Программа внеурочной деятельности по музыке «Вокально-хореографический ансамбль "Лазурит"» (3–4 класс)
Программа внеурочной деятельности по предмету,
направленная на повышение мотивации учащихся к расширению знаний и умений по музыке
(«Вокально-хореографический ансамбль «Лазурит»)
Внедрение ФГОС второго поколения направлено на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, сохранение культурного разнообразия многонационального народа России.
Духовно-нравственное воспитание, укрепление и поддержка чувства национального достоинства - комплексная работа, включающая в себя формирование гражданского самосознания, патриотических чувств по отношению к стране проживания, этнической идентичности, которая не может быть решена только на уроках музыки. Внеурочная деятельность является дополнительным средством формирования личностных, метапредметных, а также и предметных результатов подрастающего поколения.
В рамках реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493, патриотическому воспитанию должно быть уделено достаточное внимание в образовательных организациях в урочное и внеурочное время.
В реализацию Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа "О реализации государственной политики о профилактике экстремизма и развитию Российского казачества в ХМАО - Югре на 2014-2020 годы" (с изменениями 07.11.2014), городской программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений в городе Нефтеюганске на 2014-2020 годы», программы развития образовательной организации «Школа содружества», включены все педагогические работники МБОУ «СОШ № 7» города Нефтеюганска.
Задача воспитания гражданина актуальна для всего мира, важна и злободневна она и для России. Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, с активной гражданской позицией. Президент РФ В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».
На педагога образовательной организации возлагается большая надежда в культивировании толерантных идей среди учащихся и их родителей. Реализация программы внеурочной деятельности «Вокально-хореографический ансамбль «Лазурит» (далее-Программа), направленная на повышение мотивации учащихся к расширению знаний и умений не только по предмету музыки, но и знаний о многообразии национального состава граждан России, умений мирного сосуществования в соответствии с требованиями образовательной программы.
Средствами развития патриотических чувств у учащихся является не только выбор репертуара ансамбля «Лазурит», но организация взаимодействия учащихся, педагогов, а также их родителей. Эти взаимодействия и отношения специально организованы (знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях, дискуссиях, совместных мероприятиях, в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с другими социальными институтами, в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.).
На занятиях внеурочной деятельности многонациональный коллектив учащихся знакомится с культурой, песнями, танцами, историей сценического костюма русского и других народов. Параллельно идет развитие творческих способностей, личностных качеств и воспитание толерантности, развитие межкультурной коммуникации. Занятия внеурочной деятельностью – одна из самых благодатных почв для развития такого пространства, дети свободны в своих действиях и высказываниях, широко используются связи с Центром национальных культур, Библиотекой семейного чтения и другими социальными учреждениями города, на занятия приглашаются родители и педагоги.
На этапе организации выбора занятий внеурочной деятельности учащимися, их родителями (законными представителями) активно информирую широкий круг участников образовательной деятельности о том, на что нацелена и как будет организована мной внеурочная деятельность по музыке.
Целью внеурочной деятельностью является создание условий для проявления учащимися своих интересов, умений, желаний.
Первая педагогическая задача: создание ситуации успеха для всех учащихся, в том числе учащихся «группы риска». В этом и состоит новизна программы: работать не только с теми, кто удобен!
Реализация программы представляет собой духовно-нравственное воспитание, в том числе профилактику экстремистских проявлений средствами внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности:
-Создание условий для развития творческого потенциала детей.
-Формирование толерантных установок учащимся средствами музыкального искусства приведет к образованию «моральных правил», которые усваиваются детьми и укрепляются в психологической культуре их личности.
-Знание традиций, культуры, норм поведения в обществе.
-Формирование навыков коллективной и индивидуальной деятельности.
Программа внеурочной деятельности
«Вокально-хореографический ансамбль «Лазурит»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности художественного направления развития личности «Вокально-хореографический ансамбль» для учащихся 3-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на 2016-2020 годы, Программы Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, указывает на то, что «образовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, опираясь на национальные традиции».
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена не только важностью создания условий для формирования у учащихся навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, но и формированием патриотического сознания, гражданственности.
ХМАО-Югра является территорией, на которой проживают люди разных национальностей. Новая общественно-политическая реальность и усиление миграционных потоков требуют выработки и создания механизмов адаптации нового полиэтнического населения округа и города к базовым ценностям местной культуры, а также позитивного восприятия этих процессов коренным, укорененным населением города разных национальностей. В нашей школе обучаются дети более 20 разных национальностей и народностей, 66 % обучающихся – выходцы из Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья. Образовательная организация является региональной инновационной площадкой по теме «Повышение роли управляющего совета в создании поликультурной образовательной среды в многонациональной школе» (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08.08.2014 № 1038).
Программа «Вокально-хореографический ансамбль «Лазурит» направлена на реализацию требований образовательной программы начального общего образования: художественного образования через приобщение к народному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, творческих способностей учащихся, патриотических чувств к стране.
Отличительной чертой программы является приобщение к культуре русского народа и других народов мира через песню и танец, так как именно в этом возрасте происходит этническая идентичность учащихся.
Одной из важных целей учащихся 3-4 классов является воспитание в детях понимания и уважения к культуре разных народов, знание русской культуры. Поэтому ведется целенаправленная работа по формированию бесконфликтного пространства в образовательной организации, чтобы научить детей разных национальностей понимать культуру и традиции страны, в которую они приехали, но не забывать и о своей родной культуре. Изучение народных традиций, народных песен, танцев - одна из самых благодатных почв для развития такого пространства.
Основные цели и задачи программы
Цель: формирование интереса к народному искусству через изучение песен и танцев народов России
Задачи:
1.Обучающие: изучить основы народной культуры, песен и танцев, их творческих и исполнительских закономерностей; формировать специальные (ритмичность, музыкальность, диапазон певческого голоса) и общие компетенции (уважение к культуре других народов и народностей, умение взаимодействовать с партнером, выстраивание коммуникации, развитие познавательных, творческих способности, организаторских способностей) на основе овладения и освоения программного материала.
2.Развивающие: развивать творческую активность, вокально-хоровые и танцевальные навыки.
3.Воспитывающие: воспитать уважение и любовь к традициям своего народа и других народов мира; прививать навыки самостоятельной и коллективной деятельности.
Место курса в учебном плане
Программа разработана на 1 год для учащихся 3-4 классов. Занятия ансамбля проводятся по два академических часа в неделю (68 часов). Продолжительность занятий 40минут.
Содержание отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей.
Планируемые результаты:
Личностные:
- уважение и любовь к традициям своего народа и других народов мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной творческой деятельности;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и коллективной деятельности.
Метапредметные:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
-использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;
- участие в жизни школы, города и региона, общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные
-сформированность первоначальных представлений об основах народной культуры, песен и танцев, их творческих и исполнительских закономерностей;
-сформированность основ народного искусства, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и творческой деятельности;
-умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-хореографических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Технические и программные средства обучения
Занятия проводятся в кабинете музыки, который обеспечен следующей материальной базой: 1 компьютер, проектор, экран, 1 музыкальный центр, 1 синтезатор, 1 фортепиано, 1 баян, 1 гармонь, шумовые музыкальные инструменты, домра, балалайка, CD –диски с музыкальным материалом, видеофильмы, интернет ресурсы.
Формы занятий
Коллективные, групповые и индивидуальные занятия (репетиционная, постановочная работа, мероприятия, концерты, конкурсы, фестивали); беседа, консультация, обсуждение; встречи с представителями этнических культур, дискуссии, круглые столы и др.
Виды деятельности
Слушание музыки; просмотр видео выступлений государственных ансамблей песни и танца; вокально-хоровая работа (работа над вокально-хоровыми навыками: пение учебно-тренировочного материала, разучивание текста песен, дикция, артикуляция, звуковедение, унисон, ансамблевое пение, пение одноголосных произведений); изучение и отработка элементов хореографии; игровая деятельность; концертная деятельность.
Приёмы и методы организации образовательной деятельности
Словесные методы: объяснение, беседа, комментирование чтение, рассказ; игровые методы; практические методы: работа с текстом, показ приемов дикции, правильного дыхания, звукообразования, выразительный показ музыкально-ритмических движений (движение, соответствующее характеру музыки, разнообразие их в соответствии со сменой характера музыки), показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах.
Дидактические и методические материалы
- сценарии занятий, сценарии концертных программ, подборка информационной литературы, видеосюжетов, тексты песен.
Формы подведения итогов
- открытое занятие; итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, праздники с привлечением родителей и других педагогов школы, представителей этнических культур; концертные и конкурсные выступления учащихся; защита «Портфолио».
Тематическое планирование
Таблица 1
Содержание и виды работы |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
1год обучения |
68 |
6 |
62 |
Раздел 1. Изучение своеобразия народной культуры |
5 |
1 |
4 |
Знакомство с народными традициями, обычаями русского народа и других народов России. Слушание, просмотр видеосюжетов, анализ музыкальных произведений |
|||
Раздел 2. Исполнение одноголосных произведений (материал отбирается совместно с учащимися) |
27 |
2 |
25 |
Вокально-хоровая работа: - пение учебно-тренировочного материала (работа с текстом, вокально-хоровыми навыками: певческое дыхание, артикуляция, дикция, звуковедение, унисон) Пение одноголосных произведений |
|||
Раздел 3. Исполнение произведений с хореографическими элементами |
29 |
3 |
26 |
Отработка элементов хореографии. Соединение песни и танца в единый художественный образ. |
|||
Раздел 4. Мероприятия воспитательно-познавательного характера |
|||
Экспедиционная работа. Концертные выступления. |
7 |
- |
7 |
Концертная и конкурсная деятельность
вокально-хореографического ансамбля «Лазурит»
Таблица 2
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
«Вечер народного творчества» |
октябрь |
2 |
Городской конкурс «Фестиваль национальных культур» |
ноябрь |
3 |
«Новогоднее волшебство» |
декабрь |
4 |
Школьный конкурс «Минута славы» |
январь |
5 |
Школьный вечер «Литературно- музыкальная композиция» |
февраль |
6 |
Городской конкурс народной песни «Родные напевы» |
март |
7 |
Отчетный концерт «Радуга творчества» |
апрель-май |
Содержание программы
Раздел 1. Изучение своеобразия народной культуры
Теоретические занятия: знакомство с народными традициями, обычаями русского народа и других народов России.
Практические занятия: слушание музыки, песен и просмотр видеосюжетов в исполнении народных мастеров, профессиональных певцов, танцоров, детских фольклорных коллективов. Беседа о прослушанных произведениях.
Раздел 2. Исполнение одноголосных произведений (материал отбирается совместно с учащимися)
Пение учебно-тренировочного материала
Показ и работа над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения. Распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода.
Пение одноголосных произведений
Теоретические занятия: краткая беседа о жанре песни, о месте бытования, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась, о времени её создания. Анализ поэтического текста, объяснение непонятных слов, устаревших выражений.
Практические занятия: показ, исполнение песни. Анализ музыкальной структуры. Разучивание песни. Проговаривание, а затем пропевание отдельных, наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения.
Раздел 3. Исполнение произведений с хореографическими элементами
Теоретические занятия: мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры: 4\4, 2\4, 3\4. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов.
Практические занятия: выработка правильной красивой осанки, умение легко и бесшумно двигаться, «держать спину». Освоение основных фигур хоровода: «коло»-круг, «стенка на стенку», «воротца», «ручеек», «улитка», «корзиночка», «змейка», «колонна», «прочес».
Разучивание танцевальных шагов с носка: простой шаг вперёд, переменный шаг вперёд. Притоп удар всей стопой; шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Выведение ноги на каблук, и приведение её в исходное положение. Ковырялочка – без подскока и с подскоком. Дроби – мелкая непрерывная дробь, с одинарным ударом каблука на месте, с продвижением. Гармошка, припадание, молоточки, верёвочка.
Соединение песни и танца в единый художественный образ.
Раздел 4. Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Проведение вечеров отдыха, встречи, совместные мероприятия с представителями этнических культур, специального дома окружного значения для одиноких и престарелых, посещение концертов и музеев. Совместная работа педагогов, родителей и детей.
Экспедиционная работа
Беседа об экспедиционной работе. Встречи с бабушками и дедушками, в том числе из специального дома окружного значения для одиноких и престарелых, беседа о народных традициях, совместное исполнение песен и танцев.
Концертные выступления
Участие творческого коллектива в концертных программах, конкурсах, фестивалях.
Требования к результатам учащихся.
Вокальное пение:
-знать правила пения, владеть понятиями: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, артикуляция гласных, ансамбль, дикция, унисон;
-уметь осмысленно спеть простую песню, соблюдая правила пения;
-правильно брать дыхание;
-осознавать необходимость пения учебно-тренировочного материала;
- петь чисто и слаженно в ансамбле народные песни в унисон;
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.
Элементы хореографии:
К концу учебного года дети должны овладеть рядом знаний и навыков:
-знать движения: припадание, боковой шаг, шаг с притопом, ковырялочкку;
- правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку;
-уметь исполнить элементы своего национального танца, движения хода, элементы русского танца – хоровода, перепляса, фигуры хоровода на переменном шаге (цепочка, звездочка, корзиночка);
-различить особенность медленных хороводных и быстрых плясовых ритмов русских и белорусских танцев;
-уметь правильно исполнить присядочные движения в русском и белорусском танцах (для мальчиков);
-уметь импровизировать простую ритмическую фигуру дробных движений в русском танце.
В конце года обучения учащиеся исполняют элементы национальных танцев.
Примерный репертуар для исполнения:
Украинская народная песня «Веснянка»
Песня «Башмачки» в народном стиле
Русская народная песня «Земляниченька»
Молдавская народная песня «Пой, моя кукушка, пой»
Румынская народная песня «Весна пришла»
Белорусская народная песня «Бульба»
Узбекская народная песня «Салам, Навруз»
Азербайджанская народная песня «Цыплята»
Частушки
Песня «Балалайка»
Взаимодействие с социальными партнерами: совместно с творческими коллективами МБУК «Центр национальных культур», МБУК «Библиотека семейного чтения», проводим концерты ко Дню народного единства, вечера отдыха «Мы вместе, и это главное», фестиваль «В кругу друзей». Совместно с учащимися НГ МБОУ ДОД «Детская школа искусств» организуются фестивали, посвящённые Дню города, юбилейным датам ХМАО-Югры, устраиваются праздничные мероприятия «День пожилого человека», «День города», «Вечер встречи» в Специальном доме для одиноких престарелых окружного значения, городские мероприятия: фестиваль «Единый хоровод», «Фестиваль национальных культур».
Критерии оценки развития ребенка
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
|
Мотивация к занятиям. |
||||
Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Не добивается конечного результата. |
Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес проявляется самостоятельно, осознано. |
Интерес на уровне увлечения. Устойчивая мотивация. Проявляется интерес к развитию музыкальных способностей. |
Четко выраженные потребности .Стремление развивать музыкальные способности. |
|
Познавательная активность. |
||||
Полностью отсутствует интерес к музыке. Без удовольствия выполняет задания. |
Увлекается специальной литературой по направлению кружка. Есть интерес к исполнению более сложного репертуара. |
Есть потребность в приобретении новых знаний. По настроению изучает дополнительную литературу .есть потребность в исполнении сложного материала. |
Целенаправленная потребность в приобретении новых знаний. Регулярно изучает дополнительную литературу. |
|
Творческая активность. |
||||
Интереса к творчеству не проявляет, не испытывает радости от занятий. Нет навыков самостоятельного решения проблем. |
Инициативу проявляет редко, испытывает потребность в получении новых знаний, но по настроению .проблемы решать способен, но при помощи педагога. |
Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может их и выполнить. |
Вносит предложения по развитию кружка. Легко быстро увлекается творческим делом. Обладает богатым воображением, развитой интуицией, способностью к рождению творческих идей. |
|
Коммуникативные умения. |
||||
Не умеет высказывать свою мысль, не корректен в общении. |
Не проявляет желания высказывать свои мысли. Нуждается в побуждении со стороны взрослых и сверстников. |
Умеет формулировать собственные мысли, но не поддерживает разговора, не прислушивается к другим. |
Умеет формулировать собственные мысли, поддержать собеседника. |
|
Коммуникабельность |
||||
Не требователен себе, проявляет себя в негативных поступках. |
Не всегда требователен к себе, соблюдает нормы поведения при наличии контроля, не участвует в конфликтах. |
Соблюдает правила культуры поведения, старается улаживать конфликты. |
Требователен к себе, стремиться проявить себя в хороших дела и поступках, дети тянутся к этому ребенку. |
|
Достижения |
||||
Пассивное участие в делах кружка. |
Активное участие в делах кружка. |
Значительные результаты на уровне школы |
Значительные результаты на уровне города. |
Учебно-методическое обеспечение
1.Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
2.Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. // Образование в современной школе. – 2002. – № 4. – С.58-69
3.Аникин,В.П. Русское устное народное творчество: учебник, 4-е изд., перераб. и дополн. Аникин В.П.- М.: Высшая школа, 2011.
4.Бережная М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. - 2008. - N 4. - С. 58-68.
5.Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебн.- метод.пособие/ под ред.Т.Я. Шпикаловой,. Г.А. Поровской.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.
6.Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий./ авт.- сост.В.П.Ватман.-Волгоград: Учитель,2008.
7.Кудрявцева, Т.С. К проблеме культурно – речевой адаптации детей мигрантов [Текст]/Т.С.Кудрявцева // Начальная школа. – 2011 - №5. – С.86 – 88
8.Магомедова А.Н. Теоретические основы терпимости и толерантности / А.Н. Магомедова // Materialy V Miedjynarodnoi naukowi-praktycznei konferencii «Kluczowe aspekty naukowej dzialalnosci – 2009». – 2009. – С. 71-77.
9.Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org 5. Педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org 6. Фестиваль педагогических идей – Режим доступа: http://festival.1september.ru