12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малиничева Елена47
Россия, Кемеровская обл., пгт Промышленная

Едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.
Г.С. Виноградов

Пояснительная записка

Образовательная программа фольклорного ансамбля «Гармоника» ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

В связи с изложенным, фольклорный коллектив «Гармоника» видится его автору как центр духовного общения детей и их родителей на основе изучения народного творчества.

Название программы «Гармоника» – от слова «гармония»- лад, согласие - послужившего основой для названия данного фольклорного коллектива.

Направленность программы. Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, творческой деятельности по освоению народной культуры.

Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до детей высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважения к старшим, забота о младших - заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.

Основные принципы, теоретические основания и способы реализации, развивающих стратегий автор программы заимствовал из действующих в настоящее время программ дополнительного образования детей: «Веретенце» Е.А. Краснопевцевой; «Терем» Е.В. Нечаевой, А.А. Третьяковой; «Горенка» М.В. Хазовой; «Оберег» Е.Г. Ворониной; «Раёк» ИВ. Новичковой, НИ. Кубышиной, «Купаленка» Осиповой И.И., Артемовой И.А., Красуцкой И.Д.

Новизна программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение четырех лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решать задачи не только музыкального развития и эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, стремясь подражать старшим. В программе обучение детей проходит по трем предметам: музыкальному фольклору, народной хореографии и игре на народных инструментах.

Программа является образовательной, профессионально ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме для детей младшего школьного возраста дает серьезные и достаточные знания по устному народному творчеству, включает в творческую художественную деятельность.

Реализация настоящей программы требует от педагогов особенных личностных качеств: высокого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать детей, найти нестандартное решение и индивидуальный подход.

Цель программы – создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов, развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.

В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:

 

Воспитательные:

формировать интерес детей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур;

учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Образовательные:

развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

развитие моторики у детей;

формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

воспитывать творчески-активную личность.

Организация образовательного процесса

Программа «Гармоника» предназначена для комплексного изучения фольклора детьми

1-4 классов.

Такой значительный возрастной диапазон требует деления на этапы освоения традиционной народной культуры по следующим группам:

1 класс (34 часов в год)

2 класс (35 часов в год)

3 класс (52,5 часа в год)

4 класс (70 часов в год)

Реализация программы рассчитана на 4 года.

Организация занятий на первом году обучения (1 класс) построена следующим образом:

музыкальный фольклор – 9 часов в год;

народная хореография – 6 часов в год;

игра на народных инструментах – 2 часа в год.

Организация занятий на втором году обучения (2 класс) построена следующим образом:

музыкальный фольклор – 7 часов в год;

народная хореография – 25 часов в год;

игра на народных инструментах – 3 часа в год.

Организация занятий на четвертом году обучения (3 класс) построена следующим образом:

музыкальный фольклор –18 часов в год;

народная хореография – 10 часов в год;

игра на народных инструментах –24 часа в год.

Организация занятий на четвертом году обучения (4 класс) построена следующим образом:

музыкальный фольклор – 20 часов в год;

народная хореография – 20 часов в год;

игра на народных инструментах – 30 часов в год.

Продолжительность одного занятия – 45 минут, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с календарно-тематическим планированием, организационные и заключительные моменты занятия.

Содержание и направления образовательной деятельности

В освоении детьми основ народного искусства автор программы выделяет четыре основных этапа, соответствующие четырем возрастным категориям на четырехгодичный период обучения.

Первый этап – первый год обучения, 1 класс – этап «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ней.

Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: слушание, восприятие, игры (музыкальные, словесные), пение. Кроме того, они впервые знакомятся с народным календарем (по временам года), народными обычаями и обрядами.

Второй этап – второй год обучения, 2 класс - направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. На этом этапе уделяется большое внимание отечественному фольклорному материалу, выявляется специфика и единство. Обряды для ребенка – это, прежде всего, встреча со сказкой. Так, например, зимний святочный обряд (Христославие и Вертеп, Рождество и колядование, ряженье, встреча старого Нового года и посевание, Крещение и гадание) естественно переходит в рассказы о домовых и разной нечисти, а затем дети знакомятся с волшебными, кумулятивными сказками, а также сказками о животных.

Третий и четвертый этапы – третий и четвертый года обучения (3-4 классы). На этом этапе у детей появляется более точное определение и стабилизация интересов, поэтому автор программы называет этот этап «творческого самоопределения» ребенка в одном из видов народного творчества, наиболее соответствующих его наклонностям, способностям и желаниям. При выборе вида деятельности подросток руководствуется двухлетним опытом работы в фольклорном коллективе «Гармоника». И поэтому осмысленно выбирает занятие себе по душе: хореография, игра в ансамбле русских народных инструментов, театр, организатор игр и т.д. При этом еще и предполагается профессиональное осмысление выбранного вида деятельности, ориентация на повышение мастерства в художественных школах, музыкальных училищах, а в дальнейшем – в высших учебных заведениях.

Обучение в фольклорном ансамбле «Гармоника» проводится по трем направлениям:

музыкальный фольклор;

народная хореография;

игра на народных инструментах (ложки, бубен, губная гармошка, кувиклы, дрова, рожок, окарина и т.п.).

Сочетание в программе этих предметов создает условия для проявления способностей ребенка в различных видах деятельности (исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность), неразрывно связывает музыку, слово и движение, позволяющих комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусства ребенком.

Хотелось бы обратить внимание, что педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей танцевальные движения и игру на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

В результате обучения по программе русского фольклора обучающиеся должны:

изучить праздники русского календаря;

познакомиться с обрядами и традициями русского народа;

знать истоки тех или иных обрядов;

владеть элементами игры на народных инструментах;

уметь организовать собственный досуг;

владеть элементарной теорией сценического искусства;

проявлять уважение к традициям национального фольклора.

Подведение итогов производится 1 раз в полугодие в форме творческого отчета:

1й класс: постановка спектакля кукольного театра; исполнение танца полечки.

2й класс: игровая программа; игровой танец.

3й класс: обряд колядования; обряд масленицы.

4й класс: Трофимовские вечорки; ансамбль шумовых инструментов.

Тематический план:

1 класс (34 часов в год)

п\п

раздел

тема

Кол-во часов

Итого часов

теоретические

практические

 

Музыкальный фольклор

Жанры русского фольклора

1ч.

 

1ч.

Народный театр.

Истоки театрального действия.

Кукольный театр «Петрушка».

1ч.

1ч.

2ч.

Сказки.

1ч.

 

1ч.

Частушки.

1ч.

2ч.

3ч.

 

Народная хореография

Истоки народных танцев.

0,5ч.

 

0,5ч.

Историческая справка.

0,5ч.

 

0,5ч.

Элементы польки.

 

5ч.

5ч.

 

Игра на народных инструментах

знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи.

постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

знакомство детей с приемами игры на ложках. Разучивание частушек о хохломе.

освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр видеокассет.

работа над музыкальным произведением.

выступление на праздниках, концертах, развлечениях.

4ч.

17ч.

21ч.

 

9ч.

25ч.

34ч.

2 класс. (35 часов в год)

п\п

раздел

тема

Кол-во часов

Итого часов

теоретические

практические

 

Музыкальный фольклор

Частушки.

1ч.

2ч.

3ч.

Игры со словами.

Считалки.

Загадки.

Замысловатые вопросы.

Скороговорки.

1ч.

3ч.

4ч.

 

Народная хореография

Игровые танцы.

1ч.

5ч.

6ч.

Боевая пляска вприсядку.

 

6ч.

6ч.

Русский народный костюм.

1ч.

 

1ч.

Постановка игрового танца.

 

12ч.

12ч.

 

Игра на народных инструментах

Знакомство с инструментами.

 

3ч.

3ч.

 

4ч.

31ч.

35ч.

3 класс. (52ч.)

п\п

раздел

тема

Кол-во часов

Итого часов

Теоретич

Практич.

 

Музыкальный фольклор

Частушки.

 

2ч.

2ч.

Народные игры. 3 ч.

Обрядовые игры.

Развлекательные, досуговые игры.

Музыкальные игры.

 

4ч.

4ч.

Обряд колядования.

 

6ч.

6ч.

Обряд Масленица.

 

6ч.

6ч.

 

Народная хореография

Хоровод.

1ч.

 

1ч.

Постановка хороводного танца.

 

9ч.

9ч.

 

Игра на народных инструментах

Обучение игре на ложках.

Игра на двух ложках.

Игра на трех ложках.

Ансамбль ложкарей.

 

24ч.

24ч.

     

1ч.

51ч.

52ч.

4 класс. (70ч.)

п\п

раздел

тема

Кол-во часов

Итого часов

теоретич

Практич.

 

Музыкальный фольклор

Обряды и жанры русского обрядового фольклора.

Календарно-обрядовая поэзия.

Зимние обряды.

Весенне- летние обряды.

Осенние обряды и обрядовые песни.

Трофимовские вечорки. (постановка).

Семейно – обрядовая поэзия.

3ч.

17ч.

20ч.

 

Народная хореография

Пляски.

Элементы кадрили.

Элементы русской пляски.

2ч.

18ч.

20ч.

 

Игра на народных инструментах

Обучение игре на ложках.

Игра на двух ложках.

Игра на трех ложках.

Игра на четырех ложках.

Игра на шести ложках.

Игра на ложках под аккомпанемент.

 

10ч.

10ч.

Обучение игре на шумовых инструментах.

 

5ч.

5ч.

Ансамбль.

 

15ч.

15ч.

 

5ч.

65ч.

70ч.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.