12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Малиничева Елена47 Россия, Кемеровская обл., пгт Промышленная Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Фольклорный ансамбль «Гармоника»
/data/files/t1474214116.jpg (1920x2641)6
Едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.
Г.С. Виноградов
Пояснительная записка
Образовательная программа фольклорного ансамбля «Гармоника» ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
В связи с изложенным, фольклорный коллектив «Гармоника» видится его автору как центр духовного общения детей и их родителей на основе изучения народного творчества.
Название программы «Гармоника» – от слова «гармония»- лад, согласие - послужившего основой для названия данного фольклорного коллектива.
Направленность программы. Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, творческой деятельности по освоению народной культуры.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до детей высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважения к старшим, забота о младших - заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.
Основные принципы, теоретические основания и способы реализации, развивающих стратегий автор программы заимствовал из действующих в настоящее время программ дополнительного образования детей: «Веретенце» Е.А. Краснопевцевой; «Терем» Е.В. Нечаевой, А.А. Третьяковой; «Горенка» М.В. Хазовой; «Оберег» Е.Г. Ворониной; «Раёк» ИВ. Новичковой, НИ. Кубышиной, «Купаленка» Осиповой И.И., Артемовой И.А., Красуцкой И.Д.
Новизна программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение четырех лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.
Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решать задачи не только музыкального развития и эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, стремясь подражать старшим. В программе обучение детей проходит по трем предметам: музыкальному фольклору, народной хореографии и игре на народных инструментах.
Программа является образовательной, профессионально ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме для детей младшего школьного возраста дает серьезные и достаточные знания по устному народному творчеству, включает в творческую художественную деятельность.
Реализация настоящей программы требует от педагогов особенных личностных качеств: высокого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать детей, найти нестандартное решение и индивидуальный подход.
Цель программы – создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов, развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.
В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:
Воспитательные:
формировать интерес детей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур;
учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
Образовательные:
развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
развитие моторики у детей;
формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
воспитывать творчески-активную личность.
Организация образовательного процесса
Программа «Гармоника» предназначена для комплексного изучения фольклора детьми
1-4 классов.
Такой значительный возрастной диапазон требует деления на этапы освоения традиционной народной культуры по следующим группам:
1 класс (34 часов в год)
2 класс (35 часов в год)
3 класс (52,5 часа в год)
4 класс (70 часов в год)
Реализация программы рассчитана на 4 года.
Организация занятий на первом году обучения (1 класс) построена следующим образом:
музыкальный фольклор – 9 часов в год;
народная хореография – 6 часов в год;
игра на народных инструментах – 2 часа в год.
Организация занятий на втором году обучения (2 класс) построена следующим образом:
музыкальный фольклор – 7 часов в год;
народная хореография – 25 часов в год;
игра на народных инструментах – 3 часа в год.
Организация занятий на четвертом году обучения (3 класс) построена следующим образом:
музыкальный фольклор –18 часов в год;
народная хореография – 10 часов в год;
игра на народных инструментах –24 часа в год.
Организация занятий на четвертом году обучения (4 класс) построена следующим образом:
музыкальный фольклор – 20 часов в год;
народная хореография – 20 часов в год;
игра на народных инструментах – 30 часов в год.
Продолжительность одного занятия – 45 минут, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с календарно-тематическим планированием, организационные и заключительные моменты занятия.
Содержание и направления образовательной деятельности
В освоении детьми основ народного искусства автор программы выделяет четыре основных этапа, соответствующие четырем возрастным категориям на четырехгодичный период обучения.
Первый этап – первый год обучения, 1 класс – этап «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ней.
Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: слушание, восприятие, игры (музыкальные, словесные), пение. Кроме того, они впервые знакомятся с народным календарем (по временам года), народными обычаями и обрядами.
Второй этап – второй год обучения, 2 класс - направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. На этом этапе уделяется большое внимание отечественному фольклорному материалу, выявляется специфика и единство. Обряды для ребенка – это, прежде всего, встреча со сказкой. Так, например, зимний святочный обряд (Христославие и Вертеп, Рождество и колядование, ряженье, встреча старого Нового года и посевание, Крещение и гадание) естественно переходит в рассказы о домовых и разной нечисти, а затем дети знакомятся с волшебными, кумулятивными сказками, а также сказками о животных.
Третий и четвертый этапы – третий и четвертый года обучения (3-4 классы). На этом этапе у детей появляется более точное определение и стабилизация интересов, поэтому автор программы называет этот этап «творческого самоопределения» ребенка в одном из видов народного творчества, наиболее соответствующих его наклонностям, способностям и желаниям. При выборе вида деятельности подросток руководствуется двухлетним опытом работы в фольклорном коллективе «Гармоника». И поэтому осмысленно выбирает занятие себе по душе: хореография, игра в ансамбле русских народных инструментов, театр, организатор игр и т.д. При этом еще и предполагается профессиональное осмысление выбранного вида деятельности, ориентация на повышение мастерства в художественных школах, музыкальных училищах, а в дальнейшем – в высших учебных заведениях.
Обучение в фольклорном ансамбле «Гармоника» проводится по трем направлениям:
музыкальный фольклор;
народная хореография;
игра на народных инструментах (ложки, бубен, губная гармошка, кувиклы, дрова, рожок, окарина и т.п.).
Сочетание в программе этих предметов создает условия для проявления способностей ребенка в различных видах деятельности (исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность), неразрывно связывает музыку, слово и движение, позволяющих комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусства ребенком.
Хотелось бы обратить внимание, что педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей танцевальные движения и игру на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
В результате обучения по программе русского фольклора обучающиеся должны:
изучить праздники русского календаря;
познакомиться с обрядами и традициями русского народа;
знать истоки тех или иных обрядов;
владеть элементами игры на народных инструментах;
уметь организовать собственный досуг;
владеть элементарной теорией сценического искусства;
проявлять уважение к традициям национального фольклора.
Подведение итогов производится 1 раз в полугодие в форме творческого отчета:
1й класс: постановка спектакля кукольного театра; исполнение танца полечки.
2й класс: игровая программа; игровой танец.
3й класс: обряд колядования; обряд масленицы.
4й класс: Трофимовские вечорки; ансамбль шумовых инструментов.
Тематический план:
1 класс (34 часов в год)
№ п\п | раздел | тема | Кол-во часов | Итого часов | |
теоретические | практические | ||||
| Музыкальный фольклор | Жанры русского фольклора | 1ч. | 1ч. | |
Народный театр. Истоки театрального действия. Кукольный театр «Петрушка». | 1ч. | 1ч. | 2ч. | ||
Сказки. | 1ч. | 1ч. | |||
Частушки. | 1ч. | 2ч. | 3ч. | ||
| Народная хореография | Истоки народных танцев. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
Историческая справка. | 0,5ч. | 0,5ч. | |||
Элементы польки. | 5ч. | 5ч. | |||
| Игра на народных инструментах | знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи. постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. знакомство детей с приемами игры на ложках. Разучивание частушек о хохломе. освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр видеокассет. работа над музыкальным произведением. выступление на праздниках, концертах, развлечениях. | 4ч. | 17ч. | 21ч. |
9ч. | 25ч. | 34ч. |
2 класс. (35 часов в год)
№ п\п | раздел | тема | Кол-во часов | Итого часов | |
теоретические | практические | ||||
| Музыкальный фольклор | Частушки. | 1ч. | 2ч. | 3ч. |
Игры со словами. Считалки. Загадки. Замысловатые вопросы. Скороговорки. | 1ч. | 3ч. | 4ч. | ||
| Народная хореография | Игровые танцы. | 1ч. | 5ч. | 6ч. |
Боевая пляска вприсядку. | 6ч. | 6ч. | |||
Русский народный костюм. | 1ч. | 1ч. | |||
Постановка игрового танца. | 12ч. | 12ч. | |||
| Игра на народных инструментах | Знакомство с инструментами. | 3ч. | 3ч. | |
4ч. | 31ч. | 35ч. |
3 класс. (52ч.)
№ п\п | раздел | тема | Кол-во часов | Итого часов | |
Теоретич | Практич. | ||||
| Музыкальный фольклор | Частушки. | 2ч. | 2ч. | |
Народные игры. 3 ч. Обрядовые игры. Развлекательные, досуговые игры. Музыкальные игры. | 4ч. | 4ч. | |||
Обряд колядования. | 6ч. | 6ч. | |||
Обряд Масленица. | 6ч. | 6ч. | |||
| Народная хореография | Хоровод. | 1ч. | 1ч. | |
Постановка хороводного танца. | 9ч. | 9ч. | |||
| Игра на народных инструментах | Обучение игре на ложках. Игра на двух ложках. Игра на трех ложках. Ансамбль ложкарей. | 24ч. | 24ч. | |
1ч. | 51ч. | 52ч. |
4 класс. (70ч.)
№ п\п | раздел | тема | Кол-во часов | Итого часов | |
теоретич | Практич. | ||||
| Музыкальный фольклор | Обряды и жанры русского обрядового фольклора. Календарно-обрядовая поэзия. Зимние обряды. Весенне- летние обряды. Осенние обряды и обрядовые песни. Трофимовские вечорки. (постановка). Семейно – обрядовая поэзия. | 3ч. | 17ч. | 20ч. |
| Народная хореография | Пляски. Элементы кадрили. Элементы русской пляски. | 2ч. | 18ч. | 20ч. |
| Игра на народных инструментах | Обучение игре на ложках. Игра на двух ложках. Игра на трех ложках. Игра на четырех ложках. Игра на шести ложках. Игра на ложках под аккомпанемент. | 10ч. | 10ч. | |
Обучение игре на шумовых инструментах. | 5ч. | 5ч. | |||
Ансамбль. | 15ч. | 15ч. | |||
5ч. | 65ч. | 70ч. |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: