Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный краевед»
для учащихся 1 класса
Направление внеурочной деятельности: общекультурное
Возраст: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Аннотация
Программа кружка общекультурного направления «Юный краевед» для обучающихся 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа направлена на формирование экологической грамотности младших школьников.
В процессе овладения умениями работать с учебно – научными текстами, дидактическими и раздаточными материалами, справочной литературой у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действ
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Юный краевед» составлена для обучающихся 1 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» предусматривает достижение учащимися начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями;
объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей;
формулировать самому простые правила поведения в природе;
испытывать чувство гордости за красоту родной природы;
вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты освоения курса
Метапредметные результаты освоения курса характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных:
предполагать, какая информация необходима;
самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые справочники, энциклопедии;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
составлять план выполнения задач;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Предметные результаты освоения курса
Предметные результаты освоения курса характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса внеурочной деятельности «Юный краевед»
В результате освоения курса учащиеся должны знать/усвоить/иметь:
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на земле;
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, земляками;
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Отличительной особенностью программы является то, что программа «Юный краевед» направлена прежде всего на формирование исследовательских умений и навыков обучающихся на основе эколого-краеведческих знаний.
В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в регионе.
Формы проведения занятий:
Дистанционная (Д) – 14 часов (просмотр видеофильмов, презентаций, компьютерные тесты)
Очная (О) – 11 часов
Каникулярный период (К) – 4 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема (кол-во часов) | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты | Основные направления воспитательной деятельности, календарные мероприятия. | |
1 | Моя семья (4 ч) | Что такое семья? Вводное занятие. Кто я? Где живу? Мой папа. Моя мама. Знакомство с профессиями. Показ презентации «Такие разные профессии». Профессии моих родителей. Моя бабушка. Мой дедушка. Конкурс рисунков «Моя семья» | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Проговаривать последовательность действий на занятии. | Л3, Л5, М1, М2, М3, М4, М8, М11, П1, П2, П3, П4, П5 | 1. Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. Формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, воспитание ценностного отношения школьников к культуре. 2. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 3.Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 4. Всероссийская акция «Вместе, всей семьёй».. 5. Организация сотрудничества и взаимопомощи в классе. 6. День работника дошкольного образования. 7. Международный день пожилых людей. 8. День учителя. 9. Международный день библиотек. 10. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 11. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | |
2 | Моя школа (5 ч.) | Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. Моя школа. Достижения моей школы. Традиции школы. Законы и заповеди. Мой класс. Правила поведения в классе. Конкурс рисунков «Моя школа». Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Проговаривать последовательность действий на занятии. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Л3, Л5, М1, М2, М3, М4, М8, П1, П2, П3, П5 | 1. Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. Формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, воспитание ценностного отношения школьников к культуре. 2. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 3.Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 4. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. 5. Международный день КВН. 6. З10 лет со дня рождения М.В. Ломоносова. 7. День словаря. 220 лет со дня рождения В.И. Даля. 8. День матери в России. 9. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 10. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | |
3 | Мой край (9 ч.) | Мой край – Хакасия. Символика. Моё село. История моего села. Экскурсия в краеведческий музей. Мой любимый уголок села. Памятные места моего города. Экскурсия. Мои известные земляки. Конкурс рисунков «Мой родной город». | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу | Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, М1, М3, М4, М6, М8, М11, П5 | 1. Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. Формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, воспитание ценностного отношения школьников к культуре. 2. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 3.Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 4. День Конституции Российской Федерации. Всероссийская акция «Мы – граждане России» . 5.День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Урок памяти. 6. Международный день родного языка. 7. День защитника Отечества. 8. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 9. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов | |
4 | Моё село. Природа родного края. (11ч.) | Город Абакан. Вводное занятие. Растения родного края. Экскурсия в природу. Насекомые нашего края. Обитатели вод. Общие признаки рыб. Охрана рыбных богатств. Викторина «Золотая рыбка». Птицы нашего края. Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек. Конкурс рисунков «Природа родного края». Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности. | Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8, М9, М10, М11, П1, П3, П5 | 1. Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. Формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, воспитание ценностного отношения школьников к культуре. 2. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 3.Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 4. Всемирный день Земли. Экологический урок. 5. Праздник весны и труда. 6. День Победы. Международная акция «Георгиевская ленточка». 7. Международный день семьи. 8. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 9. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов | |
КАЛЕНДАРО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
(1 час в неделю, 29 часов в год)
№ п/п | Тема занятия | Кол. Часов | Дата | |
План | Факт | |||
Моя семья (4 ч) | ||||
1 | Что такое семья? Вводное занятие. (О) | 1 | | |
2 | Мой папа. Моя мама. (О) | 1 | | |
3 | Знакомство с профессиями. (О) | 1 | | |
4 | Конкурс рисунков «Моя семья». (Д) | 1 | | |
Моя школа. (5 ч.) | ||||
5 | Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. (О) | 1 | | 12.11 |
6 | Моя школа. Достижения моей школы. (Д) | 1 | | |
7 | Традиции школы. Законы и заповеди. (Д) | 1 | | |
8 | Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. (О) | 1 | | |
9 | Конкурс рисунков «Моя школа». Дом, в котором я учусь. (О) | 1 | | |
Мой край (9 ч.) | ||||
10 | Мой край – Хакасия. Символика. (Д) | 1 | | |
11 | Моё село. История моего села. (Д) | 1 | | |
12 | Экскурсия в краеведческий музей. (К) | 1 | | |
13 | Мой любимый уголок села. (К) | 1 | | |
14 | Памятные места моего города. Экскурсия (К) | 1 | | |
15 | Мои известные земляки. (Д) | 1 | | |
16 | Традиции родного города. (Д) | 1 | | |
17 | Посещение сельской библиотеки (О) | 1 | | |
18 | Конкурс рисунков «Мой родной город». (Д) | 1 | | |
Моё село. Природа родного края. (11 ч.) | ||||
19 | Город Абакан. Вводное занятие. (О) | 1 | | |
20 | Растения родного края. Экскурсия в природу. (К) | 1 | | |
21 | Насекомые нашего края. (О) | 1 | | |
22 | Обитатели вод. Общие признаки рыб. Охрана рыбных богатств. (Д) | 1 | | |
23 | Птицы нашего края. (О) | 1 | | |
24 25 | Охрана птиц. (Д) Сооружение и установка скворечников, кормушек. (Д) | 2 | | |
26 | Звери, обитающие на территории нашего района. (Д) | 1 | | |
27 | «В мире животных». Викторина. (Д) | 1 | | |
28 | Конкурс рисунков «Природа родного края». (Д) | 1 | | |
29 | Промежуточная аттестация. Тест (О) | 1 | | |
Итого | | | |
Виды деятельности обучающихся:
игровая
познавательная
Формы организации деятельности
экскурсии
конкурсы
соревнования
настольные, дидактические игры
тематические занятия
Оценочный материал
Формы подведения итогов реализации программы
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Подведение итогов может осуществляться в следующих формах:
Текущая аттестация - участие в конкурсах, выставках, творческие, практические работы.
Промежуточная аттестация - защита творческого проекта, тестирование.
Промежуточная аттестация:
Тест «Край, в котором я живу».
Начало формы
1. Каким субъектом РФ является Хакасия?
А) Край
Б) Автономная область
В) Республика
2. В какой федеральный округ входит Хакасия?
А) Сибирский ФО
Б) Северо-Кавказский ФО
В) Приволжский ФО
3. Столица Хакасии?
А) Сыктывкар
Б) Абакан
В) Нальчик
4. С чем не граничит Хакасия?
А) Республика Тыва
Б) Красноярский край
В) Республика Карелия
5. Существует ли хакасский язык?
А) Да
Б) Нет
6. Какая река протекает по территории Хакасии?
А) Днепр
Б) Волга
В) Енисей
7. Сколько городов республиканского назначения располагаются на территории Республики Хакасия?
А) 5
Б) 8
В) 10
8. Что является основой экономики Хакасии?
А) Добыча алмазов
Б) Атомная энергетика
В) Гидроэлектроэнергетика
9. Что не добывают на территории Хакасии?
А) Уголь
Б) Золото
В) Алмазы
10.Жилище хакасов?
А) иглу
Б) чум
В) юрта
11.Айран – это…….
А) сыр
Б) кислое молоко
В) кисломолочный напиток
12. Чыл Пазы –это……………
А) название деревни
Б) имя фамилия
В) праздник
13. В Хакасии нет города.
А)Сорск
Б) Абаза
В) Челябинск
14.Какого цвета нет в хакасском флаге?
А) синего
Б) белого
В) розового
Конец формы