкальной фразы;
6) в процессе пения ясно и чётко произносить слова; точно и выразительно произносить слова упражнений, распеваний;
7) понимать основные дирижёрские жесты (внимание, начало, окончание пения), стремиться к одновременному вдоху и одновременному окончанию фразы;
8) обращать внимание на точность интонирования, громкость и манеру пения, слушать себя и хор во время пения;
9) уметь прохлопать пульс, ритмический рисунок разучиваемых музыкальных произведений;
10) петь мелодии разучиваемых песен, попевок с опорой на простую (дидактически упрощённую) нотную запись;
11) ориентироваться в элементах нотной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, ноты первой октавы; длительности: половинная, четверть, восьмая, четвертная пауза; лига, реприза;
12) понимать значение понятий и терминов: ритм, звук, высота звука, мелодия, аккомпанемент, унисон;
13) различать на слух основные элементы музыкальной речи: темп (быстрый, медленный, умеренный), динамика (громко, тихо, умеренно), регистр (высокий, низкий, средний);
14) отражать в различных формах двигательной активности элементы музыкального языка, закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование, ручные знаки и
др.);
15) иметь опыт выступления с хором в своём образовательном учреждении перед другими обучающимися, учителями, родителями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Занятия пением проходят в форме репетиций и концертных выступлений. Повседневный репетиционный процесс направлен на выработку основного комплекса вокально-хоровых навыков у всех участников вокального коллектива, освоение репертуара, формирование сопутствующих знаний, умений, навыков. Однако, без выступлений перед публикой деятельность хорового коллектива теряет значительную часть своего образовательного и воспитательного потенциала. Поэтому сами концерты и подготовка к ним являются неотъемлемой частью календарно-тематического планирования. Концертные выступления являются, с одной стороны, мотивирующим фактором регулярных репетиционных занятий, с другой стороны, — их результатом, творческим итогом. Выступления хорового коллектива перед родителями, на общешкольных праздниках, на городских смотрах и конкурсах позволяют детям прожить особые ситуации творческого волнения и коллективного успеха. Это эмоционально насыщенный психологический опыт, связанный с высоким чувством ответственности, объединения усилий со своими товарищами ради достижения общего успеха. По сути, каждое выступление вокального ансамбля на сцене — это осуществление оригинального творческого проекта (исполнение конкретной концертной программы), который реализуется по тем же законам, что и другая проектная деятельность — через подготовку проекта, его публичное представление и последующую оценку результатов.
Основу репетиционного процесса составляет работа над певческим репертуаром. Поэтому выбор музыкальных произведений для разучивания является ключевым фактором успеха деятельности любого хорового коллектива. Произведения, включаемые в репертуар хора, должны отвечать критериям доступности (как в плане вокально-хоровых навыков, так в плане образного содержания), художественности. Песни, которые исполняют школьники на хоровых занятиях, должны им нравиться, вызывать положительный эмоциональный отклик.
В соответствии с модульной структурой программы по «Музыке» рекомендуется постоянно включать в репертуар, выдерживать содержательный баланс между следующими пластами музыкальных произведений
—музыка русских и зарубежных композиторов-классиков;
—обработки народных песен (русских; своей республики, края; других народов России и мира);
—песни современных композиторов (в том числе песни из популярных мультфильмов, кинофильмов, мюзиклов).
В тематическом планировании, представленном по годам обучения, указано примерное количество часов, отводимое на знакомство с основными вокально-хоровыми навыками, изучение сопутствующих теоретических знаний, разучивание репертуара. Порядок и конкретная формулировка тем может варьироваться по усмотрению учителя.
Закрепление, совершенствование и проработка навыков и понятий также может продолжаться столько, сколько будет необходимо для их устойчивого формирования. Указанное разделение по часам является условным и призвано показать пропорции распределения учебного времени между различными дидактическими единицами, элементами содержания. В реальном учебно-воспитательном процессе несколько тематических блоков могут и должны присутствовать на каждом занятии, позволяя обучающимся осваивать ритмические, мелодические, выразительные и иные стороны музыки в неразрывном единстве.
Занятия 1 раз в неделю учитель может разучить с обучающимися 1— 2 небольшие песни, при занятиях 2 раза в неделю — освоить большее количество песен, попевок, упражнений, выбрать более крупные произведения для разучивания. Более частые занятия позволяют также разнообразить формы и методы работы — включать элементы музыкального движения, сценографии, импровизации, игры на простых музыкальных инструментах. Также появляется больше возможностей для индивидуальных и мелкогрупповых занятий с плохо интонирующими обучающимися (гудошниками) и одарёнными обучающимися (солистами).
В сетке часов предусмотрены регулярные концертные выступления различного уровня и могут варьироваться с учётом возможностей и потребностей обучающихся.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
Варианты тематического планирования при различном суммарном объёме учебной нагрузки: 33 часа (1 час 1 раз в неделю)/66 часов (1 час 2 раза в неделю)
Тематический блок/раздел | 33 | 66 | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Класс | Дата |
Прослушивание | 2 | 2 | Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение уровня базовых музыкальных способностей: музыкальной памяти, слуха, чувства ритма | Пение простых попевок, кратких мелодий. Исполнение простых ритмических рисунков. Повтор за учителем предложенных интонаций, мелодий, ритмов. | | |
Музыка рождается из тишины. | 0,5 | 2 | Слух — главная музыкальная способность. Слуховое внимание. Игра «Кто дольше слышит звук». Понятия: пауза, звук, высота, длительность звука | Игровые упражнения на концентрацию слухового внимания, умения слушать тишину, аккуратное бережное звукообразование. Различение звуков музыкальных и шумовых. Освоение понятий, знаком- ство с элементами нотной записи. Дыхательные упражнения, работа над унисоном. Разучивание простых попевок | | |
Ритм | 0,5 | 2 | Понятие ритма. Длительности (восьмая и четверть). Ритмический рисунок. Ритмослоги та, ти | Ритмическая игра «Эхо». Различение ритмических рисунков на слух и по элементам упрощённой нотной записи. Пение попевок с различными длительностями. Проговаривание ритмических рисунков ритмослогами. Звучащие жесты, освоение приёмов игры на простейших ударных инструментах | | |
Петь приятно и удобно! | 1 | 3 | Певческая установка, певческое дыхание. Дирижёр – руководитель хора. Значение дирижерских жестов. Песня «Петь приятно и удобно» (музыка Л. Абелян, слова В. Степанова) | Освоение правильной певческой установки, выполнение простых указаний дирижёра. Дыхательные упражнения (бесшумный вдох, контролируемый вдох). Логоритмические упражнения. Разучивание песни, народных попевок и песенок | | |
Песня — звучащее слово | 4 | 5 | Дикция в хоровом пении. Выразительное и чёткое произнесение слов песни. Артикуляционная разминка: артикуляционные сказки, музыкальные скороговорки | Выполнение артикуляционных упражнений. Участие в артикуляционных играх- упражнениях, придумывание своих вариантов артикуляционной гимнастики. Разучивание песен и попевок с акцентом на чёткость дикции | | |
Хор — созвучие голосов | 3 | 5 | Человеческий голос — самый красивый музыкальный инструмент. Правила пения (негромкий, направленный вперёд звук, округлое положение рта). Тянущиеся гласные звуки — основа напевной мелодии. Кантилена (legato). Унисон | Освоение упражнений, направленных на формирование мягкого естествен- ного звучания. Исполнение мелодий кантиленного характера (legato). Вокализы на гласные звуки (А, О, У). Пение попевок, состоящих из 2—3 звуков нисходящего движения. Разучивание песен с напевной мелодией. Показ рукой направления движения мелодии | | |
Мы играем и поём | | 2 | Музыка — игра звуками. Мелодии танцевального характера. Народные песни-игры. Песни современных композиторов с игровыми элементами | Сочинение, импровизация кратких мелодических, ритмических мотивов на основе народных попевок, детских стихов. Освоение элементов танца, музыкального движения в сочетании с пением | | |
Будем петь по нотам! | 1 | 3 | Элементы нотной грамоты: нотный стан, звукоряд, расположение нот первой октавы на нотоносце | Пение знакомых мелодий, попевок с ориентацией на нотную запись. Игры на развитие слухового и зрительного внимания с использованием элементов нотной грамоты. Записи в тетрадях | | |
Скоро, скоро Новый год! | 4 | 5 | Музыка праздника. Настроение, характер песни. Выразительность исполнения | Разучивание песен новогодней тематики. Работа над звукоизвлечением non legato. | | |
| 1 | Репетиция к концерту | Построение, выход и уход со сцены, поклон. Объявление номеров. Правила поведения на сцене | | | |
| 1 | Новогодний урок-концерт | Исполнение выученных песен перед одноклассниками. | | | |
| | 1 | Резервные часы | | | |
1 полугодие | 16 | 32 | | | | |
Музыкальные слоги | 1 | 4 | Правила вокальной орфоэпии, взятие дыхания между фразами во время пауз. Единовременное произнесение гласных и согласных всеми участниками хора. Работа на материале изученных и новых песен и попевок | Выполнение указаний дирижёра: дыхание, растягивание гласных, дикционная чёткость согласных. Проговаривание в ритме. Пение с ориентацией на упрощённую нотную запись мелодии. Работа по наглядным орфоэпическим материа- лам. Двигательное моделирование музыкального слога, фразы с помощью образного движения руки | | |
Мой диапазон | 1 | 2 | Индивидуальное прослуши- вание обучающихся. Определение сформировав- шегося на данный момент диапазона, примарной зоны, зоны ближайшего развития. Индивидуальные рекомендации педагога каждому хористу | Пение выученных песен и попевок, упражнения на дикцию и артикуляцию. Демонстрация навыков певческой установки, дыхания, работы с элементами нотного текста. Ведение тетради по хору. Фиксация своих «музыкальных достижений» | | |
Музыкальная грамота | 1 | 2 | Повторение и закрепление элементов нотной грамоты: ноты первой октавы. Длительности: половинная, четверть, восьмая, четвертная пауза (правила записи и ритмослоги) | Пение по нотам знакомых песен и попевок. Хоровое сольфеджио, работа с наглядными материалами. Дидактические игры, направленные на различение, понимание элементов нотного письма. Элементы слуховых диктантов. Записи в тетради | | |
Хоровая мастерская | | 2 | Индивидуальные или мелкогрупповые занятия с «гудошниками» | Усиленный интонационно-слуховой тренаж для выработки координации слуха и голоса, преодоления причин фальшивого пения | | |
Праздник бабушек и мам | 3 | 4 | Музыка праздника. Образы весеннего пробуждения природы, мамы, семейного тепла в песнях, посвящённых женскому дню 8 марта. Ласковые напевные интонации. Понятия темпа, регистра, динамики. Напевное движение мелодии. Фраза, мотив, лига, реприза, вольта, фермата | Разучивание песен, посвященных весне, маме, празднику 8 Марта. Анализ музыкально-выразительных средств, их воплощение в собственном исполнении. Пение с ориентацией на нотную запись. Распевания, освоение упражнений, направленных на кантиленное, напевное звучание хора. На материале новых песен совершен- ствование артикуляционных, дыхательных навыков, расширение интонационного материала для развития музыкального слуха, чувства ритма | | |
| 1 | 1 | Репетиция к концерту | Построение, выход и уход со сцены, поклон. Объявление номеров. Правила поведения на сцене. Эле- менты сценического движения, инсценировка песен | | |
| 1 | 1 | Концерт для мам | Исполнение выученных произведений перед родителями. | | |
Хоровая мастерская | | 1 | Индивидуальные или мелкогрупповые занятия с «гудошниками» | Усиленный интонационно-слуховой тренаж для выработки навыков координации слуха и голоса, преодоления причин фальшивого пения | | |
Песня, танец, марш | 4 | 6 | Песни напевного, танцевального и маршевого характера. Понятие жанра. Характерные черты, выразительные средства первичных жанров (песня, танец, марш). Упражнения на совершенствование вокально-хоровых навыков (дикция, дыхание, диапазон, унисон, ансамбль, чистота интонации) на материале жанровых попевок | Разучивание песен различного характера, определение жанровых признаков на слух, по нотной записи. Запись в тетради наиболее ярких интонаций, характерных ритмов первичных жанров. Ритмические и мелодические импровизации в жанрах песни, танца, марша, сочинение ритмических аккомпанементов к разучиваемым песням, игра на простейших музыкальных инструментах, элементы музыкального движения | | |
Хоровая мастерская | | 1 | Индивидуальные или мелкогрупповые занятия с «гудошниками» | Усиленный интонационно-слуховой тренаж для выработки навыков координации слуха и голоса, преодоления причин фальшивого пения | | |
Песня в подарок | 3 | 6 | Музыка в жизни человека. Песни о школе, детстве. Средства музыкальной выразительности: темп, регистр, динамика. Нотная запись разучиваемых мелодий и попевок | Разучивание песен, посвящённых школьной тематике. Работа по слуху и с ориентацией на нотную запись. Повторение артикуляционных, дыхательных игр. Распевания, упражнения, направленные на формирование кантиленного звучания хора | | |
| 1 | 1 | Репетиция к концерту | Построение, выход и уход со сцены, поклон. Правила поведения за сценой. Элементы сценического движения, инсценировка песен | | |
| 1 | 1 | Праздник «Последний звонок» | Выступление перед выпускниками школы | | |
| | 2 | Резервные часы | | | |
2 полугодие | 17 | 34 | | | | |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. — М., 2005.
Альбова Е., Шереметьева Н. Вокально-хоровые упражнения для начальной школы. — М.; Л.: Государственное музыкальное издательство, 1949.
Багадуров В. А. Воспитание и охрана детского голоса: Сб. статей. — М., 1953.
Вопросы вокально-хорового развития школьников: Интонация и строй / Сост. Б.Э. Биринская. — Л., 1977.
Гембицкая Е. Я. Из опыта работы с хором учащихся средней школы. — М., 1960.
Добровольская Н. Н. Вокальные упражнения в школьном хоре. Вып. 1: 1—4 классы. — М., 1964.
Добровольская Н. Н. Орлова Н. Д. Что надо знать учителю о детском голосе. — М., 1972.
Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб., 1997.
Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. — М., 2003.
Куликова Н. Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися первого класса // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. — М., 1976.
Лукашин А. М., Перепелкина А. Вокально-хоровые упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе. — М., 1964.
Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. — Л.: Музыка, 1966. — 87 с.
Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2003.
Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. — Л., 1972.
Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учебное пособие для студентов музыкально-педагогических факультетов. —
М., 1999.
Распевание в школьном хоре. Сост. Н. Добровольская. М.: Музыка, 1969. — 90 с.
Рачина Б. С. Распевание в детском хоре. 210 упражнений [Ноты] : учебно-методическое пособие. — СПб.: Композитор, 2016. — 104 с.
Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. — СПб.: «Композитор — Санкт-Петербург, 2007. — С. 103.
Садовников В. И. Орфоэпия в пении. — М. 1952.
Соколов В. Г. Работа с хором. — М. 1983.
Струве Г. А. Музыка для всех. — М., 1978.
Струве Г. А. Хоровое сольфеджио. — М. 1986.
Струве Г. А. Школьный хор. — М. 1981.
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. — М., 2002.
Яковлев А. С. Физиологические закономерности певческой атаки. — Л., 1971